Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Телеком в России: аналитические обзоры состояния отрасли


Реальное проникновение мобильной связи в России
               В свое время некое "консалтингово" -маркетинговое агентство нашло гениальный способ каждый месяц напоминать о своем существование и создавать "информационный повод". Оно начало публиковать собранные с сотовых операторов данные о числе проданных ими контрактов (SIM-карт). Сотовикам это тоже было выгодно, ведь от роста числа "абонентов" напрямую зависла стоимость оператора. По сколько финансовая отчетность публикуется раз в 3-ри месяца , а абонентскую базу агентству можно сообщать ежемесячно, то выгода в таком симбиозе в деле создания информационного повода для обеих сторон была очевидна. С течением времени примеру этого агентства последовали и другие. И телекоммуникационная общественность долгие годы затаив дыхание следила за тем, как сосчитают и кто быстрее представит одни и те же цифры , предоставленные операторами разным агентствам. В тот момент никого не волновало, что реальное число определяется не числом проданных и неиспользованных в течении полугода SIM-карт , а числом реально разговаривающих абонентов. Всем было интересно как в хрущевские времена "обогнать и перегнать", добиться европейского уровня проникновения, если не в числе ПК или пользователей интернета  и уровня цифровизации сети(это значительно сложнее) , то хотя бы в числе пусть и дутых, но хорошо, а главное в неприлично большом количестве, считаемых по SIM- картам  абонентов. Результат такой политики известен: посчитанное по этой  странной методологии проникновение мобильной связи с учетом пенсионеров, бездомных, младенцев и детей детсадовского возраста составило по итогам 2005 года по Москве и Московской области 1,33 мобильных телефона на душу   населения. При этом крупнейший продавец мобильных телефонов Евросеть с удивлением обнаружил, что если верить "аналитикам" ,  вторящим им сотовым операторам и ответственным чиновникам Минсвязи , то в России абонентов мобильной  связи значительно больше, чем проданных им сотовых телефонов.

                 В тоже время, ответ сколько же на самом деле Россиян пользуются мобильной связью давно найден в рамках федеральной программы статнаблюдения, осуществляемой на бюджетные деньги Росстатом. В отличие от маркетинговых  агентств, госструктуры располагают большими (пусть и бюджетными) средствами и  поэтому способны осуществлять единовременный опрос не 1 тыс. респондентов (как это делает ФОМ или Ромир ), а 48 тыс. домохозяйств. В рамках стандартного опросника включены и вопросы касающиеся наличия в домохозяйствах сложных технических средств, таких как ПК , средства просмотра бесплатного и платного контента (цветные и черно- белые ТВ, видеомагнитофоны, DVD - плееры),  а также мобильных телефонов и вопросы , связанные с использованием интернет. Главным минусом опросов, проводимых Ростатом, является некоторый перекос в пользу малообеспеченных семей. Однако, при очень высоком уровне проникновения мобильной связи в домохозяйствах с различным располагаемым доходом такой перекос  не является критичным.

                  Согласно данным Росстата, проникновение мобильных телефоном по домохозяйствам с различным располагаемым доходом в целом по РФ и в Москве и Санкт-Петербурге выглядит следующим образом:

 Наличие мобильных телефонов
на 100 домохозяйств
Российская Федерация г. Москва г. Санкт-Петербург
все население город село
Все домохозяйства 104 120 59 157 159
Домохозяйства с группировкой по уровню достатка
значительно ниже среднего 58 66 30 99 85
ниже среднего 76 88 43 155 123
средний 105 122 58 172 216
выше среднего 133 154 82 175 150
значительно выше среднего 134 158 71 229 219

  Источник: панель 48 тыс. домохозяйств с различным располагаемым доходом Росстата

Рисунок 1. Наличие мобильных телефонов на 100
домохозяйств на конец 2005 года .

              По  данным последней переписи населения, в среднем на одно домохозяйство приходится 2,7 человека (в городской местности 2,67 в сельской 2,83 ). Таким образом, на конец прошлого года проникновение мобильной связи(без учета мобильных телефонов в корпоративном секторе)  в пересчете на 100 человек населения составляло около 38,5 мобильных телефона (в городской 44,9 , сельской 20,8). В Москве и Санкт-Петербурге  уровень проникновения мобильной связи в домохозяйствах был примерно одинаковым и составлял около 58 мобильных телефонов на 100 жителей.
               При рассмотрении данных Росстата следует понимать то обстоятельство  , что они учитывают только мобильные телефоны находящиеся в собственности граждан (т.е. не учитываются телефоны выданные сотрудникам организациями). Дополнительно, ввиду того, что данные переписи слабо отражали миграционную ситуацию в  двух столицах,  реальный средний размер домохозяйств в этих городах (из за того , что большинство приезжих составляют одиночные домохозяйства) оказывается несколько меньше. Эти два обстоятельства позволяют утверждать, что реальное проникновение в Москве и Санкт-Петербурге на конец 2005 года  мобильных телефонов было  выше и могло  достигать  65-70%, а в целом по России 40-45% от общего числа жителей.
              
Эти цифры существенно ниже тех , что оглашают  "известные" агентства, но , в отличие от  их публикаций,  они отражают реальную картину на рынке мобильной связи России. Данные показывают, что в стране еще существует пусть и не очень большой, но вполне ощутимый потенциал для роста рынка мобильной связи.

Использование дальней связи в домохозяйствах Москвы .   
          По данным всероссийской переписи 2002 года, только 53 % жителей столицы  родились  непосредственно в  Москве. Еще 6,7% указали местом своего рождения  Подмосковье. Остальные 36,3 %  жителей  (или каждый третий) являются уроженцами  других регионов  России и зарубежных стран (в основном  СНГ). Такое положение вещей, а также  продолжающийся миграционный приток населения в московский регион, способствуют росту рынка дальней связи в столице.

Согласно общероссийскому телефонному  опросу, проведенному Директ ИНФО в апреле этого года (было опрошено 1200 человек и такое же число организаций), лидером по способу совершения звонков среди жителей столицы остается традиционная  “Восьмерка”. В тоже время, в связи с высоким проникновением сотовой  связи, количество  людей пользующихся мобильным телефоном для совершения  междугородних звонков внутри страны догнало в этом году   число тех, кто использует для этих целей карточки.

 

Источник: Опрос Директ ИНФО, апрель 2006

Рисунок 2. Способы совершения междугородних и международных
 звонков жителями столицы.

            Все больше москвичей выезжают каждый год за рубеж на отдых. Это, наряду с высоким проникновением мобильной связи, ведет к росту доли мобильных телефонов, как средств связи для организации   международных соединениях (в первую очередь за счет услуг роуминга).

  Следует  отметить, что новые способы звонков с использованием средств компьютерной телефонии  (в частности Скайп), пока используют крайне не значительный процент  жителей столицы. Лишь около 4% пользуются им  для звонков заграницу и 1% для звонков внутри страны. Можно ожидать, что по мере роста рынка интернет и широкополосного доступа, этот вид  междугородней и международной связи будет набирать популярность.

 Опросы показали также крайне низкую осведомленность потребителей (даже в Москве)  о процессе демонополизации рынка дальней связи. Большинство пользователей услугами МГ/МН демонстрируют высокую инертность  и низкую заинтересованность в смене оператора дальней связи.

 Таким образом, несмотря на новые правила игры с 1 января 2006 года и выход на рынок услуг дальней связи новых игроков (в частности МТТ и Голден Телекома), никаких серьезных изменений не произошло и в ближайший год кардинального изменения ситуации не предвидится: бывший монополист Ростелеком почти полностью сохранил свои прежние позиции (как в прочем и другие игроки, включая карточных операторов, продолжающих под разными предлогами оказывать услуги дальней связи в том же  и даже больших объемах, что и раньше). Обвала (или наоборот резкого роста  из-за так и несостоявшегося закрытия IP операторов) тарифов на дальнюю связь также не произошло и похоже в ближайшие годы его ждать  тоже  не стоит.

 Единственными пострадавшими в новой ситуации   оказались местные электросвязи и часть законопослушных  альтернативных операторов : с начала года они не оказывают напрямую услуги МГ/МН (как это было раньше), а передали  их введенье лицензиатов дальней связи (в первую очередь Ростелекома и частично МТТ , неспособного полноценно обслуживать корпоративных клиентов из-за проблем с пропуском через свои сети факсовых сообщений), получая лишь относительно небольшие  агентские вознаграждения за пропуск трафика из своих сетей. Результатом стал значительный рост выручки Ростелекома и стагнация финансовых показателей МРК (потери которые в прочем полностью  компенсируются, после введения принципа СPP).

 Новости проекта.
      
   
В мае месяце проект Russian Telecoms получил отдельный домен второго уровня russian-telecoms.net. Теперь для обращения к сайту Вы можете использовать адрес www.russian-telecoms.net , а для доступа  к метабазе документов по отрасли Связь адрес dms.russian-telecoms.net. Старые адреса для доступа  также продолжают действовать и изменения их в ближайшее время не планируется.
           Начиная с данной рассылки мы несколько изменили  формат: теперь в ней не будет публиковаться промежуточная информация по результатам работы отрасли связь (за исключением годовых показателей). Это связано с тем, что Вы всегда можете в оперативном режиме ознакомиться с данными по результатам  работы отрасли Связь в соответствующем разделе нашего сайта. В частности, там будут последовательно по мере поступления публиковаться данные по результатам работы крупных и средних предприятий Связи и ИКТ по ФО (статформа П1, публикуется на 5-ю неделю после отчетного периода), данные по результатам работы отрасли Связь по данным Росстата, включая региональную разбивку общих доходов, а также официально опубликованные сводные данные Минсвязи (структура доходов от услуг Связи, данные по обмену на сетях и т.д).

           Данные по сводным итогам отрасли Связь за квартал будут также публиковаться в виде отдельного обзора (не входящего в рассылку), как это уже было с июньским обзором нашего проекта  по результатам работы предприятий связи в 1 квартале 2006 года.

Если по каким либо  причинам Вы не можете прочитать в полном объеме  этот выпуск
рассылки
, то  с его  html версией Вы можете ознакомится здесь.

 Июль 2006 года


В избранное