Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Читаем с нами. Книги о бизнесе

  Все выпуски  

Читаем с нами. Книжное обозрение.


Злобный Ых

Виктория Угрюмова, Олег Угрюмов "Некромерон"

Каждому казначею, желающему повысить доходы казны за счет налогов военного времени, следует твердо усвоить одну простую истину: никогда не следует объявлять войну могущественным некромантам. Даже если сама война, как предполагается, ограничится пленением безащитного ученого вьюноши, только-только прибывшего на родину из дальних стран и в некромантии разбирающегося примерно так же, как король вашей страны - в балете. Потому что никогда не знаешь, что случится с этим робким нервным юношей даже за ту пару недель, что необходимы для подготовки к войне. Известно, что с кем поведешься, от того и наберешься, а повестись у нового владетеля Кассарии есть с кем. Например: нетрадиционного происхождения и сложения дворецкий; троглодит из дальних земель с рекомендательным письмом и жутким заклинанием "брысль!"; мумия дедули, сколько-то столетий назад прирезанного в собственной библиотеке; глазастый халат лекаря, тоже сколько-то столетий обитающий в замке на положении местного призрака; ищущий подвигов минотавр, вооруженный папенькиным боевым топориком и маменькиными наставлениями; немножко местного населения в виде оборотней, титанов, горгонид, кентавров и прочей несерьезной чепухи; вампирского принца, старого знакомого дедули...

Короче говоря, ресурсов для войны даже у новоиспеченного некроманта может оказаться достаточно. А сверх того в войну могут захотеть вмешаться и совсем посторонние силы, имеющие цели, совершенно не совместимые с наполнением государственной казны. И упаси господь привлекать эти силы на свою сторону в обмен на мелкие незначительные услуги - результат может оказаться даже плачевнее, чем результаты ставок его королевского величества в Кровавой Паялпе. Да и вообще - на войну нужно далеко ходить, жить в каком-то продуваемом шатре посреди чиста конкретного поля, увертываться от зигзаголетающего летучего мыша, а самое главное - давать интервью военному корреспонденту журнала "Сижу в дупле". Между нами - перенести можно практически все тяготы, кроме последней.

А если уж вы ввязались в эту безумную авантюру, уповайте лишь на то, что неопытному некроманту будет не до подготовки к битвам. Что все его силы уйдут на вхождение в курс дела, завоевание авторитета, общение с местным населением и утопликом в колодце заднего двора, председательство на традиционном Бесстрашном Суде, войну с Силами Ада и прочие занятия, безусловно, увлекательные, но требующие жутко много времени. И тогда появится шанс - нет, не победить. Хотя бы отступить с поля боя на почетных условиях...

Очень качественная юмористическая фантастика с изрядной примесью черного юмора. Читается легко и ненапряжно, фабула увлекательна, шутки смешные, пусть даже местами и избитые, и даже традиционная алкогольная тема большого отвращения не называет. На данный момент это дилогия, но, очевидно, планируется как минимум третий том. Рекомендуется всем любителям жанра.

Жанр: юмористическая фантастика
Оценка (0-10): 7+
Ссылка: "Альдебаран"
Приблизительный объем чистого текста: 650 + 750 = 1400 kb




Цитаты:

- Чудесное зрелище, - довольно молвил Мадарьяга, свешиваясь из окна под таким углом, что Зелг невольно поежился. - Нет, по настоящему редкое и милое. Взгляни, мой мальчик.

Там, за крепостными стенами, Такангор проводил смотр войск перед тем, как представить Зелгу его вооруженные силы. Герцог бросил короткий взгляд вниз и не смог сдержать усмешку.

- Многое видели древние стены Кассарии, - поведал Дотт. - Разные времена - разные войны, но такую армию…

- Вполне симпатичная армия, получше многих, - возразил князь. - Что то мне подсказывает, что она произведет настоящий фурор на поле боя.

- Вот с этим я согласен, - сказал Зелг. - Фурор - именно то слово, которое я тщетно подыскивал. Немного напоминает странствующих циркачей, немного - паноптикум, самую малость - кошмарный сон, а так ничего, вполне кондиционное воинское соединение.

- О нем еще будут слагать легенды.

