Апрель 2010 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
9
|
10
|
11
|
|
13
|
14
|
16
|
17
|
18
|
||
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://sites.google.com/site/ecolpravo/
Открыта:
04-04-2010
Адрес
автора: law.ecolpravo-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Экологическое управление в Российской Федерации (лекция)
Ссылки на нормативные источники |
Уважаемый коллега, !
Экологическое управление в Российской Федерации1. Понятие экологического управления. Государственное, муниципальное и общегражданское экологическое управлениеЦелью правового регулирования в экологическом праве является гармонизация отношений человека и природы, охрана окружающей среды и отдельных природных объектов, рациональное природопользование. Поэтому особое значение имеет специальная деятельность, направленная на достижение необходимого правового результата. Нормативного воздействия самого по себе не достаточно для эффективности для эффективности эколого-правовых норм, требуются управленческие воздействия административного, дисциплинарного, финансового и экономического характера, издание правоприменительных актов. Таким образом, экологическое управление - объективно необходимая деятельности, направленная на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
С.А.
Боголюбов и соавторы В зависимости от субъекта экологического управления можно выделить его различные виды:
Государственное экологическое управление.В соответствии со статьей 71 Конституции РФ к исключительным полномочиям Российской Федерации отнесены следующие вопросы:
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов отнесены:
Для выполнения государственных функций создаются органы государственной власти, которые в пределах своей компетенции реализуют государственную политику, в том числе, в сфере экологического управления. Система органов государственной власти рассмотрена в разделе 2 этой лекции. Среди
функций государственного экологического управления можно выделить:
учет, планирование, контроль, мониторинг, экологическое нормирование,
государственная экологическая экспертиза, экономическое управление и
другие. Муниципальное экологическое управлениеВопросы местного значения, то есть полномочия муниципальных образований, приводятся в Главе 3 "Вопросы местного значения" Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Так, в соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относятся:
Для решения вопросов местного значения создаются органы местного самоуправления и их структурные подразделения, принимаются муниципальные правовые акты. Эффективность муниципального экологического управления существенно снизилась в связи с исключением из Федерального закона "Об охране окружающей среды" полномочий органов местного самоуправления по муниципальному экологическому контролю. Вместе с тем в настоящий момент органы местного самоуправления обладают полномочиями в сфере муниципального лесного контроля и надзора и муниципального земельного контроля. Производственное экологическое управлениеЮридические лица, индивидуальные предприниматели обладают комплексом прав и обязанностей в сфере экологического управления. Конкретные полномочия юридического лица, индивидуального предпринимателя зависят от сферы хозяйственной и иной деятельности, которую они осуществляют. К наиболее типичным функциям производственного экологического управления можно отнести:
Общегражданское (общественное) экологическое управлениеФункции общественного экологического управления можно разделить на общие (реализующиеся в различных сферах общественной жизни) и специальные (связанные с реализацией экологических прав и обязанностей). Общие функции общественного экологического управления:
Специальные функции общественного экологического управления:
2. Система органов государственной власти в сфере экологического управленияВ системе органов государственной власти в сфере экологического управления можно выделить: 1) органы общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ) - органы широкой компетенции, которая, в том числе, охватывает и вопросы экологического управления; 2) специально уполномоченные органы - органы государственной власти, специально созданные для осуществления государственных функций в сфере экологического управления; 3) иные органы, имеющие отдельные экологические функции - органы государственной власти, как правило, регулирующие смежные области общественной жизни (безопасность, охрана здоровья и т.п.), которые обладают отдельными функциями в сфере экологического управления. Органы общей компетенции.Президент Российской Федерации. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он <...> обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (п. 2, 3 ст. 80 Конституции РФ). Таким образом, Президент РФ, в том числе, является гарантом экологических прав человека и гражданина, закрепленных в статье 42 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование органов государственная власти, включая органы экологического управления. Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, издает указы и распоряжения. Среди Указов Президента РФ есть ряд актов в сфере экологического права, которые были рассмотрены в лекции "Источники экологического права". В частности, можно выделить Указ Президента РФ от 04.02.1994 №236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", которым реализуются его полномочия по определению основных направлений политики России. Стратегические цели обеспечения экологической безопасности рассмотрены в разделе 8 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 №537. Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан (статья 114 Конституции РФ). Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность (статья 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"), включая и федеральные органы исполнительной власти в сфере экологического управления. Актами Правительства РФ утверждены положения о федеральных органах исполнительной власти. Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы (статья 13 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). Непосредственные полномочия Правительства РФ в сфере экологии и охраны природы закреплены в статье 18 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации":
Федеральными законами
Правительству РФ предоставлены полномочия по регулированию различных
правоотношений в сферах охраны окружающей среды и рационального
природопользования. Нормативные правовые акты в сфере экологического
права включают значительный корпус актов Правительства РФ, ряд из них
приведен в качестве примеров в лекции "Источники экологического права",
со многими другими мы познакомимся в последующих лекциях. Специально уполномоченные органы.Федеральные органы исполнительной власти, специально уполномоченный в сфере экологического управления, будут подробно рассмотрены в разделе 3 этой лекции. К специально уполномоченным органам можно отнести:
Иные органы, имеющие отдельные полномочия в сфере экологического управленияОтдельные полномочия в сфере экологического управления имеются у ряда органов государственной власти:
3. Общая характеристика федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.Министерство экологии и природных ресурсов РФ.Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России, МПР РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса (при этом почему-то Рослесхоз передан из ведения МПР РФ в ведение Минсельхоза РФ), расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среду их обитания, в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы. Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации утвержедно постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию. МПР РФ самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
Государственные доклады МПР РФ о состоянии окружающей природной среды можно посмотреть на сайте министерства по адресу: Государственные доклады о состоянии окружающей среды. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №400. Росприроднадзор России осуществляет контроль и надзор:
Разрешительная деятельность Росприроднадзора России, прежде всего, связана с выдачей лицензий (разрешений) на следующие виды деятельности:
Доклады и обзоры Росприроднадзора России размещены по адресу: Доклады и обзоры на сайте Росприроднадзора России. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Положение о Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору утверждено
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года
№401. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:
Ростехнадзор России
проводит государственную экологическую экспертизу федерального уровня,
осуществляет надзор в сферах промышленной и экологической безопасности. Разрешительная деятельность. Ростехнадзор России выдает разрешения: на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии; на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах; на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух; на ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ; на создание объектов размещения отходов в пределах своей компетенции. Кроме того, Ростехнадзор России утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также организует прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы. Осуществление функций учета
и контроля Федеральной службой по экологическому,
технологическому и атомному надзору:
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обеспечивает в установленной сфере деятельности выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации, в том числе по Конвенции Всемирной метеорологической организации, рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, подписанному в г. Мадриде 4 октября 1991 г. Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. №372. Прежде всего, для экологического управления важны мониторинговые функции Росгидромета:
Кроме того, Росгидромет осуществляет в пределах своей компетенции государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Федеральные агентства по недропользованию; водных ресурсов; лесного хозяйства.Основными функциями указанных федеральных агентств является оказание государственных услуг в установленной сфере деятельности и управление соответствующим федеральным государственным имуществом (недрами, находящимися в федеральной собственности; водоемами; лесами на землях государственного лесного фонда). Деятельность указанных органов регулируется следующими правовыми актами:
4. Урегулированные нормами права методы экологического управленияЗаконодательство предусматривает следующие методы экологического управления:
Ссылки на нормативные источникиНормативные акты можно посмотреть здесь: http://sites.google.com/site/ecolpravo/home/zakonodatelstvo Вопросы, жалобы и предложения, пожалуйста, направляйте на адрес tutor@ecolpravo.tk Ежедневные новости экологического права смотрите на сайте www.ecolpravo.tk |
В избранное | ||