sitenew.top.archive.home.animals nothing
sitenew.lefttop.archive.home.animals nothing

sitenew.leftbot.archive.home.animals nothingsitenew.leftbot1.archive.home.animals nothing sitenew.leftbot2.archive.home.animals nothingsitenew.leftbot3.archive.home.animals nothing
  Все выпуски  

Дрессировка лошадей Выпуск I 'Немного о лошади'


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск I НЕМНОГО О ЛОШАДИ Как водителю машины необходимо знать ее устройство, так и наездник, дрессировщик, артист, работающий в конном жанре, должен ознакомиться хотя бы кратко со строением тела лошади, не- которыми ее биологическими особенностями, имеющими практиче- ское значение при верховой езде и дрессировке, ее возможностями выполнять ту или другую работу в цирке. Персонал, работающий с лошадьми, обязан знать основные правила по уходу и кормлению лошадей. Полезны для них также и элемен- тарные сведения о породах лошадей, экстерьере и характере дви- жений. Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЛОШАДИ И ВЫБОР ЕЕ ДЛЯ ЦИРКА ТИП И ПОРОДНОСТЬ По своему назначению лошади подразделяются па две группы быстрых аллюров (верховые и рысистые) и шаговые(ра- бочие). Для высшей школы верховой езды, дрессировки на свободе и джигитовки в основном используют лошадей быстрых аллюров. Лошади шаговые (тяжеловозы) с объемистым корпусом и широкой спиной обычно применяются для выступлений под жокеями: для гро- теска (панно), конных акробатов и жонглеров. Следует сказать, что из этого правила могут быть исключения; например, крупные, име- ющие широкие спины рысаки вполне подойдут под панно для кон- ных акробатов и жокеев. Кроме арабских и чистокровных скаковых, разводимых во многих, странах, всемирно известны верховые породы, выведенные в России: ахал-текинская, донская, кабардинская, карабадрская и др. За годы Советской власти созданы высокоценные породы лошадей: буденновская, терская, кустанайская, новокиргизская и украинская породная группа. Из лошадей верховых пород, разводимых за рубежом, широко изве- стны: англо-арабская, тракененская, гольштинская, ганноверская, цветная американская и другие. Порода лошадей и ее происхождение- племенным свидетельством. При отсутствии доку- ментов породность и кровность лошади в какой-то мере можно опре- делить по наружному виду (экстерьеру). ЭКСТЕРЬЕР Основное достоинство цирковой лошади — это гармония пропорций и красота форм в сочетании с эффектными движениями. Кроме того, обязательно надо учитывать восприимчивость ее к дрессировке. Не надо забывать, что зритель должен увидеть на ма- неже не обычных рабочих лошадей, а лошадей особенных, парадных. Под экстерьером принято понимать строение наружных частей тела, пропорциональность сложения в целом. Гармония пропорций и красота форм лошади обычно соответствует ее рабочим качествам. Однако это соответствие не является обяза- Дрессировка лошадей в цирке тельным, поэтому, выбирая лошадь, надо руководствоваться не толь- ко экстерьером, по и данными о ее способности выполнять ту или другую работу, в том числе и восприимчивость к дрессировке. Лег- кость движений или, наоборот, их скованность можно увидеть при осмотре лошади, заставляя ее двигаться тремя основными аллюра- мл: шагом, рысью и галопом. По экстерьеру лошадь, предназначаемая для высшей школы верхо- вой езды, должна быть пропорционально сложенной при росте не ниже 160 см, иметь небольшую сухую голову с достаточно длинным затылком, неузкую пристановку, широкий ганаш, гибкую и длин- ную шею, хорошо выраженную холку (удобную для размещения седла), средней длины поясницу и спину, длинную, отлого постав- ленную лопатку. Большое значение в экстерьере верховой лошади имеют: хорошо развитое, мускулистое бедро, длинная голень, объемистое подплечье и крепкие копыта. Легкие, свободные красивые движения и способ- ность выдерживать длительную тренировочную работу под весом всадника являются также необходимыми качествами верховой ло- шади. Даже малейшие дефекты зрения не желательны. При выборе лошади для работы под всадником в каждом отдельном случе следует учитывать рост и особенности фигуры артиста или артистки. Так, например, высокий наездник пропорционально вы- глядит па крупной лошади, невысокий всадник — на лошади средне- го роста. Артист, имеющий длинные ноги, будет испытывать неудоб- ство па лошади, хотя и высокой, но имеющей неразвитую грудную клетку (мелкой в подпруге). Действуя шенкелем, ему придется от- водить свои ноги назад, а это искажает посадку. Надо иметь в виду, что небольшие лошади вообще «не смотрятся» в цирке с мест для зрителей, расположенных выше уровня манежа. Лошади для померов «дрессировка па свободе» должны иметь доста- точпо правильные формы, причем длинная шея и небольшая выра- зительная голова очень желательны. МАСТИ Цирк должен поражать зрителя своей неожиданностью и эксцентричностью. Необычен должен быть и внешний вид лоша- дей, в основном определяемый их мастью, длинными и пышными хвостами и гривами. Тусклые, невыразительные масти будут сли- ваться с грунтом манежа, фоном зрительного зала. Поэтому для цирка предпочтительнее лошади соловые, светло-серые, серые в яб- локах, воропые, белые (альбиносы), золотисто-гнедые, рыжие, бу- ланые. Желательно иметь в конюшие лошадей нескольких мастей, например по четыре — серых, вороных, чубарых и пегих. Это даст несколько вариантов работы, например двенадцать (4 + 4 + 4), вось- мерка (4 + 4; 2 + 2 + 2 + 2), шестерка (3+3; 2+2+2), четверка (1 + + 1 + 1 + 1; 2 + 2). Следует сказать, что гнедые и рыжие лошади луч- ше выглядят одни, без смешивания с другими мастями. Для сольных номеров на свободе целесообразны лошади редких мастей (чубарые, пегие, игреневые, соловые и буланые). Под мастью (рубашкой) мы подразумеваем цвет ее волос. Масть — главный отличительный признак лошади. Наиболее часто встречаются следующие масти: Гнедая — различных оттенков коричневая окраска волос туловища и головы. Конечности ниже запястья и скакательного сустава, а также хвост и грива — черные. Для цирка желательны золотисто-гнедые лошади. Вороная — черная окраска волос всей лошади. Рыжая (различных оттенков) — одинаковая желтая окраска волос туловища и ног, грива и хвост обычно несколько светлей. Для цир- ка очень эффектны золотисто-рыжие лошади. Шерсть их лоснится и под электрическим светом играет блестящим золотистым отливом. Серая — цвет волос туловища серый или белый. У лошадей в моло- дом возрасте могут быть различные оттенки. В старшем возрасте лошади бывают серые в яблоках, светло-серые, серые в гречке. Бе- лой лошадью можно назвать ту, которая имеет не пигментированную кожу (альбиносы). Серая масть имеет на манеже эффектный вид, особенно если лошадь в яблоках иди с серебряным отливом. Бурая — окраска волос от грязно-рыжей до каштановой. Хвост и грива часто темнее туловища, с некоторым количеством черных во- лос. Караковая — черная окраска волос туловища, головы и конечностей с подпалинами на морде и пахах. Лошади этой масти выглядят на манеже монументальнее. Их силуэты четко выделяются среди окру- жающей обстановки, что МОЖНО подчеркнуть светлой сбруей. Как мы уже отмечали, для цирковой дрессировки имеет смысл ис- пользовать лошадей редких, бросающихся в глаза мастей, а именно: Соловая — волосы корпуса и конечностей желтые, челка, грива и хвост — серебристо-белые. Буланая — характеризуется светло-желто-красноватым цветом волос корпуса и головы. Грива, хвост и ноги ниже запястий и скакатель- ных суставов — черные. Вдоль спины — темный ремень. Пегая - но основной окраске корпуса разбросаны крупные пятна- мазки волос. Чубарая — по белому корпусу разбросаны мелкие темные черные, коричневые, рыжие пятна или же по темному корпусу белые пятна. ОТМЕТИНЫ И ПРИМЕТЫ У лошадей часто встречаются отметины, то есть различ- ной величины и формы белые, редко черные или желтого цвета пят- па на голове и ногах. Во лбу можно встретить седину, звездочку, звезду, белую продоль- ную полоску (проточину); между ноздрями — седину, белизну, жел- тое пятно. На ногах отметины могут захватывать области от венчика до половины предплечья или голени. Приметами считаются все остальные опознавательные признаки у ло- шадей: тавро (клеймо, датирующее рождение лошади, и номер кон- ного завода), отсутствие или дефект глазного яблока, шрамы, рубцы. Между мастью и биологическими свойствами лошади существует определенная связь. В частности, еще древнеримские авторы счита- ли лошадей темных мастей более выносливыми и стойкими к вред- ным воздействиям внешней среды. РАЗВИТИЕ И ВОЗРАСТ ЛОШАДИ Рост и развитие лошади продолжается до 5 — 6 лет, жи- вет лошадь обычно 20—25 лет (известны лошади, прожившие более 50 лет). Самый благоприятный возраст для цирковой лошади — от 4 до 15 лет, хотя нам известны случаи работы лошадей в цирке до 20—25-летнего возраста. Возраст лошади достоверно можно определить по племенному сви- детельству или паспорту, при отсутствии этих документов год рож- дения лошади определяют по тавру. У нетавренных лошадей при- близительное представление об их возрасте опытный специалист может получить по внешнему виду. Однако более точно возраст лошади можно установить но систематическим изменениям ее зубов. Наблюдения показали, что смена молочных зубов па постоянные и их стирание (со стороны жевательной поверхности) в подавляющем, большинстве происходит с определенной закономерностью. ПОЛ ЛОШАДИ На работоспособность лошади немаловажное влияние оказывает ее пол. Жеребцы энергичны и требуют много сил, опыта и умения от всадника и дрессировщика, кроме того, они обычно аг- рессивпо настроены по отношению к другим лошадям. Половой рефлекс у жеребцов часто оказывает мощное тормозящее действие па все другие раздражители. Однако дрессированные жеребцы вы- глядят на манеже более эффектно, чем вялые мерины. По традиции русские дрессировщики предпочитают для «свободы» жеребцов, в то время как зарубежные артисты в основном работают с меринами (кастратами). Глава 2. КОРОТКО О ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ На протяжении многих веков лошадь была повседневным спутни- ком человека. Она привлекала внимание своей силой, резвостью, благородной гармоничностью своего тела, темпераментным харак- тером, ни с чем не сравнимой эластичностью движений. Лошадь воспевалась в древних былинах, сказаниях, сказках. Ей посвящали свои произведения величайшие поэты, писатели и художники. Об уме лошади передается масса легенд. Однако, хотя многим пока- жется странным, несмотря на все симпатии, к лошади, ее следует признать животным менее сообразительным по сравнению с дру- гими. На основе материалистического учения академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности животных можно утверждать, что предметы окружающего мира лошадь воспринимает СВОИМИ хорошо развитыми органами чувств (анализаторами) как внешние раздра- жители. Чтобы при дрессировке лошади правильно использовать еe анализаторы — слуховой, зрительный, обонятельный, вкусовой (пи- щевой), кожный, двигательный,—необходимо прежде всего знать, какой восприимчивостью обладают органы чувств лошади. Слух лошади. Шум, разговоры, ржание создают колебания воздуха. Эти колебания воспринимаются ушами лошади как звуки. Чем тонь- ше звук, тем короче амплитуда колебаний. Эти колебания улавли- вает барабанная перепонка уха лошади. У лошади, которая жила в степях, из органов чувств наибольшее развитие получил слух (наря- ду с обонянием). Окружающий мир был для неё в первую очередь миром звуков (и запахов), предупреждавших лошадь о грозящих ей опасностях. Человек не улавливает тех звуков высокого тона, тех. малейших шорохов, которые слышит лошадь на большом расстоя- нии, настораживая свои подвижные уши. Не случайно во времена глубокой древности боевые кони ночью выполняли функции дозор- ных. Очень хорошо дифференцирует лошадь голоса отдельных лиц: дрессировщика, всадника, конюха. Голоса лиц, обращавшихся с лошадью жестоко, даже спустя много лет приводят со в возбужде- ние. Известен случай, когда лошадь, услыхав голос врача, делавше- го ей несколько лет тому назад болезненную операцию, от страха начала дрожать всем телом. Очень хорошо лошадь различает инто- нации голоса и, не понимая слов, воспринимает повышение или по- нижение тона. Например, резкий окрик производит совсем другое впечатление по сравнению с ласковым успокаивающим топом. 'Тональность голоса оказывает очень большое воздействие па ло- шадь. В некоторых случаях успокоить взволнованную испуганную чем-нибудь лошадь может только голос, к которому она привыкла. Исследованиями советских физиологов установлено, что способность различать тональность у лошади довольно высока. Некоторые лоша- ди отличают 1025 колебаний от 1000 колебаний. Они дифференци- руют также звуки одинаковой высоты, но различные по тембру. Ло- шади различают ритм 100 ударов метронома от 80 ударов. Зрение лошади. Глаз лошади имеет очень сложное строение. Его ра- бота непрерывно регулируется нервной системой. Лошадь обладает исключительной остротой зрения. Она видит во всех направлениях, в отличие от человека, у которого поле зрения не более 200°. На близком расстоянии она замечает малейшие движения, улавли- вает сдвиги, не доступные глазу человека. Особенно хорошо лошадъ видит предметы, находящиеся на земле. Лошади различают крас- ный, желтый, синий, фиолетовый, зеленый, белый и черный цвета. Как показали специальные опыты советских ученых, лошадь способ- па хорошо отличать и формы предметов: круг, квадрат, треугольник. Однако она различает их гораздо лучше, если эти предметы имеют объемную форму. Так же хорошо лошади различают яркость света. При исследовании методом условных рефлексов лошадь отличала яркость в 6000 апо- стильбов * от яркости в 6300 (опыты профессора Н. Ф. Попова). Лошадь обладает способностью видеть ночью. В совершенно темную ночь она прекрасно видит дорогу, все препятствия па пей и может благополучно доставить всадника, перепрыгивая через канавы с во- дой, спускаясь с круч, переправляясь через реку по мостику и т. д. Эта способность лошади была давно подмечена человеком и высоко им ценилась. Благодаря боковому расположению глаз лошади пред- меты, находящиеся впереди нее, попадают в ноле зрения обоих глаз па расстоянии примерно не ближе четырех метров (схождение глаз- пых осей). Чтобы видеть предметы, расположенные ближе, лошадь должна поворачиваться к ним то одним, то другим глазом. Здание этой особенности зрения лошади имеет большое практическое значе- ние. У лошадей, как и у людей, встречаются близорукость и дальнозор- кость, причем близоруких лошадей больше, чем дальнозорких. Это об- стоятельство является одной из причин «пугливости)) лошадей (даль- нозоркая лошадь плохо различает предметы, расположенные вблизи, и шарахается от них). Особенно следует остановиться па повышенном внимании лошади к движению человека, движению его рук, к предметам, которые он держит. Эта особенность зрительного восприятия лошади очень ценна при ∙ Апостильб — единица яркости, получаемая при освещении одной между- народной свечой совершенно белой поверхности, удаленной от нее па 1 м. дрессировке. На ней построен ряд сигналов, подаваемых дрессиров- щиком, работающим "на свободе". Обоняние. Обоняние у лошадей очень развито. Как свидетельствует профессор В. Л. Витт, «в открытой местности в степи лошадь па рас- стоянии многих сотен метров дифференцирует запахи, которые че- ловек чувствует лишь на расстоянии несколько метров... Напав на след волка, она настораживается, храпит. В безводных пустынях, где истомленные жаждой люди и лошади еле в состоянии двигать- ся, лошади за много километров чуют траву и воду, когда человек еще ничего не видит и не чувствует» *. Лошадь хорошо знает ухаживающего за ней конюха, дрессировщика в первую очередь по запаху и голосу, затем уже по его виду, одеж- де, манерам и обращению. Преимущественно по запаху лошадь различает других лошадей, на- ходит в конюшне свое стоило, узнает свою сбрую. С помощью обо- няния лошади определяют малейшие примеси к воде и корму, раз- личают запах аммиака, гвоздичного и розового масла. Лошадь явля- ется замечательным «ботаником-систематиком». По наблюдениям Линнея, 262 вида трав она ест, а 212 видов не ест. Здесь нельзя все сводить к инстинктам, к безусловным наследственным рефлексам. Наблюдения за поведением лошадей на горных пастбищах Северно- го Кавказа, проводимые в течение многих лет кафедрой коневодства Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязе- ва, свидетельствуют, что отравления в результате поедания ядовитых растений бывают нередко, но почти исключительно только у молод- няка. Взрослые лошади не едят ядовитых растений. Значит, они учатся их распознавать, вырабатывая условные рефлексы па запахи (а может быть, на запах и вкус) съедобных и ядовитых растений. Из вышесказанного следует, что обонятельный анализатор не мо- жет быть оставлен без внимания при дрессировке. Кожный анализатор (осязание). Наблюдая за лошадью, не трудно убедиться в высокой чувствительности кожи лошади. Стоит только мухе сесть на нее, как по коже пробегает волна дрожи и начинает двигаться хвост, стараясь отогнать насекомое. Уже одним этим до- казывается, насколько тонко осязание у лошади. Некоторые же ме- ста кожи, как, например, губы, ноздри, задняя часть брюха, особен- но чувствительны. Опытами установлено, что лошадь может разли- чать раздражители, действующие на ее тело в пределах трех сантиметров друг от друга. Лошадь тоньше, чем собака, реагирует