Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень "Публичная библиотека" Выпуск 28




Уважаемые коллеги!

Читайте в новом выпуске информационного бюллетеня:

  • Информационное письмо председателя секции публичных библиотек о ходе подготовки к XI Ежегодной сессии Конференции РБА
  • Новые материалы из библиотек различных регионов России
  • Проект Модельного стандарт “Обеспечение доступа населения к экологической информации общедоступными библиотеками”.

Бартова С. Ф.
Член Совета РБА,
председатель секции публичных библиотек
Svetlana.Bartova@novotec.ru

Уважаемые коллеги!



Сообщаю Вам о последних новостях секции публичных библиотек.
В настоящее время идёт подготовка к XI Ежегодной сессии Конференции Российской библиотечной ассоциации. В этом году она будет проходить в Екатеринбурге с 15 по 20 мая.

18 мая с 9.00 до 18.00 состоится заседание нашей секции.
Тема: “Современная библиотека как институт организации и поддержки чтения”.
Заседание будет проходить совместно с Круглым столом по чтению.

В связи с тем, что проблема чтения сейчас обсуждается на различных уровнях, например, Глава Роспечати предложил объявить 2007 год Национальным годом чтения, мы планируем принять резолюцию, а так же обращение к президенту РБА. В этих документах - предложение посвятить XII Ежегодную сессию Конференции РБА этой теме, а так же обращение к правительству России с просьбой организовать парламентские чтения по данной проблеме. Если у Вас есть предложения, тезисы, которые Вы считаете необходимым включить в итоговые документы, можете заранее направить их в наш адрес.

В 17.00 будут организованы экскурсии по Муниципальному объединению библиотек г. Екатеринбурга.

Кроме этого, секция публичных библиотек в этом году принимает участие в подготовке заседаний других круглых столов и секций.

В первую очередь, это ставшее традиционным совместное заседание с секцией по библиотечной политике и законодательству. В Екатеринбурге к нашей совместной работе присоединится секция центральных библиотек субъектов РФ.
Вопросы, которые планируется обсудить 17 мая:

  • Подготовка новой редакции ФЗ “О библиотечном деле”
  • Проблемы, связанные с ФЗ NN 122, 131.
  • “Библиотека как центр информации: деятельность законная или криминальная?”

17 мая состоится заседание круглого стола “Библиотечные общества и ассоциации”.
Темы, которые планируется обсудить, условно можно разделить на две части: первая часть - мировоззренческая, которая может пройти под рубрикой “библиотека и демократия”. Это попытка коллективно осмыслить роль библиотечных обществ в библиотечном социальном институте (БСИ включает в себя практику, т.е. систему библиотек, науку, образование, коммуникацию и управление). Вторая часть - предметный разговор о функциях библиотечных обществ и об их правовом закреплении в соответствующих нормативных актах.

17 мая пройдёт заседание секции по международным связям.
Участие в данном заседании будет интересно всем библиотекам, ведущим (или планирующим) международную деятельность, участвующим в международных проектах, а так же тем библиотекам, в чьей структуре есть отделы литературы на иностранных языках.
Тема заседания: “Доступ к источникам по зарубежному библиотечному делу”.

18 мая все желающие также смогут принять участие в совместном заседании секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, секции по научно-исследовательской работе, секции центральных библиотек субъектов РФ.
Тема заседания: “Кадровые потребности библиотек и система непрерывного профессионального образования”.

И, конечно же, вашего активного участия в работе ждут все секции, круглые столы и дискуссионные группы Российской библиотечной ассоциации!


Евдокимова Е. В.
библиотекарь детской библиотеки “Островок доброты”
МУК “Детская централизованная библиотечная система”
г. Кемерово


“ДУША - ВСЕМУ МЕРА”:
программа оптимизации индивидуальной работы с читателями



Будущее любого государства - дети. От того, какими они вырастут, зависит нравственный, творческий, интеллектуальный потенциал страны. У каждого читателя свой путь к книге, свои интересы, свой взгляд на окружающую жизнь. В выработке “своего” и состоит, по существу, смысл чтения. По тому, что и как читает ребенок, как оценивает книгу, можно судить о том, каков он сам и каким человеком он будет в будущем.
Наши исследования показывают, что ребенок приходит в библиотеку ради общения. В этой связи в библиотеке уделяется особое внимание индивидуальной работе с читателями (особенно с детьми “группы риска”). Именно от этого во многом зависит, возьмет ли юный читатель развлекательный журнал или серьезную книгу, которая побуждает задуматься над прочитанным (всем известно, что не всякое чтение воспитывает, а только то, что затронуло душу, вызвало мысли, активизировало сознание).

Программа “Душа - всему мера” - часть системы индивидуальной работы с читателями, сложившейся в детской библиотеке “Островок доброты” (г. Кемерово, ул. Радищева, д. 2). Нашими постоянными посетителями являются две с половиной тысячи детей. Среди них: учащиеся школ, воспитанники детских садов, интерната, детских домов, посетители Центра социальной помощи семье и детям Заводского района.
В рамках открывшейся (согласно программе “День шахтера-2005 в г. Кемерово”) литературной гостиной “Формула успеха” библиотечная программа “Душа - всему мера” предполагает проведение цикла книжных выставок нравственной направленности, которые меняются каждое первое число месяца. Выставки формируются на основе фонда библиотеки, который насчитывает 13,8 тысяч книг, аудиовизуальных материалов и электронных изданий (в т.ч., 43 наименования подписных изданий).
Форма выставочной работы выбрана нами в связи с тем, что она нацеливает на более глубокое восприятие представленной литературы, позволяет провести обмен мнениями, предложить творческие задания на темы выставки (сочинения-размышления, отзывы на прочитанные книги, оформление мини-газет, сочинительство стихотворений и рассказов). Развитие выставочной деятельности делает библиотеку более востребованной.
Программа “Душа - всему мера” направлена на привлечение внимания детей разного возраста к нравственным проблемам жизни через книги этой тематики, к установлению собственных отношений с людьми, природой, культурой, с самим собой.

Претворяя ее в жизнь, мы достигаем нескольких целей:

  • повышение эффективности использования старых, забытых, но интересных, добрых книг, имеющихся в библиотечном фонде,
  • формирование у детей (через общение с библиотекарем и чтение) позитивного отношения к книге как источнику информации и знаний, любви к чтению и потребность в нем, стимулирование читательской деятельности детей,
  • содействие воспитанию в детях общечеловеческих ценностей: честь, совесть, добро, уважение к старшим и т.д.

Исходя из этого, мы ставим перед собой следующие задачи:

  • создать в библиотеке комфортную среду, отвечающую возрастным и психологическим особенностям и потребностям читателей;
  • сформировать добровольческую группу ребят для проведения презентаций книжных выставок, оформления мини-газет к темам выставок, написания отзывов на представляемые книги (“Эта книга мне понравилась”);
  • организовать тематические книжные выставки (1 раз в месяц);
  • провести презентации выставок с приглашением общественности, освещением в средствах массой информации.

Календарный план книжный выставок на 2006 год >>>


В. А. Баятов,
главный специалист научно-методического отдела
Донская государственная публичная библиотека
г. Ростов-на Дону
metod2@dspl.ru

ГЛАВНЫЙ ТОВАР ВЕКА - В БИБЛИОТЕКАХ


Программа ЮНЕСКО “Информация для всех” является сегодня выразителем взглядов той части мировой, научной и политической элиты, которая считает, что совместными усилиями глобальное информационное общество должно идти по пути гуманизации. В рамках этой программы в Ростовской области уже второй год реализуется собственный проект - в общедоступных городских и сельских библиотеках, которые поднимаются на новую ступень своей эволюции. В глубинку приходит Интернет cо всеми вытекающими отсюда последствиями. И главный товар века - информация - в ближайшем будущем станет доступна любому жителю нашей области.

Вслед за столицей

У старшеклассников Иры Кузовлевой, Миши Тимошенко, Кати Сотниковой, Риты Пономаренко из аксайской первой средней школы общее увлечение - узнавать как можно больше о растительном и животном мирах, экологии. За дополнительными сведениями они обычно идут библиотеку - благо, рядом городской филиал им. А. Серафимовича районной ЦБС. Здесь собран объемный фонд по флоре и фауне, охране окружающей среды. Здесь им помогут как можно быстрее добраться до нужных книг, необходимых статей и иллюстраций. Ведь библиотека не раз завоевывала почётные места в экологических конкурсах и является методическим центром для сельских филиалов. Ребята до того поднаторели, что вместе с сотрудниками библиотеки проводят практические уроки по экологии в младших классах. Чего, казалось бы, лучше?
А дело в том, что подоспело время открыть все границы для информации! Много ли, скажем, можно почерпнуть из материалов небольшой сельской или городской библиотеки? Да, иногда много. Но это лишь тысячная, если не миллионная, доля того, чем обладает остальной интеллектуальный мир. И те же аксайские школьники или любые другие, живущие на Дону, придя в библиотеку, могли бы попасть в него, всего лишь набрав адрес в Интернет. Не будем обсуждать экономические возможности каждой донской семьи - ясно, что они разные. Тем убедительней выглядит довод ЮНЕСКО по построению глобального информационного общества: обеспечить свободный и равный доступ граждан к информационным ресурсам. И Дон, как это ни громко звучит, идёт в фарватере флагманской программы международной организации и соответственно - федеральной.
Активную позицию по воплощению в жизнь новых идей сразу заняло министерство культуры области, принявшее решение по созданию и развитию библиотечно - информационных центров на базе общедоступных библиотек. И сегодня, спустя год с небольшим, можно говорить о первых результатах.
После принятия областной программы в области действует уже девять с половиной десятков Библиотечно-информационных центров (для удобства - БИЦ). По доступу в Интернет мы - вторые в России после столицы. И это лишь начало.
Областная программа компьютеризации общедоступных библиотек осуществляется в три этапа. До 2010 года намечено установить компьютеры во всех библиотеках донского края, создать корпоративную библиотечную сеть области. Это означает, что библиотеки нашей области превратятся в “островки” современности, в источники всеобъемлющей информации. Из них по всемирной паутине можно будет дотянуться до любой точки планеты. И каждому - от мала до велика.
Но для многих будущее наступило уже сегодня. В Морозовском, Обливском, Веселовском, Песчанокопском, Каменском, Азовском, Волгодонском и других районах области уже второй год действуют БИЦы. Почему так ценен опыт глубинки? Не умаляя достоинств продвижения информационных центров в Ростове-на-Дону, Таганроге или Батайске, все же понятно, что в почти “таежном” Советском сельском районе, где библиотека наравне со школой первые и последние очаги культуры, технологии 21-го века намного значимее. Сейчас по электронным каналам из ресурсов Донской государственной публичной библиотекой можно заказать и получить практически любой документ в фактографическом и полнотекстовом исполнении. В режиме онлайн работает сайт ДГПБ, где предлагаются ориентиры для практической деятельности, а также электронные каталоги самой библиотеки и сводный - библиотек области в системе “OPAC-Global”, которая обеспечивает корпоративную работу неограниченного числа библиотек-участниц, Донской электронной библиотеки - книжных памятников по краеведению, библиографическим и методическим изданиям библиотеки. В скором будущем сайт пополнят краеведческий каталог, библиографические базы данных по экономике, праву, литературоведению, мультимедийный ресурс “Кавказский календарь III тысячелетия”. Постоянно расширяется и новый сайт ДГПБ, посвященный нашему великому земляку Михаилу Александровичу Шолохову.

Меняем облик
Прообразами БИЦев послужили модельные библиотеки - тоже инновации в библиотечном деле. Они заслуживают отдельного разговора, но, по сути - это кардинальное обновление городских и сельских библиотек. Они буквально “начиняются” техникой и предлагают человеку, пришедшему в библиотеку, широчайший спектр новых и, что немаловажно, бесплатных услуг. Естественно, не исчезают прежние методы обслуживания. Книги, журналы, газеты по-прежнему остаются востребованными. В подобном синтетическом и современном варианте модельная библиотека становится образцом для подражания. Для тех же информационных центров, о которых ведется речь.
И, конечно, для осуществления новых идей требуются средства. Иные шутники говорят: с деньгами всякий сможет, без денег попробуй! Увы, не тот случай!
Если, скажем, в информационном центре Центральной библиотеки Волгодонска провели перепланировку помещения, сделали ремонт, создали новые автоматизированные места и локальную сеть, подключились к Интернет по ADSL и затратили по нынешним меркам не столь уж значительные суммы, то в Аксайском районе во всех БИЦах провели капитальные ремонты с заменой окон, дверей, электросетей. Проложили кабели, установили пожарно-охранную сигнализацию, заказали новое специальное оборудование. Там, где БИЦ находился в сельском Доме культуры, отремонтировали все здание.
Вряд ли бы это осуществилось, не будь местные библиотечные работники настойчивы в своих просьбах к районной администрации и депутатскому корпусу. Они сумели убедить власти в том, что не хлебом единым жив человек, ему нужна пища и духовная. Так и нашлись средства из фондов непредвиденных расходов и внебюджетного, а также спонсорских источников.
Библиотеки должны быть и внешне и привлекательными, и современными!
Безусловно, программа информатизации общедоступных библиотек в целом не имела бы смысла и не состоялась бы без основательной поддержки министерства культуры, администрации, Законодательного Собрания области. Именно бюджетные ассигнования - стартовые три миллиона рублей - пошли на приобретения первых компьютеров и прилагающихся к ним шлейфов техники для информационных центров. Финансовая подпитка со стороны областного бюджета планируется вплоть до 2010 года, когда будет полностью завершена программа обустройства БИЦев. И делается это по-государственному.

