Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Читаем с нами. Книги о бизнесе

  Все выпуски  

Читаем с нами. Книжное обозрение.


Евгений Лотош aka Злобный Ых

Светлана Дмитриева "Рассадник добра"

Не ходите, девки, если и не замуж, то уж по грязным закоулкам - точно. Иначе вы рискуете тем, что в сомнительной забегаловке вам предложат изменить судьбу и забросят в совершенно непонятный мир. Нет, ясно, что в старом мире, окромя опостылевших матери с непрестанно меняющимися алкоголиками-отчимами и надоевшей школы, терять нечего, но все же это родной и знакомый мир. А в новом мире и солнце глазастое, и гусеницы тоже, и слова неправильно употребляют, и вообще какие-то странные и непонятные вещи происходят.

Вот, например, идет молодая глупая девчонка по глухой лесной дорожке и оказывается в трактире. И находит в том трактире колечко волшебное, изумрудное и все из себя магическое. И прячет его за пазуху, и предвкушает великое будущее, а ночью ее на пару насилуют здоровые мужики, предварительно врезав табуреткой по башке, чтобы не рыпалась... Ой, что-то не то получилось. Попробуем иначе. Итак, идет молодая глупая девчонка по глухой лесной дорожке и приходит в гости к лесным бандитам, которые просто обязаны быть защитниками слабых и угнетенных, и встречается с волхвами лесными и мудрыми, которые учат ее волшбе потаенной, а ночью скармливают чудищу лесному и голодному... Ой, опять не то. Итак, идет... короче, в конце концов попадает в город и нанимается прислугой за все в храм бога смерти, где в нее ночью и вселяется благополучно некий оживший мертвец... Тьфу, опять не то.

В общем, подбирать правильный вариант развития событий для молодой глупой девчонки из чужого мира затрахается даже настоящий бог, каким бы всевидящим и разумным он ни был. Не место этот мир, как бы он ни выглядел, для молодых, глупых и нахальных. Так что остается подыскивать дорогу вслепую, методом проб и ошибок, оставляя читателю надеяться, что верные друзья-эльфы не втянут ее в смертельно опасную авантюру, а некромант-наниматель по ходу дела не выдоит до дна ее жизненную силу. Ну, а куда эта дорога приведет, потом видно будет.

Юмористическая фэнтези. Роман написан очень неплохо и в достаточно необычном стиле. По ходу дела автор достаточно ехидно пародирует классические повороты фэнтезийных сюжетов, демонстрируя, как оно должно случиться, ежели романтический герой попадет в такую ситуацию не в книжке, а в реальности. Сверх того в тексте отсутствуют опостылевшие типовые приемы пробивания читателя на "ха-ха" (наподобие беспрестанного пьянства героев или идиотов-врагов), за что тексту отдельный плюс. Собственно, недостаток у романа только один: отсутствие внятной концовки и объяснения происходящего, явно намекающие на грядущее продолжение. Но при этом финальные эпизоды удивительным образом резко серьезнеют, оставляя надежду на то, что следующие серии (если таковые появятся) окажутся не только пародийно-юмористическими, но и будут иметь самостоятельную ценность. В общем, рекомендую.

Жанр: юмористическая фантастика
Оценка (0-10): 7+
Ссылка: Фэнзин
Приблизительный объем чистого текста: 980 kb




Цитаты:

Лет до десяти Машка, залпом проглотив соседкины любовные романы в мягкой обложке, страстно мечтала о том, как в ее район случайно заедет африканский алмазный принц, влюбится в нее и заберет вместе с матерью в свою теплую страну, где не нужно ничего делать и бананы растут на деревьях. Чернокожие улыбчивые подданные стали бы носить Машку в паланкинах и обмахивать веерами из павлиньих перьев. Они бы полюбили ее - она так думала, - несмотря на то, что она белая. И потому, что Машку безумно любил бы их принц, и еще потому, что тогда она еще была доброй и доверчивой девочкой, застрявшей на полпути между детскими сказками и Конвенцией о правах человека.