- Не сомневаюсь.

- И писать книги.

- Вне всяких сомнений. По психиатрии.

- И упоминать в истории войн.

- В разделе "Бывает же такое".

- Ты привередлив, малыш. И недальновиден.

- Господь с вами, князь.

- Никогда не был точно уверен, что Он есть. Но если Господь существует, то уж точно не со мной.

- Вернемся к армии. Как я должен с этим воевать?

- Никак, - сказал кто то за спиной.

- А а, милорд Такангор, - слегка растерялся Зелг. - Как понимать ваше заявление?

- Очень просто. Это не вам воевать с войском, а ему с вами. Причем, прошу заметить, во главе. У вас найдется броский, но элегантный костюм для стремительных атак?

- Пожалуй.

- А принять парад?

Герцог оглянулся на свою свиту.

- Если подлатать дедулины сапоги и подштопать мантию, то это будет нечто, - предложил Дотт. - Шлем в оружейной хранится специально для такого случая, фамильные доспехи на вас не налезут, ну да это пустое, Думгар запихает. - Заметив, как побледнел молодой повелитель, поспешно уточнил: - А не запихает, и так сойдет. Мало, что ли, ваши славные предки награбили, чтобы вам не нашлось костюмчика?

- Пора бы и подграбить, - деловито сказал голем. - Никаких новых поступлений в сокровищницу в течение ста лет. Непорядок. Так только, одна мелочь, сплошные крестьянские подношения, да вот Бумсик с Хрюмсиком иногда в крепостном рву что нибудь нароют.

- Сюда бы мою мамулю, - мечтательно молвил Такангор. - Она бы это дело наладила: добровольно, значит, и с песней.

- Господа, господа, опомнитесь! Я же все таки пацифист, - некстати брякнул Зелг.

- Не беда, мальчик мой, - дружески похлопал его по плечу вампир. - Даже это лечится.

Затем они спустились в замковый двор, ведя под белы руки начинающего некроманта и завоевателя.

- Прошу! - широко повел рукой Такангор. - Орлы! Львы! И прочей твари по паре… Кавалерия кентавров!

- Слава да Кассару! - грянули кентавры.

Зелг оглядел их: впечатление кентавры производили прекрасное, разве что слегка смущало присутствие полуведерной пивной кружки в качестве штандарта полка. Доктор Дотт заметил, как расширились глаза герцога, и успокоил:

- Это еще не беда. Это еще вполне прилично и как то объяснимо. Советую не комментировать, милорд.

- А аа, да, да, конечно, - неуверенно согласился Зелг. - Но как же?

- Как нибудь, - строго сказал мудрый доктор. - У всех должны быть маленькие предсмертные радости. Вот мне, помнится, хотелось селедки.

- Ну тогда ладно…

- Тяжелая пехота! - доложил Такангор.

Роль тяжелой пехоты исполняли староста Иоффа с сыновьями, кузнец Альгерс, кобольд из "Расторопных телег", десяток дендроидов и почтенный Гописса со своей лучшей сковородкой наперевес.

- Их сомнут в первой же атаке, - горько молвил да Кассар.

- Не уверен, - весело заметил Мадарьяга. - Титан, кобольды, дендроиды - народ крепкий. Я по молодости лет тоже как то пытался смять одного оборотня. Аккурат в новолуние, дурачок. Шрамы до сих пор остались.

- При чем тут оборотни?

- А кто, по твоему, сей достойный муж? - полюбопытствовал вампир.

- Староста деревни.

- И потомственный дипломированный оборотень, с позволения вашей милости, - широко улыбнулся Иоффа, и только теперь Зелг понял, что ему напоминала эта открытая белозубая улыбка: волчий оскал. - Мы многие века верой и правдой служили вашим предкам, ваше высочество. Квалификацию повышаем два раза на поколение, все новшества изучаем досконально. Как есть.

- Что ж вы молчали?

- Стоит ли перегибать палку?

Предусмотрительный Думгар подсунул герцогу загодя заготовленное кресло, и тот с облегчением опустился, а вернее, упал в него, готовясь к продолжению. Продолжение не заставило себя ждать.

- Воздушная кавалерия - это понятно, - прокомментировал минотавр стаю летучих мышей с грифоном во главе. - Господин Думгар будет нашей самодвижущейся артиллерией. И прошу заметить, к нему не нужно придавать никаких пехотных подразделений для защиты - он и сам от кого хочешь отобьется. Легкая пехота и отряды снабжения, а также лекарская рота - все это ваши подданные, их я, ваше высочество, оставил в Виззле. Поверьте на слово, не подведут. А теперь моя отдельная гордость: специальные войска.

И минотавр отступил на шаг, жмурясь от удовольствия.

- Прежде всего - диверсионная группа!

Перед герцогом присели в церемонном реверансе Альгерсова Ианида и другая дама, постарше и, скажем так, посолиднев. Последнюю Зелг определил как мадам Мумезу. Будучи настоящим джентльменом, он поднялся со своего места, поклонился и учтиво произнес:

- Признателен, мадам. Благодарю за отвагу и героизм. Ианида зарделась, а вот мадам Мумеза сварливо заметила:

- Приберегите благодарности на потом. Не то слов не хватит.

Несчастный староста возвел глаза к небу, но грозная теща каким то образом уловила сей непочтительный жест и сообщила:

- Ох, кабы не грядущая битва, я бы тебе, зятек, козью морду исполнила.

- Мама, - взмолился Иоффа. - Хотя бы тут угомонились. Пошто его высочеству?..

- А пусть и милорд знают, что я тебе отдала всю молодость. Лучшие годы! - Мумеза задумалась на секунду, почувствовав некое несоответствие в словах, но не растерялась. - Пусть не я, но ведь дочка моя родимая. Кровинушка.

- Да, да, само собой, - бестолково залепетал Зелг, ощущая суровый натиск мадам.

- Само собой! - передразнила она его уж и вовсе непочтительно. - Все вы мужики одним миром мазаны, все негодяи, разгильдяи и… придумайте, чтоб в лад было!

- Скупердяи, - послушно откликнулся доктор Дотт.

- Вот вот! - сказала мадам Мумеза. - Сразу отозвался, небось скряга каких мало.

- Как же ею можно руководить во время боя? - в ужасе прошептал герцог.

Уши мадам гневно зашевелились, но, очевидно, даже она испытывала нечто вроде уважения к гордому семейству некромантов, ибо довольно сдержанно ответила:

- А бычок из всех вас один толковый да смышленый. Далеко пойдет, если будет слушать тетю Музу. Правда, детка?

- Угу, - кивнул Такангор. - Не волнуйтесь, мадам, всенепременно оправдаю!




Так странно все сложилось, что только сегодня, накануне сражения, Зелг впервые увидел большую часть своего замка. До того он побывал только в пиршественном и тронном залах, спальне и прилегающем к ней кабинете. Да еще пару раз гулял в саду, старательно обходя и тропинку, ведущую на задний двор, и тем более колодец с утопликом, столь тепло встретившим его в день приезда. А замок оказался совершенно волшебным.

Деловитые, трудолюбивые домовые, похожие на толстеньких мышей с розовыми пятачками, вооружившись метелочками и щеточками, сновали по комнатам и коридорам. Учтивые призраки приветливо кивали из темных углов и доверчиво предлагали молодому хозяину свои нехитрые сокровища в знак дружбы и благоволения. Крохотные огоньки повсюду летали за ним и услужливо освещали любую картину или фреску, которая привлекала его внимание. На шаг позади Зелга важно топал шестиногий столик с напитками и легкой закуской. Зелг бродил по отчему дому.

Его пленили маленькие, уютные комнаты с низкими потолками и стрельчатыми окнами, с витражами, в которых преобладали золотистые, зеленые, голубые и сиреневые тона. Комнатки со стенами, расписанными бледными фресками в незапамятные времена величайшими художниками мира, с низенькими, но тяжелыми дверями, снабженными бронзовыми засовами, хранили неожиданные тайны. Открывая очередную дверь и наклоняя голову, чтобы пройти, Зелг ожидал обнаружить в соседнем помещении… Точнее, он не ожидал обнаружить за этой дверью огромное пространство зимнего сада, куда солнечный свет проникал сквозь хрустальный купол, а резные колонны терялись в вышине, упираясь витиеватыми капителями в потолок, выложенный светлой бирюзой. Половину зала занимал бассейн с неровными бортиками, в котором над дюнами золотого песка, малахитовыми скалами и розовыми раковинами, среди лесов диковинных водорослей плавали разноцветные рыбы и черепашки. Хрустальный водопад срывался с яшмовой скалы, усыпанной мелкими вьющимися растениями. Густые заросли редкостных трав и кустарников, крохотные плодоносящие деревца в фарфоровых сосудах, аквариумы с экзотическими заморскими тварями, птичий щебет и пересвист, легкий ветерок, совершенно невозможный в замкнутом помещении, будь оно сколь угодно обширным…

- Какая красота! - всплеснул руками пораженный герцог.

- Рад стараться, милорд, - ответил кто то у него за спиной.

Привычный к неожиданностям, Зелг не подпрыгнул и не свалился в воду, а всего лишь сдержанно икнул. Около него топталось приветливое кряжистое дерево с изумрудными глазками и пышной шевелюрой клейких зеленых листочков. В одной ветке дерево сжимало исполинскую лейку, в другой - лопаточку, а в третьей - капризничающий саженец.

- Я ваш внутризамковый садовник Мема, - отрекомендовалось дерево приятным басом. - А мой братец Фема возится с замковым парком. Ваша милость желает дать какие нибудь указания?

- Что вы! - рассмеялся Зелг. - Как можно указывать такому знатоку и профессионалу? Что я вам скажу, когда я полный профан?

Все профессии - это заговор специалистов против профанов.
Джордж Бернард Шоу

- Оно и верно, ваше высочество, - оживился садовник. - Кто бы вас стал слушать, откровенно говоря?

- Тоже мысль.

- Сами посудите, как можно иначе, коли доктор Дотт заказывают новые семена каждый сезон, а милорд Думгар велят заказы отменить в целях не столько экономии, сколько пресечения самоуправства. Господин Иоффа велят высадить в парке волчью лилию, чей запах привлекает оборотней, а господин Альгерс просит ее упрятать обратно, ибо горгониды волчью лилию на дух не переносят. Из "Расторопных телег" каждый день шлют слезные просьбы пожертвовать пару листочков специй для их адских зелий, а господин Гописса просит их себе, для булочек и блинчиков. - Дерево безнадежно махнуло всеми свободными ветвями. - Самочинно управляюсь, потому как всех слушать - долго ли сдуреть?

- Недолго, - посочувствовал Зелг.

- Так что, ваше высочество, ежели цветиков каких возжелаете, али птичек, али рыбок - милости просю. Что же до рассудительных замечаний, ценных указаний и прочего, не теряйте зря времени.

- Не буду, - пообещал герцог.

- Молодца! Наш человек, - одобрил Мема. - Война на когда назначена?

- Вроде на завтра.

- Обязательно приду, - пообещало дерево. - Я бы и сегодня явился в расположение, да саженцы высадить надо. Альрауны раскапризничались. Вот еще что: я давно думаю бабочек завести. Вообразите, какое благолепие будет, если над всеми цветами да над прудиком станут порхать бабочки и стрекозы.

- Волшебно.

- Ну, значит, после войны и приступим, - сказал Мема. - Пойду я, а то корни у малыша замерзнут, расчихается и плохо приживется.

- Да да, конечно идите, - торопливо согласился Зелг. - Приятно было познакомиться. А если кто станет препятствовать в любом вашем начинании, смело говорите, что это я велел.

Дерево исчезло в густых зарослях, а герцог какое то время посидел на краю бассейна, послушал птиц, понаблюдал за черепашками, а потом двинулся дальше в обход своих владений.




Ссылка дня: Библиотека "Ну-ну". Широко известная библиотека юмористической фантастики. К моему огромному сожалению, на днях владелец объявил об ее закрытии (без уточнения причин). Так что успевайте качать оттуда тексты, пока сайт еще доступен.




Архив рассылки доступен здесь.

Хотите опубликовать свою рецензию? Пришлите ее редактору (в поле Subject укажите "Читаем с нами").




В избранное