Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хасидус по-русски

  Все выпуски  

Правды ищи


Правды ищи
2010-02-25 11:35
Ученики Реб Рефоэля из Бершади заходя в дом, на вопрос (вызванный их мокрым видом) "идёт ли на улице дождь" отвечали: "когда мы там были - шёл".
http://community.livejournal.com/ru_judaizm/875910.html?thread=7632518#t7632518

Имян Отчествович Фамильев 2010-02-25 08:09:17
2010-02-25 18:35
В пост Эстер постятся, чтобы вспомнить о посте евреев Шушана, Мордехая и Эстер. А они постились, чтобы отменить суровый приговор. А суровый приговор был вынесен за то, что "получили удовольствие на пиру того злодея (Ахашвероша)". А пир того злодея был по случаю уверенности в том, что Храм не будет построен и возвращения в Сион не будет. Замечу, вся еда на пиру была кошерной.
Поэтому сегодня нужно думать про себя: не получаю ли я сейчас удовольствие на пиру злодея? Не делаю ли я того, что отталкивает меня от Храма и Сиона? Причём формально кошерным образом?

Я нудник
2010-02-25 18:35

Новые темы возникают на ровном месте.

(Read more ...)

Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-02-25 06:01:43
2010-02-25 18:35
Напоминаю, что согласно Турей заѓав Йоре деа 89:2 устрожающий обычай Маѓарама выжидать после сыра до мясной трапезы относится только к сыру с плесенью или к сыру, который настаивался на животном сычуге шесть месяцев - так как их вкус остаётся во рту долго. Сыр же, который "просто сделан из высушенного молока" (то есть творог или овечий пастушеский сыр) или масло под это устрожение не подпадают. Проблема в том, что в средневековом иврите творог и сыр обозначались одним словом, без уточнения.
Насколько я помню, не подпадают под это устрожение и современные магазинные сыры.
Однако в одной трапезе всё равно не стоит есть мясо после сыра, чтобы уважить мнение Зоѓара (Игрот Моше Орах хаим 1:160).

Дилемма
2010-02-25 18:35
Как вы считаете, что правильнее - ходить на миньян в синагогу, где не успеваешь молиться, потому что шалиах цибур читает со скоростью среднего "Боинга" или молиться дома, но спокойно, с чувством, с толком, с расстановкой?

Памятка массовику-затейнику.
2010-02-25 18:35
Маарив на моцаш-начало Пурима: в начале - всё, как обычно, только надо напомнить, чтобы "аль а-нисим" в молитве упомянули; затем кадиш "ТИТКАБАЛЬ"(!); затем все брохи, что перед чтением, и, собственно, чтение мегилы, и брохи после нее; затем - "ви'ги ноам" и "ве-ата кадош", как всегда в моцаш; "КАДИШ ШАЛЕМ" (без "титкабаль"; "алейну". Затем - авдала.
Вечером пить вино\водку - и не мицва и чревато просыпанием шахарита и ОСНОВНОГО чтения мегилы. Так что надо всячески пресекать этот - не основанный ни на чем - беспредел. Для их же блага.

ЖЖ комментарий на Мегилат Эстер
2010-02-25 18:35
Евреи Шушана устраивают трехдневный таанит (сухой пост), чтобы удостоиться прощения Всевышнего. Откуда они взяли, что это поможет? Ведь преступление было совершено невероятное: многие евреи решили объявить союз со Всевышним отмененным, и были даже такие, которые пили из посвященных в Бейт аМикдаш сосудов, да еще и веселились на попойке, устроенной по случаю предположительного не выполнения обещания Всевышнего о спасении евреев после семидесяти лет галута!

А потому, что вот так же поступили жители Нинве (см. Книгу Йоны) и Всевышний их пощадил, несмотря на уже произнесенный приговор.

Пророк Йона не хотел предупреждать жителей Нинве и всячески пытался увильнуть от выполнения этого приказа, потому что понимал, что, если они по-настоящему раскаются, то Всевышний их пощадит. И еще Йона знал, что будущем с их вторжения начнется галут... Что Йоне, видимо, не было известно – это что спасение жителей Нинве сделает возможным в будущем и спасение евреев...

Подготавливая изгнание, Всевышний прежде всего готовит лекарство, чтобы выручить Израиль и привести галут к концу.

Дилеммы в хасидизме
2010-02-25 20:35
Спортплощадка для ума. В пост призываются [info]esty_adass и [info]ykh.
Начало баталий тут.

«Не будь фраером!» — не наша заповедь!
2010-02-25 20:35

Канун Шабос главы «Тецаве»
12 адора 5770 года / 26 февраля 2010 г.

Недавно Кнессет отметил свою 61-ю годовщину. Торжественное заседание, состоявшееся по этому случаю, проходило несколько необычно. Впервые, мне кажется, в истории израильского парламента на заседание пригласили несколько десятков молодых людей, представителей различных групп населения Израиля для того, чтобы они выступили с речью перед Кнессетом. Среди приглашенных был студент хабадской иешивы в Бейтар-Илите Исроэль Бахар. Он выступил после того, как свои речи произнесли президент Шимон Перес и премьер-министр Биньямин Нетаниягу.

Нисим Зеев, депутат Кнессета от партии ШАС, обратился к собравшимся с такими словами: «Позвольте мне представить Исроэля-Арье-Лейба, учащегося иешивы Хабада в Бейтаре. Он — сын посланников Хабада из Гиват-Зеева, куда они были направлены Любавичским Ребе для оказания помощи каждому еврею. Их дом стал центром милосердия и благотворительности. «Бейс-Хабад» в Гиват-Зееве — один из четырех тысяч таких же «Домов Хабада», рассеянных по всему миру, находящихся в любой точке земного шара (только в Израиле их около 250). В Исроэле с детства заложена способность к самопожертвованию, а обеспокоенность бедами другого человека всегда стоит на повестке дня его семьи одним из первых пунктов. Он воспитан на учении Любавичского Ребе, который служил примером и символом аѓавас Исроэль (любви к евреям), без ограничений и без границ».

Исроэль, молодой посланник Хабада, избрал темой своего выступления вопрос о том, насколько важно для израильского общества, чтобы каждый человек обладал способностью к самоотдаче. Обращаясь к собравшимся на праздновании дня рождения Кнессета, он сказал: «Любавичский Ребе учит нас жить под девизом, согласно которому точно так же, как еврей должен накладывать тфилин каждый день, так он обязан потратить пятнадцать минут в день, чтобы подумать, чем он может помочь — материально или духовно — другому еврею. Как ребенок, который вырос в семье посланников Ребе, могу сказать, что основной целью моей жизни стали самопожертвование и любовь к ближнему в любое время и в любом месте. К сожалению, умение отдавать всего себя и забота о других, как главные ценности израильского общества, уходят в прошлое. «Одиннадцатой заповедью» для многих становится лозунг: «Не будь фраером!» Именно в таком обществе, где каждый заботится только о себе, мы, молодежь, хотим видеть наше руководство иным. Мы хотим, чтобы народные избранники показывали нам пример самоотверженного служения всему израильскому обществу, а не только какой-либо его части… Уважаемые депутаты! Хочу напомнить, что самоотверженная любовь к ближнему является визитной карточкой всего еврейского народа. Позаботьтесь о том, чтобы она стала важной составляющей частью и повседневной жизни израильского общества. Каждый из нас любит получать, но не следует также забывать отдавать, как сказано: «Каждый помогает ближнему своему и говорит брату своему: «Крепись!» (Ишаяѓу, 41: 6). И тогда мы все вместе удостоимся истинного и полного Избавления — вскорости, в наше время!» — взволнованно закончил свое выступление Исроэль.

…Всего несколько дней отделяют нас от Пурима, когда мы читаем Свиток Эстер. Обычно все мы с увлечением читаем историю чудесного спасения еврейского народа от уничтожения, но когда дело подходит к концу, мы устаем и не особо обращаем внимание на заключительные слова свитка. За три стиха до конца Мегила рассказывает нам, что Мордехай, который стал вторым человеком в империи — после царя Ахашвероша, вместе с царицей Эстер установили праздник Пурим. А за этим следует стих, который, на первый взгляд, никак не связан ни с историей праздника, ни с самим Свитком. Нам сообщают, что «обложил налогом царь Ахашверош землю и острова морские» (Эстер, 10: 1). Какая связь между историей Пурима и тем, что Ахашверош ввел новый налог?!