Неподалеку от их школы был сквер, где росло пять или шесть декоративных яблонь, по осени увешанных кислой китайкой. Машка частенько сидела на толстом суку одной из них и, жуя противные крохотные яблоки, представляла, как чернокожий принц подъедет к их дому на длинном черном "мерседесе" и все соседи выбегут во двор. И как они удивятся, увидав, что под руку с принцем идет Машка Бурова, хулиганка и оторва. Но ни принца, ни бесплатных бананов в ее жизни так и не случилось. Она крепко уяснила, что Золушки встречаются с принцами только в сказках. В реальной жизни принцев, белых арабских скакунов и дворцов не хватает на всех. Их быстро разбирают те, кто ближе стоит: принцессы, кинозвезды и прочие милые дамы, которым и без чужого богатства живется неплохо. Нищенкам нечего надеяться на волшебную случайность, если у них нет специальной феи, эту случайность готовящей.

У Машки феи не было, а были не поддающиеся никаким лосьонам прыщи, светлая голова и безалаберные отчимы. Согласитесь, это не самое лучшее приданое для той, кто мечтает выйти замуж за принца. Годам к тринадцати она утешилась, заменив любовные романы фантастическими. В отличие от сопливых сказок про невероятную, несбыточную любовь с миллионером романы о драконах и рыцарях дали хоть какой-то результат. Вера в чудеса - субстанция нематериальная, окупается редко и с трудом, однако вряд ли Машка вообще зашла бы в волшебный салон, не верь она в магию хоть немножко. Тем более что услуги колдунов оплачивались вполне реальными деньгами. Денег на ерунду ей всегда было жалко, ведь у нее свободные финансы появлялись редко.

- Не совсем тот результат - тоже результат, - резюмировала вслух Машка, хотя вокруг никого, кого бы заинтересовали ее слова, не наблюдалось. - По крайней мере, я попала хоть куда-то, и это "где-то" находится далеко от Отрадного. Уже замечательно. Если бы я еще что-нибудь пожрать с собой взяла, было бы совсем хорошо.

То, что Машка видела перед собой, Ботанический сад уже не напоминало. Или это был самый большой в мире Ботанический сад. Но, увы, в этом саду не было ни палаток с шоколадками, ни торговцев хот-догами с их забавными тележками. И, кажется, административных зданий не было тоже. Правда, они могли быть искусно укрыты под сенью листвы, но тогда это могло значить только одно: Машка оказалась в Америке. Что ее здорово не устраивало. Хотя вряд ли живущих здесь интересовало ее мнение. От кого-то из знакомых она слышала, будто в этой стране больших возможностей весьма плохо относятся к русским эмигрантам. А особенно к безденежным русским эмигрантам. Маловероятно, что кто-то мог отнестись к ней хуже, чем последний временный отчим, но и выдворение из страны со скандалом ее не устраивало.

Поискав немного вокруг, Машка обнаружила скрытую кустами тропинку, убегающую в чащу леса. Других троп видно не было, и она, вздохнув, двинулась по этой.

- Ну, или здесь какие-то очень упорные грибники, - сказала она себе, - или у меня с глазами плохо и крыша поехала.

Еще об одном варианте - что тропинку протоптали крупные животные, возможно хищные и питающиеся человечиной, - она решила не задумываться. Съедят так съедят, а заранее расстраиваться по этому поводу бессмысленно. Шагая по загадочной тропинке, Машка зорко высматривала травяных эльфов, говорящие цветы и пророчествующих птиц на деревьях, но то ли погода стояла совершенно неподходящая, то ли Машку действительно жестоко обманули - вокруг ничего такого не было. Деревья здесь росли странные, но мало ли где растут деревья, которые она с ходу не опознает? Если вон то, что сильно смахивает на елку, только черное и попушистее, единственное серьезное отличие этого фэнтезийного мира, то не пойти ли этому фэнтезийному миру по известному адресу? Елки Машке нужны не были - разве она лесозаготовщик? Она упорно шла вперед, уверенная в том, что в конце тропинки непременно обнаружится что-нибудь интересное. Не обязательно сразу заколдованный принц или попавший лапой в капкан драконенок. Сейчас ее устроила бы и придорожная таверна. Из книжек про параллельные миры Машка знала, что в любой таверне можно отработать ужин мытьем посуды, так что наличие всего трех рублей в кармане джинсов совершенно ее не беспокоило. Возможно, в Москве это и могло стать проблемой, но не в фэнтезийном мире, где деньги не имели такого значения. Об этом же во всех книжках написано! А если об этом написано везде, не может же это быть откровенным враньем.

- В конце концов, - рассуждала она вслух, чтоб не так скучно было топать по мокрому лесу, - раз меня куда-то зашвырнуло из города, значит, магия все-таки существует. А если магия существует, почему бы не существовать параллельному миру? В параллельные миры Машка верила свято, потому как фантастику любила. Собственно, с фантастики все и началось.




Вилигарк толкнул дверь, и в глаза Машке брызнул радужный свет. Комната, просторная и полностью лишенная крыши, залита была сиянием до такой степени, что не представлялось возможным отчетливо разглядеть, что именно в ней находится. Видны были обломки мебели, разбитый аквариум и кружащийся до сих пор в воздухе пух. Когда же наконец Машкины глаза привыкли к свету, она тихонько ахнула и попятилась. Два демона, в точности похожие на ее мурлычущего приятеля, но гораздо более крупные, отдыхали в созданном ими бардаке. Спина ее почти сразу же наткнулась на препятствие. Машка обернулась и встретилась глазами с хозяином дома. Взгляд у него был злорадный и торжествующий, словно вовсе не его дом только что разрушила парочка взрослых талиберов. Не иначе, дом был застрахован, и некроманту теперь грозили крупные финансовые неприятности, чему Фер Руар был рад. Препятствием же оказалась его рука, жесткая и холодная, как у покойника.

- Убедились? - любезно спросил он.

От этой любезности его, наигранной и приторной, Машку тошнило.

- Вы можете идти, - спокойно сказал Вилигарк. - Я позову вас, когда возникнет необходимость.

Человечек не посмел противоречить ему, исчез, зашипев, как плевок на солнце.

- Что я должна делать? - спросила Машка растерянно.

- Стой там, - велел Вилигарк. - Никуда не ходи, ни во что не вмешивайся. Будешь меня страховать.

- А если что-то случится? - не отставала Машка, проникнувшись важностью миссии. Кроме того, ну что это за испытание такое, если стоять на месте, не отсвечивать и тщательно прикидываться ветошью? Зачем маг вообще тогда ее взял?

- Ничего неожиданного не случится, - отрезал Вилигарк. - Что бы ни произошло, стой на месте и молчи.

- А вы будете укрощать талиберов? - спросила Машка.

- Конечно, - подтвердил Вилигарк. - Имей в виду: ты совсем не разбираешься в магии, и потому мне нужно твое полное доверие. Кое-что из того, что я делаю, может показаться тебе странным, но, если ты покажешь себя с лучшей стороны, ты станешь моей первой ученицей за несколько сотен лет.

- Я постараюсь, - серьезно ответила Машка.

Вилигарк поощрительно улыбнулся, потрепал ее по плечу и, сосредоточившись, начал бормотать заклинание, более похожее на неприличные стишки про гнилую апельсинку и ее долгое путешествие по человеческому организму. По крайней мере так показалось Машке. Слово "лепесинка" повторялось раз пять, не меньше, но, возможно, оно обозначало что-то иное. Дурацкие стишки разбудили талиберов. Крылья, увенчанные ножами, затрепетали, послышалось шипение и пощелкивание. Вилигарк закашлялся и отступил на шаг. Потом растерянно посмотрел на Машку, надулся, как рыба-еж, и харкнул в демонов сгустком кислоты. "И как только ему горло не обожгло?" - отрешенно подумала Машка, усилием воли заставив себя не дергаться. Застекольщики зашевелились активнее - видимо, кислота им не понравилась.

- Стой! - громко сказал некромант. - Стой и не шевелись!

А Машка, собственно, и не думала шевелиться. Ей очень хотелось стать ученицей мага. Вилигарк обошел вокруг нее, делая вид, что обматывает ее невидимыми нитями, но ничего особенного она так и не почувствовала. Видимо, представление предназначалось талиберам. После этого он отступил на шаг назад и резво выскользнул за дверь. И тут Машка возмутилась.

- Эй, барабанщика забыли! - истошно завопила она и попыталась последовать за некромантом.

Но дверь не поддавалась ее усилиям. Безуспешно подергав ее, Машка уселась на корточки и посмотрела на уже начавших интересоваться ею талиберов. Один из них взмахнул крыльями и величаво взмыл вверх, чтобы получше ее разглядеть.

