Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уральский Следопыт

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Уральский следопыт
N 77

Новости журнала

"Уральский СЛЕДОПЫТ"

info@uralstalker.ekaterinburg.com
Выпуск двадцать третий. 5 июня 2000 года

ТЕМА ВЫПУСКА: Жемчужины провинциальных музеев

Олег ГУБКИН. Каслинский чугунный павильон

Уральский следопыт, N 4, 2000

Выставочный павильон заводов Кыштымского горного округа, представленный в 1900 году в Париже на Всемирной художественно-промышленной выставке, вошел в историю декоративно-прикладного искусства России как Каслинский чугунный павильон. 28 апреля 2000 года ему исполняется 100 лет. День открытия Парижской выставки стал официальной датой рождения русского чуда , которое в 1978 году было зарегистрировано ЮНЕСКО как раритет - единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.

Павильон Кыштымского горного округа на Всемирной художественно-промышленной выставке. Париж. 1900 год.

Самую большую известность и громкую славу Каслинскому чугунолитейному и железоделательному заводу, входившему в число заводов Кыштымского горного округа, принесло художественное литье из чугуна. Высшим его достижением стал уникальный выставочный чугунный павильон, в котором в 1900 году на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже экспонировались лучшие образцы продукции предприятий Кыштымского горного округа.

По отчетам Акционерного общества Кыштымских горных заводов, в 1900 - 1901 годах расходы по устройству павильона на Всемирной выставке в Париже составили 25 548 рублей 69 копеек (ЦГИАЛ, ф.62, оп.1, д.2, л.4 об.; д.3, л.4 об.).

Понесенные расходы не были напрасны, так как надежды на Всемирную художественно-промышленную выставку в Париже, возлагаемые владельцами Кыштымских заводов - наследниками винного откупщика и купца-золотопромышленника Л. И. Расторгуева, оправдались. Успех уральских мастеров превзошел все ожидания. Каслинский чугунный павильон стал гвоздем отдела . С утра и до вечера, с первого и до последнего дня работы выставки возле павильона кружился многоязычный поток нарядных посетителей, восхищенно, а порой и недоверчиво-пристрастно изучающих уральское чудо и его начинку . Посетители выставки увидели в Каслинском павильоне, по меткому выражению Б. В. Павловского, целую энциклопедию чугунного художественного литья (Павловский Б. В. Каслинский чугунный павильон. - Свердловск, 1978. - с. 21.).

Усилия талантливого петербургского архитектора Е. Е. Баумгартена не были напрасны. Павильон стал сенсацией Всемирной выставки.

Не случайно, по XI группе экспонентов (Горное дело и металлургия), в 65-м классе (Приготовление металлических изделий) продукции заводов Кыштымского горного округа была присуждена высшая выставочная награда первого класса - Гран-при (Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. - СПб., 1900. - Ч. 2, с. 99.).

Грандиозный успех уральских мастеров сопровождался восторженными откликами в отечественной и зарубежной прессе, которая с гордостью отмечала, что Париж был необычайно щедр: ...наград на выставке было роздано 42 790, из них высших - 2 827 (это так называемые большие премии , Grands Prix); золотых медалей - 8 166, серебряных - 12 244, бронзовых - 11 613 и почетных дипломов и отзывов - 7 938... ; экспонентов из России было около двух с половиной тысяч, наград же за их экспозиты присуждено 1589, в том числе: высших - 212, золотых медалей - 370, серебряных - 436, бронзовых - 347 и почетных отзывов - 224. Награждение происходило 18 августа (по старому стилю) в Зале торжеств Всемирной выставки (Орлов М. А. Всемирная Парижская выставка 1900 года в иллюстрациях и описаниях. - СПб., 1900. - С.223, 233.).

Когда погасли огни Парижской выставки, Каслинский чугунный павильон - выставочную витрину Кыштымского горного округа - разобрали и отправили обратно на Урал, в Касли. Многие годы ящики с деталями павильона так и не распаковывались - вплоть до конца Гражданской войны они хранились в подвале дома управляющего заводом.

Повороты судьбы

Вспомнили о павильоне в голодный 1921 год... В результате Первой мировой и Гражданской войн хозяйство страны было разрушено, уральские заводы парализовал голод. Из-за отсутствия продовольствия и недостатка фуража стояли Нязепетровский, Кыштымский, Карабашский, Нижнеуфалейский и Верхнеуфалейский заводы. С большими трудностями работал Каслинский завод, литейный цех которого выпускал чугунную посуду, печные принадлежности и разные хозяйственные вещи. В дело шел любой лом и изделия из чугуна. По приказу директора завода Н. Ф. Захарова в тот год переплавили на сковородки и чугунки около половины деталей знаменитого чугунного павильона.

От полного уничтожения его спасли старые каслинские мастера. Они спрятали в различных уголках завода основные ажурные детали павильона и послали к уездному начальству в Екатеринбург нброчного с письмом о необходимости сохранить для потомков Каслинский павильон и лучшие образцы художественного литья (Губкин О. П. Каслинский павильон: третье рождение. // Уральский следопыт . 1987. 1. - С.29 - 32.).

Позднее в печати появилась расхожая версия о сваленных на заводском дворе деталях павильона, десятилетиями ржавеющих под снегом и дождем , растаскиваемых по дворам . Эта байка, до сих пор популярная у журналистов, стыдливо скрывала истинных виновников уничтожения почти половины уникальных деталей чугунного шедевра.

В 20-е годы по распоряжению властей в Екатеринбург свозились художественные ценности со всего Урала. В 1922 году с Каслинского завода в уездный центр Екатеринбург поступила небольшая коллекция художественного литья и оставшиеся детали чугунного павильона. В 1926 году тресты Гормет и Уралмедь передают из Кыштыма Уральскому областному государственному музею (бывшему музею Уральского общества любителей естествознания) три вагона литья, среди которого было более двух тысяч каслинских изделий, их многочисленные медные и бронзовые модели.

Все это позволило в 1927 году открыть в Свердловском областном краеведческом музее экспозиционный отдел, посвященный уральскому художественному литью. Он разместился в небольшом холодном помещении бывшей Афанасьевской церкви Горного училища. Здесь была выставлена коллекция литья Каслинского завода, в том числе большой фрагмент легендарного чугунного павильона. Для его частичного восстановления сотрудники музея пригласили одного из создателей павильона - опытного мастера-модельщика К. Д. Тарасова. Он руководил сборкой бокового фасада павильона, который собрали под хорами, напротив алтарной части бывшей церкви. Вдоль стен расположили камины, решетки, садовую мебель и полки с кабинетными вещами. Над ними укрепили оставшиеся ажурные рельефы павильона, фрагменты его штандартов, медали и другие крупные отливки (Пешкова И. М. Искусство каслинских мастеров. - Челябинск, 1983. - С. 20 - 21, 41.).

Эта экспозиция стала первой после революции выставкой каслинского художественного литья в России и проработала более пяти лет, пользуясь большим успехом у свердловчан и гостей города. Популярность представленных экспонатов была так велика, что Свердловский музей художественного литья (так называли выставку в прессе) организовал массовый выпуск гипсовых копий с лучших художественных произведений каслинских мастеров чугунного литья (Художественные изделия из гипса.// Уральский рабочий . 1936. 18 февр. - С. 4.).

Второе рождение

Весной 1936 года почти все детали Каслинского чугунного павильона и уральское художественное литье, находившиеся в Свердловском краеведческом музее, вместе с большей частью художественной коллекции музея были переданы вновь созданной Свердловской картинной галерее. Новые хозяева попытались собрать павильон, но вскоре выяснили, что не хватает слишком многих деталей. Реализовать идею восстановления павильона удалось лишь после Великой Отечественной войны.

Весной 1949 года Свердловская картинная галерея обратилась на Каслинский завод с просьбой помочь восстановить выставочный чугунный павильон, получивший Гран-при на выставке 1900 года в Париже. По приглашению галереи в Свердловск из Каслей приехали главный скульптор завода П.С. Аникин, начальник цеха художественного литья С.М. Гилев и мастер-чеканщик А.Д. Блинов. Они кропотливо рассортировали все уцелевшие детали павильона, скомпоновали из них крупные фрагменты и определили объем реставрационных работ. Выяснилось, что не хватает около шестидесяти процентов деталей, а их восстановление потребует больших материальных средств и длительного подготовительного периода, так как на заводе не сохранилось ни рисунков, ни рабочих чертежей, ни моделей деталей Каслинского павильона. Да и опыта в отливке архитектурного литья в послевоенное время было еще маловато. Пришлось этот ответственный заказ на время отложить.

Сборка Каслинского павильона в Свердловской картинной галерее. 1958 год.

