Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Право -- Природе

  Все выпуски  

Право -- Природе. N174, 2010 (Химкинский лес - 2)


ПРАВО - ПРИРОДЕ

Электронный бюллетень
Центра охраны дикой природы

Выпуск 174, сентябрь 2010 г.

*

ХИМКИНСКИЙ ЛЕС - 2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Заявление Коалиции общественных организаций "За леса Подмосковья" по поводу слушаний по Химкинскому лесу в Общественной палате РФ.
2. Левада-Центр: 73% жителей Химок против прокладки трассы через лес.
3. О природной ценности Химкинского леса и недопустимости строительства платной скоростной автомобильной дороги через его центральную часть.


*

ЗАЯВЛЕНИЕ КОАЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ "ЗА ЛЕСА ПОДМОСКОВЬЯ" ПО ПОВОДУ СЛУШАНИЙ ПО ХИМКИНСКОМУ ЛЕСУ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РФ

22 сентября 2010 г.

16 сентября Общественная палата Российской Федерации провела слушания по теме "Химкинский лес: проблемы и решения". Официально слушания пока закончились ничем. Неофициально же слушания подтвердили, что на законных основаниях и без грубого нарушения прав многочисленных жителей Москвы и Химок построить эту дорогу через Химкинский лес нельзя. События, происходящие после слушаний, показывают, что определенной группе граждан очень хочется построить автодорогу через Химкинский лес, не взирая ни на что, и эта группа
граждан продолжает подминать закон под себя. В связи с этим Коалиция общественных организаций "За леса Подмосковья", в которую входят Движение в защиту Химкинского леса, Гринпис России, WWF России, Центр охраны дикой природы, Союз охраны птиц России и Социально Экологический Союз приняли заявление по поводу состоявшихся слушаний.

Коалиция "За леса Подмосковья" считает, что самое наглядное материальное подтверждение того, что строительство трассы через Химкинский лес незаконно, было предоставлено самими дорожниками и размещено в холле перед входом в зал, где проходили слушания. На плакатах красовались пять вариантов возможной прокладки автомагистрали - тот, который был выбран правительством, и четыре альтернативных. В соответствии с действующим законодательством (ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель
или земельных участков из одной категории в другую"), перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий разрешается для размещения объектов государственного значения только при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Если иные варианты размещения существуют (что было наглядно продемонстрировано всем участникам слушаний) - значит, перевод земель был сделан незаконно, с нарушением вышеуказанного закона № 172-ФЗ. Незаконными, соответственно, были и последующие
действия, в том числе прорубка оси трассы в соответствии с выбранным вариантом.

Несмотря на очевидность наличия иных вариантов прохождения трассы, слушания начались. Как уже отмечалось ранее, время для вступительного и заключительного докладов было предоставлено одной стороне - сторонникам прокладки трассы через центральную часть Химкинского леса (руководителю Росавтодора А.М.Чабунину и министру транспорта РФ И.Е.Левитину). Всем остальным выступавшим было дано по пять минут для изложения своей позиции, причем из представителей организаций, которые выступают в защиту Химкинского леса, получили
слово только двое (Е.С.Чирикова и И.Е.Честин) - всем остальным было отказано, несмотря на заблаговременно поданные заявки.

Даже несмотря на то, что большинству представителей общественности, защищающих Химкинский лес, было отказано в выступлении, другие эксперты вполне конкретно объяснили, почему дорогу через этот лес строить никак нельзя, почему продолжение истории в соответствии с выбранным правительством вариантом трассы обернется, в конце концов, позором для нашей страны, и почему необходимо как можно быстрее выбрать более цивилизованный вариант прохождения трассы.

Во-первых, был развеян миф, усердно поддерживаемый Химкинской администрацией, о том, что сохранение леса нужно ограниченному количеству людей, а подавляющее большинство жителей Москвы и Химок хотят получить как можно быстрее новую дорогу, причем проходящую непременно через лес. Е.С.Чирикова, лидер Движения в защиту Химкинского леса, представила результаты опроса, проведенного Левада-Центром: 77% жителей Химок считают, что сохранение этого леса важно для города, 73% предпочитают, чтобы трасса прошла в обход леса,
76% граждан поддерживают защитников Химкинского леса, а 27% сами готовы принять участие в акциях протеста против этого строительства.

Во-вторых, был развеян миф о том, что строительство платной скоростной автомагистрали через Химкинский лес - это проект, позволяющий привлечь крупные иностранные инвестиции в нашу страну. М.Я.Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, сообщил, что строительство данного участка дороги - государственный проект, частные иностранные инвестиции в нем составляют считанные доли процента. Буквально через несколько дней после слушаний эту тему развила газета Ведомости, сообщив, что дорога строится
фактически на государственные деньги. То есть строительство дороги через Химкинский лес - это не привлечение иностранных инвестиций в российскую дорожную отрасль, а нечто противоположное - привлечение иностранной компании в дорогой проект, выполняющийся за российские деньги.

В-третьих, разумеется, был подтвержден факт, что с законностью принятия решения о прокладке трассы через лес все далеко не в порядке. Е.А.Лукьянова, член Общественной палаты, профессор кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ, сообщила о нарушениях законодательства (о незаконности выбора трассы через лес при наличии других вариантов). По ее словам, на соответствующий запрос от Общественной палаты, направленный в Генеральную прокуратуру, ответ так и не был получен - хотя с момента
направления туда запроса прошло уже два с половиной месяца.

В-четвертых, опровергнут миф о том, что исходно были проработаны все возможные варианты прокладки трассы и выбран лучший. В.Л.Глазычев, член Общественной палаты, профессор, научный руководитель Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа отметил, что с проектно-технической точки зрения бросается в глаза неравная представленность вариантов - в деталях проработан только один, тот, который подразумевает прокладку дороги через лес. Он отметил две очевидных возможности решения транспортной
проблемы - за счет расширения Ленинградского шоссе (возможно, с частичным сносом торговых центров из легковозводимых конструкций), и за счет прокладки трассы вдоль Октябрьской железной дороги.

В-пятых, была выявлена иллюзорность представлений о том, что прокладка дороги через Химкинский лес - это самый дешевый вариант. То, что он не самый дешевый в плане строительства, признается и самими проектировщиками (так называемый "второй вариант" существенно дешевле). Но даже если учитывать стоимость изъятия земель под строительство трассы, вариант ее прокладки через Химкинский лес становится самым дешевым только в одном случае - если земли под лесом оценивать по условной кадастровой стоимости, а остальные
- по рыночной. Если во всех случаях рассчитывать рыночную стоимость изымаемых земель (что справедливо с учетом предлагаемого проектировщиками "компенсационного озеленения" взамен вырубленного леса) - то вариант прокладки трассы через Химкинский лес становится чрезмерно дорогим. Этот факт также подчеркнул в своем выступлении М.Я.Блинкин.

Кроме того, в ходе слушаний выяснилось множество других важных подробностей (которые, впрочем, давно известны тем, кто внимательно следит за развитием истории). Строительство трассы через Химкинский лес не решит транспортную проблему Москвы и Химок в обозримом будущем - ее продолжение в Москве (так называемая "Северная рокада") пока существует лишь в мечтах дорожников. Без такого продолжения трасса будет упираться в уже перегруженную МКАД, в результате чего транспортный коллапс только усилится. В выбранном варианте
прокладки проекта есть признаки коррупционной составляющей - в частности, имел место быть подлог документов при обосновании выбора варианта трассы. Общественное обсуждение варианта трассы, которое якобы проводилось в 2005 году, на самом деле проводилось по совсем другой дороге - платной автомагистрали из Москвы в Шереметьево.

Разумеется, на слушаниях выступали и сторонники прокладки трассы через Химкинский лес - но их главный аргумент состоял в том, что в Химках наблюдается транспортный коллапс, дорога нужна и как можно скорее, и поэтому надо выбрать самый простой путь - прокладку через лес. Кроме того, в защиту именно этого варианта выдвигался такой аргумент, что прокладка трассы через лес позволяет свести количество сносимых домов и других строений к минимуму. Однако разница в цене между строительством дороги через Химкинский лес
и более короткими вариантами вполне позволила бы предложить вынужденным переселенцам такие условия переезда, что они согласились бы если не с радостью, то уж во всяком случае, без большой печали.

В общем, слушания показали, что законным образом построить дорогу через Химкинский лес нельзя (можно сделать вид, что это строительство законно, и даже заручиться поддержкой отечественной судебной системы - но строительство от этого законным не станет). Слушания выявили огромное количество проблем в нашем законодательстве и практике его применения, и то, что в результате этих проблем участки на оптимальных путях прокладки или реконструкции дорог оказываются застроенными, проданными или переданными в аренду.
Слушания показали, что закон по-прежнему является чем-то вторичным при принятии решений, касающихся судьбы леса, а первичными для ответственных чиновников являются деньги и интересы крупного бизнеса. Имена этих чиновников должны стать известны общественности. Именно об этом заявил бывший министр охраны окружающей среды и природных ресурсов и председатель Госкомэкологии РФ Виктор Данилов-Данильян. В ходе слушаний он активно выступил в защиту Химкинского леса и сказал фразу, которая, возможно, станет крылатой:
"Страна должна знать своих геростратов". Очевидно, что ответить на призыв Данилова-Данильяна достаточно легко, если правильно сформулировать вопросы, и очевидно, что это чиновники Москвы, Московской области и федерального Правительства.

Слушания также показали, что у нас в стране есть множество специалистов и просто активных людей, для которых такая ситуация абсолютно неприемлема, и этих людей становится все больше. С учетом этого, перспективы строительства трассы через Химкинский лес безнадежны (если, конечно, у нас сохранится хотя бы условно-правовое государство).

Коалиция считает, что правительству, инвесторам, проектировщикам лучше сразу признать допущенные ошибки и нарушения и перейти к рассмотрению другого, более законного, быстрого, социально оправданного и экологически безопасного варианта решения проблемы автомобильного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом.

Коалиция надеется, что Общественная палата в ближайшее время вынесет свое тщательно аргументированное решение.

Участники коалиции "За леса Подмосковья":
Движение в защиту Химкинского леса,
Гринпис России,
WWF России,
Центр охраны дикой природы,
Союз охраны птиц России,
Социально-экологический союз.

*

ЛЕВАДА-ЦЕНТР: 73% ЖИТЕЛЕЙ ХИМОК ПРОТИВ ПРОКЛАДКИ ТРАССЫ ЧЕРЕЗ ЛЕС

15 сентября 2010 г.

В преддверии слушаний по поводу строительства автомобильной дороги "Москва - Санкт-Петербург" через Химкинский лес, которые состоятся в Общественной палате РФ 16 сентября, представители коалиции общественных экологических организаций "За леса Подмосковья" на пресс-конференции в РИА "Интерфакс" рассказали журналистам, с чем они выходят на эти слушания.

Основная цель слушаний, которые будут проведены на основании решения Дмитрия Медведева о дополнительном обсуждении планов строительства дороги через Химкинский лес, - выявить отношение общества и в первую очередь жителей Химок к этому вопросу.

Чтобы доказать необходимость сооружения трассы через Химкинский лес, сторонники строительства не считались ни с законом, ни с моральными принципами. Администрация Химок без предварительного объявления провела 2 сентября так называемые публичные слушания, на которых было якобы выражено одобрение строительству трассы через лес.

Чтобы объективно выяснить мнение жителей Химок о предполагаемом строительстве дороги через Химкинский лес, Коалиция обратилась в аналитический центр Юрия Левады.

Результаты исследования убедительно свидетельствуют, что подавляющее большинство жителей Химок категорически против строительства дороги через Химкинский лес. Сохранение леса важно для 77% жителей города. 73% респондентов предпочитают, чтобы трасса "Москва - Санкт-Петербург" прошла в обход Химок и Химкинского леса.

По данным Левада-Центра, только 12% жителей города Химки знали о проведении сентябрьских слушаний до их проведения, 46% горожан узнали об этом уже после слушаний, а 36% до сих пор о них не знают. При этом 74% респондентов считают, что обнародованные результаты так называемых слушаний не отражают реальных настроений большинства жителей города.

Тем самым, все попытки лоббистов строительства через лес доказать, что жители Химок поддерживают прокладку автодороги по Химкинскому лесу, потерпели полный крах. Более того, 76% граждан поддерживают защитников Химкинского леса, а 27% сами готовы принять участие в акциях протеста против этого строительства.

Накануне слушаний, запланированных на 16 сентября, участники Коалиции передали в Общественную палату обоснованные предложения по альтернативным вариантам трассы дороги Москва - Санкт-Петербург, анализ экосистемной ценности Химкинского леса и оценку социально-экологических последствий строительства автодороги через лес. Кроме того, Коалиция объявляет о начале работ по проведению независимой экологической экспертизы строительства дороги.

"Исследования Центра Юлия Левады убедительно доказывают, что абсолютное большинство жителей Химок, несмотря на давление властей, милицейский беспредел и бандитские наезды на мирных защитников, поддерживают нашу борьбу за сохранение леса, - сказала Евгения Чирикова, лидер Движения в защиту Химкинского леса. - Мы надеемся, что Общественная палата услышит голос жителей Химок и других граждан России, обеспокоенных судьбой Химкинского леса, и поддержит их требование о переносе трассы".

"Мы рассчитываем, что здравый смысл победит, Химкинский лес будет сохранен, и с этого начнется пересмотр отношения к подмосковным лесам как к резерву дармовых земель для застройки и развития инфраструктуры", - сказал Алексей Книжников, координатор программы Всемирного фонда дикой природы, WWF России.

"Строительство трассы через Химкинский лес - это не только уничтожение одного из ценнейших лесных массивов в составе лесопаркового пояса Москвы, но и важнейший прецедент, ключ к угрозе уничтожения остальных лесопарков,- сказал Алексей Ярошенко, руководитель лесной программы Гринпис России. - Выбор варианта трассы через Химкинский лес означает, что конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, важнейшей частью которой являются пригородные лесопарки, ничего не стоит, по крайней мере, по сравнению
с интересами собственников и арендаторов земельных участков".

"Несмотря на близость к Москве, Химкинский лес является ценной природной территорией, где зарегистрировано уникальное для ближнего Подмосковья сочетание краснокнижных животных и растений. Его разрушение строительством дороги недопустимо. Этому лесу необходимо придать статус особо охраняемой природной территории, например включив в состав национального парка "Лосиный остров", - считает Алексей Зименко, генеральный директор Центра охраны дикой природы. - От экосистем Химкинского леса во многом зависит благополучие
людей, проживающих в 5-километровой доступности, т. е. на застроенной территории, в 10 раз (!) превышающей площадь леса. К примеру, этот небольшой лесной массив ежегодно отфильтровывает не менее 52 тыс. тонн пыли, или, другими словами, по 200 кг пыли в пересчете на каждого химчанина".

*

О ПРИРОДНОЙ ЦЕННОСТИ ХИМКИНСКОГО ЛЕСА И НЕДОПУСТИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ПЛАТНОЙ СКОРОСТНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ ЧЕРЕЗ ЕГО ЦЕНТРАЛЬНУЮ ЧАСТЬ

Заключение подготовлено коалицией российских неправительственных природоохранных организаций "За леса Подмосковья" и отражает официальную позицию Движения в защиту Химкинского леса, Гринпис России, WWF России, Центра охраны дикой природы, Союза охраны птиц России и Международного социально-экологического союза.

Химкинский лес представляет собой компактный лесной массив площадью 1300 гектаров, расположенный на расстоянии 2-9 километров от Московской кольцевой автомобильной дороги, между городом Химки, Международным шоссе и аэропортом "Шереметьево", рекой Клязьмой и каналом имени Москвы. В состав территории Химкинского леса входят земли разных категорий и разного ведомственного подчинения, единой системы управления данным лесным массивом не существует. Большая часть территории относится к землям лесного фонда. Название
"Химкинский лес" является народным, однозначно понимается жителями городского округа Химки и природоохранными организациями, и обозначает территорию, состоящую из кварталов 1-25 Химкинского участкового лесничества Истринского лесничества, кварталов 86 и 89 Лобненского участкового лесничества Дмитровского лесничества, примыкающих к ним лесов, расположенных на землях разных категорий, и расположенного в их пределах долинного комплекса реки Клязьмы. Территория Химкинского леса разделена поселком Вашутино и дорогой
местного значения, проходящей между кварталами 4 и 5, на две части. Однако, дорога местного значения имеет незначительную ширину и низкую интенсивность движения транспорта и в целом не препятствует существованию Химкинского леса как единой природной территории.

Химкинский лес представлен типичными для Подмосковья лесными экосистемами - хвойными и хвойно-мелколиственными лесами естественного происхождения с высокой долей широколиственных пород и дубравой в южной части. Лес находится в хорошем санитарном состоянии, признаки угнетения, ослабления и усыхания деревьев под воздействием каких бы то ни было антропогенных причин отсутствуют (за исключением отдельных незначительных участков, прилегающих к границам массива). Возрастная структура леса и наличие подроста хвойных
и широколиственных деревьев свидетельствуют о его биологической устойчивости и способности к максимально длительному устойчивому существованию. Окраинные участки леса местами сильно захламлены, но общая доля захламленных территорий в составе Химкинского леса мала (в пределах нескольких процентов), необратимых повреждений лесных экосистем, связанных с захламлением или иным загрязнением территории, не выявлено.

По степени сохранности лесных экосистем и их естественной динамики Химкинский лес представляет собой один из наиболее ценных в природном отношении лесных массивов, составляющих лесопарковый защитный пояс Москвы. По совокупности факторов (степени сохранности и устойчивости лесных экосистем, размеру, компактности, разнообразию экосистем и количеству выявленных видов живых организмов, занесенных в Красную книгу Московской области, средообразующего значения для соседних густонаселенных территорий) Химкинский лес
заслуживает включения в состав национального парка "Лосиный остров" в качестве отдельного участка.

Прорубленная просека по оси предполагаемой скоростной автомагистрали пока не нанесла непоправимого ущерба природе Химкинского леса. По состоянию на 26 августа 2010 года, когда Президент РФ Д.А.Медведев поручил Правительству РФ приостановить реализацию постановления о строительстве участка платной скоростной автомобильной дороги через Химкинский лес, вырубленная площадь составила 27,7 гектара, в том числе 16 гектаров в пределах компактной правобережной части массива (менее двух процентов от общей ее площади).
Ширина просеки пока существенно меньше, чем предполагается в соответствии с проектом, за исключением самого северного участка, примыкающего к аэропорту "Шереметьево". Всего на данный момент вырублено и расчищено около 1/5 той площади, которая была выведена из состава лесопарковой зоны постановлением правительства для строительства этой дороги. Живой напочвенный покров и почва в пределах вырубленной территории повреждены незначительно, за исключением самого северного участка вблизи аэропорта. В случае возврата
данного участка в состав земель лесного фонда и лесопарковой зоны, и прекращения дальнейших действий по его расчистке, сомкнутый молодой лес может образоваться здесь даже естественным путем в течение ближайшего десятилетия. Распада и усыхания прилегающих стен леса в связи с узостью прорубленного коридора не ожидается.

В случае продолжения строительства платной скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург через центральную часть территории Химкинского леса (в соответствии с выбранным Правительством РФ вариантом прокладки и разработанным к настоящему времени проектом), Химкинский лес как единая природная территория, способная к длительному устойчивому существованию, исчезнет в связи с недопустимым уровнем фрагментации. Незначительные изменения площади, занятой автомагистралью и связанными с ней объектами инфраструктуры,
принципиально не изменят этот результат.

В случае строительства скоростной автомагистрали, просто пересекающий Химкинский лес в соответствии с выбранным вариантом и не имеющей ни единого съезда в пределах его территории, лес будет разделен на четыре изолированных друг от друга участка (с учетом существующей конфигурации лесного массива), и больше половины леса попадет в зону интенсивного влияния скоростной автомобильной автомагистрали. В случае строительства автомагистрали со всеми запланированными развязками, а также подъездных автомобильных дорог
к этим развязкам, территория Химкинского леса будет разделена на семь изолированных друг от друга участков, и практически вся территория леса попадет в зоны интенсивного влияния автомагистрали и связанных с ней дорог.

Следует также отметить, что в соответствии со Схемой территориального планирования Московской области, Генеральным планом города Химки, Лесным планом Московской области на территории Химкинского леса предполагается или концентрация градостроительной деятельности, или предоставление лесных участков в те виды пользования, которые допускают застройку. Фактически строительство участка скоростной платной автомагистрали через Химкинский лес является ключом к освоению всей территории Химкинского леса под разнообразную
застройку и создание объектов инфраструктуры. Строительство автомагистрали через Химкинский лес в сочетании с реализацией перечисленных планов и документов территориального планирования неизбежно приведет к полному прекращению существования данного лесного массива, т.е. фактически к исчезновению важнейшего участка бывшего лесопаркового защитного пояса Москвы.

Краткое обоснование создания особо охраняемой природной территории в Химкинском лесу

Основные объекты охраны на территории Химкинского леса:

* редкие виды животных, занесённые в Красную книгу Московской области - насекомые (голубянка торфяниковая, перламутровка северная, малый ночной павлиний глаз, усатка утолщеннолинейная), птицы (белоспинный дятел, кедровка, осоед), гадюка обыкновенная;

* редкие виды животных, занесённые в приложение 1 к Красной книге Московской области - голубянка идас, барсук, болотная сова;

* крупные копытные животные - лоси и кабаны;

* редкие виды растений, занесённые в Красную книгу Московской области - шейхцерия болотная, мякотница однолистная, пальчатокоренник кровавый;

* редкие виды растений, занесённые в приложение 1 к Красной книге Московской области - ландыш майский, купальница европейская, пальчатокоренник мясо-красный, земляника мускусная, колокольчик персиколистный, волчеягодник обыкновенный;

* редкие виды растений, занесенные в Красную книгу города Москвы - 25 видов;

* участки старовозрастных широколиственных и елово-широколиственных лесов;

* переходное болото площадью около 1,6 га в кв. 10 и 11 Химкинского лесопарка с типичным набором кустарничков;

* заросли клюквы болотной и голубики;

* низинное болото у дороги Вашутино - Траханеево.

Возрастание негативного воздействия в результате строительства автодороги Москва - Санкт-Петербург:

* сокращение площади природных территорий, в том числе - ценных природных сообществ (при прокладке дороги через лес);

* уничтожение мест обитания видов животных и растений, подлежащих особой охране (при прокладке дороги через лес);

* проникновение чужеродных видов (при прокладке дороги через лес или по его границе);

* воздействие ламп ночного освещения на животных (нарушение биоритмов животных, световая фрагментация среды обитания насекомых с ночной активностью);

* фрагментация природного сообщества, а также мест обитания крупных наземных позвоночных животных (при прокладке дороги через лес);

* изоляция природного сообщества от других природных сообществ;

* нарушение гидрологического режима территории;

* дальнейший рост посещаемости и связанных с ним факторов - беспокойства животных, вытаптывания растительного покрова, замусоривания, а также незаконных порубок.

Необходимые природоохранные меры:

* отказ от прокладки дороги через лес или по его границе;

* укрепление управления территорией для обеспечения установленного природоохранного режима - создание отдельной администрации ООПТ;

* дополнительное рекреационное обустройство, соответствующее её природным условиям и возрастанию посещаемости территории;

* создание участков с загущенной растительностью в качестве убежищ животных;

* восстановление численности рыжих лесных муравьёв, привлечение насекомоядных птиц, летучих мышей, сов.

Рекомендуемая форма охраны - национальный парк (участок национального парка "Лосиный остров") или природный парк (в подчинении органов государственной власти Московской области).

Экосистемные услуги Химкинского леса

В 5-километровой доступности от Химкинского леса (1 час ходьбы) много застроенных территорий (городские территории, коттеджные, дачные и садово-огороднические поселки). На 1,3 тыс. га леса приходится 11,9 тыс. га застройки, то есть соотношение примерно 1 к 10. На этих территориях проживает более 300 тыс. человек.

Химкинский лес предоставляет им ряд жизненно важных экосистемных услуг: формирует микроклимат, очищает воздух, регулирует гидрологический режим, формирует почвы и защищает их от эрозии, ассимилирует загрязнения, предоставляет рекреационные услуги и др.

Так, например, за год Химкинский лес вырабатывает не менее 18,2 тыс. тонн кислорода.

Одновременно этот лесной массив ежегодно улавливает не менее 52 тыс. тонн пыли. Стоимость этой экосистемной функции Химкинского леса оценивается в 23,4 млн. руб. в год.

Экономический ущерб в результате потери оздоровительного эффекта только для химчан при уничтожении Химкинского леса составит 396 млн. руб. в год.

Проблема автодороги Москва - Санкт-Петербург заключается не только в воздействии на Химкинский лес, ее необходимо рассматривать шире. Так, на своем протяжении от Зеленограда до Солнечногорска она фрагментирует и другие лесные массивы общей площадью 16,9 тыс. га. На этом участке она вместе с проектируемой ЦКАД проходит через верховья рек Сходни и Клязьмы, которые питают московские питьевые водохранилища. То есть строительство этих дорог кардинально повлияет на качество снабжения Москвы водой.


*

(Право - Природе. 2010, N 174)
Актуальная информация по проблемам законотворчества и правоприменения в области охраны природы.

*

Бюллетень выпускается Центром охраны дикой природы.
Редактор Алексей Зименко

Для подписки на бюллетень направьте сообщение по адресу: lawbull@biodiversity.ru
В сообщении необходимо указать Ваш адрес электронной почты.
Предыдущие выпуски бюллетеня можно просмотреть на сайте http://www.biodiversity.ru/programs/law/lawbull.html

Copyright - Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.
Публикуемые материалы не обязательно отражают позицию Центра охраны дикой природы.

*

В избранное