- Что-то во всем этом есть крайне подозрительное, - поделилась Машка своими соображениями с окружающим миром.

Мир остался глух к ее словам.

- Хаф-ф, - произнес летун мелодично.

- Нет, я вовсе не хавка, - разочаровала его Машка, стараясь отползти в ближайший темный угол.

- Хаф-фашо, - с трудом поправился талибер. - Что пришла?

- Привели, - сумрачно отозвалась Машка.

- Глупая, - подал голос второй талибер. - Крошка. Нельзя играть.

- Сломаешься, - объяснил первый, все еще висящий в воздухе.

- Сломаюсь, - охотно подтвердила Машка.

- Нельзя есть, невкусно, - фыркнул второй талибер. - Грустно.

- Ну что ж поделаешь? - Машка пожала плечами. - А вот у нас вообще не принято есть тех, с кем играешь.

Оба талибера синхронно заурчали, но вовсе не агрессивно. Похоже, что бардак, устроенный в доме Фера Руара полностью удовлетворил их потребности в разрушении. Теперь они устали и не знали, чем бы заняться еще.

- Малыш, - вдруг вспомнил второй талибер и обеспокоенно шевельнул крыльями. С кончика левого верхнего ножа капнул яд.

- Искать, - согласился первый и недружелюбно посмотрел на Машку, как будто тоже вспомнил, зачем они вообще сюда прибыли.

Разговаривали они явно лучше, чем ее крылатый приятель, - они были старше.

- Люди - гадость, - заявил первый талибер и рывком перебрался поближе к Машке. Она вздохнула и молчаливо с ним согласилась. Именно сейчас девочка ощущала правоту чудовищного создания. Поведение Вилигарка, бесспорно относившегося к роду человеческому, глубоко огорчило ее. Ну что за банальная похабщина - бросить ее на съедение демонам, а самому сбежать! Как это по-человечески!

- И таки вы абсолютно правы, - грустно сказала она. - Но это не значит, что я мечтаю быть съеденной.

Страха она не ошущала совершенно. Талиберы были такие милые, красивые, да еще к тому же умели разговаривать. Как-то не приходит в голову, что тебя серьезно может обидеть то, что ведет с тобой беседу, пусть даже на уровне двухлетнего ребенка. Крылья застекольщиков трепетали в воздухе, просеивали сквозь себя сероватый дневной свет и превращали его в празднично-цирковой. "Он говорит, значит, он разумен", - уверенно подумала Машка и сделала шаг вперед, демонстрируя при этом талиберам раскрытые ладони. Она где-то читала о том, что так следует общаться со всеми дикими животными и с дикими людьми тоже. И ни в коем случае не стоит показывать им кулак или улыбаться - они принимают это за выказывание угрозы и действуют соответственно. Знание психологии животного мира не помогло. Талиберы так же синхронно, как раньше урчали, ощетинились, выставили вперед ножи. Теперь они напоминали не огромных бабочек, а демонов из преисподней, какими их любили изображать разные безумные художники, помешанные на религии. Теперь они казались очень большими и страшными. Тоненький писк заполнил Машкины уши, ввинтился в мозг. Машка зажала уши, но укрыться от всепроникающего писка было невозможно.

- Стоп, хватит! - заорала она во весь голос.

Перед глазами безумно ярко полыхнуло синим, и на мгновение Машка вовсе лишилась возможности что-либо видеть. Проморгавшись, она обнаружила, что стоит уже по ту сторону двери, в коридоре, а из комнаты с талиберами не доносится ни единого звука. Словно не она одна покинула бардак магическим способом. Вилигарк, стоящий чуть поодаль, смотрел на нее с видом совершенно ошалелым, точно Машка была последним, что он ожидал здесь увидеть.

- Ох, щит все-таки подействовал, - заметил он отрешенно, пожалуй, даже с некоторой брезгливостью, точно срабатывание этого самого щита говорило о Машкиной убогой природе и низком происхождении.

- А по-моему, это хорошо! - воинственно отозвалась Машка.

- Ты считаешь? - засомневался Вилигарк.

- Ну я же жива, - с убийственной логикой ответила она. - Даже передать не могу, до чего меня это радует.




Архив рассылки доступен здесь.

Хотите опубликовать свою рецензию? Пришлите ее редактору (в поле Subject укажите "Читаем с нами").




В избранное