Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень "Публичная библиотека" Выпуск 1 (63)


Российская Библиотечная ассоциация
Секция публичых библиотек

Публичная библиотека

Информационный бюллетень
2012 год
Лето
Выпуск 1 (63)

Уважаемые коллеги!

В очередном выпуске Информационного бюллетеня «Публичная библиотека» предлагаем вашему вниманию материалы о Всероссийском библиотечном конгрессе, который состоялся 13-18 мая 2012 г. в г. Перми.

В выпуске:

  • Всероссийский библиотечный конгресс
  • Бартова С.Ф. Библиотека - власть - общество: присоединяемся к электронному управлению
  • Ведерникова Л.С. Управленческие аспекты деятельности муниципальных библиотек
  • Чернявская Н.Л. Публичные библиотеки: стратегия открытости и сотрудничества

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ КОНГРЕСС

13–18 мая 2012 года в городе Перми, объявленном РБА «Библиотечной столицей России 2012 года», состоялся Всероссийский библиотечный конгресс: XVII Ежегодная сессия Конференции Российской библиотечной ассоциации.
В 2012 году Конгресс РБА подтвердил свой статус самого представительного форума библиотечной общественной России: в нём приняли участие 960 человек из 61 региона России и зарубежных стран: специалисты библиотек различных типов и территориальных уровней, информационных центров, профильных вузов, представители государственных структур, издательств, книготорговых и книгораспространительских организаций, архивов, музеев, учреждений науки, культуры и образования, права; компаний, производящих оборудование, товары и услуги для библиотек, общественных организаций, представители СМИ и др. Среди них представители 199 организаций – членов РБА.
Подробнее об итогах Всероссийского библиотечного конгресса читайте на сайте Российской библиотечной ассоциации http://www.rba.ru/conference/index.php

Секция публичных библиотек на Всероссийском библиотечном конгрессе приняла участие в работе трех совместных заседаний с

  1. Секцией «Библиотечные общества и ассоциации»
  2. Секцией по библиотечной политике и законодательству
  3. Секцией по библиотечному обслуживанию молодежи
  4. Круглым столом «Общение и профессиональная этика библиотекаря»
  5. Секцией библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования
  6. Секцией библиотек по искусству и музейных библиотек

16 мая 2012 года состоялось заседание Секции публичных библиотек в нем приняли участие 80 коллег, более чем из 23 регионов РФ
Тема заседания: «Публичные библиотек в социальной жизни местного сообщества»

Публичные библиотеки играют значимую роль в жизни местного сообщества. Социальное партнерство всегда расценивается ими как стратегия развития современной, успешной и востребованной библиотеки. Особенно актуальным социальное партнерство становится сегодня, когда библиотеки начали работать в новых статусах, в новых условиях. Доклады, прозвучавшие на заседании секции, были еще одним доказательством этого.
Несмотря на то, что тема заседания не была новой, доклады, которые были представлены, были интересными и разноплановыми.
Прозвучали выступления, в которых были глубоко проанализировано и само понятие «социальное партнерство» и современная ситуация, складывающаяся в различных регионах:
«Управленческие аспекты деятельности муниципальных библиотек (на примере Пермского края)», Ведерникова Людмила Семёновна, заведующая Отделом Пермской государственной областной универсальной библиотеки им. А.М. Горького
«Социальное партнёрство как стратегия развития успешной библиотеки», Костин Михаил Иванович, библиотекарь I категории Новосибирской областной юношеской библиотеки
«Публичные библиотеки: стратегия открытости и сотрудничества», Чернявская Наталья Леонидовна, директор, БУ «Омские муниципальные библиотеки»
«Публичные библиотеки - организации, которые сполна возвращают вложенные в них инвестиции: результаты измерения ценности библиотек за рубежом», Чудинова Вера Петровна, к.пед.н., заведующая отделом социологических исследований РГДБ

Выступающие представили различные проекты, программы, мероприятия, которые проводятся в библиотеках для местного сообщества. Наиболее масштабным с уверенностью можно назвать проект г. Санкт-Петербурга по созданию Единой общегородской системы библиотечного обслуживания населения города, представленный Татьяной Валентиновной Кузнецовой, заместителем директора по развитию Центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского в докладе «Организация Единой общегородской системы библиотечного обслуживания населения города: выбор приоритетов»
Работа публичных библиотек была разнопланово представлена в докладах:
«Включенность муниципальных библиотек г. Перми в реализацию социально значимых проектов», Хаерзаманова Светлана Николаевна, заместитель директора, Объединения муниципальных библиотек г. Перми
«Библиотека как коммуникационная площадка», Сергеева Ольга Степановна, директор МУ «Суксунская централизованная библиотечная система», Пермский край
«Роль малобюджетных проектов муниципальной библиотеки в развитии информатизации (Глазовский вариант)», Кельдышева Надежда Яковлевна, директор Библиотечно-информационного центра г. Глазова (Удмуртская Республика)

Кроме того, на заседании прозвучали выступления партнеров публичных библиотек: ОАО «Центральный коллектор библиотек БИБКОМ», ЗАО фирма «Бертельсманн Медиа Москау АО»

Традиционно на заседании секции был представлен отчет председателя о работе секции публичных библиотек за минувший год, который был дополнен выступлением О.А. Чувильской (г. Москва) с видеорепортажем об одном из мероприятий, прошедших за отчетный период.
Заседание секции публичных библиотек – это не только констатация уже свершившегося, но и построение планов на будущее. Все участники заседания были приглашены на профессиональную встречу публичных библиотек «Библиокараван-2012» от Ульяновской областной научной библиотеки им. В.И. Ленина, которая состоится в сентябре 2012 года.

Во время Всероссийского библиотечного конгресса работала XIII Выставка издательской продукции, новых информационных технологий, продуктов, товаров и услуг, в которой приняли участие более 30 издательских и книготорговых фирм из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Екатеринбурга, Новосибирска, США, Германии, Нидерландов.
На заключительном Пленарном заседании Конгресса единогласно были приняты два нормативно-рекомендательных документа РБА: Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи и Модельное положение о библиотеке музея.
По традиции на этом заседании также прошёл ряд торжественных церемоний:
Общественная медаль «За вклад в развитие библиотек» была вручена Маниловой Т.Л., Гриханову Ю.А., Куракиной М.С., Мелентьевой Ю.П. и Племнеку А.И.
Впервые состоялось торжественное «Посвящение в профессию» молодых специалистов Пермского края.
По итогам работы Конгресса была принята Резолюция Всероссийского библиотечного конгресса: XVII Ежегодной сессии Конференции Российской библиотечной ассоциации.

Библиотечной столицей России 2013 года стала Пенза!

 

Бартова Светлана Федоровна,
член Совета РБА, председатель секции публичных библиотек
bartova@novotec.ru

«БИБЛИОТЕКА - ВЛАСТЬ - ОБЩЕСТВО:
ПРИСОЕДИНЯЕМСЯ К ЭЛЕКТРОННОМУ УПРАВЛЕНИЮ»

В 2010 г. распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)».
Одним из ключевых этапов стратегии информатизации является создание Электронного правительства, которое не является дополнением или аналогом традиционного правительства. Оно определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг.
Инфраструктура электронного правительства включают в себя создание:

  1. федеральных компонентов электронного правительства, таких как:
    портал государственных услуг
    межучрежденческие электронные системы связи
    личный кабинет
    система идентификации
  2. развитие федеральных и региональных инфраструктурных услуг, таких как:
    состояние почты
    мобильной связи
    систему для приема платежей за услуги и др.

