Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Грамотность номер ноль

  Все выпуски  

Грамотность номер ноль l 2008-04-22


"...соционику ...следовало бы назвать грамотностью номер ноль".
Г.А.Шульман, "16/16"

Выпуск 24

12–13 апреля 2008 г. состоялась IV конференция Научного соционического общества. Участвовало более 40 человек из Москвы, Екатеринбурга, Брянска, Киева, Пензы.

Важный результат – в первом чтении принят проект Этического Кодекса профессионального соционика.

В Кодексе прописаны пункты, имеющие отношение преимущественно к профессиональной деятельности. Сделав же Кодекс открытым для ознакомления соционической общественности, соционики, принявшие этот Кодекс и подписавшиеся под ним, обозначают свою позицию в этом вопросе, что в определенной степени может послужить примером для последователей различных соционических школ и будет способствовать гармонизации всего соционического пространства в целом.

Обсуждение Кодекса будет продолжено в отдельной ветке форума НСО. Приглашаем присоединиться к обсуждению!

Проект Этического Кодекса Профессионального Соционика

1. Общие положения

1.1. Наименование "соционик" может быть принято лицом, имеющим квалификацию, значимую в соционическом сообществе. Свидетельством такой квалификации может быть документ о получении степени бакалавра или магистра философии в области соционики.

1.2. Кодекс действует во всех сторонах жизни. Пока в соционической среде нет Ассоциации, объединяющей социоников, принятие и следованию кодексу в деятельности соционика является добровольным личным делом соционика. При появлении такой Ассоциации этот или аналогичный кодекс может стать обязательным для исполнения всех членов Ассоциации.

1.3. Кодекс является документом, открытым для ознакомления всего соционического сообщества, как профессионалов, так и любителей.

2. Личность соционика

2.1. Задачей соционика является расширение области знаний о человеке и приложение этих знаний и умений для блага индивида и общества в целом. Соционик уважает достоинство и неприкосновенность человеческой личности, права и свободы, гарантированные человеку Конституцией.

2.2. Соционик популяризирует соционику доступными ему средствами (конференции, интернет-сайты, газеты и журналы, форумы, телевидение и пр.). Соционик формирует в обществе адекватное представление о работе соционика, областях его деятельности и компетентности.

2.3. Публикации соционического характера, выступления соционика на форумах, конференциях, просветительская деятельность в интернете корректны в этическом плане и ограничиваются объективной научно-практической информацией. Они формулируются в терминах и понятиях, принятых в соционической науке. Использование элементов недобросовестной конкуренции не допускается.

2.4. Соционик отказывается от действий, которые прямо или косвенно наносят вред соционике как научному направлению или ее имиджу в глазах общества.

2.5. Соционик умеет признавать свои ошибки и понимать, что непогрешимым может быть только Бог и что порой признание ошибки требует большего мужества, чем отстаивание правоты.

2.6. Соционик осознает, что есть объективная истина (законы) и есть люди, которые эту истину (законы) несут в мир. Транслирование истины не делает соционика особенным и не может служить основанием для гордости особыми умениями или своей "избранностью".

2.7. Знание своего ТИМа и ТИМа собеседника накладывает на соционика обязательства по корректному взаимодействию с человеком, с учетом особенностей взаимодействия ТИМов.

2.8. Для соционика недопустимы проявления соционического шовинизма, т.е. отказ человеку в каких-то качествах или умениях только на основании его принадлежности какому-то ТИМу.

2.9. Соционик готов работать над собой, решать свои личностные вопросы, в том числе, при необходимости обращаться к другим специалистам (как соционикам, так психологам и психотерапевтам).

3. Работа с заказчиком

3.1. Заказчик - лицо или организация, которая явно или косвенно побуждает соционика к научно-практической деятельности.

3.2. Клиент - условное обозначение человека, который является объектом исследования, консультирования, специального обучения, тренинга, проходящего профотбор, аттестацию, или испытуемого, исследуемого в интересах науки о человеке. Один и тот же человек может одновременно быть и клиентом, и заказчиком.

3.3. Соционик обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной соционической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей и прочих правилах устанавливаемых Кодексом для данного вида деятельности. При проведении исследования соционик информирует клиента о характере исследования (при наличии заказчика - о передаваемой заказчику информации) и проводит работу только после получения согласия клиента.

3.4. Соционик передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций. Результаты исследований не должны содержать сведений, которые могли бы ухудшить положение как клиента, так и заказчика.

3.5. Материал, полученный социоником в процессе его работы с клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и представляется таким образом( в такой форме), чтобы он не мог скомпрометировать ни клиента, ни заказчика, ни соционика, ни соционическую науку.

4. Работа с клиентом

4.1. Соционик имеет право браться только за решение тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями. Применяемые методики должны быть адекватны целям консультации, возрасту, полу, образованию, состоянию клиента.

4.2. Организация и методы работы соционика должны быть таковы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба здоровью, состоянию или социальному положению клиента.

4.3. Соционик уважает честь и достоинство клиента, относится к нему корректно, какое бы субъективное впечатление клиент не производил своим видом, юридическим и/или социальным положением.

4.4. Соционик умеет проявлять искреннюю заинтересованность, доброжелательность по отношению к клиенту; умеет располагать к общению, вызывать интерес и желание сотрудничать, а также проявлять веру в успех, в способность клиента справиться с ситуацией, проблемой, поддерживать в клиенте веру в его собственные силы.

4.5. При формулировке любой рекомендации в жизни или в Интернете соционик, прежде всего, руководствуется врачебной заповедью "не навреди!".

4.6. За свою консультационную деятельность соционик несет моральную ответственность перед консультируемым и соционическим сообществом. Но он, прежде всего, должен помнить, что главный судья на его пути работы с людьми - это его собственная совесть.

4.7. Соционик несет всю полноту ответственности за свои обязательства, решения, действия и рекомендации (независимо от того даны эти рекомендации в реальной жизни или в Интернете). Тем не менее, публикация на соционическом сайте или в СМИ не должна рассматриваться социоником и клиентом (и задача соционика донести это до него), как безусловная рекомендация решения вопросов клиента и не может служить заменой консультации с социоником.

5. Соционическая диагностика

5.1. Соционик владеет методами тестирования, диагностической беседы, наблюдения, а также психологического воздействия на уровне, который позволял бы эффективно решать поставленную задачу и при этом поддерживать клиента в ресурсном состоянии

5.2. Соционик отводит процессу диагностики достаточно времени, чтобы выдвинуть версию ТИМа клиента и тщательно верифицировать ее различными методами. По запросу клиента соционик перечисляет методики, которые он использовал при диагностике.

5.3. Соционик не должен быть категоричен в высказывании версии ТИМа клиента, независимо от того насколько он уверен в результате диагностики.

5.4. Выдвигаемая социоником версия ТИМа грамотно аргументируется, но на уровне доступном для понимания клиента. При необходимости обсуждения версии с другим социоником версия должна быть научно аргументирована.

5.5. Публичное типирование или обсуждение версии ТИМа человека без его запроса или согласия (т.н. "насильственное типирование") недопустимо. Исключение может составлять типирование публичных или исторических личностей в научных целях.

5.6. Оглашение результата типирования кому-либо кроме клиента, если клиент не дал на то своего разрешения, недопустимо. Исключение может составлять результат типирования публичных или исторических личностей в научных целях.

5.7. ТИМ человека является тайной. Человек не обязан сообщать кому-либо свой ТИМ.

6. Коллеги, научное сообщество

6.1. Соционик не вправе публично ставить под сомнение профессиональную квалификацию другого соционика или каким-либо иным образом его дискредитировать. Профессиональные замечания в адрес коллеги должны быть аргументированы и сделаны в конструктивной форме.

6.2. Соционик обязан охранять честь и достойные традиции соционического сообщества, должен относиться к коллегам доброжелательно и с уважением.

6.3. Если соционик считает, что его коллега действует непрофессионально, он в первую очередь указывает ему на это конфиденциально, чтобы не снижать публичной критикой авторитета соционического сообщества в целом.

6.4. Соционик изучает специальную литературу и работы коллег в периодической печати и интернете. При использовании материалов коллег в своих публикациях, учебных пособиях и пр. соционик использует принятые в науке правила ссылок.

 

Обсудить материалы рассылки можно на форуме НСО.

В избранное