Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Право -- Природе

  Все выпуски  

Право -- Природе. N176, 2011 (Итоги и прогнозы)


ПРАВО - ПРИРОДЕ

Электронный бюллетень
Центра охраны дикой природы

Выпуск 176, январь 2011 г.

*


ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ

СОДЕРЖАНИЕ
1. Экологические итоги 2010 года.
2. Экологический прогноз на 2011 год для России.
3. В мире: Мировая энергетика может полностью "позеленеть" к 2030 году.
4. В России: Золотая дорога через лес.

*

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИТОГИ 2010 ГОДА

Ниже в хронологическом порядке некоторые плохие (1) и хорошие (2) экологические и около-экологические события 2010 года в России и мире (3). Несомненно, что-то важное упустил - буду рад дополнениям и поправкам - для полноты истории.

1. Негативные:

Возобновление работы БЦБК по выпуску беленой целлюлозы со сбросом ядовитых отходов в Байкал (январь).

Публичное представление проекта "Высота 5642" (развития туризма на Северном Кавказе), разрушающего кавказские заповедники, сделанного по поручению Президента РФ (май).

Принятие во втором чтении законопроекта о радиоактивных отходах, разрешающего закачку жидких РАО в геологические горизонты (май).

Скандалы с трубопроводом Восточная Сибирь - Тихий океан (прокладка трубопрвода по дну Лены, крупные разливы нефти в Якутии и Амурской области, незаконное строительство на Дальнем Востоке, "пропавшие" миллиарды рублей) (май - декабрь).

Завершение первого эксперимента по радуризации сельхозпродукции (гамма-облучение) в России (Татарстан) (май).

Изъятие предмета "экология" из программы бакалавриата (июнь?).

Спуск на воду баржи-остова плавучей АЭС на Кировском заводе в Санкт-Петербурге (июнь).

Пожарное лето. Небывалое ранее масштабное задымление Центра Европейской территории в сочетании с аномальной жарой, приведшее к гибели от учащенных и утяжеленных заболеваний около 50 тысяч человек (июль - сентябрь).

Реализации планов по строительству резиденций для В. Путина и Д. Медведева на особо охраняемых природных территориях (Утриш, Дальний Восток) (август).

Захват под коммерческое строительство территории мировой Вавиловской коллекции диких предков культурных растений в Санкт-Петербурге (август).

Поручение Президента РФ "проработать" антиэкологический проект канала "Евразия" (Каспий-Азов) (сентябрь).

Рейдерский захват Всероссийского общества охраны природы (ВООПа) (сентябрь).

Разрешение охоты на белого медведя на Чукотке (октябрь).

Призыв В.Путина поскорее принять закон по коммерциализации деятельности заповедников (ноябрь).

Одобрение Конгрессом США соглашения по сотрудничеству в области атомной энергии "123" с Россией, открывающего возможности для передачи в Россию на захоронение ОЯТ американского происхождения (декабрь).

Ликвидация статуса особо охраняемой природной территории для ботанических садов (октябрь?).

Возобновление переговоров с Китаем по строительству магистрального газопровода "Алтай" через заповедное плато Укок (декабрь).

Поддержка Президентом РФ строительства дороги через Химкинский лес (декабрь).

2. Позитивные:

Рост гражданской активности против экологически опасных проектов и производств, в том числе с участием деятелей культуры (Химки, Туапсе, Сочи, Ейск, Азов, Владикавказ, Приморскй край, Псковская область и в др. местах (январь - декабрь).

Создание коалиций общественных экологических организаций в защиту Байкала (февраль) и в защиту Подмосковных лесов (сентябрь).

Обход судами щенных залежек гренландского тюленя в Белом море (в 2010 году вступил в силу и запрет промысла бельков) (март - апрель).

Заседание Президиума Госсовета по вопросам экологии (май), поручения Президента РФ Правительству РФ (июнь), поручения Председателя Правительства РФ министерствам и ведомствам (июнь).

Подъем гражданской экологически ориентированной активности - участие тысяч добровольцев в борьбе с лесными пожарами (июль - сентябрь).

Отказ от реализации проекта строительства Эвенкийской ГЭС в Красноярском крае (август).

Разработка механизма подъема региональных экологических проблем на федеральный уровень - Всероссийская акция в 60 городах по защите Байкала - Утриша - Химкинского леса (сентябрь-октябрь).

Предъявление обвинения в незаконной охоте VIP-охотникам на Алтае (октябрь).

Первая победа в суде татарских экологов - защитников водоемов (октябрь).

Включение экологического раздела в Послание Президента РФ Федеральному собранию и соответствующие поручения (ноябрь).

Отказ Красно-Чикойского района Забайкальского края от планов добычи урана в бассейне Селенги (ноябрь).

Запрет на строительство газпромовской "кукурузины" в Санкт-Петербурге (декабрь).

Принятие поправок в Лесной кодекс, частично восстанавливающих лесную охрану (декабрь).

3. Некоторые важные плохие и хорошие экологические события в мире в 2010 году:

Расширение списка европейских стран, получающих более 50% электроэнергии от возобновляемых источников (Испания, февраль).

Решение штата Вермонт в США о закрытии АЭС из-за ее опасности для населения в 2012 году (март).

Создание независимого чернобыльского центра "Экология и здоровье" в Киеве (май).

Катастрофа с подводным разливом нефти в Мексиканском заливе (июнь - октябрь).

Решение Беларуси и Турции о строительстве АЭС (июнь - июль).

Крупная авария с прорывом шлама алюминиевого производства в Венгрии (август).

Выход онкологических заболеваний на первое место среди причин смертности в мире (август).

Принятие официального плана перехода штата Калифорния на получение 100% электроэнергии от возобновляемых источников к 2020 году (сентябрь).

Мировой тигровый саммит в Санкт-Петербурге (октябрь).

Заявление о подготовке решения Евросоюза о запрете вывоза РАО (октябрь).

Решение Германии о прекращении направления в Россию радиоактивных отходов (ноябрь).

Запрет бисфенола-А (основы пластиковых бутылок) в Канаде и в Европейском союзе (октябрь - ноябрь).

Соглашение с Монголией о совместной добыче урана в бассейне Селенги (ноябрь).

Соглашение по климату в Канкуне (декабрь).

Экологизация законодательства и судебной системы в Украине (в течение года).

Алексей Яблоков
8.01.2011

*

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ НА 2011 ГОД ДЛЯ РОССИИ

Рискну выступить в роли экологической Кассандры. Исходя из тенденций развития экологической ситуации в 2010 году, в наступившем 2011 году - на фоне продолжения властной экологической риторики и дальнейшей политизации зеленого движения (увеличения его массовости и организационного укрепления), - произойдет общее ухудшение экологического состояния России.

Среди конкретных экологических проблем, вызывающих общественный интерес (митинги, протесты, массовые заявления и проч.):
- планы строительства ЦКАД,
- олимпийское экологическое варварство в Сочи,
- работа БЦБК (с высокой степенью вероятности его закрытие после серьезной аварии),
- дорога через Химкинский лес,
- строительство президентской резиденции на Утрише,
- подъем уровня Чебоксарского водохранилища,
- строительство Катунской ГЭС,
- строительство газопровода в Китай через заповедное плато Укок.

Среди вероятных событий:
- 2-3 крупных прорыва нефтепроводов,
- при сухом лете вновь массовые лесные пожары,
- с вероятностью 70% крупный радиационный инцидент (скорее всего на одной из АЭС с продленным сверх исходных норм сроком эксплуатации),
- появление информации об 1-3 случаях браконьерства высокими должностными лицами,
- начало добычи нефти в буферной зоне Астраханского заповедника,
- начало строительства нескольких мусоросжигательных заводов,
- начало радуризации в нескольких субъектах РФ,
- замедление строительства "Северного потока" и "Южного потока",
- авария российского танкера в европейских водах,
- акт экологического терроризма,
- начало процесса опустынивания Забайкальского края (в результате изъятия воды из Хайлара (Аргуни) Китаем).

Продолжение тенденций:
- загрязнения воздуха в больших городах (от автотранспорта),
- сокращение площади зеленых насаждений в городах,
- замусоривания России (расползание свалок),
- расширение присутствия ГМО,
- сокращение биоразнообразия, снижение численности птиц.

В области государственного управления:
- возвращение на федеральный уровень части полномочий по управлению отходами,
- первое соглашение о захоронении в России ОЯТ американского происхождения,
- принятие закона по ОЯТ с частичным освобождением Росатома от ответственности,
- принятие закона, поощряющего коммерциализацию деятельности системы особоохраняемых природных территорий и ослабляющего их охрану,
- возвращение РОДП "ЯБЛОКО" в Государственную Думу.

Среди памятных дат наступившего года -
25-летие Чернобыльской катастрофы.

Среди зарубежных событий, которые окажут влияние на экологическую ситуацию в стране:
- начало промышленной добычи газа в Польше и Германии,
- запрет ЕС на экспорт радиоактивных отходов,
- рассмотрение в Страсбургском суде 1-2 исков связанных с экологическими проблемами России.

Дежурным критикам экологических "страшилок" напомню старинную народную мудрость: "предупрежден - вооружен".

Алексей Яблоков
8.01.2011

*

В МИРЕ: МИРОВАЯ ЭНЕРГЕТИКА МОЖЕТ ПОЛНОСТЬЮ "ПОЗЕЛЕНЕТЬ" К 2030 ГОДУ

Мировая энергетика может на 100% перейти на возобновляемые источники энергии уже к 2030 году, если государства мира поставят перед собой такую задачу и проявят политическую волю к ее выполнению, считают авторы исследования, опубликованного в журнале Energy Policy.

Согласно подсчетам Марка Делуччи (Mark Delucchi) из университета Калифорнии в Дэвисе и Марка Джейкобсона (Mark Jacobson) из Стэнфорда, для того, чтобы полностью заместить существующие мощности по выработке энергии на возобновляемые, понадобятся 3,8 миллиона ветрогенераторов мощностью по 5 мегаватт, около 49 тысяч концентраторных солнечных электростанций по 300 мегаватт, 40 тысяч солнечных электростанций на кремниевых солнечных панелях (по 300 мегаватт), около 1,7 миллиарда солнечных панелей для крыш по 3 киловатта,
5,35 тысячи гидротермальных электростанций (по 100 мегаватт), около 270 новых гидроэлектростанций (по 1,3 гигаватта), 750 тысяч электростанций, работающих на энергии волн (по 750 киловатт) и 490 тысяч приливных станций по 1 мегаватту.

Такая инфраструктура, по мнению авторов, к 2030 году сможет обеспечить весь мир, который будет использовать для всех целей электрическую энергию и энергию получаемого электролизом водорода.

"Барьеры для такого плана скорее политические и социальные, чем технологические и социальные. Стоимость энергии в мире, использующем только солнце, воду и солнечный свет, будет примерно такой же, как сегодня", - говорится в статье.

В настоящее время за счет сжигания ископаемого топлива обеспечивается около 80% всей энергии, потребляемой в мире.

В своих расчетах авторы не учитывали возможность использования ядерной энергии, а также сжигания биотоплива, которое хоть и является возобновленяемым ресурсом, но загрязняет атмосферу и требует больших площадей для выращивания.

Ученые отмечают, что полный переход на зеленую энергетику потребует лишь на 0,41% больше площади.

Однако большой проблемой будет включение в энергосистемы электростанций на солнечной энергии и на ветре, поскольку их выработка может сильно меняться.

По их данным, все необходимые ресурсы для новой энергетики есть, и трудности могут возникнуть с некоторыми редкими элементами, такими как неодим, которые необходимы для производства магнитов.

19.01.2011

Источник: РИА Новости, www.eco.rian.ru/info/20110119/323657255.html

*

В РОССИИ: ЗОЛОТАЯ ДОРОГА ЧЕРЕЗ ЛЕС

Нашумевшая и все еще продолжающаяся история с прокладкой скоростной дороги Москва - Санкт-Петербург через Химкинский заповедный лес имеет третью сторону "медали", о которой если и говорится, то не так громко и часто, как об экологической составляющей проекта. Речь идет о том, что эта магистраль должна стать первой платной дорогой, которую построят в России с помощью концессий. А само слово "концессия" предполагает, как известно, превалирующее участие в деле частного капитала наряду с государственным. Для этого
несколько лет назад и была создана первая российская "Северо-западная концессионная компания". Однако, по информации западных газет, эта платная дорога будет построена фактически на казенные, то есть наши с вами, деньги. А потом же мы с вами еще раз (или много-много раз) заплатим за проезд по этой дороге.

Но для начала - немного из истории вопроса. Несмотря на то, что законодательство ведущих западных стран все больше возлагает ответственность за отчуждение земли (аренду) для прокладки дорожных сетей на самих концессионеров, в России такие решения принимаются волевым способом. В случае с прокладкой скоростной дороги Москва - Санкт-Петербург премьер-министр Владимир Путин 5 ноября 2009 г. издал распоряжение № 1642-р, в котором черным по белому приказывается: "Перевести земли лесного фонда площадью 144,8821
гектара согласно приложению в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для строительства автомобильной дороги", а также - "решить в установленном порядке вопрос об изменении границ лесопарковых зон". В упоминающемся "приложении" - земли Химкинского леса. На выполнение распоряжения давалось 10 дней.

Известно, что письмо экологов и сочувствующих им в адрес президента Дмитрия Медведева с разъяснениями абсурдности и незаконности уничтожения экосистемы лесопарка и с требованием отставки премьер-министра Владимира Путина не возымело ровно никакого действия. Несмотря на то, что в доказательство противозаконности распоряжения премьера в нем приводились ссылки на множество официальных документов, которые защитники леса получили ранее в ответ на свои запросы.

Один из них - от начальника управления ГУ "Московское городское управление лесами" А. Кузнецовой, в котором сказано: "Трассировка автомагистрали выполнена с максимальным использованием земель лесного фонда. Запроектированная автотрасса полностью рассекает массив Химкинского лесопарка... Реализация проекта по данному выбору трассы нанесет ущерб лесному фонду в крупном размере не только в результате разрубки широкой просеки, но и разделит лесной массив на части, что повлечет за собой расстройство и деградацию
лесонасаждений по обе стороны автомагистрали. Анализ выбранной по лесному массиву автотрассы свидетельствует о том, что авторы планировочного решения даже не предприняли попыток максимального сокращения предполагаемого ущерба лесопарку. Учитывая изложенное, Управление категорически возражает в согласовании данного выбора трассы".

Незаконность распоряжения главы правительства экологи оспаривали, ссылаясь на статью 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". В ней сказано, что перевод земель лесопарков под нужды капитального строительства возможен лишь в случае отсутствия альтернативных вариантов их размещения. Существование альтернативы было признано в письме министерства транспорта РФ и Росавтодора от 27 мая 2008 года № 01-9/5069, подписанном заместителем
министра транспорта О. Белозеровым. То есть еще задолго до издания премьерского распоряжения. Наличие ее признал в акте предварительного выбора участка для магистрали даже самый "заклятый" друг экологов Владимир Стрельченко, глава г. Химки (распоряжение № 367-Р). Альтернативой, указывают экологи, вполне могла бы быть прокладка скоростной трассы не через лесопарк, а "в общем транспортном коридоре с Октябрьской железной дорогой. Еще более разумное и дешевое решение: реконструкция Ленинградского шоссе в местах
пробок".

Но, как известно, никакие доводы экологов не возымели действия на президента. Видимо, исключительно для того, чтобы сохранить лицо, он пролонгировал спектакль этого политического театра абсурда, в результате чего все осталось на своих местах, - кроме Химкинской дубравы. Пока за лес шла борьба не на жизнь, а на смерть (за это время двум его защитникам проломили битами головы, один до сих пор в коме), его втихую фактически уже вырубили - 100 гектаров! Но, может, государство, распорядившись народным богатством,
получило от концессионеров оплату за отчужденный (видимо, для аренды) и уничтоженный заповедный лес, переведенный в разряд промышленных земель?

По сообщениям вице-премьера Сергея Иванова, правительственная комиссия "приняла решение увеличить до 4 млрд рублей компенсацию экологического ущерба при строительстве автодороги Москва - Санкт-Петербург через Химкинский лес". Каким образом, кому и куда пойдут эти немалые деньги - неизвестно. При этом он добавил загадочную фразу: "Источник финансирования найден". А зачем же, спрашивается, его где-то искать, если есть напрямую заинтересованные в получении концессии и затем - прибылей и западные, и отечественные
компании?

Взамен вырубленного леса было также обещано высадить в пять раз больше деревьев. Может, покупать и высаживать их станут концессионеры или, например, газо- и нефтеблаготворители за свой счет? Об этом ничего не слышно. Наверное, государство снова подмогнёт, то есть мы с вами своими налогами.

Не зря, видимо, руководство Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), с которым были предварительные договоренности о кредитовании в размере 400 миллионов евро первой дорожной концессии в России, в результате приняло решение отказаться от участия в сомнительном с разных точек зрения проекте.

Однако в Москве эту проблему решили в два счета, показав попутно, кто в доме хозяин. Владимир Путин, сообщала французская газета Les Echos, а за ней и российские "Ведомости", лично вмешался в "дубовую проблему" и быстро нашел замену западному банку с его мнительным руководством. Вместо ЕББР кредиты "Северо-западной концессионной компании" на довольно странных для России условиях выдадут... Сбербанк и Внешэкономбанк. Не откладывая в долгий ящик, подписали и кредитное соглашение - 29,2 млрд рублей сроком на
20 лет с обещанием выкупить более 70% выпуска 20-летних облигаций концессионной компании на 10 млрд рублей. Причем бумаги эти будут выпущены под государственную гарантию.

Кроме того, Сбербанк России откроет "Северо-западной концессионной компании" возобновляемую кредитную линию на 4,5 млрд рублей. Кредит для компании будет почти незаметным: его планируется погашать за счет возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость на строительство. А еще 23 млрд рублей компания напрямую получит от государства - из инвестиционного фонда. Заметим, что доходы от эксплуатации дороги (согласно концессионному договору) до 2039 года будут течь в карманы учредителей "Северо-западной концессионной
компании". Несмотря на то что представители компании о запланированных доходах молчат, по оценкам независимых экспертов они могут составить 275 млрд рублей за 30 лет. Причем, по условиям договора, если доход за год окажется ниже расчетного, то государство компенсирует недостачу. А если компания получит сверхдоходы, то государство и концессионер поделят их пополам. Золотая дорога!

Как известно, участниками "Северо-западной концессионной компании" выступают также и иностранцы - о сотрудничестве с ними больше всего и предпочитают распространяться российские официальные лица. Однако известно и то, что превалируют и решают все в этом пока еще плохо освоенном бизнесе по элегантному "распилу" бюджета наши, российские предприниматели. По сообщениям ряда интернет-изданий, а также газеты "Ведомости", платную дорогу на государственные деньги построят нам структуры знакомых премьера Владимира Путина
- Юрия Ковальчука и Аркадия Ротенберга. Кто бы в современной России в чем-то подобном сомневался?

Интересно, что среди зарубежных партнеров всплывает имя известного на Западе оператора платных дорог - португальской компании Brisa Auto-Estradas de Portugal, протокол с которой о концессионных намерениях во время визита в Лиссабон премьер-министра России Владимир Путина еще в 2007 году подписала российская управляющая компания "Лидер". Обе они (вместе с иными) также стали победителями в концессионных конкурсах на строительство платных дорог Москва - Петербург, а также Москва - Минск. "Возможное участие опытной
португальской компании-оператора Brisa Auto-Estradas de Portugal в строительстве в нашей стране первых платных дорог, - говорит независимый эксперт по концессионному законодательству России Александр Калько, - наводит на мысль о том, с какими сложностями столкнулась в свое время Португалия при введении платной сети магистралей у себя дома. Речь идет, прежде всего, о недостаточной изученности общественного мнения в отношении платных дорог в небогатой стране. Форсирование этой идеи в Португалии привело в свое
время к мощному движению населения против расширения сети таких дорог".

Об этой же социальной стороне дела предупреждают и американские специалисты на сайте Министерства транспорта США, изучившие португальский концессионный опыт: "Следует отметить, - пишут они, - что призыв к вливанию частного капитала в финансирование дорогих магистралей не сопровождался (в Португалии) соответствующим призывом к необходимости развития платных дорог. В результате - по всей стране началось движение против строительства новых платных дорог". Португальцы признают, что главные магистрали, которые уже
отданы в концессию Brisa Auto-Estradas, могут оставаться платными, но они решительно выступают против дальнейшей коммерциализации дорог.

К слову, в Китае за последние пять лет построено 639 тыс. километров бесплатных дорог. Здесь за десять дней строят столько, сколько в России - за год. (Российское правительство пообещало, что в следующие пять лет у нас проложат аж 14 тыс. километров магистралей. При этом стоимость 1 километра четырехполосной автострады китайцам обходится в $2,9 млн, бразильцам - $3,6 млн, а нам - $12,9 млн) А в США уже давно построены все мыслимые и немыслимые дороги и развязки. Но здесь по сравнению с Европой дорожные концессии
пребывают все еще в эмбриональном состоянии. Богатая Америка, нахваливая Европу за введение платных дорог для населения, предпочитает, чтобы ее граждане ездили по великолепным автотрассам бесплатно.

Алла Ярошинская
21.01.2011

Источник: ИА "Росбалт", http://www.rosbalt.ru/2011/01/21/810923


*

(Право - Природе. 2011, N 176)
Актуальная информация по проблемам законотворчества и правоприменения в области охраны природы.

*

Бюллетень выпускается Центром охраны дикой природы.
Редактор Алексей Зименко

Для подписки на бюллетень направьте сообщение по адресу: lawbull@biodiversity.ru
В сообщении необходимо указать Ваш адрес электронной почты.
Предыдущие выпуски бюллетеня можно просмотреть на сайте http://www.biodiversity.ru/programs/law/lawbull.html

Copyright - Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.
Публикуемые материалы не обязательно отражают позицию Центра охраны дикой природы.

*

В избранное