Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мамам о детях

  Все выпуски  

Мамам о детях методика Домана



 
Градусник.ру

Популярно о медицине Врачам Студентам Юмор и цитаты Словари Форумы Медицинские новости Реклама на сайте Сотрудничество Каталог Medlook.ru

Выпуск № 14

Методика Глена Домана. «Не Гербалайф»

Одной из самых известных и «раскрученных» в России методик раннего (действительно раннего) развития считается методика Глена Домана. Однако, как и другие «экзотические» развивающие программы, она вызывает массу нареканий критиков, которые, в свою очередь, очень активно отбивают родители-фанаты, которые на всевозможных «мамочкиных» форумах восторженно защищают эту методику.

С чего все началось? В послевоенные годы в Филадельфии (США) молодой врач-нейрохирург Глен Доман начал разрабатывать систему реабилитации детей c тяжелыми поражениями центральной нервной системы. C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом - слова, картинки. После месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться, они двигались, говорили. Более того, занимаясь по методике Домана, многие из тех, кого еще вчера считали умственно отсталыми, не только догоняли, но со временем могли и перегнать сверстников в интеллектуальном развитии, учились намного раньше срока читать, писать, считать, выполняли сложные гимнастические упражнения. Столь оглушительный успех завораживал, и методику начали использовать и при обучении здоровых детей. Впоследствии там же Гленом Доманом был основан «Институт ускоренного развития ребенка», где и была в окончательном виде выработана программа обучения малышей.

Суть метода

Основной постулат Домана - мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. Причем не только ребенка. А если говорить о детях, то ученый утверждает, что ребенок должен научиться всему до шести лет, иначе он не сможет этому научиться (эффективно и при минимальных усилиях) никогда. Причем, развитие интеллекта ребенка он связывает с двигательной активностью (ранняя ходьба, активное ползание). В то же время при получении знаний (которые Доман предлагает излагать на карточках: слово+картинка или только слово) задействовано исключительно визуальное (с минимальной примесью аудиального) восприятие, а кинестетическое вообще снижено (конечно, работы Бендлера, который объяснил способы восприятия и ввел понятие модальности, появятся позже) – физупражнения, предлагаемые Доманом идут вне контекста получаемой информации.

Другой постулат – ребенок запрограммирован на обучение. Причем, «запрограммирован» - правильное слово, потому что обучение по Доману очень напоминает ввод информации в компьютер: ребенку показывают карточки (словно дискеты), а он моментально «считывает» информацию с них. Где же ИГРА, спросите вы? Ведь другие методики обучения так или иначе, но предлагали обучающую ИГРУ? А вот и нет ее здесь совершенно. Более того, Доман в своих работах отмечает, что игры и игрушки крайне неполезны для ребенка, потому что отнимают у него время на обучение и познание. Таким образом, если ребенка развивать строго «по Доману», то он никогда не узнает, что такое «дочки-матери», «классики» и «казаки-разбойники». Зато, по утверждению Глена Домана, получит «энциклопедические знания» и обязательно станет лидером (наверняка, над теми, кто и в жизни не видел домановских карточек, а играл во дворе с друзьями, водил хороводы в детском саду, бегал наперегонки и кормил куклу с ложечки кашкой).

Обучение всем предметам (по Доману оно должно начинаться в трехмесячном возрасте) сводится к одному и тому же принципу: на карточках определенного стандартного размера пишутся слова, приклеиваются изображения растений, животных, планет, портреты исторических деятелей, хаотически разбросанные на листе точки в количестве от одного до бесконечности, цифры, математические примеры. Карточки разделяются на тематические серии, и затем их в течение дня необходимо сериями показывать ребенку. К примеру, десять раз в день - десять карточек со словами, точками, изображениями птиц, архитектурными сооружениями и так далее. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается тот или иной новый факт (где обитает птица, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т. д.).

Еще немаловажный пункт: обучение чтению и математике. Во многом принципы схожи с уже рассмотренной нами методикой Зайцева. В первую очередь – в математике. Доман предлагает показывать ребенку не цифру (и очень долго ее не показывать вообще, потому что цифра абстрактна, а ребенок, дескать, абстрактно мыслить не приспособлен), а количество. Например, три кружочка, как утверждает ученый, для ребенка будут нести гораздо больше информации о цифре три, чем обозначение 3 (правда, в таком случае с детства в мозгу ребенка отсекается порядковая функция цифр в ущерб количественной). То же самое со словами – Доман не лезет в фонетику или алфавит, а за единицу предлагает использовать слово целиком (у Зайцева хотя бы склады были). таки образом, ребенок, не уча буквы, узнает слова... Тем не менее, мы помним, с какими проблемами встречаются дети «зайцевцы» в школах, а что будет с «домановцами». Хотя эта методика представляется в этом плане нам более безобидной – просто в школе для ребенка будет открытием, что слово состоит из букв, а эти самые буквы могут существовать отдельно. Причина, по которой Доман не хочет учить детей буквам – та же, по его мнению, излишняя абстрактность.

