Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Казахстанский хлопок: Время испытаний
2008-07-04 01:37 Юрий Елисеев, Шымкент

Впервые за последние двадцать лет в южных районах Казахстана посевы хлопчатника сократились. Монокультура, ранее с каждым годом захватывающая все большие площади, отступает из-за нехватки воды. Местные дехкане стоят перед необходимостью переориентации своих хозяйств.

Трудное лето 2008-го

Прошлой осенью холода в Южный Казахстан пришли рано, и хлопкоробы не успели провести обработку почвы. Ну а весна началась не с дождей, а с тридцатиградусной жары и ветров. Земля высохла в момент, а воды на влагозарядные поливы не было. В Мактааральском районе – центре хлопководства Казахстана – по каналу Достык из Узбекистана струился мелкий ручеек, не доходящий до хвоста канала. Дехкане караулили воду днем и ночью, чтобы хотя бы насосами поднять ее на поля, но многие так и не дождались драгоценной влаги.

Не поддаваясь на уговоры властей перейти на выращивание других, менее влаголюбивых культур, землевладельцы почти на 20 тысячах гектаров бросили семена практически в сухую почву, надеясь «на авось» и на предполагаемые весенние дожди. Но так рисковать решились не все. В результате вместо обычных 200 тыс. га хлопком было засеяно 162 тыс. гектаров.

Так собирают хлопок в Южном Казахстане
Так собирают хлопок в Южном Казахстане. Фото автора

Долгожданные осадки пришли в мае, когда уже появились ростки. Но, увы, это были не благодатные дожди, а грозы и град размером с перепелиное яйцо. Неожиданная стихия попросту уничтожила посевы на территории около 30 тысяч га.

- Это тяжелейший удар для нас, - говорит председатель одного из самых больших южноказахстанских кооперативов Сади Бекенов. - В нашем хозяйстве были самые ранние в районе посевы - апрельские. На всех 900 гектарах получили прекрасные всходы - сеяли семенами из нашего семхоза. После майских праздников готовились делать культивацию. Но теперь все пошло насмарку. По нашим подсчетам, на повторном посеве мы потеряем десять миллионов тенге. Уходят и оптимальные сроки сева. Ищем солярку, семена пришлось докупать по высоким ценам - свыше ста тенге за килограмм. Ведь никто не думал, что придется полностью пересевать хлопчатник, поэтому оставили семян для себя не так уж и много.

Каждый хлопкороб знает, что пересев – это потеря урожая чуть ли не в половину. А вдобавок еще неизвестно, что будет этим летом с водой. Пока все складывается из рук вон плохо: вместо обещанных по графику 60 кубических метров воды в секунду, по Достыку подается всего 38 кубометров. А что поделаешь? Узбекистан сам страдает от засухи.

Ясно, что этот год будет переломным для казахстанского хлопководства. Дехкане будут вынуждены что-то решать: или переходить на другие культуры, например, бахчевые, или объединяться в крупные хозяйства, чтобы вводить севообороты и минимизировать потери при неурожайности отдельных культур. Тем более что специалисты предрекают наступление целого ряда маловодных лет.

Вспомним, как все начиналось

Да начиналось-то все очень даже неплохо. После обретения независимости оказалось, что хлопок является единственным товарно-экспортным продуктом сельского хозяйства Юга Казахстана. Ни что другое - ни овощи, ни фрукты, ни зерно, ни даже мясо - не могло выйти на международный рынок из-за низкого качества, небольшого количества и отсутствия сбытовой инфраструктуры.

Только хлопок, несмотря на свои невысокие кондиции, пользовался устойчивым спросом. В связи с этим в Мактааральском районе - хлопковой житнице Южно-Казахстанской области - прописались представители всевозможных фирм-трейдеров, которые давали авансы дехканам на весенне-полевые работы, затем забирали часть хлопка в счет аванса, а остальное покупали за чистый «кэш». Не удивительно, что в таких условиях посевы хлопка стали разрастаться, захватывая все новые и новые земли.

Так, согласно статистическим данным, в 1995 году в Южно-Казахстанской области под хлопчатником было занято 109,6 тыс. га. Под эту культуру с каждым годом отводилось все более площадей, и к 2004 году был достигнут рубеж в 224 тыс. га. Под хлопок отводились земли не только в Махтааральском районе, но и в близлежащих Сарыагашском, Отрарском и Туркестанском административном округах. С тех пор посевные площади хлопчатника ниже 200 тыс. га не опускались. Причем сельчане быстро осознали выгоду выращивания хлопчатника. Если в 1995 году крестьянскими хозяйствами области было засеяно хлопчатником всего 4763 га, то в 2007 году эта цифра достигла уже 189 тыс.га. Причем количество крестьянских хозяйств также увеличивалось из года в год (от 1967 в 1995 до 20342 в 2007 году).

