Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!

В этом выпуске нашей рассылки мы продолжим разговор о том, почему медиация, получив правовую основу, до сих пор не имеет широкого распространения и не стала предпочтительным способом разрешения коммерческих и гражданских споров в России?

Медиация за счет своей универсальности, гибкости, неформализованности процедуры, независимости и нейтральности медиатора, который помогает сторонам урегулировать спор, позволяет конфликтующим самостоятельно найти и выработать договоренности, удовлетворяющие именно их потребностям, отражающие их собственные интересы.

Что же нужно делать, чтобы медиация стала распространенным способом урегулирования споров?

На наш взгляд, на данном этапе развития медиации в России ключевую роль играет информационно-просветительская деятельность. Причем необходимо просвещение как широких слоев населения, так и юридического сообщества, являющегося провайдером юридических услуг. Нужно, чтобы юристы предлагали максимально широкий спектр способов урегулирования возникающих конфликтов, помогая клиентам на основе информированности сделать выбор, в максимальной степени отвечающий их интересам.

Сегодня медиация в России является доступным способом разрешения споров, и любой человек, желающий разрешить спор не в суде, а с помощью процедуры медиации, может воспользоваться услугами медиатора. Для этого ему нужно обратиться в организацию, обеспечивающую организацию и проведение процедур медиации, где ему будет предоставлена возможность выбрать медиатора. Сегодня в России уже существует и Национальная Организация медиаторов, объединяющая провайдеров медиации и индивидуальных медиаторов (http://npnom.ru/).

За рубежом крупные компании уже давно практикуют создание так называемой внутренней службы медиации, формируя свой штат медиаторов для разрешения как внутрикорпоративных, так и "внешних" споров. Подобная практика сейчас начинает применяться и в отечественном бизнесе. Однако, помимо этого, в тех сферах деятельности, где вероятность конфликтов достаточно высока (а это практически все области деятельности, где происходит взаимодействие с клиентами, заказчиками, покупателями и т.п.) в подготовку персонала внедряется обучение медиативному подходу (метод, разработанный АНО «Центр медиации и права»). Этот метод позволяет разрешать и предотвращать споры и конфликты, что называется, "в реальном времени", не доводя их до эскалации. Это, безусловно, экономит не только время и нервы, но и финансовые ресурсы.

И все-таки услуги внутрикорпоративного медиатора можно применять далеко не во всех случаях – ведь важнейшей характеристикой профессиональной деятельности медиатора является беспристрастность, незаинтересованность, нейтральность. Эти качества не могут быть поставлены под сомнение его корпоративной принадлежностью. Вот почему в ряде случаев для разрешения спора неизбежно приходится обращаться к "внешнему" медиатору, и здесь механизм его поиска такой же, как и в случае обращения к медиатору частного лица. И точно так же компании или организации, не имеющие своей службы медиации, могут обращаться к провайдерам медиативных услуг.

Все эти механизмы сегодня уже существуют в России, и их востребованность напрямую зависит от популярности института медиации, от успешности преодоления стереотипов, мешающих использовать этот метод разрешения спора. Опыт показывает, что развитие медиации по мере ее большей востребованности происходит в геометрической прогрессии. Стороны, хотя бы раз участвовавшие в процедуре медиации, в будущем при возникновении конфликтов и споров обращаются, в первую очередь, именно к этому способу урегулирования. И хочется надеяться, что мы уже близки к моменту, когда развитие медиации в России начнет происходить более и более интенсивно.


Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский на основе статьи Президента Центра медиации и права Ц.А. Шамликашвили для Информационно-правового портала ГАРАНТ


В избранное