Мы любим праздник Пасхи – воскрешение Иисуса из мертвых.
Но откуда взялись куличи и яйца? Откуда пошла такая традиция?
Какие образы мы в нее вкладываем? Почему название ей - «пасха»? Вам интересно? Мне тоже. И вот, что я узнал об этом «три-в-одном» празднике:
Исход
Вернувшись в Египет, Моисей именем Бога требует у фараона отпустить его народ, демонстрируя чудеса, призванные убедить фараона и его приближённых
в божественности его предназначения. Эти чудеса получили название 10 казней египетских из-за того, что каждое продемонстрированное Моисеем чудо сопровождалось бедствиями для египтян.
Последнее из этих чудес, с тех пор обозначаемое как Пасха (Песах – букв. «миновал, обошёл») — казнь всех египетских первенцев и спасение первенцовизраилевых, ознаменовало начало самого Исхода, евреи покидают свои дома и, следуя за Моисеем, направляются к северо-восточной границе Египта.
Второй, по значимости, ритуал, после обрезания, — празднование Пасхи.
По древнему повелению Иеговы (еврейского духовенства), кровавое убийство египетских первенцев еврейский народ празднует и до сегодняшнего дня.
«И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его» (Исх. 12:14) «И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов
Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил» (Исх. 12:26-27)
Христианские праздники – коктейль из обычаев, верований и мифов из других религий.
Возьмём, например праздник Пасхи, искажённое название которого церковь передрала у иудеев, которые, как это нам уже известно, отмечают убийство гойских первенцев. На столе у празднующих – ягнёнок с пресным хлебом.
Христиане же, отмечают, вроде бы, воскрешение из мёртвых Иисуса Христа. На столе у них крашеные куриные яйца и сладкий сдобный кулич, называемый «паской».
Спрашивается, причём здесь восстание из мёртвых к яйцам со сладкими изделиями из теста?
Оказывается, этот праздник встречи весны отмечался всеми известными современной науке «языческими» культурами. Греки праздновали воскресение Адониса, римляне – Митры (который тоже был приговорён к смерти, казнён и воскрес на третий день), египтяне – Осириса.
«Славяне в этот день отмечали степень готовности к началу весенних полевых работ и закладку основы урожая. Для этого они заранее пекли куличи в форме детородного органа с излившейся семенной жидкостью, которую посыпали зерном – символом плодородия.
Ставили на поднос эти предметы, добавив расписные куриные яйца с символами своего рода, и ходили от дома к дому, спрашивая хозяев: "Готовы ли вы к посеванию? Крепко ли ваше семя?" После обмена шутливыми приветствиями, происходило "соревнование" в виде удара яиц с символами обеих семей. В случае разбитого яйца, его владельцу давали яйцо
"обидчиков" со словами: "Слабо ваше семя, возьмите наше!"
Итак, мы имеем три, как бы «несовместимые» части: название от Евреев, воскрешение Иисуса, а по сути праздник этот остался праздником весны. Но главное то, что мы вкладываем в этот праздник светлые и радостные образы воскрешения жизни и пробуждения природы.
С Праздником Всех!
Сергей Деревянко.
* Примечания
1. Под Богом во всех выпусках рассылки я имею ввиду нечто обобщенное и абстрактное, Высшую Силу, но никогда Иегову, Иисуса Христа, Аллаха или другого конкретного Бога!
2. В своих выводах я могу ошибаться. Думайте сами!