Такая заинтересованность сельчан в выращивании хлопчатника объясняется высокой доходностью культуры. О свадьбах, играемых в Махтааральском районе, основном хлопкосеющем районе области, рассказывают либо с плохо скрываемой завистью, либо с восхищением. Начиная с 1999 года, в районе как грибы после дождя растут тойханы (залы торжеств) вместимостью от пятисот до тысячи человек. О высоких доходах хлопкоробов говорит и такой случай, о котором несколько лет назад ходили слухи в областном центре - Шымкенте.

К торговцу на Центральном рыке подошел мужичок простецкого вида, показал вырванный из журнала лист с фото Клаудии Шиффер в роскошном колье и заявил, что ему надо такое же. Продавец, не желая признаваться в отсутствии таких украшений на местном рынке, спросил, представляет ли покупатель, сколько стоит такая вещь. А тот ответил: «За это не волнуйся, денег хватит». Тут же расстегнул пиджак, поднял рубашку и показал пояс с пачками долларов, как патронташ. На вопрос, откуда он, ответил, что из Мактаарала, мол, обещал с урожая жене эту штучку купить.

…Возможно, эта байка – одна из городских легенд, но действительность была весьма близка к выдумке. По приобретению машин и квартир Мактаарал лидировал в области.

Между тем, в погоне за прибылью хлопкоробы совсем забыли о том, что монокультура, без соблюдения севооборота и прочих агромероприятий, истощает землю, что со временем отрицательно скажется на урожайности.

- За последние десять лет урожайность хлопка-сырца снизилась с 25-28 центнеров с гектара, собираемых в Советском Союзе, до 19-20 центнеров с гектара, - заявляет председатель ассоциации хлопкоробов Казахстана Саин Бактыбаев. - На три процента уменьшился и средний выход хлопковолокна. Дальнейшее развитие хлопководства сдерживается в связи с повсеместным нарушением агротехнических мероприятий при выращивании хлопчатника, слабой материально-технической базой мелких крестьянских хозяйств, истощением плодородия земель. В этом же ряду стоит и необходимость реконструкции оросительных систем, недостаточное обеспечение элитными посевными семенами и ежегодное увеличение сельскохозяйственных вредителей.

Согласно данным местных статистиков, в 2004 году в Южно-Казахстанской области было собрано 466 тысяч тонн сырца и получено 140 тыс. тонн хлопковолокна; в 2005 – 462 и 156,3 тыс. тонн соответственно; в 2006 – 435,3 и 145 тыс. тонн; в 2007 – 441,5 и 110,8 тыс. тонн.

Следует заметить, что некоторые специалисты выражают сомнения в точности официальных цифр: ведь практика «приписок» не изжита до сих пор. К тому же энное количество казахстанского хлопка – это, на самом деле, узбекистанское «белое золото», нелегально переправленное через границу в надежде больше заработать: в Казахстане закупочная цена хлопка-сырца больше, чем у соседей. Но это уже другая история. [Проблеме контрабанды узбекского хлопка в Казахстан и Кыргызстан будет посвящен одна из следующих специальных публикаций «Ферганы.Ру». – прим. ред.].

Возьмитесь за руки, друзья!

В последние годы местные власти всеми силами пытаются объединить разрозненные крестьянские хозяйства, понимая, что, если ничего не изменить, крестьяне в самом ближайшем будущем «убьют» свою землю, из года в год засевая один только хлопок. Различные льготы, кредиты в банках, субсидии на ГСМ, воду и удобрения в первую очередь выдаются крупным объединениям и ассоциациям. К тому же с прошлого года государство дифференцировало субсидии на воду – тем, кто осуществляет полив дедовским способом, арычной системой, возмещают только около 10 процентов затрат. Тем же, кто применяет современные водосберегающие технологии, такие как капельное орошение, компенсируют 80 процентов затрат. Но мелкое хозяйство не потянет установку систем капельного орошения, а кредит в банке получить ему практически невозможно, так как банкиры не принимают в качестве залогового обеспечения дом в сельской местности или пару гектаров земли. Поэтому власти надеются, что крестьяне возьмутся за дело вместе.

Однако даже такие меры не приносят особого успеха. До сих пор 91,3% площадей хлопчатника приходится на наделы крестьянских хозяйств со средней площадью в 3,2 га. Руководители мелких хозяйств с настороженностью относятся к идее властей объединить их в крупные сельхозобъединения.

- Ну, скооперируюсь я с десятком-другом таких же производителей, зарегистрируемся как юридическое лицо, получим единый госакт, льготы, кредит в банке получим, - говорит частный предприниматель Дильмухамет Насыров. – А потом что? Если объединение в целом не сможет оплатить налоги или вернуть кредит, то землю у меня отберут, даже если я на своем участке соберу 40 центнеров с гектара и получу бешеную прибыль. А у меня кроме этих пяти гектаров больше ничего нет. И живу я только на то, что с них соберу…

Разобщенность хлопкоробов вынудила государство взять на себя обработку полей от вредителей. Иначе вредители давно бы все сожрали, так как невозможно представить, что дехкане смогут сами договориться о затратах и одновременной обработке полей. Однако даже помощь государства не приносит должного эффекта. Десятки тысяч гектаров поражаются хлопковой совкой и паутинным клещем, и с каждым годом зараженные площади становились все больше, что уже сказывается на качестве хлопка-сырца. В этом году, по данным областного сельхоздепартамента, в Махтааральском районе обработке от хлопковой совки подлежит около 70 тысяч гектаров из 100 тысяч засеянных, от паутинного клеща – 50 тыс. гектаров.

