Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мастерство светотени


перейти на главную гороскоп на неделю битва титанов обсудить на форуме

НОВОСТИ ЖУРНАЛА SOMUS!

Удивительное дело: кто-то волнуется о том, что муж изменяет, а кого-то беспокит то, что муж НЕ изменяет. Думаете, так не бывает? Очень даже! И наши Титаны, Злой и Добрый, подводя итоги дискуссии о том, как должна строить свою жизнь Инна, которая хочет, но не может иметь детей, готовы приступить к 16 раунду.

И, как часто получается в Somus!, начав с частного, переходят к общему, поднимая проблему, в целом, глобальную: что есть секс? Приятное и полезное развлечение или мистический эксклюзивный акт? Не торопитесь отдать свой голос любому из них, сперва подумайте хорошенько... Ведь у каждой медали две стороны: преступления на почве страсти и равнодушие к партнеру, близость с которым случайна, венерические заболевания из-за избытка секса и неблагоприятный гормональный фон из-за его недостатка, скчная "миссионерская" позиция и многообразный чувственный разврат, ведущий к пресыщению... Каждый выбирает по себе - "женщину, религию, дорогу" и Титана, которому поможет победить, искренне считая его правым!

Однако, кроме плотских вопросов, нас весьма волнуют и духовные. "...Есть книги, написанные ради увлекательного сюжета или тонкой, понятной только редким гурманам игры слов. Есть книги, вся ценность которых в правоте чувства или моральном императиве. Есть книги - полотна уходящей эпохи, эпопеи, галереи портретов+ А есть книги простые и безыскусные, говорящие о жизни так же просто, как запах хлеба говорит о близости человека..."... Есть книги, читать и понимать которые, научит нас Ника Батхен, и мы поставим их на полку, гордые и взволнованные еще одним познанным миром!
 

 Мастерство светотени

Эссе о книге Р.Д. Уоллера «Мосты округа Мэдисон»

…Написать красками Венецианский залив. Увидеть Париж и умереть. Ночевать в старинной усадьбе и всю ночь слушать, как гнутся ветки, и зеленые яблоки падают на траву. Проснуться ноябрьским утром, открыть окно и увидеть – еще вчера серый унылый мир полон света, ослепительной тишины нетронутого следами снежного полотна. За час до рассвета завести мотор у старого грузовичка «Гарри» - и отправится фотографировать Розовый мост. Крытые мосты – ветхое чудо округа Мэдисон, штат Айова. А особенно в первых лучах восходящего летнего солнца …Искусство фотографии заключается в том, чтобы снимать свет, а не предметы

Есть книги, написанные ради увлекательного сюжета или тонкой, понятной только редким гурманам игры слов. Есть книги, вся ценность которых в правоте чувства или моральном императиве. Есть книги – полотна уходящей эпохи, эпопеи, галереи портретов… А есть книги простые и безыскусные, говорящие о жизни так же просто, как запах хлеба говорит о близости человека. Писатель может творить сюжет гениальной фантазией, рисовать удивительные полотна, но ему не сравниться с пером господа Бога – истории, рассказанные самой жизнью, становятся вровень с лучшими порождениями человеческого ума. Их достоверность и простота позволяют им быть услышанными, их прелесть – в сопричастности к миру живых. Мы словно подсматриваем в замочную скважину за людьми и удивляемся, какие тихие, тайные, вечерние чудеса могут храниться в шкатулке для старых писем. Как необычно чувствовать, думать и ощущать могут самые обычные люди, сколько страсти может прятаться в душе женщины, засыхать там годами, словно роза между страниц. Почему для фотографа важно солнце, чем хороший фотограф отличается от плохого, а хорошая фотография – от иллюстрации. …Во всяком случае я отношусь к своей работе, как творец. В этом и состоит разница между любителем и профессионалом

В книге четыре главных героя – Он, Она, одиночество и Америка. Остальные – не более чем декорации, просверленные ракушки с вампума. Человек, которому дано чувствовать мир во всей полноте – с запахом мокрых кленовых листьев и дорожной пыли, со вкусом сливочного мороженого, родниковой воды и кукурузной лепешки, с необъятной синевой купола неба в августе, с шорохом травы подле палатки, когда любопытный лис пробует подкрасться ближе – он всегда одинок в толпе. Редкое искусство – слышать и понимать голоса заброшенных домов, молчаливую прелесть сухой саванны, шепот увитой зеленью старой ограды, память места, где когда-то разбивали свои шатры шеванезы. Еще более редкое – увидеть и запечатлеть на пленке не просто яблоко, но тень от маленького цветка-прошлого и юное деревце-будущее, показать человеку его самого на портрете. И совсем уж невероятно, когда женская чуткость к тонким и тайным планам большого мира сочетается с мужеством первопроходца, независимостью бродяги, той внимательной добротой, на которую способны только очень сильные люди.

Вслед за бизонами и мустангами ковбои вымирают в прериях, они никому не нужны – коров на фермах кормят и доят машины. Этот мир нуждается в водителях механизмов, виртуозных игроках на клавишах – умных компьютеров и человеческих душ. Земле требуются инженеры и менеджеры, продавцы и водители, «белые воротнички» - общество равных возможностей пользуется гильотиной для стрижки всех под одну гребенку. Бродягам полагается социальное пособие, дешевый виски и работники социальных служб. Странных душой потрошат психоаналитики и лечат психиатры – помните, как у Брэдбери человека арестовали за то, что ему взбрело в голову ночью пройтись погулять по улице. На них не женятся и не выходят замуж – скажите, кому взбредет в голову ожидать жениха в ноябре на безлунной пустой дороге, сидя на ступеньке у ворот ветхой ограды? Если странникам повезет, они находят друг друга.

Это и есть величайшее чудо книги «Мосты округа Мэдисон» - не просто встреча мужчины и женщины, не просто попадание в резонанс физического влечения и душевного настроя, не просто понимание «свой». Полнота восприятия, полнота понимания - слов и невысказанного, умение замечать крохотные детали и восторгаться ими – узором перьев на крыле птицы, упругостью жеста руки, с которым подбрасывают на плечи тяжелый кофр, капелькой воды, замершей у соска, шероховатостью и прохладой кирпичной стены подъезда, той особой прозрачностью воздуха за секунду до первого луча солнца... Каждое чувство, каждая мысль отражается и становится радугой, заклинание всех влюбленных – «я знаю, что ты знаешь, что я знаю». …Я все летел куда-то с вершины огромной высокой горы, и это началось в далеком прошлом, потому, что я прожил в полете много-много лет, гораздо больше, чем я живу на свете. И все это время, все эти годы я летел к тебе

И опять волны времени выносят нас на берега одиночества. Золотая Америка, вены дорог, пыльных и желтых безо всякого кирпича, колыбели угрюмых баров, муравейники пристаней, «грэйхаунды» и груженые фуры. Маленькие поселки, где все знают друг друга – и если один заболел, то соседи вспашут ему землю и накормят скот, но если по дороге заполночь пршумел автомобиль с глушителем, то это сын Кларков едет на свидание к Дженни – и без вариантов. Мегаполисы с их сумасшедшей спешкой – люди спешат заработать и тут же потратить все деньги мира. За жизнь не у всякого наберется три дня чтобы просто сесть и подумать «а зачем я живу», оглядеться вокруг. …В том океане двойственности, в котором мы живем, такого рода определенность приходит только раз, и никогда больше не повторяется, сколько бы жизней мы не прожили…

Пространство романа – та Америка, из которой вышли Брэдбери, Хайнлайн и Маргарет Митчелл - циники, точно знающие цену любви, религии и романтике, называющие вещи своими именами... и создающие полотна пронзительной хрупкой красоты - идеалистам такие чудеса не под силу. Правда – горькая, осенняя, стылая правда – когда бежишь в тумане, беспомощный и одинокий, зная, что в следующую секунду тебя подхватит и унесет ветром. Только тогда можно полностью осознать красоту уходящего мига, когда теряешь и видишь, что потерял. Бродяге нужна свобода – от саванны до снега Килиманджаро, бродяге нужна возможность оставаться бродягой, чтобы творить и странствовать и вести бесконечные диалоги о творчестве с самим собой. …Я путь и странник в пути и все паруса на свете… у какой женщины хватит воли и силы рискнуть и пойти рядом – на равных? Пересмешник, посаженный в клетку, перестает петь. Женщина остается. Мужчина уходит своим путем. Чтобы всю жизнь, до последнего дня жить любовью и памятью о любви.

Каждый выбирает по себе. Долг или честь, любимое дело или любимого человека, богатство или признание, свободу и одиночество или семейные узы. …Наверное, самое важное, что можно сделать для любимого человека – признать и принять его выбор. Не теребить, не мучить, не пилить и не пробовать переубедить раз за разом. Оставить свободу принятия решения, дать совершить поступок, признавая тем самым в партнере равную себе личность. И позволить прожить с этим поступком до конца дней, не тираня ни сожалением, ни осуждением. Ты сделал, твой выбор, так тебе было надо. Поэт Е. Ливанова замечательно высказалась: я предпочту похоронить мужчину, чем перестать его уважать. И книга учит нас, как совершать свой выбор и принимать чужой. Если Франческа и Роберт могли – нам с вами грех жаловаться.

История встречи двух душ у моста округа Мэдисон выглядит легендой. И становится легендой, порождает вокруг себя новые волны чуда. Дарит надежду – если двум людям повезло на склоне лет встретить друг друга, а если нам с вами тоже повезет? Помогает примириться с утратами – мало потерь может сравниться с потерей общества человека, который искал тебя всю свою жизнь. Порождает свои мифы – так негр-саксфонист, услышав историю Роберта сочиняет мелодию «Франческа»: старушка моя, дудка, рыдает, а я играю и играю для человека по имени Роберт Кинкэйд и женщины, которую он называл Франческа.

И напоследок смешной эпизод – обдумывая эту статью, я забрела в супермаркет выбрать подруге подарок. Нашла чудесный бисерный подсвечник, решила покопаться в открытках, отобрала три сразу – кирпичный розовый мост в старинном городке, желтый маяк на фоне ясного неба и маленький удивительно уютный и светлый дом подле причала, в осеннем лесу. Уже за кассой я случайно глянула на оборот – все три открытки творил художник Кинкэйд... Полагаю, вы меня не осудите, если я расскажу, что перед тем как зайти в подъезд, я теперь оглядываю улицу – не остановился ли где-то поблизости джип по имени «Гарри». …Грузовик подкатил к самым воротам и остановился рядом с проволочным забором. Франческа встала и неторопливо пошла навстречу незнакомцу. А из грузовика выпрыгнул Роберт Кинкэйд, который выглядел в точности как картинка из несуществующей книги под названием «Иллюстрированная история шаманства и колдовства. …Простите, что приходится вас беспокоить, но дело в том, что я ищу крытый мост и никак не могу найти.

Автор:  Ника Батхен

Оценить статью >>>                     Возразить автору >>>                      Прочитать еще >>>

 


В избранное