Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Николай Рерих - певец вершин

  Все выпуски  

Николай Рерих - певец вершин


Информационный Канал Subscribe.Ru

               НИКОЛАЙ РЕРИХ - ПЕВЕЦ ВЕРШИН
                          Выпуск 21.

             Здравствуйте, уважаемые читатели!
       Рада приветствовать вас на страницах рассылки
              "Николай Рерих - певец вершин".


Рассылка посвящена литературному и философскому наследию Н.К. Рериха 
и его семьи. Она предназначена для тех, кто хочет больше узнать 
о жизни и творчестве этой знаменитой семьи. 
Предполагается публикация литературно-философских эссе и белых стихов, 
принадлежащих перу живописца,  философских трудов его супруги 
Елены Ивановны  и старшего сына Юрия, статей, посвященных 
их творчеству, биографии. 
Будут публиковаться наиболее интересные выдержки 
из изданных и еще не изданных произведений авторов,  
пишущих на темы Живой Этики и теософии, тематические подборки, 
ответы на вопросы читателей и справочные материалы. 
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Сегодня в выпуске:
- Т.С. Ненахова «Краткая биография С.Н. Рериха»;
-  Отрывки из новой книги Л.П. Дмитриевой «Думалка. Вестники Света»;
- И. Шах «Наблюдение за покровом».

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
                            НЕНАХОВА Т.С.
                  «КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ С.Н. РЕРИХА»

