Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Турция: Крупный теракт унес жизни шестнадцати человек
2008-07-28 09:27 ИА Фергана.Ру

В результате двух взрывов, произошедших в воскресенье вечером в Стамбуле, погибли 16 человек. Более ста пятидесяти ранены, из них семь человек находятся в тяжелом состоянии, - сообщают мировые СМИ со ссылкой на официальные турецкие источники.

«Нет никакого сомнения, что это была террористическая атака», - заявил губернатор Стамбула Муаммара Гюлера. Это самый крупный теракт, направленный против гражданского населения в Турции, за несколько лет.

Взрывы в Стамбуле. Фото с веб-сайта Turkishdailynews.com.tr
Последствия теракта в Стамбуле 27 июля 2008 года. Фото с веб-сайта Turkishdailynews.com.tr

По данным полиции, первой взорвалась шумовая граната, заложенная в телефонной будке, а затем мощное взрывное устройство, спрятанное в контейнере для мусора. Инцидент произошел в рабочем районе Стамбула Гюнгорен, на оживленной торговой улице.

Телекомпания CNN-Turk, ссылаясь на секретный источник, сообщила, что полиция подозревает в совершении теракта боевиков из Рабочей партии Курдистана. Официальные лица пока не называют подозреваемых в теракте, проводится расследование. Полиция изучает записи на камерах мобильного слежения с целью выявления террористов и их сообщников.

Министр внутренних дел Турции Бешир Аталай не стал связывать теракты с громкими судебными процессами в Турции, в частности, в связи с рассмотрением Конституционным судом страны дела о роспуске правящей Партии справедливости и развития (ПСР), а также судом Стамбула дела "Эргенекон", фигурантов которого обвиняют в подготовке переворота с целью свержению правительства.

Пока ни одна из действующих в Турции радикальных организаций не взяла на себя ответственность за взрывы в Стамбуле.

Вчерашние взрывы в Стамбуле стали самыми кровавыми терактами в Турции после совершенного боевиками Аль-Каиды взрыва в ноябре 2003 года, в результате которого погибли более 30 человек и сотни пострадали.

Газета.Ру, Associated Press

Кыргызстан: В Бишкеке пройдет суд над главным редактором оппозиционной газеты «Де-Факто»
2008-07-28 09:37 ИА Фергана.Ру

В понедельник, 28 июля, в Первомайском районном суде Бишкека начнется суд по уголовному делу против главного редактора оппозиционной газеты «Де-Факто» Чолпон Орозобековой.

Уголовное дело против Ч.Орозобековой по статье «Заведомо ложный донос» было возбуждено по заявлению главы столичного управления Комитета по налогам и сборам Таалайбека Далбаева, который сообщил о факте публикации в газете «Де-факто» статьи о якобы коррупционных действиях этого чиновника.

Статья была подписана некой Замирой Молдоевой, которая, по данным прокуратуры, является вымышленным лицом. Позже был арестован правозащитник Качкын Булатов, который заявил, что лично знает автора злополучной статьи Замиру Молдоеву и сам посоветовал ей обратиться с антикоррупционным материалом в СМИ.

14 июня, спустя два дня после публикации спорной статьи в «Де-Факто», редакция газеты была опечатана, все носители информации изъяты, вследствие чего газета объявила о вынужденном уходе в отпуск до 20 августа.

Оппозиция расценивает этот факт как давление на свободную прессу, дающую площадку для оппозиционных или отличных от властных мнений.

Ранее суд обязал газету «Де-Факто» выплатить в пользу племяннику президента Кыргызстана Курманбека Бакиева один миллион сомов (примерно 27,6 тысяч долларов США) за моральный ущерб от одной из газетных публикаций.

Кроме того, как стало известно только сегодня, в середине июля Первомайский суд вынес решение обязать газету «Де-Факто» выплатить по одному миллиону сомов главе Бишкекского управления комитета по налогам и сборам Таалайбеку Далдабаеву и министру сельского хозяйства Арстанбеку Ногоеву по гражданскому иску по поводу статьи от 12 июня. Об этом редакция газеты узнала только сегодня, судебное решение было вынесено без участия представителя газеты.

По местному законодательству, суд может не комментировать решение до его вступления в силу. Редакция газеты «Де-Факто» намерена обжаловать это решение в вышестоящей инстанции.

Местные наблюдатели полагают, что итог гражданского иска уже говорит о характере решения, которое будет вынесено по уголовному делу против главного редактора газеты Чолпон Орозобековой, исходя из того, что оба дела - и гражданское, и уголовное, - имеют одну и ту же базу.

Россия выступает за координацию развития железных дорог Центрально-Азиатского региона
2008-07-28 10:27 ИА Фергана.Ру

ОАО "Российские железные дороги" планирует до 2015 года вложить 112 млрд руб. в развитие инфраструктуры для увеличения объемов перевозок со странами Центральной Азии. Об этом в конце прошлой недели заявил президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин на совещании руководителей железных дорог стран Центральной Азии и России в Чолпон-Ате (Республика Киргизия), сообщает московская газета «Гудок».

- Однако необходимо выработать общее видение стратегического развития железных дорог Центрально-Азиатского региона, - отметил Владимир Якунин, - взаимная увязка планов развития железных дорог стран Центральной Азии при принятии конкретных инвестиционных решений должна стать важным элементом формирования общего стратегического видения.

Координация работы в вопросах развития инфраструктуры, формирования транспортных коридоров создаст условия для наращивания перевозок грузов, включая транзит, по сети центральноазиатских и российских железных дорог. Так, к 2015 году объем перевозок внешнеторговых грузов в сообщении со странами Центральной Азии с участием РЖД должен вырасти на 53% по сравнению с 2007 годом, а перевозки транзитных грузов в сообщении со странами Центральной Азии по территории России возрастут в 2 раза.

Владимир Якунин отметил, что в соответствии с "Генеральной схемой развития железнодорожного транспорта ОАО "РЖД" на перспективу до 2015 года" для беспрепятственного пропуска грузопотоков в регионе запланировано выполнение большого количества мероприятий по развитию инфраструктуры. В частности, планируются реконструкция станций, строительство более 150 км вторых путей, электрификация участка Трубная - Аксарайская и многое другое. Объем инвестиций до 2015 года составит около 112 млрд руб.

ОАО "РЖД" в приоритетном порядке будет модернизировать районы пограничных переходов между Россией и Казахстаном.

- Перспективной является организация сотрудничества с Казахстаном для привлечения транзитного грузопотока между западными регионами Китая и европейскими странами с использованием ответвления коридора "Восток - Запад" через станции Достык и Карталы, - рассказал Владимир Якунин. - Направление Достык - Актогай - Моинты - Астана - Тобол - Карталы, включенное в систему международных транспортных коридоров, является оптимальным.

Напомним, данное направление - кратчайшее из возможных вариантов и предполагает паритетное распределение грузопотоков из Китая между российской и казахстанской сторонами.

Генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов сказал «Гудку», что РЖД намерены принять участие в выстраивании логистической цепочки из Западного Китая в Европу, так как через Казахстан китайские грузы будут направляться на Транссиб. У российских экспедиторов существует большая заинтересованность в том, чтобы погранпереход Достык был более современным. В частности, планируется строительство крупного логистического центра в свободной экономической зоне, которая будет прилегать к казахстанско-китайской границе. В реализации проекта заинтересованы крупные компании, в частности ОАО "ТрансКонтейнер", "Балтика-транзит". Участвуя в реализации проекта, РЖД намерены получить в будущем преференции в перевозке грузов.

По словам Геннадия Бессонова, из Западного Китая грузы будут отправляться не только в Европу, но и в порты Дальнего Востока. Эксперт подчеркнул, что в Западном Китае ежегодные темпы роста промышленного производства составляют примерно 25 - 30%. Поэтому с обеспечением загруженности коридора "Восток - Запад" не возникнет проблемы, если создать привлекательный транспортный продукт.

Владимир Якунин также отметил, что, помимо развития перевозок в направлении "Восток - Запад", Россия рассматривает и формирование коридора "Север - Юг" в качестве важного проекта по реализации стратегического партнерства со странами Прикаспийского региона.

Напомним, сейчас в рамках реализации железнодорожного маршрута МТК "Север - Юг" по восточному побережью Каспия Казахстан, Туркменистан и Иран ведут строительство железнодорожной линии Узень (Казахстан) - Кызылкая - Берекет - Этрек (Туркменистан) - Горган (Иран).

- Этот коридор улучшит и удешевит сообщение со странами Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии, а также обеспечит развитие транзитных евро-азиатских перевозок с участием РЖД, - сказал президент ОАО "РЖД". - Поэтому компания готова рассмотреть вопрос о своем участии в строительстве данной железнодорожной линии в качестве проектной или подрядной организации.

Геннадий Бессонов отметил, что развитие маршрута "Север - Юг" также выгодно для РЖД, так как он наполовину проходит по территории России. В советские времена по нему следовал большой поток грузов. Однако из-за политических и инфраструктурных сложностей на Ближнем Востоке грузы переориентировались на море. В настоящее время страны, по которым проходит коридор, в том числе и Россия, предпринимают шаги для восстановления перевозок, поскольку коридор является очень перспективным.

Гудок, N131, 28.07.2008, с. 1, 2

Посол России в Афганистане: «Когда США выдохнутся, наступит время России довести дело до конца»
2008-07-28 11:07 ИА Фергана.Ру

Количество иностранных военных в Афганистане все время растет. Однако увеличивается и зона активности талибов. Такой парадоксальный вывод делает посол России в Афганистане Замир Кабулов в сегодняшнем интервью Независимой газете. Отвечая на вопросы издания, посол анализирует ситуацию в Афганистане в военно-политической и социально-экономической сферах и оценивает стратегию США и НАТО, а также тактику талибов и «Аль-Каиды».

«Ситуация в Афганистане, к сожалению, деградирует, в первую очередь в военно-политическом отношении, во вторую - в социально-экономическом, - считает З.Кабулов. - Возьмем, к примеру, последние три года и подведем некоторые итоги. В 2005 году здесь присутствовали 27 тысяч военнослужащих НАТО, включая американских. Тогда зона нестабильности, где нет правительства и активны талибы, по сути, ограничивалась небольшим районом на юго-востоке. Были еще отдельные очаги нестабильности южнее Гиндукуша. В 2006 году было уже около сорока тысяч солдат НАТО, а зона нестабильности при этом охватывала весь восток, весь юг, солидную часть запада страны и частые точки нестабильности, разбросанные по территории северного Афганистана. В 2007 году насчитывалось пятьдесят тысяч натовских войск. В 2008 году отмечается нестабильность в трех провинциях вокруг Кабула, а зона стабильности настолько усохла, что занимает всего несколько районов на севере страны и в ряде центральных провинций».

По мнению посла, в Афганистане у американцев и НАТО – «провальная стратегия». В 2001-2002 годах «была эйфория: талибы разбежались - война выиграна». США занялись государственным строительством, «демократизацией Афганистана: строили одну администрацию, другую, готовились к выборам, эмансипировали женщин, пытались восстановить экономику... Однако сразу столкнулись с массой проблем: коррупция, отсутствие административного аппарата, нехватка грамотно подготовленных управленцев и так далее. При этом упустили время, дали фактически три года форы талибам. Они пришли в себя не только потому, что им дали время восстановить силы на базах в Пакистане, куда поступали деньги из арабских стран Персидского залива и от продажи наркотиков. Их воодушевил и иракский синдром: талибы видели, как трудно американцам приходится в Ираке, и поняли, что это колосс на глиняных ногах, которого они могут победить», - отмечает З.Кабулов.

По его словам, «афганцы не любят талибов, и они от души радовались, когда началось восстановление либеральных порядков». Однако у афганцев были завышенные ожидания в отношении Запада. «При новых властях простым людям лучше не стало. Простой афганец видит безграничную коррупцию административно-государственного аппарата, где ничего нельзя добиться. Что он может сделать в этой ситуации? Берет автомат и идет отстаивать свои интересы и права».

Талибы и «Аль-Каида» очень умело используют это, предлагая альтернативу. В тех местах, где они действуют, создается параллельная администрация. При формально существующей государственной администрации талибы ставят своих полевых командиров. И народ идет к ним. Талибы решают спорные, бытовые вопросы, не грабят лавочников и мелких предпринимателей, дают работать. От людей лишь требуется платить 10-процентный религиозный налог - закят. Это криминальная система, но работающая. Подобная, что очень важно, скорая справедливость, по душе простым афганцам. При этом талибов все равно не любят, потому что вместе с «Аль-Каидой» они навязывают радикальный ислам, нехарактерный для афганцев, которые почти восемьсот лет прожили при либеральном ханифитском исламе, - продолжает посол.

«Талибы очень умело и эффективно переигрывают Запад пропагандистски. Они эксплуатируют два тезиса. Во-первых, в Афганистане устойчивая общенациональная аллергия на иностранное военное вмешательство. Это историческая национальная психология, а талибы фактически объявляют свой джихад национально-освободительной борьбой. И второй тезис, даже более опасный: талибы рисуют образ Запада как крестоносцев, которые пришли, чтобы силой и деньгами изменить религиозные убеждения местного населения. Пусть это не так, но это работает, ложится на умы и сердца афганцев», - отмечает З.Кабулов.

Кроме того, «талибы не обременены бюрократическими сложностями, характерными для Запада. Они спокойно меняют тактику, адаптируют ее. С прошлого года талибы перестали формировать крупные отряды. Сейчас отрядов по семьдесят-восемьдесят человек немного. Они предпочитают работать малыми мобильными группами. Дается установка не создавать постоянных опорных баз, которые легко обнаружить со спутника и уничтожить. Задание выполнено, и они рассеиваются, уходят на свои мелкие базы, а в качестве таковых может служить любой кишлак. У талибов есть радиосвязь, мобильные телефоны, поэтому собрать их снова несложно».

Талибы широко используют теракты с привлечением смертников. «Перед выездом в Москву я получил данные от афганцев о том, что в Кабуле находится до восьмидесяти смертников, готовых к действиям», - сообщил посол России в Афганистане.

«Отцы семейств, у которых по семь-десять детей, не имеющие работы, соглашаются стать смертниками за две-три тысячи долларов. На пятьдесят долларов афганская семья живет месяц. Для многих отцов это способ обеспечить своей семье хоть какое-то благосостояние, а в Афганистане ответственность отца-кормильца очень велика», - поясняет З.Кабулов.

По его словам, военный бюджет талибов, складываясь из поступлений из благотворительных фондов стран Персидского залива и доходами от торговли наркотиками, составляет в пределах трехсот миллионов долларов в год. Он скромнее натовского, но эффективность каждого затраченного доллара у талибов намного выше. «Западные армии забюрократизированы, а у талибов все просто. В результате один талибский «военный» доллар эквивалентен пяти или даже десяти американским. Им не нужны сложные системы вооружения. Они усовершенствовали моджахедскую тактику и могут, например, простейшим оружием сбивать современнейшие боевые вертолеты. Талибы действуют очень оперативно, а американцы отвечают с опозданием. Им ничего не остается, кроме ковровых бомбардировок, что приводит к жертвам среди населения и дает талибам новых рекрутов», - считает посол.

Что касается экономического восстановления Афганистана, то выделяемые на это деньги осваиваются всего процентов на пятнадцать. Афганистану было обещано больше тридцати миллиардов долларов, реально в страну за последние пять лет направлено семнадцать миллиардов. Из них до места доходит только семьдесят процентов, потому что как минимум тридцать процентов сразу уходит на обслуживание тех проектов, которые западные страны обязались реализовать в Афганистане. Еще приблизительно двадцать процентов приходится на организационно-административные расходы.

В Афганистане средний доход работающего человека составляет пятьдесят-семьдесят долларов, а менеджеры или сотрудники, приезжающие с Запада, получают по двадцать-тридцать тысяч долларов. Плюс страховка, крутой офис, бронированный транспорт, регулярный отдых за границей - все это выливается в круглую сумму.

Из оставшихся пятидесяти процентов выделяются средства на строительство какого-либо объекта. Взявшаяся за проект отдает подряд своей родной компании, которая объявляет среди других западных и крупных афганских компаний тендер на реализацию проекта. Победитель тендера платит откат из выделенных денег. Как правило, победителем становится западная компания, которая сама объявляет тендер уже среди афганцев. Они тоже платят откат, сумма еще усыхает. Афганец берет оставшиеся средства и ищет еще более дешевых подрядчиков, которые будут действительно что-то строить. Реально на дело идет от пяти до пятнадцати процентов, - считает Замир Кабулов.

По поводу участия в восстановлении Афганистана России посол заявил, что есть «хороший шанс руками Запада и за его счет решить глобальную проблему [борьбы с исламским экстремизмом], не ввязываясь в драку». Одним из направлений сотрудничества является обмен разведывательной информацией. Однако это, по выражению З.Кабулова, «улица с двусторонним движением, потому что есть настораживающие факты. Например, мы получили из афганских источников информацию о том, что только за последние два года около двух десятков чеченских боевиков, взятых в плен афганцами, были переданы ЦРУ или военной разведке США и через некоторое время оказались на севере Афганистана, откуда они работают по Таджикистану и Узбекистану».

«У нас нет достаточных ресурсов даже для реализации проектов внутри страны, - считает посол. - Нам нужно бороться с радикальным исламом внутри России. Не нужно лезть в горячие точки в других частях мира. Это может сказаться на наших интересах, поставить под угрозу наших граждан и дипломатические представительства. Когда США выдохнутся, наступит время нам совместно с Индией и Китаем довести дело до конца».

Казахстан: В метро Алма-Аты завершены тоннельные работы
2008-07-28 11:37 ИА Фергана.Ру

Алма-атинский метрополитен, который начали строить свыше двадцати лет назад, принимает реальные очертания: 25 июля метростроевцы соединили перегонный тоннель со станцией «Байконур», пробив последний участок в 1437 метров. На этом было завершено строительство двух перегонных тоннелей, по которым и пойдут поезда, сообщает КП-Казахстан.

Общая протяженность тоннелей составляет семнадцать километров. Тоннельные работы можно считать практически завершенными. Теперь начнется демонтаж бурильной техники, потом отделочные, пуско-наладочные работы, монтаж оборудования, после чего в метро пустят поезда. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поставил перед алма-атинским руководством задачу открыть подземку уже в следующем году.


Проект станции «Жибек Жолы» («Великий Шелковый путь»). Фото с сайта Мetroblog.ru

Всего на этой линии находятся пять подземных станций и две так называемые станции мелкого заложения, строящиеся не под землей, а в котлованах. Планируется, что пропускная способность метрополитена достигнет трехсот тысяч человек в сутки, что заметно разгрузит городские магистрали.

Тендер по определению поставщика вагонов для поездов метрополитена был проведен еще в прошлом году. Победителем стала южнокорейская фирма «Hundai Rotem», контракт с которой был подписан в декабре 2007­го.

Всего в строительство подземки было вложено восемьдесят миллиардов тенге ($1=120 тенге), из них 23,3 миллиарда — в текущем году.

Турция: ЛУКОЙЛ купил компанию Akpet, владеющую почти семьюстами АЗС в стране
2008-07-28 12:17 ИА Фергана.Ру

В понедельник, 28 июля, президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов и владельцы компании Akpet подписали соглашение о приобретении компанией LUKOIL EURASIA PETROL A.S. (стопроцентно дочерняя компания ОАО «ЛУКОЙЛ») сто процентов акций турецкой компании, сообщает Лукойл.Ру.

Компания Akpet оперирует 693 АЗС на основании дилерских соглашений (около пяти процентов розничного рынка Турции). В число приобретаемых активов входят восемь нефтепродуктовых терминалов общей емкостью триста тысяч кубометров; пять хранилищ емкостью 7,65 тысяч кубометров для сжиженного углеводородного газа; три авиатопливозаправочных комплекса емкостью семь тысяч кубометров; завод по производству и фасовке моторных масел мощностью двенадцать тысяч тонн в год.

Шесть из восьми нефтепродуктовых терминалов компании Akpet располагают возможностью осуществлять морскую перевалку. Три терминала соединены с НПЗ Тюпраш нефтепродуктопроводами.

«Приобретение крупных сбытовых активов в Турции увеличивает нашу зарубежную розничную сеть сразу на восемнадцать процентов и является важным элементом стратегии Компании в области downstream на черноморском и средиземноморском рынках по доставке до конечного потребителя нашей продукции с высокой добавленной стоимостью», - сказал президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов.

Компания LUKOIL EURASIA PETROL осуществляет бункеровочные операции, оптовую и розничную реализацию нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также производство и реализацию фасованных масел под брендом «ЛУКОЙЛ». В настоящее время компания эксплуатирует пятьдесят три автозаправочные станции. Еще шестнадцать АЗС находятся на стадии строительства.


В избранное