Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Кыргызстан: В Бишкеке будет построен специальный рынок для сельхозпродукции
2008-07-30 15:46 ИА Фергана.Ру

Президент Кыргызстана Курманбек Бакиев поручил премьер-министру Игорю Чудинову создать в Бишкеке специальный рынок для сбыта сельскохозяйственной продукции Продовольственной корпорацией. Это задание главе правительства Курманбек Бакиев дал во время обсуждения с ним вопроса по регулированию ситуации, касающейся реализации сельскохозяйственной продукции на рынках республики.

Премьер-министр сообщил, что для исправления данной ситуации и снижения рыночных цен на сельскохозяйственные товары недавно была создана Продовольственная корпорация. Курманбек Бакиев ответил ему, что он «все ждал, когда Минсельхоз внесет какие-то конкретные предложения по урегулированию ситуации с реализацией сельхозпродукции, и мы об этом уже говорили много раз, но ничего так и не было сделано. Поэтому я создал специальную Продкорпорацию. И теперь я поручаю, чтобы завтра на заседании правительства вы озвучили и донесли это поручение до всех губернаторов областей. Что нужно сделать? Первое — сразу же поручить мэру города Бишкек, чтобы он выделил в черте города земельный участок, на котором нужно создать новый сельскохозяйственный рынок, а Продовольственная корпорация пусть закупает продукцию у сельхозпроизводителей и привозит для ее дальнейшей реализации на этот рынок. Тогда мы не будем иметь таких высоких цен на базарах, как сейчас», — отметил глава государства.

Президент также отметил, что перекупщики назначают крестьянам и фермерам цены, по которым возьмут у них товар, и ставят сельхозпроизводителей в такие условия, когда те вынуждены либо соглашаться, либо уезжать с рынков ни с чем. «Эти «деятели» перекупают у сельхозпроизводителей их товар перед воротами рынков и тут же, войдя на территорию рынка или базара, повышают цену на эту самую продукцию в два, а то и в три раза. Более того, бывает, что перекупщик вновь перепродает этот товар тем, у кого куплены торговые места на рынке. И тогда его стоимость снова возрастает. В результате мы имеем такие высокие цены, особенно на сельскохозяйственную продукцию», — сказал Курманбек Бакиев.

Он считает, что «лучше, если человек затратит лишних десять-пятнадцать минут, но зато сможет купить сельхозпродукцию, которая будет в два-три раза дешевле, чем на частных рынках».

Президент заявил, что мэр города Бишкек и губернаторы областей республики должны в срок до 25 августа выделить необходимые земельные участки и предоставить возможность Продовольственной корпорации начать соответствующую работу, а фермерам и крестьянам - реализовать свою продукцию на этих рынках без каких-либо посредников.

«Наши фермеры должны знать, что отныне у них есть возможность самим реализовать выращенную ими сельхозпродукцию. То есть у них должен быть выбор: либо самому продавать на рынке свой товар и устанавливать на него цены, либо продавать его Продовольственной корпорации прямо с полей», — подчеркнул глава государства.

Киргизские энергетики парировали обвинения узбекских коллег
2008-07-30 15:46 Фергана.Ру

Пресс-служба акционерного общества «Электрические станции» распространила сегодня пресс-релиз, посвященный водно-энергетическим отношениям с соседями по региону, в частности, с Узбекистаном. В своем «разъяснении» главный производитель электричества в Кыргызстане отвечает на выпады узбекских коллег и раскрывает свою точку зрения на энергетические проблемы, вызванные дефицитом воды.

Предлагаем вниманию читателей полный текст «Разъяснения», распространенного пресс-службой ОАО «Электрические станции»

Центральная Азия, регион с резко континентальным климатом, испытывает дефицит воды далеко не впервые. Ведь циклически повторяющиеся засушливые периоды прослеживаются на протяжении столетий. Однако в этом году маловодье последовало сразу же за чрезвычайно холодной зимой и существенно трансформировало сложившийся в последние годы баланс потребления водно-энергетических ресурсов. Сейчас, в разгар вегетационного периода, водохозяйственная обстановка во всех пяти государствах региона накалена до предела, ведь на кону - продовольственная безопасность каждой страны, не говоря уже о благосостоянии миллионов земледельцев в бассейнах рек Амударья и Сырдарья. В этих условиях порой трудно удержаться от соблазна переложить ответственность за все природные катаклизмы и внутренние неурядицы на некоего “внешнего врага”.

Судя по публикациям последних дней, для Узбекистана наиболее удобной мишенью для критики в этом плане ныне является именно Республика Кыргызстан. Об этом свидетельствуют, например, статья заместителя министра сельского и водного хозяйства Узбекской Республики г-на Ш.Хамраева в газете “Правда Востока” от 26 июля с.г. под названием “О проблеме межгосударственного сотрудничества в бассейне рек Нарын-Сырдарья”, а также пространное интервью г-на В.Соколова, зам.директора НИЦ МКВК, опубликованное 13 июля информационным агентством “Фергана.Ру”.

ОАО «Электрические станции»

Адрес: Кыргызская Республика, 720070 г. Бишкек, ул. Жибек-Жолу, 326

Контактные телефоны: (+996-312) 66-11-01, (+996-312) 62-02-70, ф. (+996-312) 66-34-09

Генеральный директор: Балкибеков Сапарбек Эсенович

ОАО «Электрические станции» образовано в 2001 году в результате реорганизации АО «Кыргызэнерго». Основным видом деятельности ОАО «Электрические станции» является производство электрической и тепловой энергии на базе каскада Токтогульских ГЭС, предприятия строящихся ГЭС, Ат-Башинской ГЭС, ТЭЦ городов Бишкек и Ош и продажа электроэнергии в пределах территории Кыргызской Республики, а также экспорт за пределы Кыргызской Республики.

Демократический Кыргызстан всегда открыт для критики, но некоторые пассажи, содержащиеся в указанных публикациях, вызывают, мягко говоря, недоумение. К примеру, Кыргызстан обвиняется ни много, ни мало в нарушении “согласованных всеми государствами схем комплексного использования водных ресурсов бассейнов рек Сырдарья и Амударья”. Упрек тяжкий, если не учитывать, что эти схемы были утверждены еще в 1980-х годах, т.е., в период существования СССР, когда все водные и иные природные ресурсы являлись общесоюзным достоянием. Теперь же суверенный Кыргызстан вынужден покупать теплоэнергоносители в соседних странах по мировым ценам и, как следствие, трансформировать режимы попусков воды из каскада водохранилищ Нарынских ГЭС, чтобы на минимальном уровне обеспечить собственную энергетическую безопасность. И это действительно необходимая мера, поскольку в этом году впервые Республика вынуждена практиковать глубокие ограничения в подаче электрической энергии потребителям даже в летнее время.

Действительно, в Советском Союзе Токтогульское водохранилище создавалось в ирригационно-энергетических целях. Кроме того, оно ограждало (и по сей день ограждает) Ферганскую долину от катастрофических паводков на Нарыне, когда по руслу реки проходит от 2500- 3500 кубических метров воды в секунду, разрушая все на своем пути. Токтогульский гидроэнергетический комплекс работал при этом в ирригационном режиме, сливая летом 80% воды, а зимой - 20% воды. Зимой Токтогульская гидроэлектростанция работала при минимальных нагрузках, однако ее работа компенсировалась как дополнительной загрузкой Бишкекской ТЭЦ, на которую поставлялся газ из Узбекской ССР и уголь из Казахской ССР, так и дополнительными поставками электроэнергии из энергосистем сопредельных республик, входящих в ОЭС Центральной Азии.

С распадом Советского Союза и разрушением прежних экономических связей Кыргызстан фактически остался один на один с проблемой обеспечения собственной энергетической независимости. Кыргызстан был вынужден перевести Токтогульское водохранилище на энергетический режим работы, хотя и при этом суммарные годовые попуски воды не изменились.

Начиная с 1995 года правительствами четырех центрально-азиатских государств - Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана - был подписан первый Протокол о совместном, взаимовыгодном использовании водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского бассейна. В нем были расписаны пункты, касающиеся совместных действий государств как в многоводные, так и в маловодные годы, касающиеся, в частности, регулирования кыргызской энергосистемой частоты и пиковой нагрузки для Узбекистана и Казахстана. В дальнейшем подобные многосторонние протоколы стали заключаться регулярно, каждый год.

В настоящее время Кыргызстан потребляет около 1% стока р. Нарын и не более 20% от всего стока, формирующегося на его территории, остальная вода поступает в сопредельные государства. Наша страна выпускает более 80% воды, а никак не 50%, как было указано в статье Ш.Хамраева. При этом соседние государства имеют возможность построить на собственной территории гидротехнические сооружения и осуществлять регулирование стока самостоятельно. Если же в вопросе регулирования водного стока они прибегают к услугам других государств, то эти услуги должны быть оплачены. Согласно же высказываниям узбекских специалистов г-на Ш.Хамраева и г-на В.Соколова, Кыргызская Республика должна оказывать эти услуги бесплатно, что противоречит международному праву. Вопросы регулирования попусков воды (т.е., в какое время и какие объемы должны быть пропущены) должны решать совместно, с соблюдением взаимных интересов.

Необходимо подчеркнуть, что гидроэнергетические объекты Кыргызстана не потребляют воду, а пользуются ею, сохраняя ее попуски в тех же объемах. Поэтому некорректно говорить о том, что высыхание Арала связано с работой кыргызских гидроэлектростанций. В первую очередь на снижении уровня моря, заболачивании и засолении почв отразился рост водопотребления на нужды орошения, а также то, что в настоящее время низовья Сырдарьи застроены, что снизило пропускную способность реки.

Можно и далее подробно объяснять объективные причины, вынуждающие Кыргызстан выстраивать водно-энергетические отношения определенным образом. Однако, глубинная сущность проблемы, особенно обострившейся в нынешнем году, заключается в том, что все четыре государства, имеющие прямое отношение к бассейну р.Сыр-Дарья, ныне находятся в правовом вакууме. Действительно, четырехстороннее Соглашение от 17.03.1998 г., регулирующее механизмы водно-энергетического обмена между Кыргызстаном и странами, расположенными в низовьях реки ныне утратило силу.

Напомним, что это Соглашение имело рамочный характер, на основе которого стороны ежегодно подписывали межправительственные протоколы, конкретизирующие объемы и графики взаимных поставок водных и топливно-энергетических ресурсов.

Пусть это Соглашение было не вполне совершенным, но оно эффективно работало в течение ряда лет, а теперь партнерам по регионам приходиться учиться жить “не по закону, а по интересам”. И отнюдь не по вине Кыргызстана не было принято новое соглашение, доработанное и дополненное. Во многом потому, что с 2003 года Узбекистан не выполнил полностью взятые на себя обязательства, а начиная с 2004 г. вовсе перестал подписывать подобные протоколы.

Попытки реанимировать ранее достигнутые договоренности предпринимались неоднократно, в том числе в текущем году. 30 апреля и 10 июня 2008 г. по инициативе кыргызской стороны в Бишкеке собирались представители рабочих групп Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана, однако компромисс так и не был достигнут. При этом Кыргызстан не предлагал ничего нового - только традиционную, испытанную схему использования воды, электроэнергии и газа, которая применялась с 1995 по 2003 гг. Рабочая группа Республики Узбекистан, возглавляемая непосредственно Ш.Хамраевым, отказалась подписывать его, не предложив ничего своего взамен. Таким образом, именно г-ну Хамраеву, автору критических выпадов в адрес Кыргызстана, может быть в первую очередь предъявлен упрек, как одному из инициаторов нынешнего правового вакуума.