Распоряжениями Правительства РФ № 1231-р от 26 августа 2009 года и № 1475-р от 15 сентября 2009 года единственным исполнителем работ по формированию и обеспечению эксплуатации систем электронного правительства, то есть единым национальным оператором - назначено ОАО «Ростелеком». Его основной задачей в проекте «Электронное правительство» является обеспечение повсеместной доступности государственных услуг в электронном виде.
ОАО «Ростелеком» — это крупнейшая российская телекоммуникационная компания. В рамках реализации государственной программы «Электронное правительство» ОАО «Ростелеком» уже выполнил следующие задачи:

    1. Создан единый информационно-справочный портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru), который является основным элементом национального электронного правительства. Авторизовавшись на портале, россияне могут получить все доступные в электронном виде услуги и сервисы, практически не выходя из дома. Количество авторизованных пользователей портала неуклонно растет, в 2011 году ими стали более 2-х миллионов человек. Всего полгода назад желающих не стоять в очередях за документами и справками было ровно вдвое меньше. К 2015 году авторизованными пользователями портала могут стать 5 миллионов россиян, а все государственные услуги должны быть переведены в электронный вид и размещены на портале.
    2. Разработано решение для создания электронного правительства в регионах. Для всех регионов обеспечена технологическая готовность к реализации межведомственного электронного взаимодействия. Региональный сегмент развернут почти для всех субъектов РФ, а к работе над созданием электронного правительства привлечены десятки крупных региональных компаний.
    3. Обеспечена повсеместная доступность к  госуслугам. Для этого Ростелекомом и его партнерами были разработаны версии портала для всех категорий цифровых пользователей и практически любых средств доступа, включая ПК, iPad, iPhone. Для пользователей, не имеющих Интернета, было установлено 500 многофункциональных инфоматов по всей стране, при этом до конца 2015 года оператором будет установлено до 50 тысяч таких многофункциональных устройств.
    4. Созданы контакт-центры для россиян. Контакт-центры обеспечивают круглосуточную и бесплатную для граждан информационно-справочную помощь при работе с порталом государственных услуг в любых уголках страны.
    5. Открыты центры по выдаче электронной подписи (ЭЦП) в Москве и Санкт-Петербурге на базе собственных центров продаж и обслуживания клиентов ОАО «Ростелеком». Всего до конца 2011 года в стране будет действовать 80 центров выдачи ЭЦП.

С 1 октября 2011 года ОАО «Ростелеком» перевело в цифровой формат многие государственные услуги. 60 регионов уже имеют доступ к единой электронной системе государственного управления, но революция в сфере госуслуг должна состояться летом 2012 года, когда собственные виртуальные «окна» откроют все регионы и муниципалитеты. По сути, именно появление сервисов электронного правительства в регионах сделает уже работающую систему полноценным Электронным правительством. Всего к 2015г. планируется перевести в электронный вид более 400 видов услуг.
Уважаемые коллеги, начиная подготовку к Конгрессу, мы обратились в главные библиотеки субъектов Федерации с вопросом «Работает ли Ваша библиотека в направлении  организации доступа граждан к услугам электронного правительства?»
Нам ответили 27 региональных библиотек, за что им большое спасибо. Безусловно, я буду опираться на их ответы.
Но для начала – несколько объективныхцифр, которые дают САЙТЫ региональных библиотек в конце апреля:
26 библиотек субъектов РФ имеют баннер госуслуг.
11 библиотек субъектов РФ имеют ссылку на сайт МК РФ, где есть баннер госуслуг.
22 библиотеки субъектов РФ имеют ссылку на сайт правительства своего региона, а уже на этом сайте есть баннер госуслуг.
Таким образом, 59 библиотек субъектов Федерации сегодня информируют граждан о наличии единого информационно-справочного портала государственных услуг. Остальные – нет. Итак, как разные эти цифры, так разные и ответы из областных библиотек.

Наиболее динамично работающей в сфере информатизации общества является Мурманская область. С начала 2011 года в Кольском крае реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Мурманской области на 2011-2013 годы».
Наверное, многим из вас знаком портал «Электронный гражданин Мурмана» (http://www.info51.ru), который разработан и ведется сотрудниками Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки.
Через портал «Электронный гражданин Мурмана» жители области имеют возможность свободного доступа к государственным информационным ресурсам, им обеспечен удобный выход на сайты федеральных органов власти, органов власти Мурманской области и местного самоуправления, к виртуальным приёмным различных структур государственной власти.
Интерфейс портала «Электронный гражданин Мурмана» предельно прост по структуре и навигации, позволяет легко и просто управлять содержимым портала.
В настоящее время портал «Электронный гражданин Мурмана» является связующим звеном между органами государственной власти, библиотекой и населением, а также удобным навигатором в современном мире информационных услуг. В перспективе он должен стать единой точкой доступа ко всем государственным и значимым социальным электронно-информационным ресурсам регионального уровня, одним из основных элементов единого электронного информационно-правового пространства Мурманской области.

Архангельская областная библиотека активно работает в этом направлении. Здесь открыт Информационный пункт электронных услуг, разработан интернет-путеводитель «Государственные услуги онлайн»: http://guide.aonb.ru/gosusl.html
Посетители обращаются сюда с просьбами помочь найти документы в помощь решению трудовых споров, установлению «северных надбавок» для тех, кто работал в районах Крайнего Севера, документы, необходимые для подтверждения права на досрочную пенсию в связи с особыми условиями труда и т.д. Большое количество запросов поступает по жилищным вопросам (текущий и капитальный ремонт жилья, оплата коммунальных услуг).
Здесь же ведётся запись к врачам через Интернет, посетители покупают железнодорожные и авиабилеты, заполняют анкеты на загранпаспорт и т.д.

В Тульском регионе в настоящее время ведутся работы по организации доступа граждан к порталу госуслуг Тульской области. В этой работе задействованы все министерства и комитеты (департаменты) области. Работы ведутся по предоставлению, как государственных, так и муниципальных услуг, с соблюдением межведомственного взаимодействия.
В настоящее время разработаны административные регламенты, защищены каналы связи, где предусмотрена передача персональных данных.
В апреле будут предоставляться в электронном виде около 60 разных услуг, к 1 июля их будет более 110.

Анализ запросов пользователей НБ Удмуртской республики за 1 квартал 2012 года позволяет сделать вывод, что наиболее востребованными услугами являются:

  • Предоставление информации о деятельности органов государственной власти (33)
  • Предоставление доступа к информации о государственных услугах, опубликованной на Едином портале государственных услуг, портале государственных и муниципальных услуг Удмуртской Республики, других Интернет-ресурсах (34)
  • Консультации по поиску информации и работе с ПК (38)
  • Запись на прием к врачу, на очередь в детский сад, онлайн заказ билетов (9) и др.

А вот как обстоят дела в других регионах.

Елена Ломановская, зам. директора Донской публичной библиотеки пишет: «К сожалению, нам пока нечего сказать по этому поводу, так как в этом направлении мы не работаем. Портал государственных и муниципальных услуг Ростовской области (http://www.pgu.donland.ru) начал действовать только с 1 апреля, и судя по  публичной статистике активность пока не очень...   На этой стадии мы рассматриваем себя (библиотеку) только как точку доступа для горожан к этому порталу. В перспективе, конечно, можно организовать эту работу, но технология работы электронного правительства не до конца проработана даже на федеральном уровне (сейчас о проблемах работы электронного правительства много пишут).

Консультировать горожан, на мой взгляд, нужно только после обучения наших работников специальными структурами, ответственными за работу этого портала или, например, пройти подготовку в созданных в территориях многофункциональных центрах, в противном случае, мы не сможем оказать квалифицированную помощь и ответить на те вопросы, которые волнуют получателей услуг».  Однако г. Батайск говорит другое!
А вот выдержка из письма Елены Сивцовой, зам. директора Забайкальская краевая библиотеки им. А.С. Пушкина, г. Чита: «Мы только начинаем работу в данном направлении. Пока нет значимого опыта по предоставлению доступа к электронной информации о деятельности органов государственной власти, за исключением формируемых нами ресурсов (БД «Местное законодательство»). В настоящий момент идет подключение к порталу госуслуг через Ростелеком. Предполагается, что наша библиотека будет обеспечивать предоставление информации на портал об услугах муниципальных библиотек Забайкальского края».
Бэлла Аслановна Кикова, директор Национальной библиотеки Республика Адыгея, пишет: «Отвечая на Ваше письмо на тему организации доступа граждан к услугам электронного правительства, к сожалению, нашей библиотеке похвастаться на сегодняшний день нечем. Недостаточное финансирование и слабая оснащенность электронными ресурсами не дает возможности работать в данном направлении ни нашей Национальной библиотеке Республики Адыгея, ни тем более муниципальным библиотекам республики.
Надеемся, что разрешится проблема с финансированием, и мы сможем организовать работу по данному направлению».

И, наконец, ответ методистов НБ Республики Башкортостан: «Наша работа в этом направлении ничем не отличается от других регионов. В связи с отставанием от среднероссийских показателей по количеству компьютеров и доступу в Интернет, возможность доступа граждан ограничена.
Что касается доступа людей к муниципальным услугам, то этого пока нет просто потому, что нужно додуматься до такой услуги. Мы обязательно на ближайшей встрече с директорами поговорим на эту тему».

Более понятным для коллег был наш вопрос про доступ к ресурсам библиотек.

Директор Тверской областной библиотеки Светлана Дмитриевна Мальдова: «Наверное, рано говорить о том, что услуги электронного правительства доступны в наших библиотеках. Однако в перечне Ваших вопросов есть один, который понятен и услуга благополучно оказывается во всех библиотеках, где есть доступ в Интернет: это доступ к цифровым ресурсам библиотек. Остальные направления в стадии становления».
Ольга Борисовна Адамович, директор Тюменской областной научной библиотеки, пишет: «За предоставлением электронных госуслуг у нас в области следят жестко! Благодаря бесплатному Интернету, беспарольному Wi-Fi и работе библиотеки с 9.00 до 22.00. возможно многое. Библиотека предоставляет доступ:
- к сводному электронному каталогу областных библиотек
- к полнотекстовым документам, оцифрованным ГАУК ТОНБ.
Все библиотеки предоставляют доступ к электронным каталогам».

Однако здесь тоже есть свои проблемы и разные мнения. Е. Д. Ломановская, зам. директора Донской публичной библиотеки, отмечая несовершенство технологии работы электронного правительства, пишет: «Для получения библиотечной услуги житель скорее обратится на сайт библиотеки, нежели на портал, поэтому количество обращений за этой услугой будет не велико, а нам административной работы - море.
И второе - плохая структура услуг на портале. Например, не выделены отдельно услуги государственных и муниципальных  библиотек. А внутри государственных нужно структурировать по библиотекам, а внутри муниципальных - выделить по территориям, а внутри  территорий - по услугам. Сейчас по перечню не видно, куда удаленному пользователю предпочтительнее обращаться. И это вопрос оперативности получения библиотечной услуги. Если на сайте  библиотеки, удаленный пользователь с одного клика входит сразу в электронный каталог и ищет необходимый ему источник, то на портале он должен вначале найти, где представлена эта услуга, авторизоваться, а затем уже ее получить».  

Одним из первопроходцев в этом направлении работы является Сахалинская область. Давний и чёткий путь, пройденный ими, можно считать алгоритмом, который я вам предлагаю.

Организация доступа населения Сахалинской области к услугам электронного правительства осуществлялась в несколько этапов.

1. Подготовительный вёлся в рамках областной целевой программы «Электронный Сахалин» на 2008–2011 годы (Закон Сахалинской области от 7 декабря 2006 года № 119-ЗО) и заключался в создании соответствующей информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры.

Результат реализации мероприятий программы - создание системы доступа:
к удаленным электронным ресурсам,
официальным документам и информации органов власти разных уровней,
ко всем электронным государственным (муниципальным) услугам, оказываемым в системе «электронного правительства», в том числе, на региональном портале государственных (муниципальных) услуг Сахалинской области(http://rgu.admsakhalin.ru/web/guest/main):

  • оборудовано 184 автоматизированных рабочих места (АРМ) для самостоятельного доступа пользователей к информации;
  • в 59 муниципальных библиотеках созданы центры общественного доступа к социально-значимой информации, ведется соответствующая работа по обучению пользователей работе с электронными информационными ресурсами, в том числе на портале государственных услуг;
  • 4 муниципальные библиотеки получили статус модельных и обеспечивают доступ ко всем современным электронным сервисам на высоком профессиональном уровне;
  • около 1500 человек получили навыки работы на компьютере, и поиска информации в локальных базах данных библиотек и сети Интернет,
  • с 2010 года ведётся обучение сотрудников библиотек работе на порталах государственных услуг в рамках производственной учёбы и повышения квалификации;
  • 7 централизованных библиотечных систем имеют собственные сайты в Интернет со ссылками на региональный портал государственных (муниципальных) услуг;
  • в 2011 году в центральных муниципальных библиотеках установлено оборудование для подключения к информационной системе межведомственного электронного взаимодействия, которая создается для осуществления защищенного обмена электронными сообщениями по отдельно выделенным каналам связи (подключение планируется с 01.07.2012 года).
  • 2. Участие библиотек в организации доступа граждан к услугам электронного правительства на следующем этапе заключалось в переходе библиотек на предоставление первоочередных государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, в том числе, на региональном портале государственных (муниципальных) услуг (функций) Сахалинской области (http://rgu.admsakhalin.ru/web/guest/main).

    В течение 2010 - 2011 годов на муниципальном уровне:
  • утверждались перечни первоочередных государственных (муниципальных) библиотечных услуг в электронном виде;
  • разрабатывались административные регламенты предоставления электронных услуг;
  • информация о первоочередных услугах пяти из 18 ЦБС размещена на Портале государственных (муниципальных) услуг Сахалинской области.

    3. Участие СахОУНБ в организации доступа к услугам электронного правительства.

В рамках областной целевой программы «Электронный Сахалин» и долгосрочной целевой программы «Развитие культуры Сахалинской области на 2011 - 2015 годы» (Постановление Правительства Сахалинской области от 02.08.2010 № 370) на областную библиотеку возложены задачи по формированию регионального электронного контента по истории, культуре и современном состоянии Сахалинской области и развитию удалённого доступа к ресурсам библиотек региона.

В связи с этим:

  • ведётся системная работа по переходу на предоставление первоочередных государственных услуг в электронном виде по совместному плану действий с Министерством культуры Сахалинской области;
  • формируется электронный архив (база данных) редких и краеведческих коллекций, местных периодических изданий;
  • в 2011 году реализован проект по созданию базы данных всех оцифрованных краеведческих изданий и тематических коллекций СахОУНБ «Электронная библиотека «Сахалин и Курилы – острова утренней зари» http://morningislands.ru/, обеспечивающие оказание гражданам государственной электронной услуги доступа к оцифрованным изданиям;
  • ведутся работы по созданию корпоративного сводного электронного каталога муниципальных библиотек, обеспечивающие оказание гражданам электронной услуги доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек
  • на Портале государственных (муниципальных) услуг (функций) Сахалинской области и на сайте СахОУНБ в разделе «Государственные услуги» обеспечивается удалённый доступ к справочно-поисковому аппарату и оцифрованным изданиям СахОУНБ.

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ

А сейчас я хотела бы спуститься на уровень муниципальных библиотек и показать вам, что они давно начали постепенно «приучать» население к работе с электронными ресурсами государственных учреждений и организаций.
На первом этаже библиотеки в п. Волоконовка (Белгородская область) установлен сенсорный киоск с программным обеспечением «Электронная Россия 2.0».
Информационные ресурсы его включают следующие блоки:

1 блок. Портал государственных муниципальных услуг, органы власти РФ:
1) сайт Президента РФ
2) сайт Правительства РФ
3) портал государственных услуг:

  • гражданство, регистрации, визы
  • социальное обеспечение
  • земельные имущественные отношения
  • налоги и сборы
  • жилищно-коммунальное хозяйство
  • здравоохранение и медицина и др.

2 блок. Полезные ссылки по Белгородской области содержат адресно-реквизитную информацию, телефоны, адреса органов государственной власти, учебных заведений, учреждений культуры, иных социально значимых объектов:

  • 1) администрация области
  • 2) медицина
  • 3) аптеки
  • 4) культура
  • 5) образование
  • 6) работа
  • 7) справочно-правовые информационные системы
  • 8) транспорт
  • 9) банковская сеть Белгородской области

3 блок. Электронные каталоги и базы данных библиотек Белгородской области.
Содержит вторичную библиографическую информацию, включающую монографические и аналитические библиографические записи на все виды носителей информации фондов библиотек Белгородской области

4 блок. Администрация Волоконовского района отражает структуру отделов администрации района, нормативно-правовые документы ими принятые, новости общественной жизни, адресную информацию об учреждениях и предприятия Волоконовского района, краеведческие сведения и мн. др. Подразумевает наличие обратной связи, т.е. рассматриваются обращения граждан в письменной форме on-line.

5 блок. Нормативно-правовые документы систематизирует документы по предметным рубрикам (жилищно-коммунальное хозяйство, социальное обеспечение и т.д.)

6 блок. Электронные ресурсы раскрывают сайты библиотек Белгородской области, в том числе, Волоконовской центральной библиотеки; осуществляется свободный доступ к каталогам библиотек Белгородской области. Осуществляется проект создания единого информационного пространства библиотек Белгородской области по программе «Либнет».

Сенсорный киоск передан Волоконовской центральной библиотеке Белгородской областной научной библиотекой, информационные ресурсы обновляются on-line.

Не остались в стороне от новшеств, вводимых в государстве, и библиотеки города Батайска (Ростовская область).
Первый этап участия, июнь-июль 2010 года, заключался в оформлении административного регламента на два вида услуг: оцифровка книжного фонда в библиотеках и предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату муниципальных библиотек и к базам данных. Услуги были размещены на Едином портале государственных и муниципальных услуг, на сайте Администрации города Батайска и на сайте Централизованной библиотечной системы.
Второй этап пришелся на период с января по июнь 2011 года. Сотрудники Центральной городской библиотеки им. М. Горького проходили обучение на 2-х вебинарах, проводимых администрацией Ростовской области «Размещение муниципальных услуг в Интернете».
Третий этап начался в ноябре 2011 года, когда библиотека стала оказывать помощь населению в организации доступа к услугам электронного правительства. На базе Центра правовой информации организована «Школа компьютерной грамотности для населения», в рамках которой проводятся консультативные лекции, беседы и информационные часы с презентацией Единого портала государственных и муниципальных услуг. http://epgu.gosuslugi.ru/pgu/ Кроме этого проводится виртуальный обзор официального сайта администрации города Батайска http://www.батайск-официальный.рф

Наиболее часто задаваемые вопросы о том, что такое «личный кабинет», как его зарегистрировать и использовать его в своих нуждах? А наиболее востребованная услуга: «Предоставление информации о налоговой задолженности физического лица». На март 2012 года помощь оказана 40 человекам.
Молодежь идет в библиотеку, чтобы воспользоваться услугой «Заграничный паспорт нового поколения». Обслужено 8 человек. И с помощью библиотеки подано 7 заявлений в загс через Интернет.

Одним из первых в России, в 1992 году, начал работу Центр правовой информации Межпоселенческой библиотеки муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области.
Значимость работы по информационно-правовому обеспечению и повышению информационной и правовой культуры населения на муниципальном уровне стала особенно актуальной сейчас, когда Правительство РФ все больше внимания уделяет вопросам создания инфраструктуры для оказания государственных услуг в электронном виде как одной из составляющих информационного общества. Среди государственных услуг в электронном виде самыми востребованными у пользователей библиотеки стали услуги:

  • проверка наличия налоговой задолженности
  • обращение в налоговый орган
  • заполнение платежного поручения
  • поиск контактной информации судебных органов власти, органов местного самоуправления, правозащитных организаций
  • бесплатная юридическая консультация
  • налоговая консультация
  • оформление загранпаспорта

Услуги электронного правительства уже в действии, но нужен еще подготовленный потребитель, который ими будет пользоваться, а так же готовность организаций, предоставляющих эти услуги, работать в режиме удаленного доступа.
Опираясь на анализ социологических опросов, проводимых на базе МБУК «Межпоселенческая библиотека Выборгского района», большинство пользователей в числе причин посещения библиотеки называют потребность и желание в обучении компьютерной  и информационной грамотности, особенно это касается пожилых и людей с ограниченными возможностями. Поэтому в 2011 году Межпоселенческая библиотека совместно с социальным центром «Выборг» организовала обучающие курсы.
В апреле 2012 года Межпоселенческая библиотека Выборгского района, как методический центр для 49 публичных библиотек района, провела семинар на тему «Деятельность библиотеки по предоставлению доступа к электронному правительству», на котором даны методические рекомендации организации предоставления доступа к электронному правительству.
Привитие навыка к работе с порталом госуслуг и использование сервиса электронных услуг - это перспективное направление деятельности библиотеки, помогающее найти свое место в современных экономических условиях. Сегодня от информации, оперативности её нахождения и использования в большей мере зависит качество жизни. И в этой связи хочется сказать и о необходимости разработки и внедрения системы подготовки сотрудников библиотек как специалистов-консультантов по вопросам предоставления государственных услуг в электронном виде.

И ещё раз – об опыте работы Мурманской области.

Согласно «Плану перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде», принятому в городе Оленегорске, основная доля этих услуг будет доступна населению, начиная с середины 2012 года. Иными словами, на местном уровне организация доступа к электронным услугам сейчас находится в завершающей стадии административной и технической подготовки.

В плане продвижения этих услуг на городском уровне оленегорские библиотеки – среди наиболее активно работающих муниципальных учреждений. Кстати, сами они уже предоставляют три вида библиотечных услуг в электронном виде – в их числе, одна из двух услуг, включенных в разряд муниципальных (предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных).
В конце 2009 года ЦБС открыла пользователям доступ к электронному каталогу через собственный сайт http://www.ol-cbs.ru. (В 2010 году пользователи обратились к нему 2640 раз, в 2011 году - 3590.)
«Однако через сайт администрации города, предусматривающий для населения выход на все электронные муниципальные услуги, напрямую выйти на наши услуги (как, впрочем, и на другие) пока невозможно», - пишут коллеги.

Что могут сделать библиотеки для того, чтобы электронное правительство стало ближе и понятнее населению, чтобы граждане использовали возможности электронных услуг?

1. Организовать бесплатный доступ к электронным ресурсам для всех граждан. Те библиотеки, которые не имели доступа в Интернет, получили его благодаря созданию центров общественного доступа. Минимальная техническая база каждого ЦОДа – компьютер, принтер/МФУ + подключение к сети Интернет. Этого бывает достаточно, чтобы получить информацию о государственной/муниципальной услуге или обратиться за ее выполнением, заполнить бланки необходимых документов, распечатать их. В двух библиотеках – центральной городской и библиотеке-филиале №1 «Забота» для социально незащищенных категорий населения – дополнительно размещены инфоматы. Как показывает практика, уже сегодня пользователи ЦОДов чаще всего посещают порталы «Электронный гражданин Мурмана», «Правительство Российской Федерации», «Правительство Мурманской области», «Официальная Россия», «Административная реформа Мурманской области». Через эти порталы оленегорцы напрямую обращаются во властные структуры для решения своих проблем. Можно назвать самые актуальные темы запросов 2010-2011 гг.: пенсия, перерасчет услуг ЖКХ, иски в судебную коллегию, запросы в миграционную, налоговую, архивную службы. На все обращения ответы из соответствующих органов были получены.

2. Научить, помочь, проконсультировать. Неискушенный пользователь, как правило, нуждается в помощи – от элементарных подсказок по навигации в Интернете до правил составления грамотного запроса. Текущие консультации, подготовка необходимого пакета документов – в силах и обязанностях каждого сотрудника ЦОДа. Помощь (бесплатная) в составлении обращений по более сложным запросам, направляемым через порталы органов государственной власти, – в компетенции юрисконсульта, находящегося в штате головного ЦОДа в библиотеке-филиале №7 (читальный зал «Эрудит»).
Преградой для работы с электронными ресурсами часто становится отсутствие навыков работы с компьютерной техникой: сотрудники ЦОДов организовали в библиотеках курсы компьютерной грамотности для пожилых горожан.

3. Распространить полезную информацию, разъяснить, рассказать о возможностях.
Электронное правительство для большой части населения сегодня – тема, требующая основательных разъяснений, тем более что практики общения с ним пока очень мало. Анонсируя возможности и преимущества электронных ресурсов, сотрудники используют все испытанные формы библиотечной рекламы. Кроме этого, ЦОДы целенаправленно работают с массовой аудиторией. Наиболее ярким в 2011 году стал мультимедийный урок «Государственные услуги on-linе», раскрывший возможности официальных порталов в плане предоставления электронных услуг и методику работы с ними.

Предполагаем, что таким образом – опытным путем – наши библиотеки определили для себя ту нишу, которую будут занимать и в дальнейшем процессе формирования системы связей между электронным правительством и населением, выполняя роль консультанта и проводника в мире новой для российского населения информации.

Итак, тема участия публичных библиотек в обеспечении доступа к электронному правительству в настоящее время для большинства из нас звучит как потенциально новое направление работы.
Но все больше привлекает внимания. Связано это как с развитием электронного управления в стране, так и с внедрением инновационных услуг в библиотеках, нацеленных на обеспечение свободного, равного доступа населения к публичной информации.

 

Ведерникова Людмила Семеновна,
заведующая отделом научно-исследовательской и методической работы,
Пермская государственная краевая универсальная библиотека им. А.М.Горького
onimr@lib.permregion

«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК»
(на примере Пермского края)

Управление муниципальными библиотеками – это вопросы выстраивания взаимоотношений между библиотечным учреждением и учредителем, другими структурами органов местного самоуправления.
Это решение организационных, трудовых, финансовых, хозяйственных вопросов, формирование содержательных приоритетов деятельности библиотеки и т.д.
Руководитель современной муниципальной библиотеки как любого другого учреждения сталкивается с разносторонним кругом управленческих вопросов, решать которые зачастую приходится самостоятельно, что в конечном итоге и предполагают и бюджетная, и административная реформы.
Я бы хотела остановиться на некоторых вопросах исполнения полномочий органами местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания населения, от решения которых зависят качество и уровень предоставления библиотечных услуг:

  1. Правовое положение, правовой статус муниципальной библиотеки;
  2. Финансирование;
  3. Возможности органов местного самоуправления поселений по исполнению полномочий.

Термины «муниципальная библиотека, муниципальная сеть общедоступных библиотек» впервые были законодательно закреплены в Федеральном Законе «О библиотечном деле» (1994 года), наиболее активно вошедшие в нашу повседневность в 2000-е годы после выхода 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Конкретизирована же данная терминология в региональном законодательстве: муниципальная библиотека муниципального района, муниципальная библиотека поселения, муниципальная библиотека городского округа, межпоселенческая библиотека.
Пермский край в числе немногих регионов России приступил к реализации 131-ФЗ в 2005 году. В конце 2005 года были сформированы новые органы местного самоуправления – представительной и исполнительной власти двух уровней во всех территориях, и спроектирован местный бюджет, в частности, по поселениям. Этот факт оказал влияние на управленческие процессы в сфере библиотечного обслуживания. Разделение полномочий по организации библиотечного обслуживания населения между двумя уровнями власти в муниципальном районе – между районом и поселениями способствовало созданию библиотечных учреждений как органами местного самоуправления муниципального района, так и органами местного самоуправления поселения.
За эти годы полномочия переходили «из рук в руки»: от района к поселениям и наоборот. Картина достаточно пестрая. И до сих пор сохраняется эта пестрота.

Разделение полномочий по организации библиотечного обслуживания

 

на 01.01.2012

на 01.04.2012

ОМСУ поселений передали полномочия муниц. району

114/37%

100/32%

ОМСУ поселений взяли полномочия

195/63%

209/68%

Представленные данные свидетельствуют о «неустойчивости» правового положения поселенческих библиотек, прежде всего, сельских.
«Муниципалитет» - римское слово, пришедшее из Древнего Рима, означает «беру бремя, то есть работы, на себя»
Исполнение полномочий органами местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания населения – это:
- учреждение библиотек, либо определение статусности учреждений, исполняющих данное полномочие;
-определение приоритетов развития библиотечного дела;
-разработка нормативной базы функционирования библиотек;
-присвоение статуса центральной библиотеки;
-финансирование библиотек;
-социальная поддержка работающих в библиотеках и др.;
«Заботы» на себя по организации библиотечного обслуживания населения в Пермском крае взяли:
-органы местного самоуправления городских округов (100%);
-органы местного самоуправления муниципальных районов, в т.ч. в 2-х с частичной передачей их по Соглашениям ОМСУ поселения – административного центра района (88%);
-органы местного самоуправления сельских и городских поселений(68%).
Исполнительная и представительная власть поселений по- разному подошли к решению вопроса о правовом положении библиотек: 120 (57%) поселений учредили муниципальные библиотеки как самостоятельные учреждения, 34% -функции библиотечного обслуживания передали досуговым учреждениям, 9% -до сих пор не определились со статусом муниципальных библиотек.
Если на 01.01.2012 года в крае было зарегистрировано 159 юридических лиц, то на 01.04.2012г.-168, объединяющих 642 муниципальных библиотеки.
За годы действия 131-ФЗ, с 2006 по 2011 годы сеть библиотек в крае изменилась следующим образом:

  • реорганизованы в отделы библиотечных учреждений - 47, в т.ч. детские библиотеки - 16,
  • переданы в структуру других учреждений культуры - 146,
  • закрыты (по причине малого количества населения в зоне обслуживания) - 36.

При этом сегодня 22% муниципальных библиотек работают неполный режим.
Реализация 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» оказала влияние не только на создание новых по типам учреждений, но и на пересмотр исполнения полномочий ОМСУ поселений по организации библиотечного обслуживания населения. Было зарегистрировано 136 бюджетных учреждений (80%), 26 казенных (16%), в основном, в поселениях, 6 автономных (4%).Несмотря на то, что органы местного самоуправления поселений не имеют финансовых возможностей содержать муниципальные библиотеки, продолжен процесс взятия этих полномочий на себя и передачи библиотечной услуги клубному учреждению.
На принятие управленческих решений оказывает влияние, какое структурное подразделение органа власти является учредителем библиотеки и факт частой его смены.
Сегодня в 64% муниципальных районах в структуре администраций действуют отделы либо управления культуры, молодежной политики, спорта и туризма. В других – учредители муниципальных библиотек: управление муниципальными учреждениями, комитет по имуществу, отдел образования, отдел социальной политики, администрация района, управление ресурсами и развития инфраструктуры, управление человеческим потенциалом и др.
В администрации поселений нет специалистов, курирующих деятельность библиотек.
Факт «непостоянства» со стороны органов местного самоуправления вызывает особую озабоченность. Варианты исполнения полномочий по организации библиотечного обслуживания возникают ежегодно, особенно во время формирования бюджета.
Финансирование деятельности муниципальных библиотек один из самых сложных, не регламентируемых, в смысле, ненормативных процессов. Сегодня нет нормативов финансирования на исполнение полномочий органами местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов. Несмотря на то, что бюджет библиотечного учреждения формируется под услугу, под муниципальное задание (а в Пермском крае эта процедура используется с 2007 года, казалось бы отработана методика формирования бюджета библиотеки и расчета стоимости услуги, - показатели её различны в каждой территории), объемы которых определяет администрация, денег-то на исполнение этих полномочий мало в бюджете поселения, района. Формирование бюджета, а сейчас субсидий, на исполнение муниципального задания рассчитывается по-прежнему, от достигнутого.
Т.е. методика расчета необходимого объёма субсидий на объёмы муниципального задания не отработана. Например, из местного бюджета Чердынского района на комплектование библиотек выделяется 54 рубля из расчета на 1 жителя, а в Лысьвенском - 2,5 рубля.

Финансирование деятельности муниципальных библиотек Пермского края из местного бюджета (%)

 

2009

2010

2011

Доля местного бюджета на содержание муниц. б-к в целом

85,6

94,0

93,6

Доля местного бюджета на комплектование

54,7

77

77,7

Доля местного бюджета на капит. ремонт

57,6

68

84

Доля местного бюджета на приобретение оборудования

45

76

78

Местный бюджет не в состоянии содержать полностью муниципальные библиотеки, особенно в поселениях. Это возможно только в самодостаточных муниципальных образованиях, а их не так много.
Кроме того, утверждаемые ОМСУ услуги по организации библиотечного обслуживания, особенно электронные, требует дополнительного финансирования на создание условий для их реализации (пользовательских мест, каналы связи, оборудование, обучение персонала и т.д.).
Электронные услуги, утвержденные на федеральном уровне, вошли в противоречие с действительностью.
Множественность трактовок основных положений 131-ФЗ, 83-ФЗ органами местного самоуправления – не способствует качеству библиотечного обслуживания населения. Основное внимание уделено организационным вопросам деятельности библиотек, а не их развитию и содержательному направлению деятельности.
Сегодня для решения задач по обеспечению населению доступа к информации необходима стабильность в деятельности библиотек, особенно в управлении ими со стороны органов местного самоуправления.
Почему всё больше поселений берут бремя полномочий на себя и всё сложнее в муниципальном районе сохранять единое учреждение – централизованную библиотечную систему?
1.Финансовые средства из фондов софинансирования распределяются между двумя уровнями власти. ОМСУ не хотят их отдавать. Передача полномочий с уровня поселения на уровень района происходит с их финансированием. Если в поселении бюджет невелик, то там рады и этим крохам, умудряясь их сэкономить (перевод библиотекаря на 0,5 ставки). Проблемы возникают при формировании муниципального задания ЦБС. Средства поселения, а задание учреждает администрация муниципального района? Эти вопросы решаются только внутри района, если не пришли к согласию, в результате расформирована ЦБС.
2.Имущественные вопросы. Приобретаемые книги за счёт средств поселения становятся собственностью поселения, а фонд, сформированный ранее, имущество муниципального района. Здания, где расположены библиотеки – имущество поселения. В условиях ЦБС используются на основе договора безвозмездного пользования. Однако, решение имущественных вопросов не всегда в пользу объединения библиотек на территории района.
Сегодня в большинстве МР фонд как единое целое основные средства района, а пользуются им на безвозмездной основе жители поселений, через поселенческие библиотеки и т.д.
Все эти проблемы усложняют процесс управления ЦБС, формирования фондов, обработки литературы и ведения электронных каталогов.
Именно определение правового положения библиотек в связи с реализацией 83-ФЗ еще раз заострило внимание на этих вопросах.
Передача услуги по библиотечному обслуживанию населения культурно-досуговым учреждениям упрощает задачу управления учреждениями культуры, но не решает задачу обеспечения доступа населения к информации.
Из 140 структурных подразделений КДУ – бывших муниципальных библиотек-филиалов ЦБС

  • компьютеризировано - 24%
  • не имеют доступа в Интернет - 95%
  • работают по сокращенному графику - 45%
  • не обеспечены периодическими изданиями - 40%.

Ресурсное обеспечение деятельности библиотек в зависимости от статуса

 

Доля компьютеризированных библиотек

Доля библиотек, подключенных к Интернет

Обеспеченность подпиской

ЦБС

52%

31%

100%

юрид. лица в поселении

51%

25%

88%

библиотеки в КДУ

24%

5%

60%

Библиотечные специалисты этих учреждений «выпали» из библиотечного сообщества:
- все реже посещают мероприятия по повышению квалификации;
- нет мотивации для внедрения инноваций;
- работают по режиму и плану досугового учреждения;
Отмечаются проблемы с учетом, своевременной проверкой фонда, при переходе в КДУ штаты были сокращены.
Поддерживаю точку зрения Е.Л.Игнатьевой по внесению изменений в законодательство о местном самоуправлении, а именно «Полномочия по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов сосредоточить на уровне муниципального района с сохранением возможности их делегирования в отдельных случаях (при достаточном объёме финансовых средств) поселениям*.
Второе, необходимы нормативы финансирования на исполнение полномочий по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов органами местного самоуправления муниципальных районов, поселений, городских округов.
Пока нет возможности содержать библиотеки в соответствии с социальными нормами, поэтому
Третье. Прекрасно, что федеральный бюджет поддерживает муниципальные библиотеки России через межбюджетные трансферты на комплектование, а с 2012 года – на обеспечение доступа к Интернет. Необходимо, чтобы и региональный бюджет изыскивал возможность через фонды софинансирования, выделения средств по целевому назначению на развитие муниципальных библиотек, а органы местного самоуправления знали, на что они предусматриваются.


* Игнатьева Е.Л. Инструменты и механизмы внедрения новых типов государственных (муниципальных) учреждений в сфере культуры //Справочник руководителя учреждения культуры. – 2011. - №9. – с.8.

 

Чернявская Наталья Леонидовна,
директор, БУ г. Омска «Омские муниципальные библиотеки»
adm.omb@mail.ru

«ПУБЛИЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ:
СТРАТЕГИЯ ОТКРЫТОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВА»

Бесспорно, сегодня принципиально важное значение имеет то, как библиотеки определяют свою роль в жизни местного сообщества. Позиция приобретает стратегический смысл, ставя нас перед выбором: быть самодостаточным, и соответственно - замкнутым учреждением, или стремиться к конкурентоспособности, ориентируясь на поиск партнеров и эффективное сотрудничество в достижении общих целей. Надеюсь, большая публичных библиотек предпочитает действовать в открытом формате. Как руководитель, я убеждена, что только стратегия открытости, высокий уровень адаптации к переменам, социальное партнерство и деловое взаимодействие позволит публичным библиотекам не просто выжить, но и активно развиваться. Конечно, для того, чтобы получить позитивные результаты, необходимо решить комплекс организационных и технологических проблем. Предлагаю рассмотреть стратегические задачи и решения омских муниципальных библиотек.
Прежде всего, необходима перестройка функциональной структуры. Исходя из современных реалий, мы стремимся развиваться как полифункциональное учреждение, включающее профилированные и специализированные библиотеки, центры общественного доступа к информации, отраслевые информационно-просветительские центры. В настоящее время в структуре учреждения функционируют 5 специализированных библиотек, 6 Центров правовой информации для населения, 6 Центров «Культура Омска», Детский центр литературного краеведения, ведётся работа по созданию Центра экологической информации на базе библиотеки «Заозерная», информационно-просветительских центров для молодых мам в рамках грантового проекта «Компетентная мама». Разрабатывается проект по созданию центров, занимающихся обучением людей старшего возраста основам компьютерной грамотности. Создавая на базе библиотек центры общественного доступа, мы стремимся достичь определенного социального эффекта.
Сейчас мы работаем на то, чтобы повысить социальную значимость и востребованность библиотечных услуг, ориентируясь на изменчивый характер социально-культурных ожиданий населения. Чтобы быть востребованными, библиотекам необходимо предлагать своим пользователям формы обслуживания и коммуникации, которые им нужны и интересны в данный момент. Учитывая эти факторы, организовывается обслуживание всех категорий граждан и предусматривается возможность получать комплекс информационных и сервисных услуг в наиболее удобном для них режиме: в самой библиотеке или вне её стен, по телефону и электронной почте.
Думаю, сегодня стоит заниматься развитием внестационарного обслуживания. Это способствует выравниванию условий доступа к библиотечной услуге для каждого жителя в соответствии с его потребностями и интересами, независимо от состояния здоровья и места проживания. В 2011 году мы разработали новое Положение об организации внестационарного библиотечного обслуживания, согласовав его с Учредителем и четко прописав технологию внестационарной работы. Сегодня в отдаленных районах города работают пока 4 библиотечных пункта, 34 библиотеки организовали обслуживание маломобильных групп населения на дому, 18 - осуществляют библиотечное обслуживание в учреждениях, организациях, работает 15 выездных читальных залов. Разрабатывается идея открытия пунктов выдачи для незрячих и слабовидящих пользователей. Как показывает опыт, различные формы внестационарного обслуживания будут востребованы и в дальнейшем, поскольку для читателей - это экономия времени, качественный сервис, а для библиотек – своего рода бонус на перспективу. Мы также имеем достаточно четкую позицию – в случае оптимизации сети и сокращении числа стационарных библиотек, развивать сеть внестационарных форм обслуживания.
Публичные библиотеки Омска стремятся стать открытыми и востребованными для тех, кто не может посещать их в обычном режиме: людей с инвалидностью; лиц преклонного возраста; пациентов больниц и специальных лечебных заведений; детей-воспитанников Домов ребенка и детских домов. Учитывая, что социокультурной задачей современного общества является реабилитация людей с инвалидностью, способствующая их личной самореализации, библиотеки создают условия для их творческого развития, встреч с единомышленниками. Ярким примером может служить клуб общения «Паруса надежды» на базе детской библиотеки «Дружба», большинство членов которого – слабовидящие. Шестой год успешно реализуется благотворительный проект «Тепло для маленького сердца», направленный на пациентов детских больниц, оказавшихся во временной культурной изоляции. Библиотеки активно включаются в коалиционную добровольческую акцию «Весенняя неделя добра», продвигающую идеи добровольчества как важного ресурса для решения социальных проблем местного сообщества.
Прочно вошли в практику работы библиотек благотворительные акции, адресованные воспитанникам детских домов – «Общие дети», «От сердца к сердцу». Как правило, они проводятся в партнерстве с представителями коммерческих компаний и малого предпринимательства.
Библиотеками нашего учреждения ежегодно проводится более 200 информационных, просветительских и досуговых мероприятий для людей с инвалидностью. Конечно, есть много интересных примеров, есть определенные успехи, но нерешенных вопросов, требующих значительных финансовых вложений, тоже много.
Современная библиотека должна восприниматься и населением, и властью как субъект деятельности по формированию безбарьерной среды. Занимаясь организацией библиотечного обслуживания маломобильных групп населения, мы учитываем, что к этим группам относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, а потому очень остро стоит вопрос об оснащении библиотек пандусами. Сегодня 18 библиотек из 46 доступны для инвалидов-колясочников и молодых мам с детскими колясками. Не всегда получается решить вопрос за счет бюджетных средств. Так, при поддержке партнеров установлены телескопические пандусы в двух крупных библиотеках системы.
Для формирования безбарьерной среды, необходимы приобретение и установка в библиотеках специального оборудования и программных комплексов, обеспечивающих доступ незрячих, слабовидящих и слабослышащих пользователей к информации. Лицензионные программы экранного доступа Jaws 11 и NVDA пока установлены в одной библиотеке.
Принцип открытости предусматривает обеспечение свободного доступа к ресурсам библиотеки и удаленным пользователям.
Собственным сайтом сегодня никого не удивишь, сайты есть у всех, по крайней мере, так кажется. Сайт нашего учреждения - на пороге к решению задачи, которую Я.Л. Шрайберг, генеральный директор ГПНТБ России в докладе на Крымской Конференции определил следующим образом: «Главная задача библиотечного сайта - обеспечить поиск, заказ и в разрешенных случаях получение документа из библиотечного фонда. Это - главное, для чего приходят читатели в конкретную библиотеку через web-сайт».

Стремясь к решению этой задачи, насколько позволяют наши ресурсы, используются следующие решения: представление электронного каталога учреждения в Internet через web-ИРБИС, непрерывное развитие и модернизация сайта учреждения. В режиме on-line можно задать вопрос юристу, продлить книгу, познакомиться с электронными краеведческими справочниками и библиографическими пособиями, виртуальными выставками, проверить свои знания и познавательные способности в интеллектуальных флеш-играх. В режиме удаленного доступа на портале государственных и муниципальных услуг Омской области оказывается муниципальная услуга: «Предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек города Омска и базам данных», формируется система виртуального справочно-информационного обслуживания, реализуется проект «Омская виртуальная справка», в сети Интернет представлен Виртуальный детский центр литературного краеведения.
Открытость библиотек в последнее время все чаще связывают с концепцией «Библиотеки 2.0», которая подразумевает модернизацию библиотечного обслуживания. Силами сотрудников нашего учреждения создано интернет-сообщество «Музей детской книги» в живом журнале, которое объединяет 636 участников из разных стран мира; в социальной сети ВКонтакте общие интересы «привели» 400 молодых омичей в группу «ПРОчтение в Омске», на You Tube начали размещать библиотечное видео. Для нас остаются перспективными направлениями для развития: вики-технологии; тегирование, твиттер (система микроблогов).
Действуя в открытом формате, библиотеки активно занимаются трансформацией внутреннего пространства, стремясь на практике реализовать концепцию «третьего места», места – которое читатели могли бы назвать своим. Используется принцип зонирования, максимально раскрывающий фонд и позволяющий сделать пространство библиотек комфортным, привлекательным, демократичным, функциональным. Во многом эти изменения происходят благодаря внебюджетной деятельности и поддержке партнеров. У ряда библиотек сегодня совершенно новый образ и новая структура.
Постепенно библиотеки становятся зоной wi-fi, демонстрируя горожанам дружественность и открытость. Таким образом, пространство библиотек (реальное и виртуальное) становится интерактивным, открытым и отвечающим потребностям современных пользователей.
При реализации стратегических задач, деятельность омских библиотек ориентирована на формирование своей репутации как учреждения демократичного, открытого, надежного. Круг партнеров достаточно широк. Взаимодействие с ними можно охарактеризовать как некоммерческое партнерство, социальный диалог, корпоративные многосторонние контакты, цель которых - создание оптимальных условий для реализации главной миссии - обеспечение прав омичей на свободный доступ к информации, знаниям, культуре. Анализ общественных коммуникаций за прошедший год выявил свыше 700 партнеров, друзей и благотворителей. Партнерство осуществляется в разных формах: соглашения, договоры, программы, корпоративные проекты, планы совместной деятельности. Специалисты нашего учреждения регулярно привлекаются в состав различных комитетов, коллегий, оргкомитетов, наблюдательных и экспертных советов, комиссий, жюри, рабочих и консалтинговых групп.
Определенная роль в увеличении круга партнеров принадлежит Молодежному совету, который в течение 10 лет активно работает в учреждении. Каждый проект, разработанный лидерами Молодежного совета, предполагает участие самых разных, казалось бы, совершенно далеких от культуры учреждений – от городских больниц и ЗАГСов до производственных предприятий и коммерческих банков. Налаживаются связи с молодежными объединениями других регионов, что позволяет обмениваться интересными решениями.
Стратегия открытости и сотрудничества предполагает, что публичные библиотеки будут восприниматься местным сообществом как центры общественной жизни. Этому способствует: максимальная приближенность к месту жительства, умение библиотек встраиваться в социальные коммуникации и консолидировать общественность вокруг социально значимых проблем. На базе омских муниципальных библиотек находятся избирательные участки, общественные приемные депутатского корпуса, проходят встречи населения с представителями власти, работает 42 клуба по интересам, проводятся презентации книг местных авторов. Например, церемония награждения лауреатов Ежегодной молодежной литературной премии имени им. Ф.М. Достоевского традиционно проходит в Центральной городской библиотеке. Площадки перед библиотеками становятся местом народных гуляний и праздников для жителей микрорайона. Библиотеки являются инициаторами и активными участниками организации праздников улиц и дворов, работают на открытых праздничных городских площадках. Более 1 600 мероприятий ежегодно проводится в партнерстве с различными организациями на улицах, площадях, в скверах и парках.
Опыт показывает, что в последнее время все активнее участниками и инициаторами партнерства выступают учреждения культуры – дома и дворцы культуры, театры, школы искусств, клубы по месту жительства. Примером отлаженного механизма социального партнерства в Омске может служить и сотрудничество муниципальных библиотек с Центрами социального обслуживания населения и Комитетами территориального общественного самоуправления. В настоящее время 17 специалистов библиотек входят в состав Комитетов, разрабатываются совместные проекты на получение муниципального гранта. Вообще можно констатировать возрастающее с каждым годом количество партнерских проектов, и то, что сотрудничество с общественными организациями по-новому раскрывает возможности библиотек, а социальное партнерство становится действенным механизмом решения наших основных задач.
И еще один нюанс: быть открытым – значит быть уязвимым. Сегодня в обществе существуют различные общественные группы и организации экстремистского толка, поэтому приходиться сочетать открытость и некую осторожность. Это тоже необходимо учитывать в своих далеко идущих планах. Как и то, что успешность стратегических действий напрямую зависит от вовлечения в этот процесс всего коллектива учреждения. Рассчитывать на позитивные изменения мы можем в случае, если каждый сотрудник будет ясно представлять цели и задачи, проблемы и перспективы развития своей конкретной библиотеки и видеть стратегические направления развития Учреждения в целом.
В любом случае нам нужно предпринимать максимально возможные действия, потому что проблема открытости, доступности напрямую связана с жизнеспособностью самих библиотек. Ведь как сказал Франц Кафка: «Тропинки возникают от того, что по ним ходят».

Главный редактор
С.Ф. Бартова

Ответственный за выпуск
М.В. Криворучко

Редакционная коллегия:
Бойкова О.Ф.,
Булюкина Н.В.,
Викулова В.П.,
Жукова Н.В.,
Карауш А.С.,
Кононенко И.М.,
Скурихина Я.Е.,
Устинова О.Ю.,
Чернявская Н.Л.,
Якимович В.В.,
Якубов Э.Н.

Адрес редакции:
624130, Свердловская обл.,
г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13
тел (34370) 9-05-85; 9-02-62
факс (34370) 9-05-85
E-mail: adm_lib@novotec.ru ; adm_lib@mail.ru
http://www.publiclibrary.ru

За достоверность сведений, изложенных в публикациях, редакция ответственности не несет
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов материало


В избранное