Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Татарская история - археология, этнография, эпитафии 4 октября 2008 г



    Ташлардагы татар тарихы

        4 октября 2008 г

    На сайте "ТТТ" были размещены несколько статей известного татарского ученого Гали Рахима (1892 - 1943).

    О двух татарских надгробных памятниках XVII-го века

    Летом 1927 и 1928 годов мне пришлось обследовать значительное количество древних татарских надгробных памятников в пределах Арского кантона ТССР. Всего мною зарегистрировано, описано и отчасти зафотографировано до 50 памятников, относящихся в большинстве случаев к XVI-му веку, среди которых имеется некоторое количество камней, датированных концом XV-го и началом XVII-го веков.

    В виду того, что я готовлю отдельную статью с подробным описанием всех найденных мною памятников, на этот раз я остановлюсь только на двух редких камнях начала XVII-го века.

    Семнадцатый век отмечен в истории татар упадком экономической и, следовательно, культурной жизни господствующих классов. Во второй половине XVI-го века после покорения Казанского Ханства прежние владетельные классы татарского общества в лице духовенства и светской аграрно-военной аристократии потерпели со стороны наступающего московского торгового капитализма окончательный разгром. Крупные латифундии их были конфискованы; в количественном отношении земельная аристократия потерпела страшную убыль во время последовавших после взятия Казани перманентных восстаний; наконец, огромная часть землевладельцев-феодалов крестилась в целях сохранения своего экономического положения, дав таким образом начало многим русским дворянским фамилиям. Остатки татарской аграрной аристократии, урезанные в политических правах, сохранившие землевладения лишь в провинциях, отдаленных от главных речных артерий и, следовательно, от хлебного рынка, обречены были влачить довольно жалкое существование. Приспособление этого класса к новым условиям развивающегося в стране торгово-капиталистического строя началось несколько позже.

    Поэтому до нас сохранились очень небольшое количество могильных памятников, отмеченных XVII-ым веком. Дорого стоящие памятники могли ставить только экономически мощные слои населения, и все эпиграфические памятники этой эпохи, конечно, поставлены на могилах представителей высших классов общества, главным образом, владельцев поместий в сельских местностях, князей и мурз.

    Известным татарским ученым прошлого столетия Каюмом Насыри были обследованы в 70-ых годах древние татарские памятники Свияжского, Цивильского и Чебоксарского уездов быв[шей] Казанской губернии. Среди множества описанных им камней мы находим только один, плохо сохранившийся, памятник XVII-го века из татарской деревни Ямашево Чебоксарского уезда, датированный 1698 г.1 Других памятников XVII-го века в литературе, известной мне, не зарегистрировано. Тем больший интерес представляют описываемые здесь два памятника, последние следы некогда процветавшей культуры этого отходящего в область истории татарского феодального класса.

    Камни эти находятся на кладбище деревни Старый Узюм Ново-Кишитской волости Арского кантона среди четырех других камней, относящихся к XVI-му веку. Тексты их публикуются мною не впервые. Ссылаясь на письмо осмотревшего узюмские камни татарского ученого-историографа Мэрджани, Вельяминов-Зернов поместил тексты этих памятников в конце I тома "Исследования о касимовских царях и царевичах", причем в записи Мэрджани текст одного из них приведен не полностью.

    Читать далее - http://tashlar.narod.ru/text/rahim-gali-2tash.htm


    Болгаро-татарские эпиграфические памятники в Вятском крае

    В июне 1929 г. О[бщест]вом Татароведения совместно с О[бщест]вом Изучения Татарстана была организована небольшая разведочного характера поездка к нократским и глазовским татарам в составе двух лиц Н.И.Воробьева и Д.Д.Валидова.

    Как известно, в Слободском районе Вятского округа Нижегородской области и в Глазовском уезде Вотской Авт[ономной] Области имеются два небольших островка татарского населения, заброшенных далеко на север от основного массива татар. Первый из этих островков, находящийся на расстоянии 45 км. от гор[ода] Вятки, представляет из себя одно большое село с населением около 5000 душ, состоящее из целого ряда слившихся воедино деревень и поселков. Это - село Нократ или по-русски Карино. Другой остров, состоящий из 22 отдельных деревень, находится в Глазовском уезде, в верховьях реки Чепцы, левого притока Вятки, приблизительно на расстоянии 180 км. от Нократа, в ближайшем соседстве со сплошными массивами вотского и бесермянского населения. Этот последний район расположен на расстоянии более 250 км. от границ Татреспублики.

    Как и когда поселились здесь татары? На это дают ответ сохранившиеся здесь датированные эпиграфические памятники. Таких древних камней в Нократе оказалось три, и все они относятся к первой половине XVI века. Еще более интересным является четвертый, памятник болгарской эпохи (XIV в.), находящийся в деревне Гуриа-Кала среди глазовских татар.

    Нахождение здесь этих памятников служит документальным доказательством древности местного татарского населения. Здешние татары, значительно отличающиеся от коренных казанских татар по своему говору, являются в этих местах не позднейшими пришельцами, а потомками старых колонизаторов края.

    Читать далее - http://tashlar.narod.ru/text/rahim-gali-nokrat.htm


    Татарларның XVI нчы йөздән калган эпиграфия ядкәрләре

    Татарстан Җөмһүриятенең бик күп кенә урыннарында Казан ханлыгы заманыннан, бигрәк тә XVI йөздән калган кабер ташлары сакланган. Соңгы вакытларгача алар тикшерелмәгән һәм матбугатта игълан ителмәгән диярлек. Ләкин тарихи яктан бу ташлар бик кыйммәтле документ урынын тоталар. Бу ташлар, өсләрендәге язуларына караганда, Казан ханлыгындагы татар феодаллары җәмгыяте башында хөкем сөргән борынгы татар феодаллары сыйныфы, хәрби-агрария аристократлар һәм руханиларның каберләренә куелганнар. Бу борынгы каберлекләрне тикшерү тарихчыларга борынгы заманнарда татар авылларының, бигрәк тә феодалларның биләгән җирләре һәм утырган урыннары турындагы бик ярлы мәгълүматны тутырырга ярдәм итә. Аннан ары бу кабер ташлары шул заманнардагы татарларның әдәби телләре турында кайбер материал бирәләр. Алар татарлар арасында ташка чукып язу һәм матур язу сәнгатен өйрәнүчеләргә дә бик кызыклы материал булып торалар. Бу кабер ташларының кайберләре бик матур бизәкләнеп эшләнгәннәр, шуның өчен алар татарларның бизәкләү эшләрен башка Көнчыгыш халыкларыныкы белән чагыштырып өйрәнү өчен дә материал бирәләр.

    Читать далее - http://tashlar.narod.ru/text/rahim-gali-tat.htm


    Былтыр, tashlar@narod.ru,       Рассылка "Татарская история",
    сайт: http://tashlar.narod.ru/ ,  блог-сообщество сайта ,  2007-2008

В избранное