Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Так в каком же мире мы живем?

  Все выпуски  

Так в каком же мире мы живем?


Служба Рассылок Городского Кота
Так в каком же мире мы живем?
Закономерности и ступени развития человеческого общества
Выпуск 5
7 августа 2000
Архив рассылки
URL проекта http://www.rabcor.narod.ru e-mail rabcor@kolomna.ru Количество подписчиков: 560
 
Уважаемые читатели! Если вы только что открыли нашу рассылку, то знайте, что в первых ее частях речь шла о сущности коммунизма как науки, и о причинах кризиса реального социализма в СССР и других странах. Дан краткий ответ на некоторые трудные вопросы развития современного мира. Советуем вам прочитать первые наши рассылки для понимания поднимаемых здесь вопросов.

М.Коломчанин.

 

Закономерности и ступени развития человеческого общества
(Эпоха отчуждения или царство естественной необходимости")

В преддверии теории

Общество есть часть природы, вид движущейся материи и в силу этого ее развитие подчинено внутренним закономерностям. Каковы они?.

Надо отбросить религиозные мифы (примечание 1 читай ниже) и понять человека, человеческое общество как часть природы, на которую распространяются законы природы. Далее нужно понять и то, что в живой природе закономерности проявляют себя иначе, чем в мире минералов, а в обществе законы природы действуют тоже своеобразно.

В жизни общества закономерности проявляются только через деятельность людей, ставящих перед собой сознательные цели, то есть чрезвычайно противоречиво, в конце концов, а не напрямую, как в мертвой природе: подмыло камень на склоне покатился вниз; или как в живой: родился котенок вырастет кошка. Человеком мало родиться, им еще надо стать. (см. выше).

И еще надо учесть и никогда не забывать, что закономерности в жизни общества осуществляются не жестко, не однообразно точно, а как тенденции, как возможность именно такого, а не иного, развития.

В полемике с Михайловским в начале века В.И. Ленин напомнил ему азбучную истину марксизма: законы общественного развития при капитализме осуществляются через свое неосуществление. То есть, теоретически, у людей всегда есть выбор: они могут или подчиниться тенденции неблагоприятного развития, или противиться ей. В этом случае можно или смягчить последствия неблагоприятного развития, или направить его по другому, более благоприятному направлению.

Например, народ России сегодня фактически помогает либералам превращать Россию в сырьевой придаток Запада, в территорию с вымирающим населением. Осуществляется закономерность, в силу которой наиболее могучие государства с эксплуататорским строем подчиняют себе весь остальной мир для удовлетворения своих эгоистических интересов. Но стоит большинству трудящихся России осознать свои национальные интересы и объединиться для борьбы, организоваться политически, как неблагоприятная тенденция развития будет остановлена, а затем и устранена и заменится другой закономерностью: начнется ускоренное возрождение и развитие национальной экономики и культуры.

Другой пример: недавно на страницах Парламентской газеты академик Е.М.Примаков высказался в адрес КПРФ в том смысле, что ей нужно отказаться от некоторых догм марксизма , которые де не подтвердились . В частности, от утверждения, что при капитализме действует закон абсолютного обнищания пролетариата. Где, мол, вы его видели на Западе?
- Вот именно! Да у них социализма больше, чем было в СССР!
- За счет других. Так сказать, паразитический социализм! , вроде немецкого национал-социализма, то есть фашизма. Но, в отличие от него, - в оболочке демократии и борьбы за гражданские права. На самом деле никакого социализма не было в Германии Гитлера, нет и в Швеции и других странах золотого миллиарда . Есть социальная политика финансовой элиты, владеющей всеми рычагами власти, направленная на преодоление неразрешимых противоречий капитализма в границах своего мира с помощью сверхэксплуатации всего остального мира и для противодействия миру социализма.

Что касается закона абсолютного обнищания капитала , то Маркс никогда такого закона не формулировал. Это старый спор, начатый еще Бернштейном в конце 19-го века и тогда же разрешенный марксистами, в пользу Маркса, разумеется. Евгений Максимович или не знает об этом, или лукавит, и ни то, ни другое его не красит. Во-первых, в развивающемся мире и в демократической России тенденция абсолютного и относительного обнищания пролетариата действует с жестокой непреложностью. А во вторых, давайте представим, что в развитых странах Запада рабочий класс, вдруг, распустил профсоюзы и перестал отстаивать свои права! Что произойдет? Немедленно будет развернуто фронтальное наступление на права рабочих: прежде всего начнется снижение оплаты труда до уровня рыночной стоимости в условиях безработицы и удлинение рабочего дня и рабочей недели. То есть начнется абсолютное и усилится относительное обнищание рабочего класса ухудшение материальных условий его жизни. Наступление такого рода уже ведется, и рабочим приходится отстаивать свой жизненный уровень с помощью организованной классовой борьбы.

От того, что многие люди не хотят признавать закономерности, открытые К.Марксом, эти закономерности не перестают существовать и пробивать себе дорогу. Но их познание трудящимися может пойти им на пользу, если они сознательны, активны и организованы.

Идеи коммунистического переустройства общества на основе уничтожения частной собственности высказывались задолго до рождения К.Маркса. Заслуга последнего заключается в том, что он превратил коммунизм из утопии в науку. Ни Маркс, ни Ленин неповинны в том, что их сторонники и последователи не понимают их так глубоко, как это необходимо. И кто не хочет относиться к теории К. Маркса, как к науке, тот никогда его взглядов не поймет и ничего путного для выхода из нынешнего системного кризиса России не предложит.

Примечание 1.
Для верующих или людей, отрицающих материализм приведенное выше утверждение неприемлемо. Верующие убеждены, что миром правит Бог, и без его воли ни единый волос не упадет с головы человека. Нематериалисты (идеалисты) считают, что миром правит разум: сначала люди додумываются до чего-либо, а затем приводят возникшую идею в исполнение. Дух, разум, с их точки зрения, творит мир, а материя есть косный материал для творческого духа. Третьи убеждены, что народ пассивная масса, а правит миром воля вождей, вожаков. Куда они ведут, туда народ и следует. Четвертые сомневаются в существовании вообще каких бы то ни было закономерностей: все, что совершается, совершается случайно, хаотично, непредсказуемо.
Мы твердо стоим на позициях диалектического материализма.
Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях В.И.Ленин. Проще говоря, все, что существует реально, на самом деле, а не является плодом нашего восприятия, вымысла или заблуждений, объединяется понятием материя . Материя не возникает из ничего и не исчезает, а лишь меняет свой облик, то есть течет , непрерывно изменяется по определенным, внутренне присущим материи законам ее существования.
Дух, сознание свойство нашего мозга (материальный объект!) отражать реальный мир в духовных образах ощущениях, представлениях, понятиях, картинах, фантазиях и т.п. Еще точнее, мышление есть свойство такого вида материи, как человеческое общество. Это уточнение немаловажно, поскольку ребенок, обладающий великолепным мозгом, но воспитанный вне общества, человеком не становится и мышлением не обладает. Мыслит человек лишь постольку, поскольку он является членом общества. И всей наличной суммой знаний в полном объеме не обладает ни один человек, а только общество в целом.
Первичность материи означает только то, что именно живая материя является носителем сознания, а не наоборот. Вопрос о том, что возникло раньше, что позже не имеет смысла, поскольку материя существует вечно, а следовательно, и разум дух, сознание существуют вечно! Другое дело, малая часть вселенной - наша метагалактика. В ее границах можно ставить вопрос о том, что появилось раньше. Раньше несомненно, возникла сама метагалактика, то есть материальный объект. Но она же не может быть единственной в метапространстве вечного существования материи!

В следующей рассылке мы изложим взгляды Маркса на ступени развития человеческого общества.

М.Коломчанин.

А теперь приводим ответы на ваши вопросы.

Первое впечатление от полученных вопросов и возражений: авторы лишь бегло просмотрели рассылку, не вдумываясь в прочитанное. Поэтому хочу дать читателям, в первую очередь молодым, необходимый совет: не читать с экрана, а распечатывать, а затем читать медленно и с карандашом в руках, стараясь добраться до сути.

Далее: в начале рассылки я предупреждал, что невозможно понять настоящее с позиций прошлого. Для глубокого проникновения в суть событий необходимо знание будущего. В данном случае на 70-летие Советской власти и десятилетие реставрации капитализма нужно взглянуть из коммунистического будущего, для чего надо обладать знанием коммунизма, выработать научное понятие коммунизма.

Нормальный путь познания проходит три этапа:

- сначала обнаруживается явление;
- затем возникает образ слово, название, знак;
-
и только после этого в результате напряженной познавательной деятельности появляется понятие.

Эта работа давно проделана Марксом и Энгельсом, В.Лениным. Чтобы не ломиться в открытые ворота, прочитайте самым внимательным образом критически! - Экономико-философские рукописи 1844 г. К.Маркса, 1-ю главу Немецкой идеологии Маркса и Энгельса, Коммунистический манифест , Принципы коммунизма Энгельса; Ленина Грозящая катастрофа и как с ней бороться ; О мелкобуржуазности и левом ребячестве ; О продовольственном налоге , О кооперации и О нашей революции .

Если вы сумеете при чтении этих работ отрешиться от предрассудков и корыстных классовых интересов и займете позицию исследователя, пытающегося понять заинтересовавшее его явление и с этой целью изучающего первоисточники, если окажетесь достаточно подготовленными, чтобы понять их материалистическую диалектику, то в результате выработаете для себя научное понятие коммунизма. И тогда все бесчисленные факты нашей истории, которые злонамеренно используются антикоммунистами для того, чтобы сбить людей с толку, предстанут перед вами в истинном свете: эти факты - те бесчисленные противоречия и зигзаги развития, через которые пробивает себе дорогу закономерность движения общества к коммунизму.

Еще раз: речь идет о тенденциях, о закономерностях, пробивающих себе дорогу через тысячи противоречий и случайностей, а вы своими вопросами и возражениями пытаетесь на первый план вытащить именно случайности!

Теория основывается на изучении всех значимых фактов в их внутренней взаимосвязи. И хорошо обоснованную теорию невозможно опровергнуть с помощью отдельных фактов, вырванных из контекста истории, да еще рассмотренных с позиций морали классов, сходящих со сцены (как поступают и некоторые читатели нашей рассылки, которые просто ругаются в наш адрес и обличают. Просим их не беспокоиться: рассылка делается не для них, а для тех, кто действительно и честно хочет понять - разобраться).

Краткий комментарий к заданным вопросам

Предсказывал ли кто-нибудь возможность того, что случилось в СССР в 30-е годы?

Многие предсказывали с поразительной для недиалектичного ума точностью: Вебер, Плеханов, Мартов, Троцкий ( Преданная революция ) и т.п. И много раз неизбежность утраты советской власти при определенных условиях предсказывал сам Ленин! Однако его предостережения были, к несчастью, забыты. Вернее, ими пренебрегли.

То что предсказывалось и случилось - было одной из возможностей развития СССР, но только одной!

Теперь несколько замечаний по конкретным рассуждениям наших читателей.

Владимир Губченко пишет: На каждой, по своему неплохой идее (коммунистической ли, христианской, исламе и т.п. предпримчивые людишки строят то, что в современной России называется пирамидой И еще он пишет, что последователей, родивших великую идею, как правило не интересует сама идея, а интересует власть и богатство.

Вы, уважаемый Владимир, не учитываете несколько обстоятельств.

  1. Чтобы на любой идее можно было построить жульническую пирамиду, необходимо, чтобы она уже победила и ее адепты взяли власть: сами или через действующих правителей, решивших опереться на эту идею (как это было с христианством в древнем Риме или с православием на Руси).
  2. Что идея рождается не в голове одиночек, как бы гениальны они не были, а носится в воздухе в силу назревших потребностей общества на определенной ступени его развития. Гений лишь доводит идею, так сказать, до блеска . А раз так, то и последователям гения идея так же важна, как и основоположникам, они часто бывают фанатически преданы идее, но в любой революции (а установление православия на Руси и ислама в Аравии тоже революции) действуют разные классы. Плоды победы достаются новому классу эксплуататоров, что трудящиеся не могут не ощущать как предательство и обман. Тем не менее, овладевшая массами великая идея продвигает общество на более высокую ступень.
  3. Что касается идеи коммунизма, то не она обнаружила свою несостоятельность. Это просто невозможно, поскольку коммунизм воплощает один из двух общественных идеалов, уже тысячи лет движущих развитие общества в борьбе друг с другом: общественный идеал элитарной свободы и идеал социальной справедливости и равенства. Но практика перехода от капитализма к социализму в СССР оказалась несостоятельной, лишь начиная с середины 50-х годов. Это немедленно привело к процессу загнивания советского общества. Но поскольку общественный идеал социальной справедливости и равенства не может исчезнуть, то неизбежен новый этап строительства коммунизма, учитывающий допущенные ошибки. И он начался в Китае, Вьетнаме, на Кубе, даже в КНДР.

Будет новая попытка войти в коммунистический тип развития и в России, в СНГ и европейских странах, как только массы придут в движение. К этому моменту необходимо внести полную ясность в теорию коммунизма, которая в СССР была в полном забвении: изучением коммунизма и закономерностей движения по коммунистическому пути никто не занимался. Вернее, те, кто занимался, имели печальную судьбу, поскольку их рассматривали как коммунистических еретиков. Одним из таких еретиков был Александр Александрович Фетисов. Я считаю не только справедливым, но и совершенно необходимым сделать частью рассылки некоторые его работы. В них вы найдете более ясные ответы на многие, мучащие совестливых и думающих людей вопросы.

Дмитрий Валиков категорически не согласен с оправданием политики Советской власти во время гражданской войны по отношению к российской буржуазии.

Война, уважаемый Дмитрий, и есть самое жестокое насилие, которое в первую очередь бьет по самым незащищенным. Но нельзя ставить в один ряд грабителей и тех, кого они грабят, кто решил от насильников и бандитов избавиться любой ценой. Басаев грабитель и насильник, бандит. Его нельзя оправдать. Но вот взять в заложники его родных и близких было бы вполне справедливо и уместно.

Вообще, Дмитрий Валиков демонстрирует полную растерянность перед сложностью жизни, что и сам признает ( Я не знаю, на чьей я стороне ) я говорю о том, что в СССР не было детей, не посещающих школу, а он мне о процентомании. В огороде бузина! Что, отсутствие процентомании (вы уверены, что ее сегодня так уж и нет?) в российской школе оправдывает страшный факт начавшегося перехода России ко всеобщей неграмотности и дебилизации детей?

Насчет эксплуатации в СССР.
Снова смещение понятий! Эксплуатация это присвоение неоплаченного труда владельцами средств производства. В СССР владельцем средств производства было государство. Да, оно получало прибавочную стоимость, поэтому заработная плата была невысокой. Но тратилась эта прибыль на оборону, развитие производительных сил страны, государственное управление (очень дешевое по сравнению с нынешним и мировыми стандартами!) и на общественные фонды потребления, которые обеспечивали всем уверенность в завтрашнем дне. Скучно в очередной раз перечислять утраченные по простоте, что хуже воровства, социальные права трудящихся!

Наконец, о Павлике Морозове.
Его убили дважды: один раз родственники вместе с маленьким братом (!), второй нынешние демократы . Он никого не предавал, никому не мстил, а просто отстаивал свои убеждения, на что способен далеко не каждый взрослый!

В том, что пишут и говорят о советском прошлом, вранья не меньше 90%! Будьте бдительны. И советую: читайте Правду , Советскую Россию и журнал Диалог . Только там вы найдете правду с минимальным процентом искажений, да и то не злонамеренных.

О НЭПе (спрашивает Алексей Крохин).
НЭП действительно можно расшифровать так: нормальная экономическая политика . Но именно возврат к экономике и является отступлением от социализма, как он мыслился в 1917 1920 годах. Переход к социализму предполагался с помощью революционных, политических методов, отрицающих экономику, т.е. товарное производство. Но пришлось отступить в интересах среднего крестьянства, не желавшего строить социализм. И в силу того, что европейская пролетарская революция не состоялась, и Россия осталась одна во враждебном окружении.

Только что прочитал присланную мне язвительную реплику:
Но вот вам вопрос поинтереснее. Что вы изменили в своей теории или тактике, что позволит добиться цели коммунизма на этот раз?
Вот представьте, что вы опять удачно совершили революцию. Представили? А теперь скажите, что вы будете делать иначе чем ваши предшевственники? Что не приведет к появлению очередного Сталина и Горбачева?
И вообще, есть у Вас ответы на эти вопросы? Только честно.
Я подозреваю что не дождусь от Вас ответа, ни через рассылку, ни через адресную почту. И Вы знаете, это будет проявлением не моей глупости, это будет проявлением безперспективности Вашей борьбы.
Андрей Хубутия - коммунист американской закваски :-)
Координатор программы "Институт будущего" в Рязани."

(орфография автора)

Уважаемый А.Х.! Напрасно вы так самоуверены. Вы лучше дочитайте рассылку до конца и, возможно, получите (если захотите!) ответы на свои вопросы. Во всяком случае, она именно для того и затеяна, чтобы помочь читателям получить ответы на заданные вами вопросы.

М. Коломчанин.

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное