Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о развитии детей-дошколят

  Все выпуски  

Все о развитии детей-дошколят. Как рассазать ребенку о смерти


Все о развитии детей-дошколят

Как рассказать ребенку о смерти

Здравствуйте, дорогие друзья!

В продолжение темы прошлого выпуска, рассмотрим ситуацию, когда у ребенка появляется страх смерти.

Психологи давно отметили, что вопрос «что со мной будет после смерти?» волнует детей гораздо больше пресловутого «откуда я взялся?» Темой смерти ребенок начинает интересоваться где-то с 4 лет, и если в этот момент у него заложится негативная информация на эту тему, то к старшему дошкольному возрасту может развиться страх смерти.

Ребенок может впервые задуматься о смерти, узнав о кончине кого-то из близких или увидев мертвое животное, насекомое или даже цветок. Но иногда, казалось бы, ничего такого не происходит, а малыш вдруг тревожно спрашивает: «Мамочка, а мы всегда будем жить? А что будет, когда перестанем?»

Когда малыш спрашивает, отчего умирают, то он хочет знать, как от этого можно защититься, а вовсе не стремится узнать подробности из медицинской энциклопедии. Ребенок пытается понять, откуда ждать опасности. Осознание фатальности смерти будит в детской душе страх и чувство незащищенности.

Когда же появляется страх смерти? Как уже было сказано, это происходит в среднем дошкольном возрасте: с 3 до 5 лет. Обычно что-то служит «толчком» к этому: смерть близкого, гибель домашнего любимца, а иногда и телепередачи, эксплуатирующие тему смерти и страданий. Что бы ни послужило толчком, вы не должны испытывать чувства вины («вот, не уберегли дитя от такой печали, такой маленький, а уже про смерть спрашивает»). Если спрашивает — значит дорос. А если дорос, значит должен получить ответы на свои вопросы.

Рассказать ребенку о смерти намного труднее, чем о деторождении. Во-первых, потому что и сами ее боимся. Во-вторых, потому что мы и сами знаем о ней немногим больше него. И все же, избежать этого разговора не удастся, как не удастся и отложить его, как хотелось бы многим, до той поры, пока ребенок не повзрослеет.

Ведь сильнее всего ребенка пугает не правда, как бы тяжела она ни была, а неизвестность и родительское замешательство. Поэтому, прежде всего, попытайтесь справиться с собственными страхами и дать малышу спокойный и счерпывающий ответ.

Первое, и самое важное правило: когда вы услышите вопрос о смерти, вы должны реагировать спокойно. Помните, что ребенок сейчас смотрит на вас во все глаза. Мама испугалась? Значит, и мне стоит бояться! Мама рассердилась? Значит, я поступил плохо и об этом говорить нельзя. Если ваша реакция будет негативной, то ребенок может замкнуться в себе, а его вопросы останутся без так нужных ему ответов.

Впервые задумавшись о смерти, ребенок обычно хочет понять: а что это такое: умереть. На первый раз достаточно просто сказать, что когда живое существо умирает, оно перестает дышать, двигаться, у него не бьется сердце. Не стоит говорить, что смерть подобна сну. Ребенок вряд ли поймет это сравнение и может начать бояться засыпать, чтобы не умереть во сне.

Но вряд ли малыш этим ограничится. Ведь для него самое главное – имеет ли смерть отношение к нему и к вам. В глубине души он, конечно, надеется, что не имеет. Но вам придется его переубедить. Скажите спокойно, что вы оба тоже умрете, но надеетесь, что это произойдет еще очень нескоро. Потому что чаще всего люди умирают, когда становятся старыми. Говоря так, вы задаете ребенку хорошую позитивную программу долгой жизни. Важно то, что вы делаете упор не на факте смерти, а на факте долгой жизни. Это приносит ребенку облегчение и позволяет легче примириться с необходимостью конечности жизни, ведь это еще будет так не скоро! Но не говорите, что не умирают молодые. Ведь скоро ребенок узнает, что это неправда, и его страх смерти только усилится.

Расскажите, что вы заботитесь о своем и его здоровье, что от многих опасных болезней есть замечательные лекарства. Убедите малыша, что те болезни, с которыми он сталкивается, как правило, не опасны для жизни. Если малышу это интересно, расскажите ему, что он сам может сделать для своего здоровья и безопасности. Что нужно быть аккуратным (не бегать через улицу, не играть с опасными предметами, соблюдать различные правила безопасности).

Нередко родителей смущает детский вопрос «Когда ты умрешь?» Конечно, в устах взрослого человека он выглядел бы проявлением равнодушия и даже черствости. Но ребенок, скорее всего, спрашивает об этом потому, что боится остаться один. Прежде чем ответить на такой вопрос, уточните: "Ты беспокоишься, что я не смогу быть с тобой?». Если видите, что попали в точку, можно ответить примерно так: "Пока что я не собираюсь умирать. Мы будем вместе еще долго-долго». Если вам кажется, что тревога не ушла, можно добавить, что если с вами что-то все-таки случится, о малыше обязательно позаботится кто-то из близких: папа, бабушка, крестная.

Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, если в семье жизнерадостная атмосфера и домочадцы не ведут разговоров о болезнях и смерти родственников, а тем более детей. Если ребенок не справился с этими переживаниями, страх смерти может усилиться и появятся новые страхи.

Чтобы помочь ребенку справиться с переживаниями, позаботьтесь о здоровой и жизнерадостной атмосфере в семье. Ребенок должен знать, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защитят. День его должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями.

Очень часто родители говорят: «Ты вгонишь меня в могилу», «Ты мне до смерти надоел!», «Умру я от тебя!», «Если ты будешь себя так вести, бабушка может заболеть и умереть». Делать этого ни в коем случае нельзя. Ведь, если кто-то из близких действительно умрет, малыш решит, что это и вправду произошло из-за него и будет винить себя.

При определении смерти нельзя пользоваться расхожими фразами-шаблонами, такими как: «ушел от нас», «заснул вечным сном». В этих случаях у ребенка могут появиться страх расставания с родными («а вдруг они не вернутся?») и боязнь засыпания, которая может серьезно нарушить сон. Также при объяснении, что такое смерть, нельзя говорить, что это когда человек «уходит далеко-далеко». В этом случае у ребенка не формируется понятия конечности существования, и он продолжает ждать умершего родственника. Также, у него может остаться обида и злость, что тот ушел, не попрощавшись.

Ограничиваться фразами «он болел» или «был стареньким» при объяснении смерти также нельзя. Надо объяснить, что человек может умереть только от очень серьезной болезни. Не забывайте, что прописные истины являются прописными лишь для нас, но не для ребенка, у которого пока так мало жизненного опыта. Малыши не видят разницы между насморком и сердечной недостаточностью – они могут подумать, что к смерти приводит элементарная простуда и перепугаться, подумав, что простуженная мама «заболела до смерти».

Если ребенок слишком мал, и его словарный запас невелик, можно предложить ему нарисовать свое чувство (горе можно переживать и так, как бы странно это не казалось). Например, страх может быть черным, грусть – синей, обида – зеленой, гнев – фиолетовым. Главное, чтобы ребенок понял, что он не одинок и имеет право на свободное выражение чувств, которые будут приняты его близкими.

Ни в коем случае нельзя запрещать ребенку проявлять свои эмоции горя (Ты не должен плакать, иди, поиграй, чтобы не думать об этом). Непрожитые чувства горя – основа для психосоматических заболеваний в более позднем возрасте.

После того, как разговор о смерти состоялся, у ребенка в поведении могут возникнуть некоторые, как выражаются родители, «странности». На самом деле, это вовсе не «странности», а нормальная работа психики. Что же это может быть?

