Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Форума история Казахстана


Изюминки и хитрости "Кавказской пленницы"

Картина Леонида Гайдая заняла четвертое место среди абсолютных лидеров советского проката - в год выхода на экраны ее посмотрели более 76 миллионов зрителей.

Больше аудитории оказалось потом только у таких советских кинохитов, как "Пираты ХХ века", "Москва слезам не верит" и у еще одной гайдаевской ленты - "Бриллиантовой руки".

Искрометная комедия подарила народу множество фраз, которые быстро стали крылатыми: "Птичку жалко...", "Мементо мори. - Моментально, в море", "Короче, Склихасовский!..", "Бамбарбия, кергуду", "Жить, как говорится, хорошо. - А хорошо жить - еще лучше", "Я, извините, переоденусь. - Не беспокойся, в морге тебя переоденут!" 

Однако приключения Шурика, отправившегося на Кавказ за этнографическим материалом, зрители могли не увидеть.

В Госкино СССР категорически не хотели принимать фильм. Не нравились шутки, не нравились песни композитора Александра Зацепина, одну из которых, "Если б я был султан", объявили аморальной. Один из чиновников заявил авторам, что эта антисоветчина выйдет на экран только через его труп.

Спас ситуацию Леонид Ильич Брежнев, любивший на правительственной даче в часы досуга знакомиться с новинками большого экрана. Ему "Пленница" понравилась настолько, что он распорядился дать свет проекту.

Но от "ляпов" не застрахован ни один, даже самый прославленный режиссер. Не стала исключением и картина Леонида Гайдая. Впрочем, в подобных "народных" фильмах любой промах - это не ошибка, а лишь очередная "изюминка".



Уже в самом названии фильма кроется известная нестыковка. Лента называется "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", и задумывалась она как продолжение нашумевшей "Операции Ы". Все верно – и Шурик тот же, и "великолепная троица". Непонятно только одно: как же главный герой не узнал в "кунаках" бандитов, покушавшихся на склад в первом фильме?

Карандаш-призрак

В эпизоде с уроком твиста на столе у героя Вицина, пересчитывающего деньги, лежит двусторонний карандаш, который сначала обращен красной стороной к Трусу, а спустя долю секунды – уже чудесным образом поворачивается синей.

Лже-рыба

Внимательный игрок в домино, просмотрев эпизод с сеансом одновременной игры, может заметить, что, в сущности, ни о какой рыбе, вопреки словам Балбеса, речи идти не может. Во-первых, в двух местах лежит кость "5:4", во вторых отсутствует кость "5:1".

Ботинки в реке

В сцене, где Нина вытаскивает Шурика из горной реки тот, прежде чем забраться в спальный мешок, сбрасывает ботинки. Продолжение всем известно: упакованный Шурик начинает прыгать по поляне и, в конце концов, сваливается с обрыва прямо в горную реку. Спортсменка и комсомолка вытаскивает его из воды. Но из реки Шурик выбирается в обуви.

Прожорливая комсомолка

Наибольшее число "ляпов" пришлось на сцены, снятые в доме товарища Саахова. Начать хотя бы с того, что глазок, в который за Ниной подглядывает герой Фрунзика Мкртчана, уже через минуту исчезает со стены. Еще одна "нестыковка" - поднос с едой. Трус, Балбес и Бывалый приносят Нине роскошный обед из фруктов и коврижек. А когда исполнение песни о султане окончено, зритель отчетливо видит, что поднос совершенно пуст. Выходит, что оголодавшая комсомолка "смела" целый стол с яствами за считанные минуты.

Марлевая повязка

Сцена, где Моргунову делают укол при помощи шприца, больше похожего на насос, тоже отмечена забавной нестыковкой. Друг Шурика, у которого не получается вытащить шприц из филейной части тела Бывалого, плюет на руки…через марлевую повязку.

"Настоящие" сосульки и "дикий" медведь

Гималайские медведи, подобные косолапому, выпрыгивающему из пещеры прямо на героев фильма, в данном регионе не обитают. Наверное, именно поэтому на "диком звере" отчетливо виден ошейник.

Не укроется от глаз внимательного зрителя и следующий факт: когда Вицин, Никулин и Моргунов в пылу погони забираются в рефрижератор, наружу они выходят покрытые "инеем". Выглядит все довольно натурально, за исключением сосулек на шляпе у Труса,  раскачивающихся при каждом его движении.

Цензура и маленькие хитрости

Советская цензура запретила следующую вступительную сцену фильма, которую придумали Гайдай и Никулин: Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву "Х". Следом появляется Балбес и дописывает букву "У". Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свиста. Но Балбес, не растерявшись, дописывает: "Художественный фильм".

Фокус с поворотом головы Вицина на сто восемьдесят градусов снимали в несколько приемов. Первый: Вицин, опустив папаху на лицо, шевелит пальцами рук, сложенными на груди, - камера снимает, останавливается. Второй: Вицин надевает пиджак задом наперед, папаха на лице, пальцы шевелятся - камера снимает, останавливается. А эти кадры "разбиваются" еще одним куском, где снят затылок Георгия Михайловича: сначала под папахой, а потом когда ее сдвигают кверху.

В сцене, где троица Вицин-Моргунов-Никулин пьёт пиво, Вицин будучи заядлым трезвенником, глотнул-таки настоящего пива.

Источник


В избранное