Современное образование

  Все выпуски  

Современное образование (Информационные технологии в учебном процессе)


Автор рассылки "Современное образование" - Бармашова Л.В.

Использование информационных технологий в учебном процессе

Добрый день, дорогие друзья!

Основная цель современного преподавателя заключается в том, чтобы обеспечить студента знаниями, умениями и навыками, необходимыми ему в дальнейшей жизни. Однако эта среда настолько изменчива, динамична и непредсказуема. Изменилось все – технологии работы, взаимодействия, регламенты, организационные структуры предприятий, компаний, организаций, средства хранения и распространения информации и знаний. Мир сегодня изменяется очень быстро, и полагать, что знаний, полученных студентом в стенах вуза, хватит ему на всю жизнь не возможно.

Современный человек обречен оставаться студентом всю свою жизнь, он вынужден обучаться в течение всей жизни, чтобы преуспевать в собственном бизнесе или передвигаться по карьерной лестнице. И именно от того, как будет происходить постоянная адаптация специалиста к изменяющейся внешней среде, будет зависеть его успех, карьера и самореализация. Поэтому задача современного преподавателя – не только предоставить студенту знания в соответствии с утвержденным учебным планом, но и снабдить его жизненно важными навыками сбора необходимой информации, умением эффективно взаимодействовать с коллегами, сохранять и предоставлять результаты своей работы. А эти навыки могут быть привиты в процессе обучения только в том случае, если преподаватели сами начнут использовать их в своей ежедневной работе.

Обучая сегодняшних студентов, преподавателю необходимо не только успевать следить за всем происходящим вокруг него, но и серьезно изменить подходы к своей работе. Это позволит ему эффективно и комфортно работать в новых условиях. Компьютерные технологии стремительно врываются в сферу образования, преподавателю стоит уделить немного времени и сил, чтобы научиться эффективно использовать весь потенциал информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при преподавании своей дисциплины.

Даже самые простые ИКТ-инструменты, помогут преподавателю упорядочить собственный рабочий день, выполнять свои задачи быстрее и с большей эффективностью, освободить время для развития и личной жизни.

Используя информационные и коммуникационные технологии в обучении, преподаватель помогает студентам успешно справляться с освоением большего количества информации, а также готовит их к условиям той реальной жизни, в которой они будут строить свою дальнейшую карьеру. Используя технологии в своей повседневной практике, преподаватель становится ближе к студентам, устанавливает более тесный контакт.

Регулярное использование информационных технологий в преподавательской деятельности потребует значительных преобразований в учебных программах, подходах к решению задач. Эти изменения приведут к заметному повышению качества обучения студентов.

Преподаватель, работая на кафедре должен выполнять самую разностороннюю работу, такую как:

  • научная работа и разработка учебно-методического комплекса (УМК);
  • осуществлять планирование и организационный контроль;
  • подготавливаться к занятиям;
  • обучать студентов;
  • проводить контрольные мероприятия.

В чем заключается подготовка к занятиям?

Это прежде всего разработка и актуализация учебных материалов:

  • формирование текстового учебно-методического материала;
  • подготовка к демонстрации учебно-методического материала;
  • подготовка графических элементов для учебно-методического материала.

Далее планирование занятия:

  • описание структуры и плана занятия (составление карты знаний);
  • разработка и актуализация учебных материалов.

Качество учебных материалов, по которым преподавателю предстоит вести дисциплину, непосредственно влияет на качество образовательного процесса. Использование информационных технологий само по себе не сделает наполнение учебных методических материалов гарантированно качественным, но оно поможет многократно повысить эффективность разработки, адаптации и дальнейшего применения любых материалов в учебном процессе, а также повысить «читаемость» текстов.

Учебные материалы для студентов могут включать в себя следующие компоненты:

  • презентации, проецируемые на экран во время чтения лекций или проведения практических заданий;
  • раздаточные материалы, включающие задания и формы для заполнения студентами;
  • учебные пособия, практикумы, статьи, хрестоматии, используемые студентами для подготовки к занятиям и контрольным мероприятиям;
  • развернутые программы курсов, списки источников литературы, методические указания по изучению дисциплины, выполнению лабораторных, курсовых и практических работ и т.д.

Все перечисленные категории учебных материалов могут быть созданы с помощью программных средств и храниться в электронном виде. Это позволит использовать все преимущества информационных технологий в рамках процесса подготовки к учебным мероприятиям.

Большая часть учебно-методических материалов, как правило, является текстом. Работа с текстовыми документами на компьютере – это один из самых основных навыков, который следует развить человеку, желающему освоить компьютер.

Наглядность учебного материала во многом определяет мотивацию студента к его изучению. Если студент в состоянии взять «быстрый старт» по предмету, он непременно будет расположен к дальнейшему изучению, так как, во-первых, понимание порождает интерес, а во-вторых, у студента будет отсутствовать психологический барьер «я никогда не пойму».

Поэтому методическое пособие, содержащее двести страниц текста, отпечатанного обычным шрифтом, может стать не подспорьем, а преградой при изучении студентом дисциплины.

С уважением,
Бармашова Лариса Викторовна
Кандидат экономических наук, доцент,
Директор филиала Московского государственного
индустриального университета в г. Вязьме Смоленской области.
http://barmashova.ru/


В избранное