В сюжетных играх дети начинают затрагивать тему смерти. Например, девочки могут играть в похороны куклы, а мальчики в «смерть в бою». Как бы то ни было, не прерывайте этих игр предложением заняться чем-нибудь повеселее. Помните, что любое переживание ребенок должен «отыграть», причем не один раз. Только так психика ищет выход для внутренней тревоги. Вы можете включиться в игру, чтобы показать, как «правильно» люди ведут себя на похоронах (плачут, скорбят). Конечно, эмоционально это очень тяжелая игра, но, если ребенок ее затеял, значит, она ему необходима.

При просмотре мультика, малыш может испугаться, даже если смотрел его раньше много раз. «А что, Джерри умер? Его же Том ударил кувалдой?», — можете услышать вы. И тут самое время рассказать, что в мультике Джерри не умер, но это только мультик. В жизни, конечно же, так бы и случилось. Вообще, мультфильмы и компьютерные игры дают извращенное представление о смерти, и на это надо обращать внимание детей.

Также вас может удивить повышенная мнительность ребенка. Заметив у себя ранку, особо чувствительный малыш может горько заплакать, представив, что она смертельна. А малыш покрепче спросит: «А от этой раны умереть можно?». Не пугайтесь этих вопросов. Они обязательно будут. Ребенок должен очертить для себя круг смертельных и не смертельных опасностей. Это даст ему ориентиры для поведения, которые необходимо сформировать. Поэтому не смущайтесь, если вы, лежа с кашлем и насморком, услышите вопрос: «Мама, а ты умрешь?». Помните, что малыш не хотел сказать ничего плохого, он просто познает вопросы, связанные с жизнью и смертью. Заверьте его, что будете лечиться и через несколько дней поправитесь.

Постепенно вы заметите, что ребенок переключился на более жизнеутверждающие темы, и в его играх тема смерти, если и затрагивается, то как-то вскользь, не являясь основной. Если раньше он плакал по ночам, то сон снова восстановился. Он снова стал шаловливым и перестал каждый шаг проверять на «опасность для жизни». Это значит, что тема смерти отработала свое, и полученный опыт ушел в подсознание. Ребенок, получив интересующие его ответы, гораздо больше думает о жизни, чем о смерти. И в этом вся прелесть детского взгляда на мир!

Полную версию статьи можно прочитать на сайте www.baby2000.ru/psiholog/death.html

         

Рецепт недели

Рецепт от стоматита:

      Возьмите ампулу новокаина и белок одного сырого яйца. Смешайте и смазывайте
      малышу язычок и слизистую в ротике. Боль утихнет и все быстро заживет.

    
Говорят дети

Аня, 4 года

С утра Аня приходит на кухню, садится есть. Дедушка говорит:
— Анюта, иди бабушку буди, пусть тоже идет кушать.
На что Аня с легким недоумением отвечает:
— Ты на ней женился, ты и буди!

Юра, 5 лет

Весь день безобразничает. Бабушка его поставила в угол. Стоит и ворчит:
— Вот возьму, бабуля, и разлюблю тебя! Ты меня уже третий раз в угол ставишь. Терпение мое лопнуло!

   

Не забывайте о возможности поделиться опытом или задать свой вопрос читателям рассылки. Ознакомиться со всеми вопросами и ответами Вы можете на странице http://www.baby2000.ru/obmen_opit.html. Поделитесь своим опытом с другими и они поделятся с Вами своим.

   

Если Вы не нашли ничего интересного для себя и своего ребенка, напишите мне на e-mail интересующий Вас вопрос и возраст Вашего ребенка. Я постараюсь затронуть эту тему в следующих выпусках рассылки.

   

С уважением, Ирина Александрова,
автор проекта – детский сайт
www.baby2000.ru «Развитие ребенка от рождения до школы»

При подготовке выпуска использованы материалы статьи из журнала "Мой ребенок" № 10/2006


В избранное