Все выпуски  

Татарская история - археология, этнография, эпитафии 3 мая 2008



    Ташлардагы татар тарихы

        3 мая 2008 г

    Эпиграфические памятники представителей рода Акчуриных

    Наиль ТАИРОВ

    В специальную группу источников следует выделить эпиграфические надписи на надмогильных памятниках представителей рода Акчуриных и их близких. Поиски, выявление и расшифровка этих надписей позволили установить годы жизни, места захоронения Акчуриных и ввести в научный оборот ценный материал.

    Говоря о родословной семейства Акчуриных, хотелось бы особо отметить - их род ведет свое начало из глубины веков. В поисках своих корней герои данного издания добились завидных успехов: дошли до князя Адаша, жившего в XV веке.

    Фамилия Акчурины получила определенное распространение в Российской империи (Саратовская, Самарская, Пензенская и др. губернии). Среди них были и предприниматели. Но масштабы их деятельности несравнимы с размахом деловой активности симбирских Акчуриных. С территории современной Пензенской области ведут свои корни и известные братья: генерал-полковник Расим Сулейманович Акчурин и кардиохирург Ренат Сулейманович Акчурин, ветеран Великой Отечественной войны, участник парада Победы - Абдулла Закирович Акчурин. С этим краем связана и известная представительница татарской литературы до 1917 г. Махбубджамал Акчурина (1869-1948). Она - автор ряда рассказов, опубликованных на страницах журнала "Шура". Один из самых больших ее рассказов "Шэфкатсез ата яки мишэрлэр тормышы" ("Безжалостный отец или жизнь мишарей") был издан отдельной книгой в Оренбурге в 1914 г. Отдельные факты биографии дают нам основание предполагать, что писательница была родственницей (видимо, дальней) героев нашей книги.

    Курамша Акчурин скончался 17 июля 1868 г. и был похоронен 18 июля на кладбище (зирате) деревни Старое Тимошкино, о чем сохранилось свидетельство, датированное 21 июля того года. Документ подписан указным муллой соборной мечети деревни Бурханитдином Насретдиновым, волостным старостой Мрясовым и волостным писарем. Впоследствии на могиле Курамши его сыном Тимербулатом был поставлен красивый памятник с надписями на арабском и татарском языках.

    Следует сказать, что одни авторы неправильно называют дату смерти Курамши, другие правильно определяют эту дату, но время его рождения не указывают. Расшифровка надписей памятника позволяет нам утверждать, что Курамша Абдуллович родился в 1796 г.

    Свое последнее пристанище Акчурины нашли как на территории бывшего СССР, так и за его рубежами. Как известно, в основном они жили и трудились в Симбирской губернии России. Следовательно, поиски логично проводить в названной части современной Российской Федерации.

    Есть несколько мест, где Акчурины похоронены компактно. Среди них выделяется кладбище деревни Старое Тимошкино (Зия) Симбирской губернии (ныне - р.п. Старотимошкино Ульяновской области). Оно расположено на окраине рабочего поселка Старотимошкино, где начинается дорога в соседнее татарское село Калны (Калда). Любой путник обращает внимание на старинные эпитафии на памятниках, недалеко от ограды. Именно здесь нашли свой последний приют Акчурины, в том числе и Курамша Абдуллович. В нескольких шагах от могилы Курамши покоится прах его жены Хабибы. Здесь же похоронен сын Курамши Абуталиб. Он скончался в 1842 г.

    По истечении времени надмогильные памятники сохранились. Однако одни памятники обросли мхом, почернели, потеряли четкость отдельные буквы, цифры и даже целые строки, другие уже раскололись, разрушились.

    Следуя известному татарскому изречению "Бабасының каберен белмәгән, тормышның кадерен белмәс" ("Кто не знает могил предков, тот не знает ценностей жизни") всем нам (местному населению, краеведам, ученым) необходимо сохранить для потомков названные памятники...

    Сулейман Акчурин скончался 30 ноября 1864 г. Симбирский купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин С.А.Акчурин был похоронен на кладбище д. Старотимошкино. Над могилой был установлен памятник, обнесенный кирпичной оградой...

    Кроме особняка в д.Старое Тимошкино, Сулейман имел дом и в Симбирске. Этот дом имеет интересную историю. Архивные документы говорят о том, что он был приобретен Акчуриными в 1864 г. у статс-советника Александра Никифоровича Скрибицкого. Позднее домом владела вдова Сулеймана Акчурина Махмуб-Земал. В 70-х гг. хозяином дома стал Хасан Сулейманович Акчурин. Следовательно, мы можем говорить, что здесь провели свои детские годы дети Хасана, сын Юсуф Акчура - прожил здесь до отъезда в далекую Турцию и его сестра. После смерти Х.С. Акчурина и отъезда его семьи в Турцию дом перешел к новым владельцам из этого же рода.

