Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Общаться с ребёнком - легко и радостно!" Кубики Зайцева - золотые, железные,деревянные.


   Сегодня я познакомлю вас с разными видами кубиков  Зайцева, и объясню, почему они именно такие . А начну я немного издалека. Расскажу вам о мониторингах знаний учащихся по основным предметам, которые теперь проводятся в конце каждого учебного года (в 2014-15 учебном году проходили в апреле) во всех классах, начиная с начальной школы. В Москве учителя их часто называют МЦКО, потому что их проводит Московсий Центр Контроля Образования - о как! Всё под контролем!) Монитронингов очень боятся дети, родители, а ещё больше - учителя, потому что это показатель результатов их работы, и они влияют на оплату труда учителя. Проблема в том, что содержание заданий мониторинга одинаково во всех школах, во всех классах параллели, независимо от того, по какой программе учатся дети в данном классе. Бывают задания, которые учащиеся по какой - то программе не могут выполнить потому, что они этот материал ещё не проходили, представляете? Или наоборот - проходили так давно, что уже "забыли" (бывает и такое, к сожалению). И самое неприятное - задания мониторинга соответствуют новым стандартам образования, принятым несколько лет назад, которые несколько завышены и трудны для общей массы школьников. Поэтому все ожидают мониторинг с некоторым страхом, и, хотя все к нему готовятся, результаты обычно невысокие. Правда, в последние 2-3 года учителя заранее раздают родителям задания предыдущих лет, чтобы родители немного "натаскали" своих детей. Но это не всем удаётся - где уж за 2-3 недели выучить всё то, что не выучили за 2 - 3 года? Хотя как вариант для повторения материала это тоже неплохо.

Я хочу вам привести несколько примерных заданий из мониторинга по русскому языку для первого класса. Для примера, чтобы вы представляли, что это такое. Задания мониторинга даются детям в форме теста - ребёнку необходимо прочитать (самому!) задание, понять его, прочитать все варианты ответов, выбрать правильный, отметить его номер в рамочке слева или справа от задания. Правильных вариантов в некоторых вопросах бывает несколько.

В каком ряду во всех словах все согласные звуки глухие?

мешок, шина, жираф

хек, кот, чаща

крепок, оценит, чашка,

широк, живот, сумка

 

В каком ряду во всех словах равное число букв и звуков?

юбка,пояс,ночь

ёлочка,яхта,власть

паять,юность,прятки

плюс,плесень,время

Нашли правильные ответы?

А первоклассники должны найти!

В первом вопросе правильный вариант №2,

во втором вопросе - № 3.

Думаю, вы осознаёте, ребёнок должен понимать, почему ответ именно такой (слова - то каждый раз будут разные), то есть темы должны быть усвоены.

К чему я так много места уделила мониторингу?

Хотела вам показать - первоклассникам предстоит большая работа и непростые испытания. Поэтому надо со всей серьёзностью относиться к подготовке ребёнка к школе и постараться дать ребёнку - дошкольнику как можно больше знаний. Потому что в первом классе объём учебного материала слишком велик, к тому же много сил отнимет адаптация к школе.

И теперь наконец - то о кубиках Зайцева.

Кубики очень наглядно и понятно дают детям представление именно о разнообразии букв и звуков русского языка. Кубики Зайцева так устроены - для каждой группы букв свой вид кубиков!

Гласные "живут" на "золотых кубиках - жёлтых с оранжевыми буквами.

Согласные звонкие "живут" на "железных кубиках" - белых с серыми буквами.

Согласные глухие "живут" на "деревянных" кубиках - светло - коричневых с коричневыми буквами.

Кроме градации по цвету, у кубиков есть два размера - большие и маленькие (а ещё несколько "длинных").

На больших кубиках "золотых" "живут" гласные первого ряда(это те гласные, которые не смягчают стоящий перед ними согласный), - А,О, У,Э,ы, на маленьких "золотых" - гласные второго ряда (те, которые смягчают стоящий перед ними согласный) - Е,Ё,Ю,Я,И.

На больших "железных" и "деревянных" кубиках "живут" слоги с твёрдыми согласными, на маленьких "железных" и "деревянных" кубиках "живут" слоги с мягкими согласными.

Длинные кубики большие - на них "живут" согласные, которые всегда твёрдые Ж,Ш,Ц, длинные маленькие кубики - на них "живут" согласные, которые всегда мягкие Й, Ч,Щ.

Я понимаю, читая эти объяснения, вы можете решить, что это слишком сложно. Так кажется, пока не возьмёшь кубики Зайцева в руки, и не увидишь их собственными глазами.

На самом деле всё очень понятно, логично и наглядно.

Если вернуться к разговору о первоклассниках, подчеркну, что первоклассник должен знать, какие звуки гласные, какие согласные, какие согласные звонкие, какие глухие, какие имеют пару по звонкости - глухости, какие не имеют, какие имеют пару по твёрдости- мягкости, какие всегда твёрдые, какие всегда мягкие. Отличать гласные первого ряда от гласных второго ряда.

И если вы будете заниматься с дошкольником, используя кубики Зайцева, ребёнку будет нетрудно это запомнить, потому что имеется наглядное подкрепление!


В избранное