на изменения температуры, различая колебания до 1°. Легкость выработки у лошадей условных двигательных рефлексов при помощи раздражения кожи широко используют для выездки ло- шади и управления сю (действие шенкелей на бока лошади, поводь- ев на кожу шеи и т. д.), а также в других случаях дрессировки. Не надо только забывать, что лошадь способна воспринимать неко- торые осязательные ощущения как приятные, доставляющие ей удо- вольствие. Б процессе дрессировки такое движение, как оглажива- ние, может стать одним из средств поощрения. «Лошадь будет ждать этого поощрения, стремиться не менее, чем к вкусовой награде» *,— писал В. О. Витт в одной из своих работ. Пищевой анализатор. При дрессировке лошадей он играет главную роль. Давая лошади сахар или морковку каждый раз после того, как она выполнила требование, дрессировщик закрепляет, отрабатывает ее безукоризненное четкое ответное действие или, наоборот, тормо- жение на определенный сигнал. Лошадь — большая лакомка. По- знакомившись со вкусом сахара или сладкой морковки, она никогда не откажется от такой формы «награды» независимо от того, голод- на она или нет. В этом существенное отличие лошади от многих других животных, которые, будучи сытыми, не поддаются дрессиров- ке путем вкусопоощрительного метода. НЕРВНАЯ СИСТЕМА Центральная нервная система играет огромную роль в жизни лошади. Благодаря нервной системе весь ее организм рабо- тает согласованно. Нервная система влияет на деятельность различ- ных органов, регулирует процессы, происходящие в организме. Кро- ме того, она осуществляет связь организма с окружающей средой. От нервных клеток, находящихся в головном и спинном мозге, отхо- дят нервы, которые соединяются в пучки, имеющие вид шнуров раз- личной толщины. Они проходят через отверстия в черепе между позвонками и, постепенно разветвляясь, проникают во все органы а ткани, идут к коже, мышцам, сухожилиям, глазам, ушам. По нер- вам возбуждение передается только в одном направлении: по одним нервам — от различных органов к мозгу, а по другим, наоборот, только от мозга к тем или иным органам. По чувствительным нервам в мозг поступают сигналы о том, что происходит в организме и в ок- ружающей среде. По двигательным нервам от мозга передается воз- буждение различным участкам тела и регулируется их работа. Возбуждение по двигательным нервам распространяется со скоро- стью около 100 м в секунду, а по чувствительным (от кожи) со ско- ростью около 50 м в секунду, причем скорость проведения возбуж- дения с возрастом лошади повышается. Внешние раздражения воздействуют па центральную нервную си- стему, которая отвечает па них той или иной реакцией. Под раздражением принято понимать всякое воздействие па орга- низм, вызывающее какое-либо ответное действие лошади. Эти ответ- ные действия па то или другое раздражение, осуществляемое цент- ральной нервной системой, называют рефлексами. Рефлексы бывают безусловные и условные. Безусловные рефлексы, или инстинкты, существуют со дня рождения лошади (например, со- кращение кожи или удар ногой при раздражении се острым предме- том, вызывающим боль). Условные же рефлексы образуются на базе безусловных при определенных условиях и непосредственном участии в их образовании поры больших полушарий головного мозга. Условный рефлекс может быть выработан только если внешний раз- дражитель совпадает по времени с безусловным рефлексом пли не- сколько предшествует ему. Например, дрессировщик ведет лошадь на лонже вдоль барьера, находясь несколько сзади от нее, но в пре- делах поля ее зрения. Пройдя несколько шагов, дрессировщик оста- навливается (внешний зрительный раздражитель), одновременно с этим он останавливает лошадь натягиванием лонжи (безусловный рефлекс). Через несколько сочетаний этих раздражителей лошадь будет реагировать остановкой только па прекращение движения дрес- сировщика. Другой пример: лошадь двигается шагом; для перевода се в рысь необходимо подать голосом команду «Рысью!» (внешний звуковой раздражитель), одновременно слегка тушировать шамберьером (без- условный раздражитель). Через несколько сочетаний этих раздражи- телей лошадь будет переходить в рысь только по одной команде го- лосом. Почты все вырабатываемые у лошади во время дрессировки условные рефлексы связаны с двигательными реакциями. Такие условные рефлексы и называются двигательными условными реф- лексами. Лошади быстро их вырабатывают и прочно сохраняют. Ранее выработанный условный рефлекс можно вызвать не только привычным, по и другим условным раздражителем. Например, при осаживании лошади (движение назад) всадник, как известно, дей- ствует поводом и шенкелем. Чем меньше действие поводом, тем плавнее происходит сначала остановка, а затем и осаживание. По- этому более целесообразно выработать у лошади осаживание в ос- новном только от уклона тела всадника. В данном случае этот уклон должен предшествовать действию повода, то есть первичного услов- ного раздражителя. После нескольких сочетаний этих раздражите- лей лошадь, не ожидая действия повода, будет осаживать от незна- чительного уклона тела всадника, то есть от раздражителя второго порядка. Наряду с процессами возбуждения происходят и процессы торможе- ния. Процесс торможения объясняется возникновением в централь- ной нервной системе многих очагов возбуждения от одновременного поступления импульсов в различные се участки. Так, резкая боль от грубого воздействия повода тормозит стремление лошади выполнить требование всадника двигаться вперед (например, для прыжка че- рез препятствие). При выработке условных рефлексов у лошади необходимо иметь в виду, что первое время, когда рефлексы недостаточно закреплены, они легко могут быть заторможены посторонними раздражителями. Поэтому при первоначальной работе необходимо создать для лоша- ди обстановку, исключающую воздействие посторонних возбудите- лей (присутствие других лошадей, шум и т. д.). Особую обстановку покоя необходимо создавать только при начальной выработке реф- лексов. В дальнейшем лошадь надо приучать работать в любых усло- виях, не обращая внимания па окружающую обстановку. Регулирование деятельности живого организма, в том числе и дви- жения, происходит путем чередования процессов возбуждения и торможения. Процессы возбуждения и торможения происходят у разных лошадей различно. И. П. Павлов по силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов установил четыре основных типа высшей нервной дея- тельности: живой, безудержный, спокойный и слабый *. Живой тип. Отличается большой силой как возбудительного, так и тормозного процессов, их уравновешенностью и подвижностью — способностью быстро менять возбуждение па торможение и обратно. Безудержный тип. Тоже сильный тип высшей нервной деятельности, но отличающийся от живого неуравновешенностью нервных процес- сов: возбуждение преобладает над торможением. Спокойный тип. Относится к сильному типу нервной системы. Оба процесса хорошо уравновешены, однако подвижность их очень слаба: возбуждение и торможение сменяются медленно. Слабый тип. Отличается слабостью как возбудительного так и тор- мозного процессов, низкой работоспособностью нервных клеток и быстрой их утомляемостью. Такое разделение лошадей по типам высшей нервной деятельности имеет практическое значение. Внешнее поведение лошади, различ- ная способность к дрессировке, характер усвоения корма всецело и непосредственно зависят от типа высшей нервной деятельности. Целенаправленное формирование новых черт характера лошади, вы- бор метода дрессировки, а также рациональное использование ее в номере неразрывно связано с типологическими особенностями нерв- ной деятельности лошадей. Наиболее желательны лошади живого типа. Они быстро воспринимают дрессировку и приспосабливаются к цирковой работе. Представители спокойного типа вследствие сла- бой подвижности возбуждения и торможения требуют больше вре- мени для дрессировки. В некоторых случаях найти свое применение в том пли другом виде конного жанра могут и лошади других типов высшей нервной деятельности. Например, лошадью-футболистом с успехом может быть представитель безудержного типа. По нашим наблюдениям, лошади безудержного типа встречаются редко, чаще приходится сталкиваться с лошадьми, у которых процессы возбуж- дения лишь в некоторой степени преобладают над тормозными. Обычно это чистокровные лошади, па которых ипподромные испы- тания наложили отпечаток излишней горячности. Как правило, та- кие лошади требуют особого подхода и только в руках квалифици- рованного дрессировщика могут хорошо работать. * И. П. Павлов в своих выводах основывался на опытах с собаками, однако они полностью могут быть отнесены и к лошадям. Глава 3. ДВИЖЕНИЯ ЛОШАДИ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ Как мы раньше отмечали, почти все вырабатываемые у лошади в процессе дрессировки условные рефлексы связаны с ее движениями. Движение лошади осуществляется перемещением центра тяжести тела с разнообразными изменениями положения конечностей и кор- пуса. В движении принимают участие пассивная часть двигатель- ного аппарата — скелет, сухожилия, связки, слизистые сумки — и активная — мышцы. Непосредственной причиной движения ло- шади является сокращение мышц. Кости скелета (в основном кости конечностей) играют роль одно- и двухплечевых рычагов (чаще од- ноплечевых). Точкой вращения рычага является сустав. Мышцы, расположенные внутри суставного угла (сгибатели), при сокраще- нии уменьшают угол сустава, приводя в движение плечи рычага- Мышцы, которые проходят через вершину угла сустава, при сокра- щении раскрывают угол сустава. Кроме того, под действием отводя- щих и приводящих мышц конечности могут отводиться от продоль- ной плоскости тела лошади или приближаться к ней. При сокраще- нии мышц-вращателей происходит вращение конечностей внутрь или наружу продольной оси. Огромную роль в работе мышц играют импульсы, идущие от цен- тральной нервной системы. В ответ па раздражения внешней среди в головном и спинном мозге возникает возбуждение. По двигатель ным нервным волокнам возбуждение передается мышцам. Мышцы сокращаются — совершается движение. Скелетные мышцы непосредственно получают первиые импульсы из центральной нервной системы и своим сокращением обусловливают многочисленные сложные согласованные движения (шаг, рысь, га- лоп, прыжки и т. д.). Деятельность скелетной мускулатуры проис- ходит рефлекторно, причем, началом условных рефлексии (через центральную нервную систему) служит сокращение одних мышц, которое в свою очередь является условным раздражителем для дру- гих мышц. При этом создается как бы цепь: окончание одного дви- жения вызывает начало другого. Как известно, во всяком движении, а также при усилиях, направ- ленных па сохранение равновесия на месте, всегда участвует ске- летная мускулатура лошади. Так, во время остановки лошадь пахо- дится в состоянии видимого покоя, не совершая движения. Задача мышц при этом — длительным напряжением (тонусом) обеспечить животному такое положение, при котором легко сохранить равнове- сие. Такой вид деятельности мышц называется тоническим. Тониче- ское напряжение осуществляется не всей мышцей, а только частью ее волокон, что дает возможность мышце длительно работать без утомления. Топическая деятельность мышц, обеспечивая телу ло- шади равновесие, создает условие, при котором она может легко перейти к движению. На характер движения лошади значительное влияние оказывает по- ложение ее головы и шеи. Между положением головы и шеи лошади и се конечностями существует рефлекторная связь (шейные рефлек- сы). В зависимости от изменения положения головы относительно туловища различают четыре группы шейных рефлексов. 1. При опускании головы происходит уменьшение напряжения мышц-разгибателей обеих передних конечностей и сохранение или небольшое увеличение напряжения разгибателей задних конечно- стей. 2. При подъеме головы — увеличение напряжения разгибателей пе- редних конечностей и уменьшение напряжения разгибателей задних конечностей. 3. При наклоне головы по направлению к одному из плечевых су- станов — повышение разгибательного напряжения обеих копечно- стей (больше — задних) со стороны, в которую наклонена голова. 4. При повороте головы с отведением в сторону челюсти — увеличе- ние разгибательного напряжения передней конечности в сторону, к которой обращена челюсть. Движения лошади можно разделить на движения па месте и с преодолением пространства (вперед, назад, в сторону). Движения па месте в большинстве случаев характеризуются отно- сительным удержанием центра тяжести в границах площади опоры тела лошади. К ним относятся: пиаффе (при условии, если лошадь производит его, не смещаясь с места), галоп на месте, так называе- мый салют, исполняемый лошадью при цирковой дрессировке, а также такие упражнения высшей школы верховой езды, как лева- да, крупада и каприоль. К движениям на месте с перемещением центра тяжести за площадь опоры следует отнести: опускание лошади па землю, лежание на боку, вставание с земли, лягание, вставание на дыбы. Стоя на месте, лошадь находится в устойчивом равновесии, что обес- печивается большой площадью опоры и сравнительно близким рас- положением центра тяжести тела от этой площади Непосредствен- ное сохранение равновесия достигается фиксацией частей скелета, ∙осуществляемой напряжением мышц, сухожилий, связок. Центр тяжести лошади. Центром тяжести называется точка тела, че- рез которую проходит направление силы веса тела при любом его положении. Центр тяжести спокойно стоящей на месте лошади с всадником лежит приблизительно в точке пересечения вертикаль- ной линии, касательной к мечевидному отростку грудной кости с го- ризонтальной на высоте плече-лопаточпого сочленения (рис. 3). В основе движения лошади в пространство лежит перемещение ее центра тяжести при помощи разнообразных изменений положения конечностей и тела. Так, например, одна из задних ног (а при дви- жении назад одна из передних) сначала, сгибаясь, а потом разги- баясь, толкает туловище и таким образом перемещает центр тяже- сти, выводя его из границ площади опоры. Лошадь вынуждена на- ходить новую опорную площадь при помощи движения вперед (или назад), выставляя для этого передние конечности (при движении назад — задние). Так как импульс от толкающей конечности исхо- дит на протяжении всего времени движения, лошадь все время на- ходится в положении неустойчивого равновесия и, восстанавливая его, ей приходится продвигаться в пространстве. Первичный им- пульс, заставляющий сместиться центр тяжести, исходит только от задних конечностей при движении вперед и только от передних при осаживании. Центр тяжести при движений лошади смещается в четырех направ- лениях: в вертикальном — одновременно с движением верхней части опирающейся ноги; в боковые стороны соответственно с изгибом кор- пуса лошади; в горизонтальном — вперед по линии импульса со сто- роны задних конечностей. Назад центр тяжести может смещаться только при осаживании, вставании на дыбы, галопе назад и вставании с земли. Равновесие. Красивы и грациозны движения лошади на свободе, когда она возбуждена. Голова и шея приподняты, задняя часть корпуса слегка опущена, спина и поясница изогнуты (чтобы лучше фиксиро- вать прилегающие части), задние конечности, согнутые и подведен- ные под туловище, энергичными бросками отделяясь от земли, бро- сают веред весь корпус; передние конечности-, освобожденные от из- лишней тяжести, двигаясь свободно, высоко и картинно поднимаются над землей, ноздри пышут, во взгляде «гордость». Сила и гармония этих движений говорит о том, что лошадь, двигаясь на свободе, умеет сохранять равновесие и сообразно своим потребностям легко, по сво- ему произволу, может видоизменить его. Когда же па лошадь садится всадник, тогда природное равновесно нарушается. Молодая невыезженная лошадь, обремененная весом всадника, доходящим иногда до 25% ее живого веса, движется с вы- тянутыми и опущенными головой и шеей, на прямых задних конеч- ностях и высоко песет заднюю часть корпуса; передние конечности, обремененные излишней тяжестью, поднимаются над землей невысо- ко и быстро опускаются, как бы ища опоры. Выездка верховой лоша- ди имеет целью не только покорить ее воле всадника, развить муску- латуру и органы дыхания, но и уравновесить ее, то есть развить в ней способность быстро перемещать свой центр тяжести. Выезженная лошадь может и под всадником сохранять естественные гармоничные движения, придавать своему телу то равновесие, кото- рое является наивыгоднейшим для поддержания своего веса и веса всадника. Выезженная лошадь может в различных условиях по-раз- ному приспосабливаться к обстановке и под влиянием усвоенных рефлексов и физического развития (тренированности) управлять сво- им центром тяжести так, чтобы с возможно меньшей затратой мус- кульной силы и вредом для себя выполнять работу. Различают следующие виды равновесия 1. Равновесие на задней части корпуса. Когда лошадь путем упраж- нений приобретает по требованию всадника навык передавать во время движения часть своего веса с обремененной передней части корпуса на более легкую, но более сильную заднюю часть корпуса. Это равновесие зависит от высокого постава шеи при подобранном близком к отвесу положении головы и подведенных под корпус задних ног на согнутых суставах. При этом лошадь свободно может передвигать свое тело в разные стороны, быстро останавливаться*; применяется при выполнении элементов высшей школы. * Передние ноги лошади при таком равновесии высоко выносятся и замедлен- но опускаются на землю. Лошадь как бы дарит в воздухе. Такая законченность шеста характерна для цирковой лошади. 2. Равновесие на передней части корпуса, когда лошадь большую часть своего веса несет на передних конечностях. Такое равновесие находится в зависимости от степени вытянутости шеи и головы впе- ред. Это равновесие способствует проявлению резвости у скаковой лошади и больших тяговых усилий у тяжеловесов. 3. Среднее равновесие. Зависит от положения шеи (под углом 45° к горизонту) и средней степени подведения задних ног под корпус лошади. Такое равновесие принимает сама, лошадь как естественное и более удобное. Передвижение отдельных конечностей при всех аллюрах одинаково: каждая нога проходит две основные фазы — опирание на землю и пе- ренос ноги. Необходимо отметить роль в передвижении так называемого рефлекса поддержки, который состоит в том, что с момента соприкосновения с почвой нога движущейся лошади рефлекторно выпрямляется. Как только нога покинет опору, она также рефлекторно становится подвижной в суставах. Отталкивание продолжается до тех пор, пока поступательное движение тела лошади не увлечет отталкивающуюся ногу в фазу отведения. АЛЛЮРЫ ЛОШАДИ Аллюрами называют различные способы передвижения лошади. Условно они делятся на естественные и искусственные. К ес- тественным аллюрам относятся: шаг, рысь, галоп, прыжок и иноходь, К искусственным причисляются те, которыми лошадь может двигать- ся после более или менее продолжительного обучения: собранная (сокращенная) рысь, манежный (сокращенный) галоп, галоп на ме- сте и все движения высшей школы верховой езды. Все искусственные аллюры в своей основе имеют элементы естествен- ных движений. Существуют также неправильные (испорченные) аллюры: тропота, сорочий скок, шлапак. Шаг. Самый медленный и спокойный вид движения лошади При шаге слышны четыре удара копыт. Очередность движения ног происходит следующим образом: произведя толчок, задняя нога под- нимается после того, как ее диагональная передняя удаляется от зем- ли, затем задняя нога становится па землю, незадолго перед этим другая передняя нога поднимается несколько раньше своей диаго- нальной задней. На шаге каждое движение передних ног сопровождается движением шеи. В фазе переноса шея медленно опускается, а в момент, пред- шествующий опиранию, заметно поднимается. Кроме того, шея ко- леблется и в горизонтальной плоскости одновременно с фазами движения передних ног. Изгибание позвоночника на шаге происхо- дит симметрично как в одну, так и в другую сторону от продоль- ной оси. В зависимости от длины шага, особенностей смены ног к положения тела (корпуса) различают: обыкновенный (средний) шаг, удлинен- ный (прибавленный), сокращенный (укороченный) и свободный. Обыкновенный (средний) шаг — четкий, правильный и достаточно широкий, по не ускоренный до максимума. Лошадь должна двигаться энергично, спокойно. Голова слегка выходит за линию вертикали. Движения ровные, с отчетливыми ударами копыт, с ровными интер- валами. Следы задних копыт находятся примерно на месте следов передних. При чередовании ног наблюдаются моменты опирания на две ноги одной параллели (например, правая передняя и правая задняя), что объясняется необходимостью убрать левую переднюю догу раньше, чем задняя станет на это место. Удлиненный (прибавленный) шаг. При этом движении лошадь захва- тывает возможно большее пространство за счет удлинения фазы пере- коса ноги, но без поспешности и не теряя размеренности шага. Зад- ние конечности значительно перекрывают следы передних. Голова лицевой частью слегка подана вперед, корпус лошади и шея вытя- нуты. Сокращенный (укороченный) шаг характеризуется отчетливыми и уверенными движениями, шея приподнята и округлена. Задние ко- нечности больше подведены, чем при других разновидностях шага, и их следы не доходят до следов передних. Голова принимает поло- жение, близкое к вертикальному. При сокращенном шаге преобладает трехстопное опирание *. Удары диагональных конечностей сближа- ются. Свободный шаг по длине фаз чередования конечностей соответствует удлиненному шагу, но лошади при этом предоставляется возможность расслабить мускулатуру, максимально вытянуть голову и шею при полностью отданном поводе. В зависимости от телосложения лошади (от соотношения длины ее ног к длине туловища) виды шага, а также рыси по-разному выра- * То есть когда лошадь опирается не менее чем на три ноги: например, па правую переднюю, правую заднюю и левую переднюю; при этом лошадь отры- вает от земли левую заднюю ногу и ставит ее на землю позади левой передней. жены. Так, у лошадей с коротким туловищем и длинными ногами способность перекрывать следы более выражена, чем у лошадей ко- роткопогпх с длинным туловищем. Рысь. В фазе опирания и переноса при этом аллюре но очереди нахо- дятся диагональные нары ног, причем опирающаяся пара при уско- рении рыси отрывается от земли раньше, чем опускаются ноги про- тивоположной диагонали, вследствие чего тело лошади какой-то мо- мент находится в воздухе .Чем быстрее рысь, тем продолжительнее время подвисания. На очень укороченной рыси мо- мента свободного подвисапия нет. В этом случае отводимая вперед диагональная пара ступает несколько раньше, чем опирающиеся ноги оттолкнутся; тогда, наоборот, лошадь на одно мгновение опирается па все четыре ноги. Колебания позвоночника происходят в горизопталь- ной плоскости, но они выражены значительно меньше, чем па шаге. В зависимости от скорости перестановки ног и захвата ими простран- ства рысь разделяют на обыкновенную, или среднюю, удлиненную, ИЛИ прибавленную, сокращенную, ИЛИ укороченную. Обыкновенная (средняя) рысь. На этой рыси лошадь должна эпер- гично, по в то же время без видимых усилий, легко и четко двигать- ся вперед в естественном (среднем) равновесии. Ясно заметно сгиба- ние в суставах энергично работающих задних копечностей. Следы задних ног ло?