    19 сентября 1906 г. в сельце Гурьевка Водорацкой волости Карсунского уезда Симбирской губернии скончался один из крупнейших предпринимателей из татар России - Тимербулат Курамшевич Акчурин.

    По утверждению внучек, утром в день кончины, он собрал всех своих детей, близких. Последние получили напутствия, а после обеда отца не стало.

    В последний путь главу семейства и товарищества провожали все жители с.Гурьевка, из окрестных сел и деревень. Особенно много провожавших было из деревни Старое Тимошкино, родины покойного.

    В отличие от своего отца Курамши, который похоронен в д.Старое Тимошкино, Тимербулат, по его завещанию, похоронен в с.Гурьевка. Видимо, этим он хотел показать, что данное сельцо стало его второй родиной. Здесь он совершал главные дела своей жизни.

    Впоследствии память отца увековечили сыновья, установив надмогильный памятник, который, к счастью, сохранился по сегодняшний день. Могила славного сына татарского народа находится на территории татарского кладбища села Гурьевки (ныне город Барыш Ульяновской области). На мраморной плите высечены поэтические строки, а также шеджере (родословная Акчуриных). Надпись гласит: "Тимербулат сын... Хурамши, сын Габдуллы, сын Сафи, сын Шагали, сын Гаделыпи, сын Мората, сын Эсэйена, сын Нугая, сын Байбика, сын Бикбулата, сын Ирмякяй, сын Булаша, сын Акчуры, сын Адаша".

    Этот уникальный памятник и родословную рода удалось первым обнаружить, описать и сфотографировать автору этих строк. Полную расшифровку текста родословной и надмогильных памятников купцов и фабрикантов Акчуриных сделал известный археограф, ученый, доктор филологических наук Марсель Ахметзянов. Снимок памятника и текста родословной впервые опубликован М. Ахметзяновым и Н.Таировым в статье "Габдулла Тукай и Тимай бай" (См.: Татарстан, 1993, № 9, с. 75- 76). Копия фотоснимка памятника с текстом родословной передан нами в Музей национальной культуры при НКЦ "Казань", где демонстрируется на выставках.

    Как и большая часть татарского населения дореволюционной России, Акчурины были верующими людьми, следующими законам ислама.

    Представители старшего и среднего поколения Акчуриных регулярно посещали мечети. По воспоминаниям современников, молодые фабриканты и купцы приходили в мечеть по праздничным дням, пятницам и в месяц священного рамазана практически ежедневно. Для всех поколений Акчуриных было характерно бережное отношение к могилам предков, к их памяти. Об этом говорят ухоженные могилы и прекрасно сделанные надмогильные памятники, для изготовления которых Акчурины привлекали лучших специалистов, в том числе Лутфуллу аль-Альмяти. На одном из памятников Акчуриных есть такие строки (на арабском языке):

      Пусть не обольщается тот, кто
      будет жить после нас.
      Ведь дни жизни очень коротки.
      Мы поняли, что лучший провиант в жизни -
      это богобоязненность.
      И эта прибыль настоящая, а
      то, что кроме нее - убыток.

    На другой плите высечены слова, имеющие глубокий смысл:

      Кто посетит мою могилу,
      То пусть будет уверен,
      То же самое
      Постигнет и его.

    Перевод А. Мингалеева, И. Зиганшина

    использован текст из книги:
    Таиров Н.И. Акчурины.- Казань: Татар, кн. изд.-во, 2002

    Книга Н.И.Таирова посвящена малоизученной проблеме истории татарского народа: формированию и развитию национальной буржуазии дореволюционной России. Здесь рассматривается жизнь известных симбирских купцов и фабрикантов Акчуриных, их торгово-промышленная и благотворительная деятельность. Издание адресовано преподавателям, студентам, всем, кто интересуется вопросами истории Татарстана и татарского народа.


    Другие новые материалы на сайте

    Надмогильные памятники сибирских татар в музее археологии и этнографии Омского университета.

    Түнтәр авылы зиратындагы ташъязма истәлекләр (Татарстан, Балтач районы).


    Былтыр, tashlar@narod.ru,       Рассылка "Татарская история",
    сайт: http://tashlar.narod.ru/ ,  блог-сообщество сайта ,  2007-2008

В избранное