Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Татарская история - археология, этнография, эпитафии 16 декабря 2007г



    Ташлардагы татар тарихы

        16 декабря 2007 г

    Декоративно-прикладное искусство казанских татар - Резьба по камню

    Г.Ф. Валеева-Сулейманова

    В оформлении каменных надгробий и в убранстве булгарской и татарской архитектуры нашло проявление искусство резьбы по камню, своеобразно запечатлевшее в формах монументальной пластики орнаментальное творчество народа и искусство каллиграфии. Сложившаяся единая художественная система орнамента и надписей нашла воплощение в символике надгробий и более обобщенно - в архитектуре культовых и гражданских сооружений, в деталях их декорировки.

    В уникальных памятниках булгарской архитектуры XIII-XIV веков отразились самобытные принципы декорировки и объемно-пространственные решения, имеющие параллели в отдельных конструктивных формах закавказской, крымской и малоазийской архитектуры сельджукского времени, в культурный ареал которых входила и Волжская Булгария как "самая северная страна мусульманского мира".

    Орнаментальная резьба применялась в основном в акцентирующих формах архитектуры (бордюрах арок, обрамлениях дверных и оконных проемов, порталов, ниш) и наиболее часто встречалась в ленточной и круговой композициях. Туф, известняк - местные строительные и облицовочные материалы были податливы для обработки, и мастера вырезали на их поверхности округлые и криволинейные цветочно-растительные, геометрические узоры. Мотивы сложных плетенок, сердечек, пальметт, тюльпанов, трилистников, шести-восьмиконечных звезд арабескового типа органически сочетались в раппорте с вязью надписей арабского письма - благопожелательными формулами из Корана.

    Нам мало что известно об архитектуре периода Казанского ханства и ее развитии до середины XVIII века. Лишь после реформ русской императрицы Екатерины II и издания ее "Указа о терпимости всех вероисповеданий" 1773 года татарам было разрешено строительство монументальных культовых и гражданских сооружений. В Казани, а также в городах средней полосы России со значительным числом татарского населения (Уфе, Оренбурге, Уральске, Пензе, Саратове, Астрахани и других) воздвигаются каменные мечети, духовные школы, частные особняки татарской знати, духовенства.

    Сохранившиеся памятники культовой архитектуры XVIII - начала XX века имеют традиционные объемно-пространственные решения, но фасады и интерьеры их декорируются в формах барокко и классицизма (мечети Марджани, Апанаевская), а позднее - ампира и эклектики (Бурнаевская, Азимовская мечети).

    Если фрагментарность сведений о развитии монументальной архитектуры не позволяет нам последовательно проследить эволюцию форм резной декорировки, то в малой архитектурной пластике, представленной каменными надгробиями, вырисовывается непрерывная нить развития, пронизывающая ряд столетий и объединяющая стилевые черты различных локальных центров татарской художественной культуры - в основном Казани и крупных сел Заказанья. Каменные стелы - "кабрташи", дошедшие до нас с XIII-XIX веков, и поныне можно встретить на сохранившихся старинных некрополях. Поверхность этих надгробий покрыта изысканным растительным орнаментом и надписями, которые выполнялись искусными резчиками-каллиграфами, поднявшими искусство художественной обработки камня, при всей трудоемкости этого ремесла, до уровня виртуозности.

    Каменные надгробия со стрельчатым или килевидным завершением с начертанными на них текстами философского содержания символизировали переход души в высшее состояние: "Из мира тленного ... в мир вечности лег". При этом надписи входили в цветочный узор, так называемый "цветущий куфи", который вскоре преобразился в "сульс" - наиболее изысканный почерк арабского письма.

    Оформление каменных надгробий изменялось от рациональной лаконичности декора и далеко не изощренной техники резьбы булгарского времени к более изысканному по орнаментике и эпиграфике разнообразию композиций периода Казанского ханства и от них - к великолепию орнамента и утонченности каллиграфии камней XVIII - 1-й половины XIX века.

    Для булгарского времени характерны два типа надгробий. Первый из них связан с народным искусством, второй - с профессиональной, ремесленной культурой города. А начиная с XV века можно говорить о едином стиле, достигшем наивысшего расцвета к середине XVIII века. Со второй половины XIX века этот вид искусства начинает постепенно исчезать. Однако традиции татарской орнаментальной резьбы по камню возрождаются в современной архитектуре - интерьерных монументально-декоративных композициях из гипса, камня, дерева и других материалов.

    В декорировке надгробных стел-кабрташей отразились богатство и разнообразие узоров татарского "цветочного" стиля. Этот стиль с композицией букетов и медальонов, составленной из различных мотивов "диковинных" цветов, из фигурных фестончатых розеток и полурозеток со сложными очертаниями, в поэтически образном воплощении воспроизводит популярную в фольклоре тему райского сада. "Могила есть один из садов рая ..." - гласит надпись на одной из стел. В орнаменте, покрывающем ее обратную сторону, выразилась любовь к усложненным формам узоров, рассчитанным на длительное созерцание. Живое очарование радующих глаз образов, их живописность усиливаются характерной плоскорельефной техникой резьбы с прорезью под углом к фону, которая создает мягкую светотеневую моделировку поверхности.

    Имена резчиков-каллиграфов, за редким исключением, нам неизвестны. Из оставивших на камнях свою подпись наиболее часто встречается имя резчика XVII века Килмухамеда сына Ишмана. Созданные им эпитафии обнаружены в различных районах Татарии. Творения рук безымянных мастеров - свидетельство развитых традиций местной школы камнерезного искусства, отразившего художественно-эстетические, светские воззрения времени, картины реального мира, далеко выходившие за рамки религиозной направленности.

    Из книги: Декоративно-прикладное искусство казанских татар
    The Decorative Applied Art of the Kazan Tatars
    Москва. "Советский художник". 1990


    Былтыр, tashlar@narod.ru,       сайт: http://tashlar.narod.ru/,  2007

В избранное