Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Так в каком же мире мы живем?
Так в каком же
мире мы живем? Закономерности и ступени развития человеческого общества |
Выпуск 6 16 августа 2000 Архив рассылки |
||
URL проекта http://www.rabcor.narod.ru | e-mail rabcor@kolomna.ru | Количество подписчиков: 560 |
Уважаемые
читатели! Если вы только что
открыли нашу рассылку, то
знайте, что в первых ее частях
речь шла о сущности коммунизма
как науки, и о причинах кризиса
реального социализма в СССР
и других странах. Дан краткий
ответ на некоторые трудные
вопросы развития современного
мира. Советуем вам прочитать
первые наши рассылки для
понимания поднимаемых здесь
вопросов. М.Коломчанин. |
Закономерности
и ступени развития
человеческого общества Введение в теорию К.Маркс начал свой путь теоретика коммунизма и революционера с попытки опровергнуть коммунизм теоретически. Тогда, в 1842 году, он был буржуазным радикальным демократом, убежденным сторонником частной собственности как фундамента личной свободы. Но попытка опровергнуть идею коммунизма с помощью научного анализа сущности частной собственности и ее утверждения привел К.Маркса к тому, что он стал самым страшным врагом в истории врагом частной собственности и первым настоящим коммунистом. Исследуя происхождение частной собственности, К.Маркс научно установил, что она имеет и свою историю, и свою структуру, а не с неба свалилась в готовом виде как нечто вечное и неизменное. (Так изображают частную собственность до сих пор ее пылкие сторонники). Частная собственность, как установил К.Маркс, есть следствие процесса самоотчуждения человека от результатов своего труда в ходе развивающегося общественного разделения труда. Самоотчуждение - этопроцесс превращения универсально действующего и свободного от контроля со стороны индивидуума, каковым человек был, когда только что начал выходить из природы, все более одностороннее, во все более несвободное существо. Здесь мы обязаны попытаться внести ясность в понятие исторический материализм - в сущность формационного подхода к теории развития общества. Маркс, разделил всю историю развития общества на три периода, два из которых в его время человечеству только еще предстояли. Огромная по протяженности эпоха от возникновения общества до победы социалистической революции была названа им царством естественной необходимости (а так же эпохой самоотчуждения и предысторией человечества). В это период развитие общества происходит стихийно, как естественно-природный процесс. То есть его развитие, хотя и осуществляется в результате деятельности людей, которые ставят перед собой сознательные цели, но до поры, до времени (до революции) не зависит от их воли и сознания. Если бы было иначе, то развитие стало бы невозможным, так как ни один господствующий эксплуататорский класс добровольно от своего господства не отказывается. Поэтому развитие шло и все еще идет через революционные взрывы доведенных до отчаяния угнетенных масс, когда они пробуждаются к более или менее сознательному историческому творчеству. Коммунизм, по Марксу, есть переходный период из царства естественной необходимости в третью предсказанную Марксом эпоху в царство свободы . Коммунизм назван Марксом царством осознанной необходимости именно потому, что общество на этом этапе осознает необходимость противопоставить стихии - планомерность, управляемость. Осознает необходимость уничтожения всех форм частной собственности и, уничтожая ее, шаг за шагом овладевает условиями своего существования. И не стоит ссылаться на печальный пример СССР, в котором КПСС так и не сумело ввести развитие общества в исторические рамки социализма (коммунизма), задержав его на ступени социализма в известном смысле (В.И.Ленин.) Эта ступень социализм в известном смысле - не была предусмотрена теорией. Но и победа социалистической революции в одной, да при том сравнительно отсталой стране, также не была предусмотрена никакой теорией! В.И.Ленин неоднократно напоминал, что осенью 1917 года у русских революционных марксистов была уверенность, что Россия лишь начинает революцию, которая обязательно примет европейский характер. И переход к социализму в России мыслился тогда только под руководством и при поддержке передового пролетариата Запада. Если бы нам сказали, - говорил Ленин в 1922 году, - что мы будем три года воевать, победим и останемся одни, мы бы не поверили . Но история распорядилась именно таким образом, что как раз в самых высокоразвитых странах капитализма капитал устоял, и революционный пролетариат России остался в одиночестве в отсталой стране, в которой абсолютное большинство населения среднее крестьянство не было социалистическим классом и не хотело строить социализм. Россия была мелкобуржуазной страной, в которой по верному выражению Г.Плеханова, еще не была смолота мука, из которой можно было бы испечь пирог социализма. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда практика поправляет и уточняет теорию. Но разве марксизм догма, а не руководство к действию? Разве вся его суть не сводится к знанию только направления развития, без знания деталей будущего, к анализу конкретной ситуации? Когда стало ясно, что революция в Европе не состоялась, партия во главе с Лениным и по его инициативе дала команду на временное отступление. НЭП был уступкой крестьянству. От политических (революционных) методов перехода к социализму Ленин предложил перейти к управляемой ускоренной эволюции в условиях многоукладной экономики при диктатуре пролетариата. Это и было начало непредусмотренного теорией первого переходного периода, о котором Ленин сказал, что его можно назвать социализмом в известном смысле . А в другом выступлении пояснил, что это юридическая возможность для пролетариата направлять и ускорять развитие в направлении к социализму. Причем Ленин понимал под социализмом то же самое, что и К.Маркс: совершенно новый тип общественного развития, которое займет относительно длительный период и пройдет через многие ступени. Назначение первого переходного периода Ленин видел в том, что победивший пролетариат в ускоренном темпе должен будет создать необходимые условия цивилизованности , которые позволят войти в дверь социализма . Можно сказать, что руководство Партии после смерти Ленина в 1924 году и Дзержинского в 1926 году, который показал себя блестящим экономистом на посту председателя ВСНХ, не справилось с управлением экономикой и предпочло вернуться в 1929 году к политическим (то есть революционным вместо эволюционных) методам строительства социализма. НЭП был свернут, среднее крестьянство принудили стать классом социалистическим, было введено директивное планирование . Так или иначе, ценой огромных потерь и с учетом войны и восстановительного периода, к середине 50-х годов первый переходный период был завершен, и наступила объективная необходимость войти, наконец, в дверь социализма. Но в головах партийного руководства, ученых-обществоведов крепко сидело совершенно ложное, идущее от И.В.Сталина, убеждение, что социализм уже построен, и пора идти дальше, т.е. к коммунизму. Самое печальное было то, что предполагалось не развитие, а разбухание: все то же самое, но всего больше: хлеба, стали, энергии, квартир и т.д. В 1962 году на ХХII съезде КПСС была принята даже программа развернутого строительства коммунизма за 20 лет! И именно через разбухание, а не развитие, предполагающее совершенно новые подходы. Началось топтание на месте, загнивание и распад на фоне поначалу быстрого роста объемов производства в промышленности. За социализм принимали государственную монополию на средства производства, сложившуюся в СССР. Но государственно-монополистический социализм (ГМС) - далеко не то же самое, что социализм как часть коммунистического развития, имеющий конкретные задачи по уничтожению слоев частной собственности! М.Коломчанин. |
|
Читайте
рассылки: Политическое обозрение от "Советской России" Жизнь России в цифрах и фактах Региональные новости юга-востока Помосковья |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||