Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ироническая хроника

  Все выпуски  

Ироническая хроника 'И вот сентябрь!'


Информационный Канал Subscribe.Ru

Тарас Бурмистров. Ироническая Хроника

3 Сентября 2002 года
"И вот сентябрь!"

     Сентябрь только наступил, а печатные издания по всему миру
уже вовсю комментируют предстоящую годовщину событий,
которые "изменили мир" и "открыли новую политическую эпоху" -
это, пожалуй, две самые распространенные банальности из тех,
что нам с вами доведется постоянно слышать в ближайшие две недели.
Но, как ни странно, и об 11 сентября 2001 года еще можно высказать
какие-то свежие соображения; этим я и собираюсь сейчас заняться.
     В последний год в американской прессе с навязчивой периодичностью
всплывают сообщения о том, что ФБР и прочие американские
"компетентные органы", как выражаются у нас в России, были хорошо
осведомлены о готовящейся атаке, но недооценили решимость террористов
и упустили тот момент, когда они от своей обычной глухой возни перешли
к активным действиям. Между тем совсем не нужно было обладать
информированностью ФБР, чтобы точно предсказать день и даже час
великого нападения на Америку.
     С середины ХХ века, и особенно в последние десятилетия
мировая культура претерпевает один явно выраженный процесс:
пользуясь научным языком, его можно было бы назвать переходом
от "вербализации" к "визуализации". Значение литературы (и вообще
художественного слова) при этом резко падает, а возрастает роль
искусств визуальных, зрелищных. Из читателей мы превратились
в зрителей, и те, кто занимается изготовлением для нас культурной
продукции, немедленно это почувствовали.
     Прошлогодние события в Америке великолепно укладываются
в эту тенденцию: они были отчетливо и очень профессионально
выстроены таким образом, чтобы произвести максимальный
зрелищный эффект. Но качество "картинки", возникшей
на телеэкранах мира 11 сентября (отметим, само по себе отменное) -
это только половина дела; не меньшее значение имеет и готовность
зрителя к восприятию этой картинки. По небольшом размышлении
можно сделать вывод, что время для этого шоу было подобрано
с ничуть не меньшей тщательностью, чем день премьеры какого-нибудь
крупнотоннажного голливудского блокбастера.
     Удар по Америке не мог быть произведен годом раньше: осенью
2000 года в США финишировала президентская избирательная кампания,
которая сама строится по законам шоу-бизнеса, и впечатление было бы
смазано, уже потому, что внимание американского и мирового телезрителя
разделилось бы между двумя постановками, что пошло в ущерб бы им обеим.
Уже в начале 2001 года, как только предвыборные и послевыборные страсти
улеглись, этот эксперимент стал возможен; но его организаторы предпочли
выдержать паузу. В самом деле, весной, в конце рабочего года, когда
внимание зрителей утомлено, на них уже не так сильно подействовало бы
готовящееся зрелище. Конечно, потрясение они испытали бы
в любом случае, но действие его было бы уже далеко не таким сильным.
Еще меньше подходило для этого лето - пора отпусков, разъездов
и резкого падения деловой активности. Зато идеально подходила осень,
особенно самое ее начало. Журналисты, отдохнувшие за лето
и съехавшиеся в свои офисы к 1 сентября, редакторы и аналитики,
истомившиеся от безделья к концу глухого информационного сезона,
а главное - изголодавшиеся по новостям телезрители как будто
специально для устроителей манхэттенского шоу составили гремучую смесь,
к которой надо было только поднести запал.
     Исходя из тех же соображений, можно было предвидеть и день недели,
на который был назначен "момент истины" для беспечной Америки.
Каждому известно, что работоспособность и восприимчивость,
как правило, достигают пика в начале рабочей недели, после выходных -
но не в понедельник, который обычно уходит на трудное переключение
от отдыха к работе, а где-то во вторник-среду. Имеет значение, конечно,
и время дня: понятно, что утром, часов в 9-10, силы и возможности
человека выше, чем в середине рабочего дня или вечером.
     Таким образом, если задаться вполне отвлеченным вопросом:
в какой день в году умственные способности и свежесть восприятия
"условного телезрителя" достигают пика, то для 2001 года мы получим
утро вторника, 11 сентября. Уже два других вторника - 4-е и 18-е -
годились намного меньше: первый по причине близости к лету
(для вернувшихся из августовского отпуска это был фактически
первый рабочий день в году), а второй - потому что политический сезон
уже начался, и за три сентябрьские недели могло произойти
что-нибудь такое, что отвлекло бы внимание зрителей
и ослабило бы эффект. Год назад, рассуждая о возможных последствиях
этого сентябрьского утра для Америки и мира, я говорил об импринтинге -
психологическом явлении, выражающемся в данном случае в том,
что первое увиденное (и "прочувствованное") после длительного
информационного голода впечатление врезывается в память намертво,
особенно если это впечатление само по себе оказывается ярким и броским.
Ну, об этом, как известно, организаторы сентябрьского шоу позаботились
в первую очередь.
     Итак, зловещих авторов кошмарной манхэттенской постановки
можно даже счесть в какой-то мере гуманистами: они в буквальном
смысле слова "избежали ненужных жертв", добиваясь своей цели.
То есть, конечно, число жертв этой акции было бы таким же, если бы
она была совершена и летом, и зимой, но эффект оказался бы несравненно
меньшим, а ведь целью неведомых злоумышленников и было произведение
максимального эффекта. Надо отдать им должное - они прокрутили свой
"рекламный ролик" всего один раз, но впечатление он произвел
очень сильное. Последствия этого шока будут сказываться еще очень долго,
и не в последнюю очередь из-за своеобразного "информационного эха"
этого события: каждое начало рабочего и политического года
теперь будет нас встречать небоскребами WTC, ярко пылающими
на всех телеэкранах планеты.

       Другие выпуски "Хроники", а также литературные произведения
Тараса Бурмистрова Вы можете найти на авторском сайте http://www.cl.spb.ru/tb/
или в библиотеке Максима Мошкова http://lib.ru/NEWPROZA/BOURMISTROV/


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное