Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тренинг МИЛЛИОНЕР

  Все выпуски  

Псипортал. Столица сетевой психологии


Информационный Канал Subscribe.Ru


ПСИПОРТАЛ
столица сетевой психологии
http://psy.piter.com
(125) 2004-01-12
Архив рассылки
Подписчиков: 7379
Поздравляем с наступившим Новым Годом, Рождеством, надвигающимся Старым Новым годом и всеми остальными приходящимися на этот период праздниками. И если вы уже сдостаточно отдохнули от веселья, предлагаем углубиться в вопросы психологии. Сегодня поговорим о средствах массовой информации.
Прессу не зря называют "четвёртой властью", и суть этого определения лежит отнюдь не в законодательном или исполнительном её предназначении.
Власть над умами - вот то, что поныне делят между власть имущие в борьбе за расположение тех, кого в пресс-релизах скромно именуют - СМИ.

С наилучшими пожеланиями, Максим Реуцкий
gipnos@ua.fm


Тема выпуска: Критическое мышление - прививка против социальных мифов и информационных вирусов или "обратная сторона свободы слова"

"Нас удивляет реакция ростовских журналистов: детские праздники они рассматривают только с позиции рекламы или выискивают какие-то жареные факты. Так, например, после праздника "Башня Лего", одна из газет опубликовала заголовок: "Заместителю мэра дети проделали дырку в семейном бюджете". Сегодня на газетных площадях бульварной прессы появляются в основном негативные статьи,т.н. "жареные" факты. На мой взгляд, нужны позитивные новости, материалы:. Лучше бы журналисты побеседовали с детьми, расспросили известных людей города. К сожалению, мы не можем влиять на журналистов. Может когда-нибудь настанет время, когда такая политика СМИ изменится?" ( Из интервью с Ириной Троцан, коммерческим директором компании "Премьер". )

"Реальный Бизнес. ru" отвечает на заданный вопрос Ирине Троцан и в ее лице остальным читателям. поскольку считает, что бизнес среда - одна из движущих сил общества, от сознания и духовности которой зависит путь развития нашей страны, будущее наших детей и считаем это социальным заказом. Мы публикуем отрывок из доклада Ларисы Винниковой заместителя главного редактора журнала, члена Российской Ассоциации исследователей и преподавателей журналистики, посвященный законодательству СМИ. Доклад был подготовлен для международной конференции "Ломоносов 2003", прошедшей весной этого года в Москве под эгидой ЮНЕСКО.

"..Сегодня в России нет единой государственной идеологии, - и это считается гарантией сохранения плюрализма политических мнений. Но существуют идеологические программы многочисленных политических партий, которые в большей части служат политическим амбиция либо отдельных личностей, либо олигархических структур и зачастую далеки от общечеловеческих ценностей. Происходит это потому, что партии в России формируются не из потребностей больших слоев населения, как это происходит в развитых демократических странах, а организовываются специалистами под заказ - под конкретного лидера. И лишь потом под них вычисляется электорат и средствами пиара формируется их общественное мнение. Инструментами такой политики являются рекламные и ПР- компании, СМИ..

Однако социология и социальная психология, говорят о том, что в обществе должны быть диссиденты - та часть интеллигенции, которая, сохраняя этические, исторические и национальные ценности противостоит навязанной сверху идеологии управленцев ( неважно кто это: политические институты власти или крупный капитал). Если же в обществе такие диссиденты исчезают, а интеллигенция выступают в роли проводника чьих-то авторитарных интересов, считается, что это общество обречено на нравственную деградацию. Это опасно как в тоталитарном государстве , так и в обществе, где бизнес сливается с властью. Поэтому свобода слова неслучайно считается гарантией сохранения демократии.

Но, говоря о правах СМИ на свободу слова, мы, к сожалению, зачастую забываем об ответственности за то влияние, которое оказывает слово журналиста на общественное сознание. Как известно, свобода без ответственности порождает хаос. По большому счету именно это сегодня и наблюдается на нашем рынке. Добиваясь гарантии свободы слова, далеко не всех журналистов волнует экология общественного сознания, психологическая безопасность читателей и телезрителей.

Общеизвестно, что с одной стороны СМИ отображают окружающий мир, но с другой именно журналисты, пропуская события через свое субъективное восприятие и в соответствие со своими убеждениями, либо исполняя политический заказ, создают мир, который может не совпадать с реальным. В итоге читатель, телезритель, с течением времени вживаясь в сконструированное СМИ информационное пространство, постепенно перестает различать его от реального мира. Чем подробнее и убедительнее описывает картину мастер слова, тем сильнее читатель или зритель представляет ее, проживает чужую ситуацию на уровне эмоций, бессознательно идентифицируя себя с событиями или героями. При этом переживание может усиливаться воспоминаниями личного опыта. Управление таким процессом дает возможность менять убеждения людей и даже ценности, прогнозировать их поступки, и в конечном счете управлять поведением больших групп людей- т.е. обществом. Наиболее управляем в чужих интересах человек становится тогда, когда он длительно время погружен в негативную информацию, которая в итоге создает у него ощущение нестабильности. На этом методе "информационно-коммуникативного марафона", суть которого в умножении большого потока информации на длительное время, основаны информационные войны, зомбирование сектантов и "изготовление" террористов - биороботов. Так формируются новые социальные мифы, навязываются стереотипы. И это не сказки, а наша реальность. Достаточно вспомнить историю - массовую приверженность революции, Сталину миллионов людей.

Поэтому войну за телеканалы российский рынок СМИ пережил неслучайно. -ТВ - самый мощный инструмент манипуляций над сознанием, оно обладает самой высокой убеждающей способностью поскольку в нем задействованы звуковые, анимационные, визуальные эффекты. Для наглядности сказанного рассмотрим случаи из практики.

В течение десяти лет наших зрителей "кормят" мыльными операми, герои которых инфантильны до такой степени, что не могут сделать выбор практически во всех жизненных ситуациях? Какой получится избиратель из такого зрителя? Пойдет ли он вообще туда? Несложно догадаться на электорат какой партии расчитаны такие программы. Другой вариант: в то время, когда в стране зарождается олигархический капитализм, на телеэкране зритель видит саги о российских бандитах? Чем ближе к выборам, тем больше таких фильмов. Кого, в итоге, будем выбирать? - Конечно, тех, кто обладает полномочиями защитить нас от бандитов ... с телеэкрана.

Региональные примеры. В канун выборов тиражная городская ростовская газета из номера в номер в рубрике "политклуб" транслировала одну и ту же мысль: нужно голосовать за депутатов - руководителей бизнеса, дружественных с властями. По мнению газеты "хороший депутат это не тот, который спорит с властью, а тот, который вместе с ней созидает новую жизнь". Другая фраза: "В этом году электорат стал активнее и мудрее, поскольку он выбирает крепких хозяйственников, которые вместе с властью строят новую жизнь". Согласно этой железной логике тот, кто выберет опозиционного власти кандидата, - не попадет в большинство, которые охарактеризовано как "активная и мудрая" часть населения. Таким образом, читатель невольно поставлен в позицию выбора: один или со всеми, мудрый он или дурак. Те, кто вырос в условиях совдеповского коллективизма, вряд ли будут себя противопоставлять положительному большинству. Так на уровне подсознания навязывается программа поведения на выборах

. По своему определению - СМИ являются средством передачи информации об объективной реальности обществу. СМИ призваны создавать условия, информационную среду в которых человек осуществляет свой свободный выбор. В процессе выбора человек идентифицирует себя и определяет свое место в жизни. Таким образом, он растет как личность и самосовершенствуется.

Так СМИ принимает участие в процессе формирования общественного сознания. И в этом их социальная функция. Но чем больше журналист навязывает свое личное мнение или искажает информацию, акцентируя внимание на одном факте и игнорируя другой, тем больше он манипулирует сознанием читателей, зрителей, тем меньше он дает ему шансов сделать свой свободный выбор. Не лучше ситуация складывается, когда газеты смакуют тему насилия. Хотя американскими психологами давно установлено, что подобные публикации в СМИ ведут к росту преступлений вследствие идентификации читателей с героями подобных журналистских очерков, тем не менее, журналисты "смакуют" подробности деяний садистов и извращенцев, как правило, на первой полосе. Так, одна из ростовских газет подробно описывала мысли мужа, который нанес ножевые ранения своей жене - матери восьмерых детей из-за того, что она решили уйти к другому. После чего супруги все-таки помирились (?). Любой психолог скажет, что у описываемой журналистом пары есть психологические проблемы, и именно поэтому такой рассказ нуждается в комментарии психолога. Но такой практики у нас нет, потому что тогда не будет эффекта сенсации. И сколько человек после этой публикации усвоят на уровне подсознания, что садомазохисткие отношения между мужем и женой - вполне нормальные отношения - никто не знает : Не оттого ли все песни у нас о несчастной любви?

Но еще страшнее, когда СМИ являются источником распространения мыслей - вирусов - негативной информации, носящей характер ограничивающих убеждений, которые приводят человека в замешательство, конфликт и даже к смерти. Информационные вирусы в отличие от обычных убеждений преподносятся как неоспоримый факт и разрушают способность человека верить и надеяться, понимать и слышать других людей, принимать окружающий мир. "Россия - страна дураков", "все знают, что импорт лучше отечественного", "эта болезнь неизлечима", "сопротивляться бессмысленно, все равно выхода нет :", "я никому ничего не должен", "я всегда прав", - вот некоторые распространенные мысли-вирусы. Сами по-себе такие мысли не обладают какой-либо силой, но они "оживают", когда человек "впуская" их, принимает их за свои, и обосновывает ими свои действия. Тогда мысли- вирусы "оживают", и, вытесняя старый опыт, становятся для человека его "самоисполняющейся" реальностью. И тогда, того, "кто всегда прав" - поглотит череда конфликтов, а спор с ним будет носить параноидальный характер, тот, кто поверит, что болезнь неизлечима - умрет, а тот, для кого Россия - страна дураков, обречет себя на неудачи и хроническую депрессию.

Роберт Дилтс - мировой лидер в области теории и практике НЛП дает такое определение информационным вирусам: "Мысль - вирус - несовершенный обрывок программы системы - человек, его ограничивающее убеждение, которое существует в отрыве от опыта и когнитивных процессов (внутренние состояние, ценности, ожидания). Мысли - вирусы способны инфицировать мышление и нервную систему точно также как физические вирусы поражают организм и компьютерный вирус - компьютерную систему , приводя к замешательству и нарушению функций. Как программная база одного ПК или целой сети может быть нарушена одним вирусом, так и нервная система человека может быть инфицирована и разрушена мыслями- вирусами. Мысль- вирус невозможно убить, ее можно лишь распознать и нейтрализовать, отделив от остальной системы".

С этой точки зрения совсем небезобидной кажутся очень эмоциональные и агрессивные статьи в газетах. Так агрессивность опубликованной в одном из ростовских изданий статьи об Алексее Ситникове - известном российском специалисте по PR, вызвала удивление многих журналистов. На семинаре, проведенном в Ростове для студентов , Ситников сказал, что не любит журналистов, видимо считая что их в зале нет .( Для них была проведена прессконференция отдельно, тем не менее на семинар попало несколько журналистов, в том числе и автор этой статьи, который позже написал текст под названием "Мы будем двигаться в никуда, пока у нас не будет идеологии" ( Р.Б. № 2, 2003 г.).

Через несколько дней в одном из СМИ вышла статья, в которой Ситников был назван "Великий и ужасный": , а присутствующие студенты - щенками, с виляющими хвостиками. Высмеяны причем поименно были и коллеги - организаторы семинара - представители Издательского Дома "Коммерсантъ". (! ?) Несложно определить эффект такой статьи с точки зрения лингвистического анализа: слова "великий и ужасный" естественным образом ассоциируются со сказочным персонажем - волшебником "великим и ужасным волшебником Гудвином", который в конце сказки оказался простым обманщиком. "Разоблачив" в обмане и мошенничестве доктора психологических наук, профессора первой в России кафедры политического консалтинга в ГУ Высшей школы экономики и члена нескольких международных организаций по Public Relations, журналист отправил читателям информационное послание "Россия - страна дураков". С профессиональной же точки зрения эту статью нельзя было причислить ни к одному жанру, поскольку это был не текст, а проекция эмоционального восприятия индивидуума, работающего журналистом в форме монолога.

В связи с этим случаем, хотелось бы напомнить, что в учебнике социальной психологии, отрицание своей страны ее гражданами, принижение статуса государства значительным числом общества квалифицируется как массовый невроз. Что, собственно, мы и наблюдали в начале 90-х, когда политикам нужно было как в начале века "разрушить мир до основания, а затем:" : Какие цели преследовали журналист и издатель? Что с ними самими происходит? - Трудно сказать: Можно лишь только сделать анализ эффекту данной статьи.

Таким образом, сегодня, все кто работает со словом: и журналисты, и пиарщики, и рекламисты должны знать, что они работают на очень тонком инструменте - человеческой душе и используют очень сильное оружие - слово. Недаром говорят, что словом можно убить и воскресить. Поэтому вопрос о психологической безопасности читателя, экология общественного сознания -один из основных вопросов этики журналиста, и он не менее важен, чем вопрос о гарантиях свободы слова. Акцент работы журналистов должен быть смещен с грязных сенсаций в сторону свободы и достижений личности, от субъективных эмоциональных монологов, в сторону максимально объективного освещения событий с озвучиванием разных мнений. Идеология СМИ должна быть направлена на создание условий для формирования общества, состоящего из людей с критическим мышлением, которыми манипулировать если не невозможно, то будет очень и очень сложно.

P.S. Информационные вирусы окружают нас так же как и любая инфекция, но так же как и любая инфекция, они поражают не всех. Прививкой от них является критическое мышление - один из показателей эмоционального интеллекта (EQ). Контроль над эмоциями и анализ чувств, объективность и толерантность, гибкость и безоценочность восприятия - те качества души, которые человек может выработать и совершенствовать всю свою жизнь. Знания о способах убеждения, анализ ситуации, исследование мотивации и источника информации помогут защититься от возможного информационного насилия. Для читателей "Реального бизнеса" уже сам факт осознания определенных процессов, происходящих в информационном пространстве, является определенной защитой сознания. По словам Роберта Дилтса " иммунизация против мыслей-вирусов включает в себя прояснение, конгруэнтность и цельность системы убеждений человека по отношению к его психологической и духовной идентификации и миссии". А Алексей Ситников говорил, что человеком, который идет по пути расширения сознания, манипулировать невозможно.

Лариса Винникова, fiteco@aaanet.ru
журнал "Реальный бизнес"


Новости

  • Женщины выходят замуж, чтобы поправить свое психическое здоровье и свести мужа с ума

    Как выяснили лондонские исследователи, психическое здоровье женщин и мужчин по-разному изменяется после брака, сообщает BBC News. Женитьба делает мужскую психику более уязвимой, а женщины, наоборот, избавляются от нервных болезней, если таковые были у них до замужества.
    Как полагают эксперты, такие результаты, полученные в результате опроса более 4 тысяч человек, подтверждают старую истину: женщина ищет в браке защиты, а мужчина боится потерять свою свободу.
    При этом, мужчинами и женщинами с самой здоровой психикой оказались те, кто прожил в браке много лет и не разочаровался в нем. А, что касается женщин, то им для сохранения психического здоровья оказалось лучше всего вовсе не вступать в серьезные отношения.

    Mednovosti.Ru

  • Боязнь нового укорачивает жизнь

    Установлено, что животные, которые страдают неофобией - боязнью всего нового часто умирают в молодом возрасте. Это связано с тем, что при различных новых впечатлениях у них отмечается повышение выработки стрессовых гормонов, которые и укорачивают им жизнь. Кроме того, стресс вызывает у них смерть мозговых клеток и снижает плодовитость, сообщает www.rusmg.ru
    Крысы, страдающие неофобией, живут в среднем 599 дней, а их более демократичные собратья в среднем на 102 дня дольше. Влияние неофобии на продолжительность жизни человека находится в стадии изучения. Установлено, что в отличие от крыс, человек может самостоятельно избавиться от неофобии до достижения им зрелого возраста. В таком случае ожидаемая продолжительность жизни индивидуума значительно увеличивается.

