Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень "Публичная библиотека" Выпуск 9 (61)


Российская Библиотечная ассоциация
Секция публичых библиотек

Публичная библиотека

Информационный бюллетень
2010 год
Весна
Выпуск 9 (61)

Уважаемые коллеги!

Данный выпуск объединил размышления библиотекарей о судьбе российских библиотек в XXI веке. Будет ли это борьба за выживание, или библиотеки найдут новые формы и направления работы привлекательные для современного читателя? Какими личными и профессиональными качествами должен обладать человек, выбравший своей профессией служение книге, просвещению и культуре? Об этом и многом другом - в этом выпуске.

В выпуске:

  • Кононеко И. М. Всероссийская научно-практическая конференция «Публичные библиотеки: трансформация во времени»
  • Цветкова Т.В. Новые требования к библиотекарю с учетом новых форм работы
  • Сукиасян Э. Р. Дети, библиотеки и библиотекари (раздел новой книги)
  • Кононеко И.М. Опыт оказания дополнительных платных услуг Населению МУК «ЦБС г.Саратова»
  • Щепина Н. П. День информационных и мультимедийных технологий в Центральной городской библиотеке им. А.И.Герцена

 

Кононеко Ирина Михайловна,
директор МУК «Централизованная
библиотечная система г. Саратов»

iren@lib.renet.ru
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПУБЛИЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ РОССИИ:
ТРАНСФОРМАЦИЯ ВО ВРЕМЕНИ»

(Саратов, Центральная городская библиотека, 9-11 ноября 2010 г.)

9-11 ноября 2010 года в Центральной городской библиотеке города Саратова состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Публичные библиотеки России: трансформация во времени».
На конференции рассмотрели и обсудили обширный круг вопросов, связанных с развитием публичных библиотек, становлением модели современной общедоступной библиотеки. Модельный стандарт деятельности публичных библиотек, его внедрение. Публичная библиотека в городском социуме. Особенности информатизации общедоступных публичных библиотек, их становление как информационных центров для населения. Управление публичной библиотекой в современных условиях. Организация библиотечного обслуживания с принятием ФЗ №83.

В работе конференции приняли участие 150 работников библиотек Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Тольятти, Ижевска, Перми, Новокузнецка, Саратова и Саратовской области.
Перед собравшимися выступили Т. Е. Коробкина, директор Библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева (Москва), И. Б. Михнова, директор Российской Государственной библиотеки для молодежи (Москва), И. Г. Матвеева, заведующая отделом истории библиотечного дела РНБ (Санкт-Петербург), Л. А. Канушина, директор Саратовской областной универсальной научной библиотеки (Саратов) И. М. Кононенко, директор МУК «ЦБС г. Саратова» (Саратов) и др.

Первый день конференции был посвящен истории и эволюции развития публичных библиотек России и зарубежных стран.
Основные вопросы изучения истории библиотек в своем выступлении «Как и зачем нам изучать историю библиотек?» обозначила Елена Вячеславовна Николаева, зав. отделом мемориальной работы Библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева (Москва). Изучение истории библиотек начинается с осознания прошлого. Библиотеки – это феномен культуры. Сегодня основная функция современной библиотеки – это хранение памятников духовной культуры. Поэтому одной из форм изучения и сохранения истории библиотеки является музей. Автор отмечает, что необходимо изучать историю отдельных библиотек вне зависимости от их ведомственной принадлежности, и предлагает пути для решения этого вопроса. Процесс исследования истории библиотеки включает в себя: обработку и изучение имеющихся в самих библиотеках документальных источников; изучение опубликованных (печатных) материалов; поиск документов в государственных архивах. Результаты этих исследований должны быть обязательно представлены на выставках и экспозициях, опубликованы в СМИ, на сайте библиотеки; изданы в виде сборников и монографий.
Заведующая отделом истории библиотечного дела Российской национальной библиотеки Ирина Германовна Матвеева рассказала о частных и общественных дарителях Имперской Публичной библиотеки, среди них: М. А. Корф, П. В. Басин, М. П. Боткин, П. Ф. Брок, И. О. Вилкомирский, А. Ф. Гильфердинг и др.
Ирина Михайловна Кононенко, директор МУК «ЦБС г. Саратова» в своем выступлении «Открытие и развитие Центральной городской библиотеки города Саратова» рассмотрела историю главной библиотеки города Саратов от открытия до наших дней.
14 июня 1950 года исполнилось 60 лет с тех пор, как Центральная городская библиотека города Саратова открыла двери своим первым читателям. В первые послевоенные годы библиотека являлась «форпостом» партии в деле воспитания трудящихся в духе идей марксизма-ленинизма и указаний товарища Сталина. В 60-е годы, открыв свои фонды для свободного доступа саратовцам, создавая систему ориентира в мире книг, развивая свою информационно-просветительскую составляющую, стала «компасом в мире книг», как говорили в то время. В 70-80-е годы открывалась своим читателям как настоящий центр знаний, культуры и досуга, несла каждому из них просвещение, раскрывая свои книжные богатства по различным направлениям. Вместе со страной библиотека пережила резкие финансовые потрясения 90-х, когда было практически прекращено финансирование ее развития. Вместе со страной искала возможность выживания в новых условиях, искала новый путь к читателю. Бурно бросилась осваивать новые информационные технологии в конце 90-х, училась понимать компьютер, программное обеспечение, создавая новую электронную навигацию для своего читателя. Весь этот путь Центральная библиотека прошла, ориентируясь на лучшие профессиональные образцы и собственное стремление быть лучшей. Эту традицию заложила Клавдия Петровна Макурина, первый директор библиотеки. «Все, что делается в библиотеке коллективом, должно быть лучшим» - говорила она. С самых первых дней существования ЦБ и по сегодняшний день для всех работников главным стало - качество, системность, творчество.
Эволюцию публичных библиотек Франции в своем выступлении рассмотрела Татьяна Анатольевна Недашковская, главный библиограф Центра международного библиотековедения Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино. Об интересном явлении в жизни библиотек, о музее-библиотеке «Книги блокадного города», рассказала София Геннадьевна Колосова, заведующая музеем-библиотекой «Книги блокадного города» ЦБС Московского района Санкт-Петербурга.
В 2009 году библиотека им. Н.В. Гоголя г. Новокузнецка отметила свой 80-летний юбилей, ее директор Скаленчук Вера Васильевна, рассказала присутствующим о том, как исследуют историю и хранят память о былом них в библиотеке. Многие годы работники библиотеки бережно собирали всю информацию о деятельности библиотеки, в результате в свет вышла книга «История библиотеки в лицах», посвященная сотрудникам Гоголевки прошлых и сегодняшних лет.В книгу вошли воспоминания сотрудников когда-то работавших в библиотеке и служащих библиотечному делу сегодня. Также в библиотеке действует музей истории библиотеки «Страницы нашей памяти», в котором собраны и экспонируются документы и фотографии прошлых лет, памятные сувениры, награды, вымпелы, подарки к юбилеям библиотеки, почетные грамоты и благодарственные письма за разные годы. В своем выступлении В. В. Скаленчук подчеркнула, что сохранение традиций, память о своем прошлом нужны и тем, кто посвятил служению библиотеки всю жизнь, и начинающим путь в профессию. Сохранить библиотеку как великое достояние, как связующую нить времен для настоящих и будущих поколений - таковы задачи дня вчерашнего и сегодняшнего.

Второй день конференции был посвящен становлению, развитию и проблемам современной публичной библиотеки.
Главные направления становления современной публичной библиотеки обозначила в своем выступлении Татьяна Евгеньевна Коробкина, директор Библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева (Москва). По ее мнению в своем развитии современные публичные библиотеки с 1992 года должны были развиваться по двум направлениям: формирование новой идеологии (идей, определивших содержание деятельности) общедоступной библиотеки и формирование новой правовой формы общедоступной библиотеки (государственная/муниципальная). В итоге новая идеология существования современной публичной библиотеки опирается на: "Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» (РБА,2001г.), "Манифест РБА о публичной библиотеке» (РБА, 2003г.), "Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» (2-я редакция (РБА,2008г). На формирование новой правовой формы общедоступной библиотеки повлияли следующие законодательные акты: Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях», Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Положение о Федеральном казначействе, № 83-ФЗ от 8 мая 2010г. Федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Сегодня публичная библиотека имеет свои отличительные черты: высокий уровень внедрения свободного доступа к фондам и книговыдачи на дом; высокий уровень информатизации библиотечного обслуживания, надежный, стабильный и бесплатный для пользователей библиотек доступ в Интернет, укрупнение библиотечных ресурсов, высокий уровень стандартизации библиотечного обслуживания, высокий уровень кооперации ресурсов и услуг.
О месте современной публичной библиотеки в городском социуме рассказала Елена Федоровна Гольдштейн, зам. директора по обслуживанию читателей ГУК ЦБС «Киевская» (Москва), этой же теме было посвящено выступление Галины Витальевны Бажутиной,главного библиотекаря научно-методического отдела МУ ЦБС Ижевска. Коллеги отметили, что информационно - библиотечным обслуживанием охвачены все слои населения и многие аспекты социальной жизни городского социума. Библиотеки сегодня значимы и востребованы для общественности, нас знают, о нас говорят, нас поддерживают. Формирование высокой репутации и имиджа публичной библиотеки невозможно без развития социального партнерства. Успешная деятельность муниципальных библиотек осуществляется при поддержке власти, бизнеса, некоммерческого сектора, СМИ, творческих людей. Сегодня муниципальные библиотеки видят свою задачу в сохранении и популяризации культурного наследия нашего города и создании условий для раскрытия и развития творческих способностей каждого его жителя.
О том, как организовано информирование широких слоев населения о деятельности органов местного самоуправления в Центральной городской библиотеке города Саратова рассказала собравшимся Оксана Евгеньевна Юдина, заведующая сектором Центра муниципальной и краеведческой информации ЦГБ г. Саратова. Решение такой задачи в МУК «ЦБС г. Саратова» определено программой «Создание системы эффективного обеспечения населения г. Саратова муниципальной и краеведческой информацией на базе библиотек муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система города Саратова». Формой ее реализации стал специализированный информационный Центр, открытый в декабре 2007 года на базе Центральной городской библиотеки. Работа центра осуществляется в двух направлениях: муниципальном и краеведческом. В Центре функционируют постоянно действующие информационные стенды, освещающие деятельность Саратовской городской Думы и администрации города. В центре осуществляется формирование фонда документов о городском сообществе, представляющих информацию о местном бюджете, налогообложении, муниципальной собственности, приватизации, социально-экономическом, культурном развитии города. На базе Центра с 2008 года работает краеведческий клуб «Саратовец», объединяющий людей, которые интересуются историей и культурой Саратова. Создан мультимедийный продукт по материалам заседаний клуба «Саратовец», веб-сайт этого краеведческого клуба, выпускаются методические пособия и библиографические указатели по профилю работы Центра, создаются виртуальные книжные выставки. Накопленные информационные ресурсы, техническое переоснащение, овладение персоналом навыками работы с новыми технологиями создали предпосылки для трансформации городских библиотек в общедоступные муниципальные информационные центры.
Методическая служба в структуре библиотеке сейчас, как никогда, становится жизненно необходимой. А инновации – необходимый элемент развития: без них библиотекам невозможно остаться социально значимыми организациями, оказывать конкурентоспособные услуги, укреплять свои позиции в условиях рынка. Другой не менее важной составляющей современной методической работы является проектирование и управление проектами, и здесь необходимой характеристикой методиста становится его способность к проектному мышлению.
Елена Валерьевнва Игнатьева, главный библиотекарь Центра организации научно-методической и научно-исследовательской работы Центральной универсальной библиотеки им. Н.А. Некрасова (г. Москва), познакомила собравшихся с современными тенденциями методической работы в своей библиотеке. Она отметила, что в их работе нашли высокую эффективность профессиональные конференции и видеоконференции по актуальным вопросам библиотечной жизни: «Это возможность не только поделиться опытом работы с коллегами, но и обсудить проблемы, которые волнуют современных библиотекарей, в каком бы городе они не работали». По ее мнению, методическая служба библиотеки должна оперативно реагировать на кардинальные преобразования в государстве, адаптироваться к новой социально-экономической среде. Успех библиотечного дела во много зависит от профессионального уровня, творческого поиска и энергии работников методических служб, от их умения анализировать сложившуюся ситуацию, видеть главное и внедрять передовые технологии, рационально использовать потенциальные возможности.
Татьяна Викторовна Глухова, зав. отделом инновационно-методической работы и библиотечного маркетинга Центральной городской библиотеки г. Саратова, рассказала об управлении инновационными процессами в своей библиотеке. Вопрос о необходимости инноваций встал в ЦБС г. Саратова в середине 90-х годов. Мощный импульс для инновационных преобразований в библиотеке дало исследование-эксперимент «Формирование имиджа – путь к социально востребованной библиотеке» (1994 г.). В нем были изучены проблемы восприятия библиотек пользователями, проанализировано практическое развитие работы библиотек, способствующее повышению их общественного престижа, ориентации на создание собственного «лица». По результатам этого исследования было принято решение отойти от универсализации библиотек-филиалов. В каждой библиотеке, в зависимости от специфики микрорайона и состава населения, проживающего в нем, было определено профилирование. С тех пор исследования в ЦБС г. Саратова проводятся практически ежегодно. Т. В. Глухова отметила, что: «Можно сказать, мы достигли в этом направлении определенных успехов. Более того, исследовательская работа – визитная карточка ЦБС Саратова». Исследовательская работа - очень действенный элемент управления инновационными процессами.
Другим перспективным направлением методической деятельности ЦБС г. Саратова явилось программно-целевое планирование. Был разработан ряд целевых программ: «Библиотека – общедоступный муниципальный информационный центр», «Библиотека – центр правового просвещения детей и подростков», «Информационное обеспечение образовательного процесса в библиотеке», «Создание межбиблиотечной корпоративной компьютерной сети ЦБС г. Саратова» и др. Одним из значимых элементов управленческой стратегии ЦБС г. Саратова является кадровая политика. Основа ее – персонал стратегия. В успехах ЦБС г. Саратова, освоение ею новых возможностей и перспектив, методическая служба видит и долю своего успеха.
С итогами объединения муниципальных библиотек города Перми познакомила Нина Евгеньевна Хорошева, зав. отделом методического обеспечения Центральной детской библиотеки. В 2000 году путем слияния двух централизованных систем, обслуживающих взрослое и детское население города, была создана новая организация - МУК «Объединение муниципальных библиотек» г. Перми, в которую вошли 49 библиотек (16 из них — для детей). Итогами первого десятилетия объединения библиотек города Перми, стало:

    • Улучшение технического обеспечения библиотек, автоматизация библиотечных процессов, внедрение новых информационных технологий, расширение спектра компьютерных и информационных услуг, создание 12 ЦПИ.
    • Уменьшение сети и реструктуризация инициировались администрацией Объединения: были закрыты маломощные, затратные и неперспективные библиотеки. Информационные ресурсы сконцентрированы в библиотеках, имеющих перспективы развития и возможности предоставить пользователям библиотечные услуги на качественно ином уровне.

На сегодняшний день создана оптимальная модель библиотечных услуг, как платных, так и бесплатных, отражающая все возможности ОМБ для населения. В своей деятельности муниципальные библиотеки стремятся следовать принципам общедоступности и открытости.
Современный мир находится в ситуации непрерывного изменения. На фоне этих процессов библиотека, как социальный институт, становится одним из основных источников доступа к информационным ресурсам. Наличие конкурентной среды требует от библиотеки гибко реагировать на изменение информационных потребностей, постоянно модернизировать свою технологическую и ресурсную базу. Необходимый характер приобретают неуклонное обновление знаний и предвидение изменений.
Каким в этих условиях должно быть обслуживание юношества в публичных библиотеках России, рассказала Ирина Борисовна Михнова, директор Российской Государственной библиотеки для молодежи. В своей работе по обслуживанию молодежи библиотеки должны руководствоваться документами ИФЛА: Рекомендации по библиотечному обслуживанию подростков и молодежи (1996 г.), Руководство по библиотечному обслуживанию юношества (2008 г.). В своих документах ИФЛА так декларирует миссию библиотеки, придающей значение обслуживанию юношества: «Она (миссия) состоит в том, чтобы помочь личности успешно перейти от детства к взрослости, создавая как доступ к ресурсам, так и среду, отвечающую специфическим потребностям юношества для интеллектуального, эмоционального и социального развития». В 2008 году IFLA представила список необходимых программ, которые должны освоить современные библиотекари для того, чтобы качественно обслуживать молодежь, посещающую публичные библиотеки.
По мнению И. Б. Михновой здесь будет неоценим зарубежный опыт в обслуживании молодежи. Американские библиотекари считают: «Библиотеки должны обслуживать молодежь не потому, что это хорошо для самих библиотек, а потому, что это хорошо для молодых людей и то, что хорошо для молодежи, полезно и для общества». Практически в каждой американской публичной библиотеке есть «молодежные зоны», куда имеют доступ только молодежь от 12 до 18 лет и те библиотекари, которые их обслуживают. Идея заключается в том, чтобы создать некое убежище, где нет ни родителей, ни учителей и где молодые общаются между собой, шумят и разрисовывают стеклянные стены маркерами. Здесь они могут записывать музыку, создавать анимационное видео, загружать свои клипы в YouTube, размещать свои страницы в Facebook, играть в видеоигры и, конечно, читать книги и журналы. В Лофте не действует ни одно из обычных правил поведения в библиотеке. Там только три правила: уважай себя, уважай других и уважай место, где ты находишься.
В Российской государственной библиотеке для молодежи разработана своя система работы с пользователями в залах обслуживания и в информационных службах. Основными принципами организации фондов в залах обслуживания стали:

  • совмещение в одном зале функций читального зала и абонемента;
  • обеспечение максимально открытого доступа к книгам, периодике, CD-ROM, DVD пределах одного зала;
  • учет читательского спроса при размещении фонда: актуальные, новые + часто спрашиваемые - в открытом доступе, дублетные + реже спрашиваемые - в подсобных фондах залов, длительного хранения + мало спрашиваемые - в отделе хранения основного фонда;
  • введение справочно-библиографического обслуживания в структуру отраслевых залов;
  • отсутствие залогов на книги, взятые на дом;
  • все книги (кроме справочно-энциклопедических изданий и дорогостоящих изданий в 1 экземпляре) выдаются на дом;
  • максимально свободный (открытый и бесплатный), с учетом ограничений, накладываемых законом об авторском праве и 4 частью ГК РФ, доступ к библиотечным информационным ресурсам (в частности, к БД рефератов по молодежным проблемам), к удаленным базам данных (через Интернет), к базам данных, размещенным в локальной сети с установкой на сервере библиотеки, к фонду мультимедийных изданий, как в стенах библиотеки, так и в режиме абонемента (при наличии разрешения правообладателей).

В Российской Государственной библиотеки для молодежи работают такие интересные формы работы с юношеством как: Международный центр комиксов и визуальной культуры, Лингвострановедческий клуб «Лоскутное одеяло», клуб любителей настольных игр и др.
С интересным опытом работы с молодежью познакомила Галина Анатольевна Кудрина, заведующая библиотекой-филиалом №7, МУК «ЦБС г. Саратова». В этой библиотеке уже третий год работает программа для юношества «Сотвори себя сам». Цель программы - воспитание нравственной личности, способной строить собственную жизнь, а также адаптация и ориентация молодых людей в современном мире. В работе программы используются различные формы работы: диспуты, дискуссии, актуальный разговор, круглый стол, ток-шоу, дебаты, конференции.
Работа библиотеки-филиала №7 строится на тесном контакте с учебными заведениями микрорайона, муниципальными учреждениями дополнительного образования (музыкальными школами, дошкольными учреждениями), центрами социального обслуживания населения, общественными организациями, культурно-просветительскими организациями, подростковыми клубами, студиями, кружками. В результате работы данной программы окрепло сотрудничество библиотеки и школ микрорайона. Активными участниками мероприятий программы стали представители музея «Трудовой славы Газпрома» п. Елшанка, президент компании «Волжская нефть» В. В. Малышев, заместитель председателя Союза журналистов Саратовской области А. Г. Пчелинцев, журналисты газеты «Голубая магистраль» предприятия ОАО «Газпром Трасгаз Саратов», корреспондент газеты «Комсомольская правда» К. А. Агабабян.
В процессе проведения дискуссий, диспутов, эрудит-шоу коллектив библиотеки пришел к выводу, что они активизируют самовоспитание, активную гражданскую позицию молодого поколения. Данная форма работы побуждает юношество глубже вникать в морально-этические проблемы окружающих, стараться понять и принять мотивы поведения сверстников, развивает логическое мышление и культуру молодежи, но самое главное - обращает внимание молодого поколения на книгу как на носитель знаний.
«Современная библиотека – это среда творческого и интеллектуального развития молодежи», считает Светлана Николаевна Санчарова, заведующая библиотекой-филиалом №10, МУК «ЦБС г. Саратова». Библиотека-филиал №10 всегда рассматривала работу с молодежью как одно из приоритетных направлений в своей работе. Прошлый год – год молодежи - стал толчком к поиску новых направлений и новых форм работы с с данной категорией читателей. Главная цель работы библиотеки – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни страны. В библиотеке разработан ряд программ для молодежи: к 65-летию Победы «Ты припомни, Россия, как все это было», «Скажи наркотикам НЕТ», «Живу я в мире только раз» (здоровый образ жизни), «Выбрать профессию – выбрать судьбу» (профориентация). Вся работа библиотеки с молодежью направлена на воспитание уверенной в себе, инициативной, активной личности.
Проблему взаимоотношений современной библиотеки и юного читателя в своем выступлении подняла Любовь Петровна Шарова, заведующая методическим отделом Областной библиотеки для детей и юношества им. А. С. Пушкина (г.Саратов). Для решения этой задачи библиотека сегодня предлагает многообразие форм и методов работы. Среди них - открытие новых структурных подразделений: отдела искусств; библиотеки-филиала в п. Юбилейном, в структуре которого имеется отдел информационно-документальной поддержки образования и самообразования с медиатекой. Ежегодно библиотека проводит «Научные пушкинские чтения», работает проект по поддержке, поощрению и информационному обеспечению изучения краеведения «Страна Саратовия», в рамках этой программы организуются творческие конкурсы для детей и юношества. К 65-летию Победы был организован областной творческий конкурс «Читаем о войне и Победе». Большой популярность у юных жителей города пользуется ежегодный парад-шествие литературных героев, организуемый библиотекой в Пушкинский день России. В городском парке города в летние каникулы сотрудники библиотеки проводят акцию «Солнечное чтение».

Третий день работы конференции был посвящен проблемам организации библиотечного обслуживания населения с принятием ФЗ №83.
Радикальной реформе бюджетных учреждений было посвящено выступление Ольги Феоктистовны Бойковой, кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника Российской государственной библиотеки, юрисконсульта по гражданско-правовым вопросам. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" от 08.05.2010 года № 83-ФЗ предлагает новую современную концепцию регулирования гражданско-правового статуса государственных и муниципальных учреждений, в том числе библиотек. Основная цель Закона: начать радикальную реформу государственных и муниципальных учреждений: сократить внутренние издержки соответствующих государственных и муниципальных учреждений; повысить эффективность их работы и привлечь внебюджетные источники финансирования. В своем выступлении О. Ф. Бойкова рассказала о плюсах и минусах функционирования всех видов учреждений, предложенных ФЗ-83: бюджетных, казенных и автономных. Наиболее рациональным является бюджетное учреждение, но, исходя из местных условий, каким-то учреждениям лучше стать, например, муниципальным казённым учреждением. В субъектах РФ разные подходы к этой проблеме. Каждый субъект РФ принимает свои решения, исходя из собственных социально-экономических условий.
Об особенностях бюджетной реформы 2010-2012 для работы публичной библиотеки рассказала в своем выступлении Татьяна Евгеньевна Коробкина, директор Библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева (Москва). По ее мнению, бюджетная реформа повлечет за собой сокращение сферы библиотечного обслуживания из-за бюджетного дефицита, недооценки роли культуры и библиотек со стороны властей, низкой покупательной способности населения, неготовности библиотекарей к конкурентной борьбе и к противостоянию бюрократии, разобщенности библиотечного сообщества. В то же время данная реформа имеет положительное влияние на развитие библиотечногообслуживания населения. Этому способствует политика патернализма со стороны региональных и местных властей, либерализация законодательной и нормативно- правовой базы деятельности библиотек, модернизация профессионального библиотечного сознания, консолидация библиотечного сообщества. Бюджетная реформа ставит публичные библиотеки перед выбором - какую форму существования учреждения выбрать: автономное, бюджетное учреждение или казенное. Татьяна Евгеньевна в своем выступлении постаралась ответить на вопрос: «Может ли бюджетная реформа повлиять на стандарты деятельности публичной библиотеки?» По ее мнению:
1. Бюджетная реформа разовьет начало полифункциональности публичной библиотеки, повлияет на структуру библиотеки (ЦБС), преобразуя библиотеку в культурный центр с более широким спектром услуг, чем сегодня (не обязательно платных). Это особенно важно в условиях растущей конкуренции со стороны электронных средств информации и коммуникации.
2. Бюджетная реформа поможет внедрить в деятельность библиотеки образовательные услуги (в том числе платные, без выдачи документа об образовании), восстановить генетическую связь библиотеки с просвещением, превратив публичную библиотеку в центр «непрерывного образования») (см. Меморандум непрерывного образования ЕС. Лиссабон, 2005г.)
3. Бюджетная реформа будет стимулировать внедрение не-библиотечных (предпринимательских) видов деятельности, приносящих доход: кафе, книжный магазин, малая полиграфия, продажа канцтоваров, расходных материалов для компьютеров, изданий на CDи DVDи аппаратов для их использования (ридэры, плейеры) и т.п.
4. Информатизация пойдет более быстрыми темпами за счет развития информационных платных услуг, в том числе дистанционных в Интернет. Бюджетная реформа будет стимулировать технический прогресс, профессиональный рост сотрудников, изменение кадрового состава библиотеки.
5. Внедрение государственного (муниципального) задания упорядочит отношения библиотеки с собственником (учредителем) и с другими ведомствами, в первую очередь, социальной сферы (переведет на договорную платную основу услуги, не включенные в задание).
6. Бюджетная реформа повысит правовую культуру и правовое самосознание библиотечного сообщества, будет содействовать защите и укреплению статуса библиотек в обществе и в государстве. У библиотек должны появиться консультанты-юристы и юридические службы. Библиотеки станут юридическими лицами в полном смысле слова.
Этого же вопроса в своих выступлениях коснулись Татьяна Васильевна Галкина, заведующая сектором правового обеспечения деятельности подведомственных учреждений сферы культуры, управления по культуре администрации муниципального образования «Город Саратов» и Надежда Валентиновна Булюкина, директор МУК «Библиотека Автоград» (Тольятти).
Главное, что нужно сделать в условиях реформы библиотечному сообществу, это обернуть неблагоприятные внешние обстоятельства на пользу библиотекам.
В ходе работы конференции удалось затронуть и обсудить все вопросы предусмотренные программой.
Участники конференции проследили историю библиотеки от ее истоков до дня сегодняшнего.

 

Цветкова Татьяна Валентиновна,
зам. директора Межрайонной централизованной библиотечной системы
им. М.Ю. Лермонтова г. Санкт-Петербург
zvetkova@lplib.ru
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К БИБЛИОТЕКАРЮ
С УЧЕТОМ НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ

В последние несколько лет вопрос о новых требованиях, о новых формах работы был связан для нас, прежде всего, с процессом модернизации библиотек. За сравнительно небольшой отрезок времени (менее года) библиотеки МЦБС им. М.Ю. Лермонтова перешли на электронную запись читателя и выдачу документов на основе электронного билета читателя. Необходимо было не только оснастить библиотеку новой техникой, научиться работать с ней, но и предложить петербуржцам принципиально новые информационные и сервисные услуги, среди которых: служба виртуальной справки, электронная доставка документов, подписка на электронную рассылку информации о новых поступлениях, мероприятиях библиотеки. При этом важным оказался выбор новых форм общения, диалога с читателем библиотеки.
Прежде чем говорить о новых требованиях к библиотекарю, решили разобраться с тем, что мешает нам на пути предъявления этих самых новых требований? Возможно, те помехи, которые мы сформулировали для себя, звучат слишком самокритично, тем не менее, по нашим наблюдениям, мы обладаем опытом, который никак не оцениваем или не связываем его с внешними переменами в мире. В одном из отчетов по итогам семинара-тренинга для библиотекарей системы прозвучала следующая характеристика: «Сегодняшние библиотекари - однородный класс специалистов высокой квалификации, работающих в малоизвестной сфере, которая находится в стороне от течения современных процессов, способных при соответствующей информационной и организационной деятельности, изменить эту сферу». Однако, имеющийся опыт очень ценен для профессии. Без него невозможно предлагать услугу. И заключается он, прежде всего, в умении вести диалог, т.е. в наличие у библиотекарей коммуникативных навыков. Никто и нигде сегодня так не разговаривает с человеком, как в библиотеке, и это касается не только рекомендаций в выборе книги. Эта традиция продолжается. И если представить ситуацию, что на смену прежним кадрам пришла молодежь, умеющая в техническом отношении все, но не ориентированная на диалог с человеком, вопрос «Какой будет библиотека?» останется открытым.
Другой помехой на пути предъявления новых требований к библиотекарю является, на наш взгляд, «футлярная жизнь». Вспоминается чеховский герой, который, вроде бы готовый вступить в диалог с другими, всегда оказывается «вещью в себе», абсолютно изолированной от окружающих. Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны - знания и опыт, коммуникативные навыки, с другой – изолированность от общества. «Библиотека – это свой особый мир, со своими правилами» - такие высказывания прозвучали в ходе наших размышлений. Возможно, что мы - «люди в капсуле», точнее даже, у каждого своя капсула, свой футляр. Когда мчишься в этой капсуле без связи с действительностью, теряется ощущение времени. И шкала времени перестает иметь прошлое и будущее. Отсюда, на наш взгляд, возникает проблема идентификации/самоопределения: кто мы? для кого? Эти вопросы возникли не сегодня. Но сейчас они приобретают особую актуальность в связи с новыми требованиями к библиотекарю, которые, прежде всего, связаны с развитием информационного общества.
Еще одна помеха, влияющая на ситуацию, – это страх, неуверенность перед новыми условиями. С одной стороны, есть сторонники утверждения, что формирование информационного общества - реальная угроза для библиотек. Постепенно библиотеки вытесняются на периферию системы информационных коммуникаций, утрачивая роль руководителей информационных обменов. Соответственно, влияние на процессы, связанные с образованием и самообразованием людей, оказывается минимальным. Эти опасения небезосновательны, т.к. часть населения уже работает, получает образование, приобретает товары, развлекается и общается с использованием электронных коммуникаций без участия библиотеки. С другой стороны, существует мнение, что сегодня нет нужды повторять и доказывать, что библиотеки сохранятся. В связи со стремительно нарастающим потоком электронных документов библиотеку ждет просто трансформация. Библиотеки частично видоизменятся, некоторые, возможно, станут чисто электронными, но главное – библиотека, как социальный институт, как ячейка информационного общества, будет существовать всегда. Какие новые требования могут быть предъявлены к нам? Как сохранить роль руководителей информационных обменов?
Пока единственным неоспоримым преимуществом библиотек оставалась бесплатность пользования. Что и как будет дальше – покажет время. В новых условиях может значительно измениться и аудитория пользователей библиотек. Но при этом библиотеке предстоит во многом измениться самой.
Но все же, несмотря ни на что, за последние несколько лет пришло осознание ключевых моментов, с которыми уже невозможно не считаться, какое бы будущее не выстраивала библиотека. С модернизацией произошел коренной перелом и в сознании библиотекарей, которые начинают чутко и максимально творчески, искренне реагировать на все новое и прогрессивное, переходят на совершенно иной уровень мышления и отношения к делу.
В Санкт-Петербурге программа модернизации общедоступных публичных библиотек была принята с целью объединения ресурсов. Технической базой осуществления преобразований стали корпоративные библиотечные сети (КСОБ), обеспечивающие объединение ресурсов и экономию усилий библиотек. Важным объединяющим началом и действительным корпоративным продуктом стал Портал общедоступных библиотек (руководитель проекта - ЦГПБ им. В.В. Маяковского). Портал предос­тавляет посредством Интернета корпоративные и локальные базы данных, справочную информацию, а также обеспечивает поль­зо­вателей Санкт-Петербурга всеми видами изданий (независимо от места их хранения) и печатными копиями полнотекстовых элек­тронных документов в любой библиотеке-участнице КСОБ Санкт-Петербурга.
В рамках программы модернизации получили развитие новые формы привлечения читательской аудитории - он-лайн-технологии, обеспечивающие доступ к информации в любое время в любом месте, на этой основе построено и дистанционное обслуживание людей с ограниченными возможностями здоровья.
Правительством Санкт-Петербурга поддержаны культурные проекты и программы для самой широкой аудитории, которые будут развиваться как социально значимые (своеобразные городские бренды): «Чтение», «Толерантность», «Соотечественники», «Региональное сотрудничество», в них библиотеке отведена особая роль.
Еще один важный вопрос находится в поле нашего внимания: «Какие ценности библиотека может предложить обществу сегодня?» От этого будут зависеть и основные требования к библиотекарю. На наш взгляд, безусловными ценностями могут быть:

