Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Арстанбек Ногоев: «Продовольственной безопасности Кыргызстана ничего не угрожает»
2008-07-18 14:34 Беседовала Мира Амирова

Число людей на земле растет – нас уже почти шесть с половиной миллиардов. Как следствие, повсеместно растет потребление всего и вся: ГСМ, продовольствия и так далее. Тем не менее, сельское хозяйство остается одной из самых убыточных отраслей.

Возможно ли, с учетом мировых тенденций, процветание в такой аграрной стране, как Кыргызстан? На это вопрос министр сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызстана Арстанбек Ногоев отвечает утвердительно. «Наши трудолюбивые люди спокойно прокормят страну, им нужна лишь ощутимая государственная поддержка», - заявил министр в интервью киргизской газете «Репортер-Бишкек».

«Репортер-Бишкек»: - Сельское хозяйство - самая сложная отрасль экономики, потому что у нас она находится в хронически тяжелом состоянии после развала СССР и проведения разных земельно-аграрных реформ.

А.Ногоев: - Это так, но не настолько все плохо, чтобы опускать руки. Конечно, если бы у истоков земельно-аграрной реформы стояли сведущие люди, то сегодня мы имели бы развитое сельское хозяйство и перерабатывающую отрасль. На первый взгляд, все сделано как будто правильно: земли отданы в частные руки, появился новый класс фермеров. Но без системной государственной поддержки он оказался наедине со своими проблемами. Те из фермеров, которые знали агротехнические приемы, смогли в последующем пожинать плоды своего труда, другие, наоборот, – даже погубили плодородность доверенных им сельскохозяйственных площадей.

Министр Арстанбек Ногоев
Министр Арстанбек Ногоев. Интервью газете "Репортер-Бишкек"

Сегодня выясняется, что самоуправление на двух-трех гектарах не может быть фундаментом развитого сельского хозяйства страны. Ситуацию может исправить лишь новое кооперирование мелкотоварных хозяйств. Но те методы, которые в свое время использовал Владимир Ильич, уже не приемлемы. Сегодня кооперация возможна только в соответствии с интересами крестьян. Сами сельчане не против создания коллективных хозяйств и готовы кооперироваться вокруг машинотракторных парков, молокоперерабатывающих заводов, мясоконсервных комбинатов и так далее.

За полгода работы я успел вникнуть в проблемы нашего сельского хозяйства и увидел его перспективы. Страха нет, поскольку по заданию президента мы разработали альтернативную существующей программу развития агропромышленного комплекса Кыргызстана на период 2008-2011 годов. Уже даже есть распоряжение президента страны о создании агропродкорпорации. Считаю, что корпорация - это ключ к реализации стратегической программы развития сельского хозяйства Кыргызстана, а оно рассматривается в комплексе «земля, вода, воздух».

«Репортер-Бишкек»: - Владимир Путин как-то сказал: «Если хотите, чтобы человек загнулся, поставьте его на сельское хозяйство». Вас Ваша миссия не пугает?

А.Ногоев: - Наверное, Владимир Владимирович имел в виду то, насколько трудоемкая работа в данном секторе. Ведь сельское хозяйство, помимо финансирования и соблюдения агротехнических сроков, зависит и от климатических условий, природных факторов, катаклизмов и других экологических изменений.

Я по специальности – переработчик, и считаю, что подъем сельского хозяйства возможен лишь при создании перерабатывающей отрасли. Мы не имеем права оставаться сырьевой страной. Переработка – это серьезный приоритет. Возродить ее можно, лишь освободив перерабатывающую отрасль от налогов и привлекая инвестиции.

Я в полной мере осознаю ответственность, возложенную на министерство и на меня лично. По нашей новой стратегии, фермеры становятся партнерами государства, которое выступает в лице Минсельхоза, но только в вопросах обеспечения продовольственной безопасности. Наши трудолюбивые люди спокойно прокормят страну, им нужна лишь ощутимая государственная поддержка.

«Репортер-Бишкек»: - Действительно ли Кыргызстану грозит продовольственный кризис? Насколько плачевно состояние агропромышленного сектора страны?

А.Ногоев: - Хочу подчеркнуть, что продовольственной безопасности Кыргызстана ничего не угрожает. Спекулятивный рост цен, наблюдаемый в республике второй год, - это еще не кризис. Безусловно, колебания на мировом рынке отражаются и на нас. Общая для всех стран тенденция к росту цен была умело подхвачена нашими дельцами, которые давно убедились в том, что самый прибыльный бизнес - это рынок продовольствия.

А чтобы в этих условиях защитить кошельки социально уязвимых слоев населения, нужно, в первую очередь, увеличить объемы производства отечественной пшеницы, картофеля, сахара, растительного масла, мяса. Для контролирования цен на внутреннем рынке, в случае необходимости, нужно иметь возможность проведения продовольственных интервенций. Тем более что при наличии госзаказа сельчане готовы стопроцентно обеспечить внутренние потребности страны. Даже сегодня в условиях мелкотоварного производства фермеры полностью покрывают потребности села и города. Поэтому утверждать, что Кыргызстану угрожает кризис, нет оснований. Все это спекуляции. Я также не согласен с утверждением о том, что наше сельское хозяйство находится в хронически тяжелом состоянии.

«Репортер-Бишкек»: - Недавно Вы участвовали в глобальном продовольственном саммите в Риме, организованном продовольственной сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО). По возвращении пресс-служба минсельводхоза разослала релиз, в котором говорилось, что на продовольственной карте ФАО Кыргызстан обозначен желтым цветом - как страна, обеспеченная продовольствием.

А.Ногоев: - Делегация Кыргызстана впервые принимала участие в работе заседания продовольственной сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). В саммите участвовали президенты и премьер-министры шестидесяти стран мира, а также главы сельхозведомств и заместители министров ста восьмидесяти государств.

Во время беседы с гендиректором ФАО Жаком Дьюфом нам показали карту продовольственной обеспеченности на душу населения. На ней Кыргызстан действительно обозначен желтым цветом, то есть, как страна, обеспеченная продовольствием и водой (необеспеченные страны на карте были отмечены красным цветом, а стопроцентно обеспеченные – зеленым). То есть, по экспертным расчетам ФАО, Кыргызстан может не только себя прокормить, но и экспортировать собственную продукцию за пределы страны.

Такие расчеты были получены по итогам 2006 года, в настоящее время обобщаются данные за 2007-2008 годы. Надеемся, что позиции Кыргызстана не изменятся.

«Репортер-Бишкек»: - Насколько нам известно, Вы - автор проекта «Агропродкорпорация». Вы уверены, что новая государственно-частная компания совершит прорыв в сельском хозяйстве?

А.Ногоев: - Идея реформирования сельского хозяйства принадлежит главе государства Курманбеку Бакиеву. Вопросы развития агропромышленного комплекса и перерабатывающей отрасли всегда находятся в сфере его внимания. А авторами проекта является весь коллектив министерства сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызстана.

Механизм работы агропродкорпорации предполагает комплексный подход к сельскому хозяйству в разрезе госзаказ–производство–переработка-сбыт продукции. Такой рыночный способ взаимоотношений приблизит Минсельхоз к фермерам и в целом к проблемам села.

Мы не стали изобретать заново велосипед. В разработке проекта АО «Агропродкорпорация» использован опыт аграрно-развитых стран. По нашим расчетам, заметные сдвиги в Кыргызстане могут наблюдаться уже в течение трех-пяти лет. Корпорация - это акционерное общество, держателем ценных бумаг будет правительство, которое вправе для привлечения капиталовложений в агропромышленный комплекс продать сорок девять процентов акций как внутренним инвесторам, так и иностранным.

«Репортер-Бишкек»: - По Вашим планам, с созданием продкорпорации появятся агрохолдинги, буферный запас зерна, будут реанимированы простаивающие перерабатывающие объекты, на селе появятся новые рабочие места. В таком случае, можно ли будет остановить непрекращающуюся внутреннюю миграцию?

А.Ногоев: - Сельское хозяйство - это прибыльный, стабильный и устойчивый бизнес. Во всем мире целые финансовые институты, крупные предприниматели вкладывают инвестиции в данную отрасль экономики. Поэтому резонно призвать киргизских бизнесменов вкладывать средства в отечественное сельское хозяйство.

Все средства агропродкорпорации будут аккумулироваться в Фонде развития сельского хозяйства. Основой агрохолдингов станут крупные кооперативы по интересам. К примеру, в один холдинг по переработке молока могут объединиться производители молока, заготовители кормов для животных и так далее.

В структуре холдингов обязательно будут предприятия, занимающиеся оптовой торговлей как внутри республики, так и за ее пределами. А система мелких перекупщиков упразднится сама собой. Прибыль от производства продукции, ее переработки и реализации будет поделена между участниками холдингов, то есть крестьянами.

Что касается миграции, то велика вероятность того, что люди скоро предпочтут хороший стабильный заработок на селе городской суете и безработице. Тем более что сельская молодежь всегда была ближе к земле, а если мировой продовольственный кризис затянется, согласно некоторым прогнозам, на двадцать лет, то прокормить себя будет легче, несомненно, на селе.

«Репортер-Бишкек»: - Во времена СССР Киргизия обеспечивала многими продуктами питания и семенами почти весь Союз. Сохранилась ли та база?

А.Ногоев: - В советское время Киргизия поставляла в Россию, Украину и Белоруссию семена люцерны, сахарной свеклы, пшеницы. В настоящее время мы продолжаем поставлять в эти страны семена, но уже в меньших объемах. Для возобновления данной экспортной статьи требуется увеличить финансирование семеноводческой отрасли.

Во времена СССР Киргизия обеспечивала многие союзные страны еще и фруктами, овощами, продуктами животноводства и медом. Мне не раз рассказывали, как на рынках Красноярска и Новосибирска в считанные часы опустошались двадцатитонные КамАЗы, груженные киргизскими яблоками.

Как показывает практика, спрос на киргизскую сельхозпродукцию и сегодня высок во многих странах ближнего и дальнего зарубежья. К слову, из-за отсутствия оборотных средств крестьянам было трудно регулярно подпитывать почву минеральными удобрениями, и, как следствие, киргизская продукция осталась экологически чистой, а это сегодня в большой цене. Очень высок спрос на киргизское мясо, свежий и сушеный баткенский урюк, чернослив и прочее.

Считаю, что именно качество продукции должно стать козырем нашего сельского хозяйства. Нам необходимо упорядочить систему государственного экспорта, тогда решатся и вопросы хранения, первичной обработки, сортировки, калибровки и упаковки продукции. У Кыргызстана был и остается очень высокий экспортный потенциал.

«Репортер-Бишкек»: - Учитывая, что Кыргызстан - аграрная республика, может ли сельское хозяйство стать брендом страны?

А.Ногоев: - Я думаю, нам нужно быстрее двигаться именно в этом направлении. Приведу пример, связанный с Министерством сельского и рыбного хозяйства Японии. Японцы прислали заявку на экспорт киргизской конины. Это радует. Ведь если импортером нашего мяса станет Страна Восходящего солнца, которая предъявляет очень высокие требования к качеству, то продукты животноводства Кыргызстана оценят и другие развитые государства. Значит, есть все шансы, что в последующем животноводческая отрасль может стать визитной карточкой нашей страны.

Вообще, животноводство является стержнем сельского хозяйства, так как с его развитием поднимается и полеводство (увеличение посевных площадей люцерны, кукурузы, ячменя, пшеницы), а отсюда - чередование культур и эффективное ведение сельского хозяйства, соблюдение правил агротехники и, конечно же, улучшение племенного дела, то есть качественное улучшение пород крупного и мелкого рогатого скота. Нам нужен лишь серьезный менеджмент, а земля наша прекрасна.

Осмонакун Ибраимов: «Айтматов и киргизский Ренессанс»
2008-07-18 22:01 Осмонакун Ибраимов

ОБ АВТОРЕ: Ибраимов Осмонакун Ибраимович – общественный и политический деятель, бывший государственный секретарь Кыргызстана
Вряд кто усомнится в том, что Чингиз Айтматов как явление далеко выходит за пределы одной только киргизской литературы и культуры. Это стало еще более убедительным и зримым после его внезапного ухода в июне 2008 года, глубоко всколыхнувшего весь Кыргызстан и не только. Кто-то в те дни очень хорошо сказал, что киргизы хоронят целую эпоху и едва ли не самого выдающегося своего соотечественника, и в этом не было никакого преувеличения.