Любавичский Ребе в беседе на Пурим 1984 года говорит, что именно Мордехай посоветовал Ахашверошу собрать новый налог со всех граждан его царства, и поэтому Свиток Эстер непременно должен был об этом упомянуть. Но почему Мордехай убеждал царя облагать подданных налогами? Ребе объясняет, что не может быть положения, когда человек только получает, не должно быть так, что граждане только получают от государства, ничего не отдавая взамен. Для того чтобы в мире был порядок, необходимо, чтобы каждый не только получал, но также и отдавал. Потому-то для государства нормальным считается состояние, когда все — включая бедных — платят налоги…

Несколько недельных глав Торы — «Трумо», Тецаве», «Ки сисо» «Ваякѓейль» и «Пкудей» — рассказывают нам о Мишкане (переносном Храме), его строительстве, убранстве и утвари. Здесь мы тоже находим идею введения налога. Для сбора денег на обеспечение общественных жертвоприношений был введен единый налог: полшекеля один раз в год, «богатый не больше, и бедный не меньше» (Шмойс, 30: 15). Однако для строительства самого Мишкана Моше не вводил никакого налога, наоборот, почти все пожертвования были сделаны евреями на добровольной основе. Это было приношение «от каждого человека, сердце которого пожелало того» (Шмойс, 25: 2). Все зависело от щедрости сердца. Каждый приносил столько, сколько он хотел. Никто никого не обязывал и не заставлял вносить пожертвования на создание Мишкана. Этот подход оказался очень успешным, В главе «Ваякѓейль» мы читаем, что люди жертвовали так много, что Моше и старейшины вынуждены были провозгласить народу: не нужно больше приносить пожертвования.

Несмотря на это, когда царь Шломо (Соломон) строил Первый Храм, он не очень надеялся на щедрость народа Израиля, и установил налоги для всех, как сказано: «И брал царь налог со всего Израиля». Многим даже пришлось ехать в Ливан, чтобы привезти деревья и камни на строительство Храма. Так Шломо построил великолепное здание, но и после того, как строительство Храма завершилось, царь не снизил налоги. Таким образом поступает любое правительство, потому что ввести налог не представляет особой трудности, но когда люди привыкнут платить налог и он будет давать правительству стабильный доход, становится очень трудно отказаться от него, даже если официальная причина для сбора налогов уже давно не актуальна (не удивлюсь, если в некоторых странах все еще не отменили налоги для финансирования Первой мировой войны). Более того, Шломо постоянно увеличивал все больше и больше бремя налогов на население.

Когда царь Шломо умер, весь еврейский народ собрался в Шхеме, чтобы провозгласить царем Рехавама, сына Шломо (Млохим I, 1: 12). Пришедшие евреи во главе с Йоровамом, сыном Невата, обратились к Рехаваму с просьбой облегчить налоговое бремя. Они сказали ему: «Отец твой возложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи ныне жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он возложил на нас, — и мы будем служить тебе». Рехавам ответил им: «Я подумаю об этом, и в течение трех дней я дам вам ответ». Он обратился к старейшинам, которые были советниками еще его отца, и спросил, что, по их мнению, ему следует отвечать народу — сокращать налоги или нет? И они сказали ему фразу, которая вошла в историю: «Если ты будешь сегодня слугою людям этим и будешь служить им, и ответишь им добрыми словами, то они станут навсегда твоими рабами» (говоря простыми словами: отмени им налог). Затем Рехавам обратился с тем же вопросом к своим молодым советникам (всем этим великим умникам, консультантам по имиджу и связям с общественностью, тем, кто делает все пиар-кампании в средствах массовой информации). Они посоветовали ему сказать народу: «Отец мой возложил на вас тяжкое иго, а я ныне еще тяжче сделаю иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас тернием» (это было нечто вроде: «Я покажу вам, кто здесь хозяин!»).

Через три дня весь народ пришел услышать ответ молодого царя, который предпочел последовать советам своих молодых помощников. Услышав ответ царя, они очень рассердились и сказали: «Что за доля у нас в Давиде? Нет нам удела у сына Ишая! По шатрам своим, Исроэль!» И десять колен покинули царство Давида и Шломо. Они провозгласили своим царем Йоровама, сына Невата. Так единая держава распалась на два царства — Иудейское и Израильское… Талмуд в трактате «Мегила» подводит итог этой истории: «Разрушение умудренного опытом старика — это созидание, а созидание неопытного юнца — это разрушение. И пример этому — Рехавам, сын Шломо». Стоит научиться, говорят нам мудрецы, слушать взрослых, даже когда их советы кажутся нам неподходящими, потому что в конце концов они окажутся правы…

Какой урок мы можем извлечь из всего сказанного? Нужны налоги или нет?

Как всегда, иудаизм имеет идеальное решение для всех проблем. Еврейский закон гласит, что еврей обязан отдавать десять процентов своих доходов на благотворительные цели. Это как налоги, он должен их заплатить, Тора не полагается на доброе сердце человека. Но (и это великое новаторство) Тора оставляет человеку право выбора, кому он даст цдоку. В этом есть и обязательство, и свободный выбор. С одной стороны, он должен давать пожертвование, с другой — его право решать, каким именно беднякам или благотворительным организациям давать. Правительство не решает за вас, кому давать цдоку, Тора оставляет решение за вами. Или вот земледелец — он должен отделять труму и маасер от урожая, выросшего на его полях, но, как мы узнали на уроках Талмуда в синагоге, в трактате «Макойс» говорится, что он сам решает, кому из коѓенов он отдаст пожертвование. Почему так? Потому что если человек дает цдоку тому, к кому лежит его сердце, то меньше вероятность, что в нем проснется чувство неприятия этой заповеди.

Эта идея справедлива не только для заповеди о цдоке, но и, например, для изучения Торы. Талмуд говорит: «Всегда человек учит Тору там, где желает его сердце» (трактат «Авойдо зоро», 19а). Для успешного обучения человеку необходимо изучать тему, которая его интересует и доставляет удовольствие.

Все мы должны исполнять заповеди и учить Тору. Однако у каждого человека есть заповеди, которые он исполняет с бóльшим желанием, любимый праздник, история из Торы, которая ему больше нравится, и так далее. Иудаизм поощряет заниматься в первую очередь тем, что человек любит, потому что тогда он будет стараться изо всех сил. Успех в любимых делах пробудит в нем желание идти дальше и исполнять другие заповеди. На языке хасидизма это называется «воротами», через которые поднимутся к Небесам и остальные заповеди Торы.

Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете здесь (1,6 МБ).

я чего-то пропустил
2010-02-25 20:35
Специфическая тема, поэтому уберу под кат.

У моей жены есть знакомая. Тшуванулась давным-давно и замужем за хусидом каким-то уже много лет. Вот однажды они беседовали и, по ходу дела, поднялась тема "чистоты семейной жизни". Оказалось, что знакомая слыхом не слыхивала о таки понятиях, как "весет кавуа", "она бейнонит" и т.д. У нас дома по этой теме есть только книжки хабадских авторов, в частности р. Форкаша и [info]michaelko.

Скажите, успокойте меня, ведь не только в "наших книгах" об этом говорится?
кпз

Законы праздника Пурим (хорошо забытый прошлогодний постинг)
2010-02-25 22:35
Законы праздника Пурим.

Все законы Пурима можно разделить на четыре части: чтение «Свитка Эстер», подарок другу, подарки бедным, и, наконец, праздничная трапеза с нетипичным, скажем так, для верующего еврея количеством вина.

а. Чтение «Свитка Эстер».

«Мужи Великого Собрания» (среди которых на тот момент было и несколько пророков) постановили читать «Свиток Эстер» (непосредственно перед этим написанный) в Пурим. Когда именно? Как и большинство заповедей, - днем. Мудрецы более поздних поколений добавили к обязанности дневного чтения также и вечерние чтение «Свитка Эстер». Поэтому тот, кто, в силу обстоятельств, вынужден пропустить одно из двух прочтений Свитка в синагоге, должен предпочесть утреннее чтение вечернему. Само собой, надо приложить усилия, чтобы прочесть Свиток также и вечером, хотя бы и в одиночку, хотя бы из книги, если нет возможности воспользоваться кошерным свитком.

Почему было необходимо канонизировать чтение «Свитка Эстер», а не ограничиться рассказом чудес, описанных в нем, за праздничным застольем? ведь в Песах не читают в синагоге все, что написано в Торе о выходе из Египта, и это не смотря на то, что чудеса, сопровождавшие Исход, были, безусловно, более впечатляющими?
Потому, что события Пурима - суть есть чудесное спасение евреев от физического уничтожения, в отличие от событий Исхода, когда основной акцент приходился на избавление евреев от ига рабства.
Если так, почему молитва в Пурим не включает в себя также и Аллель (избранные псалмы, произнесение которых предваряется и завершается специальными благословениями, и произносимые в особенные, торжественные, для нашего народа дни)? Один из ответов, которые предлагает Талмуд на этот вопрос, таков: само чтение «Свитка Эстер» и является Аллелем! Что может быть лучше: и благодарение Всевышн-му и описание причины благодарения, и все в одном тексте! (Один из комментаторов Талмуда – Меири – пришел к заключению, что, по этому объяснению Талмуда, тот, у кого нет возможности прочесть или послушать чтение «Свитка Эстер», обязан читать Аллель в Пурим!)
Однако этот ответ явно не был взят за основу автором «Шульхан Орух» - рабби Йосеф Каро. Так, например, этот основополагающий свод законов разрешает сидеть во время чтения «Свитка Эстер» (во всяком случае, тогда, когда сам чтец сидит), в то время как произнесение Аллеля предписывается им совершать именно стоя. Также (первое) чтение Свитка ночью не сходится с законом, гласящим, что Аллель не произносят в ночное время.
И действительно, не этот, а другой ответ Талмуда на вышеприведенный вопрос был принят за основу Шульхан Орухом: в Пурим не произносят Аллель, т.к. избавление евреев тогда не было законченным. Евреи, вышедшие из Египта, стали абсолютно свободными. Однако там, в Вавилоне, евреи, избавившись от губителей своих, по-прежнему остались под властью Ахашвероша-царя, остались рабами.

Все законы, связанные с заповедью чтения Свитка, можно, в общем-то, выразить одним предложением: нужно внимательно слушать чтеца, не разговаривать, пока не отзвучит благословение после чтения «Свитка Эстер», и… всё. Есть еще несколько предложений, которые произносят все присутствующие, а затем уже сам чтец зачитывает их из Свитка. Т.е. важно об этом знать, и не вздрагивать, когда стоящие вокруг и внимательно слушающие люди вдруг «оживают» и начинают что-то активно произносить. Не имеющим возможности присоединиться к этому «скандированию» нужно лишь дождаться, когда снова зазвучит голос чтеца. Большинство же законов касается различных «аварий», могущих иметь место во время чтения.
Если прослушали слово-другое, быстро читайте их и те, что после них, пока не нагоните чтеца. В случае сомнения, - пропустили ли? – в вечернем чтении можно продолжать слушать, днем – желательно поступить как сказано выше.
Случайно проговорились во время чтения (например: «Да угомоните вы своего мальчишку! Совсем уже оглушил своей трещеткой!!!»), - если все-таки при этом вы слышали чтение Свитка, - можете продолжать слушать (но в дальнейшем постарайтесь ограничиться гневными взглядами, не разговаривая).


б. Подарок другу.

Из того факта, что изложение законов «Подарка другу» предшествует изложению законов о «Подарках бедным», сразу можно заключить, что данная заповедь выполняется первой. Пришли утром из синагоги, прежде всего занимаемся этим. Берем в руки уже приготовленные, красиво упакованные подарки и… Что дарить? Сейчас объясним.
Основная причина установления этой заповеди нашими мудрецами – желание преумножить мир и согласие в среде евреев. Ведь в этот чудесный праздник сердца людей веселы и расположены к дружбе, приязни, и даже прощению обид. Еврей получает подарки от соседа, друга, близкого, и его расположение к ним усиливается вдвойне. Правда здорово?!
Ну, а теперь сами ответьте: способствуют ли укреплению дружеских чувств банка шпрот и бутылка «Пепси» в качестве подарка? То-то и оно. Чтобы подарок добился своей цели, он, как правило, должен выглядеть ПРЕДСТАВИТЕЛЬНО.
Он обязательно должен состоять из двух единиц чего-либо съедобного (само собой, кошерные продукты). В идеале, и то и другое (и уж как минимум одно из двоих) должно быть едой, а не питьем. Два салата, два вида мяса (например, паштет и стейк или мясной рулет), и т.п. Упаковки приправ, горчицы, кетчупа также годятся (если прилично выглядят).
Само собой, невозможно выполнить эту заповедь, оставшись инкогнито для получателя: к кому он должен питать теплые чувства, собственно?! Иногда поэтому стоит поспешить, - находящийся не в слишком тесном знакомстве с вами получатель, выпив, как полагается в Пурим, может просто не вспомнить, - кто же такой этот Рабинович, от которого он получил подарок.

Многие посылают в подарок сласти, и все бы было хорошо, если бы не еще одно дополнительное объяснение причины установления этой заповеди: чтобы у всех евреев в Праздник было что кушать за праздничным столом. Сами понимаете, шоколад для этого не подходит. Шоколад в подарок круглый год, - да! Шоколад в «Подарок другу» - нет!

В книгах обсуждается, насколько необходимо именно посылать подарок с нарочным (в ливрее и с буклями, чтобы представительнее было), или самолично тоже допускается поднесение оного? Все лучше, чем это сделает собственный сынишка, которого, чтобы уже прекратил мешаться под ногами, услали «на дело».
Реально, зависит от обстоятельств: если другу будет приятнее лицезреть вас (а не вашего отпрыска «в изгнании») лично, - несите сами. Если ему всё равно,… отнесите подарок кому-нибудь другому (шутка!).
Понятно, что если ваш бюджет на Пурим позволяет это, лучше дать побольше на бедняков, чем рассылать многочисленные подарки друзьям.


в. Подарки бедным.

Заповедь помощи беднякам – не прерогатива Пурима. В течение всего года каждый еврей обязан помогать нуждающимся, и это - заповедь из Торы. Но, если в течение всего года я, просидев весь день дома и не потратив ни гроша на милостыню, не нарушил тем самым волю Всевышн-го, так как заповедь цдаки не носит перманентный характер, то в Пурим, не отчислив энную сумму на цдаку, я на деле манкировал той обязанностью, которую возложили на меня наши мудрецы: обязательно оказать финансовую помощь бедным в этот день.

Суть этого постановления ясна: мудрецы радели о том, чтобы каждый еврей в Пурим располагал средствами, достаточными для покупки всего необходимого на праздничную трапезу.
Вопрос в том, - обязали ли меня «взять шефство» над теми бедняками, которым я собираюсь дать цдаку, и, значит, сумма отчисления должна быть достаточной для покупки каждым из них хотя бы минимального количества продуктов на трапезу, или же всё, что я обязан, это только участвовать в накоплении данной суммы, и, даже «раскошелясь» на пять агорот «на брата», тем самым выполнить заповедь мудрецов? Мнения законоучителей по этому поводу разделились. На деле, тот, кто стеснен в средствах, может положиться на облегчающее мнение. Однако, желание послать подарки как можно большему количеству друзей, само собой, не является оправданием «сокращения дотаций» на приличные «Подарки бедным», ведь, как уже говорилось, по букве закона достаточно послать подарки лишь одному другу!

Вопрос: если деньги, предназначенные беднякам, должны помочь им приобрести все необходимое для трапезы, значит необходимо, как можно раньше эти деньги им переправить, так? Ответ: в наше время, время электричества, за которое надо платить, время всеобщей телефонизации и водопровода, за которые опять же надо платить, люди, даже бедные, в большинстве случаев имеют кусок хлеба и, даже, что на этот хлеб положить. Особенно в праздничные дни. Так что мы со своими пожертвованиями не задерживаем, как правило, их поход в магазин. Уже всё, что могли, купили и накрыли. Наши деньги обрадуют их в этот день, в который так важно всем быть радостными, - ведь с их помощью они смогут вовремя оплатить электричество и т.п.! Но. Это уже не так срочно, чтобы спозаранку заботиться о скорейшей доставке пожертвований на квартиру бедняку-получателю. Помните, выше уже было сказано: заповедь «Подарки другу» выполняется первой!
Можно и до Пурима передать необходимые суммы тому, кто переправит деньги адресату непосредственно в праздник. Собственно, это то, что происходит и с нашими «половинками шекеля», опущенными в кружку для собирания пожертвований на «Подарки бедным» еще в Пост Эстер, за день до Пурима.
Деньги должны попасть к беднякам, чтобы те распорядились ими по своему усмотрению. Выплатой их долгов не выполняется эта заповедь.
Если вдруг так получилось, что вы находитесь там, где просто нет бедняков-евреев, нужно отложить искомую сумму, и сделать так, чтобы те, к кому эти деньги в конце концов должны попасть, узнали бы об этом отчислении в их пользу сегодня же: это их обрадует.


г. Праздничная трапеза.

Трапеза должна быть «царской». Хлеб не обязателен, однако вина понадобится много. Женщины и те из мужчин, кто не уверен, что не станет дебоширить, когда напьется, довольствуются одной рюмкой и натуральными соками. Всем остальным – «Лехайим!»

Дилеммы в хасидизме
2010-02-26 03:35
Спортплощадка для ума. В пост призываются [info]esty_adass и [info]ykh.
Начало баталий тут.

подскажите откуда эта сугья?
2010-02-26 09:35
у рава ? испортилось вино
хахамим ему: Проверь свои дела
он им: вы меня подозреваете?
они ему: ты подозреваешь Святого Благословен Он?
он: в чем же причина?
они: ты не доплачиваешь работникам
он: они у меня воруют
...
заплатил им в том году получил двойной урожай

откуда это сугья? не могу вспомнит

Пуримские афоризмы и частушки
2010-02-26 12:36
отсюда: http://uri-superfin.livejournal.com/27309.html
и отсюда: http://zayz.livejournal.com/552502.html
(см. авторство там)


"У соседа всегда тфилин квадратнее" (С)
Бог праотцев любит.
"Каждый год тридцатого элуля мы с друзьями ходим в микву"(с) :)
"Всех женить - не море расступить"(с)
Свиным рылом в кашерный ряд
Сделал дело – лехайм смело
Сколь веревочке не вейся, а в циците пять узлов
Мицвотанком – города берут (хабадская)
Одним куглем сыт не будешь.
Аппетит приходит во время кидуша.
Седина в бороду – штраймл на голову
Нашего миньяну прибыло
Видит око, да все одно не кошер
Всяк хасид свою синагогу хвалит.
Не в деньгах ШАСтье
За одного с «бритом» двух без «брита» дают
За двумя «мивцами» погонишься, ни одну не поймаешь
Из брахи слова не выкинешь.
Худой тируц лучше доброй тьюфты
Ум хорошо, а хохма лучше
Свято место (у амуда) пусто не бывает.
"Вышли мы все из Египта" ©
"Поучи жену чулнт варить" ©
"Проще картофельного кугла" ©
"Не все то штраймл, что с мехом" ©
"В каждой синагоге - свои минhогим" ©
"Семь раз отмерь, один раз - обрежь" ©
"Плох тот еврей, что не мечтает стать цадиком" ©
"На этой затее придется поставить Муген-Дувид" ©
"Не капота красит еврея, а еврей капоту" ©
"По раввину и шляпа, по ребе и колпик" ©
"Не Раши единым..." ©
"Не чолнтом единым..."
у соседа всегда китл белее
На каждого хитрого Раши есть Тосафот с левой резьбой.
На каждый Тосафот довольно простоты.
Сколько голов - столько хумров.
Не тот посек, кто захумрил, а тот, кто расхумрил.
По кушье и тируц.
Хорошая кушья - половина тируца.
Нашего хазана не перехазанивать стать.
В соседней синагоге всегда миньян больше и минха позже.
Десять одиннадцатого не ждут.
"Не в шляпе фрумкайт"
"Не в цибуре молившись"
"Назвался "центер", пожалуй в миньян"
Дорога рыбка к шабату.
По сюртуку встречают, по драше провожают.
Первый пойсек на деревне, вся деревня - три избы.
Минха - не коза, в лес не убежит.
С утра даф йоми - день свободен.
Всяк хосид свово рэбе хвалит.
Всяк коѓен, кто Коган, но не всяк менакер, кто Менакер.
Не красна ешива талмид-хахамАми, а красна мицвотАми.
Не за то апикоруса бьют, что сэр, а за то что свинью съел.
Не говори "амен" покуда не дослушаешь.
Не все то этрог, что желтое.
Не все еврею Ханука, бывает и асара бе-тевет.
"Не было и зимуна, да вдруг миньян"
"Не было бы маасера, да шнат шмита помогла"
"Гони шидух в дверь - он в окно залетит"
"Нашему хусиду троюродный миснагед"
"Мне с ним не детей обрезать"
"Не все коту Швуэс"
"Знает кошка, чей чулнт съела"
"Не в цдаке счастье"
Поперед коэна к Торе не лезь!
Первый гументаш квадратом.
Не зная пшату, не суйся в драшу
До хупы заживет.
Вот тебе, бабушка, и Йом Кипур.
Вот тебе, бабушка, и шнат шмита
"Кавона города берет."
"Мицвойс по осени считают."
"Не красен талит углами, а красен цицитАми."
"С кем в Умань попрешься, с тем и наберешься."
"Бреславских бояться - в Умань не ездить."
"На чужой хидуш рот не разевай."
"Рука руку моет"
Авось перуш вывезет
Перушами сыт не будешь
С Талмудом и в шалаше Пардес
Цицит уму не замена
Брехать - не Талмуд толковать, брехнул да отдохнул
Свой талит ближе к телу.
Лашон а-ра не воробей, вылетит - не поймаешь.
Снявши голову, по пейсам не плачут.
Что хосиду здорово, литваку – смерть.
В семье не без хасида.
У семи нянек - дитя под сглазом.
Хочешь жить - умей учиться.
В Поневеж со своим раввином.
Пятая праматерь в Торе
Плох тот еврей, который не мечтает стать Мошиахом.
Драш драшем выбивают
на чужой толковАй рта не разивай
Цадик цадика видит через века
"Рав не гаркнет - еврей не переженится".
Аллаха – что дышло, куды повернёшь, туды и вышло.
Один с сохой, семеро с галахой.
Если есть свинину, так, чтоб по бороде текло



Частушки

По реке плывёт ковчег,
В нём семейство Ноево.
Ну и пусть себе плывёт,
Древесина гофера.

Ойфн вег штейт а бойм,
Под горою – вишня.
Гулять мамэ не пускает,
Чтоб чего не вышло.

Лезем с милым на чердак,
Расстилаем лапсердак –
Всё почти как в Песне Песней,
Только чуть поинтересней.

Алия, алия!
Нет в галуте ничего!
Хорошо в Краю Родном –
Там кошерный гастроном!

Мимо тёщиного дома
Я без шуток не хожу:
То мезузу поцелую,
То талитом помашу.

Мой милёнок, вот же ж, блин,
На ночь нацепил тфилин.
От ентой филактерии
У меня бактерии!

Мой супруг всегда в шаббат
Соблюдает целибат.
Вот настанет авдала –
Шоб я так ему дала!

Моя милка - вот же дура! -
Не дает мне без гиюра.
Я сижу и охаю,
А моэлю все равно.

Во лесочке за полями
Два раввина с топорами
Отмечают Ту би-Шват -
Только щепочки летят!

Ой, загубят маво мужа
Алкогольные дела!
Ладно б только без киддуша -
Так еще и из горла!

Кто читает интернет,
Кто уехал, а кто пьян.
Девять сбоку, наших нет,
Не хватает на миньян.

Когда ребе наш танцует,
Все хасиды следом в пляс.
Опа-опа!
Восточная Европа!

Нынче кайф у наркомана -
Раздобыл ушей Амана.
Говорит: "Я не дурак,
Я все знаю - в них же МАК!"

Пример «пурим-тойры». Реальный случай.
2010-02-26 12:36
http://uri-superfin.livejournal.com/57010.html

Черта характера. Благодарность.
2010-02-26 16:36
В рассказе о создании мира Тора говорит, что до создания человека растения не проросли, поскольку Всевышний не послал дождь на землю и не было того, кто мог бы её обрабатывать. Необходимо понять, в чём связь между двумя причинами, которые упомянуты в псуке.

интересно
2010-02-26 16:36
А не заготовил ли Моссад чего-нибудь на Пурим?

шалах мунэс
2010-02-26 16:36
В шалахмунэсы своим подопечным собираюсь положить в обязательном порядке пиво и семочки семушки, ну может еще пару конфет. Бананов в этом году не будет. Кризис.
Альбом: февраль 2010

А фрейлихен Пирем!

Радио программа “Пятое Измерение” — 25 февраля, 2010
2010-02-26 21:38
Этот день (11 Адара) в еврейской истории; Пост Эстер; Краткое содержание главы “Тэцавэ”; Духовная символика храмового жертвенника; Пурим: история и обычаи праздника Кликните на стрелку, чтобы прослушать. Чтобы скачать MP3 файл, кликните Download левой кнопкой, либо же правой и выберите “Save Target As…”

Глава Торы “Тецавэ”: Священный прикид
2010-02-26 21:38
Вот оно куда пошли народные-то денежки! Священник увешан каменьями, как Брежнев орденами. Буковки на них загораются… Сигналы, поди, идут. Откуда только?.. . (Лекция р-на Эли Когана; записана 2.17.2008, отредактирована 03.05.2009) Кликните на стрелку, чтобы прослушать лекцию. Чтобы скачать MP3 файл, кликните Download левой кнопкой, либо же правой и выберите “Save Target As…”

Правды ищи
2010-02-25 11:35
Ученики Реб Рефоэля из Бершади заходя в дом, на вопрос (вызванный их мокрым видом) "идёт ли на улице дождь" отвечали: "когда мы там были - шёл".
http://community.livejournal.com/ru_judaizm/875910.html?thread=7632518#t7632518

Имян Отчествович Фамильев 2010-02-25 08:09:17
2010-02-25 18:35
В пост Эстер постятся, чтобы вспомнить о посте евреев Шушана, Мордехая и Эстер. А они постились, чтобы отменить суровый приговор. А суровый приговор был вынесен за то, что "получили удовольствие на пиру того злодея (Ахашвероша)". А пир того злодея был по случаю уверенности в том, что Храм не будет построен и возвращения в Сион не будет. Замечу, вся еда на пиру была кошерной.
Поэтому сегодня нужно думать про себя: не получаю ли я сейчас удовольствие на пиру злодея? Не делаю ли я того, что отталкивает меня от Храма и Сиона? Причём формально кошерным образом?

Я нудник
2010-02-25 18:35

Новые темы возникают на ровном месте.

(Read more ...)

Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-02-25 06:01:43
2010-02-25 18:35
Напоминаю, что согласно Турей заѓав Йоре деа 89:2 устрожающий обычай Маѓарама выжидать после сыра до мясной трапезы относится только к сыру с плесенью или к сыру, который настаивался на животном сычуге шесть месяцев - так как их вкус остаётся во рту долго. Сыр же, который "просто сделан из высушенного молока" (то есть творог или овечий пастушеский сыр) или масло под это устрожение не подпадают. Проблема в том, что в средневековом иврите творог и сыр обозначались одним словом, без уточнения.
Насколько я помню, не подпадают под это устрожение и современные магазинные сыры.
Однако в одной трапезе всё равно не стоит есть мясо после сыра, чтобы уважить мнение Зоѓара (Игрот Моше Орах хаим 1:160).

Дилемма
2010-02-25 18:35
Как вы считаете, что правильнее - ходить на миньян в синагогу, где не успеваешь молиться, потому что шалиах цибур читает со скоростью среднего "Боинга" или молиться дома, но спокойно, с чувством, с толком, с расстановкой?

Памятка массовику-затейнику.
2010-02-25 18:35
Маарив на моцаш-начало Пурима: в начале - всё, как обычно, только надо напомнить, чтобы "аль а-нисим" в молитве упомянули; затем кадиш "ТИТКАБАЛЬ"(!); затем все брохи, что перед чтением, и, собственно, чтение мегилы, и брохи после нее; затем - "ви'ги ноам" и "ве-ата кадош", как всегда в моцаш; "КАДИШ ШАЛЕМ" (без "титкабаль"; "алейну". Затем - авдала.
Вечером пить вино\водку - и не мицва и чревато просыпанием шахарита и ОСНОВНОГО чтения мегилы. Так что надо всячески пресекать этот - не основанный ни на чем - беспредел. Для их же блага.

ЖЖ комментарий на Мегилат Эстер
2010-02-25 18:35
Евреи Шушана устраивают трехдневный таанит (сухой пост), чтобы удостоиться прощения Всевышнего. Откуда они взяли, что это поможет? Ведь преступление было совершено невероятное: многие евреи решили объявить союз со Всевышним отмененным, и были даже такие, которые пили из посвященных в Бейт аМикдаш сосудов, да еще и веселились на попойке, устроенной по случаю предположительного не выполнения обещания Всевышнего о спасении евреев после семидесяти лет галута!

А потому, что вот так же поступили жители Нинве (см. Книгу Йоны) и Всевышний их пощадил, несмотря на уже произнесенный приговор.

Пророк Йона не хотел предупреждать жителей Нинве и всячески пытался увильнуть от выполнения этого приказа, потому что понимал, что, если они по-настоящему раскаются, то Всевышний их пощадит. И еще Йона знал, что будущем с их вторжения начнется галут... Что Йоне, видимо, не было известно – это что спасение жителей Нинве сделает возможным в будущем и спасение евреев...

Подготавливая изгнание, Всевышний прежде всего готовит лекарство, чтобы выручить Израиль и привести галут к концу.

Дилеммы в хасидизме
2010-02-25 20:35
Спортплощадка для ума. В пост призываются [info]esty_adass и [info]ykh.
Начало баталий тут.

«Не будь фраером!» — не наша заповедь!
2010-02-25 20:35

Канун Шабос главы «Тецаве»
12 адора 5770 года / 26 февраля 2010 г.

Недавно Кнессет отметил свою 61-ю годовщину. Торжественное заседание, состоявшееся по этому случаю, проходило несколько необычно. Впервые, мне кажется, в истории израильского парламента на заседание пригласили несколько десятков молодых людей, представителей различных групп населения Израиля для того, чтобы они выступили с речью перед Кнессетом. Среди приглашенных был студент хабадской иешивы в Бейтар-Илите Исроэль Бахар. Он выступил после того, как свои речи произнесли президент Шимон Перес и премьер-министр Биньямин Нетаниягу.

Нисим Зеев, депутат Кнессета от партии ШАС, обратился к собравшимся с такими словами: «Позвольте мне представить Исроэля-Арье-Лейба, учащегося иешивы Хабада в Бейтаре. Он — сын посланников Хабада из Гиват-Зеева, куда они были направлены Любавичским Ребе для оказания помощи каждому еврею. Их дом стал центром милосердия и благотворительности. «Бейс-Хабад» в Гиват-Зееве — один из четырех тысяч таких же «Домов Хабада», рассеянных по всему миру, находящихся в любой точке земного шара (только в Израиле их около 250). В Исроэле с детства заложена способность к самопожертвованию, а обеспокоенность бедами другого человека всегда стоит на повестке дня его семьи одним из первых пунктов. Он воспитан на учении Любавичского Ребе, который служил примером и символом аѓавас Исроэль (любви к евреям), без ограничений и без границ».

Исроэль, молодой посланник Хабада, избрал темой своего выступления вопрос о том, насколько важно для израильского общества, чтобы каждый человек обладал способностью к самоотдаче. Обращаясь к собравшимся на праздновании дня рождения Кнессета, он сказал: «Любавичский Ребе учит нас жить под девизом, согласно которому точно так же, как еврей должен накладывать тфилин каждый день, так он обязан потратить пятнадцать минут в день, чтобы подумать, чем он может помочь — материально или духовно — другому еврею. Как ребенок, который вырос в семье посланников Ребе, могу сказать, что основной целью моей жизни стали самопожертвование и любовь к ближнему в любое время и в любом месте. К сожалению, умение отдавать всего себя и забота о других, как главные ценности израильского общества, уходят в прошлое. «Одиннадцатой заповедью» для многих становится лозунг: «Не будь фраером!» Именно в таком обществе, где каждый заботится только о себе, мы, молодежь, хотим видеть наше руководство иным. Мы хотим, чтобы народные избранники показывали нам пример самоотверженного служения всему израильскому обществу, а не только какой-либо его части… Уважаемые депутаты! Хочу напомнить, что самоотверженная любовь к ближнему является визитной карточкой всего еврейского народа. Позаботьтесь о том, чтобы она стала важной составляющей частью и повседневной жизни израильского общества. Каждый из нас любит получать, но не следует также забывать отдавать, как сказано: «Каждый помогает ближнему своему и говорит брату своему: «Крепись!» (Ишаяѓу, 41: 6). И тогда мы все вместе удостоимся истинного и полного Избавления — вскорости, в наше время!» — взволнованно закончил свое выступление Исроэль.

…Всего несколько дней отделяют нас от Пурима, когда мы читаем Свиток Эстер. Обычно все мы с увлечением читаем историю чудесного спасения еврейского народа от уничтожения, но когда дело подходит к концу, мы устаем и не особо обращаем внимание на заключительные слова свитка. За три стиха до конца Мегила рассказывает нам, что Мордехай, который стал вторым человеком в империи — после царя Ахашвероша, вместе с царицей Эстер установили праздник Пурим. А за этим следует стих, который, на первый взгляд, никак не связан ни с историей праздника, ни с самим Свитком. Нам сообщают, что «обложил налогом царь Ахашверош землю и острова морские» (Эстер, 10: 1). Какая связь между историей Пурима и тем, что Ахашверош ввел новый налог?!

Любавичский Ребе в беседе на Пурим 1984 года говорит, что именно Мордехай посоветовал Ахашверошу собрать новый налог со всех граждан его царства, и поэтому Свиток Эстер непременно должен был об этом упомянуть. Но почему Мордехай убеждал царя облагать подданных налогами? Ребе объясняет, что не может быть положения, когда человек только получает, не должно быть так, что граждане только получают от государства, ничего не отдавая взамен. Для того чтобы в мире был порядок, необходимо, чтобы каждый не только получал, но также и отдавал. Потому-то для государства нормальным считается состояние, когда все — включая бедных — платят налоги…

Несколько недельных глав Торы — «Трумо», Тецаве», «Ки сисо» «Ваякѓейль» и «Пкудей» — рассказывают нам о Мишкане (переносном Храме), его строительстве, убранстве и утвари. Здесь мы тоже находим идею введения налога. Для сбора денег на обеспечение общественных жертвоприношений был введен единый налог: полшекеля один раз в год, «богатый не больше, и бедный не меньше» (Шмойс, 30: 15). Однако для строительства самого Мишкана Моше не вводил никакого налога, наоборот, почти все пожертвования были сделаны евреями на добровольной основе. Это было приношение «от каждого человека, сердце которого пожелало того» (Шмойс, 25: 2). Все зависело от щедрости сердца. Каждый приносил столько, сколько он хотел. Никто никого не обязывал и не заставлял вносить пожертвования на создание Мишкана. Этот подход оказался очень успешным, В главе «Ваякѓейль» мы читаем, что люди жертвовали так много, что Моше и старейшины вынуждены были провозгласить народу: не нужно больше приносить пожертвования.

Несмотря на это, когда царь Шломо (Соломон) строил Первый Храм, он не очень надеялся на щедрость народа Израиля, и установил налоги для всех, как сказано: «И брал царь налог со всего Израиля». Многим даже пришлось ехать в Ливан, чтобы привезти деревья и камни на строительство Храма. Так Шломо построил великолепное здание, но и после того, как строительство Храма завершилось, царь не снизил налоги. Таким образом поступает любое правительство, потому что ввести налог не представляет особой трудности, но когда люди привыкнут платить налог и он будет давать правительству стабильный доход, становится очень трудно отказаться от него, даже если официальная причина для сбора налогов уже давно не актуальна (не удивлюсь, если в некоторых странах все еще не отменили налоги для финансирования Первой мировой войны). Более того, Шломо постоянно увеличивал все больше и больше бремя налогов на население.

Когда царь Шломо умер, весь еврейский народ собрался в Шхеме, чтобы провозгласить царем Рехавама, сына Шломо (Млохим I, 1: 12). Пришедшие евреи во главе с Йоровамом, сыном Невата, обратились к Рехаваму с просьбой облегчить налоговое бремя. Они сказали ему: «Отец твой возложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи ныне жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он возложил на нас, — и мы будем служить тебе». Рехавам ответил им: «Я подумаю об этом, и в течение трех дней я дам вам ответ». Он обратился к старейшинам, которые были советниками еще его отца, и спросил, что, по их мнению, ему следует отвечать народу — сокращать налоги или нет? И они сказали ему фразу, которая вошла в историю: «Если ты будешь сегодня слугою людям этим и будешь служить им, и ответишь им добрыми словами, то они станут навсегда твоими рабами» (говоря простыми словами: отмени им налог). Затем Рехавам обратился с тем же вопросом к своим молодым советникам (всем этим великим умникам, консультантам по имиджу и связям с общественностью, тем, кто делает все пиар-кампании в средствах массовой информации). Они посоветовали ему сказать народу: «Отец мой возложил на вас тяжкое иго, а я ныне еще тяжче сделаю иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас тернием» (это было нечто вроде: «Я покажу вам, кто здесь хозяин!»).

Через три дня весь народ пришел услышать ответ молодого царя, который предпочел последовать советам своих молодых помощников. Услышав ответ царя, они очень рассердились и сказали: «Что за доля у нас в Давиде? Нет нам удела у сына Ишая! По шатрам своим, Исроэль!» И десять колен покинули царство Давида и Шломо. Они провозгласили своим царем Йоровама, сына Невата. Так единая держава распалась на два царства — Иудейское и Израильское… Талмуд в трактате «Мегила» подводит итог этой истории: «Разрушение умудренного опытом старика — это созидание, а созидание неопытного юнца — это разрушение. И пример этому — Рехавам, сын Шломо». Стоит научиться, говорят нам мудрецы, слушать взрослых, даже когда их советы кажутся нам неподходящими, потому что в конце концов они окажутся правы…

Какой урок мы можем извлечь из всего сказанного? Нужны налоги или нет?

Как всегда, иудаизм имеет идеальное решение для всех проблем. Еврейский закон гласит, что еврей обязан отдавать десять процентов своих доходов на благотворительные цели. Это как налоги, он должен их заплатить, Тора не полагается на доброе сердце человека. Но (и это великое новаторство) Тора оставляет человеку право выбора, кому он даст цдоку. В этом есть и обязательство, и свободный выбор. С одной стороны, он должен давать пожертвование, с другой — его право решать, каким именно беднякам или благотворительным организациям давать. Правительство не решает за вас, кому давать цдоку, Тора оставляет решение за вами. Или вот земледелец — он должен отделять труму и маасер от урожая, выросшего на его полях, но, как мы узнали на уроках Талмуда в синагоге, в трактате «Макойс» говорится, что он сам решает, кому из коѓенов он отдаст пожертвование. Почему так? Потому что если человек дает цдоку тому, к кому лежит его сердце, то меньше вероятность, что в нем проснется чувство неприятия этой заповеди.

Эта идея справедлива не только для заповеди о цдоке, но и, например, для изучения Торы. Талмуд говорит: «Всегда человек учит Тору там, где желает его сердце» (трактат «Авойдо зоро», 19а). Для успешного обучения человеку необходимо изучать тему, которая его интересует и доставляет удовольствие.

Все мы должны исполнять заповеди и учить Тору. Однако у каждого человека есть заповеди, которые он исполняет с бóльшим желанием, любимый праздник, история из Торы, которая ему больше нравится, и так далее. Иудаизм поощряет заниматься в первую очередь тем, что человек любит, потому что тогда он будет стараться изо всех сил. Успех в любимых делах пробудит в нем желание идти дальше и исполнять другие заповеди. На языке хасидизма это называется «воротами», через которые поднимутся к Небесам и остальные заповеди Торы.

Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете здесь (1,6 МБ).

я чего-то пропустил
2010-02-25 20:35
Специфическая тема, поэтому уберу под кат.

У моей жены есть знакомая. Тшуванулась давным-давно и замужем за хусидом каким-то уже много лет. Вот однажды они беседовали и, по ходу дела, поднялась тема "чистоты семейной жизни". Оказалось, что знакомая слыхом не слыхивала о таки понятиях, как "весет кавуа", "она бейнонит" и т.д. У нас дома по этой теме есть только книжки хабадских авторов, в частности р. Форкаша и [info]michaelko.

Скажите, успокойте меня, ведь не только в "наших книгах" об этом говорится?
кпз

Законы праздника Пурим (хорошо забытый прошлогодний постинг)
2010-02-25 22:35
Законы праздника Пурим.

Все законы Пурима можно разделить на четыре части: чтение «Свитка Эстер», подарок другу, подарки бедным, и, наконец, праздничная трапеза с нетипичным, скажем так, для верующего еврея количеством вина.

а. Чтение «Свитка Эстер».

«Мужи Великого Собрания» (среди которых на тот момент было и несколько пророков) постановили читать «Свиток Эстер» (непосредственно перед этим написанный) в Пурим. Когда именно? Как и большинство заповедей, - днем. Мудрецы более поздних поколений добавили к обязанности дневного чтения также и вечерние чтение «Свитка Эстер». Поэтому тот, кто, в силу обстоятельств, вынужден пропустить одно из двух прочтений Свитка в синагоге, должен предпочесть утреннее чтение вечернему. Само собой, надо приложить усилия, чтобы прочесть Свиток также и вечером, хотя бы и в одиночку, хотя бы из книги, если нет возможности воспользоваться кошерным свитком.

Почему было необходимо канонизировать чтение «Свитка Эстер», а не ограничиться рассказом чудес, описанных в нем, за праздничным застольем? ведь в Песах не читают в синагоге все, что написано в Торе о выходе из Египта, и это не смотря на то, что чудеса, сопровождавшие Исход, были, безусловно, более впечатляющими?
Потому, что события Пурима - суть есть чудесное спасение евреев от физического уничтожения, в отличие от событий Исхода, когда основной акцент приходился на избавление евреев от ига рабства.
Если так, почему молитва в Пурим не включает в себя также и Аллель (избранные псалмы, произнесение которых предваряется и завершается специальными благословениями, и произносимые в особенные, торжественные, для нашего народа дни)? Один из ответов, которые предлагает Талмуд на этот вопрос, таков: само чтение «Свитка Эстер» и является Аллелем! Что может быть лучше: и благодарение Всевышн-му и описание причины благодарения, и все в одном тексте! (Один из комментаторов Талмуда – Меири – пришел к заключению, что, по этому объяснению Талмуда, тот, у кого нет возможности прочесть или послушать чтение «Свитка Эстер», обязан читать Аллель в Пурим!)
Однако этот ответ явно не был взят за основу автором «Шульхан Орух» - рабби Йосеф Каро. Так, например, этот основополагающий свод законов разрешает сидеть во время чтения «Свитка Эстер» (во всяком случае, тогда, когда сам чтец сидит), в то время как произнесение Аллеля предписывается им совершать именно стоя. Также (первое) чтение Свитка ночью не сходится с законом, гласящим, что Аллель не произносят в ночное время.
И действительно, не этот, а другой ответ Талмуда на вышеприведенный вопрос был принят за основу Шульхан Орухом: в Пурим не произносят Аллель, т.к. избавление евреев тогда не было законченным. Евреи, вышедшие из Египта, стали абсолютно свободными. Однако там, в Вавилоне, евреи, избавившись от губителей своих, по-прежнему остались под властью Ахашвероша-царя, остались рабами.

Все законы, связанные с заповедью чтения Свитка, можно, в общем-то, выразить одним предложением: нужно внимательно слушать чтеца, не разговаривать, пока не отзвучит благословение после чтения «Свитка Эстер», и… всё. Есть еще несколько предложений, которые произносят все присутствующие, а затем уже сам чтец зачитывает их из Свитка. Т.е. важно об этом знать, и не вздрагивать, когда стоящие вокруг и внимательно слушающие люди вдруг «оживают» и начинают что-то активно произносить. Не имеющим возможности присоединиться к этому «скандированию» нужно лишь дождаться, когда снова зазвучит голос чтеца. Большинство же законов касается различных «аварий», могущих иметь место во время чтения.
Если прослушали слово-другое, быстро читайте их и те, что после них, пока не нагоните чтеца. В случае сомнения, - пропустили ли? – в вечернем чтении можно продолжать слушать, днем – желательно поступить как сказано выше.
Случайно проговорились во время чтения (например: «Да угомоните вы своего мальчишку! Совсем уже оглушил своей трещеткой!!!»), - если все-таки при этом вы слышали чтение Свитка, - можете продолжать слушать (но в дальнейшем постарайтесь ограничиться гневными взглядами, не разговаривая).


б. Подарок другу.

Из того факта, что изложение законов «Подарка другу» предшествует изложению законов о «Подарках бедным», сразу можно заключить, что данная заповедь выполняется первой. Пришли утром из синагоги, прежде всего занимаемся этим. Берем в руки уже приготовленные, красиво упакованные подарки и… Что дарить? Сейчас объясним.
Основная причина установления этой заповеди нашими мудрецами – желание преумножить мир и согласие в среде евреев. Ведь в этот чудесный праздник сердца людей веселы и расположены к дружбе, приязни, и даже прощению обид. Еврей получает подарки от соседа, друга, близкого, и его расположение к ним усиливается вдвойне. Правда здорово?!
Ну, а теперь сами ответьте: способствуют ли укреплению дружеских чувств банка шпрот и бутылка «Пепси» в качестве подарка? То-то и оно. Чтобы подарок добился своей цели, он, как правило, должен выглядеть ПРЕДСТАВИТЕЛЬНО.
Он обязательно должен состоять из двух единиц чего-либо съедобного (само собой, кошерные продукты). В идеале, и то и другое (и уж как минимум одно из двоих) должно быть едой, а не питьем. Два салата, два вида мяса (например, паштет и стейк или мясной рулет), и т.п. Упаковки приправ, горчицы, кетчупа также годятся (если прилично выглядят).
Само собой, невозможно выполнить эту заповедь, оставшись инкогнито для получателя: к кому он должен питать теплые чувства, собственно?! Иногда поэтому стоит поспешить, - находящийся не в слишком тесном знакомстве с вами получатель, выпив, как полагается в Пурим, может просто не вспомнить, - кто же такой этот Рабинович, от которого он получил подарок.

Многие посылают в подарок сласти, и все бы было хорошо, если бы не еще одно дополнительное объяснение причины установления этой заповеди: чтобы у всех евреев в Праздник было что кушать за праздничным столом. Сами понимаете, шоколад для этого не подходит. Шоколад в подарок круглый год, - да! Шоколад в «Подарок другу» - нет!

В книгах обсуждается, насколько необходимо именно посылать подарок с нарочным (в ливрее и с буклями, чтобы представительнее было), или самолично тоже допускается поднесение оного? Все лучше, чем это сделает собственный сынишка, которого, чтобы уже прекратил мешаться под ногами, услали «на дело».
Реально, зависит от обстоятельств: если другу будет приятнее лицезреть вас (а не вашего отпрыска «в изгнании») лично, - несите сами. Если ему всё равно,… отнесите подарок кому-нибудь другому (шутка!).
Понятно, что если ваш бюджет на Пурим позволяет это, лучше дать побольше на бедняков, чем рассылать многочисленные подарки друзьям.


в. Подарки бедным.

Заповедь помощи беднякам – не прерогатива Пурима. В течение всего года каждый еврей обязан помогать нуждающимся, и это - заповедь из Торы. Но, если в течение всего года я, просидев весь день дома и не потратив ни гроша на милостыню, не нарушил тем самым волю Всевышн-го, так как заповедь цдаки не носит перманентный характер, то в Пурим, не отчислив энную сумму на цдаку, я на деле манкировал той обязанностью, которую возложили на меня наши мудрецы: обязательно оказать финансовую помощь бедным в этот день.

Суть этого постановления ясна: мудрецы радели о том, чтобы каждый еврей в Пурим располагал средствами, достаточными для покупки всего необходимого на праздничную трапезу.
Вопрос в том, - обязали ли меня «взять шефство» над теми бедняками, которым я собираюсь дать цдаку, и, значит, сумма отчисления должна быть достаточной для покупки каждым из них хотя бы минимального количества продуктов на трапезу, или же всё, что я обязан, это только участвовать в накоплении данной суммы, и, даже «раскошелясь» на пять агорот «на брата», тем самым выполнить заповедь мудрецов? Мнения законоучителей по этому поводу разделились. На деле, тот, кто стеснен в средствах, может положиться на облегчающее мнение. Однако, желание послать подарки как можно большему количеству друзей, само собой, не является оправданием «сокращения дотаций» на приличные «Подарки бедным», ведь, как уже говорилось, по букве закона достаточно послать подарки лишь одному другу!

Вопрос: если деньги, предназначенные беднякам, должны помочь им приобрести все необходимое для трапезы, значит необходимо, как можно раньше эти деньги им переправить, так? Ответ: в наше время, время электричества, за которое надо платить, время всеобщей телефонизации и водопровода, за которые опять же надо платить, люди, даже бедные, в большинстве случаев имеют кусок хлеба и, даже, что на этот хлеб положить. Особенно в праздничные дни. Так что мы со своими пожертвованиями не задерживаем, как правило, их поход в магазин. Уже всё, что могли, купили и накрыли. Наши деньги обрадуют их в этот день, в который так важно всем быть радостными, - ведь с их помощью они смогут вовремя оплатить электричество и т.п.! Но. Это уже не так срочно, чтобы спозаранку заботиться о скорейшей доставке пожертвований на квартиру бедняку-получателю. Помните, выше уже было сказано: заповедь «Подарки другу» выполняется первой!
Можно и до Пурима передать необходимые суммы тому, кто переправит деньги адресату непосредственно в праздник. Собственно, это то, что происходит и с нашими «половинками шекеля», опущенными в кружку для собирания пожертвований на «Подарки бедным» еще в Пост Эстер, за день до Пурима.
Деньги должны попасть к беднякам, чтобы те распорядились ими по своему усмотрению. Выплатой их долгов не выполняется эта заповедь.
Если вдруг так получилось, что вы находитесь там, где просто нет бедняков-евреев, нужно отложить искомую сумму, и сделать так, чтобы те, к кому эти деньги в конце концов должны попасть, узнали бы об этом отчислении в их пользу сегодня же: это их обрадует.


г. Праздничная трапеза.

Трапеза должна быть «царской». Хлеб не обязателен, однако вина понадобится много. Женщины и те из мужчин, кто не уверен, что не станет дебоширить, когда напьется, довольствуются одной рюмкой и натуральными соками. Всем остальным – «Лехайим!»

Дилеммы в хасидизме
2010-02-26 03:35
Спортплощадка для ума. В пост призываются [info]esty_adass и [info]ykh.
Начало баталий тут.

подскажите откуда эта сугья?
2010-02-26 09:35
у рава ? испортилось вино
хахамим ему: Проверь свои дела
он им: вы меня подозреваете?
они ему: ты подозреваешь Святого Благословен Он?
он: в чем же причина?
они: ты не доплачиваешь работникам
он: они у меня воруют
...
заплатил им в том году получил двойной урожай

откуда это сугья? не могу вспомнит

Пуримские афоризмы и частушки
2010-02-26 12:36
отсюда: http://uri-superfin.livejournal.com/27309.html
и отсюда: http://zayz.livejournal.com/552502.html
(см. авторство там)


"У соседа всегда тфилин квадратнее" (С)
Бог праотцев любит.
"Каждый год тридцатого элуля мы с друзьями ходим в микву"(с) :)
"Всех женить - не море расступить"(с)
Свиным рылом в кашерный ряд
Сделал дело – лехайм смело
Сколь веревочке не вейся, а в циците пять узлов
Мицвотанком – города берут (хабадская)
Одним куглем сыт не будешь.
Аппетит приходит во время кидуша.
Седина в бороду – штраймл на голову
Нашего миньяну прибыло
Видит око, да все одно не кошер
Всяк хасид свою синагогу хвалит.
Не в деньгах ШАСтье
За одного с «бритом» двух без «брита» дают
За двумя «мивцами» погонишься, ни одну не поймаешь
Из брахи слова не выкинешь.
Худой тируц лучше доброй тьюфты
Ум хорошо, а хохма лучше
Свято место (у амуда) пусто не бывает.
"Вышли мы все из Египта" ©
"Поучи жену чулнт варить" ©
"Проще картофельного кугла" ©
"Не все то штраймл, что с мехом" ©
"В каждой синагоге - свои минhогим" ©
"Семь раз отмерь, один раз - обрежь" ©
"Плох тот еврей, что не мечтает стать цадиком" ©
"На этой затее придется поставить Муген-Дувид" ©
"Не капота красит еврея, а еврей капоту" ©
"По раввину и шляпа, по ребе и колпик" ©
"Не Раши единым..." ©
"Не чолнтом единым..."
у соседа всегда китл белее
На каждого хитрого Раши есть Тосафот с левой резьбой.
На каждый Тосафот довольно простоты.
Сколько голов - столько хумров.
Не тот посек, кто захумрил, а тот, кто расхумрил.
По кушье и тируц.
Хорошая кушья - половина тируца.
Нашего хазана не перехазанивать стать.
В соседней синагоге всегда миньян больше и минха позже.
Десять одиннадцатого не ждут.
"Не в шляпе фрумкайт"
"Не в цибуре молившись"
"Назвался "центер", пожалуй в миньян"
Дорога рыбка к шабату.
По сюртуку встречают, по драше провожают.
Первый пойсек на деревне, вся деревня - три избы.
Минха - не коза, в лес не убежит.
С утра даф йоми - день свободен.
Всяк хосид свово рэбе хвалит.
Всяк коѓен, кто Коган, но не всяк менакер, кто Менакер.
Не красна ешива талмид-хахамАми, а красна мицвотАми.
Не за то апикоруса бьют, что сэр, а за то что свинью съел.
Не говори "амен" покуда не дослушаешь.
Не все то этрог, что желтое.
Не все еврею Ханука, бывает и асара бе-тевет.
"Не было и зимуна, да вдруг миньян"
"Не было бы маасера, да шнат шмита помогла"
"Гони шидух в дверь - он в окно залетит"
"Нашему хусиду троюродный миснагед"
"Мне с ним не детей обрезать"
"Не все коту Швуэс"
"Знает кошка, чей чулнт съела"
"Не в цдаке счастье"
Поперед коэна к Торе не лезь!
Первый гументаш квадратом.
Не зная пшату, не суйся в драшу
До хупы заживет.
Вот тебе, бабушка, и Йом Кипур.
Вот тебе, бабушка, и шнат шмита
"Кавона города берет."
"Мицвойс по осени считают."
"Не красен талит углами, а красен цицитАми."
"С кем в Умань попрешься, с тем и наберешься."
"Бреславских бояться - в Умань не ездить."
"На чужой хидуш рот не разевай."
"Рука руку моет"
Авось перуш вывезет
Перушами сыт не будешь
С Талмудом и в шалаше Пардес
Цицит уму не замена
Брехать - не Талмуд толковать, брехнул да отдохнул
Свой талит ближе к телу.
Лашон а-ра не воробей, вылетит - не поймаешь.
Снявши голову, по пейсам не плачут.
Что хосиду здорово, литваку – смерть.
В семье не без хасида.
У семи нянек - дитя под сглазом.
Хочешь жить - умей учиться.
В Поневеж со своим раввином.
Пятая праматерь в Торе
Плох тот еврей, который не мечтает стать Мошиахом.
Драш драшем выбивают
на чужой толковАй рта не разивай
Цадик цадика видит через века
"Рав не гаркнет - еврей не переженится".
Аллаха – что дышло, куды повернёшь, туды и вышло.
Один с сохой, семеро с галахой.
Если есть свинину, так, чтоб по бороде текло



Частушки

По реке плывёт ковчег,
В нём семейство Ноево.
Ну и пусть себе плывёт,
Древесина гофера.

Ойфн вег штейт а бойм,
Под горою – вишня.
Гулять мамэ не пускает,
Чтоб чего не вышло.

Лезем с милым на чердак,
Расстилаем лапсердак –
Всё почти как в Песне Песней,
Только чуть поинтересней.

Алия, алия!
Нет в галуте ничего!
Хорошо в Краю Родном –
Там кошерный гастроном!

Мимо тёщиного дома
Я без шуток не хожу:
То мезузу поцелую,
То талитом помашу.

Мой милёнок, вот же ж, блин,
На ночь нацепил тфилин.
От ентой филактерии
У меня бактерии!

Мой супруг всегда в шаббат
Соблюдает целибат.
Вот настанет авдала –
Шоб я так ему дала!

Моя милка - вот же дура! -
Не дает мне без гиюра.
Я сижу и охаю,
А моэлю все равно.

Во лесочке за полями
Два раввина с топорами
Отмечают Ту би-Шват -
Только щепочки летят!

Ой, загубят маво мужа
Алкогольные дела!
Ладно б только без киддуша -
Так еще и из горла!

Кто читает интернет,
Кто уехал, а кто пьян.
Девять сбоку, наших нет,
Не хватает на миньян.

Когда ребе наш танцует,
Все хасиды следом в пляс.
Опа-опа!
Восточная Европа!

Нынче кайф у наркомана -
Раздобыл ушей Амана.
Говорит: "Я не дурак,
Я все знаю - в них же МАК!"

Пример «пурим-тойры». Реальный случай.
2010-02-26 12:36
http://uri-superfin.livejournal.com/57010.html

Черта характера. Благодарность.
2010-02-26 16:36
В рассказе о создании мира Тора говорит, что до создания человека растения не проросли, поскольку Всевышний не послал дождь на землю и не было того, кто мог бы её обрабатывать. Необходимо понять, в чём связь между двумя причинами, которые упомянуты в псуке.

интересно
2010-02-26 16:36
А не заготовил ли Моссад чего-нибудь на Пурим?

шалах мунэс
2010-02-26 16:36
В шалахмунэсы своим подопечным собираюсь положить в обязательном порядке пиво и семочки семушки, ну может еще пару конфет. Бананов в этом году не будет. Кризис.
Альбом: февраль 2010

А фрейлихен Пирем!

Радио программа “Пятое Измерение” — 25 февраля, 2010
2010-02-26 21:38
Этот день (11 Адара) в еврейской истории; Пост Эстер; Краткое содержание главы “Тэцавэ”; Духовная символика храмового жертвенника; Пурим: история и обычаи праздника Кликните на стрелку, чтобы прослушать. Чтобы скачать MP3 файл, кликните Download левой кнопкой, либо же правой и выберите “Save Target As…”

Глава Торы “Тецавэ”: Священный прикид
2010-02-26 21:38
Вот оно куда пошли народные-то денежки! Священник увешан каменьями, как Брежнев орденами. Буковки на них загораются… Сигналы, поди, идут. Откуда только?.. . (Лекция р-на Эли Когана; записана 2.17.2008, отредактирована 03.05.2009) Кликните на стрелку, чтобы прослушать лекцию. Чтобы скачать MP3 файл, кликните Download левой кнопкой, либо же правой и выберите “Save Target As…”


В избранное