Не этой ли причиной вызваны упомянутые публикации?..

Пресс-служба ОАО "Электрические станции", 30 июля 2008 года

Узбекистан: Конкурс среди абитуриентов снизился, или Еще раз о коррупции в образовательной системе страны
2008-07-30 16:46 Мусафирбек Озод

Последние дни июля – самые горячие для абитуриентов Узбекистана: первого августа во всех вузах страны пройдут приемные экзамены в форме тестирования. В этом году число поступающих в вузы не изменилось по сравнению с прошлым годом, но конкурс снизился. Причин тому несколько. Одна из них состоит в том, что Минвуз Узбекистана решил немного увеличить квоту приема абитуриентов – более чем на пять тысяч мест. Другие причины – неофициальные. О них и поговорим.

* * *

В Узбекистане число абитуриентов не изменилось по сравнению с прошлым годом. Как сообщает главное информационное агентство Узбекистана УзА со ссылкой на Государственный центр тестирования (ГЦТ), в этом году на пятьдесят восемь тысяч мест в вузах страны подали документы 345.733 абитуриента. Таким образом, конкуренция составляет шесть человек на место.

Между тем, по данным веб-издания Uzbekistan today и официального сайта Минвуза Узбекистана Edu.uz, «в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан «О приеме в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан в 2008/2009 учебном году» по сравнению с предыдущим годом квоты приема в бакалавриат увеличены на 5.266 человек, в общей сложности поступят учиться 69.105 юношей и девушек».

Стоит отметить, что год назад та же Uzbekistan today сообщала о том, что вузы Узбекистана готовы принять 51.604 первокурсника (то есть количество мест увеличилось в этом году на семнадцать с половиной тысяч, а не на 5.266. - Прим. ред.), а число абитуриентов в 2007 году составляло свыше 345 тысяч человек.

Получается, что, если в этом году количество мест в вузах возросло, то конкурс при поступлении снизился до пяти человек на место.

По официальной статистике, начиная с 2004 года, ежегодный прирост количества поданных заявлений на поступление в вузы составлял десять-пятнадцать процентов. В этом году, согласно прогнозам специалистов Министерства высшего и среднего специального образования и ГЦТ, приведенным все той же a href=http://www.ut.uz target=_blank>Uzbekistan today, количество абитуриентов должно было вырасти по сравнению с прошлым годом на десять процентов, а принять участие в тестовых испытаниях попытаются более полумиллиона человек. Однако не сбылось. Почему?

Одной из причин является снижение интереса к получению высшего образования, которое может быть вызвано, в том числе, резким повышением платы за обучение. Как «Фергана.Ру» сообщала ранее, плата за обучение на контрактных отделениях узбекских вузов на 2008/2009 учебный год повысится на пятьдесят процентов, что станет рекордным показателем роста за все годы существования образовательной системы независимого Узбекистана.

«Мои родители получают в месяц чуть более двухсот пятидесяти тысяч сумов ($190). Получается, что наша семья должна будет голодать, чтобы я мог получить образование? Нет, лучше я поработаю где-нибудь в Казахстане или в Россию поеду, заработаю, тогда и поступлю», – говорит Даврон Т., выпускник этого года одной из школ Ташкента.

О поступлении на бюджетное отделение в вуз этот парень и не помышляет – число таких мест слишком ограничено, и даже учитывая, что привлекательность бесплатного обучения несколько снизилась из-за обязательности трехлетней отработки по окончании вуза, желающих поступить на бюджет с толстыми родительскими кошельками немало. О коррупции в рядах Государственного центра тестирования, сотрудников вузов, имеющих доступ к системе приема студентов, а также среди принимающих экзамен членов приемной комиссии и представителей СНБ, которые бдительно следят за дисциплиной во время экзамена, наслышаны все.

Как обеспечить себе место в вузе

ГЦТ утверждает, что тестовые вопросники тщательно запечатываются в конверты из плотного картона и вскрываются только в день экзамена - 1 августа. Однако в последние годы у здания ГТЦ, расположенного между Ташкентским университетом информационных технологий и мечетью Бодомзор, 31 июля, в ночь перед экзаменом, выстраивается толпа из родителей абитуриентов и прочих желающих «пробить» тестовые вопросы накануне экзамена. Стоят обычно тихо, стараясь не привлекать к себе особого внимания.

«Это последний шанс получить тесты перед экзаменами. Тогда ребенок сможет хоть как-то подготовиться по всем возможным вариантам и пойти на экзамен подготовленным», – поясняет мать одного из нынешних студентов, которая в прошлом году также терпеливо ожидала у здания ГТЦ своей партии тестовых сборников. Не бесплатно, разумеется.

Другой вариант устройства в вуз тривиален - взятка. Схема договора с руководством и ответственными работниками вузов, имеющими отношение к системе приема студентов, проста. Взятка достигает своей конечной цели, как минимум, через двух человек: от «надежного» сотрудника университета передается приближенному ректора (или же проректору), затем попадает в руки ректора выбранного вуза.

А в Ташкентском государственном институте востоковедения (ТашГИВ) пару лет назад была налажена практика набора так называемой «спецгруппы», в которую попадали заплатившие заранее за поступление абитуриенты. В день экзамена они собирались в отдельно отведенную комнату и отвечали на тестовые вопросы с помощью специалистов по соответствующим предметам.

Однако все эти уловки не имели бы успеха при отсутствии возможности договориться с присутствующими на экзамене сотрудниками Службы национальной безопасности и членами приемной комиссии, команда которых составляется, как правило, из расчета - два преподавателя плюс один СНБшник. Взятка в размере от двадцати до семидесяти долларов каждому из «надзирателей» может сделать взоры контролеров «не видящими» никаких нарушений со стороны оплатившего данную «услугу».

Цена вопроса

В этом году негласные ставки за поступление в вуз ввиду уменьшения конкурса среди абитуриентов снизились, в среднем, на семьсот-тысячу долларов США, рассказывает Айбек, студент одного из институтов Ташкента.

Так, например, в Университет мировой экономики и дипломатии вместо прошлогодних десяти/двенадцати тысяч долларов за поступление на бюджет и контракт соответственно ныне достаточно дать «на лапу» восемь/девять тысяч, причем поступление на бюджет стоит дешевле из-за упоминавшейся выше послевузовской «отработки».

По словам Айбека, для зачисления в Ташкентский государственный юридический институт достаточно шести-семи тысяч долларов, в то время как за право обучаться в Ташкентском государственном экономическом университете и Национальном университете Узбекистана требуют «всего» четыре-пять тысяч долларов в зависимости от выбранного факультета.

Стоимость поступления в Аграрный университет, Государственный институт ирригации и мелиорации и другие столичные вузы, значащиеся в числе «наименее престижных», колеблется в районе двух-трех тысяч долларов США.

Все вышеперечисленные явления становятся серьезным препятствием для малоимущих, но одаренных выпускников школ, которые при таком раскладе не смеют даже мечтать о поступлении в вуз, ведь «все давно определено».

«Пожалуй, абитуриенты не желают даже использовать шанс и попробовать силы, так как уверены, что в случае попадания на контракт не смогут его оплатить. А шансы попадания на бюджет ничтожно малы», – считает один из членов приемной комиссии ТашГИВ. Как результат – потеря потенциальных «золотых умов», которые могли бы в будущем поднять страну.

Эксперты полагают, что многие абитуриенты, не подавшие заявлений на поступление в вузы Узбекистана, пожелают попробовать свои силы за пределами страны, где процесс поступления более прозрачен и обязательной отработки для обучавшихся на бюджетном отделении не предусмотрено.

Таким образом, будущее Узбекистана, в первую очередь, зависящее от квалификации рабочих кадров и интеллектуального потенциала, полностью на совести сегодняшних ответственных за прием абитуриентов лиц.

Мусафирбек Озод


В избранное