  • плюрализм (предоставление всем, кто хочет свободно мыслить, получать новые знания и информацию, возможности ориентироваться и быть сориентированным в разных системах ценностей). Библиотекарь выступает проводником различных, порой полярных, взглядов и мнений;
  • толерантность – возможность говорить/обсуждать о различных точках зрениях на проблемы общества, о разных периодах истории страны и т.п.;
  • информационно-коммуникационные технологии, которые обладают мощным потенциалом, способным подстегнуть экономический и промышленный прогресс в любой стране и повысить эффективность социальных, в том числе научно-культурных и образовательных проектов.

При этом особо важным считаем создание таких условий, когда технический и информационный прогресс воспринимаются естественно. Он, как бы, не замечается. Но пользователь должен почувствовать разницу в сервисе. Во всяком случае, читатели, получая определенную услугу, сами говорят нам: «Наконец-то прогресс дошел и до библиотеки».

 

Сукиасян Эдуард Рубенович,
главный редактор ББК
г. Москва
Раздел новой книги
ДЕТИ, БИБЛИОТЕКИ И БИБЛИОТЕКАРИ

Мне в жизни не повезло: не посчастливилось работать в детской библиотеке. С тех пор, как начал читать понимал, что детская библиотека — это особый мир, в который хотелось проникнуть однажды и остаться там навсегда. Школьная библиотека — нечто другое. Задачи детской и школьной библиотеки разные. Первая должна воспитать человека, сделать его не просто образованным, но и начитанным, умным на пределе возможностей каждого. Впрочем, есть ли такой предел у ребенка? Перед школьной библиотекой, как мне кажется, стоят иные задачи. Она работает не с детьми вообще, а с учащимися в первую очередь. Её задачи скромнее и конкретнее: надо помочь школьнику в учебе. Сделать все, чтобы учиться было легко и интересно. Помочь учителю: на каждый урок приносить книги и организовывать выставки, расширяющие горизонт, раздвигающие границы учебника. Наша школьная библиотека этим не занималась. Поэтому функции школьного библиотекаря, начиная с пятого класса, я брал на себя: приносил разные книги на уроки. Учителя по-разному относились к такой инициативе. Сначала многие считали, что я мешаю им вести урок. Потом привыкли. Поняли, наверное, что деться им некуда: ведь все равно я принесу на урок портрет (непонятно, каким образом найденный) ученого, путешественника, исторического деятеля, о котором пойдет речь на уроке, захочу рассказать о нем. Принесу и еще что-нибудь, обнаруженное в библиотеке. Учительница литературы, когда я показал настоящие «Отечественные записки», выгнала меня из класса. Но со временем меня перестали воспринимать болезненно, и даже математик «заказывал» какой-нибудь «иллюстративный ряд».
На своем примере я понял: библиотекарь, работающий с детьми и школьниками — не совсем нормальный человек. Прежде всего, потому, что он должен знать много из самых разных областей. И уметь рассказывать обо всем так, чтобы было интересно. Самое главное: в нужный момент останавливаться и показывать книги, много книг. Смысл не в том, чтобы читать самому (и это тоже важно), надо заразить чтением своих читателей.
Все это я вспомнил, когда несколько лет назад меня пригласили выступить перед библиотекарями крупной детской библиотеки в любимом мной городе Твери. Во время выступления я получил записку: «Зачем все это вы рассказываете? Не лучше ли прожить жизнь проще, без лишних напрягов, не мучая себя? Уверены ли вы, что все это детям понадобится в самой жизни, после школы?».
Не сразу нашелся, что ответить. Напомнил классическое определение «Жизнь есть способ существования белковых тел». Сказал, что тело тем и отличается от человека, что может или существовать, или не существовать: других альтернатив нет. Но человеческая личность — это ведь не только «тело». Человек пришел в этот мир для того, чтобы жить, творить, а не существовать. Посмотрите вокруг, вспомните слова Максима Горького «Все люди, но все человеки». А человек живет до тех пор, пока развивается, тренирует свой ум, думает, общается. Жизнь настолько многообразна! Невозможно заранее предположить, понадобятся или нет те или иные знания, умения, навыки. Nobodyknows — говорят англичане, никто не знает, с чем человеку придется встретиться в жизни. И если можно что-то освоить впрок, почему надо препятствовать этому? В средние века считалось, что ограниченность и глупость — понятия одного порядка. Можно заниматься музыкой или фигурным катанием, шахматами или программированием. Но жить только этим нельзя.
В детстве — и это знают все взрослые — ребенок проходит через этап безграничного развития своего бурно растущего интеллекта. Любознательность проявляется во всем: в речи, в поведении, во взгляде на окружающий мир. Еще не умея самостоятельно искать ответы на вопросы, ребенок задает их окружающим и нередко встречается со стеной безразличия и равнодушия. Он, оказывается, мешает им своими вопросами. И вообще, «ему рано это знать». Еще хорошо, если, отвечая, скажут «вырастешь — прочитаешь». Хуже другая формула: «вырастешь — узнаешь». Непонятно где, когда, от кого.
Никто из взрослых не любит признаваться в том, что причины явного нежелания разговаривать с детьми элементарны: не всегда известен ответ на сложный детский вопрос. Если даже все понятно, как грамотно и доступно для ребенка построить ответ? Как выйти из ситуации, «не уронив своего авторитета»? Да ему, взрослому, порой все это ? то, что в тот миг интересует ребенка ? совсем неинтересно. Понаблюдайте за поведением детей и взрослых, например, в парке. Вы увидите, что они живут разной жизнью: дети общаются с детьми, а взрослые — со взрослыми. Хочется спросить: когда вы научите детей наблюдать, сравнивать, думать, в конце концов! Воспитание общением стало в наши дни непозволительной роскошью. Легче сказать «Нельзя!», чем объяснить, как можно, и почему надо так, а не иначе…
Наблюдая, как общаются с читателями-детьми библиотекари в США, я услышал немало вопросов, поразивших меня. Например, библиотекарю, оказывается не безразлично, кто окружает ребенка в доме: полная ли у него семья, бывают ли родители дома по вечерам, живут ли в семье бабушки и дедушки, есть ли и в каком возрасте братья и сестры. Услышал и такой странный вопрос: сколько лет было папе и маме, когда ты родился? Что они делали в это время, учились или работали? Зачем это вам, спросил я, и был обескуражен ответом: мы пытаемся определить, как развивался наш читатель. А у вас это не спрашивают? — Мне кажется, нет. — Попробуйте нам возразить: молодым родителям труднее находить время для общения с ребенком, к тому же, они в 20?25 лет и сами многого не знают, не могут и не всегда умеют отвечать на вопросы. К 30?35 годам накапливается опыт, да и общение с ребенком становится более интересным. — А братья и сестры? — Тут вы сами все понимаете: широкий круг общения предполагает большие возможности. В Америке, к сожалению, не принято жить большой семьей: очень редко бабушки и дедушки повседневно общаются с детьми. В России, как мы слышали, это не совсем так. Значит, у вас есть преимущество. — В каких же случаях, по вашему мнению, на библиотеку падает серьезная ответственность за развитие ребенка? — Вы знаете сами, но если спросили, ответим: когда к нам приходит первый ребенок одинокой матери, родившей его в возрасте от 18 лет, работающей и одновременно получающей образование. С ним надо много общаться и библиотека должна стать для него вторым домом…
Я помню, как я вышел из библиотеки и неожиданно понял, каким счастливым я вырос: в год моего рождения моим родителям было уже больше 35 лет, у меня была старшая сестра, и я не могу вспомнить случая, чтобы мне не ответили на вопрос. Правда, иногда они не отвечали сами, а «заводили меня». Когда однажды на тбилисском вокзале я прочел на вагоне слова «Тормоз Матросова» и спросил об этом отца, он улыбнулся и сказал «Есть еще и тормоз Вестингауза. Найди в книгах и объясни мне разницу». Я был в третьем или четвертом классе. Моя библиотекарша уже привыкла к моим «фокусам», поэтому молча пошла за книгой, но предупредила: книжка для старших школьников, шрифт мелкий. Толстая книга «Железная дорога» Льва Гумилевского (1943) стала одной из любимых на всю жизнь (в 1950-м я «подарил себе» её новое издание). Чтобы «объяснить» отцу, пришлось рисовать схемы. Только тогда стало понятно, как работает стоп-кран, который все мы видим в вагонах. Действительно, а как он работает? Задайте этот вопрос ребятам. Пусть нарисуют и объяснят. Придется, наверное, почитать?
Мы живем в предметном мире, наполненном разными машинами и механизмами, растениями и животными. Развивая свой язык, мы называем их, находим слова и выражения и для абстрактных понятий. «Никогда не проходи мимо слов или выражений, которые тебе непонятны. Если ты хочешь стать библиотекарем, помни — тебя имеют право спросить обо всем. И ты должен объяснить. Или знать, где найти объяснение». Эти отцовские слова были сказаны школьнику шестого класса, когда я впервые сказал близким, кем хочу стать. Помню, как стало трудно жить! Пришлось записывать, чтобы не забыть, и в ближайший визит в библиотеку выяснять, что такое мельхиор, или раздельная уборка зерновых, или, например, езиды и курды — это один и тот же народ или разные?
Не убивайте любознательность ребенка! Напротив, сделайте все для того, чтобы она развивалась беспредельно. Не говорите школьнику «Ты слишком разболтался, возьми себя в руки. Займись одним делом. У тебя этим делом должна быть музыка!». Мой товарищ слышал эти слова ежедневно на протяжении всех школьных лет — родители воспитывали его музыкантом. В перерывах между многочасовым сидением за пианино он успевал хоть немного говорить со мной обо всем, кроме музыки. Родители заставили его окончить музыкальную школу, училище, консерваторию. Вырвавшись, наконец, из-под «музыкального прессинга», он поступил в аспирантуру и написал прекрасную диссертацию о грузинской музыкальной терминологии… Хочу признаться: мне очень хотелось научиться играть на фортепиано, но так заниматься музыкой я бы не смог никогда.
Могу рассказать десятки реальных историй: сколько бы родителям не хотелось перебить интерес своего ребенка, жизнь все поставит на место. Конечно, могут быть потеряны годы. По моим наблюдениям, слишком часто это происходит с «библиотечными детьми», выросшими в библиотеках, повседневно наблюдающими своих родителей «в деле». Окончив школу, они поступают на «более престижные специальности», становятся, например, инженерами-технологами. А через несколько лет попадают (как бы «случайно») на работу в библиотеку, оканчивают Высшие библиотечные курсы, некоторые становятся кандидатами наук. Тема выбора профессии заслуживает отдельного разговора, и мы ее, наверное, продолжим в другой раз.
«Хочу все знать» - эти слова пока еще маленький по возрасту человек должен сказать себе самому. Любознательность начинает формировать личность. Кроме того, она тренирует эвристические (поисковые) способности и память ребенка. Сначала ведь надо найти то, что ты ищешь. По ходу поисков перелистываются книги, что-то читается, обнаруживается новая информация — по таким темам, которые, как говорится, и в голову не приходили. Вот, например, все знают, наверное, что А. П. Бородин был не только великим композитором, но и известным химиком. Впрочем, о химике А. П. Бородине многие толком ничего не знают… Проявим любознательность и зададим вопрос: как это у него в жизни сочеталось? Сначала он занимался химией, потом сочинял музыку? Или наоборот? Или параллельно, тратил время на то и другое? Что считал для себя более важным? Чтобы ответить на эти вопросы, надо читать.
Зададим более сложный вопрос. В развитие человеческой культуры особый вклад внесли выдающиеся лица, лишенные слуха. Вспоминаются, как правило, имена Л. Бетховена, К. Э. Циолковского. Есть еще? Могут вспомнить выдающегося изобретателя Т. А. Эдисона. Можно ли пополнить этот список? А заодно и выяснить: этот недостаток им помогал или мешал?
Известно, что люди делятся на правшей и левшей. Говорят, что многие инструменты рассчитаны на правшей, но не подходят для «леворуких», приходится их конструкцию изменять. Кто-нибудь видел подобные инструменты? Чем будут отличаться от обычных, например, ножницы для левшей?
Зададим более общий вопрос: как мы живем, многого не зная вообще? Почему мы ограничиваем круг своих знаний? Кто сказал, где проходит граница между общедоступным («для всех») и специальным («для избранных») знанием? Если мы возьмемся за решение кроссвордов или сканвордов, то быстро увидим некоторую «размытость» этих границ. От нас потребуется, например, знание имен спутников всех планет Солнечной системы, или названий месяцев в календаре Великой французской революции, или богов греческой и римской (иногда и египетской) мифологии. Что-то мы «проходим» в школе, о чем-то, кажется, говорили на уроках. В памяти, как правило, ничего не осталось. Одиннадцать школьных лет. Как же надо их прожить, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы? Ответ мы можем найти там же, у Н. Островского, если прочитаем следующее предложение: «И надо торопиться жить».
Но любознательность не должна вести к бессистемному накоплению «капитала» в голове. Современному подростку, владеющему компьютером, это легко объяснить: наполнили винчестер тысячами файлов с безобразными и непонятными именами (на нескольких языках), папок никаких нет, как искать — неизвестно. Проще нажать команду «удалить», что мы в повседневной жизни и делаем.
Любознательность «в теории» (что такое? кто такой?) часто сочетается с любознательностью практической, когда ребенок начинает не только задавать вопросы «Как это сделано?», но и готов сделать все своими руками. Какое, порой, сопротивление ему приходится преодолевать в борьбе с всесильными родителями, если они, например, гуманитарии «от и до»: ножницами лучше ничего не делать, чтобы не порезаться, клей разводить нельзя — на мебели могут остаться пятна, и, уж во всяком случае, нельзя приносить домой никаких проводов — «током ударит!». Ребенку трудно доказать право на свой уголок с инструментами (предел мечтаний — верстак), а ведь уметь что-то сделать самому — это так же естественно, как и все другое в жизни школьника. Не понимая этого, мы покупаем детям большие толстые книги с романами и повестями (они прочитают их всего раз, могли бы взять в библиотеке), вместо того, чтобы подарить микроскоп или даже телескоп, большую готовальню, набор для химической лаборатории «на дому». Кажется, уже все знают, какие качества (а незаметно — и знания, и наблюдательность) воспитывают в детях «братья наши меньшие», но вот недавно я услышал в телевизионном интервью по каналу «Домашний», что животных в доме имеет только треть школьников.
У библиотекаря немало возможностей воспитать в детях любознательность. Самая эффективная — открыть свои фонды и дать возможность каждому ребенку «рыться в книгах». В первую очередь речь идет о фонде научно-познавательной литературы. Если интересно, если ребенку хочется посмотреть книги или журналы самому, библиотекарь должен молча отойти в сторону, а не навязывать свою помощь. Атласы, многотомные энциклопедии, богато иллюстрированные издания всегда должны быть в читальном зале в непосредственном пользовании читателей. Всегда вспоминаю публичные библиотеки в Швеции: там вообще нет никаких «служебных помещений», а если будет обнаружено какое-нибудь издание «под прилавком», библиотекаря ждут крупные неприятности.
Конечно, и сам библиотекарь должен быть человеком любознательным, а если задан вопрос, не отвечать на него сразу. Гораздо правильнее показать читателю, где и как можно найти ответ, не выходя за пределы библиотеки. Сначала — в книгах, потом, если не получится, привлечь возможности Интернета. Мне хотелось бы, чтобы фраза «Давайте поищем вместе», которую я часто слышал в американских библиотеках, прижилась и в нашей среде.
От воспитания любознательности один шаг к воспитанию собственной личности. Можно ли научиться быстро читать, красиво и разборчиво писать? Как сохранить и улучшить функции органов чувств (зрение, слух, обоняние и другие). Как упорядочить свои знания, привести в порядок память? Эти и многие другие вопросы волнуют наших читателей. Надо помочь им, прежде всего — убедить в своих уникальных возможностях. Конечно, это одна из задач библиотекаря.
Несколько других публикаций я посвятил школьному библиотекарю, учителю, который оказался на библиотечной работе, американским школьным библиотекам. Тема для меня не закрыта.

 

Кононеко Ирина Михайловна,
директор МУК «Централизованная
библиотечная система г. Саратов»
iren@lib.renet.ru
ОПЫТ ОКАЗАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
муниципальным учреждением культуры
«Централизованная библиотечная система г. Саратова»

Библиотека – изначально не рыночное учреждение. Библиотека – учреждение, реализующее конституционные гарантии государства своим гражданам на доступ к информации и культуре: «В основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками». (ФЗ «О библиотечном деле», 1994). За разными уровнями государственной власти закреплена ответственность за создание, сохранность и финансирование библиотек. В настоящее время, когда в стране проводится комплекс мероприятий по реформированию бюджетной сферы, именно с этой точки зрения следует рассматривать дальнейшую судьбу библиотек.
Библиотеки не ставят во главу угла стремление получить доход от основной деятельности. В то же время неотъемлемой частью современного библиотечного менеджмента является предоставление пользователям дополнительных платных услуг.
Опыт, накопленный в этой области ЦБС г. Саратова, попытаемся суммировать.
Предпринимательство и платные формы обслуживания можно обнаружить в библиотеках России 19 века. История развития библиотек нашего города это подтверждает. Хотя справедливости ради, следует отметить, что библиотеки, которые ЦБС считает своими истоками – народные читальни – планировались и открывались отцами города как бесплатные, поскольку предполагалось, что они будут общедоступны для широких кругов населения, прежде всего неимущих, но стремящихся к просвещению и культуре. Элементы платного обслуживания в библиотеках существовали и в 20 годах 20 века.
Формирование современной системы оказания дополнительных платных услуг в библиотеках началось в 1985 году в соответствии с принятой Правительством «Комплексной программой развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986-2000 годы». В 1989 году был разработан новый хозяйственный механизм в сфере культуры, а в 90-е был сформирован и принят целый пакет законодательных и нормативных актов, четко обозначивших порядок ведения предпринимательской деятельности и финансирования организаций культуры и искусства. Этими документами мы и руководствуемся, организуя работу по оказанию платных услуг:

  • Гражданский Кодекс РФ
  • ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» (1996г.)
  • ФЗ РФ «О собственности в РФ» (1990,92 гг.)
  • «Основы законодательства РФ о культуре» (1992г.)
  • ФЗ РФ «О библиотечном деле» (1994 г.)
  • ФЗ «Об авторском праве и смежных правах»
  • ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (1995)
  • «Положение об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства» (1995 г.)

Правовые и нормативные документы, относящиеся к культуре, уточняют: «Любые платные формы культурной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход идет полностью на развитие организации культуры».
Кроме федеральных законодательных актов в организации оказания платных услуг мы руководствуемся региональным законодательством и нормативными актами местного самоуправления.
На базе перечисленных законодательных и нормативных актов ЦБС разработала собственную профильную внутреннюю документацию, регулирующую юридические и экономические взаимоотношения с пользователями при оказании платных услуг:

  • Устав ЦБС
  • Правила пользования библиотеками ЦБС г. Саратова
  • Положение об условиях, порядке формирования и предоставления платных услуг муниципальным учреждением культуры «ЦБС г. Саратова»
  • Тарифы на дополнительные платные услуги, оказываемые МУК «ЦБС г. Саратова»

Работа по оказанию дополнительных услуг в ЦБС осуществляется с 1994 года не в ущерб выполнению основной уставной деятельности, внутреннему распорядку и режиму работы, при этом сохраняется бесплатность основных, финансируемых из бюджета города видов и направлений работы. За эти годы внутренняя документация, регулирующая юридические и экономические взаимоотношения с пользователями неоднократно менялась, уточнялась и приводилась в соответствие с действующими законодательными и нормативными актами государственной, региональной власти и местного самоуправления.
В настоящее время подготовлен новый пакет документов, требующий юридической экспертизы.
Предоставление дополнительных услуг направлено:

  • на реализацию права пользователей на дополнительные формы и виды информационного обслуживания;
  • привлечение в ЦБС дополнительных источников внебюджетного финансирования;
  • укрепления материально-технической базы библиотек;
  • развитие и совершенствование основной деятельности ЦБС;
  • усиление экономической заинтересованности исполнителей – сотрудников ЦБС

В начале 90-х годов в Центральной городской библиотеке было создано новое структурное подразделение – отдел по учету, анализу и расчетам, на который были возложены функции по координации работы, оформлению и учету деятельности по привлечению внебюджетных средств (сейчас это отдел планово-экономической работы). Создано также структурное подразделение, занимающееся изучением спроса пользователей библиотек и рекламой оказываемых услуг, – сектор маркетинга в отделе инновационно-методической работы.
Практика ЦБС по оказанию дополнительных платных услуг ориентирована на потребности и запросы определенных групп пользователей и исходит из возможностей ресурсного потенциала библиотек.
Услуги только тогда эффективны, когда на них имеется спрос. Поэтому определенный успех пришел только тогда, когда ЦБС серьезно занялась изучением спроса пользователей, их информационных интересов, ожиданий, представлений о современной библиотеке и ее услугах. Исследовательская деятельность ЦБС ведется уже много лет, неоднократно отмечена вниманием библиотечного сообщества России. Среди исследований: «Имидж библиотеки глазами читателей», изучение информационных интересов различных категорий реальных и потенциальных пользователей: студентов вузов, специалистов, муниципальных служащих, предпринимателей. Эта работа помогает формировать и постоянно совершенствовать номенклатуру предоставляемых услуг.
Номенклатура оказываемых платных услуг постоянно совершенствуется и расширяется. Так, в 1994 году ЦБС оказывала всего 28 видов платных услуг, последний же вариант тарифов содержит 51 вид услуг.
Среди перспективных видов библиотечного сервиса обозначены, прежде всего, услуги, выполняемые с помощью новых информационных технологий:

  • поиск документов и материалов тематически оформленных
  • составление дайджестов
  • подготовка пакета документов, ведение тематических досье
  • ксерокопирование документов, входящих в фонд библиотек
  • перевод отобранных материалов на электронные носители информации
  • пользование сетью Интернет (поскольку оплачиваются услуги связи из средств от приносящей доход деятельности)
  • набор, форматирование текстов
  • услуги по электронной доставке документов
  • выполнение справок с использованием правовых систем «Гарант», «Консультант +», «Кодекс» (плата берется за распечатку правовых материалов)

Основные формы взаимодействия библиотеки с пользователем – выполнение разового запроса, персонифицированные абонентное и абонементное обслуживание, договорные отношения.
За качеством выполнения услуг стоит очень многое: место ЦБС в ряду одних из современных библиотечных учреждений, участие в процессах информатизации, в корпоративных проектах, позволяющее многократно увеличить свои информационные ресурсы, усилия по выработке и реализации стратегии формирования фондов, профессионализм персонала.
Цены на дополнительные услуги постоянно уточняются и редактируются в соответствии с существующим порядком согласования и утверждения перечня платных услуг с органами местного самоуправления. Тарифы утверждаются руководителем ЦБС и согласовываются председателем комитета по экономике администрации города. Процедура утверждения тарифов в целом отработана. Специалист отдела учета, анализа и расчетов готовит перечень платных услуг, их калькуляцию. Цены на услуги устанавливаются с учетом:

  • себестоимости, рентабельности работ;
  • уникальности услуг;
  • особых условий: срочности, сложности, комфортности и т.д.

Мы постоянно проводим сравнительный анализ цен на аналогичные услуги и работы в других библиотеках города и страны.
Цены на дополнительные услуги ЦБС рассчитываются по единым методическим расчетам стоимости платных услуг (Постановление Правительства РФ №27 от 13.01. 1996 г.).
Расчет с пользователями осуществляется через выдачу кассового чека (в Центральной городской библиотеке) или квитанции об оказании платных услуг (в библиотеках-филиалах) и оплате за них.
Средства, поступившие от оказания платных услуг, поступают на внебюджетный счет и используются по нескольким приоритетным направлениям:

  • финансирование материальных затрат на развитие дополнительных услуг (оплата услуг Интернет, «Гарант», ремонт оборудования, приобретение тонера, бумаги, бланков)
  • финансирование материальных затрат на приобретение книжного фонда
  • финансирование процессов повышения профессиональной квалификации (обучающие семинары, тренинги, мастер-классы), участия в профессиональной жизни библиотечного сообщества России (оплата участия в конференциях, оплата членских взносов – участника РБА, АРБИКОН, ЭБНИТ)
  • финансирование материального стимулирования специалистов, участвующих в оказании платных услуг (премирование)
  • финансирование содержания, ремонта зданий и помещений библиотек, оплата услуг телефонной связи некоторых библиотек, ликвидаций аварийных ситуаций, оплата приобретенных канцтоваров, т.е. то, что недофинансирует бюджет

Сейчас в ЦБС формируется плановый порядок осуществления деятельности по привлечению внебюджетных средств. За этой работой осуществляется постоянный контроль администрации и аналитическое обобщение данных. Анализ проводится по следующим учетным позициям:
по объемам поступающих средств
Объем платных услуг, предоставляемых ЦБС населению, от общего объема финансирования составлял в 1998г. – 0,75 %; в 1989г -3 %; в 2000 году и далее – 6%.
В ЦБС производится ежемесячный сравнительный анализ доходов от платных услуг с аналогичным периодом прошлого года, с планом текущего года. Это позволяет оперативно реагировать на негативные ситуации, если таковые случаются. Отчет ежемесячно предоставляется в управление по культуре.
по структурным подразделениям ЦБС
Ежемесячно, ежеквартально, ежегодно осуществляется сравнительный анализ исполнения платных услуг различными структурными подразделениями ЦБС. Эта работа позволяет своевременно выявлять все плюсы и минусы в работе библиотек, выяснять негативные причины и устранять их
по видам дополнительных услуг
На кассовом чеке, который выдается пользователю, имеются коды, оказанной услуги. Такой анализ позволяет выяснить рейтинг оказываемых услуг. Так, по итогам 2005 года наиболее популярными у пользователей оказались следующие виды услуг:

  • распечатка
  • ксерокопирование
  • Интернет
  • набор текстов

Наблюдается динамика услуг, выполняемых за счет использования книжных фондов отделами обслуживания ЦГБ.
Аналитический учет доходной и расходной части внебюджетной сметы позволяет поднять на более высокий уровень систему управления деятельностью по привлечению внебюджетных средств.
Можно сказать, что внебюджетные средства, поступающие на счет ЦБС за выполненные услуги стали полноправным звеном единой системы управления финансовыми ресурсами, соединяющей в себе возможности как бюджетного, так и внебюджетного финансирования.
2011 год принес новую форму услуг выполняемых библиотекой. Министерство печати и информации Саратовской области заключило договор с ЦБС г. Саратова об оцифровке 14-томной Книги Памяти Саратовской области. Все формальности в отношении авторских прав соблюдены и сейчас работа идет, оцифрован уже 1-й том.
Таким образом, работа развивается в русле тенденций, определенных в недавнем поручении Президента о создании на базе библиотек, в том числе и публичных муниципальных, коллекции электронных книг.
Перспективное направление в развитии платных услуг – услуги досуговой деятельности, развитие кружковой работы в библиотеках. В этом направлении ведется работа по дополнению нормативных документов (в частности, внесение изменений в устав, где будет прописана возможность такой деятельности), а также работа по изучению спроса населения города на такие услуги.
Обо всех дополнительных услугах, оказываемых библиотеками, ЦБС информирует население: тарифы размещены на сайте ЦБС, информационном стенде Центральной библиотеки, во всех библиотеках-филиалах.
Однако в заключение нельзя не сказать следующее. Несмотря на сложность текущего момента, неясность механизма дальнейшего бюджетного финансирования библиотек, следует обратить внимание на недопустимость постоянной трансформации отдельных бесплатных форм библиотечного обслуживания в частично или даже полностью платные. Социальный баланс при одновременном осуществлении основных бесплатных направлений деятельности библиотеки и предоставлении дополнительных платных услуг важно постоянно поддерживать с помощью обязательной сверхнормативности всего платного обслуживания и его вспомогательного характера. «Экономическая граница» объективно проходит по документному фонду библиотеки: изначально бесплатным должен быть физический и интеллектуальный доступ пользователей к любому документу.

 

Щепина Наталья Петровна,
заведующая инновационно-
методическим отделом МОБ
г. Екатеринбурга
mob-imo@r66.ru
ДЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ БИБЛИОТККЕ ИМ. А.И.ГЕРЦЕНА

25 марта Библиотека им. Герцена Муниципального объединения библиотек Екатеринбурга рассказала и показала, как используются информационные и мультимедийные технологии в современном учреждении культуры.
День информационных и мультимедийных технологий приурочен не только ко Дню работников культуры (он отмечается в России 25 марта), но и к получению Муниципальным объединением библиотек престижного знака «Екатеринбургское качество» в номинации «Организация библиотечного обслуживания горожан с помощью новых информационных технологий»*
Обширная программа Дня началась в 12:00. Гостей библиотеки познакомили с интересными Интернет-новинками. Так горожане узнали, как посетить Эрмитаж, Третьяковку или Нью-Йоркский музей современного искусства, не выходя из дома. Будущим выпускникам рассказали, как с помощью Интернет можно подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ и где пройти on-line тестирование.
Продемонстрировали сотрудники библиотеки и электронные коллекции Герценки: аудио и видеозаписи концертов, электронные книги и многое другое.
Рассказ заведующей Центральной городской библиотеки Г.С. Градобоевой о том, как новые технологии помогают читателям современной библиотеки, завершил «информационную» составляющую программы. Гости Герценки смогли убедиться, что современные технологии для молодых людей служат не только средством развлечения – они помогают им творчески самовыразиться. А библиотека создаёт для этого все условия.
Примером такого сотрудничества молодых екатеринбуржцев и библиотеки стала ретроспектива работ детско-юношеского фестиваля «Дебют в цифровом формате», который проводится Муниципальным объединением библиотек уже несколько лет. Зрители увидели самые яркие и запоминающиеся работы «дебютантов» последних лет.
В это же время в Зале мировой культуры прошло выступление Ирины Алтаевой (лирическое сопрано). Самые запоминающиеся и любимые оперные арии и романсы в блистательном исполнении.
А завершился День информационных и мультимедийных технологий открытием выставки компьютерной графики.
Подробную программу Дня информационных технологий вы найдёте на блоге библиотеки им. Герцена http://gercenka.livejournal.com/
*Знак «Екатеринбургское качество» присуждается в Екатеринбурге с 2005 года предприятиям и организациям, если их продукция или услуга соответствует высшему уровню. Решение о присвоении почётного знака принимается на основе оценки независимой экспертной комиссии. Почувствовать себя в роли эксперта и оценить работу Муниципального объединения библиотек мог каждый горожанин - для этого достаточно переступить порог библиотеки. Вручается почетный знак Координационным советом под председательством заместителя главы Екатеринбурга В.В.Контеева.

 

Главный редактор
С.Ф. Бартова

Ответственный за выпуск
М.В. Криворучко

Редакционная коллегия:
Бойкова О.Ф.,
Булюкина Н.В.,
Викулова В.П.,
Жукова Н.В.,
Карауш А.С.,
Кононенко И.М.,
Скурихина Я.Е.,
Устинова О.Ю.,
Чернявская Н.Л.,
Якимович В.В.,
Якубов Э.Н.

Адрес редакции:
624130, Свердловская обл.,
г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13
тел (34370) 9-05-85; 9-02-62
факс (34370) 9-05-85
E-mail: adm_lib@usp.ru; adm_lib@mail.ru
http://www.publiclibrary.ru

За достоверность сведений, изложенных в публикациях, редакция ответственности не несет
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов материалов


В избранное