Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Тренинг Миллионер" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Январь 2004 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Статистика
+50 за неделю
Псипортал. Столица сетевой психологии
Информационный Канал Subscribe.Ru |
|
Поздравляем с наступившим Новым Годом, Рождеством, надвигающимся Старым Новым годом и всеми
остальными приходящимися на этот период праздниками. И если вы уже сдостаточно отдохнули от
веселья, предлагаем углубиться в вопросы психологии. Сегодня поговорим о средствах массовой информации. Прессу не зря называют "четвёртой властью", и суть этого определения лежит отнюдь не в законодательном или исполнительном её предназначении. Власть над умами - вот то, что поныне делят между власть имущие в борьбе за расположение тех, кого в пресс-релизах скромно именуют - СМИ.
С наилучшими пожеланиями, Максим Реуцкий
Тема выпуска: Критическое мышление - прививка против социальных мифов и информационных вирусов или "обратная сторона свободы слова" "Нас удивляет реакция ростовских журналистов: детские праздники они рассматривают только с позиции рекламы или выискивают какие-то жареные факты. Так, например, после праздника "Башня Лего", одна из газет опубликовала заголовок: "Заместителю мэра дети проделали дырку в семейном бюджете". Сегодня на газетных площадях бульварной прессы появляются в основном негативные статьи,т.н. "жареные" факты. На мой взгляд, нужны позитивные новости, материалы:. Лучше бы журналисты побеседовали с детьми, расспросили известных людей города. К сожалению, мы не можем влиять на журналистов. Может когда-нибудь настанет время, когда такая политика СМИ изменится?" ( Из интервью с Ириной Троцан, коммерческим директором компании "Премьер". ) "Реальный Бизнес. ru" отвечает на заданный вопрос Ирине Троцан и в ее лице остальным читателям. поскольку считает, что бизнес среда - одна из движущих сил общества, от сознания и духовности которой зависит путь развития нашей страны, будущее наших детей и считаем это социальным заказом. Мы публикуем отрывок из доклада Ларисы Винниковой заместителя главного редактора журнала, члена Российской Ассоциации исследователей и преподавателей журналистики, посвященный законодательству СМИ. Доклад был подготовлен для международной конференции "Ломоносов 2003", прошедшей весной этого года в Москве под эгидой ЮНЕСКО. "..Сегодня в России нет единой государственной идеологии, - и это считается гарантией сохранения плюрализма политических мнений. Но существуют идеологические программы многочисленных политических партий, которые в большей части служат политическим амбиция либо отдельных личностей, либо олигархических структур и зачастую далеки от общечеловеческих ценностей. Происходит это потому, что партии в России формируются не из потребностей больших слоев населения, как это происходит в развитых демократических странах, а организовываются специалистами под заказ - под конкретного лидера. И лишь потом под них вычисляется электорат и средствами пиара формируется их общественное мнение. Инструментами такой политики являются рекламные и ПР- компании, СМИ.. Однако социология и социальная психология, говорят о том, что в обществе должны быть диссиденты - та часть интеллигенции, которая, сохраняя этические, исторические и национальные ценности противостоит навязанной сверху идеологии управленцев ( неважно кто это: политические институты власти или крупный капитал). Если же в обществе такие диссиденты исчезают, а интеллигенция выступают в роли проводника чьих-то авторитарных интересов, считается, что это общество обречено на нравственную деградацию. Это опасно как в тоталитарном государстве , так и в обществе, где бизнес сливается с властью. Поэтому свобода слова неслучайно считается гарантией сохранения демократии. Но, говоря о правах СМИ на свободу слова, мы, к сожалению, зачастую забываем об ответственности за то влияние, которое оказывает слово журналиста на общественное сознание. Как известно, свобода без ответственности порождает хаос. По большому счету именно это сегодня и наблюдается на нашем рынке. Добиваясь гарантии свободы слова, далеко не всех журналистов волнует экология общественного сознания, психологическая безопасность читателей и телезрителей. Общеизвестно, что с одной стороны СМИ отображают окружающий мир, но с другой именно журналисты, пропуская события через свое субъективное восприятие и в соответствие со своими убеждениями, либо исполняя политический заказ, создают мир, который может не совпадать с реальным. В итоге читатель, телезритель, с течением времени вживаясь в сконструированное СМИ информационное пространство, постепенно перестает различать его от реального мира. Чем подробнее и убедительнее описывает картину мастер слова, тем сильнее читатель или зритель представляет ее, проживает чужую ситуацию на уровне эмоций, бессознательно идентифицируя себя с событиями или героями. При этом переживание может усиливаться воспоминаниями личного опыта. Управление таким процессом дает возможность менять убеждения людей и даже ценности, прогнозировать их поступки, и в конечном счете управлять поведением больших групп людей- т.е. обществом. Наиболее управляем в чужих интересах человек становится тогда, когда он длительно время погружен в негативную информацию, которая в итоге создает у него ощущение нестабильности. На этом методе "информационно-коммуникативного марафона", суть которого в умножении большого потока информации на длительное время, основаны информационные войны, зомбирование сектантов и "изготовление" террористов - биороботов. Так формируются новые социальные мифы, навязываются стереотипы. И это не сказки, а наша реальность. Достаточно вспомнить историю - массовую приверженность революции, Сталину миллионов людей. Поэтому войну за телеканалы российский рынок СМИ пережил неслучайно. -ТВ - самый мощный инструмент манипуляций над сознанием, оно обладает самой высокой убеждающей способностью поскольку в нем задействованы звуковые, анимационные, визуальные эффекты. Для наглядности сказанного рассмотрим случаи из практики. В течение десяти лет наших зрителей "кормят" мыльными операми, герои которых инфантильны до такой степени, что не могут сделать выбор практически во всех жизненных ситуациях? Какой получится избиратель из такого зрителя? Пойдет ли он вообще туда? Несложно догадаться на электорат какой партии расчитаны такие программы. Другой вариант: в то время, когда в стране зарождается олигархический капитализм, на телеэкране зритель видит саги о российских бандитах? Чем ближе к выборам, тем больше таких фильмов. Кого, в итоге, будем выбирать? - Конечно, тех, кто обладает полномочиями защитить нас от бандитов ... с телеэкрана. Региональные примеры. В канун выборов тиражная городская ростовская газета из номера в номер в рубрике "политклуб" транслировала одну и ту же мысль: нужно голосовать за депутатов - руководителей бизнеса, дружественных с властями. По мнению газеты "хороший депутат это не тот, который спорит с властью, а тот, который вместе с ней созидает новую жизнь". Другая фраза: "В этом году электорат стал активнее и мудрее, поскольку он выбирает крепких хозяйственников, которые вместе с властью строят новую жизнь". Согласно этой железной логике тот, кто выберет опозиционного власти кандидата, - не попадет в большинство, которые охарактеризовано как "активная и мудрая" часть населения. Таким образом, читатель невольно поставлен в позицию выбора: один или со всеми, мудрый он или дурак. Те, кто вырос в условиях совдеповского коллективизма, вряд ли будут себя противопоставлять положительному большинству. Так на уровне подсознания навязывается программа поведения на выборах . По своему определению - СМИ являются средством передачи информации об объективной реальности обществу. СМИ призваны создавать условия, информационную среду в которых человек осуществляет свой свободный выбор. В процессе выбора человек идентифицирует себя и определяет свое место в жизни. Таким образом, он растет как личность и самосовершенствуется. Так СМИ принимает участие в процессе формирования общественного сознания. И в этом их социальная функция. Но чем больше журналист навязывает свое личное мнение или искажает информацию, акцентируя внимание на одном факте и игнорируя другой, тем больше он манипулирует сознанием читателей, зрителей, тем меньше он дает ему шансов сделать свой свободный выбор. Не лучше ситуация складывается, когда газеты смакуют тему насилия. Хотя американскими психологами давно установлено, что подобные публикации в СМИ ведут к росту преступлений вследствие идентификации читателей с героями подобных журналистских очерков, тем не менее, журналисты "смакуют" подробности деяний садистов и извращенцев, как правило, на первой полосе. Так, одна из ростовских газет подробно описывала мысли мужа, который нанес ножевые ранения своей жене - матери восьмерых детей из-за того, что она решили уйти к другому. После чего супруги все-таки помирились (?). Любой психолог скажет, что у описываемой журналистом пары есть психологические проблемы, и именно поэтому такой рассказ нуждается в комментарии психолога. Но такой практики у нас нет, потому что тогда не будет эффекта сенсации. И сколько человек после этой публикации усвоят на уровне подсознания, что садомазохисткие отношения между мужем и женой - вполне нормальные отношения - никто не знает : Не оттого ли все песни у нас о несчастной любви? Но еще страшнее, когда СМИ являются источником распространения мыслей - вирусов - негативной информации, носящей характер ограничивающих убеждений, которые приводят человека в замешательство, конфликт и даже к смерти. Информационные вирусы в отличие от обычных убеждений преподносятся как неоспоримый факт и разрушают способность человека верить и надеяться, понимать и слышать других людей, принимать окружающий мир. "Россия - страна дураков", "все знают, что импорт лучше отечественного", "эта болезнь неизлечима", "сопротивляться бессмысленно, все равно выхода нет :", "я никому ничего не должен", "я всегда прав", - вот некоторые распространенные мысли-вирусы. Сами по-себе такие мысли не обладают какой-либо силой, но они "оживают", когда человек "впуская" их, принимает их за свои, и обосновывает ими свои действия. Тогда мысли- вирусы "оживают", и, вытесняя старый опыт, становятся для человека его "самоисполняющейся" реальностью. И тогда, того, "кто всегда прав" - поглотит череда конфликтов, а спор с ним будет носить параноидальный характер, тот, кто поверит, что болезнь неизлечима - умрет, а тот, для кого Россия - страна дураков, обречет себя на неудачи и хроническую депрессию. Роберт Дилтс - мировой лидер в области теории и практике НЛП дает такое определение информационным вирусам: "Мысль - вирус - несовершенный обрывок программы системы - человек, его ограничивающее убеждение, которое существует в отрыве от опыта и когнитивных процессов (внутренние состояние, ценности, ожидания). Мысли - вирусы способны инфицировать мышление и нервную систему точно также как физические вирусы поражают организм и компьютерный вирус - компьютерную систему , приводя к замешательству и нарушению функций. Как программная база одного ПК или целой сети может быть нарушена одним вирусом, так и нервная система человека может быть инфицирована и разрушена мыслями- вирусами. Мысль- вирус невозможно убить, ее можно лишь распознать и нейтрализовать, отделив от остальной системы". С этой точки зрения совсем небезобидной кажутся очень эмоциональные и агрессивные статьи в газетах. Так агрессивность опубликованной в одном из ростовских изданий статьи об Алексее Ситникове - известном российском специалисте по PR, вызвала удивление многих журналистов. На семинаре, проведенном в Ростове для студентов , Ситников сказал, что не любит журналистов, видимо считая что их в зале нет .( Для них была проведена прессконференция отдельно, тем не менее на семинар попало несколько журналистов, в том числе и автор этой статьи, который позже написал текст под названием "Мы будем двигаться в никуда, пока у нас не будет идеологии" ( Р.Б. № 2, 2003 г.). Через несколько дней в одном из СМИ вышла статья, в которой Ситников был назван "Великий и ужасный": , а присутствующие студенты - щенками, с виляющими хвостиками. Высмеяны причем поименно были и коллеги - организаторы семинара - представители Издательского Дома "Коммерсантъ". (! ?) Несложно определить эффект такой статьи с точки зрения лингвистического анализа: слова "великий и ужасный" естественным образом ассоциируются со сказочным персонажем - волшебником "великим и ужасным волшебником Гудвином", который в конце сказки оказался простым обманщиком. "Разоблачив" в обмане и мошенничестве доктора психологических наук, профессора первой в России кафедры политического консалтинга в ГУ Высшей школы экономики и члена нескольких международных организаций по Public Relations, журналист отправил читателям информационное послание "Россия - страна дураков". С профессиональной же точки зрения эту статью нельзя было причислить ни к одному жанру, поскольку это был не текст, а проекция эмоционального восприятия индивидуума, работающего журналистом в форме монолога. В связи с этим случаем, хотелось бы напомнить, что в учебнике социальной психологии, отрицание своей страны ее гражданами, принижение статуса государства значительным числом общества квалифицируется как массовый невроз. Что, собственно, мы и наблюдали в начале 90-х, когда политикам нужно было как в начале века "разрушить мир до основания, а затем:" : Какие цели преследовали журналист и издатель? Что с ними самими происходит? - Трудно сказать: Можно лишь только сделать анализ эффекту данной статьи. Таким образом, сегодня, все кто работает со словом: и журналисты, и пиарщики, и рекламисты должны знать, что они работают на очень тонком инструменте - человеческой душе и используют очень сильное оружие - слово. Недаром говорят, что словом можно убить и воскресить. Поэтому вопрос о психологической безопасности читателя, экология общественного сознания -один из основных вопросов этики журналиста, и он не менее важен, чем вопрос о гарантиях свободы слова. Акцент работы журналистов должен быть смещен с грязных сенсаций в сторону свободы и достижений личности, от субъективных эмоциональных монологов, в сторону максимально объективного освещения событий с озвучиванием разных мнений. Идеология СМИ должна быть направлена на создание условий для формирования общества, состоящего из людей с критическим мышлением, которыми манипулировать если не невозможно, то будет очень и очень сложно. P.S. Информационные вирусы окружают нас так же как и любая инфекция, но так же как и любая инфекция, они поражают не всех. Прививкой от них является критическое мышление - один из показателей эмоционального интеллекта (EQ). Контроль над эмоциями и анализ чувств, объективность и толерантность, гибкость и безоценочность восприятия - те качества души, которые человек может выработать и совершенствовать всю свою жизнь. Знания о способах убеждения, анализ ситуации, исследование мотивации и источника информации помогут защититься от возможного информационного насилия. Для читателей "Реального бизнеса" уже сам факт осознания определенных процессов, происходящих в информационном пространстве, является определенной защитой сознания. По словам Роберта Дилтса " иммунизация против мыслей-вирусов включает в себя прояснение, конгруэнтность и цельность системы убеждений человека по отношению к его психологической и духовной идентификации и миссии". А Алексей Ситников говорил, что человеком, который идет по пути расширения сознания, манипулировать невозможно.
Лариса Винникова, fiteco@aaanet.ru Новости
Библиотека Книги Издательства <Питер> в Электронной библиотеке:
Психология в ИД <Питер> Новинки
|
Рассылки
http://psy.piter.com
новости | библиотека | форум | ресурсы | магазин | обратная связь |
Фирменные магазины Издательского дома "Питер": Интернет: http://www.piter.com E-mail: postbook@piter.com г. Санкт-Петербург (тел. (812) 327-93-37, 103-73-74) г. Москва (тел. (095) 334-86-90) г. Киев (тел. (044) 490-35-68, 490-35-69) г. Харьков (тел. (0572) 23-75-63) |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||