Имя Святослава Николаевича Рериха составляет в ряду других мировую 
славу русской культуры Он родился 23 октября 1904 г. в Петербурге. 
Семейная обстановка способствовала раннему пробуждению разносторонних 
интересов и приобщению мальчика к искусству. Каждое лето с 
родителями и старшим братом Юрием он проводил в поездках по 
Псковщине, по землям Тверской и Новгородской губерний; иногда 
маршруты, зависящие от археологических раскопок и творческих 
замыслов отца, уводили в северо-западные края.
Как правило, выезды сопровождались сбором коллекций, зарисовками 
с натуры. Сохранившиеся рисунки пятилетнего Святослава 
свидетельствуют о недюжинной любознательности и точности глаза 
будущего художника. Общеобразовательный курс он проходил в гимназии 
К.И. Мая в Петербурге, где учился в свое время его отец; именно там 
он получил первые уроки рисования. В конце 1916 г. из-за болезни 
главы семейства Рерихи перебрались на северо-западное побережье 
Ладоги и в 1918 г. оказались на территории получившей независимость 
Финляндии. В это время Святослав приступил к систематическим занятиям 
живописью под руководством отца, большого мастера, опытного педагога. 
Но Николай Рерих внимательно следил за тем, чтобы сын не увлекся 
слепым подражанием, чтобы не угасли его многообразные интересы 
и склонности. 
Весной 1919 г. Рерихи выехали из Финляндии в Лондон с намерением 
перебраться оттуда в Индию. Однако путь в эту страну оказался для 
них временно закрытым, и Николай Константинович принял предложение 
посетить Америку с выставочным турне. В Лондоне, а затем в 
Колумбийском университете Нью-Йорка Святослав Николаевич изучает 
архитектуру и по окончании курса становится аспирантом Гарвардского 
университета. В это же время он пишет много картин, занимается 
книжной иллюстрацией и графикой. Его графические работы появляются на 
выставках и получают высокую оценку. Молодой художник увлечён также 
и театром: в соавторстве с Д. Хеллом он ставит балет на музыку
композитора А. Штейнера. Однако больше всего влекла к себе Святослава
 Николаевича живопись. Она заняла главенствующее место в его жизни, 
и на выставке в Филадельфии картины начинающего живописца заслуживают
первую премию. 
В 1923 г. Рерихи покинули Америку и вскоре были уже в Бомбее. Для
всей семьи наступил новый период деятельности, теперь уже неразрывно 
связанный с Индией. Святослав Николаевич участвует в научно-
исследовательских экспедициях отца по Сиккиму, Бутану, Непалу, 
углублённо изучает и коллекционирует предметы искусства народов Востока, большое
внимание уделяет изучению местной народной медицины и фармакопеи. В конце 1924
г. Н.К. Рерих с женой и старшим сыном уходят в длительную Центрально-азиатскую
экспедицию, а Святослав Николаевич временно возвращается в Америку, чтобы продолжать
своё художественное образование и ту обширную просветительскую работу, которую
наладили его родители. Молодой Рерих занимает посты директора Международного
центра "Корона Мунди" и вице-президента
Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке. Под руководством Святослава Николаевича проводятся
международные выставки и конкурсы, налаживается связь между музеями Америки,
Европы, Азии по обмену и атрибуции произведений искусства. В связи с этой деятельностью
молодой художник много разъезжает, изучает историю культуры народов Запада и
Востока. Первые произведения Святослава Рериха свидетельствуют о тщательном изучении
разнообразных школ и древних традиций. Индийская миниатюра и каноны тибетской
иконописи, древнерусская
живопись, мусульманские орнаменты, свободный старо-индийский рисунок, элементы
греческого, персидского искусства - всё это осваивалось Рерихом-искусствоведом
и тесно переплеталось в его работах с европейской традицией. Главное для художника
- поиск гармонии личности и окружающего мира, проникновение в глубины человеческого
духа. Люди и "мир людей", в котором они живут и который преображают своими руками,
более всего вдохновляют Святослава Рериха. Он не спешит с "заявкой" на своё место
в искусстве до тех пор,
пока со всей ответственностью не определяет своего места в жизни. 
Весной 1928 г., когда Центрально-азиатская экспедиция была закончена, Святослав
едет в Индию, чтобы встретить отца, мать и старшего брата. Вскоре вся семья перебирается
на склоны Западных Гималаев, в долину Кулу. Святослав Николаевич помогает родителям
и брату в организации Гималайского научно-исследовательского института "Урусвати";
чтобы наладить международные связи, он некоторое время проводит в США, в поездках
по другим западным странам. Через четыре года художник окончательно поселяется
в Индии. В институте
"Урусвати" он осуществляет руководство близкими его научным интересам секторами
отдела естественных наук: ботаники, орнитологии, фармакопеи, кристаллографии,
народной медицины. Он продолжает также работу по изучению истории культуры и
искусства народов Востока, принимает участие в научных экспедициях, организует
опытные плантации лекарственных растений. Кроме того, на Святослава Николаевича
возлагается забота о внешних сношениях в области обширной общественной и культурной
деятельности его отца, в частности,
по продвижению в жизнь Пакта Рериха - идеи правовой охраны культурных ценностей
в международном масштабе. 
В 1940 г. состоялась его персональная выставка "Картины Индии" в США. Кроме того,
он почти всегда показывал свои работы вместе с отцом на объединенных выставках.
Известность Святослава Рериха быстро росла, индийский критик Р. Тандан тогда
писал: "Не забудем, что громадный успех достигнут художником в совсем молодые
годы. Он уже теперь обладает зоркостью проникновения в подлинную реальность вещей
и явлений. И мы не обманемся в ожиданиях, если скажем, что последующие годы окажутся
для Святослава Рериха ещё более
плодотворными, и его творчество, несомненно, проложит путь к тому жизненному
синтезу, который заключён в современном понимании всеобъемлемости культуры".
В 1939 г. художник приступает к работе над циклом социально значимых произведений.
Он открывается триптихом, сюжет которого подсказали события Второй мировой войны.
Это большие панно "Куда идет человечество", "Распятое человечество" и "Освобождение".
Откликаясь на трагические события, приведшие к всемирной катастрофе, художник
побуждает каждого из нас обратиться
с вопросом к своей совести: чем ты содействовал или противостоял безумию, ибо
здесь не может быть безучастных зрителей. Ответственность за всё, происходящее
в "мире людей", Святослав Рерих выказывает не только своими полотнами, но и своей
жизнью. Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, он и его брат не
замедлили отправить в советское посольство в Лондоне письмо с изъявлением готовности
вступить добровольцами в Красную Армию и выполнять в полной мере свой долг перед
Родиной. В годы Отечественной
войны Николай Константинович и Святослав Николаевич проводят в Индии совместные
выставки с продажей картин в пользу Советского Красного Креста и Красной Армии.
С этой же целью они организуют сборы пожертвований, выступления по радио, издают
книги. Как и все Рерихи, Святослав Николаевич горячо ратовал за самостоятельность
Индии и поддерживал деятелей индийского освободительного движения. В начале 1942
г. он познакомился с Джавахарлалом Неру, который не раз впоследствии бывал у
Рерихов в Кулу и всегда высоко
ценил их участие в культурной жизни Индии. Любовь и уважение к талантливому народу
этой страны принесли Рерихам искреннее признание и широкую известность. 
В 1945 г. Святослав Николаевич женился на одной из самых популярных киноактрис,
деятельнице индийского художественного просвещения Девике Рани. Супруги поселились
в пригороде Бангалора. Их гостеприимный дом хорошо знаком многим русским людям,
посещавшим Индию. Вёсны Рерихи проводили на гималайских склонах, в доме отца,
где Святослав Николаевич организовал картинную галерею. После кончины Н.К. Рериха
в 1947 г. и старшего брата в 1960 г. Святослав Николаевич продолжил традиционную
для всей этой семьи деятельность
по углублению и расширению индийско-советского научного и культурного содружества.

В мае 1960 г., впервые после долгого перерыва, он приехал на родину с большой
выставкой. Бесконечный поток посетителей на выставках в Москве и Ленинграде,
сотни благодарственных записей в книгах отзывов, многочисленные интервью и публикации
в печати убедительно свидетельствовали о том, что работы Святослава Рериха нашли
признание, зазвучали в унисон с чувствами соотечественников. "Поездка в Советский
Союз была поворотным пунктом в нашей жизни", - скажет позднее художник. В 1974-1975
гг. Святослав Рерих показал
в Советском Союзе вторую экспозицию, которая совпала с семидесятилетием мастера.
Выступая на вернисаже в Москве, он говорил: "Я счастлив, что моя выставка состоится
в Третьяковской галерее. Это место окружено особым ореолом, освящено великими
традициями русского искусства. Я показываю здесь картины разных периодов. Есть
и ранние, их немного, есть и самые последние. Я работаю и в портрете, и в пейзаже,
и в жанре, и в аллегорической манере, выбираю темы, которые мне близки, идеи,
которыми хотелось бы поделиться.
Я не связан с заказчиками, работаю совершенно свободно, и вы увидите на этой
выставке именно то, что мне самому хочется сказать". Выставку, показанную в пяти
городах Советского Союза, посетило тогда свыше восьмисот тысяч человек. 
Особое место в творчестве художника занимает портрет. Широкую известность получили
созданные им изображения Николая Рериха - всего их свыше тридцати, первое сделано
еще в 1916 г. в Финляндии, а два последних рисунка - в 1947 г.; портреты матери
художника - Елены Ивановны, жены - Девики Рани Рерих, а также многих прогрессивных
деятелей Индии, её ученых, артистов, писателей и рядовых тружеников. Портрет
Джавахарлала Неру кисти Святослава Рериха находится в зале заседаний индийского
парламента, президента С. Радхакришнана
- в президентском дворце. В портретах художник добивается не только достоверности
психологического образа, но пытается выявить общечеловеческие, нравственные идеалы.
Как мудро заметил Рабиндранат Тагор: "Личное начинается там, где бесконечное
становится конечным, не теряя своей бесконечности". Это определение может служить
эпиграфом к портретам Святослава Николаевича Рериха. Его произведения находятся
в музеях Франции, Бельгии, Болгарии, Чехословакии, США, Индии и других стран.
В Советском Союзе их можно увидеть
в Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Музее искусства Востока, Новосибирской
картинной галерее. Мастерство живописца, умение создавать сложные гармонические
композиции и организовывать пространство, выразительность рисунка, изумительная
чистота красок, колористическое богатство давно уже получили должную оценку.
Однако не только совершенное владение техникой, но и понимание общественного
назначения искусства, подлинно гуманистический талант характеризуют его творчество.
Многие полотна Святослава
Рериха, такие как "Воззри, человечество", "Я двигаюсь среди этих теней", "Мы
сами строим себе тюрьмы", "Ты не должен видеть этого пламени", "Ближе к тебе,
мать-земля", отличает непримиримость с тёмными сторонами жизни. 
Беседуя с корреспондентами, он сказал: "Ко всему, полученному мной в России и
от России, я всегда стремлюсь приобщить Индию, где я живу многие годы, и, с другой
стороны, всё, что я делаю в Индии, принадлежит моей Родине". Многосторонняя деятельность
С.Н. Рериха была высоко оценена в России и других странах. Он был почетным академиком
Академии художеств СССР, лауреатом Международной премии им. Дж. Неру, почётным
членом Болгарской академии художеств. Индия удостоила его своей высшей награды
- "Падша-Бхушан".
Святослав Николаевич вёл большую просветительскую работу и руководил Школой искусств
им. Шри Ауробиндо в Бангалоре. Он являлся духовным наследником своего великого
отца и продолжателем его дела. Ушёл из жизни 30 января 1993 г.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ Л.П. ДМИТРИЕВОЙ 
«ДУМАЛКА. ВЕСТНИКИ СВЕТА»


Позванный

Человек, о котором здесь пойдет речь, пройдя очень долгий, тяжелый и опасный
путь, добрался-таки до границы Обители Света. Так поговаривали люди.
Да, этот человек, действительно, добрался до границы заповедного места в Горах.
Он понял это сразу, потому что его конь вдруг словно наткнулся на невидимую стену
и резко отпрянул, задрожав всем телом и встав на дыбы. Конь пятился назад, и
никакая сила не могла заставить его переступить невидимый рубеж. 
Но всадник и не настаивал. Он знал, что означает такое странное поведение коня,
и не принуждал его сделать невозможное. Он просто спешился, успокоил коня, а
потом до земли поклонился Вершине, возвышавшейся над горной грядой.
– Я знаю, – произнес всадник со смирением, – незваный никогда не переступит эту
священную границу. И неготовый никогда не предстанет перед Учителем, чтобы стать
его учеником. На крыльях духа я стремился сюда всю жизнь. Но знаю, что дорога
духа все же пролегает по земле. Я прошел по земле много трудных дорог, но достойно
ли выдержал все испытания, судить не мне...
 
Что случилось дальше, никто ничего не знает и по сей день. Этот человек  ничего
об этом не рассказывал. Но люди все же поговаривали, что этот человек на горных
тропах встретился с одним из Учителей таинственной Обители Света.
Когда его просили рассказать, где Учитель Света и чем он занимается в Обители,
человек только вздыхал и говорил:
– Сами не знаете, о чем спрашиваете меня.
 Когда его спрашивали, по каким тропам ходит Учитель, спускаясь в долины, – а
вдруг кому-то удастся повидать его, – этот человек говорил: 
– Для того чтобы встретить Учителя, для этого вовсе не обязательно идти в Горы.
– И добавлял не очень-то понятные для слушателей слова: – Надо быть просто готовым
встретить его. На Востоке говорят мудрецы: "Когда человек будет готов к встрече,
Учитель не замедлит". 

   Он нарисовал красками гимн  Красоте

Единственное, в чем однажды признался этот человек: он видел то, что можно назвать
неземной – Надземной Красотой. 
– Но как передать то, что нельзя передать никакими словами?
– А ты попробуй нарисовать, – посоветовали ему. 
И человек, побывавший в заповедных Горах, попробовал передать чувство красоты
в картинах. У него и в самом деле проявился талант художника, причем художника
замечательного. Он сам создавал краски, но каков был их состав, никто не знал.
И замешивал он краски не так, как все. А перед тем он удалялся из города в лес
и несколько недель пребывал в полном одиночестве, молчании и в молитвенном сосредоточении.
Потом он возвращался и изготавливал одни краски при восходящем солнце; другие
– когда солнце было в зените;
третьи – когда солнце было на закате; четвертые – при полной луне; пятые – когда
луна была в разных фазах, а планеты и звезды находились в сочетаниях, только
ему ведомых. 

Когда люди смотрели на его картины, первое, что их поражало, так это  удивительно
чистые и яркие краски, которые, казалось, фосфоресцировали. Еще ни один художник
не употреблял такую удивительную палитру, не сочетал такие неожиданные цвета
и не передавал таких невероятных оттенков. 
– Эти картины, – восхищались искусствоведы, – будто излучают свет. Будто краски
кто-то подсвечивает изнутри.
А обыкновенные посетители просто говорили между собой:
– Эти картины светятся светом радости. 
Школьные учителя приводили своих учеников посмотреть на картины и говорили детям:
– Смотрите и учите свои глаза видеть красоту в цвете и тайне. 
Врачи быстро отметили, что эманации (излучения) картин целебны и рекомендовали
своим пациентам посещать выставки этого художника.
Ученые, размышляя над странными, очень загадочными сюжетами полотен, приходили
к выводу, что в истории человечества этот художник – явление уникальное.
– Это не просто замечательный мастер живописи. Это еще и ученый. Его картины
– это вовсе не плод его воображения. Это документальные свидетельства того, что
он видел. Вот, посмотрите на эти сияния над вершинами Гор. Это не фантазия. Наука
недавно также зафиксировала в этих Горах именно такие сияния. Но объяснения им
до сих пор так и нет. 
Поэты восторженно восклицали:
– Эти полотна – настоящий гимн красоте! И этот художник – единственный на Земле
певец Обители Света! 

Только некоторые художники, предпочитавшие блеклые и безрадостные краски и писавшие
свои полотна в грязноватых и мрачных тонах, пренебрежительно произносили с плохо
скрытой завистью:
– В природе не бывает таких красок! И неба такого не бывает! И таких Гор не бывает!
И земли такой не бывает!
Но космонавты не соглашались с такими заключениями. Глядя на картины, они восхищались
и удивлялись:
– Из Космоса мы наблюдали над нашей планетой точно такие необычайные краски.
  
Но завистники при каждом случае твердили людям:
– Это вовсе не искусство. Эти картины годятся разве что на конфетные обертки.

Старик-сторож картинной галереи, слыша презрительные отзывы завистливых художников,
однажды не выдержал и бросил в сердцах:
– Иной человек глядит на картины, ну, точно, как гусь на зарево! Завистливому
сердцу и долбней в голову не вобьешь, что у них перед глазами настоящее чудо!
Но завистники сделали вид, что это сказано не о них.

Но однажды этот великий художник вдруг перестал писать картины. Завистники обрадовались
и восторжествовали. Но друзья и многочисленные почитатели таланта художника загрустили.
– Почему,– допытывались они, – ну, почему, маэстро, вы перестали писать картины?
Ведь вы – настоящий гений. Ваше творчество в радость людям. Оно несет красоту.
– Я в отчаянии, – признался художник с тяжелым вздохом. – На холсте грубого полотна
какими-то простыми земными красками я наивно надеялся передать Надземную Красоту,
которая переполняет мое сердце. Эти картины – лишь  слабый, жалкий отголосок
этой Красоты.

Он создал звуками гимн Красоте

И ощущавший Надземную Красоту попытался передать ее музыкой. В нем, как оказалось,
открылся талант замечательного композитора.
Его мелодии были настолько прекрасны, что когда они звучали, люди преображались.
Их лица светлели, глаза добрели, ум переставал беспокойно суетиться, желая то
одного, то другого, то третьего, то пятого, то десятого. Когда люди слушали его
музыку, все их мысли сосредотачивались в сердце и превращались в радость, которая
переходила в восторг духа. Люди слушали музыку, затаив дыхание. И если потом,
направляясь домой, они вспоминали, какие недостойные мысли у них нередко бывали,
какими грубыми словами они часто
ругались, они даже вздрагивали от такого воспоминания, словно прикасались к чему-то
скользкому, мерзкому и зловонному.   
Когда над городом звучала музыка этого композитора, даже самые тяжелые тучи быстро
растворялись в пространстве, и над городом снова сияло солнце.
Но однажды этот человек перестал писать музыку. Когда у него с беспокойством
спросили, в чем дело, композитор ответил: 
– Мое сердце в глубокой печали. Я совершенно бессилен передать Надземную Красоту,
которая переполняет мое сердце, примитивными земными инструментами! Звуки, которые
вы слышите, это лишь  слабый, жалкий, грубый отголосок этой Красоты. Отчаяние
одолевает меня!

Он посадил волшебный сад 

И ощущавший Надземную Красоту решил стать садовником. 
Он посадил за городом большой чудный сад. Каждое дерево садовник сажал сам, сам
поливал и выхаживал с нежностью и любовью, будто саженцы были детьми.   
И вот сад вырос и покрылся такими чудными цветами, каких люди никогда не видывали.
Кроме того, всех поражало, что каждую весну цветы на деревьях были совершенно
другими, и не было года, чтобы цветы повторялись. Потому каждый житель города
– и старый и малый – как самого большого праздника, как самого большого чуда,
ждали прихода очередной весны.

Было и другое чудо в саду. 
Деревья в саду были одного вида, но на каждом росли цветы самой разнообразной
формы, будто это были совершенно разные деревья. И на каждом дереве, даже на
одной и той же ветке, нельзя было отыскать ни одного цветка с похожей окраской.
К тому же утром оттенки и сочетания красок на цветах были очень нежными, почти
прозрачными. Но в полдень они совершенно меняли свою палитру, которая становилась
необычайно яркой. А на закате сад совершенно преображался. 
А третье чудо было и того удивительнее. Когда на небе зажигалась первая звезда,
каждый цветок, каждый листок, каждая веточка этого сада начинали слабо светиться
собственным цветным светом. Но было бы очень грубым сравнением, если кто-то надоумился
бы сравнить этот лучезарный сад, например, с иллюминацией новогодней елки. 
В эти ночные часы деревья в саду, переливающиеся перламутровым светом, какого
на Земле нельзя было отыскать, казались невесомыми. Сад словно парил над землей,
насыщая все вокруг божественным ароматом. А вдобавок ко всему, всегда: и весной,
и летом, и осенью, ночью в дни полной луны над садом высоко в небе возникала
радуга. Только она не была похожа на обычную дневную радугу – в виде полукруглого
свода. Нежно фосфоресцирующая радуга висела над садом в виде огромного круга.
Было и четвертое чудо в саду. 
От первой звезды и до тех пор, пока не пробивала полночь, пространство сада наполнялось
тихой музыкой. Но она не была похожа на музыку, которая создается земными инструментами.
И трудно было сказать: то ли это музыка, то ли пение.   Чарующая мелодия была
неуловима, как аромат цветов. И как аромат цветов, она неощутимо пронизывала
все пространство. Божественные звуки наплывали на посетителя сада со всех сторон.
Музыка звучала и высоко в небе и под землей. 
Это пели цветы. 

Святилище, где совершалось преображение сердца

Оказывается, чарующая гармония красок и восхитительный аромат цветов, могли превращаться
в столь же гармоничные и чарующие звуки. Ни один земной инструмент, ни один певец
не смогли бы передать звуки поющего цветка. Самый лучший оркестр мира ни при
каких условиях не смог бы воспроизвести звучание этого дивного хора.
Люди входили в ночной сад, словно в святилище, – снимая обувь и преисполнившись
торжественности. Их никто этому не учил, никто не требовал делать это. Они сами
так решили. Они вдыхали прохладный аромат сияющих цветов и чувствовали, как каждая
клеточка их организма начинает вибрировать в унисон с божественной мелодией поющего
сада, поющих небес и поющей земли.
Когда приближалась полночь, и мелодия тихо растворялась в пространстве, люди,
стараясь неслышно ступать по земле сада, уходили домой молчаливыми и счастливыми.
Их сердца были преисполнены любви друг к другу и ко всему, что составляло мир.
Все, что было в этом мире – от далеких звезд, солнца и луны до земных гор и морей,
облаков, самой невзрачной птички и самой малой былинки, – все было едино и было
частицей их собственного Я.  
Чувство красоты, вошедшее в сознание людей, совершенно изменило их мысли и преобразило
всю их жизнь, наполнив каждый день радостью.
 
Красота беспредельна

С тех пор, как расцвел сад, в этом городе не было совершено ни одного преступления,
даже самой малой кражи. Люди забыли, что значит ставить на свои автомашины противоугонные
устройства, а в двери своих квартир, магазинов и складов вставлять хитроумные
замки. Граждане этого города не совершили даже ни одного неблаговидного поступка.
Они позабыли все грубые слова, которые они раньше так часто применяли в общении.
Они забыли даже времена, когда они ссорились, обижали и обижались друг на друга.
Они уже не просто
понимали, что мир един и человечество едино, а потому все люди – братья и сестры.
Они уже жили так, словно город был единой дружной семьей, в которой все с радостью
помогали друг другу. 
 – И все же, друзья мои, – однажды произнес старый садовник, в глазах которого
была грусть, – даже красота этого сада, которая так преобразила жизнь нашего
города – вовсе еще не подлинная Красота. Это всего лишь слабое отражение того
сокровенного Света Учителя, которого я имел счастье встретить на своем пути.
Но даже этот величайший из мудрецов, чей дух мог мчаться среди звезд и одновременно
находиться на Земле в человеческом теле, даже он не смог бы выразить сокровенную
красоту Света своего УЧИТЕЛЯ. Прекрасному
нет предела во Вселенной. Все можно совершенствовать бесконечно…

Молитва
 
   Одна девочка больше всего боялась проспать восход Солнца. А потому она просыпалась,
как только птицы за ее окном, всего минуту назад звонко щебетавшие на все голоса,
разом замолкали. Так они, птицы и девочка, в торжественной тишине ожидали восхода
Солнца. 
   Не отрывая глаз от горизонта и прижав ладони к груди, девочка, затаив дыхание,
ждала, когда над миром начнет восходить живое огненное чудо, чтобы насытить каждую
частичку природы своим дыханием, без которого жизнь на Земле была бы невозможна.
И как только показывался над горизонтом сияющий ободок Светила, девочка чувствовала,
как каждая ее клеточка наполняется  торжественностью. 
   В этой звенящей тишине торжественности быстро исчезали все внешние звуки и
предметы. Это потому, что девочка входила в таинственную тишину своего сердца,
которое внутри казалось не просто во стократ большим, чем снаружи, но просто
беспредельным, словно дверь в беспредельное пространство Космоса, в котором вращалась
вокруг Солнца Земля с Луной и другие планеты, и бесчисленным звездам было вдоволь
места. Если бы девочку в эти мгновения кто-то окликнул, она бы не услышала. Она
словно растворялась в прекрасном
благоухающем пространстве, где цвели огненные цветы и не было времени. 
   И как только огненное Светило начинало подниматься над горизонтом, губы девочки
шептали:
– Владыка Солнце! Вот перед тобою чистая-пречистая чаша! Это – сердце мое. Наполни
эту живую чашу светом своим. Когда-нибудь я встречу Учителя. И тогда попрошу
разрешения поливать из этой чаши цветы в его саду.
   Эту молитву Восходящему Солнцу девочка придумала сама. Она произносила ее
 каждый день, как только Солнце поднималось над горизонтом.... 

   Многие люди не желают верить, что случайностей в жизни не бывает. А ведь это
не так. И день рождения наш не случаен. И день смерти. И даже имена, и те даются
нам не случайно, хотя нынешние родители, выбирая имя своему младенцу, далеко
не всегда осознают это. Но в отношении этой девочки, которую при рождении назвали
Поклоняющаяся Солнцу, каждый человек удивлялся и говорил: 
   – До чего же подходит девочке ее имя. Просто удивительно, как родители могли
так угадать, когда девочка только-только родилась? Разве такое может быть случайно?
 
 
*
 
  ...Каждое утро, не отрывая глаз от горизонта и прижав ладони к груди, девочка,
затаив дыхание, как всегда ждала, когда над миром начнет восходить живое огненное
чудо. 
  И как только показывался над горизонтом сияющий ободок Солнца, девочка чувствовала,
как каждая клеточка ее тела наполняется торжественностью. И, как всегда, она
шептала Солнцу о самом сокровенном, самом заветном. 
  – Владыка Солнце! Вот перед тобою чистая-пречистая чаша! Это – сердце мое.
Наполни эту живую чашу светом своим. Когда-нибудь я встречу Учителя. И тогда
попрошу разрешения поливать из этой чаши цветы в его саду.
   Великое Светило поднималось над горизонтом и будило все сущее ото сна. Оно
напоминало и людям, и животным, и растениям, что нужно продолжить вчерашние,
временно прерванные, дела. 
   А в зимнюю непогоду, засыпая, девочка представляла Владыку-Солнце в своем
воображении и передавала ему свою горячую мольбу:
   – Владыка Солнце! Пошли Учителя на пути моем! Пошли мне Учителя, потому что
я так хочу стать варежкой на руке его, чтобы в зимнюю стужу у него никогда не
мерзли пальцы! 
Каждый вечер, ложась спать, девочка посылала в пространство свою неслышимую мольбу.
Ее не смущали расстояния. Она была совершенно убеждена, что никаких расстояний
не может быть между сердцем человеческим и сердцем Учителя.

*

ОТ ИЗДАТЕЛЯ

     Книга создавалась автором для детей любого возраста и взрослых одновременно.
«Думалка» – это учебник по Новому Мировоззрению, написанный в такой форме, которую
автор так и не решила как назвать: притчи, легенды или что-то иное. Это Сокровенные
Законы в образном изображении.
    Главная задача автора – помочь человеку в сегодняшних тяжелейших условиях
прикоснуться к Красоте и  сердцем, и глазом. А название этой Красоте – духовный
Учитель, без которого трудно преодолеть ступени духовного восхождения. Образ
Учителя в книге – собирательный. Он поможет читателю найти Путь, по которому
следует идти.  
      Репродукции картин Н.К. и С.Н.Рерихов подбирались с учетом того, чтобы
дети и взрослые восхитились их красотой, невероятностью сочетаний красок и оттенков.
И в этой красоте стремились видеть свою жизнь и искать Красоту везде. А, попытавшись
подражать этим великим художникам в рамочках, имеющимся в книге, юный читатель
может выразить рисунком  свои мысли о прочитанном.
      Автор с волнением ждет отзывов-писем!
     На сегодняшний день уже появились первые отзывы. Нас очень радует то, что
эту книгу с удовольствием читают как взрослые, так и дети самых разных возрастов.
Мне доводилось проводить презентации «Думалки», после которых учителя приглашали
в школы для проведения уроков в классах, ориентированных на художественное и
эстетическое воспитание. Школьники с удовольствием слушали рассказ о Великой
семье Рерихов, о Сокровенной Стране Шамбале, об Учителях человечества и о том,
что главный смысл жизни человека заключается
в самосовершенствовании. Прочтение «Думалки» вслух на уроках школьными учителями,
небезразличными к творчеству Рерихов, показало, что юные сердца распахнуты навстречу
Новому Миру, им вовсе не чужды высокие понятия, а количество возникающих вопросов
говорит о жажде того Знания, по которому так изголодалось мыслящее человечество!
Именно таким пробужденным сердцам и предстоит строить Новую Страну! 
      Хочется сказать, что вместе с автором мы очень старались, чтобы книга получилась
красивой. И книга, действительно, получилась славная! Она очень радует и сердце,
и глаз. 
     Дорогие единомышленники! Мы хотим предложить эту книгу Вашему вниманию.
Возможно, кому-то она поможет в работе.   Мои координаты: Санкт-Петербург (812)
225 32 24, (911) 907 24 07, электронный адрес anvika74@list.ru  Бродацкая Ксения.
Книги я могу отправлять как почтой, так и поездом, предварительно согласовав
время и день отправки.  

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

И. ШАХ  «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОКРОВОМ»
ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ
Халифа (Представитель) одного суфийского учителя допускал к выполнению мистических
упражнений чуть ли не каждого встречного. Многие, узнавая об этом, с неодобрением
замечали: "Разве сами суфии не твердят постоянно, что упражнениями можно заниматься
лишь тем, кто способен извлечь из них пользу, иначе это не суфизм?"
Халифа на это отвечал:
"Говорят также, что: "Прибыль и убытки подсчитывают в конце базарного дня, а
не в начале". И продолжал набирать в ученики всех подряд.
Каждый день он опрашивал своих последователей, насколько они серьезны и искренни.
Все они клялись в серьезности и искренности своих намерений. Но он ловил их на
том, как часто их слова расходятся с делами.
И тогда он перестал с ними разговаривать, объявив перед этим: "Я делаю из вас
грешников, когда побуждаю утверждать что-либо, и вы утверждаете это вопреки правде".
Тогда многие с отвращением покинули его, говоря: "Мы не какие-нибудь лицемеры!",
- хотя именно лицемерами они и были.
Он стал критиковать тех, кто остался с ним, и все больше и больше учеников отдалялись
от него.
Затем он притворился сумасшедшим, и его покинули почти все, кто еще оставался.
Причем самые великодушные говорили: "Бедняга, он был бы совершенством, если бы
не лишился рассудка".
И вот наступил день, когда с ним осталось только шестеро учеников.
Один из них сказал:
"Я полагаю, что с тобой остались, наконец, те, кто выдержал испытание, и будет
обучаться у самого мастера?"
"Нет, - ответил Представитель, - к сожалению, настоящие ученики лишь некоторые
из оставшихся. Остальные настолько одержимы поисками тайного знания, и на самом
деле настолько своекорыстны, что готовы пойти на что угодно и претерпеть любые
испытания. Прежде чем я представлю нашему мастеру окончательный подбор кандидатов,
мне придется изгнать их или побудить их самих изгнать себя".

Разве плохо, когда человек чувствует благодарность по отношению к тому, кто помогает
ему?" - спросил я.
"Чувство благодарности к другому имеет свои пределы. Излишнее упование на помощь
другого человека приводит к тому, что уповающий начинает пренебрегать собой и
кончает тем, что противостоит благодетелю. Именно по этой причине некоторые люди
становятся противниками тех, кем они прежде восхищались. Они им слишком много
задолжали".

СУРОВОЕ ИСПЫТАНИЕ
Хадрат Омар, сын Османа из Мекки, написал Джунайду, Шибли и Харири следующее
послание:
"Ужасы, подстерегающие человека на Духовном Пути таковы, что никому не следует
отправляться в это странствие, если он не способен преодолеть две тысячи ревущих
водопадов и взобраться на две тысячи полыхающих пламенем гор. Человек, не готовый
вынести эти испытания, не смеет называть себя Искателем".
Джунайд, прочитав послание, заметил:
"Я прошел лишь одно из этих испытаний".
Харири сказал:
"Я сделал лишь несколько робких шагов по этому пути".
Шибли сказал:
"Я не заметил даже признаков подобных испытаний".
Тогда раздался голос свыше:
"Те, кто представляет такие испытания как нечто ужасное, а не как необходимое
преимущество, те, кто угнездился в своих страданиях, вместо того, чтобы пройти
сквозь них, такие люди - не суфии, не люди духа, но люди чувств. Они принадлежат
этому миру и воображают, что в мирских чувствах есть нечто грандиозное".
УСПЕХ В УЧЕНИЧЕСТВЕ
Хамлат Пош сказал:
"Я никогда не отказывался кого бы то ни было учить, но большинство людей, если
не явно, то, во всяком случае, по сути не способны к получению пользы из ученичества,
как этапа развития, в результате чего сами устраняют себя из этого процесса.
Ученичество - это метод, а не потенциальная возможность. Каждый человек может
иметь задатки сверхчеловека, но лишь немногие находят подход к решению этой проблемы.
Быть учеником, значит быть способным учиться, а не только желать учиться. Никто
не обладает врожденным умением учиться, это умение должно быть передано ему.
Желание учиться не является основой для ученичества, а вот искренность - является.
Основу же искренности составляет прямота и чувство меры.
Желание делать больше, чем можешь и не желание мириться с фактом, что иногда
ты должен остаться без ответа - по сути, провал в ученичестве.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Уважаемые читатели!  
Буду рада, если среди вас найдутся сотрудники и авторы! Приглашаю составителей
тематических подборок к публикации собранного Вами материала.
 Ваши письма с откликами, вопросами и пожеланиями, статьи и материалы для  публикации
 направляйте по адресу:     orient_4@mail.ru 
Всего вам светлого!
Редактор рассылки  Елена Ерохина.

Подписаться на рассылку можно на домашней странице. Она живет по адресу  http://subscribe.ru/catalog/lit.writer.roerich/
  
Прочитать предыдущие выпуски рассылки можно в архиве, 
который расположен по адресу: 
http://subscribe.ru/archive/lit.writer.roerich/

Полюбоваться картинами Н.К. Рериха можно на этой страничке:  http://paint271874.chat.ru/
  Это плод труда Валентина Теляка

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.writer.roerich
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное