Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Виртуальной Психоаналитической Лаборатории


Информационный Канал Subscribe.Ru


НОВОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

www.e-psy.ru

Выпуск 32

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛИЗА СНОВИДЕНИЙ (часть1)



Карл Густав ЮНГ

Терапевтическая применимость анализа сновидений - все еще очень спорная тема. Многие считают анализ сновидений в лечении неврозов обязательным и тем самым поднимают сновидение до функции, эквивалентной по психической важности сознанию. Другие, напротив, оспаривают правомерность анализа сновидений и, следовательно, считают их маловажным, побочным психическим продуктом. Само собой разумеется, что всякая точка зрения, приписывающая бессознательному решающую роль в этиологии неврозов, одновременно признает важное практическое значение сновидений как непосредственного проявления бессознательного. Точно так же воззрения, отвергающие бессознательное или хотя бы считающие его этиологически незначимым, объявляют и анализ снов необязательным. Можно было бы посчитать достойным сожаления, что в лето Господне 1931, более чем через полстолетия после того, как Карус (Carus) предложил понятие бессознательного, более чем столетием после того, как Кант говорил о "неизмеримом поле темных представлений", почти через 200 лет после того, как Лейбниц постулировал бессознательное психическое, не говоря уже о достижениях Жане, Флурнуа (Flournoy) и многих других, - что после всего этого существование бессознательного еще может быть предметом противоречий. Но я не собираюсь здесь, когда речь идет исключительно о практическом вопросе, провозглашать апологию бессознательного, хотя специальная проблема анализа сновидений существует и рушится вместе с гипотезой бессознательного. Без нее сновидение всего лишь lusus naturae (Игра природы (лат.) - Прим. пер.), бессмысленный конгломерат рассыпавшихся остатков дня. Если бы это действительно было так, то для дискуссии о применимости анализа сновидений не было бы оправдания. Мы вообще можем обсуждать эту тему, только признав бессознательное реальным, так как цель анализа сновидений - не некое умственное упражнение, но выявление и осознание бессознательных содержаний, представляющихся важными для объяснения или лечения невроза. Кому эта гипотеза представляется неприемлемой, для того не существует и вопроса применимости анализа сновидений.

Итак, поскольку наша гипотеза предполагает этиологическое значение бессознательного, и поскольку сновидения являются непосредственными проявлениями бессознательной психической деятельности, то попытка анализа и толкования сновидений, по крайне мере с научной точки зрения, теоретически оправданное предприятие. Если эта попытка удастся, то, помимо возможного терапевтического эффекта, в первую очередь можно ожидать от нее научного объяснения структуры и этиологии душевных проявлений. Но так как для практика научные открытия могут означать разве что приятный побочный продукт терапевтической деятельности, то возможность теоретического освещения этиологической подоплеки, пожалуй, вряд ли будет достаточным мотивом или даже показанием для практического использования анализа сновидений. Разве что врач ожидает терапевтического эффекта как раз от такого теоретического освещения. В этом случае он возводит применение анализа сновидений во врачебную обязанность. Как известно, фрейдовская школа в основном придерживается взгляда, что распознание и объяснение, т.е. полное осознание бессознательных этиологических факторов имеет величайшее терапевтическое значение.

Прочитать полностью...



Иметь или быть.



Эрих Фромм

На фоне все более обостряющихся социальных противоречий капитализма и усиливающихся процессов дегуманизации личности на Западе возникают и получают значительное распространение различные абстрактно-гуманистические социальные концепции, авторы которых, осознавая глубокий кризис современной капиталистической системы, пытаются найти какой-то выход из него. Яркой, колоритной фигурой, с наибольшей полнотой выразившей противоречивость, ограниченность, иллюзии и заблуждения современного буржуазного критического и социально-утопического мышления является американский философ, социолог, психолог и психоаналитик Эрих Фромм (1900-1980).

Эрих Фромм родился в Германии в 1900 г. Получив философское образование в Гейдельбергском университете, Фромм увлекается фрейдовским учением и избирает карьеру психоаналитика. Наряду с психоаналитической практикой, которую он начинает активно вести с 1925 г., значительную часть своего времени он посвящает теоретическим исследованиям в области социальной психологии. Первоначально Фромм был строгим последователем и приверженцем ортодоксальной теории З. Фрейда, но постепенно под влиянием философии Л. Фейербаха и К. Маркса он критически переоценивает фрейдистскую точку зрения на природу бессознательных влечений и роль социальных факторов в становлении человеческой личности.

После прихода к власти в Германии Гитлера Фромм в 1933г. эмигрирует в США, где окончательно складывается его неофрейдистская социальная философия.

Последняя его работа "Иметь или быть"(1976) как бы подводит итог многолетнему изучению дегуманизирующего влияния культивируемого буржуазным обществом способа человеческого существования. Антигуманность общества потребления, манипулирование человеческим сознанием, умышленное насаждение потребительства в угоду капиталистической социально-экономической системе, нацеленной на извлечение максимальной прибыли, подвергаются Э. Фроммом резкой критике.

Введение. С началом промышленного прогресса, замены энергии животного и человека механической, а затем ядерной энергией до замены человеческого разума электронной машиной мы почувствовали, что находимся на пути к неограниченному производству, а, следовательно, к неограниченному протреблению; что техника сделала нас всемогущими, а наука - всезнающими. Мы были на пути к тому, чтобы стать богами, высшим существами, способными создать второй мир, используя мир природы лишь в качестве строительного материала для своего нового творения. Триединство неограниченного производства, абсолютной свободы и безбрежного счастья составило ядро новой религии - Прогресса, и новый Земной Град Прогресса должен был заменить Град Божий.

Прочитать полностью...





Вы можете задать свой вопрос специалисту-аналитику здесь или прислать его по e-mail

Ведущая рассылки: Макарова Марина Викторовна


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.epsy
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное