Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Читая Коржибского (продолжение).


В этом выпуске:

Читая Коржибского

Читая Коржибского

Читаем вместе Книгу II фундаментального труда А. Коржибского "Наука и психическое здоровье" (перевод Олега Матвеева). Ниже - некоторые понравившиеся мне цитаты и комментарии к ним. Начало в предыдущем выпуске. Оригинал можно скачать здесь.


Основные уровни

В 1933 году в нашем человеческом хозяйстве нам нужно принимать в расчет как минимум три уровня. Первый – это субмикроскопический уровень науки, то, что «знает» наука об «этом». Второй – это крупномасштабный макроскопический, наше повседневное восприятие грубых объектов. Третий – это словесный уровень.

 Напоминаю, что 1933 год здесь фигурирует потому, что книга была написана именно в это время.

В прошлом выпуске мы говорили о том, что, в соответствии с данными современной науки,  "реальность" - это бесконечное количество взаимосвязанных процессов (событий) на микроуровне. И только благодаря стараниям нашей нервной системы мы имеем дело с твердыми стабильными во времени объектами - наше повседневное восприятие.  И, благодаря наличию языка, мы можем эти объекты описывать, рассказывать о них, делать выводы, рассуждать об их свойствах и т.д.

 

Термин "абстрагирование"

Вот как определяет этот термин А.К. 

Стандартное значение слова «абстрагировать», «абстракция» подразумевает «выбор», «вынимание», «отделение», «подытоживание», «выведение», «устранение», «опускание», «разделение», «убирание», «очищение» и прилагательное тут будет «неконкретный». Мы видим, что термин «абстрагирование» подразумевает, структурно и семантически, деятельностную характеристику нервной системы, и поэтому служит отличным функциональным физиологическим термином.

 Другими словами, процесс абстрагирования - это уменьшение количества рассматриваемых характеристик.

Переходя от микроскопического уровня процессов (событий) на уровень привычных нам объектов, мы уменьшаем количество рассматриваемых характеристик.

Если задаться вопросом о том, что мы делаем в науке, то обнаружится, что мы безмолвно «наблюдаем», а потом записываем наши наблюдения словами. С нейрологической точки зрения, мы абстрагируем всё, что мы сами и наши инструменты могут получить; затем мы подытоживаем; и, наконец, мы обобщаем, под чем имеется в виду продолжение процессов абстрагирования.


Времясвязывание

... для того, чтобы ознакомиться с объектом, нужно не только исследовать его со всех возможных точек зрения и ввести его в контакт с как можно большим количеством нервных центров, поскольку это является существенным условием для «знания», но также нельзя забывать о том, что наши нервные центры должны подытожить эти различные частичные, абстрагированные, конкретные картины. У класса жизни «человек» мы обнаруживаем новый фактор, который отсутствует у всех других форм жизни; а именно, что у нас есть способность собирать весь известный опыт различных индивидуумов. Эта способность чрезвычайно увеличивает количество наблюдений, которые могут быть доступны отдельному индивидууму, благодаря чему наша ознакомленность с миром вокруг и внутри нас становится более совершенной и точной. Эта способность, которую я назвал «способностью к времясвязыванию», возможна, в отличие от животных, только благодаря тому, что мы развили и усовершенствовали экстранейральные средства, посредством которых, не изменяя свою нервную систему, мы можем оттачивать ее работу и расширять ее охват. Наши научные инструменты записывают то, что мы обычно не можем видеть, слышать, . Наши нервные словесные центры позволяют нам обмениваться опытом и накапливать его, несмотря на то, что никто не может пережить его весь целиком; и он бы очень быстро забывался, если бы у нас не было нервных и экстранейральных средств для его записи.

Основное отличие человека от животных - его способность к времясвязыванию посредством передачи и усвоения опыта, без необходимости "действовать с чистого листа" каждый раз, когда надо что-то делать. Т.е. человек посредством языка и символов научился передавать свои знания так, что каждое следующее поколение может начать с того места, докуда дошло предыдущее.


Кое-что из антропологиии

Антропологические исследования ясно демонстрируют, что степень «культурности» примитивных народов можно измерить порядком абстракций, которые они производят. Особенной характеристикой примитивных языков является огромное количество названий для отдельных объектов. У некоторых первобытных рас есть названия для сосны и дуба. , но нет слова «дерево», которое является более высокой абстракцией для «сосен», «дубов», .

Все научные «законы» и другие обобщения высшего порядка (даже отдельные слова) ... олицетворяют абстракции очень высокого порядка. Они обладают уникальной важностью, потому что они ускоряют прогресс и способствуют дальнейшему подытоживанию и абстрагированию из результатов, достигнутых другими


Структура нервной системы и абстрагирование

Структура нервной системы представляет собой упорядоченные уровни, и все уровни работают, абстрагируя данные от других уровней.

Хотя организмы осуществляли ознакомление с объектами в течение многих сотен или тысяч миллионов лет, высшие абстракции, характерные для «человека», имеют возраст лишь в несколько сотен тысяч лет. В результате этого нервные цепи обладают естественной склонностью выбирать более древние, более «наезженные» нервные пути. Образование должно противодействовать этой тенденции, которая, с человеческой точки зрения, представляет собой регрессию или недоразвитость.

Здесь, наверно, уместно вспомнить концепцию триединого ума. Первым в ответ на стимул реагирует самая древняя часть мозга - Р-комплекс, затем подключаются эмоции (лимбическая система) и только после этого начинается осмысление происходящего на уровне аналитической части.

Можно принять в качестве первого уровня абстрагирования уровень объектов. На этом уровне еще нет слов, только восприятия, ощущения, поставляемые нашими органами чувств.

Термин «абстракции первого порядка» или «абстракции низшего порядка» не разделяет «тело» и «ум». На практике это примерно соответствует «чувствам» или непосредственным восприятиям, только не подразумевается, что при этом исключается «ум». Точно также термин «абстракции высших порядков» не исключает «тело» или «чувства», хотя он примерно соответствует «умственным» процессам.


Продолжение следует.

До следующих выпусков!

Ждем ваших писем по адресу kunira@mail.ru

Наши ссылки: форум Абилити, сайт Олега Матвеева, ведет рассылку Кундик Ирина.

Вопросы, касающиеся этой рассылки, можно обсудить на форуме, в отдельной теме.



В избранное