катся на границе передних и па одной линии с ними. Голова лошади слегка выходит вперед от линии вертикали. Для цир- ковой лошади желателен эффектный высокий подъем передних вытя- нутых копечностей, что в сочетании с плавностью и пластичностью движений передних ног создает эффектное впечатление парадности рыси. Удлиненная (прибавленная) рысь характеризуется более широкими движениями при сохранении достаточной подвижности задних ко- нечностей, энергичная работа которых является одним из основных требовании к этому аллюру. На прибавленной рыси шея лошади вытягивается, плечи больше вы- носятся вперед, фаза подписания тела лошади в воздухе заметно выражена. Сокращенная '(укороченная)" рысь. Длина шага лошади на этой ры- си значительно укорачивается, движения становятся энергичнее, шея округляется, голова принимает положений, близкое к вертикальной линии. Следы задних ног ложатся позади следов передних. Па очень сокращенной рыси отсутствует момент подвисания. Галоп. На галопе наблюдается трехтактное опирание и подписание. На очень сокращенном галопе подвисание отсутствует . Галоп бывает с правой и с левой ноги. При галопе с правой ноги ло- шадь в первый такт опирается на левую заднюю ногу, переносит на нее всю тяжесть корпуса и отталкивается ею вверх и вперед. Во вто- рой такт она подставляет одновременно левую переднюю и правую заднюю ноги, а в третий — принимает весь корпус на правую переднюю ногу. При галопе с левой ноги опирание ног происходит в следующей последовательности: правая задняя — правая диагональ (правая передняя и левая задняя) — левая передняя. Движение, при котором лошадь на галопе не выносит вперед одпо- временпо ноги одной и той же стороны, то есть передней ногой идет с одной стороны, например галопом с левой, а задней — с другой (с правой), является неправильным, в таких случаях говорят, что ло- шадь крестит. Работа каждой диагонали лошади значительно отличается одна от другой. Считают, что при галопе с правой ноги наибольшее напряже- ние испытывает левая задняя нога и правая передняя, которые при- нимают па себя всю тяжесть падающего тела лошади. Особенно это наблюдается у цирковой лошади, бегущей по кругу манежа диамет- ром 13,5 м и преодолевающей центробежную силу, вследствие чего происходит значительное прогибание путовых суставов этих ног. При галопе с левой ноги происходит обратное и наибольшее утомление ис- пытывают правая задняя и левая передняя. При правильном галопе под всадником задние ноги лошади подводятся под ее корпус, опорная нога при этом находится в фазе сгибания. Во время галопа слышны три удара копыт о почву: первый удар соответствует опусканию на землю задней отталкивающейся ноги, второй происходит в момент соприкосновения с землей диагональной пары ног (он наиболее силь- ный) и третий происходит при заступании передней ведующей ноги. Пауза между вторым и третьим ударами более продолжительна, чем между первым и вторым. Шея лошади на галопе опускается в вертикальной плоскости в мо- мент опирания ведущей передней ноги и поднимается после того, как на землю опускается диагональная задняя нога. Эти чередующиеся движения шеи облегчают работу поясницы лошади, нагрузка на ко- торую при галопе особенно велика. Горизонтальные колебания позвоночника на галопе, в отличие от ко- лебаний на шаге и рыси, несимметричны. После опирания ведущей передней ноги голова лошади отклоняется в сторону противополож- ной ноги, что способствует натяжению мышц, заставляющих дви- гаться вперед ведущую диагональ (топические рефлексы). Затем го- лова лошади идет к средней линии, и шея принимает прямолинейное положение. При галопе налево позвоночник лошади принимает форму буквы «S», а при галопе направо — обратную форму. Следо- вательно, тело лошади па галопе всегда несколько изогнуто. По скорости движения и положению тела лошади различают сред- ний галоп, прибавленный (полевой), сокращенный (манежный) и скаковой (карьер). Средний галоп. При движении средним галопом лошадь находится в среднем равновесии, двигаясь свободно и непринужденно. Голова несколько впереди линии вертикали. Прибавленный галоп характеризуется явно выраженным подвисани- ем тела лошади в свободном полете в воздухе между третьим и пер- вым тактами. Ширина шага увеличивается до 4,5 м, шея вытягива- ется, лицевая часть головы также несколько вытягивается вперед. Скорость движения увеличивается за счет увеличения амплитуды ша- га, а не за счет частоты перебора ногами. На сокращенном галопе уве- личивается сбор лошади: активизируются движения конечностей, задние ноги больше подводятся иод туловище, заметно увеличивает- ся степень сгибания опорной задней ноги. Устойчивость лошади па движениях уменьшается. При максимально сокращенном галопе ло- шадь может перейти па четырехтактное обирание, при котором по- рядок постановки ног следующий: галоп справа — первый удар зад- ней левой, второй — задней правой, третий — передней левой, чет- вертый — передней правой. Чередование ударов довольно равномер- ное. Сокращенный галоп можно довести до галопа на месте и двига- ясь назад. При этом замедленном ритме лошадь отбивает такты гало- па, совсем не продвигаясь вперед и даже подаваясь назад. Движение лошади таким галопом является верхом совершенства дрессировки цирковой лошади. Иноходь — способ передвижения, при котором происходит односто- роннее стирание ног в два такта Благодаря большой частоте шага иноходь по сравнению с рысью является более быстрым аллю- ром. Материал из книги "Дрессировка лошадей в цирке"М.Анисимов, С.Кузинин, Г.Рогалев

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.pets.dressura1
Отписаться

В избранное      

sitenew.bot.archive.home.animals nothing