Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Узбекистан: Плата за обучение в вузах повышается в полтора раза
2008-06-30 13:04 Фергана.Ру

Источник ИА «Фергана.Ру» в Министерстве высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан сообщил, что для всех абитуриентов 2008/2009 учебного года первый курс обучения будет совершенно бесплатным. Речь идет о том, что всем студентам вузов республики, независимо от формы их обучения - бюджетной (грантовой) или платно-контрактной – платить за обучение в первый год учебы не придется.

Официально эта новость должна быть объявлена в конце летних каникул. Такой подарок правительство сделает студентам, якобы, из-за того, что данный год объявлен в Узбекистане «Годом молодежи». Казалось бы, чем не выражение любви и внимания руководства государства к подрастающему поколению? Однако, не торопитесь. Кажется, это нововведение - всего лишь пиар-акция министерства образования, призванная смягчить негативный эффект от грядущего резкого повышения стоимости обучения в узбекских вузах.

Если сравнивать количество студентов на 10 тысяч населения, то в Узбекистане их чуть более 90, тогда как в соседней Киргизии - 410, на Тайване - 572, в Канаде - 322. Около 40% жителей Узбекистана составляют дети и подростки до 18 лет. Но при этом лишь около 10% выпускников школ продолжают учебу в высших учебных заведениях. Число желающих поступить в узбекистанские вузы в несколько раз превышает количество принятых.
Количество принимаемых в Узбекистане первокурсников на бюджетной и платно-контрактной основе, а также структура их приема определяются общими квотами, устанавливаемыми ежегодно правительством республики. В текущем году на дневные отделения подготовки бакалавров выделено 58000 мест. Официальные сведения о процентном соотношении платных и бесплатных мест в печати не опубликованы.
Сегодня в шестидесяти высших учебных заведениях Узбекистана обучаются свыше 280 тысяч человек. Так вот, для нынешних студентов-контрактников, составляющих примерно 70 процентов от общего числа учащихся вузов, со следующего учебного года плата за обучение поднимется в среднем почти на половину.

Так, например, если в 2007/2008 учебном году в среднем по республике плата за обучение в год составляла 800.000 сумов (чуть более 600 долларов США), то со следующего года плата поднимется до 1.200.000 сумов (почти 900 долларов США).

Известно, что еще до начала летних каникул студентов-контрактников вынуждали подписывать некие расписки в согласии «оплачивать обучение по новой цене».

Следовательно, государство в лице Министерства высшего и среднего специального образования никоим образом не останется в убытке от «бесплатного» учебного года, подаренного будущим первокурсникам.

Согласно официальному веб-сайту Министерства высшего и среднего специального образования Узбекистана, на 2008/2009 учебный год выделено 58.000 мест на дневные отделения бакалавров, из которых около 40.000 будут зачислены на платно-контрактной основе. Легко подсчитать, что мнимые «убытки» государства составят 48 млрд. сумов (более 35 млн. долларов США), в то время как доходы от повышения платы за обучение в вузах, начиная со второго курса, составят минимум 192 млрд. сумов (более 140 млн. долларов США).

Таким образом, внешне узбекское государство декларирует «неустанную заботу о молодежи». На деле - срывает «куш» в виде дополнительного дохода почти в 150 млн. долларов.

Справедливости ради стоит отметить, что стоимость обучения в вузах Узбекистана пока сильно отстает от вузов России. К примеру, базовая минимальная плата за обучение в Московском Государственном университете имени М.Ломоносова составляет 6.000 долларов США в год. Однако следует принимать во внимание и значительную разницу между уровнем жизни в Узбекистане и в России. Тем не менее, цена за высшее образование в Узбекистане неуклонно повышается.

Кыргызстан: Семь адвокатов предстанут перед судом по иску правозащитника
2008-07-02 10:46 ИА Фергана.Ру

В среду, 2 июля, семь адвокатов главной юридической конторы города Джалалабада, что на юге Кыргызстана, предстанут перед судом по иску местного правозащитника. Юрист правозащитной организации «Справедливость» Махамаджан Абдужапаров обвиняет адвокатов в клевете в отношении себя и пособничестве следователю местного УВД.

Как следует из заявления Абдужапарова, в мае 2006 года группа адвокатов юридической конторы №1 Джалалабада обратилась к Генеральному прокурору Кыргызстана с жалобой, защищая интересы следователя УВД Джалалабадской области, подполковника милиции Али Магеева. Жалоба была зарегистрирована в Генеральной прокуратуре 15 мая 2006 года и уже 19 мая передана в Джалалабадский городской суд, где была зарегистрирована и приобщена к материалам дела по иску против бюллетеня «Право для всех», издаваемого правозащитной организацией, в которой работает юрист Абдужапаров.

Как «Фергана.Ру» сообщала ранее, правозащитники обвинили подполковника милиции Али Магеева в оскорблении и применении физического насилия в отношении беременной женщины, вследствие чего у той чуть не случился выкидыш. Статья об этом впервые появилась в бюллетене «Право для всех», против которого следователь и подал свой иск. Позже уголовное дело по защите чести и достоинства подполковника милиции было прекращено по заявлению самого Магеева.

«Жалоба адвокатов содержит сведения по защите чести и достоинства Магеева, а также непроверенные и недостоверные сведения обо мне, - утверждает Абдужапаров. – Однако целых семь адвокатов не могли составить грамотную жалобу, основанную на конкретных фактах».

В частности, по словам юриста, адвокаты обвиняли его в том, что он якобы пишет статьи, посредством чего помогает супругам Мамаразыковым, Буранову и Турдиевой «убрать всеми правдами и неправдами Али Магеева». Статья, на которую разозлился полковник милиции, была написана на основе заявления пострадавшей Турдиевой и показаний первых трех граждан.

«Видимо, юристу правозащитной организации срок пребывания в местах лишения свободы, где он вместо семнадцати лет отбыл неизвестно каким образом только семь лет, не пошли на пользу, так как он не сделал должных выводов и продолжает осквернять честь и достоинство работников МВД Киргизской Республики», - написали адвокаты Генеральному прокурору.

«Первая ошибка адвокатов, слепо подписавших жалобу, была в том, что они даже не разобрались, о какой статье идет речь, - говорит Абдужапаров. – Ведь автором той статьи является другой человек, и он выступал на суде в качестве ответчика! А я ни в одном печатном издании не публиковал статьи, содержащие отрицательные сведения о Магееве или других сотрудниках МВД».

Абдужапаров не отрицает, что ранее был осужден за тяжкое преступление и отбыл свой срок сполна в соответствии с законом. «Но это не дает основания уважаемым адвокатам, подписавшим жалобу, сомневаться в том, что я нечестно отбыл назначенный срок, - пишет в своем заявлении юрист. - Правомерность моего досрочного освобождения была проверена несколько раз, в том числе Генеральным прокурором и оснований для отмены принятых решений не было обнаружено. Более того, все эти адвокаты прекрасно знали об этом».

По словам пресс-секретаря правозащитной организации Абдумалика Шарипова, такое поведение адвокатов ярко демонстрирует то распространенное негативное явление, когда адвокаты обслуживают следователей, забывая о святая святых – защите прав своих подзащитных, доверивших им свои судьбы.

«Я не удивился, что среди подписантов жалобы оказалась адвокат Кулийпа Орозалиева, которая ранее защищала пострадавшую Турдиеву, а потом перебежала в другой лагерь, - сказал Шарипов. – А Пасы Абдиева, которая недавно выступала на суде в защиту Али Магеева, вообще вызвала смех, оговорившись в зале суда, что «подполковник Магеев является ЕДИНСТВЕННЫМ чистоплотным, честным следователем в милиции области».

Если суд удовлетворит иск юриста-правозащитника, адвокаты Шадыбек Сопубеков, Кулийпа Орозалиева, Акбаржан Досматов, Пасы Абдиева, Режавали Максудов, Тынчтык Мырзабеков и Кубаныч Абдурахманов должны будут раскошелиться на десять тысяч (около $300) сомов каждый.

Абдумомун Мамараимов

Монголия: В столице – массовые беспорядки, объявлено чрезвычайное положение
2008-07-02 10:48 ИА Фергана.Ру

В ночь со вторника на среду президент Монголии Намбарын Энхбаяр объявил в стране чрезвычайное положение. В столице также введен комендантский час, который будет действовать с 10 часов вечера до 8 утра. Такие меры были вызваны начавшимися вчера в Улан-Баторе массовыми беспорядками.

Активисты монгольской оппозиции вчера взяли штурмом штаб-квартиру правящей Монгольской народно-революционной партии (МНРП) в центре Улан-Батора, сообщает «Коммерсант». Манифестанты выбили в здании окна и подожгли его. Их удалось вытеснить из штаб-квартиры только после того, как полиция открыла стрельбу и применила слезоточивый газ. Однако несколько тысяч митингующих отказались расходиться, швыряя в здание камни и бутылки.

Беспорядки в стране начались после того, как лидер оппозиционной Демпартии, экс-премьер Цахиагийн Элбэгдорж обвинил власти в фальсификации воскресных парламентских выборов. По его словам, Демпартия получила 40 мандатов (всего в парламенте 76 мест), однако после того, как МНРП "незаконно изменила результаты голосований, это число сократилось до 28".

"Если в ходе выборов МНРП совершала подтасовки на 10-15%, то при подсчете голосов она смошенничала на 30%",— заявил Цахиагийн Элбэгдорж. Он потребовал провести пересчет голосов во всех избирательных округах и "привлечь к уголовной ответственности лиц, подкупивших избирателей".

В ночь на 2 июля власти Монголии, чтобы прекратить массовые волнения и погромы, ввели в Улан-Батор войска.

Как передают международные агентства, в результате столкновений в ночь на среду погибли не менее 4 человек, сотни получили ранения. МВД Монголии сообщает о задержании около более 700 зачинщиков беспорядков.

Как сообщает NEWSru.com, в стране закрыто вещание всех телеканалов, кроме Монгольского Национального телевидения, которое с раннего утра показывает результаты погромов и рассказывает о пострадавших. В частности, монгольское ТВ сообщает, что пострадали около 400 сотрудников монгольской полиции, около 30 из них доставлены в больницу.

Агентство Kyodo News сообщает, что тяжелые ранения получил японский журналист, он госпитализирован в критическом состоянии.

Монгольское государственное агентство Montsame сообщает, что в ходе беспорядков была подожжена штаб-квартира правящей Монгольской народно-революционной партии. Кроме того, минувшей ночью тушили пожары в галерее изобразительных искусств и здании Союза архитекторов.

Казахстан: В законодательство предлагают внести норму о наказании за похищение невест
2008-07-02 11:14 ИА Фергана.Ру

В Казахстане инициировано обсуждение проблемы похищения невест. Старинный обычай народов Центральной Азии вновь набрал силу в конце 1990-х годов прошлого года, от многочисленных похищений лихорадит Кыргызстан, они все чаще происходят на юге Казахстана, сообщает Голос свободы.

Для обсуждения проблемы похищения невест в административном центре Южно-Казахстанской области городе Чимкенте собрались представители молодежных и правозащитных организаций, госструктур. Они считают, что данный обычай является нарушением прав человека.

Однако, по данным социологического опроса, проведенного среди ста двадцати молодых чимкентцев, около восьмидесяти процентов респондентов признают законность похищения невест, и семьдесят процентов из этих людей - мужчины. При этом шестьдесят семь процентов мужчин назвали похищение невесты естественным условием для создания семьи.

По словам руководителя правового центра женских инициатив «Сана сезiм» Хадичи Абышевой, из более трех тысяч пострадавших от различных форм насилия женщин, обратившихся в ее Центр за помощью, почти сорок процентов составляют те, кто был украден будущим супругом. Именно с похищения начинался их путь страданий и унижений в семье. Подавляющее большинство из них в самом начале семейной жизни подверглись изнасилованию: так мужчины закрепляли свое супружество, одновременно не оставляя девушке возможности вырваться обратно. Практически все, полагаясь на мораль восточной женщины, предпочли молчать, терпеть и смирились с положением. Но был и прецедент. Две украденные девушки довели дело об их похищении до суда. Одного из несостоявшихся мужей уже осудили.

Как выяснилось в ходе проведения круглого стола, брак по похищению не одобряется не только светскими, но и религиозными законами. Представительница Лиги мусульманских женщин Алуа Ибадуллаева заявила, что «воровство невесты противоречит законам и воле Всевышнего. В Коране описаны условия для заключения брака, и первым из них является согласие самой девушки. Бракосочетание, при котором имеет место принуждение жениха или невесты, является недействительным. Аллах не принимает такую свадьбу».

«Укравший девушку против ее воли человек является преступником, прелюбодеем-насильником, - продолжила выступающая. - Если девушку украли, то она должна уповать на Аллаха и не сдаваться – бороться за свое счастье. Аллах своих верующих рабов не бросает. Если же она уже оказалась в таком «браке», то она может смело уходить от мужа. Ей даже не нужен развод, так как их брак не является действительным. Немаловажно также отметить и то, что мусульманка, очутившись в таком бедственном положении, не должна себя винить».

Последнее уточнение, стоит отметить, имеет большую значимость. Ведь если говорить о сложившихся в общественном сознании населения стереотипах оценки поведения похищенных невест, то не желающую принимать такой брак украденную девушку зачастую ждет осуждение. Такая девушка считается «опозоренной» и немногие родители рискуют принять ее обратно домой. Нередко это приводит к суицидам.

Противоречащий международному праву, национальному законодательству, религиозным нормам, общечеловеческим представлениям о морали, современным ценностям обычай, тем не менее, живуч. На вопрос «почему?» участники круглого стола дали целый ряд ответов: правовая неграмотность населения (как парней, так и девушек), доминирование традиций в сознании общества, низкий социальный уровень жизни части общества (некоторые семьи не в состоянии оплатить расходы на сватовство и свадьбу), несогласие родителей любящих, «предназначенность» молодых другим претендентам по предварительной договоренности родителей, различный социальный статус влюбленных, интерес к «красивым» древним обрядам.

Конкретным же итогом сбора недовольных традицией воровства невест стало принятие обращения в мажилис (нижнюю палату) парламента, в котором лидеры молодежных общественных организаций выразили «свой протест против обычаев и традиций, порочащих честь и достоинство девушек как граждан цивилизованного и правого государства» и призвали «к формированию правовой культуры среди молодежи в вопросах семейно-бытовых отношений». В обращении был также поставлен вопрос об отсутствии в Уголовном кодексе Казахстана отдельной статьи «Похищение невесты». В связи с чем было предложено рассмотреть необходимость ее принятия или принятия одноименного подпункта статьи 125.

Телеканал «Аль-Джазира» покажет фильм Майкла Андерсена о событиях в Андижане
2008-07-02 11:51 ИА Фергана.Ру

Начиная со 2 июля и всю нынешнюю неделю, вплоть до 7 июля, англоязычный телеканал «Аль-Джазира» (Al Jazeera English), будет показывать фильм «Пули падали как дождь» (“The Bullets Fell Like Rain”), снятый известным датским политологом и журналистом Майклом Андерсеном и повествующий о трагических событиях в Андижане.

Фильм основан на воспоминаниях очевидцев, а также на личном опыте некоторых отважных журналистов, которые рассказали миру правду о событиях в Андижане 13 мая 2005 года.

Майкл Андерсен на съемках фильма об Андижане
Майкл Андерсен на съемках фильма об Андижане

Подробно о своей работе над фильмом, продолжающейся на протяжении трех лет, Майкл Андерсен рассказал в эксклюзивном интервью ИА «Фергана.Ру».

Фильм будет показан на канале «Аль-Джазира» по следующей временной сетке (время указано по Гринвичу) с учетом того, чтобы его могли посмотреть во всех уголках мира.

Среда, 2 июля: 14.30

Четверг, 3 июля: 01.30 и 13.30

Пятница, 4 июля: 06.30 и 20.30

Суббота, 5 июля: 03.00

Воскресенье, 6 июля: 14.30

Понедельник, 7 июля: 01.30 и 13.30

В скором времени фильм «Пули падали как дождь» будет выложен также и на Интернет-портале Youtube.

ЦРУ: Бен Ладен неизлечимо болен, а боевики «Аль-Каиды» тренируются в Алжире, Пакистане и Сомали
2008-07-02 12:00 ИА Фергана.Ру

Глава террористической организации «Аль-Каиды» Усама бен Ладен находится при смерти, утверждается в докладе, подготовленном ЦРУ, передает Лента.Ру.

Как сообщили журналу The Time два высокопоставленных представителя спецслужб, ознакомившихся с докладом, специалисты ЦРУ предполагают, что бен Ладен, страдающий от почечной недостаточности, скончается не позднее 2009 года.

Такой вывод авторы документа, подготовленного в начале 2008 года, делают исходя из списка лекарств, которые якобы принимает бен Ладен.

Между тем, официальные представители ЦРУ, к которым журнал The Time обратился за комментариями, заявили, что им неизвестно о существовании такого доклада. При этом они призвали журнал не путать «сообщения из неких анонимных источников с официальной позицией ЦРУ».

The Time напоминает, что сообщения о тяжелой болезни бен Ладена впервые появились еще в начале 2002 года. Тогда президент Пакистана Первез Мушарраф заявил, что глава «Аль-Каиды», скрывающийся на территории Афганистана, не может существовать без аппарата «искусственная почка». Мушарраф даже выдвинул предположение, что бен Ладен уже умер, но его соратники скрывают этот факт.

Однако после этого заявления были обнародованы несколько видеозаписей с участием главы «Аль-Каиды», на которых он выглядел бодрым и здоровым. Последнее на настоящий момент обращение бен Ладена к своим сторонникам было обнародовано в середине мая 2008 года.

Между тем, западная разведка обнаружила новые места дислокации «Аль-Каиды», сообщает Газета.Ру со ссылкой на газету The Times.

Организация, почти выдворенная из Ирака и Афганистана, нашла новое место для обучения и тренировки боевиков в Алжире, Пакистане и Сомали. По данным разведки, в Пакистане «Аль-Каида» сосредоточилась в труднодоступных племенных районах страны, откуда угрожает Великобритании. В Алжире и Сомали боевиков тренируют для нанесения ударов по Западу.

Тем временем, Афганистан.Ру передает, что духовный лидер движения «Талибан» мулла Омар, изменив свою внешность, живет в пакистанском городе Кветта. Об этом канадскому изданию «Canadian Press» сообщил ближайший соратник муллы Омара и лидер талибов мулла Захир.

По его словам, с тех пор, как духовный лидер движения «Талибан» покинул Афганистан, он живет в Кветте. «Он теперь не носит свою чалму и постоянно носит черные очки», - цитирует слова Захира канадское издание. По его словам, у лидера талибов в Кветте несколько домов.

Ранее, в 2003 году, Управление национальной безопасности (УНБ) Афганистана обнародовало данные, согласно которым лидера движения «Талибан» видели несколько раз в одной из мечетей пакистанского города Кветта. По этим данным, мулла Омар, после того как переместился в Пакистан, служит имамом одной из мечетей в районе Салим-Плаза в Кветте.

Кыргызстан: В Бишкеке арестован правозащитник Качкын Булатов
2008-07-02 13:08 ИА Фергана.Ру

Качкын Булатов
Качкын Булатов. Фото АКИpress
В среду, 2 июля, в Бишкеке был арестован правозащитник, член оппозиционного движения «За Справедливость» Качкын Булатов. Об этом ИА «Фергана.Ру» сообщил координатор данного движения Аликбек Джекшенкулов.

По предварительной информации, Качкын Булатов был арестован сотрудниками столичной милиции, когда пришел на допрос в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении оппозиционной газеты «Де-Факто» по статье «Заведомо ложный донос». В номере газеты от 12 июня была опубликована статья, в которой содержалась информация о якобы имеющих место коррупционных действиях начальника управления города Бишкека но налогам и сборам.

По информации прокуратуры, проверка выявила, что автор данной статьи - некая Замира Молдоева - является вымышленным лицом. Однако арестованный сегодня Качкын Булатов заявил, что лично знает автора статьи, и сам посоветовал ей обратиться в СМИ.

До ареста Качкын Булатов дал показания в столичной милиции.

Узбекистан: В Ташкенте подорожал проезд для льготных категорий граждан
2008-07-02 14:03 ИА Фергана.Ру

В Ташкенте с 1 июля вновь поднялись цены на проезд в общественном транспорте, причем только для льготных категорий населения. Между тем, цены на бензин в последние дни не повышались, и литр 80-го бензина, используемого в автобусах, как и прежде, стоит 875 сумов. Прежней осталась и цена на проезд - она составляет 300 сумов.

Когда с 1 апреля стоимость проезда поднялась с двухсот пятидесяти сумов до трехсот, соответственно подорожали и проездные карточки. Например, студенческий проездной билет на месяц с 10.900 сумов подорожал 13.100 сумов, пенсионный проездной - 15.000, ученический – 10.800. Стоимость проездного на автобус для всех категорий граждан составила 24.000 сумов, а общего на автобус, трамвай и троллейбус - 30.000 сумов.

Непонятно, чем вызвано июльское подорожание льготных проездных – студенческого и ученического, обладатели которых, как правило, еще не могут сами себя обеспечить. Начиная с 1 июля, студенческий и ученический проездные карточки стоят одинаково – по 15.000 сумов. Стоимость проездных карточек для пенсионеров и всех категорий граждан не изменилась.

О грядущем повышении цен население, как водится, предупреждено не было.

Узбеки Турции (часть V). Человек, ставший государственным министром
2008-07-02 14:33 Бахтияр Шахназаров (Измир–Стамбул)

В Стамбуле живет профессор Ахат Андижан (Ahat Andiсan), который стал первым представителем узбекской диаспоры дальнего зарубежья, кому удалось дослужиться до должности государственного министра Турции. Уроженец афганского города Кундуз, 57-летний Ахат Андижан работает хирургом в Джеррахпашинской больнице. В свое время он был активным борцом за независимость Узбекистана, руководил Обществом туркестанцев Стамбула, дважды встречался с президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Первая из встреч, состоявшаяся в декабре 1991 года в Стамбуле, во многом предопределила дальнейший ход развития отношений между Турцией и Узбекистаном.

Ахат Андижан
Ахат Андижан. Фото автора.

Отец Ахата Андижана хаджи Йулдаш жил в Андижане, где считался одним из самых богатых людей. Его первая жена умерла еще в годы коллективизации. Во второй раз он женился, будучи в Афганистане, - на девушке по имени Бибихасира, которая в дальнейшем родила ему сына Ахатбека.

БЕГСТВО

После смерти первой жены хаджи Йулдаш решил не жениться до тех пор, пока его дети не станут взрослыми. Дело в том, что дед Ахатбека хаджи Галиб имел нескольких жен, и как-то раз одна из них, не имевшая своих детей, из ревности ударила ножом другую, у которой были дети. На Йулдаша это произвело неизгладимое впечатление, и он боялся повторения такой ситуации.

Хаджи Галиб скончался вскоре после того, как советская власть объявила его «кулаком» и отобрала все его имущество. Проработав в колхозе, в 1932 году хаджи Йулдаш решил покинуть родину вместе с маленькими сыном и дочерью. Некоторое время он работал в колхозе на юге Таджикистана, затем вместе с детьми переправился через Амударью в Афганистан. Недолго прожив в местечке Имам Сайид и городе Баглан, семья обосновалась в Кундузе. В годы Второй мировой войны хаджи Йулдаш обратился в посольство Турции в Афганистане с просьбой о предоставлении разрешения для переселения, однако получил отказ.

В 1952 году вместе с другими семьюдесятью двумя семьями туркестанцев хаджи Йулдаш эмигрировал в Турцию. Он намеревался переехать немного раньше, но поездку пришлось отложить, так как его вторая жена Бибихасира была беременна Ахатбеком. Когда началась долгожданная поездка длиною почти в два месяца, Ахатбек был всего полуторамесячным младенцем.

Прожив некоторое время в палатках, установленных в турецком городе Адана, все официальные переселенцы получили от правительства земли в различных областях Турции для ведения хозяйственной деятельности. Семья хаджи Йулдаша выбрала участки в Акшехире, поскольку климат местности очень напоминал им родной андижанский. Ахатбек окончил здесь и школу, и лицей.

В Акшехире несколько туркестанцев создали сельскохозяйственный кооператив, который в первый год своей работы процветал. Однако незнание членами кооператива законов рыночной экономики стало причиной банкротства их предприятия. Это произошло в 1963-1964 годах. Не ожидавшие такого развития событий члены кооператива получили психологическое потрясение. Отец Ахатбека не имел другой профессии, и от отчаяния замкнулся, стал неразговорчивым, а старший брат уехал работать в другой город.

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ

Ахату пришлось совмещать работу с учебой в школе. У него была склонность к занятиям логикой и историей, однако, приехав после окончания школы в Стамбул, он поступил на медицинский факультет Джеррахпаша Стамбульского университета. Получив диплом врача, Ахатбек ушел на службу в армию. Сдав во время прохождения службы экзамен, чтобы продолжить учебу в докторантуре в Америке, Ахатбек сразу же после армии подал документы на получение заграничного паспорта. Пока его документы находились в стадии рассмотрения, Ахат Андижан принял участие сразу в двух конкурсах на должность помощника на медицинском факультете, и победил в обоих. С того времени большая часть жизни Ахата Андижана была связана с факультетом Джеррахпаша, работая на котором, в 1991 году он получил звание профессора.

До военного переворота 1980 года в Турции нередко происходили стычки между левыми и правыми силами. Затем военное руководство страны закрыло все политические и общественные организации. В том числе - и Общество туркестанцев, которое вело свою деятельность с 1953 года, продолжая дело, начатое «Турецким союзом молодежи» (1927-1941 годы).

В 1983 году Ахат Андижан вместе со своими друзьями задумал заново открыть общество туркестанцев. Спустя год после начала деятельности общества Ахат был избран его председателем. Когда в Советском Союзе началась перестройка, главной целью общества стало информирование турецкого народа о ситуации в СССР и жизни тюркских народов в республиках Средней Азии. В 1989 году общество стало издавать журнал «Туркестан», в котором широко освещалась деятельность возникших в тюркских республиках Центральной Азии народных движений, рассказывалось об узбекском движении «Бирлик» («Единство») и партии «Эрк» («Воля»), о жизни и деятельности знаменитых людей региона.

Следует отметить, что географически Туркестан разделен на две части – восточную и западную. Восточный Туркестан находится на территории Китая - Синьцзян-Уйгурского автономного района, а западный Туркестан является территорией нынешних центрально-азиатских республик.

В сентябре 1989 года в Стамбуле под председательством Ахата Андижана состоялся Национальный курултай (собрание) Туркестана, в котором приняли участие все организации, чья деятельность была связана с туркестанским регионом. Повестку дня форума составляли такие вопросы, как положение туркестанцев, живущих за пределами региона, анализ событий, происходивших в Узбекистане после появления там народных движений, возможные сценарии развития ситуации и необходимые меры для действия.

Ахат Андижан с лидером Партии Исламского союза северных областей Афганистана Азадбеком
Члены Общества Туркестанцев. Стамбул, 1987 г. Фото из книги Ахата Андижана «Борьба за независимость Туркестана за рубежом со времен джадидизма до независимости»

Реакция советской прессы на курултай была жесткой. В номере от 19 декабря 1989 года газеты «Совет Узбекистони» («Советский Узбекистан») под псевдонимом «Дервиш Али» была опубликована статья «Уликни тирилтиришга уринаетганлар» («Люди, которые пытаются оживить мертвеца»). Резкой критике подверглась деятельность Ахата Андижана и Баймирзы Хайита - ныне покойного известного историка, занимавшегося изучением Туркестана. Автором статьи утверждалось, что А.Андижан приходится племянником последнему хану Коканда, и его главная цель - восхождение на престол и объявление себя ханом после того, как Туркестан станет единым государством.

Эта статья крайне негативно отразилась на имидже А.Андижана, вызвав к нему у руководства Узбекистана отрицательные чувства. Первая встреча А.Андижана с президентом независимого Узбекистана Исламом Каримовым, состоявшаяся в декабре 1991 года в Стамбуле, предопределила дальнейший ход развития отношений между Турцией и Узбекистаном, а Баймирза Хайит в свой первый приезд в Узбекистан в 1992 году был выдворен из страны на третий день пребывания в Намангане.

Несмотря на холодный прием на официальном уровне, и Баймирза Хайит, и Ахат Андижан пользовались уважением узбекской интеллигенции, которой в те годы еще удавалось сохранить свою независимость. Они оба были удостоены узбекской премии имени Чулпана. По этому поводу газета «Узбекистон адабиети ва санъати» («Литература и искусство Узбекистана») в номере от 20 марта 1992 года писала: «Еще в те времена, когда плач народа Туркестана не проходил дальше Москвы, Баймирза Хайит и Ахат Андижан доносили голос народа до всех материков, демонстрируя уважение к душам наших усопших предков».

В начале 1990-х годов сподвижников А.Андижана захватывает идея проведения собраний с участием представителей действующих в мире обществ туркестанцев. Сначала собирались общества восточных и западных туркестанцев. Затем прошел Международный конгресс туркестанцев всего мира с участием делегаций из стран Центральной Азии. В составе узбекской делегации были такие знаменитые писатели, как Шукрулло, Адил Якубов, Джемаль Кемаль и Тахир Каххар. На конгрессе было создано Объединение туркестанцев мира, его действующим председателем избран А.Андижан, а живущий в Германии Баймирза Хайит стал почетным председателем.

В 1991 году Ахат Андижан создал Фонд исследований Туркестана. Чтобы общество туркестанцев и фонд вели свою деятельность в нормальных условиях, он купил для них трехэтажное здание в одном из стамбульских районов - Аксарае.

После распада Советского Союза главным направлением деятельности общества туркестанцев стало установление взаимосвязей между тюркоязычными странами и Турцией, а Ахат Андижан был назначен консультантом тогдашнего министра иностранных дел Турции Месуда Йылмаза. На заселенном тюркоязычными народами севере Афганистана после вывода советских войск возникли различные группы, которым А.Андижан старался помочь, привлекая к ним внимание мировой общественности. В 1989 году он отправился в Афганистан, где встретился с лидером Исламского союза северных областей Афганистана Азадбеком, который со своими помощниками приехал в Турцию. При содействии А.Андижана прибывшие в Турцию, а затем и в США тюркоязычные лидеры моджахедских формирований Афганистана встретились с официальными и другими лицами.

«Основу шестидесятитысячной армии генерала Абдурашида Дустума, который боролся за права узбеков и других тюркских народов северного Афганистана, составляли таджики, - рассказывает А.Андижан. - Узбеков было от пятнадцати до семнадцати тысяч человек. Я передал письмо Дустума президенту Турции Тургуту Озалу, результатом чего стало открытие консульства Турции в афганском городе Мазари-Шариф. В 1990-х годах я организовал несколько пизитов Дустума в Турцию».

В 1995 году А.Андижан включился в политику, был избран депутатом парламента страны от партии «Anavatan Partisi» («Родина-мать») и стал первым живущим в дальнем зарубежье узбеком, которому удалось войти в состав правительства. Согласно законодательству, А.Андижан оставил свою предыдущую должность и до 1999 года работал государственным министром и спикером правительства, совмещая данные посты в 1995-1997 годах с должностью заместителя председателя «Anavatan Partisi». На состоявшихся в 1999 году выборах вновь избранный депутатом Ахат Андижан представлял Турцию в Европейском союзе и для выполнения своих служебных обязанностей часто ездил в Страсбург (Франция).

Но на выборах в 2002 году «Anavatan Partisi» потерпела неудачу и осталась за бортом парламента. А.Андижан, пытавшийся в течение нескольких лет объединить правые силы, своей цели также не достиг. И в 2005 году он вернулся на работу в больницу.

Ахат Андижан является автором книги «Борьба за независимость Туркестана за рубежом со времен джадидизма до независимости».

«В ЭМИГРАЦИИ У НАС НЕ БЫЛО МАТЕРИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ»

- Ахат-ака, расскажите, пожалуйста, о своей семье, - попросил я во время нашей первой встречи.

- Моя жена - турчанка, мы вместе работаем на факультете биологии и химии университета, - начал свой рассказ Ахат Андижан. - Есть два сына, старший - студент университета, второй учится в частном колледже «Роберт» (одно из самых престижных и дорогих учебных заведений Турции. - Прим. авт.). Моя мама является дочерью эмигрировавшей в Афганистан семьи выходцев из Андижана и Бухары. Мои родители поженились в 1945 году.

- Вашего отца звали хаджи Йулдаш. Когда он совершил хадж?

- Предполагаю, что мой дедушка и отец совершили поездку в Мекку в 1917-1918 годах. Из Туркестана они поездом поехали до Москвы, оттуда добрались до Одесского порта. Из Одессы на пароходе прибыли в Стамбул. В те времена прибывавшие в Стамбул паломники выказывали свое уважение османскому падишаху, так как священные земли находились на территории его империи... После хаджа дед и отец вернулись на родину по тому же маршруту.

- Их путь, наверное, был немного опасным, ведь в России в то время шла гражданская война…

- Да, отец рассказывал об этом. На таком фоне Стамбул показался ему очень тихим и спокойным городом. Поэтому после эмиграции в Афганистан отец попытался переселиться в Турцию, несмотря на то, что многие туркестанцы предлагали ему ехать в Саудовскую Аравию.

- А как Вашим родителям жилось в Афганистане?

- Мой дедушка, хаджи Галиб, имел в Андижанской области огромные земли, свой масложиркомбинат и фабрику по производству сахара. Поэтому мой отец был опытен в этих видах деятельности. Приехав в Афганистан, он построил цех по производству сахара, затем стал выпускать и мыло. До 1950-х годов мой отец, старший брат и зять работали вместе, у них не было материальных проблем, более того – они накопили некоторое состояние. Когда эмигрировали в Турцию, им было разрешено ввезти некоторое количество денег, и эта сумма была довольно приличной для тех времен.

- Мне рассказывали, что некоторые эмигранты даже привезли с собой афганские ковры.

- По словам моего отца, переселенцам было разрешено привезти с собой домашнюю утварь, они воспользовались этим и привезли ковры.

- Участвовал ли Ваш отец в каком-либо из движений, которые были созданы узбеками во время Второй мировой войны?

- Да, он был участником движения, организованного в Кундузе. Напомню, что для эмиграции туркестанцев в Афганистан были две причины. Первая – в отличие от шиитского Ирана, афганцы являются такими же мусульманами-суннитами, как и туркестанцы. Вторая – желание находиться поближе к Туркестану в надежде на то, что настанет день, когда родина освободится от русских завоевателей и эмигранты получат возможность вернуться. Когда в тридцатые годы прошлого века Советская власть закрыла границы, туркестанцев охватили сомнения в том, что они когда-нибудь смогут вернуться на родину. А когда во время Второй мировой войны немцы вплотную приблизились к Москве, им показалось, что СССР вот-вот разрушится.

- Наверное, весть об образовании Туркестанского легиона в ходе войны Германии с Советским союзом придала сил афганским туркестанцам...

- Конечно. Туркестанцы стали объединяться, а афганское правительство, частично знавшее о происходящем, просто закрывало на это глаза. Однако деятельность организаций нельзя считать удачной. К сожалению, в Афганистане материалов на данную тему нет. Как мне удалось узнать, изучив доклады немецких и английских дипломатических представительств в Афганистане того периода, организации туркестанцев оставались на уровне самодеятельности. По их планам, после падения СССР они должны были перейти в Туркестан для проведения партизанских операций, как «басмачи», и добиться независимости. Но после 1944 года, когда стало ясно, что немцы проигрывают войну, афганское правительство быстро взяло эти организации под свой контроль. Были арестованы и отправлены за решетку семьсот человек, среди них - члены правительства Туркестана в изгнании, а также лидеры и участники организаций из различных городов страны. Вместе с моим отцом была арестована и моя сестра. Часть арестованных приговорили к заключению сроком на четыре-пять лет, позднее некоторые из них отправились в ссылку на юг страны, в Чапрасур, находящийся в пустынной зоне Кандагара.

Члены Общества туркестанцев. Стамбул, 1987 г. Фото из книги Ахата Андижана
Ахат Андижан с лидером Партии Исламского союза северных областей Афганистана Азадбеком вблизи афгано-пакистанской границы. Мирнашах, январь 1989 г. Фото из книги Ахата Андижана «Борьба за независимость Туркестана за рубежом со времен джадидизма до независимости»

- Рассказывали ли Вам родители о городе Андижане?

- Да. Мне рассказывали, что солдаты Красной армии ворвались в наш дом в день, когда моему сводному брату сделали обрезание. Отец и другие мужчины ушли через окно в задний сад, где укрылись в камышах, а брат остался лежать на своем месте. Солдаты собрали всю домашнюю утварь, забрали даже курпачу (узкое одеяло для сидения. - Прим. ред.) и одеяла из-под лежащего брата, загрузили все на арбу и увезли. Дом опечатали, а брата оставили во дворе. Тогда его матери уже не было в живых, и вечером соседи принесли ему поесть. Вскоре отец вместе с другими мужчинами прорыл тоннель, ведущий в наш дом, и они стали посещать его по вечерам, а утром покидали. Таким образом они пережили лето. После наступления холодов отец оставил брата под присмотром знакомого, а сам почти год проработал продавцом в поездах, следующих из Андижана в Коканд.

Отец был крупным, сильным и высоким человеком ростом около ста девяноста пяти сантиметров. Как-то, увидев на его теле раны, я спросил, где он их получил. Отец рассказал, что однажды в поезде трое русских с ножами окружили его и попытались отобрать у него заработанные деньги. В завязавшейся схватке отец выбросил двоих из них с поезда, а третий сам оказался под колесами.

- Удалось ли Вашему отцу в дальнейшем забрать своих детей?

- Как-то он встретил председателя одного из андижанских колхозов, который знал моего деда хаджи Галиба, скончавшегося в 1925 году, он работал у него в прежние времена. Председатель сказал: «Я знал вашего отца, поэтому помогу вам с работой. У меня есть бухгалтер, которому не очень доверяю. Вы будете перепроверять его отчеты. Но официально оформлять вас не буду».

Председатель-коммунист оказался порядочным человеком. Отец стал неофициально работать ревизором, привел в порядок колхозную бухгалтерию. Затем вместе с сыном работал в пекарне. Спустя некоторое время отец попросил председателя разрешить ему переселиться в Афганистан. Тот согласился и написал своему знакомому коллеге, возглавлявшему колхоз в граничащей с Афганистаном Кулябской области Таджикистана, письмо с просьбой помочь моему отцу с работой, пока он будет там находиться.

- Наверное, ему гко было добираться до Таджикистана?

- Да. Подумав, что если их задержат вместе, то детям придется пережить нервное потрясение, отец сначала отправил на арбе моих брата и сестру, а сам, скрываясь от нежелательных взглядов, пошел вслед за ними. Дорога в Куляб заняла более месяца. Председатель тамошнего колхоза дал отцу работу, он жил в находящемся на окраине одиночном доме, встречаясь только с председателем и его помощником. К концу лета, договорившись с человеком, который за деньги переправлял переселенцев в Афганистан, отец с детьми переправился через Амударью, соорудив плот из резиновых шин колес.

ПО ЦЕПНОЙ РЕАКЦИИ

- Вы опубликовали много статей о Советском Союзе и Туркестане. Могли ли Вы предвидеть развал Союза?

- Мы стали пристально следить за развитием событий в СССР после того, как была объявлена политика перестройки и гласности, а с 1989 года в некоторых республиках началось движение по отходу от центра. На те времена приходится развал социалистической системы и выход стран Восточной Европы из Варшавского блока. В декабре 1986 года в казахстанском городе Алма-Ата народ впервые выступил против власти. Похожее случилось и ранее - в 1969 году в Ташкенте, после матча чемпионата Советского Союза по футболу между «Пахтакором» и одной из русских команд, но это выступление было подавлено быстро и жестоко.

После произошедшего в Алма-Ате в одном из своих выступлений в 1987 году я сказал, что СССР начал разваливаться и очень скоро развалится окончательно, поскольку в тех событиях участвовали представители простого народа, прибывшие из деревень, а власть уже не могла контролировать ситуацию. Текст данного выступления был опубликован в журнале «Туркестан».

Развал Союза я принял спокойно. Однако руководители Узбекистана и Туркменистана не были готовы к независимости. Им казалось, что Советский союз будет жить и далее. Поэтому они не поддержали Бориса Ельцина, выступившего против путчистов, пытавшихся захватить власть 19 августа 1991 года. И только после утверждений Ельцина о том, что другие советские республики являются обузой для России, они были вынуждены объявить о государственной независимости. Таким образом, независимость Узбекистана была добыта не путем вооруженного восстания или народного выступления против власти.

- В какие годы Вы были председателем Общества туркестанцев?

- С момента его восстановления в 1984-м и до 1995 года, когда я начал заниматься политикой. До настоящего времени веду дела Фонда исследований Туркестана.

- Ахат-ака, Вы очень хорошо говорите по-узбекски.

- Несмотря на то, что отец прожил в Афганистане восемнадцать лет, он так и не научился говорить на персидском языке. А переселившись в Турцию, не смог выучить и турецкий язык. Наверное, уже из-за пожилого возраста. Дома мы разговаривали только по-узбекски. В отличие от отца, мама говорила и писала как на персидском, так и на турецком языках. Отец умер в 1975 году в Конье, а мама – через десять лет в Стамбуле.

Карта основных мест проживания туркестанцев на территории Афганистана
Карта основных мест проживания туркестанцев на территории Афганистана. Фото из книги Ахата Андижана «Борьба за независимость Туркестана за рубежом со времен джадидизма до независимости»

- А Ваши дети говорят по-узбекски?

- К сожалению, нет. Для того чтобы дети говорили на каком-то языке, важно, чтобы на нем говорила их мама. Кроме этого, включившись в политическую деятельность и став депутатом турецкого парламента, свое основное время я проводил в Анкаре. Домой приходил раз в две недели, а моим детям тогда было девять и четыре года – самый возраст для изучения языка.

- Когда впервые Вы побывали в Узбекистане?

- Шел то ли 1989-й, то ли 1990-й год. Группа турецкой интеллигенции в составе двухсот человек зафрахтовала самолет и прилетела в Узбекистан. Но нашему самолету не разрешили приземлиться в Ташкенте, поэтому мы прилетели в Бухару. Ночь провели в гостинице. На следующее утро мои знакомые узбекистанцы забрали меня и моего друга и повезли в Ташкент. Остальные члены нашей группы улетели в Казахстан, так как власти республики не разрешили им оставаться в Узбекистане.

- А где Вы получили советскую визу? Ведь в те времена в визах иностранцев указывались города, которые они смогут посетить.

- В наш первый и второй приезд в Узбекистан визы мы получили в посольстве СССР. Когда в 1997 году я прибыл в Союз в составе официальной делегации Турции во главе с премьер-министром Месудом Йылмазом, наша двухдневная поездка охватила все тюркоязычные республики бывшего СССР.

- Как проходили переговоры с узбекским правительством?

- Наши взаимоотношения были холодными, но во время официальных переговоров это не выставлялось напоказ. Согласно повестке дня, были рассмотрены связи в экономической, культурной и других сферах сотрудничества.

- Что же стало причиной охлаждения взаимоотношений между Турцией и Узбекистаном?

- Это произошло в 1994 году. Причиной охлаждения стал приезд в Турцию лидеров оппозиционной узбекскому правительству партии «Эрк». Ислам Каримов потребовал выдачи лидера «Эрка» Мухаммада Салиха, но турецкий президент Сулейман Демирель ответил, что Турция, являясь демократической страной, не может выдать лидера оппозиции. Руководство Узбекистана обиделось и в 1994 году вернуло на родину большинство студентов, обучавшихся в Турции по государственным грантам. Из 2980 студентов продолжить свое обучение разрешили только около 400.

Когда взаимоотношения охлаждаются, то по цепной реакции за одной проблемой начинает следовать другая, и отношения, которые и без того не были теплыми, портятся окончательно.

- Разве правительство Турции не могло сдать лидера оппозиции и спасти свои взаимоотношения с Узбекистаном?

- Демократические страны должны действовать согласно международным нормам права.

- Приведу вам пример: Канада предоставляет человеку из Восточного Туркестана политическое убежище. Через несколько лет тот человек с канадским паспортом приезжает в Ташкент для того, чтобы навестить свою жену и детей. Правительство Китая, узнав об этом, требует от Узбекистана его экстрадиции. Требование выполняется, человека сдают Китаю, где состоявшийся суд приговаривает его к пожизненному заключению. Если бы Узбекистан отказал Китаю в выдаче, то взаимоотношения между странами могли бы испортиться.

- В основе проблемы лежат политические и иные вопросы. Если между странами существуют соглашения об экстрадиции людей, которые разыскиваются за совершение террористических актов, членов организованных преступных групп, контрабандистов, то они могут быть экстрадированы. Но ни одна демократическая страна мира не выполнит требование об экстрадиции лидера политической оппозиции. Это является одним из основных принципов демократии.

- Граждане Турции сетуют на наличие визового режима с Узбекистаном. Рассматривался ли данный вопрос в 1997 году, когда Вы посещали Узбекистан в составе правительственной делегации?

- Да, рассматривался. Нам было сказано, что Узбекистан имеет визовый режим не только с Турцией, но и другими странами мира. Что касается Турции, то у нас правила иные – любой гражданин мира может получить визу для въезда в страну после прибытия в Турцию, заплатив небольшую сумму денег. А с 30 июня 2007 года Турция в одностороннем порядке отменила визовый режим со всеми тюркоязычными странами.

«МОИ СЛОВА НЕ ПОНРАВИЛИСЬ ИСЛАМУ КАРИМОВУ»

- Почти все представители узбекской диаспоры Турции, с кем мне довелось беседовать, желают отмены визового режима, чтобы беспрепятственно поехать на родину. Они ожидают от Узбекистана помощи в организации изучения их детьми узбекского языка и культуры, чтобы их идентичность не была уничтожена полностью. А у Вас есть какие-нибудь требования или просьбы к Узбекистану?

- У меня никогда не было требований к Узбекистану. Хочу рассказать вам одну историю. В декабре 1991 года перед президентскими выборами Ислам Каримов прибыл с официальным визитом в Турцию. Мне позвонили из Министерства иностранных дел Турции и сообщили, что Каримов во время своего однодневного пребывания в Стамбуле желает встретиться с узбекской диаспорой. Я обрадовался этому. Для встречи мы подготовили зал на триста человек в здании, расположенном недалеко от аэропорта. Ислам Каримов и члены его делегации в составе около сорока человек прибыли туда. Перед обедом около пятнадцати человек вместе с Каримовым, несколькими его консультантами и министрами поднялись в комнату на втором этаже здания. Президент говорил о независимости, он сказал, что в Узбекистане вначале будут осуществлять экономические реформы, а потом уже политические.

Мои разногласия с Исламом Каримовым начались именно в тот день. Я сказал президенту, что было неправильным решение запретить коммунистическую партию и создать вместо нее Народно-демократическую, председателем которой стал сам Каримов. «Что же тут плохого?» - спросил Каримов. «Мы находимся на пороге двадцать первого века. По-моему, Вы должны разрешить народу создавать свои партии, - ответил я. - Вы, как отец народа, будете контролировать новые партии с точки зрения того, будут они служить интересам народа и страны или нет. Если же останетесь руководителем новой партии, которая образована на месте бывшей коммунистической, то окажетесь продолжателем дела старой партии, а в стране образуется однопартийный режим. Как показывает пример развития Турции до 1945 года, данный путь не будет правильным для развития Узбекистана».

Каримову мои слова не понравились. Он ответил довольно жестко: «Вы не знаете наш народ, демократия не подходит для него, наш народ похож на ...». Я ответил: «Ислам-ака, тогда получается, что киргизы развитее, чем узбеки, ведь в Киргизии разрешили образовывать политические партии. Если политика будет управляться из центра, то страна не сможет развиваться ни с политической, ни с экономической точки зрения. В мире вряд ли найдется страна, которая стала развитой с экономической точки зрения, не произведя сначала политических реформ. Нельзя добиться экономического прогресса без демократии».

«Нет, - возразил мне И.Каримов, - можно. Южная Корея развивается, произведя реформы сначала именно в экономической сфере». Я ответил ему, что «ежегодно, начиная с 1954 года, Южная Корея получает от США прямую помощь в размере четырех-пяти миллиардов долларов. Есть ли у Узбекистана такая возможность? Нет. Вы должны сделать так, чтобы экономические и политические реформы проводились одновременно. При централизованном управлении личности не могут делать того, что является приемлемым. Во времена Советского Союза Узбекистан был лидером и своеобразной витриной Центральной Азии. Когда говорили «Центральная Азия», то подразумевали Узбекистан. Но если вы будете настаивать на своем, то в будущем лидером в Центральной Азии станет Казахстан».

- Так и сказали?

- Да, именно так, мои слова могут подтвердить видеозаписи. После этих слов я почувствовал, что обстановка накалилась. Мое видение развития Узбекистана не совпало с точкой зрения Каримова. После беседы мы спустились в зал, где нас ожидали триста туркестанцев. Каримов был в таком напряженном состоянии, что, может быть, и подумал о том, чтобы покинуть зал, не пообедав.

Согласно протоколу, перед обедом с речью сначала выступил я. Акцентировал внимание собравшихся на трех вопросах. «Во-первых, мы верим, что Ислам Каримов будет развивать Узбекистан в соответствии с признанными и применяемыми во всех демократических странах мира ценностями в сфере политики, права, философии, свободы и прав человека, - сказал я. – Во-вторых, тех, кто был вынужден покинуть Узбекистан, советская идеология назвала предателями родины. Побывав два раза в Узбекистане, я лично убедился, что такое отношение глубоко заложено в народном восприятии. Исламу-ака предстоит изменить данное понятие, так как живущие за рубежом наши земляки сражались за освобождение своих земель от русских захватчиков, вели партизанскую войну, прозванную «басмачеством», и вынужденно покинули родину после того, как проиграли, многие из них были казнены, отправлены на ссылку в Сибирь, попали за решетку. Мы являемся их детьми.

Четыре дня тому назад у нас в гостях был президент Туркменистана. Послушав нас, он сказал, что все туркмены, живущие за пределами республики, являются ее гражданами. Он сразу отдал распоряжение начать соответствующие процедуры по признанию гражданства. Чтобы воспользоваться потенциалом узбекской диаспоры, Узбекистану также следует принять необходимые меры.

В-третьих, ни один проживающий вдали от родины узбек не будет требовать вернуть то имущество, которое было конфисковано советской властью, он просто не нуждается в этом. Развивая отношения с теми странами, где проживают узбеки, Узбекистан только выиграет. Такую политику ведут США, которые предоставляют вид на жительство и гражданство всем, кто приезжает туда жить. При посредничестве разных национальностей, которые проживают в Америке, правительство страны развивает отношения с их родиной. Узбекистан тоже должен вести свою политику в этом направлении», - заключил я.

Вслед за мной выступил Ислам Каримов и повторил те слова, которые до этого произнес в комнате наверху. Он отметил, что к политическим реформам Узбекистан приступит после того, как будут завершены экономические реформы. Обещал, что связи с проживающими за границей узбеками будут укрепляться, правительство станет их поддерживать, а визовая проблема будет обязательно решена. Он предпочел не затрагивать тему предоставления гражданства. Закончив свое выступление, Каримов обратился к находящемуся в зале знаменитому певцу Шерали Джураеву со словами: «Шерали, скажи ты, разве я не такой человек?» Не ожидавший обращения к себе певец немножко растерялся, из-за чего услышал в свой адрес не очень лестные слова. Находящиеся в зале туркестанцы были шокированы.

Вот вы спросили, есть ли у меня какие-нибудь требования к Узбекистану. Никаких требований у меня нет. Я хочу того же, что узбекский народ и наши земляки.

ФЕДЕРАЦИЯ ТУРКЕСТАНА ИЛИ ЗАДНИЙ САД ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ?

- Состоялся ли потом курултай узбеков мира, аналогичный тому, что проводили казахи и киргизы?

- Нет, после того, как наша первая встреча с Исламом Каримовым завершилась не в радужных тонах, о проведении курултая не могло быть и речи. Мало того, Узбекистан выдворил из страны Баймирзу Хайита - человека, который всю свою жизнь посвятил борьбе за освобождение Туркестана. По какой причине это было сделано – я не знаю. Выдворение Баймирзы-ака является отражением позиции Узбекистана по данному вопросу. При таком раскладе как можно вести разговор о решении других проблем? – восклицает Ахат Андижан.

Наша беседа состоялась в конце февраля 2008 года. Полтора месяца спустя президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в очередной раз выступил с предложением о создании Союза стран Центральной Азии, которое было поддержано лишь Кыргызстаном. А Узбекистан и Туркменистан хранили молчание по данному вопросу. Однако совершивший в Астану во второй половине апреля сего года Ислам Каримов расставил все точки над «i», заявив, что Узбекистан выступает против создания такого союза.

- Ахат-ака, как Вы считаете, может ли совсем исчезнуть само понятие «Туркестан»?

- В своем выступлении «Туркестан: Утопия или реальность?» в 1992 году в США я проанализировал факторы, которые способствуют образованию Туркестана, а также противостоящие ему. Не может быть и речи о том, что Туркменистан, имевший в те времена население в четыре миллиона человек, Кыргызстан с его пятью миллионами, Узбекистан с девятнадцатью миллионами, - страны, чьи территории с одной стороны зажаты славянским государством с населением, составляющим сегодня более ста сорока миллионов человек, а с другой – Китаем, где живут один миллиард триста миллионов человек, - смогут, объединившись, стать отдельным, независимым государством: они обречены быть передним или задним садом для России и Китая.

Обложка книги Ахата Андижана - Борьба за независимость Туркестана за рубежом со времен джадидизма до независимости
Обложка книги Ахата Андижана «Борьба за независимость Туркестана за рубежом со времен джадидизма до независимости», изданной на английском языке

Но если на начальном этапе тюркоязычные страны Центральной Азии пойдут на сотрудничество не в политической, а в экономической и культурной сферах, и создадут федерацию государств Туркестана по типу Европейского союза, то члены такого альянса смогут быть самостоятельными и независимыми.

В середине девяностых годов прошлого века один казахстанский журналист перевел мой доклад, опубликованный в журнале, на казахский язык и опубликовал первую часть в еженедельной газете. Вечером того дня к нему домой пришли полицейские и потребовали отдать вторую часть статьи. Как рассказал мне потом сам журналист, президент Нурсултан Назарбаев прочел первую часть доклада и дал указание срочно принести ему вторую. И журналист передал президенту напечатанный на машинке текст.

В своей книге, опубликованной в 2003 году, я написал следующее: «Ответ на вопрос о том, будет ли за рубежом продолжена борьба за Туркестан, напрямую зависит от того, будет ли создана Федерация государств Туркестана или нет. Сама борьба будет продолжаться до тех пор, пока федерация не образуется». К данной федерации могут присоединиться и Таджикистан, и даже Монголия.

Пока не появится федерация, страны Центральной Азии будут оставаться теми маленькими государствами, которые будут делать то, что им прикажут крупные державы. В мире достаточно тому примеров, - заключил Ахат Андижан.

Бахтияр Шахназаров, Измир–Стамбул–Измир.


В избранное