Трудности
Их немало. Прежде всего, опять-таки финансовые. Две трети библиотек требуют ремонта, одна пятая - не отапливается. Большинство помещений обходится без сигнализации и огнетушителей. Треть уже не вмещает читателей.
Техническое оснащение оставляет желать лучшего. Морально устаревшим телевизорам, магнитофонам, пылесосам - по четверть и более века.
Несмотря на неуклонное увеличение компьютерного парка, он на две пятых нуждается в обновлении.
Некоторые библиотеки не имеют телефонной связи.
Часть библиотекарей нелегко одолевает компьютерную грамоту.
В библиотеках очень нужны специалисты других профессий - программисты, инженеры-компьютерщики, правоведы.
Скажете, и вы... “в калашный ряд”? Да, и безо всяких сомнений! Иначе не преодолеть те моральные пропасти, которые разверзлись - другого слова и не подберешь - на нашей, донской территории - между ростовчанами и заветинцами, таганрожцами и дубовчанами, новочеркассцами и милютинцами. Мало того, даже внутри одного муниципального образования у библиотек могут оказаться совершенно разные представления о перспективах. А кто сказал, что жизнь - это не борьба?

“Точки” роста

Так названы в программе по созданию информационных центров те библиотеки, которые в ближайшие шесть лет смогут вооружиться современной компьютерной техникой. Но понятие это, однозначно, более широкое.
В одних случаях внутренние “точки” роста удачно преодолены, другие - еще впереди. Уже сегодня библиотеки имеют более пятисот компьютеров, а все централизованные библиотечные системы выходят в Интернет. Вообще всемирной паутиной пользуются свыше 90 коллективов, часть из которых обладает выделенными каналами связи. Разработаны собственные сайты в библиотеках Новочеркасска, Таганрога, Волгодонска, Октябрьского района. Повысился уровень автоматизации - три пятых центральных библиотек обслуживают пользователей в автоматическом режиме. Половина ЦБ создает свои базы данных. Это привлекает: за первый год компьютеризации в библиотеки области обратилось значительно больше людей, многие приходили не единожды и не дважды. Информационные центры явно прибавили в темпах и приблизились к решению важных общественных проблем.
Некоторые особенно остро обозначились в последнее время: одна из них, например - в неравных стартовых возможностях сельских и городских школьников. Через несколько лет наш век принесёт совершенно другую экономику и другое общество, что будет иметь и иные глубокие последствия для образования. Да, сейчас многие школы из глубинки обзавелись компьютерными классами - то ли сами хозяйства, получив неплохие урожаи и зажив получше, сложились и купили технику, то ли облагодетельствовал их какой-нибудь участливый спонсор, то ли объявились меценаты, сделавшие щедрые подарки - однако, это носит случайный характер.
Поэтому именно библиотеки, “этот давний социальный институт, - как выразился президент Российской библиотечной ассоциации В. Зайцев, - сочетающий в себе активные функции распространения знаний и информации с гуманитарным, нравственным началом”, могут выполнить обучающую миссию. И в Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) придерживаются мнения, что имеющаяся в мире библиотечная сеть - наиболее подготовленная и потому эффективная и экономичная инфраструктура, могущая в серьезной мере интенсифицировать процесс информатизации.
Донские библиотечно-информационные центры предназначены и для этой роли, они вполне смогут содействовать получению дополнительного образования, повышению и обучению профессиональной подготовки, дистанционному обучению - так как в библиотеки приходят и учащиеся, и студенты, и те, кто решил сменить профессию.

Сегодня востребованы и другие знания.
Практически все БИЦы работают с электронными информационно-правовыми базами данных “КонсультантПлюс”, “Гарант”, открывающими доступ к широкому спектру правовой информации. Эта бесплатно предоставляемая информация пользуется немалым спросом.
Корпоративное взаимодействие библиотечно-информационных центров приводит к успешному созданию собственных информационных ресурсов и организации коллективного доступа к отечественным и зарубежным ресурсам и полнотекстовым базам данных.
Недавно ДГПБ присоединилась к Межрегиональному проекту по аналитической росписи статей (МАРС). Проект объединяет 100 различных библиотек из 42 регионов Российской Федерации и стран СНГ. Особенностью проекта стала полная аналитическая роспись содержания российских журналов. Сейчас в проекте расписывается около девятисот журналов. И это не предел. Каждый из уже действующих БИЦев может воспользоваться этой информацией.
Вообще появление Интернет в ДГПБ и информационных центрах стимулировало появление новой категории пользователей, которые могут обслуживаться вне стен библиотек, используя их ресурсы на веб-сервере.
Второй год ДГПБ работает в режиме он-лайн с Общероссийским Центром Либнет. Совместно эффективно моделируются электронные каталоги, формируется Сводный каталог библиотек России. Это тоже становится достоянием информационных центров области.
Сегодня объем библиотечного фонда области превысил двадцать три миллиона экземпляров и практически ежедневно он пополняется. Книги, газеты, журналы и поныне уважаемы читателями. Но с открытием информационных центров появляются новые источники информации и возможности их, по существу, безграничны. Чтобы не отстать от века и идти с ним наравне, библиотекари БИЦев учатся. Приезжая в Донскую государственную публичную библиотеку, они постоянно обретают новые знания на семинарах, тренингах, практикумах, повышают квалификацию на показательных занятиях, которые проводят опытные специалисты. Идет учеба и на местах, в районных центрах. Иначе нельзя: ведь нынешние библиотекари должны немного опережать своих гостей - читателей, а говоря языком новейшей истории - пользователей. Чтобы главный товар века - информацию - они по-прежнему находили в библиотеках.


Поздеева Н. Е.
заведующая НМО
ПНБ им. В. Г. Короленко
г. Глазов
lab@glazov.net


НОВОЕ ВРЕМЯ - НОВЫЕ ПАРТНЕРЫ



В начале двадцатого века выдающиеся отечественные библиотековеды Н. А. Рубакин, К. И. Рубинский, Л. Б. Хавкина отмечали в своих работах, что у библиотек появились новые атрибутивные функции, которые отражают их современную сущность и основное предназначение в обществе. Социальные функции, обязанные своим появлением организации использования фондов среди широких слоев населения, получали дальнейшее развитие по мере расширения читательской аудитории, причем, каждый исторический период выдвигал перед библиотеками различные цели и предлагал им определенный набор социальных функций.
Потребности современного социума и стремление библиотек занять прочные позиции в формирующемся у нас информационном обществе предполагают дальнейшее развитие социальных функций, выполнение которых призвано организовать не только информационное обеспечение многих процессов жизнедеятельности человека, но и его адаптацию в быстроменяющейся социальной, культурной и экономической среде.
Обострение социальных проблем, резкая дифференциация жизненного уровня населения предполагают появление иных форм и методов социальной работы библиотек, которые отличаются не только более активным и целенаправленным характером, но и большим резонансом в жизни общества, что позволяет получать задуманным библиотечным проектам материальную поддержку.
Хотелось бы поделится с коллегами своими наблюдениями, опираясь на опыт работы Библиотечно-информационного центра города Глазова Удмуртской республики. Первые наиболее заметные изменения традиционных форм реализации социальных функций стали наблюдаться у нас в конце девяностых годов. Так в Библиотеке-филиале семейного посещения в 1998 году появился стенд “Семейная биржа”, который отражал не только информацию об услугах, предлагаемых семьям библиотеками города, но и имел нетрадиционный блок фактографической информации, приглашающей пользователей к общению. Читатели размещали здесь объявления о тех услугах, которые они могут оказать, или о том, что бы хотели продать, обменять, приобрести. Подобное общение приводило не обязательно к денежному расчету сторон. Часто малообеспеченные семьи находили варианты и рассчитывались услугой за услугу, например, услугами репетиторства за услуги шитья или вязанья. Библиотека помогала читателям, но материальной выгоды от организации этой работы не имела.
В последние годы наблюдается тенденция к разработке библиотеками более крупных проектов, предполагающих материальную и информационную поддержку других социальных институтов. Так, сравнительно недавно в городах и районных центрах Удмуртии начали открываться отделения Департамента Федеральной государственной службы занятости населения. Как же библиотеки отнеслись к новой организации? Сначала настороженно, но потом пришло осознание единства цели. Ведь служба занятости и библиотеки выполняют необходимую для общества функцию социализации личности, а именно - профессиональную анимацию.
Совместно мы пытаемся решить две большие проблемы: предоставление населению фактографической информации о конъюнктуре на рынке профессий, возможности получения образования и профессионального продвижения; а также подготовку кадров для работы в библиотеках города.
Сотрудничество значительно расширяет возможности библиотек, что приводит к появлению интегрированных форм работы, таких, например, как “Ярмарка учебных мест”. Традиционно в библиотеках города проводилось локальное мероприятие “День абитуриента”. Уже второй год мы организуем его совместно со службой занятости. Теперь участниками стали все средние и высшие учебные заведения города, Центр социальной защиты, представители военкомата и МВД, специалисты молодежной биржи и Центра образования молодежи.
Каждое учебное заведение представляет информацию для абитуриентов. В программе также предусмотрены консультации специалистов службы занятости, например, при помощи компьютерной программы “Профи” выпускникам помогают выбрать сферу их будущей профессиональной деятельности. Специалисты библиотеки оказывают помощь в подборе необходимой литературы, предлагают вниманию посетителей выставку-просмотр, обзоры пособий, статей и других материалов по теме “Образование”, консультации библиотечного психолога. На два дня библиотека превращается в муравейник, сюда приходят не только ученики из школ города, но и из ближайших районов.
Проведение мероприятия имеет еще один плюс для библиотеки. Участники оставляют нам в подарок свои информационные пакеты, что позволяет постоянно пополнять имеющуюся фактографическую базу данных. А абитуриенты, не попавшие на “Ярмарку”, имеют возможность воспользоваться собранными материалами. Так библиотека старается создать условия повышенного уровня информирования пользователей по проблемам выбора профессии.
Вторая проблема - подготовка библиотечных специалистов с высшим образованием. В Удмуртии это больной вопрос, который не может решиться уже несколько лет. Предпринимались попытки организовать обучение при Удмуртском государственном университете с помощью приезжих специалистов, но это потребовало больших материальных затрат и от идеи отказались. А жизнь не стоит на месте и только в библиотеки города Глазова ежегодно требуется до десятка новых сотрудников.
На помощь пришла служба занятости. Сотрудничество в этом направлении определила специфика города. В Глазове работает государственный педагогический институт, готовящий учителей и воспитателей по девяти направлениям. В то же время количество учащихся в школах ежегодно уменьшается, и его выпускники не могут найти место работы по специальности.
Конечно, они имеют определенный кругозор, готовы к общению, но принимать их на работу с таким небольшим испытательным сроком как три месяца крайне опрометчиво. И дело не в том, что они не знают специальных дисциплин, а в специфике библиотечной работы, которая очень отличается от труда педагога. Зачастую трудно определить, что мешает человеку адаптироваться в новой профессии - отсутствие профессиональных знаний или психологическая несовместимость с требованиями профессии. С другой стороны, эта молодежь еще не имеет профессиональных шор и легко обучается.
Возникает необходимость подготовки библиотечного резерва за штатами библиотеки. Причем имеет смысл обучать не только профессиональным навыкам, как это бывает обычно на практике, но и говорить об основах наук и о методике. Требуется и ежедневное пребывание обучаемых на конкретных рабочих местах, дающее возможность проследить успешность протекания процесса профессиональной адаптации. Нужны специалисты, умеющие научить теории и связать ее с практической деятельностью, люди, которые с первых дней смогут привить будущим библиотекарям творческое отношение к работе, готовность к инновациям.
Реализовать все эти потребности помогают нам партнеры. С 1996 года администрация Библиотечно-информационного центра заключает договоры со службой занятости населения, направленные на организацию в библиотеках города временных ученических рабочих мест. Программа практических и теоретических занятий, составленная методистами библиотеки, рассчитана на срок от шести до семи месяцев и предполагает подготовку библиотекарей для работы в отделах общего обслуживания и филиалах центральной библиотеки.
Обучаемые выполняют работу, необходимую библиотеке, и проходят курс теоретической подготовки. Библиотека оформляет на практикантов трудовые книжки, ведет табель рабочего времени и предоставляет его в службу занятости, где они получают заработную плату. Частично оплачивается и труд специалистов библиотеки, занятых в работе с практикантами. По окончании срока практики выпускники, успешно прошедшие собеседование в аттестационной комиссии библиотеки, зачисляются на работу.
Реализуемое трехстороннее соглашение выгодно всем его участникам. Библиотеке же оно дает возможность готовить кадровый потенциал за ее штатами и вести профессиональный отбор в соответствии с текущими потребностями.
Каждый год совместная работа со службой занятости приобретает новые грани, мы находим общий язык по более широкому кругу вопросов. У нас есть возможность для реализации нового проекта, предусматривающего кумуляцию баз данных службы занятости в центральной библиотеке.
Таким образом, обратившись к рассмотрению только одного из аспектов деятельности Библиотечно-информационного центра города Глазова, мы видим, как активно идет процесс появления нетрадиционных форм, реализации социальных функций библиотек. Появление новых форм происходит постепенно, и чаще всего источником для изменения служат формы работы в смежных областях деятельности или традиционные библиотечные варианты. В первом случае идет процесс адаптации формы с учетом специфики библиотечных потребностей. Во втором случае - современные возможности библиотеки и более глубокая разработка проблемы, возможная благодаря тесному сотрудничеству с другими социальными институтами, расширяют содержание работы, которое, в свою очередь, вызывает изменение традиционной библиотечной формы.
Тенденция развития социальных функций по мере расширения читательской аудитории сохраняется, а современная социальная ситуация способствует дальнейшему развитию социальных функций и росту социальной роли библиотек в обществе.


НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Уважаемые коллеги!


Секция юношеских библиотек РБА предлагает к обсуждению проект Модельного стандарта “Обеспечение доступа населения к экологической информации”.
Мы публикуем текст проекта и просим вас оперативно поработать с ним в библиотеках, выработать замечания и дополнения и направить их в адрес авторского коллектива, работающего над созданием документа.
Секция юношеских библиотек РБА планирует вынести проект на утверждение участникам XI Ежегодной Конференции РБА в мае 2006 г.
Просьба направлять замечания и предложения до 30.03.06 в адрес ВЦЭК:

107061, Москва, ул. Большая Черкизовская,
д. 4, корп. 1, РГЮБ (ВЦЭК);
факс: 8-(495)-161-01-01;
e-mail: ecolibst@mail.ru
тел. 8-(495)-161-32-19.


ПРОЕКТ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА НАСЕЛЕНИЯ К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
ОБЩЕДОСТУПНЫМИ БИБЛИОТЕКАМИ

Модельный стандарт


Модельный стандарт разработан коллективом ведущих специалистов государственных библиотек, учреждений Федерального агентства по культуре и кинематографии, неправительственных экологических организаций.
Модельный стандарт содержит основные положения о деятельности общедоступных библиотек по экологическому образованию и просвещению населения, об организации их работы по предоставлению населению экологической информации.
Данный модельный стандарт развивает основные положения “Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки”, принятого РБА, “Приоритетов развития РБА на 2005-2010 гг.” применительно к библиотечной деятельности в сфере экологического просвещения населения.
Настоящий модельный стандарт рекомендуется общедоступным библиотекам и может быть использован ими в качестве основы для разработки аналогичных документов в конкретных библиотеках с учетом их традиций, возможностей, решаемых ими задач.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные положения
2. Фонд документов по экологии
3. Справочно - библиографический аппарат библиотек
4. Библиотечно - библиографическое обслуживание
5. Маркетинг экологической библиотечной деятельности
6. Методическое обеспечение экологической деятельности библиотек. Повышение квалификации библиотекарей


ПРОЕКТ Модельного стандарта >>>


Главный редактор: С. Ф. Бартова
Ответственный за выпуск: М. В. Криворучко

Адрес редакции:

624130, Свердловская обл., г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13
тел (34370) 9-05-85; 9-02-62
факс (34370) 9-05-85
E-mail:adm_lib@novotec.ru ; adm_lib@mail.ru
http://www.library.novouralsk.ru

За достоверность сведений, изложенных в публикациях, редакция ответственности не несет
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов материалов


В избранное