Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хомаранизм (учение Заменгофа)

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Elektu plachan koloron: [Verda] [Hele Verda] [Mare Verda] [Rugha] [Purpura] [Skarlata] [Roza] [Viola] [Dense Blua] [Blua] [Grize Blua] [Chiele Blua] [Flava] [Bruna] [Blanka] [Nigra] [Korala] [Oliva] [Orangha]


HOMARANISMO (учение Заменгофа)


Nr 12 (aprilo 2000)

Здравствуйте, дорогие друзья! Saluton, karaj amikoj!
В сегодняшнем номере:

ДУХОВНЫЕ УЧЕНИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

СУТЬ И БУДУЩНОСТЬ ИДЕИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЯЗЫКА

РОЖДЕНИЕ ЭСПЕРАНТО

О БОГАТСТВЕ ЭСПЕРАНТО

ОТЧЕГО, МЕНЯ СПРОСИЛИ...

ЗЕЛЕНЫЙ ИНТЕРНЕТ

ДУХОВНЫЕ ССЫЛКИ

ЧТО ТАКОЕ СЕКТЫ

ИЗ ПИСЕМ

ФОРУМ


ДУХОВНЫЕ УЧЕНИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

(Из выступления директора Института востоковедения доктора
исторических наук Р.Б.Рыбакова
)

...Все говорят о духовности. Это слово уже навязло в зубах и вызывает
раздражение. К тому же распространено представление, что между духовностью и
религией надо ставить знак равенства. Мне представляется это большой
ошибкой, то есть, безусловно, религия бездуховной не может быть по
определению. И, возможно, это звучит несколько парадоксально, но я бы сказал
так: религия - это первый этаж духовности, первый этаж здания; когда вам еще
нужны определенные правила, вам нужна организация. На самом деле человек
духовно свободен. Духовная свобода выше любой религии, она включает в себя
все религии, а также и нерелигиозное мировоззрение. Она включает в себя и
науку. Поэтому существует некий уровень, на котором нет противоречий между
религией и наукой...

Сейчас, как я понимаю, нет важнее задачи, чем направить на верный путь
именно юное поколение, которое должно жить духовно. Какова же будет
духовность? Чему ей соответствовать? Она должна звать к единству, объединять
все человечество, учить, пожалуй, трем ступеням сознания, и первую я назвал
бы патриотической, если бы опять это слово за последние годы не было так
затаскано. Только нельзя останавливаться. Надо идти дальше - к глобальному,
а затем и планетарному сознанию. При этом законы жизни на земле должны
соответствовать космическим, которые очень просты. И как только человек
начинает идти против них, его самого, семью, нацию, империю и человечество в
целом ждет регресс и возможность уничтожения. Как ни назови законы -
божескими или природными, но человек не может идти против этических норм
безнаказанно. Погибли все империи, которые шли против нравственных норм.
Какой путь здесь видится, путь как руководство? Конечно, это великие
заповеди, если мы говорим о христианстве. Только надо понимать, что эти же
заповеди присутствуют и во всех других религиях...

Al komenco


Направьте мысль на общность идей религий всего мира ("Зов")


Л.ЗАМЕНГОФ

СУТЬ И БУДУЩНОСТЬ ИДЕИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЯЗЫКА
(Esenco kaj estonteco de la ideo de lingvo internacia)

...Будет ли международный язык когда-либо введен? Если мы пришли к
заключению, что международный язык принес бы человечеству огромную пользу и
что его существование возможно, из этих двух выводов само собой вытекает
заключение, что такой язык рано или поздно непременно будет введен, ибо
иначе мы должны были отрицать у человечества существование всякой даже самой
элементарной разумности...
Если две группы людей разделены речкой и знают, что им было бы очень удобно
сообщаться друг с другом, и если они видят, что доски для соединения обоих
берегов лежат под руками, тогда не нужно быть пророком, чтобы предвидеть с
полной уверенностью, что рано или поздно доска будет переброшена через
речку, и сообщение будет налажено...
Так будет и с международным языком. В течение многих веков люди, еще не
очень нуждаясь в международном языке, не задумывались над этим вопросом; но
теперь они уже не успокоятся, пока эта проблема не будет решена. Можем ли мы
в этом сомневаться? Конечно, нет! Когда это случится - мы не намерены сейчас
предсказывать: может быть, это случится через год, через десять лет, через
сто лет или даже через несколько сотен лет, - но несомненно одно, что
сколько бы ни пришлось страдать первопроходцам этой идеи, и даже если бы эта
идея много раз засыпала на целые десятилетия, она уже никогда не умрет: все
чаще и упорнее будут звучать голоса, требующие введения международного
языка, и наконец, рано или поздно - если этот вопрос не будет решен самим
обществом - правительства всех стран должны будут уступить, устроить
международный конгресс и избрать какой-либо один язык в качестве
международного. Здесь может быть лишь вопрос времени: одни из вас скажут,
что это придет очень скоро, другие скажут, что это придет лишь в самом
далеком будущем; но что этот факт вообще когда-нибудь совершится - в этом
никто из вас, конечно, не усомнится ни на минуту.


Al komenco


РОЖДЕНИЕ ЭСПЕРАНТО

Будучи учеником восьмого класса, девятнадцатилетний гимназист Заменгоф
закончил работу над первым проектом международного языка. Он познакомил со
своим изобретением коллег по гимназии. Друзей Заменгофа поразила простота,
логичность и легкость изучения нового языка. Они охотно начали его изучать.
5 декабря 1878 г. Заменгоф и его коллеги торжественно праздновали рождение
языка, который автор назвал "Lingwe uniwersala". Юные сторонники
универсального языка с энтузиазмом пели гимн в честь чудесного орудия
международного общения, которое должно было осчастливить человечество. Гимн
начинался словами:
Malamikete de les nacjes
Kado, kado, jam temp' esta!
La tot' homoze in familje
Konunigare so deba.

(Ненависть между народами, исчезни, исчезни, уже пора. Все человечество
должно объединиться в одну семью).
Окончив учебу в гимназии, Л.Заменгоф по настоянию отца поступил на
медицинский факультет Московского университета. Марк Заменгоф, считая затею
сына бесполезной тратой времени и здоровья, сжег все рукописи
"универсального языка", когда сын был в Москве. Узнав о случившемся,
Л.Заменгоф начал по памяти восстанавливать то, что было предано огню. Многое
из придуманного ранее ему не понравилось. Он начал менять, улучшать и таким
образом создал второй вариант языка. Чтобы убедиться в том, что новый
вариант является уже вполне зрелым продуктом, Заменгоф много переводил с
национальных языков, писал стихотворения. В течение шести лет упорного труда
он добился того, что его язык стал простой законченной системой, пригодной
для выражения мыслей в любой форме, включая поэзию.
Второй проект языка был закончен в 1885 г., но в течение двух лет Л.Заменгоф
не мог найти издателя, который рискнул бы вложить деньги в сомнительное
дело. Помощь пришла неожиданно. Идея нового языка понравилась его невесте,
Кларе Зильберник, и ее отцу.
14 (26) июня 1887 г. в Варшаве на русском языке появилась брошюра в 40
страниц под заглавием "Международный язык". Издал ее сам автор на деньги,
полученные от тестя. Будучи зависимым от своих пациентов, Заменгоф не хотел,
чтобы они знали, что их врач занимается "посторонними делами", и решил
издать свою работу под псевдонимом "Доктор Эсперанто", что в переводе
означает "доктор надеющийся".
Вскоре брошюра вышла на польском, немецком и французском языках. Эти четыре
книжечки в эсперантской литературе называют "La Unua Libro" ("Первая
книга")...
Необычный учебник получили от автора научные общества, редакции
периодических изданий, ученые, писатели, учителя, адвокаты и др. После
нескольких недель тревожного ожидания начали приходить письма. Наряду с
положительными отзывами, были письма с беспощадной критикой, порой даже
издевательствами. Им сопутствовали жестокие нападки в прессе, в особенности
со стороны волапюкистов.
Однажды Заменгоф получил письмо из Крыма, которое его очень тронуло.
Пятнадцатилетняя девушка, А.Чайковская, написала Заменгофу письмо на его
языке, в котором, сообщив об успехах руководимого ею кружка по изучению
международного языка, предложила этот язык назвать псевдонимом автора -
Эсперанто. Позже с такими же предложениями обратились к Заменгофу другие
поклонники его языка, и вскоре "язык Эсперанто", а затем - просто
"эсперанто" стало общепринятым названием нового языка.

По книге проф.А.И.Королевича "Книга об эсперанто" (Киев, "Наукова думка",
1989)

Al komenco


О БОГАТСТВЕ ЭСПЕРАНТО

Давайте возьмем какой-нибудь корень (например, ir-) и, прибавляя к нему
разные приставки, суффиксы и окончания, на конкретных примерах покажем
богатство форм эсперанто:
iri - идти
irADi - ходить
ALiri - подойти
DEiri - отойти
FORiri - уйти прочь
ENiri - войти
ELiri - выйти
PRETERiri - пройти мимо
SUBENiri - спуститься
SUPRENiri - подняться
MALiri - не идти, стоять
MISiri - пойти по неверной дороге, заблудиться
EKiri - начать идти, внезапно пойти
REiri - пойти назад, вернуться
DISiri - разойтись
CHIRKAUiri - обойти кругом
TRAiri - пройти (сквозь преграды, сквозь заросли и т.п.)
TRANSiri - перейти (через горный перевал, через ручей)
KUNiri - идти вместе
irIGi - заставить идти, запустить
irEGi - быстро, мощно идти
irETi - идти потихоньку
irACHi - "ковылять", "плестись" (с пренебрежением)
irANTA - идущий (идущая, идущее)
irINTA - шедший (шедшая, шедшее)
irONTA - тот (та, то), кто будет идти
irATa - проходимый (- ая, - ое) сейчас
irITa - пройденный (- ая, - ое)
irOTa - тот (та,то), кто будет пройден
irILoj - ходули (инструменты для ходьбы, то есть)
irECO - способность ходить как качество, "ходячесть"
Можно наконструировать и еще массу слов, но тут уж еще больше
будет проявляться определенная избыточность, вряд ли понадобятся слова
типа:
irEMo - склонность к тому, чтобы идти; irINDa - достойный того,
чтобы идти, пройти (la irinda vojo); irEBLa - пригодный к тому, чтобы
идти (пройти); FIiri - подло, нехорошо как-то идти; irUMi - делать
что-то не пойми что, но связанное с ходьбой; irENDa - тот (та, то)
который надо, дОлжно пройти и т.д...

Игорь Симонов, г.Нижний Новгород

Al komenco


Отчего, меня спросили,
Эсперанто я учу?
Я подумал и ответил:
Потому, что знать хочу,
как живет мой брат рабочий -
немец, швед, испанец, бритт,
и весь мир рабочий прочий
как огнем борьбы горит.
Я хочу освободиться
от преграды языков,
быть, не знающей границы,
вольной птицей без оков.
Я хочу преграды наций
разломать по всей земле,
чтобы был язык единый
в человеческой семье.
Чтобы близок и понятен
стал китаец и француз...
Вот по этим-то причинам
эсперанто я учусь!

И.Жарков (?)

Al komenco


ЗЕЛЕНЫЙ ИНТЕРНЕТ

Эсп. глоссарий терминов, которые относятся к Новой Эпохе:
Mi volas aparte inviti vin viziti novan retejon kiu prezentas glosaron
kun centoj da klarigoj en Esperanto rilate al la temo
Nova Epoko (New
Age), estante kolektiva nomo por chiuspecaj ideoj, movadoj kaj grupoj
alternativaj, esoteriaj, paranormalaj, religiaj, spiritualismaj direktitaj
al la kampo de sana vivstilo, kies prepara versio jam konsulteblas sur

http://members.tripod.com/persone/NEWAGE/enkonduko.html
http://members.tripod.com/persone/NEWAGE/terminaro.html
Nun vi povas rete senpage konsulti Esperantlingvan libron. Tiu
granda laboro estas senpaga volontula kiel servon al la Esperanto
komunumo. Mi esperas nur vian bonvolon pri la diskonigo inter
Esperanto-parolantoj, precipe se vi konas Esperanto-parolantojn,
aktivajn chi kampe kaj kiuj deziras fari ligon al siaj retejoj por la
subtemoj.
Eble vi mem aktivas sur unu de tiuj kampoj, eble vi volas simple
ekkoni novajn ideojn, helpi provlegi, diskonigi, plibonigi, fari
nacilingvan eldonon, publikigi artikolon pri Nova Epoko (ekz. la
enkondukon), fari ligon sur via propra retejo, sugestojn ?

Herman Deceuninck
walkme@sfere.be

'Esperantologio-Esperanto Studies'
(EES) nomighas nova revuo pri
esperantologio, aperanta ekde la somero 1999. Ghia redaktoro estas
profesoro Christer Kiselman, vicprezidanto de la Akademio de Esperanto. En
ghia redakta komitato partoprenas pluraj akademianoj kaj famaj
esperantologoj.
EES aperas almenau unufoje jare kaj legeblas en la Interreto che la adreso

<http://www.math.uu.se/esperanto>

Сайт голландских пацифистов
(http://www.democratisch-links.be/vrede/):
VREDE signifas "Paco" kaj kun tia nomo ni povas esti nur porpaca
organizajho.
Nia chefa aktiveco rilatas al internacia politiko, al problemoj de triamonda
disvolvigho kaj paco.
Ni opinias, ke profunda kompreno de la okazintajhoj en la mondo estas nepra
kondicho por kapabli tauge agadi je socia nivelo. Nia centra tezo jenas:
malpli da armeaj elspezoj, pli da socia justeco.

Эсперантская страничка французских "зеленых"

(http://www.verts.imaginet.fr/esperanto.html):
La Verdoj defendas la valorojn de ekologio
priplanedan respondecon, solidarecon, civitanecon.

Страничка французского детского журнала "La Krokodileto"
http://perso.easynet.fr/~leo/kroko/index.html:
La Krokodileto - Sezona gazeto por la plej junaj. Ghi estas internacia
eldonajho de JEFO (Junulara Esperantista Franca Organizo) en Esperanto

"Andaj Ondoj" la retrevuo de Kolombia Esperanto-Ligo.
http://members.tripod.com/Kolombia_Eo_Ligo/andajondoj/

Сайт журнала "El Popola Chinio" ("Из народного Китая")
http://www.china.org.cn/ElPopolaCxinio/

Al komenco


ДУХОВНЫЕ ССЫЛКИ

"Новая Эпоха" - журнал Международного Центра Рерихов и Латвийского
отделения МЦР.
www.agni.biz.lv
Беря за основу Учение "Живой Этики", данное человечеству через чету Рерихов
теми, кого называют Великими Учителями человечества, Махатмами или Великими
Душами, журнал помещает серьe:зные, глубокие и компетентные материалы по всем
затрагиваемым темам.

http://sangha.net/theosophy.htm
Теософское движение (на англ.языке)

Al komenco


pure privataj pensoj

ЧТО ТАКОЕ СЕКТЫ
и надо ли с ними бороться

Обычно люди пугаются при слове "секта". Я предлагаю рассмотреть это понятие
с другой стороны. "Секта" - это дословно означает "отсек, отделение". То
есть, изначально в этом слове нет ничего плохого. Конечно, есть секты
изуверов, они порядком скомпрометировали это понятие.
Фактически, любое учение, любая религия - это секта. Даже традиционные
религии суть секты, в том числе католицизм, православие, ислам и т.д.
Вероучения подобны нациям. Есть нации, имеющие свое государство, а есть не
имеющие, но суть от этого не меняется. То же и с вероучениями - одни
пренебрежительно называют сектами, другие признаны и пользуются поддержкой
государства. Но принципиального различия между ними нет.
Фактически каждая секта (за исключением сатанинских) учит добру и пытается
по-своему обосновать необходимость нравственного поведения. Поэтому не надо
ничего отрицать. Если люди искренне верят - значит, они правы. Главное,
чтобы каждое вероучение признало Истину, что к Богу много путей, и не надо
навязывать другим свой путь. Нападки на чужое учение - это уже агрессия.
Если группа верующих утверждает, что только их путь истинный, а все
остальные ведут в ад, значит, мы имеем дело с сектой тоталитарной.
Тоталитарная - значит претендующая на тотальность, единственность. К
сожалению, этим часто грешат православные иерархи.
Не надо бороться с чужими вероучениями, это вернет нас к временам
религиозных войн. Нужно бороться не с сектами, а с нетерпимостью внутри
каждой "секты", претензиями на монополию в области духа.
В том, что на Земле живет множество наций, нет ничего плохого. Главное,
чтобы они не воевали друг с другом. Точно так же нет ничего плохого в том,
что существует множество религий. Главное, чтобы они не отрицали друг друга,
не претендовали на "истину в последней инстанции". Не навязывать свой язык,
свою веру - в этом суть учения Заменгофа.
В нашей рассылке мы знакомимся с разными вероучениями. Все они по-своему
прекрасны. Конечно, изучить все религии невозможно, да и не нужно, как
невозможно изучить все языки. Достаточно знать свой родной язык и
общечеловеческий (эсперанто), точно так же достаточно быть верным своей
религии и знать принципы Хомаранизма. Тогда все религии, все учения смогут
мирно сосуществовать, сотрудничать, развиваться и, возможно, когда-нибудь
объединятся в одну гуманную общечеловеческую религию.
Язык и религия - вот что составляет нацию. Эсперанто и Хомаранизм - путь к
формированию единого, но бесконечно разнообразного всечеловеческого народа.

Al komenco


ИЗ ПИСЕМ

Когда Шри Рамакришну спросили как Он относится к сектам, Он ответил, что Он
не против того, чтобы были секты и даже столько, сколько людей на Земле, но
при условии, чтобы они не враждовали между собой и были толерантны по
отношению друг к другу.
Стас

Al komenco


Вы прочитали очередной выпуск рассылки "Homaranismo (учение Заменгофа). А
теперь пожалуйте на наш новый ФОРУМ. Этот форум предназначен для обсуждения
материалов данной рассылки, а также всех вопросов, связанных со всемирным
языком и всемирной религией. Если после прочтения данной рассылки вы
захотите поделиться своими мыслями, то смело идите на форум и оставляйте там
свое сообщение. Это будет очень интересная форма общения. Я с радостью буду
отвечать на ваши вопросы. Можно подписаться и получать по почте все
сообщения форума. Ваши письма помогут сделать нашу рассылку еще
содержательнее. Жмите сюда:

FORUMO


Подписка: http://subscribe.ru/catalog/people.homaranism.
Архив: http://subscribe.ru/archive/people.homaranism.

До новых встреч!

Konkordo (konkordo@rdven.lv)

Al komenco



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное