Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Жизнь прекрасна!" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Погребение Святогора
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Добрый день!
Вы получили это письмо, так как подписались на рассылку "Тексты народных преданий"
Выпуск шестой
Погребение Святогора
Комментарий
Погребением Святогора обычно заканчиваются былины о нем. Но есть варианты, в которых оно выделено в качестве самостоятельного сюжета. Один из таких вариантов известен по пересказу К.С. Аксакова. В "Заметке о значении Ильи Муромца", сравнивая образы Святогора и Ильи, К.С. Аксаков вспоминает рассказ, слышанный в детстве:
Илья Муромец после многих, совершенных им, богатырских подвигов, не найдя себе равного силою, заслышал, что есть один богатырь силы непомерной, которого и земля не держит и который на всей земле нашел одну только, могущую выдержать, гору, и лежит на ней. Илье Муромцу захотелось с ним померяться. Пошел он искать этого богатыря и нашел гору, а на ней лежит огромный богатырь, сам как гора. Илья наносит ему удар.
- Никак, я зацепился за сучок,- говорит богатырь.
Илья, напрягши всю свою силу, повторяет удар.
- Верно, я за камешек задел,- говорит богатырь; оборотясь, он увидел Илью Муромца и сказал ему: - А, это ты, Илья Муромец! Ты силен между людьми, и будь между ними силен, а со мною нечего тебе мерять силы. Видишь, какой я урод; меня и земля не держит, нашел себе гору и лежу на ней.
Здесь я предлагаю вам прочесть два текста, посвященные погребению Святогора.
I
Стихотворный вариант, записанный в 1901 году А.Д. Григорьевым от сказителя В.П. Аникеева. В былине этой, соединяющей самые разные былинные и сказочные мотивы, Святогор выступает главным действующим лицом, а погребают его Илья Муромец и Алеша Попович.
Публикуется по изданию Григорьев А.Д. Архангельские былины. Спб., 1910, т. 3, № 46.
Во славном во городи во Чернигове
Да у ласкова-ле у князя-ле у Олеховича
Собралисе фсе его бохатыри,
И славный бохатырь Светогор его,
Во главе его были двенаццэть бохатырей.
Они фсе тут ко князю да собиралисе.
Выходил к ним веть князь да в нову горенку,
Он прыказывал им да молодеческих:
- Уш вы съездите, браццы, да во чисто поле,
Во то же роздольицо шырокое,
Восточною да во стороночку.
Там веть грозная туча да поднимаицсэ
На меня-то на князя на Чернигова;
Рать-силы веть, видно, там смету нет
Того же веть, веть князя Додонова;
Он хочет Чернигоф во полон де взять,
А меня, князя Чернигова, во тюрьму садить,
А мою-то княгиню ко сибе же взять.
Тут стретите эту да силу сильнюю,
Силу сильную стретите, несметную рать,-
Вы не дайте ей ходу до Чернигова.
Вы не можете ли да ей побить-поколоть,
Вы побить-поколоть, россеять но чисту полю,
По тому же роздольицу шырокому,
Слободить миня, князя Чернигова,
А также мою молодую кнегиню Апраксию?-
Отвечали ему да добры молоццы,
Ишше сильны-могучие богатыри:
Уш ты ой еси, великий князь чернигофский!
Мы постараемсе тибе служить правдой-верою,
Правдой-верою служить да неизменною;
Ты позволь только нам да прыказанье дать;
Мы поправимсе со фсей со силой-армией,
Мы очистим то поле от силы рати-армии.-
Говорыл им тут князь да во фторой же раз:
- Вы сейчас поежжайте, мои сильны бохатыри:
Веть туча-та блиско подвигаицса,
Штоб не дать им занять да нашего Чернигова.-
В ответ ему сильные бохатыри:
- Уш ты ой еси, княсь Олек чернигофский!
Ты дай нам нонь выпить по чарочки,
По чарочки выпить зелена вина,
Зелена вина выпить да полутора ведра.-
Тут же сейчас княсь да роспоредифшись же ф том,
Он выкатил бочку да з зеленым вином,
Наливал он по чарочке полтора ведра,
Подавал он со старшого до млатшого.
Кто мог из них выпить по две чарочки,
А сам Святогор выпил четыре чарочки.
Они седлали своих да коней добрыех,
Они садились во седла черкасские,
Они клали в стремена ноги уборныя
И отправились во чисто поле.
Они стретили рать-силу могучую
Того же князя Додона Додоныча
С его же петидесетью сильными бохатырями,
Которые стретились, поровнялися
З двенаццэтью сильными бохатырями
Князя Олега чернигофского.
Они стали в бою да среди армии,
Они первые съехались и розъехались,
Они кажный один и на один.
А ф-первые съехался Светогор-богатырь;
Он вышып ис седла своего противника
Своим же копьем, только тупым концом.
Тут фся ихна сила приужахнулась,
Как увидела сильного своего бохатыря,
Побежденного в битве со Светогором же.
Они бросились фсе тут сила-армия
На того же на бохатыря Святогора сильного.
Святогор со своей да сильной палицей,
Он начал помахивать в обе стороны:
Если ф правую махнет, дак делат улицей;
А ф леву, дак переулками;
Серединою ехал, конем топтал.
Прыбил он тут силы много множество,
Остальная же сила в бег пошла.
Преследовал фсю силу Светогор Романовиц,
Он очистил фсе поле от силы-армии.
Он приехал тогда да ф красен Чернигоф-град
К тому же ко князю Олеговичу.
Благодарил его тут княсь чернигофской:
- Чего хочешь ты взять, да Святогор Романович?
Ты бери моей казны, сколько надобно;
Ты бери от миня да славы-почести,
Ты бери от миня села с приселками.-
В ответ ему на то Светогор Романович:
- Мне не надобно, княсь, да золотой казны,
Мне не надобно, княсь, да славы-почести,
Мне не надобно, княсь, да села с приселками;
Только позволь мне-ка, княсь, ехать во чисто поле
Да ф то же роздольицо шырокое
Мне сибя показать и людей посмотреть.-
- Уш ты ой еси, мой да Святогор Романович!
Поежжай ты, Святогор, да во чисто поле;
Если нужно тибе да золотой казны,
Чево нужно тибе, беры по надобью.-
- Ничиво мне не надо, княсь чернигофский;
Уш я еду со своим да конем добрыем,
Со своей уже палицей буевою,
Со своим копейцем бурзаминскиим,
Со своею сабелькой вострою.-
Они стали со стульеф, попрошшалися.
Он провадил тут сильного бохатыря,
Он провадил его да на красно крыльцо.
Только видял бохатыря, на коня скочил;
А не видел бохатыря во чистом поли;
Только видел: во чистом поли курева стоит,
Курева же стоит, да дым столбом валит.
Тут ехал сильный бохатырь Святогор Романович.
Он завидел: во чистом поле тры шатра стоит,
У шатроф же у этих три коня стоит
Со фсею со збруей богатырскою.
Он подъехал к шатру, с коня скочил;
Привязал он коня, да куды надобно;
Он дал ему ись пшеницы белояровой.
Он отправилса первый во первой шатер,
В коем спит сильный-могучей Илья Муромец;
Во фторой он зашол: спит Добрынюшка Мекитич млад;
Он ф третей зашол: Олешенька Попович же.
И фсе тут три богатыря от сна встали же,
Они встали, со Святогором поздоровались;
Они пили напиточки слаткия
И закусывали ясвами сахарными.
- Мы куда же теперь, браццы, будем путь держать,
Будем путь мы держать да куды ехати?-
- Мы поедем в роздольицо шырокое
И ф том же роздольи ко синю морю
На те жа на воды на прохладные,
Мы будем купаться в водах прохладныех.-
Они здумали, сели, поехали.
Приехали бохатыри ко синю морю.
От сильного зною, жару палящаго
Они стали во синем мори купатися;
Они стали во синем море забавлятися,
Кто лутше и дальше мог проплыть струи.
Из них же Добрынюшка Некитич млад
От первой струи проплыл до двенаццатой,
От двенаццатой Добрыню на пятнаццату
Напротиву воды клокощущей.
Не мог плыть Добрынюшка в обратный путь,
Отнесло тут Добрыню да во сине море.
Остальные бохатыри повернуфшись фсе,
И вышли бохатыри ис синя моря.
Они сели на своих да коней добрыех,
И поехали сильные бохатыри.
Они поехали полем, полем чистыем,
Они завидели ф поле камень великий же,
Они подъехали к малу ко серу камню.
У того же у камня гроп велик стоял.
- Кому же тот гроп да прынадлежит веть он?-
Говорыл тут Ильюшка Муромец:
- Я сойду и померяюсь во белом гробе.-
Он сошол в етот гроп и розлегсэ в нем,
Говорыл Светогору Романовичу:
- Этот гроп же делан не по моим костям,
Он велик для миня, да Ильи Муромца.
Ну померийсе же ты, Олешенька Попович млад.-
И Олешенька лег во этот новой гроп:
И Олешеньки гроп тоже велики есть.
Тут сошол же с коня своего могучего
Сильный-могучей Святогор Романович:
- Ну-ка я, друзья, стану, лягу и помереюсь.-
Он лег ф етот гроп: да как должно ему,
И подобной же гроп как бутто ему деланой.
- Налоште-ко крышу гробовую здесь;
Она можот ли закрыть мою грудь высокую?-
Они наложыли крышку на гроб ту белую,
Она закрыла же грудь сильного бохатыря.
Он говорыл же Святогор Романович:
- Вы снимите, друзья, типерь крышку белую;
Уш я выйду из гроба, из гроба новаго.-
Они начели брацса за крышку белую,
Но не могут отнять от гроба новаго.
Говорыл им Святогор тут Романович:
- Ударьте по гробу палицей буевою,
Рашшибите вы крышу гроба новаго.-
Тут взяфши Илья Муромец за палицу,
Он ударывши палицей ф конец гроба.
Они думали, гроб розобьетца вдребезги;
Но гроб стоял как недвежим всегда,
И на гробе оказалсе обруч медный.
Говорыл же Святогор да сын Романович:
- Уш вы, друзья-братья мои, бытьте товарышши;
Вы ударьте по гробу во другой конец;
Вы не можете ли росшибить гроба нового?
Ударьте ж, браццы, во последний рас.-
И ударыфши; от удара в третий рас
Как наскочифши два обруча железныех.
Говорыли друзья ему, товарышши:
- Што твоя судьба, братец, во последний рас;
Мы имеем с тобой только прощатися.-
- А мне ж, друзья, прыходит смерточка,
И смерточка прыходит мне-ка скорая.
О том вы можете сказать князю Чернигову,
Что помер Святогор да сын Романович;
Пускай они поют панихиды многия,
Пускай поминают Святогора сильнаго.
Когда буду издыхать-помирать, друзья,-
При последнем же здохе вы мало слушайте,
Вы немного из него сибе понюхайте,
Последния дыхания Святогорова;
Вы будете сильней в десеть рас сего.-
Тогда кончилса сильный-могучий
Святогор Романович.
Они выкопаф могилу преглубокую
И спустили в могилу гроб Святогора Романова,
3асыпали песком-хрящом сыпучием;
Навалили они сер камень великий же
И зделали на нем да надпись высекли:
- Лежит пот тем камнем сильный-могучей бохатырь
Святогор Романович;
Он родившысь же был да во городе в Чернигове;
По судьбе же Бога он помер во чистом поле,
Во чистом же он поле, пот сим серым камнем.-
Они поехали, друзья, да во Чернигов-град;
Доложыли обо фсем князю чернигофскому,
О смерти жи сильного бохатыря,
Того же бохатыря Святогор Романовича.
II
В 1961 году, через сто лет после К.С. Аксакова и П.Н. Рыбникова, побывальщина о погребении Святогора была записана на Мезени от восьмидесятилетней А.Е. Паюсовой.
Текст публикуются по изданию: Песенный фольклор Мезени. Л., 1967, № 218;
Ехали они тут, Святогор и Илья, куда ли, бог знает
Едут, едут, глядят - на гроб наехали.
Стоит гроб большой, никому не впору.
Пустой стоит. Святогор говорит Ильи:
- Ну, попробуй, ложись, не на тебя ли рублен?-
Илья послушался, лег-
Ровно малой ребенок в гробу.
Не по нем гроб-то строен.
А Святогор лег - в самой раз ему.
Ну, попробовал, вставать хочет.
И не выйти ему из гроба-то: крышка нахлопнулась.
Говорит он Илье:
- Руби, говорит, брат, со всей силы.-
Илья палицу свою поднял, стал по гробу бить.
Раз ударит - железной обруч наскочит.
Другой раз ударит - другой обруч наскочит.
Святогор говорит:
- Нет, видать, не выйти мне отсюдова.
И зачем лез! - Так там и помер, Святогор-то.
А Илья дальше поехал.
Книги о народных преданиях, традициях и обычаях
- А. В. Терещенко Быт русского народа
- Перед вами уникальное издание. Оно составлено из знаменитого семитомного труда известного российского ученого XIX века А.В.Терещенко, посвященного быту русского народа. Наше издание включает наиболее важные и интересные разделы этого труда. Устройство жилищ, одежда, пища, различные обряды и праздники - все это увлекательно и живо описано в книге, которая проникнута любовью к народу и истинным знанием его истории, его повседневной жизни. Цена - 116 руб.
- Ф. С. Капица Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы
- В книге широко и системно отражены представления славян языческих времен, раннего христианского периода о мире и его устройстве, а также образы и символы славянской мифологии, персонажи славянских сказок, народные обычаи, обряды, праздники и христианские ритуалы. Дается объяснение сохранившихся до наших дней ритуалов и таинств с учетом последних достижений фольклористики и этнографии. Приводятся иллюстрации из редких и малоизвестных источников. Цена - 119 руб.
- П. В. Романов Застольная история государства Российского
- Гостеприимство с радушным застольем - одна из старых и добрых российских традиций. За праздничной домашней трапезой в дружеском кругу или на официальном обеде государственных деятелей нередко проявляются (невидимые при иных обстоятельствах!) черты и штрихи характера нации. Предлагаемая книга - занимательный рассказ об истории нашей Родины, изложенный в довольно неожиданном аспекте. Любовно и тщательно собранные автором сведения впервые представляют широкую панораму российского застолья в столь глубоком срезе времен: от X века до дней сегодняшних. Это издание - не сухое научное исследование по истории быта и не кулинарное пособие (хотя порой автор не в силах преодолеть соблазн и приводит технологию приготовления особенных блюд...). Исторические факты перемежаются здесь с анекдотами былых времен. Реальные события сопрягаются с легендами и байками. На страницах книги возникает галерея известных государственных и политических лиц, деятелей науки и искусства, а также людей, сохранившихся в истории благодаря своим кулинарно-гастрономическим чудачествам. Она позволяет глубже постичь сущность натур и характеров как исторических деятелей и знаменитостей, так и обычных простых людей России разных столетий. Многочисленные забавные и грустные миниатюры дают читателю возможность не только почувствовать аромат той или иной эпохи, но и лучше понять истоки возникновения некоторых наших обычаев и нравов - хороших и дурных. Цена - 117 руб.
До встречи!
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||