Помощь из-за границы? Не в коня корм…

Справедливости ради надо сказать, что некоторые кооперации хлопкоробов в Южном Казахстане все же существуют. Например, объединения водопользователей. Однако эти структуры созданы сверху, они формальны, крестьяне не прониклись ответственностью, не стремятся к эффективности их деятельности. Как следствие - не получается внедрения масштабных проектов, даже тех, которые осуществлены полностью за казенный счет.

К примеру, в рамках проекта Минсельхоза Казахстана «Усовершенствование оросительных и дренажных систем» при финансовой поддержке Международного банка развития и реконструкции в Махтааральском районе ЮКО с 1998 по 2002 год была проведена большая работа по улучшению водоснабжения полей. В то время было реконструировано 190 км оросительных каналов, построено 1086 гидротехнических сооружений, пробурено 57 скважин вертикального дренажа по совершенно новой технологии с учетом мирового опыта, протянуто 92 км линий электропередач. Кроме того, для отслеживания и прогнозирования уровня соленых грунтовых вод построены 93 мониторинговых скважины. Все это хозяйство было передано на баланс двум сельским потребительским кооперативам водопользователей (СПКВ) «Береке» и «Таза су».

Но в 2004 году члены СПВК отказались от использования скважин. Предыдущий год был на редкость неурожайным, чему способствовало нашествие сельхозвредителей, и прибыли практически не было. У крестьян не было возможности оплачивать еще и расходы по эксплуатации скважин.

Неработающие скважины, в оборудовании которых использовались трансформаторы с медной обмоткой, привлекли внимание охотников за металлом. Началось воровство трансформаторов.

- Кто-то сдавал на лом, а кто-то продавал трансформаторы целиком. А стоили они по тем временам свыше полумиллиона тенге штука, - рассказывает председатель СПКВ «Береке» Асильбек Адеханов. – Сейчас из 57 скважин только около пятнадцати имеют трансформаторы, но это не дает такого эффекта, как планировалось. Теперь их приходится перекидывать с одной скважины на другую. Я тогда обращался в полицию, но ни один из трансформаторов не был найден.

К весне 2007 года менее трети скважин имели возможность работать согласно правилам эксплуатации, а на остальных необходимо было поставить трансформаторы взамен украденных, оросительные и дренажные системы находились в далеко не лучшем состоянии, а СПКВ «Береке» и «Таза су» были в долгах, как в шелках. Только у «Береке» задолженность по основному долгу - вознаграждению банку и штрафам - составляла около 1,37 млн. долларов. Такой печальный опыт существования сельхозформирований еще больше отвращает крестьян от создания новых структур.

И в то же время нынешний трудный год показывает, что поодиночке тоже не выжить. Дилемма, однако. Предстоящая осень, когда принято подсчитывать не только цыплят, покажет, как казахстанское хлопководство будет развиваться дальше.

Юрий Елисеев, Шымкент

В Казахстане создан национальный медиахолдинг
2008-07-04 09:16 ИА Фергана.Ру

В четверг, 3 июля, постановлением правительства Республики Казахстан было создано акционерное общество «Национальный информационный холдинг «Арна Медиа», сообщает Kazakhstan today со ссылкой на пресс-службу премьер-министра страны.

«Согласно постановлению, основным видом деятельности АО «Арна Медиа» определено эффективное управление юридическими лицами, пакеты акций (доли участия) которых передаются в оплату размещаемых акций АО «Арна Медиа» в целях создания благоприятных условий для повышения конкурентоспособности информационного пространства Республики Казахстан», - указывается в распространенном пресс-релизе.

Как отметили в пресс-службе, в утвержденный постановлением перечень юридических лиц, государственные пакеты акций (доли участия) которых передаются в оплату размещаемых акций «Арна Медиа», вошли: АО «Республиканская телерадиокорпорация «Казахстан», АО «Агентство «Хабар», АО «Республиканская газета «Егемен Казахстан», АО «Республиканская газета «Казахстанская правда», АО «НК «Казахское информационное агентство», АО «Казахстанские телекоммуникации» (КАТЕЛКО), АО «Казтелерадио», ТОО «Жас оркен», ТОО «Казак газеттеры».

В качестве председателя правления холдинга правительством рекомендован Куандык Бишимбаев, сообщили в пресс-службе премьер-министра.

Монголия: МНРП получила больше мест в парламенте, чем ожидалось
2008-07-04 11:30 ИА Фергана.Ру

В четверг, 3 июля, в Монголии были объявлены окончательные официальные итоги парламентских выборов. Победившая партия власти - Монгольская народно-революционная партия (МНРП) получила сорок семь мест из семидесяти шести в Великом государственном хурале (парламенте), что на три мандата больше, чем объявлялось ранее, сообщает Мongolia-web.com.

Однако представители политической оппозиции по-прежнему требуют провести немедленный пересчет голосов.

Напомним, с вечера вторника, 1 июля, в Монголии был введен режим чрезвычайного положения из-за возникших в Улан-Баторе массовых беспорядков. Представители оппозиции сожгли штаб-квартиру правящей МНПР, галерею искусств, а также разгромили ряд официальных учреждений. По данным министерства юстиции и внутренних дел страны, органами правопорядка было арестовано более 700 человек, в стычках пострадали 220 человек, из них 97 – полицейские. Госпитализировано более трех десятков человек, погибли пятеро. Армия приведена в состояние повышенной боеготовности.

Во время комендантского часа запрещена продажа спиртных напитков. Центр монгольской столицы закрыт для движения, кроме общественного транспорта. В стране прервано вещание всех телеканалов, кроме Общественного телевидения (так именуется государственный канал). Под строгий контроль взяты объекты жизнеобеспечения.

Беспорядки в стране начались после того, как лидер оппозиционной Демпартии, экс-премьер Цахиагийн Элбэгдорж обвинил власти в фальсификации воскресных парламентских выборов. По его словам, Демпартия получила 40 мандатов в парламенте, однако после того, как МНРП «незаконно изменила результаты голосований, это число сократилось до 28».

Между тем, как сообщает Еpoch Тimes, международная правозащитная организация Amnesty International обратилась к официальным властям Монголии и протестующим с призывом проявить сдержанность и не допустить дальнейших смертей или ранений. «Чрезвычайное положение еще не означает, что правительство может игнорировать права человека», - сказала Amnesty International. – «После того, как ситуация нормализуется, властям также следует провести независимое и беспристрастное расследование по фактам убийства людей и привлечь виновных, включая сотрудников полиции, к уголовной ответственности. В то же время, всех задержанных демонстрантов следует либо предать суду на законных основаниях, либо освободить».

Как передает ИТАР-ТАСС, спикер Совета Федерации России, лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов положительно оценил введение чрезвычайного положения в столице Монголии. «Это абсолютно правильная мера, которая позволила не допустить раскачивание лодки, появления неких «улан-баторских майданов», - заявил он 3 июля на пресс-конференции. – «Я рад, что у руководства Монголии хватило политического мужества не идти по пути цветных революций и не способствовать этому», -- сказал Миронов. По его словам, он хорошо знает настроение избирателей и расклад политических сил в этой стране. «Результаты голосования на выборах абсолютно соответствуют этому», - уверен Миронов.

Узбекистан расширяет военное сотрудничество с Пакистаном
2008-07-04 13:24 ИА Фергана.Ру

В четверг, 3 июля, министр обороны Узбекистана Руслан Мирзаев принял председателя Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил Исламской Республики Пакистан генерала Тарика Маджида, сообщает УзА.

В ходе встречи обсуждались вопросы расширения масштабов сотрудничества в военной и военно-технической сферах и укрепления региональной безопасности. Собеседники отметили, что Узбекистан и Пакистан тесно сотрудничают в борьбе против терроризма, экстремизма, контрабанды наркотиков и других угроз.

«Узбекистан – один из важнейших партнеров Пакистана в Центральной Азии», – цитирует УзА Тарика Маджида. – «Связи между нашими народами имеют глубокую историю. Нас сближают общность культурных ценностей, схожесть традиций и обычаев».

По завершении переговоров была подписана Межведомственная программа на ближайшую перспективу, в которой были определены конкретные мероприятия двустороннего военного и военно-технического сотрудничества.

В этот же день члены пакистанской делегации побывали в Академии Вооруженных Сил Узбекистана, посетили Центральный музей ВС и Государственный музей истории Темуридов.

Узбекистан: М.Таджибаева подозревает власти в умышленном нанесении вреда ее здоровью
2008-07-04 14:34 ИА Фергана.Ру

В пятницу, 4 июля, известная узбекская правозащитница Мутабар Таджибаева, около трех лет отбывавшая заключение в узбекской тюрьме за свою правозащитную деятельность, распространила открытое письмо. В своем заявлении Мутабар обвиняет власти в умышленном причинении вреда ее здоровью во время пребывания в заключении.

По словам правозащитницы, после перенесенных в заключении лишений ее самочувствие резко ухудшилось. В тюрьме ей была проведена неизвестная гинекологическая операция, в ходе которой, по предположению Таджибаевой, узбекские врачи провели неквалифицированное вмешательство в ее внутренние органы и не без контроля властей произвели «такие хирургические действия, которые неизбежно сократят ее жизнь».

Как пишет правозащитница, после освобождения она получила общее оздоровительное лечение в Маргиланской частной клинике. Однако местные гинекологи не смогли качественно ее обследовать из-за отсутствия врачебной выписки после операции, проведенной ей во время пребывания в тюрьме.

Чтобы получить это заключение, Таджибаевой необходимо поехать в Ташкент. Однако, как заявил начальник Маргиланского отделения милиции Камолиддин Обидов, если она предпримет попытку покинуть Маргилан, ее вновь отправят в тюрьму. «Я даже не могу поехать в начале июля в Ташкент на празднование Дня независимости в американское посольство, куда я официально приглашена», - пишет М.Таджибаева.

Напомним, Мутабар Таджибаева была освобождена после двух лет и восьми месяцев тюремного заключения. Оставшийся срок наказания был заменен ей на три года лишения свободы условно. Эта мера наказания подразумевает, что осужденный должен сообщать властям о своих перемещениях внутри страны.

Правозащитница подозревает, что власти скрыли от нее истинный диагноз, который представляется ей далеко неутешительным. «Ныне я невыездная и предоставлена на произвол своего недуга. Это и на руку властям. Они понимают, что в таких условиях я не смогу получить квалифицированное и тем более независимое обследование и лечение», - отмечает Мутабар Таджибаева. – «Я стараюсь шутить, смотреть с юмором на жизнь, но порой реальность заставляет меня думать о моей смерти в связи с моим ухудшающимся здоровьем. И уже сейчас я прошу мировую общественность потребовать эксгумации, судебно-медицинского исследования моего тела на случай моей безвременной кончины».

Справка. Мутабар Таджибаева - лидер правозащитной организации «Клуб пламенных сердец», одна из 1000 женщин-номинанток на Нобелевскую премию мира в 2005 году. В 2004 году Таджибаева участвовала в создании «Комитета свободы слова и выражения», на базе которого впоследствии был создан независимый информационно-политический Интернет-ресурс «Арена» (законсервирован с июня 2006 года).

Незадолго до Андижанской трагедии Таджибаева направила телеграмму в органы исполнительной власти и в общественные организации. В ней обращалось внимание на то, что на подсудимых по так называемому «делу акромистов» - 23 андижанских предпринимателей - правоохранительные органы оказывали усиленное давление и подвергали их незаконным методам психологического и физического воздействия. Именно эти действия властей вскоре и спровоцировали начало кровавых событий в Андижане 13 мая 2005 года, считала Таджибаева.

Правозащитница была арестована в октябре 2005 года. Ее обвинили в нарушении 18 статей уголовного кодекса Узбекистана и в марте 2006 года приговорили к восьмилетнему заключению. Таджибаева вину не признала. За ее освобождение боролись авторитетные международные организации, государственные деятели и правительства западных стран. Она отсидела два года и восемь месяцев. В тюрьме перенесла тяжелую операцию.

В мае 2008 года Мутабар Таджибаева была удостоена престижной международной премии в области защиты прав человека, учрежденной в честь Мартина Энналса.

Второго июня 2008 года, в дни пребывания в Узбекистане помощника Государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ричарда Баучера, Мутабар Таджибаева была освобождена. По ее словам, согласно 72-й статье Уголовного Кодекса Узбекистана оставшийся срок заключения был заменен тремя годами условного наказания.

«Удар Солнца». Мини-фестивали VideoART в Ташкенте возрождают жанр авторского кино в Узбекистане
2008-07-04 14:48 Лама Дорджи (Ташкент)

© Фергана.Ру - кадры из фильма Сухроба Назимова «Удар Солнца»

В культурной жизни Узбекистана появилось уже два «магнитных центра» для смелых творческих экспериментов и неформальных художественных поисков. Раньше центр был лишь один - знаменитый негосударственный театр Марка Вайля «Ильхом» с его замечательными постановками, на которые элитарная публика не только Ташкента, но и соседних стран СНГ стремилась попасть как на священное действо современного искусства. Теперь же внимание как столичной публики, так и, в первую очередь, творческих людей, особенно молодежи, стали все больше привлекать и мини-фестивали VideoART, с апреля 2007 года почти ежемесячно организуемые ташкентским Музеем Кино при поддержке Швейцарского бюро по сотрудничеству в Узбекистане.

Поначалу экспериментальное мероприятие, провозгласившее своей «официальной идеологией» постмодернизм и актуальные поиски, было своего рода узким клубом энтузиастов в стране, где институты государственной власти поощряют, прежде всего, укрепление и развитие традиций, в том числе художественных. Но попытка молодежных мини-фестивалей, относительно которой многие скептики из числа старшего поколения художников и искусствоведов высказывали предположения, что она быстро угаснет, истратив внутреннюю энергию новизны и не найдя широкого общественного резонанса, вопреки таким ожиданиям сама переросла в новаторскую традицию каждодневного творчества одаренных индивидуальностей или целых неформальных коллективов.

За первый год было показано более семидесяти оригинальных роликов, созданных четырьмя десятками авторов, большинство из которых нашли в зале Музея Кино благодарную аудиторию. «Раскрутке» фестивального движения способствовали чрезвычайно яркие, иногда откровенно шокирующие работы молодого художника Александра Барковского, вскоре признанного и за пределами Узбекистана, а также участие в процессе опытных кинодокументалистов - Олега Карпова и Умиды Ахмедовой, известных художников Вячеслава Усеинова и Дмитрия Ахунбабаева, кинокритика Камаритдина Артыкова. Внесли свою лепту и «Безбашенные» - группа ташкентских студентов, просто зафиксировавших на мобильник свои дерзкие проделки в духе «флеш-моб», чем взбудоражили местную публику, не привыкшую видеть нечто подобное.

Сухроб Назимов
Сухроб Назимов

Однако, по мнению культурного обозревателя Марии Стальбовской, интерес простых зрителей к VideoART в других странах, возможно, давно и более развитому, но никак не относящемуся к числу «популярных» жанров, был предрешен атмосферой свободного самовыражения, установившегося на фестивалях в Ташкенте. Действительно, в традиционном обществе Узбекистана, где свобода слова и свобода выражения «традиционно» зажаты, «свобода образа» в актуальном искусстве естественно привлекает внимание многих как своеобразная отдушина. А заведомая «элитарность» VideoART в отличие от других направлений художественного творчества, лишь создала предпосылки для увеличения степеней этой свободы.

Поединок внутри жанра?

Между тем, было замечено, что среди фестивальных роликов парадоксально почти отсутствует собственно видеоарт, как уже «устоявшаяся» разновидность современного изобразительного искусства. Хотя этот жанр, наряду с инсталляциями и перформанс, обычно неслабо представлен на ташкентских Бьеннале, организуемых Академией художеств Узбекистана, а также в работах узбекских художников, демонстрируемых в художественных галереях и выставках за рубежом. Но загадки в этом искать не приходится. Из-за небольшой, если не сказать - никакой академической и международной престижности молодых мини-фестивалей в Ташкенте для большинства профессиональных художников они изначально оказались не привлекательны. Тем смелее личности, объединившиеся вокруг Музея кино, предались экспериментам в области, которая их привлекала больше, - попытках создания не бюджетных художественных, в том числе игровых фильмов, которые еще в прошлом десятилетии могли быть отнесены скорее к авторскому кинематографу, чем к авангардным направлениям изобразительного искусства, создаваемым с помощью видео.

Чтобы тактично «подправить» эту пока еще довольно спорную тенденцию, Швейцарское бюро с марта 2008 года предложило участникам мини-фестивалей своего рода бесплатный образовательный курс с просмотром видео-курса известного российского культуролога Кирилла Разлогова «От авангарда к видеоарту», лекциями Виктории Чистяковой и другими мероприятиями в рамках проекта «Медиалаборатория». Ташкентских авторов этот урок, разумеется, не смутил. Наоборот, обновив и пополнив свой культурный багаж созерцанием «классики» жанра и теоретическими выкладками зарубежных киноведов, они приняли все это на собственное вооружение для дальнейшего творчества. Эксперименты по созданию полноценных художественных фильмов минимальными, то есть иногда и прямо подручными средствами были активно продолжены идейно разнородной плеядой, в числе которой заметно выделились: Анна Фокина, снимающая «на местном материале» утрированные подобия дидактических короткометражек эпохи заката СССР; Алексей Улько, чьи игровые работы «Пионовый фонарь», «Волшебная флейта» и «Mare Nostrum» представили нарочито самоироничные эстетические и философские стилизации; Александра Батина, с ее опытами по возрождению «комеди дель-арте» в формате home video; молодая художница Александра Соколовская, демонстрирующая экспрессивные средства; дизайнер Аркадий Кабулов, фрагментарно, но последовательно, подбирающийся к синтезу оригинального киноязыка для полнометражной техносоциальной антиутопии. Вокруг них консолидировалась небольшая, но не лишенная одаренности группа непрофессиональных актеров для авторского кино.

Правда, ташкентским искусствоведам, по собственному признанию Марии Стальбовской, углубленный анализ мини-фестивалей начал откровенно надоедать - неубывающей напряженностью его внутренних изысков и предельных, а иногда и запредельных авторских амбиций, далеко не всегда подкрепленных адекватными им выразительными решениями. Но последнее обстоятельство не обескуражило организатора неформального движения - энтузиаста Олега Карпова, решившего не снижать заданный им изначально «олимпийский темп» проведения фестивалей с осознанной ставкой на то, что количество и интенсивность творческих поисков, в которые вовлекается все больше заинтересованных участников, перейдет в качество художественного прорыва. Обещанием чего стал, в частности, прошедший 25 мая 9-й мини-фестиваль VideoART, явными удачами вновь подогревший интерес столичной публики и внимание критиков.

Кадр из фильма Сухроба Назимова Удар солнца
Кадр из фильма Сухроба Назимова «Удар солнца»

Победа места над временем

Своеобразной манифестацией популярности у зрительской аудитории фестивалей «нового» игрового жанра, выросшего из изобразительного, явился дебютный фильм Сухроба Назимова «Удар Солнца», как бы сорвавший сливки со всех прежних художественных находок в своем направлении. Этот короткий, насыщенный игрой символов и драматургией цветной ролик протяженностью четырнадцать минут, по признанию многих в зале Музея Кино, оставил ощущение просмотра полнометражной киноистории.

Сухроб Назимов - музыкант и менеджер ансамбля Omnibus, известного ташкентской публике, посещающей театр «Ильхом». Родился в 1979 году в столице соседнего Таджикистана, городе Душанбе. Окончил музыкальную школу имени Успенского, а в 2001 году - Ташкентскую Государственную Консерваторию имени М.Ашрафи, класс профессора В.Л.Мелкамини (гобой). О себе говорит, что живет «исключительно благодаря музыке и видеоарту».
Фабула действия экзотична, но не излишне замысловата. В маленьком полуразрушенном доме без признаков мебели где-то на окраине азиатского города, как в замке из слоновой кости, уединенно живет в своем вымышленном эстетском мирке юный отшельник, отгородившийся от окружающей действительности упражнениями по отработке внутренних техник кун-фу. Ежедневно он занимается лишь написанием иероглифов и постановкой ударов бамбуковой палкой по отражению солнца в воде. Но злопамятное светило однажды перестает быть далекой абстракцией и наносит ему ответный удар, оказывающийся роковым. Девушка полюбила другого. В состоявшемся тотчас за ее признанием «мужском разговоре» счастливый соперник цинично искушает отшельника на бессмысленный поединок в духе лелеемой им старины - схватку первобытных самцов за женщину как за «движимую собственность», но с коварным «учетом реалий» сегодняшнего дня. Не на мечах и даже не на бамбуковых палках. Предлагается противоборство умов - самой мужской, как бы там не считали фрейдисты, части мужского естества. «Сыграем в шахматы? Если выиграешь, она твоя». Потерпев сокрушительное поражение, герой, оставаясь верным себе, решает идти до конца. Чтобы не деформировать до этической неприемлемости свой утонченный внутренний мир, он замыкается в нем окончательно, совершив ритуальное сёппуку (харакири) с помощью драгоценной духовной реликвии - настоящего самурайского меча.

У этой истории при всем внешнем гротеске полной внутренней иронии, как минимум, двойной смысл. В кульминации фильма игра идет на абсолютно черной шахматной доске, все фигуры на которой белые. Но их одинаковая белизна в данном случае подчеркивает не равную чистоту намерений, а выражает равную тщетность и пустоту усилий обоих соперников. Девушка уже сделала выбор, что неоспоримо для современного общества, равно как и по внутренней сути. Стало быть, поединок бессмыслен? Но он все равно состоится, поскольку кроме банальной житейской причины имеет более глубокую культурную или даже космогоническую подоплеку. Кто потерпел настоящее поражение в поединке? Тот, чей искусственный эгоцентрический мир рассыпался в прах от первого столкновения с «жестокой» действительностью, или тот, кто от пустой самоуверенности решился поставить на кон то, что, возможно, бесценно, но им не ценимо. А, может быть, победили оба? Символика фильма допускает множество неординарных трактовок.

Одним словом, «Удар солнца» - классическая восточная сказка, притча, но на сей раз рассказанная смешливым языком современного актуального искусства. Некоторые критики усмотрели в фильме Сухроба Назимова неявное повторение мотивов широко известной ленты южнокорейского режиссера Ким Ки Дука «Весна, Лето, Осень, Зима, и снова Весна», а также обращают внимание на то, что символ белых шахмат с двух сторон на черной доске без клеток был уже обыгран Голливудом. Но для фестивального ролика, созданного в рамках эстетики и философии постмодернизма, не может идти никакой речи о вторичности или заимствованиях, лишь о намеренной «пастишизации» символического языка кино. Поэтому важен не «строительный материал» видеоряда, а «сооружаемый» автором смысл, адекватный месту и времени.

Кадр из фильма Сухроба Назимова Удар солнца
Кадр из фильма Сухроба Назимова «Удар солнца»

Теоретики постмодернизма указывают, что пародия в этом художественном направлении приобретает иное обличье и функции по сравнению с традиционным искусством. Постмодернизму присуще «двойное кодирование» - постоянное пародийное сопоставление двух или более «текстуальных миров», эстетических систем, художественных стилей - от классики до современной массовой культуры. Это специфическое свойство получило название «пастиш» (от итальянского pasticcio - опера, составленная из отрывков других опер, смесь, попурри, стилизация).
На фестивалях VideoART в Ташкенте уже демонстрировались и откровенно декларативные пастиши на знаменитые произведения мирового кинематографа. Например, «Неприбытие поезда» Вячеслава Усеинова - на «Прибытие поезда» братьев Люмьер. Его же ролик «Флирт» - на фильм «Конформист» Бернардо Бертолуччи. И другие. «У нас должны быть свои «Броненосцы «Потемкины» и «Крестные отцы», без них национальному кино не быть!» Но если переснимать все великие фильмы один к одному, то жизни не хватит. Поэтому будем ускоряться. Снимать три в одном», - гласит иронический манифест, опубликованный на сайте videoart.uz.

В фильме «Удар Солнца» достаточно намеренных противопоставлений, игры контекстов. Даже в операторской работе и монтаже постоянно повторяющиеся текучие поверхности воды органично «рифмуются» с прозрачными наложениями на кадры изысканных рукописных текстов. А в сюжетной канве не прерывается диалог между философской отвлеченностью и культурной абстракцией с намеренно грубой, вульгарно заостренной правдой жизненных ситуаций. Напряженные парадоксы выстраивают смысловой мост между дзенскими коанами иллюзорного бытия, в котором пытается пребывать, но неизбежно гибнет герой, и суровой суфийской мудростью повседневной действительности, в которой живет и работает автор фильма. Поэтому многие простые зрители, весьма далекие от теории постмодернизма, восприняли придуманную историю Сухроба Назимова искренне и непосредственно, как непридуманную историю. Критики же обратили внимание и на то, что ролик был создан профессиональным музыкантом, а это, безусловно, помогло и музыку в нем сделать полноправным «действующим лицом».

25 августа 2008 года в Музее Кино в Ташкенте состоится десятый, «юбилейный» фестиваль VideoART (если термин «юбилейный» применим к неформальному движению, принципиально отрицающему даже собственные традиции). Но этому предшествуют еще несколько событий с участием узбекских видео-артистов. 3 июля в польском городе Збошен Умида Ахмедова должна продемонстрировать свои работы. Художники Александр Барковский и Александра Соколовская были приглашены для участия в I Московской международной Бьеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»

На вопрос критиков, возможно ли формирование в рамках мини-фестивалей VideoART в Ташкенте своего рода национальной «школы», авторского или просто «любительского» кинематографа, сами участники отвечают, что «все может быть». Если, конечно же, обстоятельствам не удастся одержать победу над проявляющейся уже сейчас амбициозной тенденцией - посягать на художественное отображение актуальных смыслов лаконичными, но адекватными месту и времени выразительными средствами видео.

Кадр из фильма Сухроба Назимова Удар солнца
Кадр из фильма Сухроба Назимова «Удар солнца»

Россия и Туркмения наладят прямое железнодорожно-паромное сообщение
2008-07-04 15:06 ИА Фергана.Ру

Россия и Туркмения готовят соглашение об организации прямого железнодорожно-паромного сообщения, сообщил президент Российской Федерации Дмитрий Медведев после переговоров с президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедовым, передают Вести.ru.

Прямое железнодорожно-паромное сообщение будет организовано через порт Астраханского водного транспортного узла. Со своей стороны туркменский лидер поблагодарил российскую сторону за поддержку туркменской инициативы о строительстве железнодорожной магистрали Казахстан-Туркмения-Иран с выходом на порты Персидского залива и Южной Европы.

Бердымухаммедов также заявил, что Туркмения высоко ценит вклад России в развитие двусторонних отношений. Он отметил и позицию России на международной арене. «По основным вопросам наши позиции близки или совпадают, у нас имеется полное взаимопонимание», - сказал президент.

«Мы договорились продолжать взаимодействие по этим направлениям, используя возможности международных организаций», - добавил он, отметив, что имеет в виду взаимодействие в таких сферах, как борьба с международным терроризмом, оргпреступностью, наркотрафиком.

Президент России подтвердил, что Россия и Туркмения будут координировать свои действия на международной арене, учитывая совпадение подходов по большинству ключевых международных проблем, а также принимая во внимание нейтральный статус Туркмении. Со своей стороны, Гурбангулы Бердымухамедов поблагодарил Россию за «уважительное отношение к нейтральному статусу Туркмении и ее курсу», за поддержку инициатив Туркмении на международной арене, передает ИТАР-ТАСС.

Китай: В преддверии Олимпиады закрываются заводы и фабрики
2008-07-04 15:15 ИА Фергана.Ру

Власти промышленного города Таншань в китайской провинции Хэбэй распорядились о прекращении к 8 июля деятельности 267 предприятий для того, чтобы очистить воздух в преддверии Олимпийских игр, которые пройдут в Китае, сообщили Reuters со ссылкой на власти и источники в промышленных кругах.

В этот список попали шестьдесят шесть заводов, производящих сталь. На провинцию Хэбэй приходится порядка двадцати процентов от общего объема производимой Китаем стали.

Кроме того, свою работу прекратят коксовые и цементные заводы, а также небольшие теплоэлектростанции. А чтобы продолжить свою работу, компаниям придется пройти строгий экологический контроль.


В избранное