Минусы

Если «не покупаться» на заманчивые рекламные предложения и посмотреть на методику в целом, сразу становится понятно, что в чистом виде ее применять невозможно. Да и «подводных камней» хранит она в себе немало. Во-первых, если родители начинают ребенка обучать «по Доману», то им надо быть готовыми погрузиться в это с головой. В том числе и финансово. Для начала им надо пройти занятия для родителей в специальных домановских центрах. Затем – регулярно покупать обучающие наборы (которые, кстати, выпускают эти же центры). Далее – матери в течение дня около 30 раз надо будет подходить к ребенку с единственной целью – пообучать его с помощью карточек. Если же в это время хочется просто поиграть с ним, пообнимать его – нельзя, только после занятий. И то – поиграть отпадает, ибо не по методике.

Во-вторых, в методике Глена Домана ребенок – некий компьютер, который грузят информацией. От него требуется только запоминать (и то – в этом возрасте его мозг запоминает все сам). Ну и ползать, естественно, или ходить, или выполнять специальные домановские упражнения... кто сказал, «хочу на улицу, с ребятами побегать»? Нельзя. Только упражнения. Игры и игрушки – отменяются (Доман действительно против наличия игрушек). Грубо говоря, методика Домана очень ограничивает коммуникативные навыки ребенка, лишает его многих проявлений чувственной сферы, не говоря уже о творческой составляющей. Ребенку даже вопросов задавать не положено. И если сейчас уже в технике существуют компьютеры с самообучающимися системами, то ребенок по Доману – компьютер, причем, устарелой модели, который информацию может только принимать, а затем выдавать в том же виде.

Третья опасность: ребенок привыкает к текстам, сопровождаемым картинкам. Если для американской культуры комикс – обычное дело, то для русской такой же привычной является «Война и Мир». Нет, это не значит, что ребенку надо давать огромный том Толстого и заставлять читать. Только вот под каждым словом картинку он искать будет – это точно. Наверняка, даже книжки, которые мы листали в детстве, где под огромной картинкой 3-4 строчки текста крупными буквами, с ударениями и едва ли не по слогам, будут для «домановского» ребенка сложны. Кроме того, Доман отказывает ребенку в абстрактном мышлении совсем, хотя оно уже начинает развиваться – ведь именно в 3-4 летнем возрасте малыш начинает понимать, что такое хорошо, а что – плохо (абстракции!). Однако в то же время, познавая материал только на карточках, ребенок не может познавать его вживую. При слове апельсин он не сможет почувствовать или вспомнить его кисло-сладкий вкус. При слове мама – не почувствует нежности (только дежурный поцелуй и объятия, которые Доман рекомендует матери после каждого занятия – в виде поощрения ребенка).

Кроме того, как уже говорилось, методика Домана рассчитана на домашнее воспитание (помним, что разрабатывалась она в больнице, а распространилась в США, где в 50-е году традиционно женщине была отведена роль домохозяйки). Домановских детских садов не существует (противоречит сути обучения), поэтому ребенок органичен рамками семьи. Еще хуже – дома. То есть весь мир он видит на карточках. И как ему объяснить потом понятие «дружба»? Ах, да, зачем, ведь это абстракция, это ему не надо...

Физические упражнения, которые предлагает Глен Доман («олимпийская программа»), может, и хороши для семей, где нет понятия о традиционной физзарядке и регулярных занятий любительским спортом (мячик во дворе погонять, поподтягиваться на турнике). Более того, для семей, где ничего не знают о гимнастике для малышей. И не слышали о том, что ребенок пойдет или поползет сам только тогда, когда у него для этого будет готов позвоночник и мышцы спины. А Доман предлагает уже в трех- четырехмесячном возрасте ставить малыша на ножки и побуждать к ползанию. Кроме того, является противником пеленания ребенка – однако врачами доказано, что ребенок, который в утробе находился в несколько скрюченном состоянии, очень трудно привыкает к тому, что скрюченным находиться не надо. Для того и служит пеленание, чтобы в первое время снять этот самый шок «расширенного пространства».

Что делать? Рекомендация практически та же, что и по другим системам – взять самое лучшее, а остальное делать так, как подскажет сердце, вернее, как подскажет ваш ребенок. Принцип «называй и показывай» - хорош. Однако к этому надо добавить еще и принцип Монтессори: дай пощупать, попробовать на вкус, понюхать, поиграть.

Юлия Клейменова
Источник: http://www.baby74.ru
Статью можно обсудить в дискуссионном листе "Мамам о детях".
[AD]

Другие медицинские рассылки


Архив рассылки "Мамам о детях"
Конспект врача (архив рассылки)
Рассылка Мамам о детях (архив рассылки)
Дискуссионный лист Мамам о детях
Досье на человеческое тело или Добро пожаловать в органы! (архив рассылки)


Градусник.ру

При перепечатке, ссылка на автора статьи и Градусник.ру обязательна
(c) 2000-2002 Градусник.ру

В избранное