Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Виртуальной Психоаналитической Лаборатории


Информационный Канал Subscribe.Ru


НОВОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

www.e-psy.ru

Выпуск 12

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Д. В. Винникот "Способность быть в одиночестве"

В данной статье мне хотелось бы рассмотреть способность быть в одиночестве, исходя из предположения, что эта способность является одним из самых важных признаков зрелости эмоционального развития. Почти всегда в психоаналитической терапии наступает момент, когда способность быть в одиночестве приобретает значение для пациента. Клинически это может проявиться в виде молчаливой сессии или молчаливого периода. Такое молчание оказывается достижением со стороны пациента, а не формой сопротивления. Возможно, именно в этот момент пациент впервые обрел способность быть в одиночестве. Именно этому аспекту переноса, когда пациент на аналитической сессии пребывает в одиночестве, я хочу уделить внимание. Стоит отметить, что в психоаналитической литературе больше написано о страхе быть в одиночестве или о желании быть в одиночестве, нежели о способности быть в одиночестве. Также немало написано о состоянии ухода внутрь себя - защитной организации, возникающей в ответ на ожидание преследования. Мне кажется, что назрело обсуждение позитивных аспектов способности быть в одиночестве. Возможно, в литературе уже предпринимались попытки рассмотрения данной темы, но мне о них неизвестно. Я хотел бы упомянуть здесь работу Фрейда (Freud, 1914) и сослаться на его понятие "аналитические отношения" (см. также Winnicott, 1956)

Скачать в формате zip...


«Зависть»

Зависть - это сравнение себя с другими, признавая, что они являются в жизни победителями, а мы - проигравшими. От этого мы поражены в самое сердце. По сути, в этот момент у нас "отказывает" здравый смысл, мы не собираемся жить своей жизнью, и не проявляем уважения к своей природе.

Зависть - это душевная болезнь. Когда бы мы ни взялись проводить параллель своей жизни с жизнью другого человека, то будем побеждены, распластаны и никогда не сможем стоять в полный рост, потому что в зависти это просто невозможно. У нас есть только наша энергия, мы можем ее развить, а можем и не развивать. Причем тут другой? Другой, он и есть другой, с самого рождения. У него другой потенциал, другие возможности, деньги, комплекция и т.д. Но на этом сравнении строятся целые индустрии, а у человека возникают все виды невроза. Нас эксплуатируют, показывая нам, что такие, как есть, мы несовершенны. У нас несовершенная фигура, одежда, здоровье, у нас кариес, перхоть, целлюлит и т.д. Мы не в чем не совершенны. Но мы и не должны быть совершенными. Мы должны быть собой.

А наш общий, психологический "бзик", в полном смысле этого слова, заключается в том, что мы хотим быть не тем, кто мы есть. И мы сходим с ума, растрачивая свою собственную энергию на сравнение, растравливая и поражая самого себя стрелами недовольства, самодиверсий, ненависти к себе за то, что мы не такие, как другие. Но, по сути, мы даже и не видим другого человека. Мы выбираем лишь его фрагменты: ноги, волосы, лицо, деньги, одежду, машину. Завидуя, мы мысленно натягиваем, цепляем на себя какие-то детали, отсекая их от жизни другого человека в целом.

Разумность заключается в том, что даже если мы хотим сравнить себя с другим, то нужно знать о человеке все, начиная с его рождения, и до момента, когда мы начинаем себя с ним сравнивать. То есть, всю его жизнь, все, что он получил, какой ценой, все, что с ним происходит - взять целое полотно его жизни. И даже в этом случае мы ничего не будем знать - ни человека, ни его жизнь, ни то, что случилось или случится с ним. Сегодня он может быть на гребне волны, а завтра уже нет. Жизнь непредсказуема.

Но мы выбираем детали, самые лучшие детали жизни другого человека, и сравниваем с собой, тем самым, нанося удары по самому себе, разрушая веру в себя и подтачивая свои же силы, а потом жалуемся на судьбу. И это при полном здравии ума. Если нас учат логике, то даже простая логика подразумевает, что "мы" - это "мы", а "другой" - это "другой". Это ясно даже чисто логически.

Но мы этого не слышим. Вся образовательная система построена на соревновательности. Знамя соревновательности подхвачено с самого рождения, когда одних детей начинают сравнивать с другими - кто-то лучше учится, кто-то лучше кушает, у кого-то лучше зубы, оценки, все, что угодно, но лучше. Так работает наш ум - он все разделяет на "лучшее" и "худшее". Как он это определяет? Он просто берет какую-то часть, фрагмент из целого, и делает выводы. Наш ум - великий делитель, он делит все.

Поэтому, что бы мы ни услышали и ни увидели в самих себе, мы должны знать, что это всего лишь часть, фрагмент целого. Но этот фрагмент мы принимаем за целое. И самопознание необходимо для того, чтобы постепенно узнавать фрагмент как фрагмент, понимать истинную причину, мотивацию того, что с нами происходит, и создавать в себе единство, чтобы видеть себя, жизнь и других людей во всей целостности.


«Атипичные боли в левой половине грудной клетки как проявление психосоматической патологии»

Боли в левой половине грудной клетки или иные ощущения дискомфорта в этой области является одной из наиболее частых жалоб, которые заставляют пациента обращаться за врачебной помощью. Эти ощущения больные чаще всего связывают с ИБС (ишемической болезнью сердца), стенокардией или даже инфарктом миокарда, что определяет актуальность их не только для больного, но и для исследующего их врача.

Между тем, тщательный анализ ощущений, локализующихся в левой половине грудной клетки, уже на этапе анамнестического исследования позволяет все многообразие болевых проявлений разделить на две большие группы. Первую составляют жалобы, которые характеризуются определенностью и однотипностью клинической картины. Это - определенный характер болей или иных ощущений (сжимающие или давящие боли или чувство сдавления и тяжести), их локализация (за грудиной или в предсердечной области вдоль левого края грудины), непосредственная связь с физической или эмоциональной нагрузкой, приступообразный характер и длительность не более 10-15 минут, бесспорный и быстрый эффект нитроглицерина. Эти боли можно характеризовать как висцеральные. Если в характеристике синдрома присутствуют все составляющие или большинство из них, то можно вполне определенно говорить о его ишемическом происхождении.

У другой группы пациентов жалобы характеризуются своей неопределенностью. Это боли или ощущения различного характера (колющие, ноющие, стреляющие, режущие и др.), неопределенной локализации, редко - за грудиной, или в предсердечной области, чаще в области верхушки сердца, в левой руке, под левой лопаткой, различной длительности - от мгновенных прокалывающих до длительных - в течение нескольких часов или даже дней, без определенной связи с физической нагрузкой и без отчетливой реакции на прием нитроглицерина. Для обозначения таких ощущений используется термин "атипичный болевой синдром" в отличие от типичных ишемических болей. Трактовка подобных ощущений весьма сложна особенно у больных, перенесших инфаркт миокарда, или у лиц с доказанным атеросклерозом коронарных артерий. Вопрос о происхождении атипичного болевого синдрома и его связи с ишемией миокарда до настоящего времени решается неоднозначн. По мнению одних авторов атипичные боли можно рассматривать как проявление ИБС у определенной группы пациентов и говорить об особом варианте течения ИБС, например, у женщин или у лиц молодого возраста с факторами риска. Сторонники противоположной точки зрения утверждают, что такого рода боли отношения к ИБС не имеют. Эти различия в позициях определяют и различие тактики в отношении лечебных мероприятий, что и определяет большую практическую значимость этой проблемы.



Прочитать полностью…



Вы можете задать свой вопрос специалисту-аналитику здесь или прислать его по e-mail

Ведущая рассылки: Макарова Марина Викторовна



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное