Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Соб@чник. Электронный кинологический журнал. Соб@чник. Май 2008


Соб@чник
электронный кинологический журнал


Доброго Вам времени суток, уважаемый читатель!


В прошлом выпуске, говоря о фотографиях животных, я упомянула второй тип анималотерапии - пассивный. Сегодня же мне хочется поговорить о первом типе - непосредственном общении с животными, его несомненной пользе для детей, на примере кружка "Крылья, лапы и хвосты", одним из организаторов и участников которого я была.

Фотографии можно посмотреть
здесь.

Тему анималотерапии в различных формах ее проявления я считаю приоритетной для данной рассылки.

Ваши письма отправляйте по адресу:

dog-magazine@yandex.ru


Галина Вантрусова, выпускающий редактор



"ОРЛЁНОК"-2007


ИЛИ "КРЫЛЬЯ, ЛАПЫ И ХВОСТЫ" - ВЫХОД ИЗ СУМРАКА

Детский лагерь "Орлёнок" находится в 20 км от Снежинска на берегу озера Сунгуль. Когда-то пионерский, теперь оздоровительный, но не менее привлекательный для детворы. Своё 45-летие "Орлёнок" отметил, в том числе, ещё одним кружком - "Крылья, лапы и хвосты". Это стало возможно, благодаря инициативе заместителя директора по учебно-воспитательной работе Елены Леонидовны Морозовой при поддержке директора - Михаила Александровича Канова.

Именоваться кружок стал по названию нашей
специализированной ветки на одном из городских форумов (заходите, пообщаемся, мой ник - Тигра, я один из модераторов).

Какие задачи мы перед собой ставили, начиная это дело?

>
>> Образовательную в достаточно широком смысле: породы собак; их предназначение (работа, спорт, компаньон); история собаководства на примерах использования собак на войне (начиная с первой мировой) и собак-героев, которым установлены памятники; более подробный рассказ о той породе, которая представлена на занятии - происхождение, особенности содержания, ухода.
>> Создавать позитивное отношение к домашним животным.
>> Прививать чувство ответственности за благополучие своего питомца, знакомить с правами и обязанностями владельца по отношению к окружающим людям и животным.
>> Предоставить возможность непосредственного общения с домашними животными.

Занятия кружка проходили три раза в неделю, продолжительность занятия - один час.

Начинали и заканчивали на улице, где дети под нашим присмотром могли пообщаться с мохнатыми волонтёрами. Перед непосредственным контактом "дети-животное" объясняли, в каком формате этот контакт будет происходить (варианты: оглаживания, тискание, таскание на руках, подача команд с последующим поощрением, вождение на поводке). Мы не проводили предварительного тестирования животных, но к поездкам в лагерь привлекались только опытные собаководы с адекватными животными, чьё поведение по отношению к людями было проверено в обычной жизни и на выставках. Как правило, на занятие привозился один зверик, но, если были уверены, что конфликтов между собаками не будет, то могло быть и 2, и 3 хорошо знакомых или проживающих в одном доме животных. В процедурах "общения" принимали участие не только кружковцы, но и все желающие дети и сотрудники лагеря.

Средняя часть занятия проходила в помещении (зал или штаб) и, в свою очередь, подразделялась на теоретическую и практическую.

Практическая часть - знакомство с породой на примере конкретного представителя. Если собака могла показать элементы дрессуры, то упор был именно на это. В других случаях больше говорили об истории породы, её назначении, особенностях ухода и поведения. Всякий раз обращали внимание детей на необходимость правильного ухода и воспитания, на осознанный выбор породы.

В теоретической части старались максимально использовать видео-материалы. Спасибо огромное руководству лагеря за предоставление мультимедийного оборудования (были задействованы DVD-проигрыватель, экран, проектор, компьютер).

Готовые видео-фильмы:
>> фирмы Роял Канин о щенках с чудесным видеорядом;
>> Вестминстер-2006, БЭСТы;
>> Крафт'с-2006 БЭСТы пастушьей и рабочей групп;
>> видеоролики из ИНТЕРНЕТа (рекламные, дрессировочные).

Подготовлены компьютерные презентации:
>> "Собаки не начинают войн, но воевать приходится и им" (из истории военного собаководства);
>> "Памятники собакам" (за основу была взята скачанная из ИНТЕРНЕТа презентация Кунгурцевой С.А., г.Искитим, Новосибирская обл.);
>> "Классификация собак по версии FCI";
>> "Спорт с собаками".

Также использовали факты из книги рекордов Гиннеса, свежих тематических новостей печатных и электронных СМИ, специальной литературы, личного опыта.

Часть занятия, как правило, занимали ответы на вопросы, а также очень интересные рассказы кружковцев о своих питомцах.

Строго оговорённой программы у нас не было, пробовали разный материал и разные формы его подачи в течение всего лета. Так, в последнюю смену,одно из занятий было посвящено тематической фотосессии. На территории лагеря (носящего имя генерал-лейтенанта Г.П.Ломинского, одного из директоров федерального ядерного центра, приложившего немало усилий для строительства и развития центра детского отдыха) установлено много образцов военной техники - это тоже инициатива Георгия Павловича. Вот в этих декорациях мы и снимали. Фотографии дети получили в подарок. А на самом последнем занятии провели викторину - ребята отвечали на вопросы про кошек и собак, символические призы получили все.

За лето в лагере собралась небольшая библиотека: книги о собаках, журналы "Друг", "Мой Чемпион", "PETS" и др.

Хочу перечислить всех участников:
1. НАТАЛИЯ СУХОВА, йоркширские терьеры братья МАРШАЛЫ (YOREX EL EUOROPA PREMIER Z KERNIKADY и YOREX EL PRESIDENTE Z KERNIKADY) и белый, голубоглазый, глухой кот СЕМЁН. Плюс ВАЗ пятёрочка, одна из двух наших машин.
2. ЭЛЬВИРА АЛЕКСАНДРОВА, вельш корги пемброк ГИЛИ (ЛИСЬЯ СТАЯ ГЕРОИНЯ РОМАНА), вельш терьер МУРКА (РУС МАРИКОН МАРГАРТИТА ДАТСКАЯ) и кот СЕМЁН окраса колор пойнт.
3. ОЛЬГА ВОРОБЬЁВА и малинуа АЛИСА.
4. УЛЬЯНА ТУРКОВСКАЯ и цвергшнауцер НИКА (БРУСНИКА СНЕЖНАЯ ЯГОДКА).
5. ЮЛИЯ ЗАБОЛОТНИКОВА и цвергшнауцеры ТОПА и ХИЛ (БЕАТА и АХИЛЛ).
6. НАДЕЖДА КНЯЗЬКИНА и русский чёрный терьер ФУНТИК (БЛЭК РОССИ ФУНТ СТЕРЛИНГОВ).
7. СТЕЛЛА ИВАНОВА и американские кокер спаниели БЕНТЛИ и ЧУПА (БЛЭК КЛЭССИК КАФФЕ и ЧИКОНЕ-ЛИЗА АДМИРАЛ'С ШОУ).
8. И я, ГАЛИНА ВАНТРУСОВА, увы, без собаки - тесное общение с большим количеством народа моя КАФА не приветствует. В мои обязанности входило: привезти-отвезти (вторая машина нашей команды - Логан), подготовить материал для теоретической части занятий, донести его до слушателей, фотографировать и пр.

Самой непредвзятой и самой трогательной была оценка кружковцев (
см. фотоальбом).

Мы получили огромное удовольствие и массу незабываемых ощущений от этой новой для нас деятельности. Вот только руководство в лагере осенью сменилось. Так что новый сезон пока под вопросом...



ТЕСТИРОВАНИЕ КАНДИДАТОВ
В КАНИС-ТЕРАПЕВТЫ


В одной из рассылок я просила откликнуться тех, кто в использует собак на занятиях с детьми. Сегодня я хочу познакомить читателей рассылки со Светланой Петровой из Санкт-Петербурга. Ниже приведен фрагмент из ее письма, ответ на мой вопрос о порядке тестирования и отбора собак - кандидатов в канис-терапевты.

Более подробную информацию можно почерпнуть
здесь.


ИЛИ КАК ЭТО ДЕЛАЮТ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Очень рада найти единомышленников, так как с детьми работаю давно(сейчас я социальный педагог в клубе дополнительного образования), а собака общается с детками чуть больше года. В основном это выступления в библлиотеках,поездки в детские дома,выступления в детских садах(и в дочкиной школе), дальше мне было пока не пробиться,ведь Вы знаете,насколько неохотно некоторые детские учреждения пускают к детям собак. Даже привитых,совершенно здоровых и воспитанных. Приходилось пробиваться потихоньку,нарабатывая опыт и собирая материал об успешности нашей работы. А потом я познакомилась с Людмилой* (через К-9), и Люда представила нас начальнику оздоровительного центра (в прошлом-пионерского лагеря). Нам разрешили провести пробные занятия и после них уже пригласили на летние заезды! Для нас это большая победа.

О тестировании. Отработав пробный "заезд выходного дня" мы поняли, что имеющимися силами(и собаками)нам не справится. В день через нас проходило около 10 групп детей 15-20 человек. В дальнейшем планируем работать с группами 10 - маскимум 15 человек. А из собак опыт длительной работы с группами детей имел только Елизар. Людмилины басенджи (оба! Хотя Люда сначала планировала использовать в работе с детками только Флая, но Элька тоже отлично показала себя в работе) и лабрадорша Рифи замечательно отработали,но выдержать с непривычки такое колличество детей им было тяжеловато. Поэтому Люда придложила открыть на К-9 тему, с предложением желающим "пообщать" своих собачек с детками. Что, собственно говоря, я и сделала. Появились желающие, но собаки и люди в основном были нам не знакомы, отсюда возникла идея (необходимость) "тестирования". С сайта кинология.ру был скачен уже разработанный вариант подобного тестирования (о нем упоминалось на К-9. В том варианте он нам не совсем подошел, и мы с Людмилой и Машей(хозяйкой Рифи) адаптировали его, ориентируясь на опыт прошедших занятий.

Если коротко - проверяли собаку на доброжелательность, адекватность, управляемость, терпимость к звуковым радражителям, реакцию на болевые ощущения и неожиданности.

Конкретнее - первое тестирование проводилось в парке вблизи стрельбища, где не протяжении нашего общения с хозяевами и собаками проходили занятия по стрельбе. Так что выстрелов было более, чем достаточно. Так же на первом тестировании кобелям пришлось тяжелее всего - одна женщина привезла течную суку, и мы выпустили ее на полянку с целью провокации. Но ридж и черныш не только не передрались, но и вполне пристойно и управляемо себя вели в ее присутствии.

Так же из упражнений которые мы делали - это подойти к хозяину(собака на выдержке по команде "рядом" или в свободном положении на поводке), громко приветствовать хозяина, здороваться за руку, панибратски хлопать по плечу, обнимать. Агрессия собаки, "неудовольствие", выраженное рыком, показом зубов, попытка встать между хозяином и тестирующим браковалась. Так же собак обязательно неожиданно щипали за бока, брыли (за любые неожиданные места), наступали на лапы, причиняя боль. Оценивалась реакция - любое окусывание, рык, показ зубов мнговенно пресекались, и собака безоговорочно браковалась. Так же в присутствии собаки мы с Людой и Машей устраивали шумную возьню с визгами, криками и беганием вокруг собаки. Собаки, проявляющие беспокойство, прыгающие и лающие на дерущихся людей браковались. В тестировании (правда не в каждом) принимали участие подростки (например, моя дочь), которые так же всячески тискали собак, пытались сесть на крупных верхом, брали маленьких (не всегда правильно) на руки.

При демонстрации собакой послушки ее всячески провоцировали - ходили рядом, прыгали, возились-кричали, перешагивали через лежащую по команде собаку. Оценивалась управляемость собаки. Если в предыдущих испытаниях собака проявляла себя хорошо - хозяину указывалось на недостатки в послушании собаки и давалось задание "проработать" западающие места. И собака приглашалась на повторное тестирование.

Провоцировали собаку и игрушкой. Пытались отобрать мячик или палочку. В различных вариантах собаке требовалось либо бесприкословно отдать игрушку, либо перетягивать ее с ребенком, но отпустить по первому же требованию хозяйки или самого ребенка.

Вот,наверно самое основное,что я могу сказать о тестировании.

Ещё раз - очень рада, что Вас нашла!

С уважением,Светлана.

*) Людмила Амарантова - главный врач детского оздоровительного лагеря "Дружных", ник LUS на форуме К-9.

В избранное