    Likar.info

  • Болезни XXI века

    К 2020 г. психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, которые будут лидировать по количеству людских трудопотерь, связанных с этими заболеваниями
    Психические расстройства обгонят в этом плане сердечно-сосудистые заболевания, до сих пор традиционно лидирующие в структуре заболеваемости населения Земного шара. Об этом на пресс-конференции в понедельник сообщила академик РАМН, директор Государственного научного Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Татьяна Дмитриева, ссылаясь на прогнозы Всемирной Организации Здравоохранения.
    По ее словам, шизофрения займет в этом ряду пятое место. За 15 лет число больных шизофренией в мире увеличилось на 30% и сегодня составляет 45 млн. человек, или 0,8%. Каждый год на планете количество шизофреников увеличивается на 4,5 млн., сообщила Дмитриева.
    Число больных шизофренией в России превышает 500 тыс. человек, только в Москве их насчитывается 60 тыс. При этом 80% таких людей (300 тыс.) - инвалиды. "Это люди, болезнь которых сопровождается тяжелыми галлюцинациями и бредом", - отметила Дмитриева. Она сообщила, что в апреле будущего года одно из заседаний правительства планируется посвятить проблеме психического здоровья населения в нашей стране.
    "С развитием мировой цивилизации усиливаются стрессы на психику человека, и справляться с ними становится сложнее", - считает ученый-психиатр.
    Человеческий мозг не успевает за быстро изменяющимися технологиями - он развивается медленнее. К тому же во всем мире в последнее время увеличиваются риски чрезвычайных ситуаций, происходит старение человечества в целом, а в старости появление психических расстройств возможно в 5-7 раз чаще, чем в молодом возрасте, рассказала Дмитриева.
    В частности, в основе возникновения шизофрении ведущую роль занимает генетический фактор, но при отрицательных социальных условиях, стрессе риск появления этой болезни увеличивается, указала академик. Психиатры утверждают, что в городах число шизофреников больше, чем в деревнях и селах.
    Отсюда через менее чем 20 лет "прогнозируется рост любых психических расстройств, в том числе и шизофрении", пояснила Дмитриева. Сейчас ученые мира, в том числе в России, работают над биологическими способами предотвращения стресса. "Эти исследования позволяют закодировать психику человека и сделать ее стрессоустойчивой на целый год", - отметила Дмитриева.

    Pharmindex.ru


Библиотека

Книги Издательства <Питер> в Электронной библиотеке:

Глава из книги Психология: Учебник для вузов
Нравится вам это или нет, но вы являетесь человеком, ведущим переговоры. Переговоры - это факт нашей повседневной жизни. Вы обсуждаете с начальником свое повышение по службе или пытаетесь договориться с малознакомым вам человеком о цене на его дом. Два адвоката стараются решить спорное дело из-за автомобильной аварии. Группа нефтяных компаний планирует совместное предприятие по разведке морских месторождений нефти. Городской чиновник встречается с профсоюзными лидерами с целью предотвратить забастовку работников транзитных служб. Государственный секретарь Соединенных Штатов в поисках соглашения, ограничивающего ядерные вооружения, садится за стол переговоров со своим советским коллегой. Все это переговоры.
Каждый день все мы о чем-то договариваемся. Подобно мольеровскому господину Журдену, который пришел в восторг, узнав, что всю свою жизнь говорил прозой, люди ведут переговоры даже тогда, когда и не представляют себе, что они это делают. Кто-то обсуждает со своей супругой, куда пойти обедать, и со своим ребенком, когда гасить свет. Переговоры являются основным средством получить от других людей то, что вы хотите. Это челночная взаимосвязь, предназначенная для достижения соглашения, когда вы и другая сторона имеете какие-то совпадающие либо противоположные интересы.
В наше время все чаще приходится прибегать к переговорам: ведь конфликт является, образно говоря, развивающейся индустрией. Каждый человек хочет участвовать в принятии решений, которые его затрагивают; все меньше и меньше людей соглашаются с навязанными кем-то решениями. Люди с разными интересами используют переговоры с целью уладить свои разногласия. Будь то в деловой сфере, правительственных кругах или семье, люди достигают большинства решений путем переговоров. Даже когда они обращаются в суд, они почти всегда вырабатывают соглашение до слушания дела.
Хотя переговоры происходят каждый день, вести их как следует нелегко. Стандартная переговорная стратегия очень часто оставляет у людей чувство неудовлетворенности, изнурения или отчуждения, а нередко и всего вместе.
Л. Столяренко

Психология в ИД <Питер>

Новинки

Психология развития. 9-е изд.
Г. Крайг, Д. Бокум
тема: Общие вопросы психологии
Срок выхода: 29.12.03
Объем: 944 стр.
Переплет: твердая обложка
Цена: 413 руб.
[Заказать]

           Данное издание представляет собой одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его несомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех этапов человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, собственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важнейшая особенность данного учебника - целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью.
По широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации предлагаемое издание является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам, и научным сотрудникам.

Бестселлеры последней недели. Специальная психология:

  1. НЛП: современные психотехнологии
  2. Коучинг: руководство для тренера и менеджера автор(ы): С. Торп, Дж. Клиффорд
  3. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками автор(ы): М. Битянова
  4. Психология влияния. 4-е изд. автор(ы): Р. Чалдини
  5. НЛП: навыки эффективного лидерства автор(ы): Р. Дилтс
  6. Мотивация и мотивы автор(ы): Е. Ильин
  7. Алхимия успеха. Метод управления ситуациями автор(ы): А. Свет
  8. Моделирование с помощью НЛП автор(ы): Р. Дилтс
  9. Практика эффективного поведения автор(ы): И. Вагин, С. Мамонтов
  10. Тренинг интеллекта автор(ы): М. Микалко

Бестселлеры последней недели. Популярная психология:

  1. Скорочтение - шаманство над книгой
  2. Уроки психологической защиты. Не позволяйте собой манипулировать автор(ы): И. Вагин
  3. Делай так, как я хочу! Тренинг психоподавления автор(ы): И. Вагин
  4. Как стать успешной стервой, которой все завидуют автор(ы): Е. Кабанова
  5. Тайны почерка автор(ы): И. Щеголев
  6. Технология успеха. Курс начинающего волшебника автор(ы): В. Гурангов, В. Долохов
  7. Активные продажи. Как найти подход к клиенту автор(ы): Н. Рысев
  8. Поднимись над толпой! Тренинг лидерства автор(ы): И. Вагин, А. Глущай
  9. Умейте мыслить гениально автор(ы): И. Вагин
  10. Тактика ведения переговоров автор(ы): С. Мамонтов

Должен ли работодатель проводить превентивную психологическую реабилитацию увольняемых сотрудников?
да
нет
не знаю

результаты

Рассылки

Издательство "Питер" и Интернет-магазин - www.piter.com
    Компьютерная литература
    Экономическая литература
    Психологическая литература
    Юридическая литература
    Медицинская литература
    Оздоровительная литература

Журнал "Мир Internet" - www.iworld.ru
"Желтые страницы Internet" - yp.piter.com
"Психологические конкурсы от Псипортала"

Если вы хотите получать эти новости по e-mail, подписывайтесь на наши рассылки:

Эти и другие новости психологии и смежных наук Вы всегда найдете на страницах Псипортала.
http://psy.piter.com
новости | библиотека | форум | ресурсы | магазин | обратная связь
Приглашаем Вас за покупками!

Фирменные магазины Издательского дома "Питер":
Интернет: http://www.piter.com E-mail: postbook@piter.com

г. Санкт-Петербург (тел. (812) 327-93-37, 103-73-74)
  • Большой Сампсониевский пр., дом 29А, (11.00 до 19.00, выходной - воскресенье), тел.: (812) 103-73-88;
  • Пр. Обуховской Обороны, д. 105 (ДК им. Крупской); место 15, 16

    г. Москва (тел. (095) 334-86-90)
  • Ул. Бутлерова, д.17-Б, офис 207, 240
  • Люберецкая ярмарка. Люберцы, вход от железной дороги, торговое место справа

    г. Киев (тел. (044) 490-35-68, 490-35-69)
  • Рынок "Петровка". 15-й торговый контейнер; 3-й павильон, 28-е место.

    г. Харьков (тел. (0572) 23-75-63)
  • Рынок "Райский Уголок". 4-й ряд, 6-е место; 5-й ряд, 10-е место

    c 1997-2004 Издательский Дом "Питер"

  •    

    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу

    В избранное