Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Виртуальной Психоаналитической Лаборатории


Информационный Канал Subscribe.Ru


НОВОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

www.e-psy.ru

Выпуск 28

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Мартин Хайдеггер "БЫТИЕ И ВРЕМЯ".

Трактат "Бытие и время" вышел впервые весной 1927 в издававшемся Гуссерлем Ежегоднике по феноменологии и феноменологическому исследованию т. УШ и одновременно отдельным оттиском. "Понятие "бытие" неопределимо. Это выводили из его высшей всеобщности. И по праву ~ если definitio fit per genus proxi-mum et differentiam specificam. "Бытие" действительно нельзя понимать как сущее; enti non additur aliqua natura: "бытие" не может прийти к определенности путем приписывания ему сущего. Бытие дефиниторно невыводимо из высших понятий и непредставимо через низшие. Но следует ли отсюда, что "бытие" уже не может представлять никакой проблемы? Вовсе ничуть; заключить можно только: "бытие" не есть нечто наподобие сущего *. Потому оправданный в известных границах способ определения сущего - "дефиниция" традиционной логики, сама имеющая свои основания в античной онтологии, - к бытию неприменим. Неопределимость бытия не увольняет от вопроса о его смысле, но прямо к таковому понуждает."

Скачать в формате zip...



Депрессия глазами других (1 часть).

Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать.
Карл Густов Юнг

Уважаемые читатели, я начинаю цикл статей о депрессии с освещения особенностей взаимодействия окружающих людей с человеком, переживающим депрессию, и с рекомендаций родственникам людей, страдающих депрессией. Это вовсе не означает, что эти статьи предназначены только для родственников. Эти статьи, вероятно, будут интересны и самим людям, переживающим депрессию. Депрессивное переживание, сопровождающееся внешним проявлением, которое можно было бы назвать "уходом в себя", на самом деле, может быть, в большей степени, чем какое другое психическое страдание, обнаруживает потребность в сопереживании со стороны окружающих. Вся трагедия депрессии заключается в том, что человек, находясь в состоянии депрессии, не может объяснить свое состояние и принять участие близких ему людей. А окружающие люди не могут "принять" депрессию как неизбежное состояние здесь-и-сейчас того, кому они хотят помочь, пытаясь "вытащить" его насильственным образом из этой депрессии.
И тогда оказывается верным высказывание, что когда мы смеемся - с нами смеется весь мир, когда мы плачем, то плачем в одиночестве.
Возможно эти статьи помогут понять депрессию людям, находящимся во взаимоотношении с человеком, переживающим депрессию, также как, взгляд со стороны может помочь понять не только то, как и почему депрессия часто не вызывает понимания со стороны окружающих, но и свою депрессию глазами других.
Чужая депрессия, порой, так сильно пугает, что человек, переживающий депрессию, оказывается в вакууме... Или, может, ему только кажется, что он один? Депрессия - это состояние, затрагивающее не только одного человека. Депрессия проникает в межличностные отношения в семье, на работе, везде. Что же происходит тогда, когда кто-то попадает в поле зрения человека, переживающего депрессию, когда их взгляды встречаются? Сколь сильно отдельные люди отличаются по своему характеру, столько же многообразны и формы взаимоотношений с человеком, находящимся в состоянии депрессии. Даже в супружеских парах, где кто-то болен депрессией, когда один супруг, в силу своего выбора спутника жизни, остается рядом с другим, заболевшим депрессией, в течение всей своей жизни, наблюдаются неоднородные модели межличностных взаимодействий. Но при всем их многообразии можно отметить и общие черты. Так, например, у большинства собеседников депрессивных лиц, тем или иным образом, выражается неуверенность. Многие чувствуют, что не могут "достучаться", что им что-то не хватает, что их "не слышит" депрессивный собеседник. У многих такое чувство вызывает позыв "встряхнуть", "пробудить от спячки". Другие сообщают, что отстраненность и стереотипность ответов депрессивного собеседника создает у них ощущение участия в трудной работе, и, что после такой беседы они чувствуют себя опустошенными и измотанными.
Многие супруги, искренне любящие своих жен, отмечают нечто подобное: "Я всегда помню, что моя жена страдает, но этого страдания я не могу постичь. Я хотел бы быть рядом с ней, сочувствовать, помогать, но из этого ничего не получается. Она и сама не знает, чего же ей не достает".
Такие моменты опустошения трудно выразить словами. Очевидно, они находятся по ту сторону разума, чтобы это чувство можно было выразить посредством слов. Страх "попасть" в эту пустоту и открыть для себя ощущение близости бездонной пропасти, нередко, принуждает родственников человека, переживающего депрессию, "убегать" в чисто бытовую деятельность, связанную с уходом и обеспечением физического комфорта, выражая таким образом свое участие к депрессивному члену семьи, с целью избежать тесного общения с ним, и, тем самым, обрекая его на одиночество. Среди специалистов, призванных оказать помощь человеку, страдающему депрессией, врачей и психологов, оказывается типичной схожая форма реагирования. Велико искушение с целью самозащиты, по возможности, ограничить глубокий контакт с человеком, пребывающим в депрессии, и держаться на почтительном расстоянии, сохраняя определенную дистанцию в страхе "заражения" чувств.
Чем же вызвано это чувство пустоты, возникающего у партнера депрессивного человека, супруга, лечащего врача, психолога?

Прочитать полностью...



Основы глубинно-психологической символики" ( 1 часть)

Ханскарл Лёйнер Журнал практического психолога, №3, 1996г. с.102-110

'ХАСКАРЛ ЛЁЙЕР (21.01.1919-22.06.1996) - проф., д-p. мед., долгие годы руководил отделением психотерапии и психосоматики в психиатрической клинике Геттингенского университета. Научные интересы концентрируются на развитии интенсивных и технически несложных методов психотерапии, а также на психолитической терапии (использование галлюциногенов для глубинко-психологически ориентированной терапии) и на Кататимном переживании образов (технике"сновидений наяву', особенно хорошо приспособленной для "короткой психотерапии").
"Мы понимаем, что человек во все времена жил и живет в мире символов. И именно символы стали для него той действительностью, которая определяет его существование. Мы понимаем также, что эта жизнь в символах принадлежит к ocновополагающим структурам человека. И поэтому мы бы хотели понять особенности этих символов, собрать их во всем многообразии, обозреть и классифицировать... Раскрытие возможного содержания символов означает открытие того пространстяа, в котором человек может стать самим собой, своей сущностью, субстанцией. Без символов он как бы вмерзает своей убогой душой, превращаясь в ничто, тщетно мчясь и мучаясь со своим голым рассудком в суете опустевшего мира". Карл Ясперс
Понятие "символ" включает в себя множество значений: это и "аллегория", и "знак", и "опознавательная примета". Документы свидетельствуют, что в немецком языке это слово появилось, начиная с XVI века, куда оно пришло из латинского языка ("symbolum"), который, в свою очередь, заим- ствовал его из древнегреческого языка ("symbolon").
Само же греческое слово происходит от "symballein", что означает "соединение, сведение". Изначально оно обозначало оговоренный между родственниками или друзьями условный опознавательный знак, состоящий из отдельных разломанных кусков какого-то предмета (например, кольца), которые при "соединении, сведении" вместе образуют целое и таким образом доказывают связь их владельцев.
Понятие символа, таким образом, изначально много шире, чем нам известно на основании глубинной психологии. В словаре это понятие определяется сегодня как "имеющий определенный смысл образ, (обладающий некоторой силой) имеющий определенной значение знак для обозначения определенного (сверхчувственного) понятия". Понятие "символ" издавна играло важную роль в христианском вероучении, в частности, в обряде крещения (например, в учении Св. Августина). Символ - это также сокращенное обозначение, знак для математических операций. Он может означать некоторые физические величины, а также быть средством изображения и выражения на языке образов, например, средством общения некоторой группы, сообщества. Здесь можно вспомнить символику национальных флагов. Понимание символа как символизации психических конфликтов л сновидении впервые встречается в психоанализе З.Фрейда.
Таким образом, глубинно-психологический символ занимает особое положение в теории символизма. Он всегда связан с символикой сноввдения. Кататимное переживание образов (КПО)' можно в этом отношении уподобить сновидению, иными словами, то, что справедливо в связи с символами ночных сновидений, может быть таким же образом применено и к КПО. Проблематика, заключенная в глубинно-психологическом символе и его понятийном осмыслении, станет, быть может, более яркой, если учесть, что З.Фрейд избегал разработки понятия символа в психоанализе и никогда не давал его определение. Как известно, он ни разу не опубликовал подробное систематическое изложение своего понимания символа. Он хорошо понимал возможмые сложности: "Нам пришлось бы... значительно превысить задачу толкования сновидений", - пишет она 1914 г.,- "если бы мы хотели справиться со значением символа и обсудить бесчисленные, в большинстве своем еще нерешенные проблемы, которые связаны с понятием символа". Интерес для глубинно-психологической концепции представляет определение смысла О.Ранка и Х.3акса.

Прочитать полностью...



Аспекты гештальт-терапии.

Всегда, когда меня просят написать статью или выступить ex cathedra в качестве "авторитета" в теории и практике гештальт-терапии, я вспоминаю сон, который видела много лет назад. Вечером перед этим я читала стихотворение Кроу Рэнсома "Эквилибристы". Оно завершается строкой: "Оставьте их лежать опасными и прекрасными".
В моем сне я шла по пляжу, где и встретила Пола Гудмена и его сына Мэтью. Они собирали раковины и камешки. Я сказала:.
Не собирайте их; когда они высохнут,.
Раковины сломаются, камешки посереют.
И потускнеют..
Оставьте их лежать опасными и прекрасными..
.
(в оригинале стихотворение рифмованное).
Это мое существование: я Пол и Мэтью, учитель и ученик, наблюдатель и классификатор. Я - раковины и камешки, хрупкие и тусклые, выброшенные на берег, на милость ученых и собирателей. Я пляж, вечнодвижущаяся береговая полоса, где сухое прошлое периодически оживляется и увеличивается или уменьшается волнами настоящего. Я также и море, постоянно обновляющаяся, ритмически движущаяся жизненная сила. И я поэт, знающий то, что ученые забыли. Я только что дала вам несколько укороченный пример работы со сном в гештальт- терапии. То, что я обнаружила, работая с этим сном, и то, что я пытаюсь сказать вам, особенно в применении к сегодняшнему вопросу, - это то, что сортировка и суммирование опыта гештальт-терапии в классы, помеченные как Теория, Техники, Расширения и Ожидания Достижений, совершенно не резонируют с холистической и организмической философией гештальта..
Мне больше нравится думать о любой теории, включая Гештальт, как о рабочей гипотезе, дополнительном конструкте, который мы строим и приспосабливаем к целям коммуникации, рационализации и оправдания нашего особого личного подхода. Эти семантические конструкты, если они согласованны и целостны сами по себе, могут быть, как, например, работа Фрейда, великими произведениями искусства и как таковые, быть точными выражениями и поддержкой опыта и развития многих людей в определенной культурной ситуации. Но, как это случается с любым фиксированным гештальтом, они могут при других обстоятельствах стать препятствием в развитии человека, отношений, группы или целой культуры..
Это прямо приводит меня к базовому (для меня) понятию в гештальт-терапии - континууму осознания, свободно текущему формированию гештальта, при котором то, что представляет наибольший интерес для личности, отношений или группы, выходит на передний план, где с этим можно контактировать и справляться так, что затем оно может уйти на задний план и оставить передний план для следующего гештальта..
Контакт возникает в любой актуальной ситуации в настоящем, в единственный момент, когда возможны переживание и изменение. Когда бы мы ни думали и ни говорили о прошлом, наши воспоминания, сожаления, возмущение, горе или ностальгия присутствуют здесь и теперь и относятся к настоящему. Когда бы мы ни говорили о будущем, мы фантазируем, планируем, надеемся, ожидаем, собираемся, стремясь к тому, или ужасаясь тем, где мы находимся здесь и теперь, в настоящей ситуации. Гештальт- терапия - это экзистенциальный, экспериентальный ("проживательный") и экспериментальный подход, который основывается на том, что есть, а не на том, что было или будет. Интерпретации не нужны, когда мы работаем с тем, что доступно пациенту и терапевту в актуальном текущем осознании и с чем можно экспериментировать посредством этого всегда возрастающего осознания.

Прочитать полностью...





Вы можете задать свой вопрос специалисту-аналитику здесь или прислать его по e-mail

Ведущая рассылки: Макарова Марина Викторовна


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.epsy
Отписаться

В избранное