Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Грамотность номер ноль

  Все выпуски  

Грамотность номер ноль l 2008-05-05


"...соционику ...следовало бы назвать грамотностью номер ноль".
Г.А.Шульман, "16/16"

Выпуск 26

Напечатано полное собрание сочинений Аушры Аугустинавичюте в одном томе

«Соционика – наука о соционе, соционной природе человека и соционной структуре общества, о разных типах информационного метаболизма (ИМ) людей и разных формах взаимоотношений между ними – родилась на основе типологий К.Г.Юнга, Э.Кречмера, А.Е.Личко и теории информационного метаболизма А.Кемпинского» (А.Аугустинавичюте).

Эта книга – полное собрание работ основательницы соционики. Некоторые из этих работ до настоящего времени не публиковались в книжном формате, распространяясь лишь в перепечатках и ксерокопиях (Аушра Аугустинавичюте хотела, чтобы с ее статьями могли ознакомиться все, кто интересуется психологией и человеческими отношениями), а позднее – в специализированных периодических изданиях, посвященных соционике. Здесь содержатся программные материалы по модели информационного метаболизма человека, структуре социона, интертипным отношениям и другим базовым теоретическим положениям соционики. Также в книге есть подробные описания отдельных типов информационного метаболизма, созданные на основе модели и подкрепленные примерами из практики.

В отдельный раздел вынесены статьи разных лет, а также фрагменты переписки Аушры Аугустинавичюте со своими соратниками, отдельные записи, мысли, наблюдения.

Информация о том, где можно приобрести издание – здесь. Также книга продается по издательской цене оптом – в издательстве «Черная белка» (тел. 8-910-427-01-66, e-mail: izdat@socion.org)

Далее в рассылке – доклад Павла Цыпина, сделанный на IV конференции НСО (12-13 апреля 2008 г.)

Павел Цыпин

О перспективах соционики

В последнее время часто встречаются разнообразные мнения и высказывания, посвященные развитию соционики, её перспективам. Хочу в сжатой форме изложить свою позицию по этому вопросу.

1. Государственное признание и государственная поддержка. Будет или не будет? Польза или вред?

Следует констатировать со всей определенностью, что на данный момент соционика не имеет государственного признания ни в России, ни на Украине, ни в какой-либо другой стране. Это не удивительно, поскольку соционика встречает и будет встречать жесткую конкуренцию со стороны психологии. Кроме того, непонятно, зачем государству нужна соционика? Сейчас в России резко сокращаются приемы в вузы на экономические, юридические и другие гуманитарные специальности, еще меньше становится мест в аспирантурах, существенно сокращается число диссертационных советов. То есть государство жестко оптимизирует затраты на научно-педагогическую деятельностью, и в этих условиях соционике как чисто гуманитарному знанию рассчитывать не на что.

Далее, важен и другой вопрос: а полезна ли соционике гипотетически возможная государственная поддержка? Думаю, на данном этапе развития соционики – не полезна. Прежде всего потому, что сейчас та школа, которая окажется ближе к властям и получит от них заветную «санкцию», будет использовать государственную поддержку для самоутверждения среди других школ. В итоге соционика профанируется окончательно, так как без равноправного обмена мнениями хрупкое психологическое знание умрет, став бессмысленной догмой, а последняя быстро докажет всю неэффективность и неприменимость в работе с людьми. Государственное признание и поддержка будут полезны соционике только тогда, когда она перейдет на следующий этап развития, то есть станет менее раздробленной и более систематизированной.

2. Сертификация, степени.

Сейчас они активно присваиваются преимущественно по совокупности заслуг (honoris causa). Никто еще настоящей докторской диссертации по соционике не защитил. Единой сертификации нет, так как нет и единого подхода к соционике. По мере сближения подходов или уменьшения числа школ сертификация станет более весомой. Что касается степеней, то они будут по-настоящему весомыми только когда будут присваиваться гласно, демократично, по ясным правилам и с защитой, пусть даже в форме перечисления заслуг и описания личного вклада в соционику. Кстати сказать, никакие степени и звания не могут замаскировать слабости современной соционики.

3. Приход «мессии» и объединение школ.

Нередко приходится встречаться с тезисом о том, что современное состояние соционики сможет коренным образом исправить некий «мессия», который придёт и объединит все основные школы, добьется признания у государства и привлечет в соционику массу новых людей. Предполагается, что по ТИМу он будет экстравертом так называемых «центральных» квадр – либо II-й либо III-й. У меня накопились следующие возражения:

А. Откуда возьмется этот мессия? Из действующих ныне социоников? Но ни один из них пока не смог объединить все школы или принудительно закрыть «плохие». Из молодых социоников, появляющихся сейчас? Но им тогда нужно быть самыми настоящими гениями и затмить своими работами авторитеты Юнга, Аушры и всех здравствующих ныне известных социоников. Вероятность появления такого уникума, по-моему, ничтожно мала.

Б. Среди социоников сейчас есть те, кто имеют ТИМы экстравертов II-й и III-й квадр. Есть и ET, и FL (правда, очень мало!), и FR и PT. Но однако никакой заметной активности с их стороны не видно: каждый работает в рамках своей школы и своего видения соционики; никто не жаждет «выйти на майдан» и всех объединять.

В. Соционика – это не общественно-политическая единица, а гуманитарное, психологическое знание. Законы функционирования и развития этого знания не такие, как у масштабных политических процессов, где действительно появление новой харизматичной фигуры многое меняет. В науке и культуре никогда не было и не будет жесткого единства мнений, а всегда останутся различные интерпретации тех или иных фактов. Вот психологию никому пока не удалось объединить: есть множество школ и подходов даже на фоне государственного признания. Изменения в науке идут медленно, иногда скачками, но не под влиянием чьей-либо харизмы и энергетики. Волевым порядком научные парадигмы или культурные стереотипы меняются крайне редко.

4. Резкое увеличение сочувствующих соционике.

Бытует мнение, что в скором будущем толпы людей нахлынут в соционику и привнесут в неё свежие финансовые потоки. Не вижу никаких оснований для такого глобального изменения отношения людей к соционике. Даже при мощной рекламной кампании, зачем человеку приходить в соционику? Книгу он может купить, на семинар или курсы может записаться, но в результате книга будет поставлена пылиться на полку, а сведения с занятий забыты. Прийти в соционику с праздным интересом или с целью получить какую-то заметную выгоду – нецелесообразно. Соционика не будет эффективной без вложений энергии и времени со стороны новичка, а потому для последнего не окажется привлекательной, тем более – на фоне конкурентов (НЛП, психология, эзотерика и пр.)

Моё видение перспектив соционики.

1. Увеличится общее число школ за счет их появления в областных центрах и других городах.

2. Возрастет соционическая грамотность благодаря новой литературе и переизданию трудов классиков соционики.

3. Число школ в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге немного сократится «естественным образом» – за счет оттока слушателей и конкуренции. Крупные школы с известными лидерами останутся и даже укрепятся.

4. Существенного, «лавинообразного» притока новых адептов соционики не предвидится – слишком непросто начать практиковать самостоятельно. Любой желающий стать социоником неизбежно сталкивается со сложностями типирования.

5. Соционика в ближайшее время не получит государственного признания по следующим причинам:
– конкуренции со стороны официальной психологии,
– отсутствия консолидации внутри самой соционики,
– особенностей финансирования государством науки и образования.

Государственная поддержка грозит опасностью – получившая её школа может стать «диктатором» и начнет бороться с конкурентами, используя статус официальной школы.

Внешняя экспансия никогда не будет успешной, пока внутри системы нет единства. Сперва соционика должна консолидироваться, а затем уже отстаивать свои интересы перед государством и официальной психологией. Консолидация соционики в настоящее время невозможна, на неё потребуется время. Сейчас в соционике преобладают центробежные тенденции, они будут преодолены еще нескоро.

6. Конфликтующие ныне научные школы соционики в ближайшее время не объединятся. Насильственное объединение кем-либо этих школ невозможно. Постепенное сближение позиций может происходить, но научные парадигмы школ столь различны, что диалог затруднителен, и никакая «добрая воля» участников школ не спасет ситуацию.

7. Соционика будет всё шире использоваться в практической работе – психологическом консультировании, управлении персоналом, оптимизации школьного и вузовского обучения. Если соционика и получит когда-либо государственное признание, то не благодаря теоретическим изысканиям, а через разнообразное и успешное практическое применение.

 

Обсудить материалы рассылки можно на форуме НСО.

В избранное