И действительно, включившись в литературный процесс с середины пятидесятых годов и войдя в него столь стремительно и сразу «как власть имущий», Айтматов достаточно быстро взмыл на самые высокие уровни творческого поднебесья и с того момента стал самым влиятельным литературным авторитетом в Кыргызстане, целым культурным и даже геополитическим фактором. Он почти до конца жизни неизменно выполнял роль некоего локомотива, который тянул за собой целую культуру, оплодотворяя ее почву, обогащая новыми идеями и темами. Своим выдающимся творчеством, своей неповторимой и очень значительной личностью, даже своим физическим присутствием Айтматов олицетворял наш национальный Ренессанс, наше культурное и духовное Возрождение. А его уход и в самом деле оказался завершением этой громадной эпохи, которую историки литературы без сомнения назовут айтматовской и которой уже дали определение «золотой век» культурного и идейного развития Кыргызстана.

Эта эпоха исторически совпала с советским периодом нашей жизни, и Чингиз Айтматов стал самым интересным и ярким, самым органическим его продуктом. Нет, продуктом не идеологическим, не «заказным», а подлинным, хотя по многим характерологическим чертам и в сути своей достаточно противоречивым. Сила айтматовского слова заключалась в его глубинной правдивости, в особом трагическом контексте и выраженном экзистенциональном дискурсе. И, конечно, в знаменитом айтматовском «глобализме» литературных и философских обобщений. Неслучайно его называли писателем имперским, мыслителем планетарным, личностью пассионарной и так далее.

Именно Айтматов обнажил силу и слабость идеологического коммунизма, противоречивость его идеалов и ценностей, неизменно приходя к выводу, что современный человек, где бы он ни жил и ни пытался обозначиться как самодостаточная личность, как активно мыслящий и действующий социум, загнан в глубокий гуманистический тупик, в жернова планетарного кризиса морали и идеологий. И в этом заключалась вся айтматовская драма, даже трагедия. С необыкновенной мудростью и искренностью он показал тот мучительный путь человека ХХ века, который, в конечном счете, привел его к Богу, к духовным первоначалам и национальным истокам, как того отшельника или блудного сына, выведенного кистью Рембрандта почти три с половиной столетия назад.

Кончина Айтматова в Кыргызстане воспринималась, понятно, как гром среди ясного неба. Когда он был жив и являлся из Европы как довольно редкий гость и как некий «инопланетянин», люди к нему относились, пусть по-разному, но с пиететом, потому что его литературные герои тесно жили с нами, давно превратившись в людские имена, в нарицательные герои и хрестоматийные персонажи. А главное - в настоящие ценности.

Айтматов стал самым узнаваемым символом страны, ее наилучшим брендом. Да, газеты порой открыто его критиковали, политики вслух ворчали, проявляя недовольство его политической индифферентностью в последнее время и отстраненностью от текущих дел. Но все прекрасно отдавали себе отчет в том, что Айтматов - это Айтматов, и именно поэтому критика в его адрес скорее была данью свободе слова, нежели желанием его унизить или перечеркнуть. И все же смерть Айтматова для всех его почитателей и поклонников оказалась самой худшей новостью.

Так, наверное, бывает, когда падают горы. Весть о его кончине настолько сильно потрясла нас, киргизов, что только теперь мы по-настоящему начинаем понимать и осознавать, кем он был на самом деле для нас, и как сильно мы его любили. И только теперь все с горечью понимают, как трудно, как пустынно и сиротливо без Айтматова.

Все задаются сакраментальным вопросом: как теперь без него? Айтматов ведь был лучшей и органической частью нашего естества. Нашего самосознания, нашего национального бытия. Лучшим нашим украшением, гордостью нашей, символом нашим. Он был лучшим нашим историческим оправданием, нашей визитной карточкой. Нашим всем.

И он так неожиданно и незаметно ушел от нас. Вернее, уплыл уже в бессмертие. Уплыл, оставив за собой нечто бесценное. Нечто огромное, невероятно красивое и совершенное. Он оставил свой эпос, эпос о времени и о себе, свою художественную вселенную, обитатели которой давно живут вместе с нами, наполняя и переполняя наш внутренний мир. Теперь, думается, так важно с ними не расставаться и в настоящем и в будущем, быть и жить как они, хотя это неповторимо и невозможно.

Айтматов по масштабу своего писательского таланта и широте мышления был явлением, повторюсь, не узко национальным, а планетарным. А как киргиз — феноменом чрезвычайным и пророческим. Более того, я считаю, что он для киргизов есть некое указание и путь ясный, говоря по Достоевскому, и нам, надо полагать, так важно не сбиться с этого пути. Своим этическим универсализмом и абсолютно четкой национальной определенностью, приверженностью к языкам и открытостью к культурам, неприятием национального шовинизма и всякой нетерпимости Айтматов еще долго послужит нам основой основ, верным духовным ориентиром в этом вечно меняющемся мире.

Манкуртизм нравственный и идейный, о чрезвычайной опасности которого для нашего исторического развития и морального здоровья постоянно предупреждал Чингиз Торекулович, не должен быть забыт и, надо думать, не будет забыт. Впрочем, этот его завет имеет не только национальное, но и широкое общечеловеческое значение.

Двуязычие и культурная открытость — это тот путь и та модель, которые нам завещал великий Айтматов. И вряд ли кто станет утверждать, что он более патриотичен и печется о киргизском языке больше, чем Айтматов. В то же время русский язык, наряду с английским и другими мировыми языками, не должен утрачивать свое значение. Хотя бы потому, что на этом языке говорил и писал, наряду с киргизским, сам Айтматов и не только он. Это уже наша История, наша историческая Судьба, тот путь, который привел нас к сегодняшнему дню. К тому, что называется нашим национальным возрождением, нашим культурным и идейным Ренессансом, который так предметно и так органично олицетворял собою Чингиз Айтматов.

Нашу государственную независимость он воспринял, я помню, с достаточной настороженностью и даже с опаской. Такое состояние души в то время было у всех — очень многое оставалось непонятным, и никто не знал, по какому политическому и социально-экономическому пути пойдет страна. Но со временем и путь определился, и ориентиры нашлись, в мире появились друзья и союзники, и Чингиз Торекулович в этом поиске путей своей поддержкой и мудрыми советами помог двигаться вперед увереннее и без колебаний. И однажды — это было 30 августа 2007 года — в своем интервью радио «Голос Америки» он трижды употребил слово «верю», отвечая на вопрос о том, есть ли у страны будущее, не завязнут ли ее граждане в бесконечных конфликтах и социально-политических противоречиях.

Говорят, мы, киргизы, бедны. Конечно, это не так. Мы это со всей ясностью видим именно сейчас. Айтматовское совершенно уникальное наследие еще долго будет для кыргызстанцев общей идейной платформой, мощным нравственным фундаментом, той базой, тем стержнем, без которого трудно будет воспитывать новые поколения и двигаться дальше.

Говорят, киргизы слабы. Конечно, это тоже неправда. Нас за многие дела критикуют и совершенно справедливо, но никто еще не говорил, что мы бездарны и бесталанны. Этот народ, раз он дал миру Чингиза Айтматова, еще покажет себя и никогда не исчезнет. Ибо у него всегда рядом будут, как некий дар судьбы и как пророческое указание, великий Айтматов и бессмертный «Манас» - пожизненная муза и неизменный духовный камертон нашего гениального соотечественника.

Говоря о том вкладе, который Айтматов внес в нашу культуру, мы, тем не менее, ни в коем случае не должны принизить других, не менее интересных и выдающихся деятелей нашей культуры прошлого и настоящего, и это наше счастье и всеобщее национальное достояние. И все же неоспоримый факт состоит в том, что феномен Айтматова стоит совершенно особняком даже в широком историко-культурном контексте. Как однажды отзовался Ромен Роллан о Бетховене, «много сияющих вершин в Альпийских горах, но Монблан все же один».

Таков и наш Чингиз Айтматов. Само его явление в контексте нашей древней и непростой истории говорит о том, что нет фактора случайности в том всеобщем подъеме и в той национально-государственной идентичности, которые пережили киргизы в двадцатом веке и имеют в веке двадцать первом.


В избранное