Право -- Природе

  Все выпуски  

Право -- Природе. N186, 2013 ('Иноагенты' любой ценой)


ПРАВО - ПРИРОДЕ

Электронный бюллетень
Центра охраны дикой природы

Выпуск 186, май 2013 г.

*


"ИНОАГЕНТЫ" ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

СОДЕРЖАНИЕ
1. Прокуратуре закон не писан?
2. "Иностранные агенты" в России и США: мифы и реальность.
3. Господин президент, вы вправе хранить молчание...

*

ПРОКУРАТУРЕ ЗАКОН НЕ ПИСАН?

За последние дни Прокуратура РФ выписала предписания о регистрации в качестве иностранных агентов целому ряду экологических организаций, сообщает Всемирный фонд дикой природы (WWF).

Иркутская региональная общественная организация "Байкальская Экологическая Волна", Амурская областная общественная экологическая организация "АмурСоЭС", Челябинский региональный благотворительный фонд "За природу", Хабаровская краевая благотворительная общественная организация "Зеленый дом" получили предписания от Прокуратуры, несмотря на то, что "защита растительного и животного мира" выведена из понятия политической деятельности.

Апофеозом волны репрессий стало предписание, выписанное РОО МО "Помощь больным муковисцидозом" только потому, что в уставе организации содержится фраза: "одной из целей организации является защита прав и законных интересов инвалидов-больных муковисцидозом в органах власти". По мнению Прокуратуры, эта формулировка свидетельствует о том, что организация занимается политической деятельностью. Между тем, согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",
"общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов...". То есть фраза из Устава РОО МО "Помощь больным муковисцидозом" является фактически цитатой из закона.

"Мы считаем, что Прокуратура в своем стремлении отчитаться перед вышестоящими органами игнорирует действующее законодательство и демонстрирует чудеса бюрократического рвения, граничащего с самодурством, - говорит директор WWF России Игорь Честин. - Выданное РОО МО "Помощь больным муковисцидозом" предписание свидетельствует либо о полном непрофессионализме проверяющих, либо о стремлении отрапортовать наверх любой ценой".

"Конечно, подмосковной прокуратуре проверять благотворительную организацию гораздо проще и безопаснее, чем разбираться с деятельностью подпольных казино, которые "крышевали" ее бывшие сотрудники", - добавляет Игорь Честин.

Прокуратура, начав борьбу с правозащитниками, перешла к организациям, которые государство считает благотворительными. Согласно Федеральному закону от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", к целям благотворительной деятельности относится, в том числе, "содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан", а также "охрана окружающей среды и защита животных". Именно поэтому "защита материнства и детства", "растительного и животного мира",
а также "благотворительная деятельность" выведены из понятия "политической деятельности", согласно Федеральному закону от 20.07.2012 N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента".

Прокуратура сама должна соблюдать закон, прежде чем требовать его соблюдения от других, подчеркивает WWF.

25 апреля 2013 г.

Источник: www.wwf.ru/resources/news/article/11191

*

"ИНОСТРАННЫЕ АГЕНТЫ" В РОССИИ И США: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Российские власти неоднократно утверждали, что принятый в 2012 году закон, объявляющий общественные организации "иностранными агентами", - всего лишь аналог американского закона FARA. Старший политический эксперт ИСР Владимир Кара-Мурза объясняет, почему эта "аналогия" является ложной.

Кампания по выявлению "иностранных агентов" среди российских неправительственных организаций, начатая по личному распоряжению Владимира Путина, все больше отдает раннесталинским временем. Рвение "правоохранителей" не знает пределов: доходит не только до трагикомичных случаев (намерение объявить "иностранными агентами" благотворительную организацию "Помощь больным муковисцидозом" и журавлиный заповедник "Муравьевский парк"), но и до откровенного кощунства. К последнему можно отнести требование столичной прокуратуры
признать "иностранным агентом" общество "Мемориал" - плевок в память миллионов жертв сталинских репрессий, увековечением которой занимается организация. Это и своеобразная "месть" чекистов за свое унижение конца 1980-х - начала 1990-х: вряд ли вдохновители нынешней кампании забыли, что основателем и первым председателем "Мемориала" был Андрей Дмитриевич Сахаров, а в состав его общественного совета входил Борис Ельцин. Руководители "Мемориала" помнят, как летом 1990-го вновь избранный председатель Верховного
совета России объявил о выходе из всех общественных организаций - "за исключением общества "Мемориал"". "Для нас это (регистрация в качестве "иностранного агента". - Прим. ред.) невозможно, понимаете? - говорит нынешний глава общества Арсений Рогинский. - Мы же "Мемориал", мы знаем, сколько людей в каком году под пытками признались в том, что они шпионы и иностранные агенты. Знаем, как из них выколачивали эти признания. В нашей исторической памяти словосочетание "иностранный агент" имеет только одно значение.
Группа крови нам такое позволить не сможет".

И все же открытых параллелей с отечественным опытом 1930-х годов власти пока стесняются, а потому придумали для себя куда более благозвучное сравнение: оказывается, точно такой же закон об "иностранных агентах" уже три четверти века действует в Соединенных Штатах. Прием не новый, вполне отвечающий путинской стилистике "сам дурак". Начиная с прошлого года об этой "аналогии" постоянно твердят государственные телеканалы, а недавно - во время апрельской "прямой линии" - к хору присоединился и сам Путин. И даже от
думающих людей иногда можно услышать: "Да, закон, конечно, ужасный, но ведь и в Америке..."

Помимо названия американский закон не имеет почти ничего общего с российским "аналогом"

Навязываемая Кремлем "параллель" между путинским законом 2012 года и законом США "О регистрации иностранных агентов" (Foreign Agent Registration Act, сокращенно FARA) является ложной. Помимо внешней оболочки - названия - американский закон не имеет почти ничего общего с российским "аналогом".

Закон FARA (также известный как "закон Маккормака" по имени его автора, конгрессмена из штата Массачусетс) был принят Конгрессом и подписан Франклином Рузвельтом в 1938 году для борьбы с распространением в США нацистской и коммунистической пропаганды. Во время и сразу после Второй мировой войны федеральные власти выиграли в судах 23 уголовных дела по фактам нарушений этого закона, одним из самых известных было дело против "Германо-американской профессиональной лиги" (German-American Vocational League), которую
признали действующим на территории США органом пропаганды Третьего рейха. После войны закон неоднократно менялся, наиболее существенные поправки были внесены в 1966 и 1995 годах. Об этом главный кремлевский "историк", разумеется, умалчивает ("в США этот закон действует с 1938 года... сегодня нет никакого нацизма, а он действует").

Поправки 1966 года перенесли акцент с пропаганды на политическое лоббирование и значительно сузили понятие "иностранный агент", увеличив бремя доказательств для прокуроров. С этого момента для того, чтобы внести какую-либо организацию или человека в реестр FARA, правительство США должно было доказать, что они действуют "по приказу, по просьбе, под руководством или под контролем иностранного принципала" (заказчика) и занимаются "политической деятельностью в интересах иностранного принципала", в том числе представляя
"интересы иностранного принципала перед ведомствами или официальными лицами правительства Соединенных Штатов".

Без выполнения этих двух критериев - доказательств подконтрольности иностранному заказчику и представления его интересов - объявить кого-либо "иностранным агентом" стало невозможно.

После 1966 года Министерство юстиции США не выиграло ни одного уголовного дела по закону "О регистрации иностранных агентов". Гражданские и административные дела решались в пользу властей лишь там, где прокуратура представляла бесспорные доказательства - например, в случае с "Ирландским комитетом помощи северу" (Irish Northern Aid Committee), который по просьбе террористической группировки "Ирландская республиканская армия" (ИРА) оказывал финансовую поддержку семьям ее боевиков (это открыто признавали и в самом
комитете). В качестве "иностранного принципала" организации по требованию Минюста была обозначена ИРА. Среди других юридических лиц, зарегистрированных в США в качестве "иностранных агентов", - Туристическое бюро Нидерландов, "Туризм Швейцарии" и прочие подобные структуры, функции которых сводятся к представлению интересов соответствующих стран в Америке. Между тем поправки 1995 года (вступившие в силу с 1 января 1996-го) устранили остававшиеся в законе FARA рецидивы предвоенного времени, в частности, заменив
негативный термин "политическая пропаганда" на нейтральный - "информационные материалы".

Наконец, главное: американский закон "О регистрации иностранных агентов" не затрагивает общественные организации. Действие FARA не распространяется (это отдельно прописано в законе) на структуры, "чья деятельность носит... религиозный, академический, научный или художественный характер", а также на те, чья "деятельность служит главным образом не иностранным интересам". НКО, которые имеют зарубежное происхождение или финансирование и которые можно назвать "политическими", также не обязаны регистрироваться в качестве
"иностранных агентов", поскольку не занимаются представлением "интересов иностранного принципала". Никому не придет в голову объявлять "Репортеров без границ" французским агентом, а "Международную амнистию" - британским.

Примечательно, что в российском "аналоге" закона FARA понятие "иностранного принципала" - под чьим контролем и в чьих интересах могут действовать организации-агенты - не прописано вовсе (в нем содержится лишь расплывчатая формулировка о деятельности "в том числе в интересах иностранных источников"). Что неудивительно, поскольку нет и не может быть никакого "принципала" (кроме российского общества) у ассоциации "Голос", защищающей права российских избирателей, организации "Агора", оказывающей юридическую помощь
российским гражданам, или того же "Мемориала", занимающегося сохранением российской исторической памяти.

Пожалуй, лучшая иллюстрация принципиальной разницы между американским и российским законами об "иностранных агентах" - это положение зарегистрированных в США некоммерческих организаций, финансируемых из России. Речь идет об основанном в 2008 году Институте демократии и сотрудничества (руководитель Андраник Мигранян, офис в Нью-Йорке) и учрежденном в 2013 году Центре глобальных интересов (руководитель Николай Злобин, офис в Вашингтоне). При том что обе НКО открыто финансируются из российских источников, власти
США не требуют (и не могут требовать) их внесения в реестр "иностранных агентов". После официальной регистрации своего центра Злобин обратился c запросом в соответствующий отдел Минюста США и получил ответ, что его организация не может считаться "иностранным агентом", поскольку не ставит своей целью представление интересов российского государства или российских структур.

Примечательно, что в российском законе понятие "иностранного принципала" не прописано вовсе

В федеральном реестре FARA сегодня значатся семь "российских агентов" - это американские лоббистские, юридические и пиар-структуры, представляющие интересы Российской Федерации (то есть российского правительства), ООО "Газпром экспорт", партии "Родина", министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и главы "Русала" Олега Дерипаски. (Для поиска по базе данных FARA нужно пройти по этой ссылке, задать поиск по критерию Active Foreign Principals и в строчке "страна" выбрать Russia.) Ни одна общественная организация
в этом списке, разумеется, не числится.

Как и прочие неуклюжие попытки Путина провести "аналогии" с Западом (например, сравнение системы назначения губернаторов российских регионов из Кремля с действующей на президентских выборах в США коллегией выборщиков), "параллель" между законами об "иностранных агентах" рассыпается при первом неповерхностном рассмотрении. Единственная подлинная аналогия, возникающая в связи с последними действиями российской власти, - это аналогия с теми не столь уж далекими временами, когда в Кремле тоже боролись с "вредителями,
шпионами, диверсантами и убийцами, засылаемыми в наши тылы агентами иностранных государств".

Владимир Кара-Мурза,
Институт современной России (ИСР)
9 мая 2013 г.

Источник: www.imrussia.org/ru/politics/455-fara-and-putins-ngo-law-myths-and-reality

*

ГОСПОДИН ПРЕЗИДЕНТ, ВЫ ВПРАВЕ ХРАНИТЬ МОЛЧАНИЕ...

Недавно на прямой линии Владимир Путин на острый вопрос Алексей Венедиктова, не возвращается ли 1937-й год, в части, касающейся тотальных проверок НКО, ответил: "Но пусть они скажут, откуда они получили деньги, сколько получили денег, на что и куда они их истратили. Что здесь плохого".

Этот ответ не соответствует действительности и вводит в заблуждение. Все отчеты ежегодно направляются НКО в управления Минюста (и вывешиваются на ведомственном сайте) и в налоговые инспекции.

Сегодня фактически от имени президента России происходит уничтожение независимого гражданского общества. Когда прошлым летом были приняты скандальные поправки в закон об НКО - о введении клейма "иностранный агент" для получателей помощи от западных фондов, то их разработчики всё прекрасно рассчитали. Практически все независимые правозащитные и экологические организации, постоянно вступающие в конфликт с чиновниками разного уровня, живут за счёт иностранных пожертвований. Ровно по той же причине, по которой российская
гуманитарная наука 20 лет назад выживала только за счёт помощи Фонда Сороса "Открытое общество".

Одновременно очевидно, что поскольку активная деятельность НКО в основном сводится к прямому или косвенному обращению к чиновникам более высокого уровня, в том числе через публикации, то если на бланке будет написано "иностранный агент", все эти усилия будут перечеркнуты. Поскольку никакой чиновник не обратит внимания на обращение "иностранных агентов".

Раньше у чиновников высокого уровня было понимание того, что правозащитники обеспечивают независимый канал информирования о происходящих процессах. Так, лет восемь назад Генеральная прокуратура даже сделала представление ФСИН (тогда возглавлял генерал Калинин) о том, что администрации тюрем и колоний блокируют жалобы заключенных. Остро необходимая информация о беззакониях попадала в прокуратуру только от правозащитников.

Но затем в связи с постоянным уменьшением рейтинга власти, стремление подавить оппонентов явно взяло верх над соображениями очевидной общественной и государственной пользы.

В законе "об иностранных агентах" предложено регистрироваться в качестве этих самых "иностранных агентов" тем НКО, которые получают деньги из-за границы и занимаются политической деятельностью. Политическая деятельность сводится к двум направлениям - привлечение общественного внимания и влияние на политику государства, в том числе экспертиза законопроектов и предложения по улучшению законодательства. В результате, законом оба этих вида деятельности названы политикой, то есть любая деятельность НКО подпадает
под закон.

Еще 21 января Минюст, пытаясь удержать ситуацию на краю абсурда, признавал, что борьба с нарушениями закона, например, с пытками и издевательствами в отделах полиции и местах заключения, "является не изменением государственной политики, но не противоречат общегосударственной политике и не направлены на ее изменение". Ибо и Конституция, и законы трактуют цель деятельности ведомств (т.е. их политику) именно как защиту прав и свобод человека.

Но после февральских установок Путина на борьбу со связанными с заграницей НКО, которые он сделал на коллегии ФСБ, тормоза окончательно отказали. Начался вал прокурорских проверок НКО, проводившихся в нарушение закона о прокуратуре, под неясными и противоречивыми предлогами. В настоящий момент прокуратура посетила более 200 организаций. В результате начался международный скандал.

Вот самые последние скандальные примеры, из которых следует, что вариант "неполитической деятельности" для российского НПО уже невозможен.

Беспартийный мониторинг выборов - политика (в любой демократической стране такое утверждение вызовет смех, а в менее демократической - подозрение в том, что политикой является именно фальсификация выборов). Теоретическая разработка "идеального" Избирательного кодекса - политика. Оба примера - случай Ассоциации "Голос", которая в настоящий момент уже оштрафована на 400 тысяч рублей за отказ регистрироваться "иностранным агентом".

Приглашение американского дипломата на круглый стол по российско-американским отношениям - политика (т.е. попытка влиять на официальный антиамериканизм?). Случай "Костромского центра поддержки общественных инициатив".

Обращение к чиновникам при нарушении прав солдат и призывников - политика (госполитика - это мордовать?). Случай "Костромского комитета солдатских матерей".

Экологи. Понятно, что политика - мешают уничтожению природы (госполитика - уничтожать природу?). Пример - Байкальская экологическая волна, Экологическая вахта Сахалина и т.д.

Православное духовное училище в Саранске получило иностранное пожертвование - в агенты.

"Transparency International" - мешают коррупции. Это безусловная политика!

И венец - Истринская организация "Помощь больным муковисцидозом" занимается политикой - на британские деньги пишет российским чиновникам в защиту больных тяжелейшим генетическим заболеванием (т.е. госполитика - уморить этих несчастных?). Политика, сказано в прокурорском предостережении, это - то, что "организация должна отстаивать интересы инвалидов, в том числе, в органах власти..."

Права общественного объединения, закреплённые в 27-ой статье Федерального закона "Об общественных объединениях":

участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;

проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти... (www.consultant.ru/popular/obob/76_3.html#p327 (c) КонсультантПлюс, 1992-2013)

Всё, это закрепленное в уставе организаций, в том числе и организации "Помощь больным муковисцидозом", отныне считается ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Поэтому для Путина дилемма проста. Либо он даёт понять, что эта штамповка агентов - перегибы на местах, эксцессы исполнения, и всё это прекращается, виновники получают по голове и, возможно, теряют места. Либо он и дальше молчаливо санкционирует это истребление гражданского общества, это наглое попрание Конституции и международных обязательств. Тогда его действия - это политика разрушения конституционного строя, а он подлежит импичменту.

Что же, российская конституция предоставляет ему право не свидетельствовать против самого себя (статья 51).

p.s. Пока что мы обсуждаем действие одного антиконституционный закон из принятых летом прошлого года - "закон об иностранных агентах". Следует напомнить, что тогда же был принят еще "Закон о госизмене". Его последствия будут многократно страшнее для граждан России.

Отвечая на вопрос Алексея Венедиктова, можно сказать - законодательная база для 37-го года уже готова.

Лев Пономарёв,
Общероссийское общественное движение "За права человека"
29.04.2013

Источник: http://zaprava.ru/201304294000/glavnyie-novosti-dnya/gospodin-prezident-vy-vprave-xranit-molchanie


*

(Право - Природе. 2013, N 186)
Актуальная информация по проблемам законотворчества и правоприменения в области охраны природы.

*

Бюллетень выпускается Центром охраны дикой природы.
Редактор Алексей Зименко

Для подписки на бюллетень направьте сообщение по адресу: lawbull@biodiversity.ru
В сообщении необходимо указать Ваш адрес электронной почты.
Предыдущие выпуски бюллетеня можно просмотреть на сайтах:
http://www.biodiversity.ru/programs/law/lawbull.html
http://list.biodiversity.ru/wws/info/law-bcc

Copyright - Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.
Публикуемые материалы не обязательно отражают позицию Центра охраны дикой природы.

*

В избранное