Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Как написать сказку

  Все выпуски  

Как написать сказку (5) Ошибки начинающего сказочника


В прошлом выпуске я описал нескольких простых способов сочинять сказки. В этом выпуске я расскажу об ошибках начинающего сказочника, и остановлюсь подробно на том, как преодолеть страх неудачи.

---------------------------------------------------------------------------
Шесть ошибок начинающего сказочника
---------------------------------------------------------------------------
Развивая талант сказочника, я делал множество ошибок. Вероятно, вы тоже будете их совершать, даже если я расскажу о них заранее. Тогда зачем нужно предупреждать? А затем, чтобы столкнувшись с трудностями, вы не впадали в уныние, а чувствовали себя уверенно. Ведь ошибки совершают все, и это нормально. "На ошибках учатся" - несколько заезженная, но вполне верная фраза.

Итак, шесть ошибок начинающего сказочника:

1. Большое произведение без плана.
Однажды пришло вдохновение, и я принялся сочинять сказку. Пол дня писал, потом сделал небольшой перерыв. Вернувшись к работе, я перечитал то, что получилось - и это мне совершенно не понравилось. Вроде бы написал много, но получилось слабо, неубедительно, много лишнего.
Теперь, сочиняя сказки, я, как правило, начинаю с плана, и стараюсь представить, как будет выглядеть мое произведение в миниатюре. Если идея миниатюры нравится, то, скорее всего, сказка тоже получится интересной. Кстати, это одна из причин, по которой я рекомендую моим читателям освоить жанр сказки-крошки.
Большое произведение начните с плана, а сказку - с миниатюры.

2. Заданная концовка.
Некоторые сказочники делают так: придумывают начало и конец сказки, а потом пытаются придумать недостающую середину. В чем тут ошибка? Представьте, что у вас есть гречневая крупа и молоко. При этом вы хотите приготовить из этих продуктов манную кашу. Будет довольно сложно свести концы с концами - это может стать причиной творческого ступора. Кроме того, заданная концовка - это барьер, который вы поставили на пути вашего воображения.
Дайте волю воображению - оно придумает лучшую концовку!

3. Красиво... но без смысла.
Какой бы нарядной ни была придуманная вами сказка, красота не заменит смысл. Идея сказки может заключаться в размышлениях или поступках героев и последствиях этих поступков. Чтобы сказка цепляла читателя, необходимо действие, конфликт, проблема и ее преодоление. В противном случае, произведение получится слабым.
Даже художники стараются рисовать картины со смыслом.

4. Выпячивание морали.
Когда автор желает во что бы то ни стало донести понравившуюся ему мысль - это другая крайность. Выпячивание морали может испортить впечатление даже от самой замечательной сказки. Пусть мораль в сказке будет тихой и ненавязчивой.

5. Застрял...
Бывает так, что сочиняешь сказку, и вдруг наступает творческий ступор. То, что написал не нравится, а как исправить - не знаешь. Это нормально. Не вымучивайте себя, оставьте произведение на потом. Сделайте паузу, придумайте другую сказку, а к этой вернетесь через неделю, месяц или год - как получится. Сказку "Принцесса-снежинка" я написал с третьей попытки. Это неважно - главное, чтобы результат был по душе.
Иногда сказке нужно дать время, чтобы она "дозрела".

6. Страх неудачи.
Страх потерпеть неудачу может проявлять себя в разной форме: неуверенность, боязнь критики, разочарование в своих способностях из-за того, что сходу не получается. Я видел, как начинающие сказочники поддаются этому страху, и в результате перестают заниматься творчеством. Это очень серьезная ошибка, и поэтому я остановлюсь подробнее на том, как бороться с этим страхом.

---------------------------------------------------------------------------
Как преодолеть страх неудачи
---------------------------------------------------------------------------
"Никогда у меня так не получится".
Так говорят самокритичные люди, сравнивая свои первые пробы с произведениями любимых писателей. Почему-то люди забывают, что талантливые люди не всегда были талантливыми. У них тоже были первые пробы, первые удачи и неудачи. Знаете ли вы, сколько неудачных проб было у Стивена Кинга перед тем, как его начали печатать?
Поначалу талант - это семечко, и чтобы вырастить из него дерево, нужны время и усилия. А пока бессмысленно сравнивать маленький росток с большим цветущим деревом. Вот и не сравнивайте. Все равно дерево вашего таланта будет отличаться от всех других.
Соревнуйтесь сами с собой. Сказка, которую вы придумали сегодня лучше той, что была вчера. Какую сказку вы придумаете завтра?

"Не получается. Кажется, у меня нет таланта".
Позиция "либо у меня сходу получится что-то сносное, либо я и пробовать не буду" - это просто проявление вашей гордыни. Вы действительно думаете, что начнете писать, и у вас сразу же начнет все получаться? Думаете, так бывает?
Разумеется, если ваше творчество приносит вам лишь разочарование, то заниматься им бессмысленно. Но достаточно часто разочарование наступает в результате надуманных причин. Например: "У меня в голове есть представление, что сказка должна быть красивой и душевной, а у меня все больше получается нечто больше похожее на притчу. И, поэтому, я перестаю заниматься сказками".
Друзья, не забывайте, жанр сказки чрезвычайно разнообразен. Как я уже писал, талант сказочника делится по трем направлениям: мысли, чувства и образы. Сочиняйте сказки, которые вам ближе. Сказки мыслителей ничем не хуже красивых волшебных сказок. Если же вы непременно хотите научиться сочинять красивые сказки - что ж, замечательно. Пробуйте, учитесь. Только не забывайте, что вы в самом начале пути. Цветущее дерево не вырастет из семечка за один день. Но проблема не в семечке - а в ваших завышенных ожиданиях!
Наберитесь терпения. Научитесь радоваться даже небольшим успехами.

"Чужие замечания (даже если они глупые) выводят меня из себя. А еще меня задевает, когда люди не обращают внимания на мое творчество".
Знаете, у вашего творчества есть по крайне мере один заинтересованный читатель - это вы. В первую очередь мы творим для себя, потому что творчество от души приносит человеку радость. Проблемы начинаются, когда писатель пытается объективно оценить результаты своего творчества.
Когда человек не верит в себя, он начинает искать поддержку у окружающих. Он разрешает себе радоваться только если другие его хвалят, и испытывает страдания, когда его критикуют по любому пустячному поводу. Человек настолько не уверен в себе, что запретил себе иметь собственное мнение. В душе таких людей живет строгий внутренний цензор, который внушает им мысль о собственной бездарности. Так радость творческого процесса омрачается страхом критики внешней (а на самом деле - внутренней).
Друзья, нельзя творить от души "из под палки". Либо вы сумеете поставить своего внутреннего цензора на место, либо вам действительно не стоит заниматься творческим трудом. Компромиссы вроде писать в стол - не в счет. Я надеюсь, вы уже почувствовали, как это здорово творить - и осознаете, что можете потерять, если пойдете на поводу у страхов.
Как бороться с "внутренним цензором"? А вы не боритесь. Когда у вас появляются мысли - мол что ты делаешь, у тебя нет никакого таланта, и все равно ничего не получится, над тобой будут смеяться и т.п. - соглашайтесь. Да, пускай у меня нет таланта, пускай ничего не получится. Но я делаю именно то, что хочу делать, и получаю от этого удовольствие. А что из этого получится - время покажет.

---------------------------------------------------------------------------
Сказка-крошка
---------------------------------------------------------------------------
Сказка-крошка для очередного выпуска.

-= Страшный ковер =-
Жил был ковер - мягкий персидский ковер ручной работы с затейливыми узорами. Увы, оценить достоинства ковра было некому, потому что находился он в кабинете большого босса (и большого самодура впридачу). Иногда кого-нибудь из подчиненных вызывали на ковер, и, как правило, на этом карьера бедняги заканчивалась. Сотрудники побаивались ковра, а начальник был слишком занят важными делами, чтобы обращать на него внимание.
Так бы и пылился без толку этот прекрасный, но никому не нужный ковер, если бы Миша Соколов. Он один не испугался, и поэтому смог увидеть в то, чего не видели другие. Высоко вознесся Миша на ковре-самолете. Оттуда его бывший начальник-самодур выглядит мелким и совсем не страшным.
(С) Сергей Трубников

--------------
Напоминаю
--------------
В этой рубрике я буду публиковать не только собственные маленькие сказки, но и сказки других участников рассылки. Если вы хотите увидеть свое произведение в рассылке, опубликуйте его на сайте proza.ru (или любом другом сайте), затем пришлите ссылку на почтовый ящик sergeyt81@gmail.com

На этом я заканчиваю пятый выпуск рассылки. Темой следующего выпуска рассылки будет воображение сказочника.

С уважением,
Трубников Сергей

В избранное