С началом строительства Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина каслинские мастера в 1950 году получили большой государственный подряд на архитектурное литье, что привело к перестройке всего заводского производства. Выполнение этого ответственного заказа стало важным этапом развития производства архитектурного литья Каслей. Приобретенный при этом богатый опыт придал мастерам уверенность в своих силах и позволил вернуться к идее возрождения знаменитого Каслинского чугунного павильона.

Всю подготовительную исследовательскую работу по созданию реставрационного проекта провел научный сотрудник Свердловской картинной галереи Б.В. Павловский. Он изучил сотни архивных дел, документов, печатных изданий, отыскал старые фотографии и описания павильона, неоднократно ездил на завод и беседовал со старыми каслинскими мастерами, скульптором П.С. Аникиным и начальником цеха художественного литья С.М. Гилевым. Борису Васильевичу и директору Свердловской картинной галереи Альме Мартыновне Кастра удалось привлечь к проекту реставрации павильона внимание руководителей партийных и советских органов власти Свердловской области и получить на его восстановление 444 559 рублей.

13 и 20 мая 1957 года из Свердловской картинной галереи на Каслинский завод привезли 44 ящика, в которых находилось 877 деталей павильона. Этот факт подтверждают акты передачи, отметившие удовлетворительную сохранность деталей. Работы по восстановлению, доукомплектованию и реставрации павильона были поручены специально сформированной бригаде из 24 человек под руководством начальника участка художественного литья С.М. Гилева и мастера А.Д. Блинова. По привезенным из Свердловска деталям и трем парижским фотографиям павильона каслинские мастера А.Д. Блинов и В.И. Савинов воссоздали в гипсе модели всех утраченных рельефов. Из гипса в бронзу их перевели модельщики С.В. Кузнецов и А.В. Зацепин. Формовщики П.М. Дунаев, В.М. Чиркин, В.И. Савинов, В.И. Рязанцев, С.А. Захаров, Т. Паниковская, В. Банных, Б. Быков, В. Егоров, Н. Нищих, Н. Буятанова и Т. Лепаловская в общей сложности заформовали и отлили 686 различных деталей, что зафиксировано в Сличительной ведомости на отливку недостающих деталей для сборки павильона .

Судя по официальным документам, подписанным С.М. Гилевым, Каслинский павильон состоял из 1563 чугунных деталей. Однако Семен Михайлович в своей статье Чугунный павильон восстановлен , опубликованной 5 января 1958 года в каслинской газете Красное знамя , приводит совсем другую цифру. Он пишет, что заводские мастера заново отлили 2024 различные детали . Начальник участка художественного литья не мог ошибиться. Возможно, в это число вошли дубли основных деталей, а также все выбракованные и промежуточные отливки. Хорошо известно, что литейщикам нередко приходилось переделывать уже выполненную работу. Например, из-за нечеткости фотографии не удалось сразу определить характер рисунка угловых колонн. Их собирали сначала как четырехугольные, потом - как шестиугольные и лишь после долгих поисков была определена первоначальная форма колонн - восьмиугольная.

Наибольшую трудность представляло воссоздание деталей, не имеющих аналога среди находящихся в Свердловской картинной галерее. Приходилось искать различный дополнительный изобразительный материал. Так, при изготовлении фирменных вывесок на французском языке, двуглавых орлов, филинов, некоторых других орнаментов были использованы не только фотографии 1900 года, но и дореволюционные монографии по геральдике и орнаментике.

Все новые детали обязательно прочеканивались. Лучшие опытные чеканщики В.Ф. Овчинников, И.А. Широков, Г.А. Двойников, А.И. Лумпов, И.К. Ахлюстин, А.Д. Блинов, Н. Агеев и Б. Рязанцев проработали детали так, что они ничем не отличались от побывавших в Париже. Мастер по окраске художественного литья А.А. Столбиков и его ученик и помощник А. Ляпцев воспроизвели традиционную для павильона черную матовую окраску, выдержав единый оттенок в старых и новых отливках.

Около восьми месяцев потребовалось каслинским мастерам на восстановление деталей павильона, после чего на складе цеха 6 его собрали на деревянном каркасе, изготовленном плотником М.К. Козловым, и предъявили экспертной комиссии заказчика. Эксперты единодушно пришли к заключению, что работа признается отличной и полностью соответствует имеющимся фотоснимкам и техническим условиям на художественное литье (Губкин О. П. Каслинский павильон: третье рождение. // Уральский следопыт . 1987. 1. - С.31.).

После приемки заказчиком павильон был демонтирован и перевезен на место его установки в Свердловскую картинную галерею. Здесь в самом просторном и светлом зале первого этажа его вновь собрали и задрапировали. На основании сохранившихся документов и воспоминаний старых каслинских мастеров был точно подобран бархат: золотисто-желтый для подкладки под ажурные детали и для драпировок над входами, а для внутренней драпировки стен, балдахина над главным входом и штор в трех дверных проемах - гранатово-красный.

Хотя павильон был установлен в самом просторном зале, посетители могли осматривать его лишь с двух сторон (места для кругового обзора не было). Кроме того, высота зала не позволила восстановить штандарты с эмблемой Кыштымского горного округа и декоративную гирлянду, как было ранее в Париже. Более того, пришлось урезать ажурное навершие, упиравшееся в потолочную балку. Но даже в таком виде Каслинский павильон почти тридцать лет восхищал любителей искусства сказочными рельефами и неповторимыми чугунными кружевами.

28 апреля был подписан акт приемочной комиссии, в котором утверждалось, что павильон ...полностью восстановлен, собран и отделан в полном соответствии с имеющимися фотоснимками и техническими условиями на художественное литье. Качество проделанных восстановительных работ признается хорошим...

3 мая 1958 года состоялось торжественное открытие чугунного павильона, возрожденного умельцами из Каслей. Чугунное чудо во всем своем великолепии предстало перед восхищенными зрителями, пленяя своей ажурностью, изяществом, красотой.

Громада павильона напоминала сказочный дворец, стены которого словно сотканы из причудливых узоров чугунных кружев, замысловатых рельефов. Изображения фантастических драконов и мудрых сов, зорких соколов и хищных зверей, сказочных дурман-цветов и вещих птиц, необыкновенных рыб с хвостом-цветком и быстрых кораблей будоражили воображение. Три парадно оформленных входа манили в мир художественной скульптуры. Внутри павильона на стенах и прилавках, а также вокруг него на подиумах и в витринах разместилось около 200 экспонатов каслинского художественного литья из фондов Свердловской картинной галереи: рельефы, полочки, подсвечники, пепельницы, скульптура малых форм и многое другое, что выпускалось заводом. Выставленные внутри и вокруг павильона, они еще больше усиливали впечатление уникальности восстановленного уральцами шедевра, производимое совершенством его отделки и разнообразием представленных в экспозиции художественных отливок из чугуна.

Как и на выставке в Париже, рядом с павильоном заняла свое место после необходимой реставрации еще одна жемчужина каслинского литья - скульптура Н.А. Лаверецкого Россия . Утерянные ранее меч, корона, скипетр, держава и их постамент, в 1958 году были заново отлиты формовщиком В.И. Савиновым, снявшим модели с аналогичной скульптуры в Златоустовском краеведческом музее; постамент для России отформовал и отлил К.М. Шмаков. Прочеканил все восстановленные детали и собрал скульптуру чеканщик А.И. Лумпов.

Работа каслинских мастеров по восстановлению чугунного павильона получила положительные отзывы прессы, подняла престиж завода, а после многочисленных публикаций в центральных и местных печатных органах популярность каслинского художественного литья у населения значительно возросла.

В поисках нового

Чугунный павильон 1900 года стал эталоном выставочной витрины для каслинского художественного литья. Опираясь на этот опыт, преподаватели и учащиеся Каслинского среднего государственного профессионально-технического училища 18 по сути дела возродили в 70-е - 80-е годы XX века традицию создания выставочных чугунных павильонов. В 1972, 1974, 1977, 1979 - 1980, 1982 и 1985 годах ими были разработаны проекты таких павильонов для демонстрации своих работ.

Эти павильоны, собранные из ажурных чугунных модулей, разработанных учащимися и преподавателями училища, сначала показывали на городской выставке в фойе каслинского кинотеатра Россия , а затем выставляли на областной выставке научно-технического и художественного творчества в Челябинске. И только лучшие из них привозились в Москву, для демонстрации на ВДНХ в павильоне Трудовые резервы . Так было с выставочным павильоном 1974 года, созданным учащимися под руководством каслинского скульптора Александра Семеновича Гилева, члена Союза художников СССР, преподававшего ребятам композицию и лепку. Но самым значительным и известным стал шестой чугунный павильон, изготовленный учащимися каслинского СГПТУ 18 в 1985 году для областной выставки научно-технического и художественного творчества молодежи в Челябинске, проходившей в СГПТУ 20. Автор уникального проекта выставочного павильона, посвященного 40-летию Великой Победы над фашистской Германией, - Владимир Петрович Игнатьев, молодой тогда преподаватель училища, старший мастер-скульптор, член Союза художников СССР, работавший в 1977 - 1985 годах скульптором в художественно-технологическом отделе Каслинского завода. Ажурный выставочный павильон Игнатьева имел размеры: высота - 5,5 метра, ширина - 5 метров, диаметр - 6 метров. В 1988 году он демонстрировался в Москве в павильоне профтехобразования на ВДНХ СССР и был удостоен золотой медали ВДНХ. Всех его создателей наградили дипломами I степени и призами.

В 1980 - 1987 годах каслинский скульптор А.С. Гилев работал над проектом чугунного павильона 2000 года Уральская сюита . Для этого павильона он создал серию портретных бюстов заводских скульпторов и мастеров, внесших значительный вклад в развитие каслинского художественного литья. Среди них портреты М.Д. Канаева, Н.Р. Баха, К.А. Клодта, Н.Н. Горского, П.С. Аникина, В.Ф. Торокина, К.Д. Тарасова и др. Эти портреты Александр Семенович планировал разместить в специальных нишах павильона. В семейном архиве скульптора сохранилась пояснительная записка к проекту павильона. Существует даже его макет, выполненный в пластилине. На первый взгляд этот павильон по композиции очень близок к своему знаменитому парижскому предшественнику, но при внимательном их сопоставлении становится очевидным, что оригинальные ажурные рельефы Уральской сюиты закомпонованы по-другому, сообщая совершенно иную архитектонику всему сооружению. К сожалению, проект павильона остался незавершенным, а материалы семейного архива А.С. Гилe:ва пока еще не опубликованы.

Каслинский чугунный павильон - главный экспонат зала каслинского художественного литья Свердловской картинной галереи. 1961 год.

Наряду с проектами новых чугунных выставочных павильонов в Каслях периодически возникали идеи отлить точную копию Каслинского павильона. Так, при его восстановлении в 1957 - 1958 годах, начальник участка художественного литья Семен Михайлович Гилев предлагал изготовить копию павильона для Челябинска. Он даже скопировал основные детали и заменил часть старых, полученных из Свердловской картинной галереи, на искусно выполненные новоделы. Возможно, для этих целей и было отлито на 461 деталь больше, чем нужно было для восстановления Каслинского павильона для Свердловской картинной галереи. Вот почему в скульптурной мастерской и под навесом во дворе дома Гилевых еще в 1980-е годы стояли тазы с деталями павильона, на которых были заводские клейма 1899 и 1957 годов.

О намерениях отца отлить дубль павильона упоминал в разговоре с автором этих строк и А.С. Гилев. Он вспоминал, что Семен Михайлович неоднократно ездил с директором Каслинского завода в Челябинск, но добиться финансирования проекта каслинцам не удалось.

О подготовке к дублированию павильона узнали челябинские художники, друзья и ученики преподавателя Свердловского художественного училища, ныне кандидата искусствоведения, профессора кафедры истории искусств Уральского государственного университета С.П. Яркова. Он рассказывал, что, узнав о намерениях Каслинского завода, просил челябинских художников сделать все, чтобы эти планы не осуществились. После того, как появится копия, павильон перестанет быть раритетом. В итоге Челябинск денег не дал.

Очередная попытка скопировать павильон была предпринята в 1995 году. Генеральный директор Открытого Акционерного Общества Каслинский машиностроительный завод В.И. Кудряшов проводил переговоры по этому вопросу в Москве. Первоначально планировалось построить павильон и выставить его на выставке в Париже, но осуществление проекта не состоялось из-за банального отсутствия средств. Зимой 1999 года заводу захотелось сделать не одну, а даже две копии. Одна бы уехала в Москву, а вторая - в столицу Франции. Закончить все работы планировалось к 2000 году, когда Каслинскому павильону исполнится ровно 100 лет. Идея возведения нового павильона была одобрена первым заместителем мэра Москвы Ю. М. Лужкова. Предполагалось, что финансировать проект будут спонсоры, которых найдет администрация Москвы (Сергеев А. Лужков хочет свой Каслинский павильон // Вечерние ведомости из Екатеринбурга. 25 февр. 1999. - С.1-2).

Кажется, сбывается горькая шутка Ю. П. Сакныня, предложившего в 1998 году лозунг: Каждой столице - по Каслинскому павильону! (то лет (воспоминания реставратора). - Екатеринбург, 1998. - С.59.)

15 февраля 1999 года Генеральный директор Открытого Акционерного Общества Каслинский машиностроительный завод В.И. Кудряшов направил письмо за 02/257 Министру культуры Свердловской области Н.К. Ветровой, в котором информировал ее и просил: ...В связи с 2000-летием Руси, столетием со дня создания павильона, нашему заводу поступило предложение изготовить аналогичный павильон для г. Москвы. Просим разрешения использовать фрагменты павильона в качестве моделей. Сохранность гарантируем . Министр, посоветовавшись со специалистами и администрацией музея, в просьбе разрешить снять копии с деталей павильона вежливо отказала, но порекомендовала заводу подойти к делу творчески и, на основе богатых каслинских традиций, создать новый павильон 2000 года.

Третье рождение

В 1985 году Свердловская картинная галерея была реорганизована в Музей изобразительных искусств, которому передали одно из старейших зданий Свердловска, расположенное в Историческом сквере города, в переулке Воеводина, 5. В этом реконструированном здании было решено разместить экспозиции русского и западноевропейского искусства, а также коллекцию уральского художественного литья и Каслинский чугунный павильон.

Работы по переносу и одновременной реставрации павильона выполнила бригада из четырех специалистов Свердловского зонального отделения Росмонументискусство , в которую вошли: Ю.П. Сакнынь - руководитель бригады, преподаватель Свердловского художественного училища имени И.Д. Шадра; В.П. Сакнынь - преподаватель Свердловского архитектурного института, искусствовед; А.Л. Никифоров - слесарь-монтажник высшей квалификации, специалист по металлообработке; О.П. Губкин - заведующий отделом декоративно-прикладного искусства музея, искусствовед. Консультировали бригаду реставраторов член-корреспондент Академии художеств СССР, доктор искусствоведения, профессор Уральского государственного университета Б.В. Павловский и старший скульптор цеха художественного литья Каслинского завода А. С. Гилев, сын С. М. Гилева, под руководством которого павильон был возрожден в 1958 году. Реставраторы должны были не просто разобрать, перенести и собрать павильон на новом месте, а максимально приблизить его облик к дням Парижской выставки.

Каслинские мастера взялись заново изготовить урезанные в 1958 году детали ажурного навершия и воссоздать по старым фотографиям и одной сохранившейся в музее детали два штандарта с эмблемой Кыштымских горных заводов.

1 февраля 1986 года реставраторы приступили к работе: сняли бархатную обивку внутри павильона, вскрыли его деревянную обшивку и обнажили каркас. Только теперь до конца прояснилась конструкция сооружения: павильон был собран на деревянном каркасе, а несущие конструкции усилены металлическими уголками и швеллерами. Основные композиционные узлы были смонтированы на деревянных рамах и образовывали три яруса автономных блоков, крепящихся к каркасу павильона с помощью болтов и гвоздей.

Еще до начала работ много горячих споров вызвали различные варианты переноса павильона. Сначала предлагалось разобрать его на четыре большие части-стены и в таком виде перевезти на новое место, где эти части снова будут собраны в единое целое, - и павильон готов! Кое-кто предложил вообще не разбирать его, а перевезти целиком, как перевозят дома или негабаритные грузы. Но в обоих случаях предстояло слегка разобрать капитальную полутораметровую кирпичную стену картинной галереи и стеклянный витраж нового музея... Выбран был наиболее оптимальный, технологичный и научно обоснованный вариант, исключавший всякие случайности и риск повреждения хрупких чугунных деталей. Павильон разобрали на шестнадцать крупных блоков, несколько десятков малых узлов и множество отдельных деталей. Все тщательно упаковали в ящики и перевезли на грузовом автомобиле к месту сборки.

Специально для Каслинского павильона в центре самого большого зала Музея изобразительных искусств, еще при реконструкции здания в 1984 году, был сооружен специальный подиум, способный выдержать нагрузку до двадцати тонн. На этом подиуме реставраторы сколотили деревянный настил, привернули к нему чугунные плиты пола павильона и далее вели все необходимые монтажные работы: устанавливали порталы, собирали каркас и т. д.

Выставочный чугунный павильон, изготовленный учащимися и преподавателями ГПТУ   18. Город Касли. 1074 год.

Но не все шло гладко, были и проколы . В субботу, 29 марта 1986 года в 14 часов произошло чрезвычайное происшествие: в обеденный перерыв, когда ничего не предвещало катастрофы, упали западный и восточный порталы павильона. Все произошло так неожиданно и быстро, что напугаться реставраторы не успели. В.П. Сакнынь запнулся о доску-распорку фиксирующую портал и в сердцах решил убрать ее из-под ног. Но едва он оторвал гвозди, крепящие распорку к полу, как вся конструкция, с таким трудом собранная, прямо на глазах стала медленно заваливаться по спирали, пока не рухнула с большим шумом. Валерий успел отскочить, но его плечо слегка задела упавшая балка. А.Л. Никифоров и О.П. Губкин наблюдали за происходящим со стороны и не пострадали. Ю.П. Сакнынь в это время обедал и падение порталов не видел. К счастью ни одна чугунная деталь не пострадала, не треснула и не разбилась. Деформировались лишь горизонтальные металлические уголки пояса жесткости, скрепляющие порталы по периметру павильона. Их пришлось выправлять кувалдой. Треснула левая стойка восточного портала, ее изготовили заново и заменили. Хотя шуму было много, скандала удалось избежать, все случившееся осталось в тайне.

Когда закончили монтаж среднего яруса, вокруг павильона поставили деревянные леса. На руках подняли и установили на свои места блоки с рельефами и отдельные детали. Параллельно со сборкой павильона была произведена полная замена бархата под всеми сквозными рельефами. Порой павильон загадывал много загадок. Иногда вся бригада ломала голову над тем, как подступиться к сложному узлу или блоку, как добраться до ключевой детали, от которой зависит вся дальнейшая сборка.

Во время реставрации сотрудникам музея представилась уникальная возможность всестороннего изучения Каслинского чугунного павильона. Каждая снятая деталь тщательно фотографировалась, обмерялась, выявлялась степень ее сохранности, изучались клейма.

9 июня 1986 года состоялось торжественное открытие Каслинского чугунного павильона в здании Музея изобразительных искусств. По существу это было третье его рождение.

В июле того же года на Каслинском заводе были восстановлены все детали ажурного навершия павильона (с цифрами 1900 ) и штандарты с эмблемой завода. Скульптор А.С. Гилев по фотографиям и нескольким сохранившимся деталям изготовил в пластилине, а затем в гипсе модели штандартов. По ним формовщик Г.К. Овчинников отлил алюминиевые модели, а модельщики В.М. Пряхин и П.И. Ласьков прочеканили их и обработали. После этого Г.К. Овчинников и Б.А. Быков отлили детали штандартов в чугуне, а чеканщики В.В. Кузнецов и А.Ф. Просвирнин их окончательно проработали. Мастер по окраске художественного литья Н.Н. Агафонова покрасила штандарты специальным красочным покрытием, приготовленным маляром Б.К. Козловым (он же готовил часть шпаклевки для павильона). В начале августа 1986 года все детали навершия и штандарты были установлены реставраторами павильона на свои места.

Следующий этап реставрации Каслинского чугунного павильона предполагал покрыть сусальным золотом все ранее бронзированные рельефы и вышить на бархатном балдахине главного входа золотые эмблемы Кыштымского горного округа - кайло и скрещенные молотки. Экспертное заключение, подписанное профессором Б.В. Павловским, утверждало, что золочение отдельных деталей (хотя золота ранее на павильоне никогда не было) и объемная вышивка балдахина золотом обогатят художественный образ павильона.

К золочению приступили в 1990 году. Вокруг павильона выросли строительные леса. Реставраторы-позолотчики Ю.А. Скачков, А.Н. Макеев, И. Секуторова при помощи специального раствора произвели расчистку всех бронзированных рельефов от наслоений жира и грязи, удалили бронзовое покрытие и нанесли два слоя специального грунта под золочение на лак. Каждому слою дали просохнуть несколько суток, обработали спиртом, немного отшлифовали. Далее предстояло заняться технологически сложным и трудоемким наложением позолоты на поверхность рельефов площадью более двух квадратных метров поверхности. Для этого, по расчетам, требовалось около 25 книжек сусального золота, каждая из которых содержит по 60 листов драгоценного металла, раскатанного до микронной толщины, переложенных листиками тонкой пропускной бумаги. Вес книжки составляет три четверти золотника. Такое золото обычно идет для позолоты куполов, крестов, кровель.

Работа у позолотчиков кропотливая и ответственная: на тщательно загрунтованную и подготовленную поверхность по слою особого лака надо уложить и притереть небольшой квадратик сусального золота. Во время золочения в помещении не должно быть движения воздуха, чтобы золото не разлеталось из-под рук реставраторов. Сантиметр за сантиметром поверхность чугунной детали обретает драгоценный вид и становится защищенной от коррозии металла. Реставраторы выполнили две трети от всего объема работ, вызолотив почти все крупные рельефы, но работы не были завершены. Ухудшение экономической ситуации в России отрицательно сказалось на ходе реставрации. Из-за организационных неурядиц бригада распалась и работы по золочению были свернуты.

Лишь через десять лет, в январе 2000 года, администрация музея предприняла последнюю попытку закончить золочение павильона. Средства на реставрацию выделило Управление культуры Екатеринбурга, помог и Золото-платина банк . Реставраторы Г.В. Щербаков, О.М. Чернышова и Я.А. Слепченко квалифицированно и в срок (к концу марта) выполнили все необходимые операции по золочению, В.В. Саитов произвел реставрационные работы по восстановлению ровной матовой тонировки павильона.

Тогда же, в марте 2000 года был заменен старый бархатный балдахин главного входа, вычищены шторы и внутренняя обивка (их заменили в 1986 году).

Судя по сохранившимся фотографиям 1900 года, входы в Каслинский павильон украшали великолепно расшитые шторы, балдахин главного входа был декорирован золотыми эмблемами Кыштымскского горного округа (кайло и скрещенные молотки), а над боковыми входами размещались павлины, вышитые гладью. Все работы по восстановлению вышивки пришлось отложить на будущее, так как без специального исследования и наличия научно обоснованного реставрационного проекта к ним приступать нельзя.

В ходе подготовки к столетнему юбилею павильона в каслинском зале Екатеринбургского музея изобразительных искусств полностью заменили освещение витрин и самого Каслинского павильона, изменили часть постоянной экспозиции художественного литья, сменили этикетаж. Сотрудники музея подготовили интересную выставку уральского художественного литья, планируют провести в юбилейные дни научно-практическую конференцию, на которую приглашены специалисты из музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Загорска, Перми, Омска, Иркутска, Тюмени, Тобольска, Невьянска, Нижнего Тагила, Златоуста, Челябинска и Каслей. Приглашены и каслинские мастера художественного литья, руководители завода. Ожидается приезд гостей из Франции, которые представят новые материалы о Всемирной выставке 1900 года, возможно, привезут и образец легендарного Гран-при , хранящийся в Музее города Парижа.

Каслинский павильон, вершина литейного искусства уральских мастеров, убедительно показал большие декоративные возможности художественного литья из чугуна и продемонстрировал всему миру необыкновенную одаренность русских скульпторов, архитекторов, литейщиков, чеканщиков, мастеров по окраске и тонировке - всех, кто принимал участие в его создании и реставрации.

Искусство Каслей знало в своей истории периоды расцвета и упадка. И сегодня, в начале третьего тысячелетия, каслинское художественное литье, подобно легендарному Фениксу, готово в очередной раз возродиться. Для этого у завода есть все: литейный цех с современным оборудованием, квалифицированные кадры мастеров-литейщиков, талантливые местные скульпторы, обширное собрание моделей художественного литья, богатые заводские традиции - бесценный опыт работы двенадцати поколений каслинских мастеров.

Новые материалы на странице "УРАЛЬСКОГО СЛЕДОПЫТА"

27.05.2000 г.

Опубликованы материалы 4-го, апрельского номера журнала.


6.05.2000 г.

Отчет об "Аэлите-2000"


22.04.2000 г.

Опубликованы материалы 3-го, мартовского номера журнала.

Подписка

Подписка на "Уральский следопыт" проводится по каталогу агентства "Роспечать".
Индекс 73413.
Подписка принимается во всех отделениях связи России и СНГ.

The Ural Banner System.

The Ural Banner System.

Рассылки Subscribe.Ru
Русская фантастика и фантастика в сети
Off-line интервью Бориса Стругацкого
Книги оЗона: Рекомендации

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное