Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русский Христос

  Все выпуски  

Русский Христос Русский народ, власть и церковь в 19 и 21 в.: есть прогресс?


Участниками РПЦ (щекотания ЧСВ и пускания пыли для) принято указывать на то, что:

  • упадок религии в России случился из-за атеистической советской власти, а вообще народ весьма религиозен;
  • православие способствовало становлению русской государственности и без него ему кирдык;
  • православие отвечает духовным запросам человека, особенно русского.

Однако, Лев Толстой ещё в 1880-х гг. показал, что гуманнные истины, открытые Иисусом Христом, как-то: "бог есть любовь", "не противься злу силой", "возлюби ближнего своего", "прощай обидчиков", "все люди равны как сыны одного отца", — истины эти вовсе не являются истинами, проповедуемыми православной церковью, а даже наоборот...

Последние 30 лет своей жизни Толстой посвятил именно изучению этого вопроса: см. "В чём моя вера", "Церковь и государство" и мн. др., за что он был отлучён от церкви, на что написал свой ответ, заслуживающий внимания: "Ответ Синоду":

Я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения.

Так что нет, не отвечает православный культ духовным запросам человека, так как не содержит гуманных, человечных ценностей, заповеданных человечеству великими учителями человечества.

Но есть ещё более ранние высказывания против церкви и её влияния на народ: Письмо В. Г. Белинского к Н. В. Гоголю от 15/3 июля 1847 г., где есть такие слова о роли и месте церкви в жизни общества:

Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов — что Вы делаете?.. Взгляните себе под ноги: ведь Вы стоите над бездною... Что Вы подобное учение опираете на православную церковь — это я еще понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа-то зачем Вы примешали тут? Что Вы нашли общего между ним и какою-нибудь, а тем более православною церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принципа ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть, поборницею неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, — чем и продолжает быть до сих пор. Но смысл учения Христова открыт философским движением прошлого века. И вот почему какой-нибудь Вольтер, орудием насмешки потушивший в Европе костры фанатизма и невежества, конечно, больше сын Христа, плоть от плоти его и кость от костей его, нежели все Ваши попы, архиереи, митрополиты и патриархи, восточные и западные. Неужели Вы этого не знаете? А ведь всё это теперь вовсе не новость для всякого гимназиста...

Белинский также высказывает сомнение в религиозности русского народа:

Неужели Вы, автор «Ревизора» и «Мертвых душ», неужели Вы искренно, от души, пропели гимн гнусному русскому духовенству, поставив его неизмеримо выше духовенства католического? Положим, Вы не знаете, что второе когда-то было чем-то, между тем как первое никогда ничем не было, кроме как слугою и рабом светской власти; но неужели же и в самом деле Вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабную сказку? Про попа, попадью, попову дочь и попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, колуханы, жеребцы? — Попов. Не есть ли поп на Руси, для всех русских, представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства? И будто всего этого Вы не знаете? Странно! По-Вашему, русский народ — самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиэтизм, благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя божие, почесывая себе задницу. Он говорит об образе: годится — молиться, не годится — горшки покрывать. Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности. Суеверие проходит с успехами цивилизации; но религиозность часто уживается и с ними: живой пример Франция, где и теперь много искренних, фанатических католиков между людьми просвещенными и образованными и где многие, отложившись от христианства, всё еще упорно стоят за какого-то бога. Русский народ не таков: мистическая экзальтация вовсе не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме; и вот в этом-то, может быть, и заключается огромность исторических судеб его в будущем. Религиозность не привилась в нем даже к духовенству; ибо несколько отдельных, исключительных личностей, отличавшихся тихою, холодною, аскетическою созерцательностию — ничего не доказывают. Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, теологическим педантизмом да диким невежеством. Его грех обвинить в религиозной нетерпимости и фанатизме; его скорее можно похвалить за образцовый индиферентизм в деле веры. Религиозность проявилась у нас только в раскольнических сектах, столь противуположных, по духу своему, массе народа и столь ничтожных перед нею числительно.

Так что нет, не религиозен наш народ, а потому не нужно утверждать этого и не нужно разрушать светское образование, секуляризованное государство и право.

Наконец, исторически православие если и помогало становлению государственности русской, собиранию земель, то это ведь было собирание континентальной колонии. Католичество точно так же "помогало" собиранию Британской империи, однако же она ведь распалась, дав национальную независимость колониям. Почему же Россия должна оставаться империей с идеологией колонизаторов, каковой являлось православие для Российской Империи, когда православные священники освящали оружие, войска и благославляли правителей на захват прилегающих территорий?

Так что нет, не является православие основой для современной русской государственности ввиду устарелости целей и ценностей.

Поэтому-то не удивителен нынешний конфликт между РПЦ и общественностью. РПЦ, действуя волюнтаристски и лояльно властям, совершает то же самое, что вызывало протест у мыслящей части русского народа уже в 19-м веке.

И уже тогда Белинский заметил, что в России лояльность властям предержащим (они начинают "упиваться созерцанием божественной красоты самодержавия") нападет на тех, кто ударяется в религию:

Когда европейцем, особенно католиком, овладевает религиозный дух — он делается обличителем неправой власти, подобно еврейским пророкам, обличавшим в беззаконии сильных земли. У нас же наоборот, постигнет человека (даже порядочного) болезнь, известная у врачей-психиатров под именем religiosa mania, он тотчас же земному богу подкурит больше, чем небесному, да еще так хватит через край, что тот и хотел бы наградить его за рабское усердие, да видит, что этим окомпрометировал бы себя в глазах общества... Бестия наш брат, русский человек!..

Думается, до сей поры остаются верными, — ввиду нереализованности из-за противодействия и властей, и церкви! — слова Белинского в том же письме о том, чтó же нужно России для нормальной жизни:

Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиэтизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение.

В избранное