Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Грамотность номер ноль

  Все выпуски  

Грамотность номер ноль l 2007-06-11


"...соционику ...следовало бы назвать грамотностью номер ноль".
Г.А.Шульман, "16/16"

Выпуск 9

Павел Цыпин

Дихотомия статика/динамика в преподавании

Внимание! Если соционические значки в тексте (в формате html) отображаются некорректно, значит, вам нужно установить соционический шрифт. Скачать его можно здесь.

По моим многолетним наблюдениям, признак статика/динамика является наиболее значимым для понимания учебных характеристик как студентов, так и педагогов. Есть основания даже говорить о статическом или динамическом интеллекте.

Статический интеллект соответствует наполнению ментального кольца модели А статическими информационными аспектами (I, F, R, L). Это дает следующие характеристики ментальных процессов:

1. Статики «крепки задним умом»: им нужно всё продумать, выйти из процесса выполнения текущей работы, и потом высказать обоснованное мнение; быстрая реакция для статиков не вполне характерна, и в любых заданиях на быстроту у них наблюдается стресс (его тяжесть зависит от того, к какой группе стрессоустойчивости относится ТИМ рассматриваемого человека). В целом статик наиболее эффективен при решении сущностных задач, то есть таких, которые требуют придумать заново или откорректировать неизменную составляющую (суть) определенного процесса или разработать теорию протекания этого процесса.

2. Язык, на котором говорит статик, это главным образом язык L. Статик всегда ведет объяснения с позиций абстрактных закономерностей рассматриваемых явлений или процессов, постепенно приходя к описанию реальных случаев.

3. Мышление статика относительно ригидное, структурированное. Обосновывая что-либо, статик всегда приводит всю цепочку рассуждений. Креативность в чистом виде у статиков невелика, и соответствующие задачи, как правило, вызывают у них затруднения. Статику легче творить на основе чего-то уже известного, нежели кидать идеи совсем «на пустом месте».

Динамический интеллект соответствуют наполнению ментального кольца модели А динамическими информационными аспектами (T, S, E, P). Характеристики динамического интеллекта следующие:

1. Динамик мыслит и принимает решения непосредственно в процессе, с которым сопряжены эти решения. В ситуации, не связанной с этим процессом, динамик вовлекается в другие процессы. Динамический интеллект характеризует высокая скорость реакции на внешнюю информацию. Задания на скорость и сообразительность динамики обычно выполняют без проблем и без стресса. Напротив, сущностные задачи вызывают у динамиков сложности.

2. Язык динамика – это язык P. Динамик чаще всего объясняет с помощью конкретных примеров или технологических решений – как делать. Абстракциями оперирует плохо, также с трудом их воспринимает.

3. Мышление динамика относительно спонтанное, не связанное жесткими рамками и формальными условиями. Динамик склонен пренебрегать строгой последовательностью рассуждений, а стремится выхватить из общего потока информации нужный ему блок и рассмотреть его в соответствии с текущими задачами. Чистая креативность у динамика высока, но проявляется строго под конкретную задачу.

Перейдем теперь к анализу того, как рассматриваемая дихотомия проявляется в педагогическом процессе.

За ряд лет педагогической работы в вузе для меня стала ясна закономерность: если преподаватель имеет другой полюс дихотомии статика/динамика, чем студент, то передача информации между ними (в любом направлении) существенно затруднена. Какие именно интертипные отношения связывают ТИМы студента и педагога, не имеет важного значения. Этот вывод складывался из ряда предпосылок.

1. Что объясняют и воспринимают.

Преподаватель-динамик все свои объяснения транслирует в виде примеров и ситуаций, к «чистой» теории он прибегает редко. Если излагает теорию, то чаще всего сбивчиво, неполно, лапидарно. Его постоянно тянет перейти на уровень «как делать». Студенты-статики, в свою очередь, алгоритмы практических действий (уровень «как делать») предпочитают выводить более или менее самостоятельно из теоретических предпосылок или (если они этики) получать эти алгоритмы в готовом виде без масштабных обоснований. Если статик недопонял что-то в теории, его практические шаги будут неэффективны или вовсе ошибочны.

Педагоги статических ТИМов предпочитают излагать материал, выводя на первый план информацию о том «как должно быть», оставляя на периферии «как есть». Теория у них всегда представлена богаче, чем практика. Теория излагается подробно, без «провалов», строго по порядку умозаключений, то есть последовательно. У преподавателя статика студентам всегда ясно, что первично, что вторично, как строится курс или целая наука, какое место в ней занимают различные разделы. Гораздо хуже у статиков обстоят дела с практической информацией, со слоем учебных курсов «как делать». Здесь статик обычно дает студентам инструкцию, где «всё описано»; объяснять, как работать, например, с оборудованием, ему скучно и неинтересно. Ведь для него всё уже ясно – раз написана инструкция. Разбор тонкостей индивидуальных случаев для статика неприятен; для него важнее и интереснее общая картина, базовая закономерность явления.

Студенты-динамики с трудом переваривают любые абстракции, так что теория для них тяжела. Они всегда стараются получить от педагога алгоритмы практических действий и рассмотреть все варианты допустимых отклонений от этих алгоритмов. Во время «занудных» теоретических объяснений динамики чувствуют себя «тупыми» и стараются как-либо приспособить абстрактные сведения к практическим действиям, которые им приходится предпринимать для выполнения учебных работ. Недопонимание ряда положений теории отнюдь не препятствует динамикам правильно выполнять практические задания, алгоритмы выполнения которых они всегда готовы вывести самостоятельно, пользуясь при этом методической литературой.

2. Что спрашивают на контрольных элементах.

Педагог-динамик склонен делать акцент, принимая тот или иной контрольный элемент, на сугубо прикладных вопросах: «как сделать?», «как посчитать?», «что получится, если...?», «а если изменить в условиях то-то...?». В основном экзамен у динамика состоит в решении задач. Также педагоги динамических ТИМов тяготеют к тестам (в том числе – на время), чтобы в короткие сроки проверить знания теории, не вдаваясь в подробности.

Экзаменаторы-статики обычно подчеркивают, что их интересует изложение сути вопросов билетов. При решении числовых задач всегда стараются выявить знание теории; лояльно относятся к студентам, чей ход решения был верным, хотя в расчеты вкралась неточность. Статик любит задавать отвлеченные вопросы, не имеющие прямой связи с билетом, но зато иллюстрирующие важные закономерности изученного курса.

3. Соблюдение процедур и правил.

В отношении соблюдения разнообразных формальностей лидируют, конечно, статики как обладатели L в ментальном кольце модели А. Такие преподаватели всегда стараются упорядочить все свои документы, конспекты и формализовать материалы, необходимые для проведения занятий. Динамики гораздо равнодушнее относятся к правилам и процедурам, документооборот склонны запускать и откладывать «на потом». Ведение занятий у них осуществляется, как правило, без четкого конспекта, а иногда даже без предварительной подготовки – экспромтом. Но это не значит, что всегда страдает качество занятий – динамики подключают свои импровизаторские способности и умело выкручиваются из сложных ситуаций.

В худшем случае (при отсутствии интеллектуального роста и самодисциплины) педагог-статик погрязает в рутине и формальностях, теряя живую информацию своего курса, который не меняется и не учитывает новинок и свежих тенденций.

Динамик в худшем случае проявляет чудеса несобранности, неряшливости в подаче информации и не в состоянии что-либо четко объяснить своим студентам; он скатывается к общим рассуждениям.

Практика преподавания подсказывает, что для достижения максимального уровня понимания материала студентами следует важнейшие объяснения дублировать: один вариант должен быть статическим (на языке L), другой – динамическим (на языке P). Для освоения языка P нужно объяснять всё с позиции «как делать?», а для овладения статическим языком – всячески структурировать речь, «растворяя» её в разнообразных классификациях, блок-схемах, перечнях и алгоритмах (теоретического характера). Логические способы объяснения, естественно, используются в точных и близких к ним науках, а в дисциплинах гуманитарного содержания могут использоваться соответственно языки R (для статиков) и E (для динамиков). Преподаватель, соответственно, должен в той или иной степени освоить язык того полюса дихотомии, который ему не свойственен – в этом залог его успеха в общении с аудиторией.

Полную версию этой статьи вы сможете прочитать в следующем номере «Журнала НСО».

 

Обсудить материалы рассылки можно на форуме НСО.

В избранное