Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гласность

За 2011-04-28

Видов Олег - всадник с головой

*Роль благородного мустангера Мориса Джеральда стала для Олега Видова
звездным часом*





*Подающий надежды актер женился на Наталье Федотовой (вторая справа),
дочери генерала КГБ, близкой подруге Галины Брежневой (вторая слева)*


*Для озвучивания советских мультфильмов Олег Видов (вверху) пригласил
известных голливудских актеров, среди которых были Тимоти Далтон, Джон
Хьюстон и Джессика Ланг (внизу)*



*Суперзвезда советского кино Олег Видов: история побега из СССР и успеха
в Америке, рассказанная им самим*

Югославия. 1985 год. По мокрому шоссе в сторону границы с Австрией
направляется старенькая <<Вольво>>. В салоне двое мужчин и женщина с
ребенком. Пассажир, сидящий на переднем кресле, заметно нервничает и все
время закрывает лицо высоким воротником. Через несколько часов ему
предстоит незаконно перейти границу. Сидящая сзади женщина спокойна. Она
равнодушно смотрит на дорогу, ее маленькая дочь спит на коленках. За
окном ночь, мимо проносятся дома, заборы и светофоры. Машина петляет по
улочкам Любляны, до шлагбаума остается несколько километров. Вдруг
автомобиль резко сбавляет скорость и останавливается. В салоне о чем-то
горячо спорят.
Пассажир на переднем сиденье - это Олег Видов, за рулем его коллега,
актер из Австрии Мариан Сринк, сзади - жена Мариана и его дочь. <<Я жутко
волновался в тот момент, - вспоминает Видов события двадцатипятилетней
давности. - Согласно плану, я должен был бежать в Австрию в полночь из
приграничного ресторана, но Мариан сказал: <<Давай попробуем сейчас,
самый подходящий момент: дорога пустынна, мало народу>>. Я говорю: <<Лучше
я перебегу в лесу>>. Он говорит: <<Я все время здесь езжу, проскочим,
давай рискнем>>.
Все произошло так, как сказал Мариан. Когда машина подъехала к
шлагбауму, пограничники из будки даже не вышли. Они смотрели телевизор,
шел футбольный матч, и люди в погонах время от времени вскакивали со
стульев и что-то кричали. Мариан посигналил, один из офицеров лениво
выглянул в окно и махнул рукой: <<Давай!>> Поднялся шлагбаум, водитель
нажал на газ, машина пересекла пограничную отметку и ушла в темноту. <<На
австрийской стороне удивлялся уже тамошний пограничник, - смеется Видов.
- 15 лет здесь работаю и впервые вижу советский паспорт, сказал он мне,
возвращая документ>>.
А на следующее утро в новостях показали человека, перебегавшего границу
в полутора километрах от того места. Не успел он сделать нескольких
шагов по австрийской территории, как его убили югославские пограничники.
Олег Видов, узнав об этом, подумал, что Бог все-таки есть. А еще есть
верные друзья.

*Актер на экспорт*
Мы беседуем с 67-летним Видовым во дворе его двухэтажного дома на
голливудских холмах, расположенном в артистической колонии Малибу.
Строение по местным меркам скромное, коробка со стеклянным фасадом,
вокруг зеленый пейзаж: английский газон, клумбы с цветами, дорожки,
вымощенные кирпичиками, - обязательный ландшафт для каждого участка.
Заборы в Малибу редкость, они есть только у звезд Голливуда первой
величины. Ближайшие соседи Видова - Мартин Шин, Барбра Стрейзанд и Шер.
Мальчику из подмосковной деревни Филимонки, сыну плотника и учительницы,
была уготована необычная судьба. По окончании школы рабочей молодежи
Олег работал электриком на строительстве Останкинской телебашни. <<Начал
с грузчика, кладовщика, таскал кирпичи, мешал раствор, тогда в башне
было всего шесть метров, - рассказывает Олег, подрезая секатором розы на
своем участке. - Затем меня перевели в электрики>>.
В 1960 году Видов поступил на актерский курс ВГИКа в мастерскую Якова
Сегеля и Юрия Победоносцева. А на съемочной площадке впервые появился в
20 лет, еще будучи студентом, сыграв в фильме Владимира Басова <<Метель>>.
Потом были роли Медведя в <<Обыкновенном чуде>> Эраста Гарина, царя
Гвидона в <<Сказке о царе Салтане>> Александра Птушко. Но для миллионов
советских зрителей Видов - прежде всего благородный мустангер Морис
Джеральд из <<Всадника без головы>>. Этот фильм по роману Майн Рида стал
звездным часом актера. Помог случай: первоначально роль в фильме
<<Всадник без головы>> предназначалась другой звезде советского
кинематографа - Олегу Стриженову. Однако тот сниматься отказался: <<Я
привык играть героев с головой>>. Так роль досталась Олегу Видову.
После <<Всадника без головы>> на Видова обрушилась всенародная слава.
Фильм Владимира Вайнштока был принят восторженно. Достаточно сказать,
что <<Всадник...>> входит в пятерку самых кассовых картин за всю историю
отечественного кинематографа (он собрал 69 миллионов зрителей и в
прокате 1973 года занял первое место). Олег был востребован на
фестивалях, его приглашали на актерские встречи, и восьмикопеечные
открытки с его изображением продавались во всех киосках Советского Союза.
Успех, как это часто бывает, породил и завистников. Одни писали, что
Видов - актер посредственный и роли получает только благодаря своей
яркой внешности, другие намекали на высоких покровителей. Называли
картину Александра Митты <<Москва, любовь моя>>, где главную роль должен
был играть Олег Даль, но в последний момент все изменилось, фильм вышел
с Видовым. Якобы главные роли ему обеспечивала жена Наталья Федотова,
дочь генерала КГБ, подруга Галины Брежневой, которая через своих
влиятельных знакомых могла надавить на руководство <<Мосфильма>>. Злые
языки утверждали, что именно благодаря этому знакомству Видова не только
снимали в кино, но и выпускали на зарубежные съемки, причем не только в
Восточную Европу, но и в Западную, например в Данию.
<<Это был 1967 год, главная роль в картине режиссера Габриеля Акселя
<<Сага о викинге>>, - Видов показывает афишу на стене в его гостиной, где
он обнимает в кадре златоглавую скандинавскую красотку. - Аксель тогда
был дико популярен в Европе, он получил Оскара за фильм <<Пир Бабетты>>, и
сняться у него было очень престижно>>. В советском прокате <<Сага о
викинге>> называлась <<Красная мантия>> и вышла сильно урезанной из-за
эротических сцен. Олег играл принца Хагбарда, датского Ромео, а его
партнершей была юная белокурая Гитта Хеннинг.
Разбогатеть на этом проекте Олегу не удалось: заработанная валюта почти
полностью уходила в государственную казну. <<Эта была коммерческая
сделка, - смеется Видов. - Решение принималось на уровне ЦК. Меня
отпустили сниматься в Западную Европу, и мною заработанные деньги ушли
на выплату гонорара Анни Жирардо>>. Французская кинозвезда в это же время
приезжала в Москву, чтобы сниматься в картине мэтра советского кино
Сергея Герасимова <<Журналист>>. Так своеобразно налаживались творческие
связи с европейскими коллегами. Но Видов благодаря этим обстоятельствам
стал одним из первых советских актеров, которому разрешили сниматься за
рубежом. Советские актеры в те годы даже не мечтали о загранице, лишь
избранные могли попасть за рубеж, и только в составе официальных
делегаций. А тут целых три месяца в Скандинавии, да и еще заглавная роль
в европейском фильме.
Затем Олега неоднократно выпускали в Югославию, где в 1969 году он
снялся в военной драме режиссера Велько Булаича <<Битва на Неретве>>.
Видов сыграл партизана Николу. Картину патронировал сам Иосип Броз Тито,
который даже упоминался в титрах в качестве одного из героев этой
масштабной постановки (бюджет - 70 миллионов долларов). Небольшая роль в
блокбастере досталась и Сергею Бондарчуку. <<Он был на вершине славы
после успеха <<Войны и мира>>, - вспоминает Олег съемки в Югославии, - и
его участие в этой картине было знаковым, как и голливудских актеров
Орсона Уэллса, Юла Бриннера и европейца Франко Неро>>.

*Летать, как птица*
В Малибу стояла прекрасная погода, и Олег предложил прокатиться по
холмам, чтобы показать дома некоторых жителей Голливуда. В Малибу, как и
в большом Лос-Анджелесе, где на счету каждый квадратный метр, стоимость
шести соток может доходить до нескольких миллионов долларов, иногда
независимо от того, что стоит на участке - шалаш или трехэтажный
особняк. Покупатель в первую очередь платит за землю, а потом уже за
дом. Мы выехали из ворот и остановились через пару сотен метров перед
металлическим забором с зелеными воротами.
<<Я говорил о Бондарчуке и вспомнил моего бывшего соседа Рода Стайгера, -
Видов вышел из машины и указал на дом, который едва удалось рассмотреть
из-за густоты зелени и деревьев. - Род умер несколько лет назад, и
теперь здесь живут другие люди. Стайгер сыграл Наполеона в фильме
Бондарчука <<Ватерлоо>>. Старик жил замкнутой жизнью, но был легендой
Голливуда, сыграв немало злодеев и гангстеров, в том числе и знаменитого
Аль Капоне>>.
На съемках <<Битвы на Неретве>> на Видова самое большое впечатление
произвел не стареющий гений Орсон Уэллс, не итальянская звезда Франко
Неро, не Бондарчук, а Юл Бриннер, герой <<Великолепной семерки>>.
<<Его появление на съемочной площадке всегда было событием, - говорит
Олег. - Всегда гладко выбритый, с блестящей лысиной, подтянутый, вечно с
сигарой в зубах. Он играл партизана Владо, был одет в камуфляж, на нем
не было ни сомбреро, ни кожаных брюк, но он все равно выглядел как
настоящий ковбой. В него сразу влюбились все женщины. Он был русским,
родом из Владивостока, и все это знали>>.
Но Видова потрясло еще и то, как свободно перемещался по планете этот
человек. <<Он прилетал в Югославию на своем самолете, затем улетал в
Швейцарию на другие съемки, легко возвращался в Америку и прилетал
обратно в Боснию, где мы снимали <<Битву на Неретве>>, - говорит Олег. -
Они, эти зарубежные актеры, летали, как птицы, для них не существовало
границ. А я так не мог>>. С тех пор Олег буквально заболел этим - он
хотел жить так же: ездить по миру, свободно общаться и не бояться, что
однажды тебя не выпустят из страны.

*Перелом*
Так оно и произошло: в стране стали закручивать гайки. Видов это
почувствовал на себе. <<У меня в СССР было уникальное предложение -
семилетний контракт с известнейшим продюсером Дино Де Лаурентисом, по
два фильма в год. Фильм с режиссером Ренато Кастеллани! Но в Москве
тогда сказали: <<Нам в Советском Союзе западные звезды не нужны>> -- и не
пустили>>.
Олегу также не повезло с ролью Есенина. Британский режиссер Карел Рейш
утвердил его на роль русского поэта в картине <<Любовники Айседоры>> и
даже приехал за ним в Москву, но в Госкино сказали, что Видов <<заболел>>,
поэтому сниматься не может. Так бесцеремонно поступали в те годы со
многими актерами и актрисами: болеет, рожает, занят... Некоторым просто
сломали судьбу, как Татьяне Самойловой после феерического успеха фильма
<<Летят журавли>> или Владимиру Ивашову, который стал суперзвездой после
<<Баллады о солдате>>. Вот и Видов, несмотря на то, что неоднократно
выезжал за границу, вдруг получил отказ.
<<Мне было обидно, - жалуется Олег. - Эту роль отдали какому-то актеру,
не помню его имени (чех Иван Ченко. - М. Ш.), он сыграл ужасную
карикатуру: если русский, значит, пьяница и полусумасшедший. Я бы сделал
эту роль иначе, сыграл бы внутреннюю боль, поиски. А теперь весь мир
видит Айседору, которую блестяще исполнила Ванесса Редгрейв, богиней, а
русского поэта Есенина - алкоголиком. Может быть, актер был и хороший,
но сыграл ужасно>>.
В середине 70-х семейная жизнь актера начала рушиться: ревность,
выяснение отношений и мучительный развод. Видов в тот момент был
студентом режиссерского факультета ВГИКа (мастерская Ефима Дзигана). Он
снял короткометражку, планировал ею защитится, но в экзаменационную
комиссию, где Олег получал второе, уже режиссерское образование,
поступил звонок с самого верха: Видову диплом не выдавать! Актер
исчезает с экранов и газетных страниц. За плечами более тридцати картин,
большие и малые роли, и вдруг пошли сплошные эпизоды. И так на
протяжении десяти лет.
Жена запрещает ему видеться с сыном и задействует свои связи в ЦК партии
и в <<органах>>, чтобы сломать бывшему мужу карьеру. Олег понимает -
больше сниматься в России ему не дадут.

*Джентльмены удачи*
Мы сидим с Олегом на берегу океана, за спиной знаменитая
Пасифик-Кост-хайвей - та самая дорога, которая ведет вдоль побережья, от
Сан-Диего наверх почти до Канады. Отдыхающих на пляже немного, только
рыбаки группами бродят с удочками по влажному песку. Олег признается,
что часто любит сюда приезжать и просто смотреть на океан. Для него
океан - это путешествие в детство и любимая книжка <<Белеет парус
одинокий>>. <<Там ребятишки говорили: <<Убежим в Америку! Убежим в
Америку>>. Ну вот, очевидно, это еще тогда они мне дали направление, куда
бежать, - вспоминает Видов те дни, когда он превратился в изгоя и от
него отвернулись многие. - Ведь нас все время сдергивали вниз и
указывали на твое место. И я понял, что прежней жизни у меня не будет.
Остается только одно - уехать>>.
Итак, в начале 80-х Видов замыслил побег на Запад и стал ждать удобного
случая. Такой шанс у него скоро появился. В 1983 году Видова пригласили
на роль в югославском фильме, и он, всеми правдами и неправдами, по
туристической визе, почти тайно выехал в Белград. С работой ему повезло,
он начал сниматься сразу в нескольких картинах. Но через какое-то время
об этом узнали в определенных структурах, последовал приказ в течение
трех дней вернуться на родину. <<И когда мне сказали, что надо
возвращаться, я задумался, - рассказывает Видов. - Ничего хорошего от
советских властей я не ожидал. Что со мной сделают за мое своеволие? Я
ведь без разрешения снимался>>.
И Олег принял решение не возвращаться. В Югославии он не мог долго
находиться, руки у КГБ были длинные, а местные полицейские дали ему на
сборы всего несколько часов. Но на съемках Видов подружился с
австрийским актером Марианом Сринком. <<У него там была какая-то любовная
история, а я оказался между ним и его женой, часто мирил их, -
рассказывает Олег. - Позвонил Мариану, и он уже на следующее утро был у
меня. Мы пошли в австрийское посольство, получили визу и полетели в
Любляну, где нас в машине ждали его жена с дочкой, и благодаря моему
другу через пару часов я уже был в Австрии>>.
Актер попросил политическое убежище на Западе. На родине запретили любые
упоминания о нем. А на Западе о русском актере, сумевшем вырваться из-за
железного занавеса, писали газеты, его приглашали на светские тусовки.
На одной из них, уже в Италии, в доме американо-итальянского актера
Ричарда Харрисона он встретил свою вторую жену - продюсера и журналистку
Джоан Борстен.
<<Я увидел очень хорошего родного человека, почувствовал какую-то
родственность, - лицо Олега расплывается в улыбке, когда он говорит о
Джоан. Мы возвращаемся к машине и берем курс обратно на Малибу. - Это
самое главное, когда рядом с тобой человек, который тебя понимает, а
ведь я тогда не очень хорошо говорил по-английски. Я его никогда не
учил, будучи уверен, что дальше Бреста меня не пустят. И встретил эту
необыкновенную женщину, в ту пору очень успешную журналистку из
<<Лос-Анджелес таймс>>.
А когда <<римские каникулы>> завершились, молодые люди перебрались в
Америку. Джоан стала женой Олега, а он, известнейший на родине артист,
становится практически никем. Одним из сотен тысяч эмигрантов, без языка
и профессии. Сначала Видов работал за 3 с половиной доллара в час на
стройке, затем, уже за 5, на фабрике.
Но однажды в квартире Олега и Джоан раздался телефонный звонок. Видов
сразу узнал Савелия Крамарова. Олег впервые встретился с ним на съемках
фильма <<Джентльмены удачи>>, где сыграл старшего лейтенанта Славина. В
тот день Крамаров позвонил, чтобы помочь. Студия готовила фильм для
проката в Советском Союзе. Нужно было переозвучить одного из героев.
На озвучание Олег тогда не попал, но начал ходить на кинопробы,
прекрасно понимая, что зарубежные актеры в Голливуде чаще всего играют
тупых и злых парней. Но на удивление первой голливудской картиной Видова
стала <<Красная жара>>, где он исполнил роль вполне приличного советского
милиционера. Партнером выступал сам Арнольд Шварценеггер. <<Мне крупно
повезло, - говорит Видов, - я вообще не претендовал на то, чтобы
сниматься здесь, в Америке>>.

*Второе рождение*
Русских на <<фабрике грез>> бесцеремонно называли <<Чеховыми>>, <<Толстыми>>,
<<Достоевскими>>: <<Достоевский, иди сюда!>> Олега это раздражало, и он
вместе с актерами-эмигрантами из СССР (человек 30) основал организацию
<<Настоящие русские>>. Эта была наивная попытка бороться <<против рецидивов
холодной войны>> в Голливуде, то есть против того, чтобы русские в
американском кино изображались исключительно злодеями или придурками.
<<Мне предлагали играть боксера, которому поломали руки, а вокруг
кричали: <<Убей русских!>>. Я не согласился играть, а мог бы сделать
большую карьеру. Мы выступили по телевидению. Мы сказали: <<Ребята, наша
родина другая, чем та, которую вы представляете. Наши люди другие>>.
- И какой эффект произвело выступление?
- Стало меньше работы. (Смеется.) Ну, это Голливуд, они не любят,
конечно, когда им в чем-то противоречат.
Но тут опять везение. Поступило сразу два предложения, одно от Залмана
Кинга (продюсер <<9 с половиной недель>>) - сыграть в его постановке
<<Дикая орхидея>>, а другое - от Джона Мак Тирнэна (режиссер <<Крепкого
орешка>>). Автор знаменитых блокбастеров запустился с проектом <<Охота за
<<Красным Октябрем>>. Видов, когда узнал, что его партнером будет Микки
Рурк, принял решение сняться у Залмана Кинга, хотя Савелий Крамаров, уже
утвержденный на небольшую роль в <<Красном Октябре>>, советовал своему
другу: <<Лучше сняться в маленьком эпизоде в огромном фильме, чем в
главной роли в маленьком фильме>>.
Савелий говорил с точки зрения финансовой: большие картины, если они
успешны, живут долго, бонусы капают годами, если не десятилетиями. После
широкого проката фильм выходит на кассетах, дисках, плюс бесконечные
показы по телевидению. А <<Дикая орхидея>> - это по американским меркам
авторское кино, иной размах и другие деньги.
Но, кроме встречи с Рурком, у Видова была и иная причина выбрать <<Дикую
орхидею>>: состояние здоровья. <<Я тогда почему-то страшно мерз, меня
очень часто пронимал озноб. И вдруг Бразилия! <<Орхидею>> снимали на
берегу океана, лето, солнце и теплый ветер. И я сказал: <<Нет-нет, я
поеду в Бразилию>>. Да и Микки не подкачал. С ним было интересно. Он
своеобразный человек. У него было сложное детство, он боксер, человек
такой самостоятельный. У нас были хорошие отношения, и он очень тепло ко
мне относился>>.
Казалось, все налаживается. Но эта роль чуть не стала для Видова
смертельной. В один из съемочных дней он, по сценарию, догонял Рурка на
мотоцикле. Когда тот ушел на крутой вираж, Олег вдруг понял, что не
видит дороги, не понимает, куда поворачивать... Очнулся в траве, на
обочине шоссе. Сбежалась вся съемочная группа. Стали спрашивать, что
случилось. <<Я не мог понять, но позже стал замечать что-то неладное со
своим здоровьем...>> Мы с Олегом уже сидим в его саду, пьем чай, вокруг
летают крошечные колибри, рядом со столом белочка ест орешки.
<<Оказывается, у меня пропало боковое зрение. А потом врачи обнаружили
опухоль на гипофизе, это она влияла на зрение. Слава богу, операция
прошла удачно, но былая энергия куда-то пропала>>.
И все же Видов в 90-х сделал несколько картин. <<Три дня в августе>> - о
событиях в России в 1991 году. <<У времени в плену>>, <<Любовная история>>,
<<Бессмертные>> и <<Моя Антония>>. Олегу удалось победить болезнь, пусть не
сразу, но он начал работать. Удивительно, но главным делом его жизни
стали не роли или режиссерские работы, а советские мультфильмы. Фирма
Films by Jove, которую организовали Олег и его жена Джоан, выкупила у
<<Союзмультфильма>> права на прокат их по всему миру. И жизнь Видова
закрутилась - реставрация пленки, озвучивание мультиков известными
голливудскими актерами, среди которых были и Ширли Маклейн, и Джессика
Ланг, и Тимоти Далтон, и Джон Хьюстон... Видов придумал, как привлечь
внимание американских зрителей. Он позвал на помощь популярного в США
танцора Михаила Барышникова и выпустил мультфильмы под лозунгом <<Михаил
Барышников. История моего детства>>. И не прогадал: старые добрые русские
мультики посмотрели во многих странах мира. Олег не любит говорить о
конфликте с <<Союзмультфильмом>>, с которым последние двадцать лет боролся
за права на картины, тем более что Видов уже продал всю коллекцию
миллиардеру Алишеру Усманову. Советские мультфильмы вернулись в Россию.
Эта тема для него закрыта. Сейчас любимец советских женщин продолжает
работать в кино: пишет сценарии, снимает свои фильмы.

*Лос-Анджелес - Москва*

   2011-04-28 17:57:07 (#1573308)

Первая Леди России

*Она нравится мужчинам. Она нравится женщинам. Светлана Медведева не
пытается никому угодить, но в образе Первой леди жена президента, как
английская королева, устраивает всех. Она современна и изысканна, но в
то же время умеет показать себя так, чтобы не раздражать вкусы миллионов
российских женщин. Что скрывается за этим феноменом? Какими заботами и
интересами живёт жена Президента России?
Игумена Киприана (Ященко) называют <<духовным и культурным поверенным>>
Светланы Медведевой. В интервью <<Совершенно секретно>> игумен
рассказывает о малоизвестных деталях жизни жены президента*

...Светка Линник ходить не умела. Она бегала, носилась, мчалась и
летала - словом, всегда догоняла известную только ей цель. Вот и сейчас
дверь в подъезд грохнула так, что бабушки подскочили на лавочке и
укоризненным взглядом проводили непоседу. Завернув за угол, Светка
сдёрнула розовый мохеровый берет, <<навязанный>> чересчур заботливой
мамой, и распахнула стёганое полупальто.
В безоблачном небе сияло ослепительное майское солнце. Бесхитростное
сердце 14-летней девочки пело: <<...Всё могут короли! Но, что ни говори,
жениться по любви не может ни один, ни один король!>> С этой песнью
прошлым летом советская примадонна Алла Пугачева победила на
международном фестивале песни <<Сопот-78>>. <<Янтарный соловей>> держался
раскованно, эмоции лились рекой с экрана <<Рубина-714>>, первого в СССР
серийного цветного телевизора. <<Комсомольская правда>> даже назвала тогда
Аллу <<немного вульгарной>> за то, как она кричала <<уродина!>>
Подходил к концу 1978-79 учебный год. Светка бежала в школу No305 по
Купчино, южной окраине Ленинграда. Парк Интернационалистов, проспект
Славы, Будапештская улица. Надо было успеть на генеральную репетицию
капустника для выпускников, а потом отметиться на итоговом собрании
членов Клуба весёлых и находчивых. Без Светки не обходилось ни одно
школьное мероприятие, будь то выпуск стенгазеты, или выезд на природу,
или сбор макулатуры. Вот и школа - четырехэтажная бетонная коробка в
виде буквы <<Н>>. Димка Медведев из параллельного 8 <<Б>> несмело тронул за
рукав. Нетерпеливо тряхнула белокурым локоном: <<Не до тебя сейчас.
После>>. (Осталась общая фотография класса, где Света Линник с
распущенными вьющимися волосами прижимает к груди маленький букетик цветов.)

*Новая примадонна*
Прошли годы и блондинка с фарфоровой кожей, нежным румянцем и голубыми
глазами - воплощение русской красавицы - явилась на открытие московской
Недели моды. Ни один год тон на этой Всероссийской выставке достижений
высокой моды задавала примадонна Алла Пугачева. Известный кутюрье
Валентин Юдашкин обречённо ждал провала шоу: суперзвезда отказалась
приехать, сославшись на недомогание. Когда в зал вошла Светлана
Медведева, муж которой в то время был вице-премьером, у Юдашкина
вырвался вздох облегчения:
- Вот она, новая примадонна.
И не было среди ценителей высокой моды такого человека, кто бы с ним не
согласился.
Юдашкин прославился в 1987 году, за пару лет до того, как выпускница
Ленинградский финансово-экономического института Светлана Линник вышла
замуж за будущего президента Дмитрия Медведева. Коллекции молодого
модельера завершили историю советской моды и принесли российской школе
международную славу.
В 2005 году Светлану Владимировну видели на новоселье у Аллы Пугачевой,
когда та отмечала переезд из отеля <<Балчуг>> в 8-комнатные апартаменты в
Филипповском переулке. Светские репортеры утверждали, что <<чету
Медведевых и Юдашкиных тогда поразили алые обои в коридоре и вид из окон
гостиной на храм Христа Спасителя>>. С тех пор Светлана Медведева и
Валентин Юдашкин дружат.

*ДНК поколения*
В 2007 году юбилейную встречу одноклассников в честь 25-летия окончания
школы решили провести в одном из самых дорогих ресторанов Петербурга.
<<Да это же Димка Медведев организует!>> - пояснила осведомленная Лена
Зайцева. Сперва собрались в школе, посидели в классе, Света нашла свою
парту в среднем ряду.
Поговорили о моде 70-х. Королева той моды - водолазка. Пончо!
Брюки-клёш!! Платье-рубашка, с большими карманами и декоративными
пуговицами!!! А головные уборы?! Вязаные шапочки - романтичные, с
блестящей вышивкой из люрекса и пайетками. Украшенные вязаными цветами и
помпончиками, шапки-купола и вязаные фуражки с козырьком.
Эти годы называют <<десятилетием безвкусицы>>, но почему тогда с середины
90-х годов модельеры с завидным упорством выпускают коллекции <<в стиле
семидесятых>>? Нет, ни одно десятилетие прошлого столетия не может
соперничать с 70-ми по разнообразию стилей и направлений.
Процветали ателье и мастерские индивидуального пошива - будущие Дома
моды. На уроках домоводства в советских школах получали престижную
профессию. Портнихи-надомницы зарабатывали ещё как! Модные юбки,
стильные жакеты и даже элегантные пальто кроились по контрабандной
<<Бурда Моден>>. Пушистые свитера классического кроя, вязаные платья с
юбкой-плиссе <<а-ля Рикель>> и мужские безрукавки с разноцветными ромбами
на животе появились именно в 70-х годах. Предпочтения Светланы сводились
к романтическому стилю, к пасторали. Воланы и оборки в сочетании с
мелким цветочным рисунком создавали нежный образ <<барышни-крестьянки>>.
...В ресторан одноклассников доставили на специальных автобусах. С
точностью, подобающей королю, появился Медведев. Одет совсем не
по-королевски - в простенькой полосатой рубашечке, поверх которой
небрежно накинут пиджак. Всезнающая Лена Зайцева рассказала, что
праздничную программу организовала Светлана Медведева со своими
одноклассниками Сашей и Володей (фамилии она не назвала), которе сейчас
трудятся в аппарате правительства.
- Дима был лишь одним из ухажеров Светланы, - поделилась одноклассница.
- Довольно скромный, а за ней ухаживали мальчишки побойчее. Сама же
голову от любви не теряла. Всегда казались мне инициативной, яркой,
симпатичной девочкой, но себе на уме.
Дима произносил торжественную речь, сделал паузу, обвёл глазами зал и
сказал, что рад видеть всех состоявшимися людьми. Дальше вечер вела
Света с профессионализмом конферансье. Все отметили изысканность манер
четы Медведевых.
Для этого <<корпоратива одноклассников>> Медведев пригласил певца
Владимира Кузьмина. Неофициальная часть прошла под тяжёлый рок.
Исполняли репертуар советской рок-группы <<Динамик>>, завоевавшей
известность в 1982 году. Особый успех у публики имела песня, герой
которой жалуется, что любимая девушка предпочла иностранца, подарившего
ей <<фирменные>> джинсы. Медведев отрывался по полной программе. А на
прощание Светлана спела <<Куда уходит детство>> - один из хитов Аллы
Пугачевой.
...В том же 2007-м Светлану Медведеву наградили церковным орденом святой
равноапостольной княгини Ольги II степени. Тогда же она возглавила
Попечительский совет программы <<Духовно-нравственная культура
подрастающего поколения России>> (ДНК), созданной по благословению уже
покойного патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Секретарь попечительского совета ДНК и руководитель программы игумен
Киприан (Ященко) вспоминал:
- Дмитрий Анатольевич заинтересовался нашей программой во время личной
встречи со священниками. Мы сказали: добродетель должна возвращаться в
сердца людей через все <<каналы культуры>>. Идея понравилась. Он
согласился с тем, что невозможно решать по отдельности проблемы и
образования, и музыки, и литературы, и кино, и средств массовой
информации и даже моды.
(Я тут же вспомнил предложение главы синодального отдела Московского
патриархата по взаимоотношениям церкви и общества протоиерея Всеволода
Чаплина, сделанное в январе 2011-го: <<Неплохо, что сейчас компании,
вузы, школы вводят у себя дресс-коды. Хорошо бы и общероссийский
дресс-код придумать. На стрип-бары и публичные дома, так уж и быть,
можно его не распространять>>.)
Эта встреча с Дмитрием Медведевым, тогда вице-премьером, произошла в
2007 году. Поводом для неё стало освящение купольных крестов в храме
Трех святителей, возведённого в доме отдыха <<Архангельское>>, где
находятся государственные дачи высокопоставленных чиновников. На
традиционной в таких случаях трапезе Светлана Медведева сидела за столом
напротив игумена Киприана. Священник ещё не знал жену вице-премьера и
будущего президента в лицо. Его представил духовник четы Медведевых -
настоятель храма протоиерей Владимир Волгин. Тогда-то Светлана и
высказала желание работать на ниве духовной культуры. И Дмитрий
Анатольевич с видимым удовольствием <<благословил>> жену на это.

*История воцерковления *
Говорят, в Церковь привела Светлану её религиозная старшая сестра еще в
90-е годы. Затем судьба, точнее Бог, познакомил с настоятелем храма
Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках (напротив Кремля через
Москву-реку). Да, незаурядный этот священник Владимир Волгин, он служит
настоятелем сразу в четырех приходах. Кроме двух названных, возглавляет
ещё домовую церковь в честь святого мученика Порфирия, недавно
освящённую в телецентре <<Останкино>>, и храм священномученика Антипы на
Колымажном дворе, неподалеку от Кремля. Последний сейчас реставрируют, а
его попечительский совет возглавляет спикер Совета Федерации Сергей
Миронов.
Старшим священником в храме священномученика. Антипы служит иерей
Димитрий Рощин, а казначеем его мать - известная актриса Екатерина
Васильева. Да и сам отец Владимир Волгин не чужд киноискусства. Он
председатель Духовного экспертного совета кинофестиваля <<Лучезарный
ангел>> - главного проекта программы ДНК, попечительский совет которой,
напомним, возглавляет Светлана Медведева. Самым громким открытием этого
фестиваля стал фильм <<Остров>>, снятый режиссёром Павлом Лунгиным.
Кинодраму режиссёра Павла Лунгина <<Остров>> посмотрели 74 миллиона
зрителей. Картина признана российскими киноакадемиками лучшим игровым
фильмом года, получила шесть <<Ник>>, отмечена <<Золотыми орлами>>, <<Белыми
слонами>> и премией фестиваля российского кино <<Московская премьера>>.
<<Остров>> заработал два с лишним миллиона долларов, хотя обычный кассовый
сбор картинами такого типа не больше 500 тысяч. Было доказано, что фильм
<<о высоком>> и в сегодняшней аудитории способен побить если не блокбастер
<<Дневной дозор>>, то хотя бы мелодраму <<Мне не больно>>.
Протоиерей Владимир Волгин воцерковил Ирину Абрамович, мать пятерых
детей олигарха Романа Абрамовича. А вместе с супругой президента России
он совершил паломничество в известный Серафимо-Дивеевский монастырь.
- Светлана Анатольевна - человек высокой нравственности и крепкого, даже
скажу, стратегического, ума, - поделился священник своими впечатлениями.
И уверил, что <<опыт общения со святынями>> она перенесет на программу
духовно-нравственного воспитания молодёжи.
Не без его влияния Дмитрий Медведев побывал на святой горе Афон в
Греции. Священник рассказывал, что высокопоставленные духовные дети
иногда приглашают его погостить на государственной даче Управления
делами президента. Ещё несколько лет назад, говорит, чиновники
недоуменно таращились: а поп-то что здесь делает. Сегодня <<атмосфера
невероятно изменилась>>. Те же самые чиновники встречают священника с
теплотой и уважением. Многие <<потянулись к православию>>. Некоторым отец
Владимир освятил дачи. Среди государственных деятелей и крупных
бизнесменов, оказывается, немало таких, которые посещают Афон по два-три
раза в год.
С отцом Волгиным игумен Киприан знаком с 2006 года. Каждое воскресенье
он служит раннюю литургию в храме Софии Премудрости Божией в Средних
Садовниках для слушателей Высших богословских курсов.
- <<Православный гламур>>. Откуда такое противное выражение? - поддержал я
беседу.
- Оттуда, откуда <<подсвечники>>, - так презрительно называют чиновников,
простаивающих на праздничных богослужениях, - справедливо заметил игумен
Киприан. - Но важен сам факт прихода человека в храм. Тысячи людей, в
том числе молодых, посещают церковь, например, на Пасху. По собственной
воле, посвящают свое время богослужению, а не ресторанным застольям.
Возможно, конечно, они приходят <<за компанию>>, из любопытства, или
потому что престижно, - побудительный мотив может быть любым.
Преподобный Иоанн Лествичник (автор знаменитого сочинения <<Лествица>> о
духовном возрастании человека) говорит, что движитель добрыми поступками
человека может быть отнюдь не церковным. Иногда начинают заниматься
благотворительностью из тщеславия, из желания получить орден. Но, увидев
лица благодарных людей, такой даритель часто продолжает помогать
совершенно бескорыстно, из милости. В конце концов он приходит к Богу,
несколько лет поиграв в эту модную игру.
- Но почему российский президент считает невозможным публично говорить о
своей религиозности, в отличие, скажем, от американского, заявившего
недавно по телеканалу CNN, что молится за души солдат, погибших в
Афганистане?
- Может быть, вы не так близко знакомы с президентом? - засмеялся игумен.
- Свою принадлежность к религии президент публично обозначает только
стоянием со свечей в пасхальную службу...
- Президент и премьер все-таки выбрали, где стоять и с чем стоять... Они
молятся, каются и причащаются, думаю, довольно и этого. Хотя, может
быть, сейчас обстановка в нашей стране не располагает к публичному
выражению религиозных убеждений. Времена открытых гонений на Церковь
прошли - зубы выбиты, но оскал остался. Инерция истории... не ушло то
поколение, которое гнало Церковь.

*<<Случайные победы сменяются закономерными поражениями>>*
Игумен Киприан (Ященко) родился в 1953-м, в год смерти Сталина. Окончил
Хабаровский педагогический институт, кандидат педагогических наук. В
1994-м принял монашеский постриг. С 1997-го - сотрудник Учебного
комитета Русской Православной Церкви. В 2003-м рукоположен во
иеромонаха. Декан педагогического факультета Свято-Тихоновского
православного гуманитарного университета (СТПГУ), ректор Института
экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных
отношений.
- К примеру, мои родители были убежденными атеистами. Уход сына в
Церковь переживали, как величайшую трагедию в жизни. Мать говорила: <<Я
понимаю: убогие люди, старушки, а ты, кандидат наук, ты?..>> Потом мы
побывали в известных монастырях - в Пюхте, Печорах, встречались с
великим старцем Иоанном Крестьянкиным (1910-2006)... Старец несколько
часов беседовал с мамой, потом вышел и, плача, говорил монахам: <<Вы
ищете чудес? Вот чудо: уверовал человек, который всю жизнь был
секретарем партийной организации>>.
- Главный педагог страны Андрей Фурсенко - непробиваемый атеист -
поставлен верующим президентом на пост министра образования, выходит, по
ошибке?
- Божий промысел совершается через разных людей, в том числе и
неверующих. Я занимаюсь непосредственно церковным образованием более 20
лет. Иногда казалось, что его развитию мешают какие-то враги духовных
традиций. Сетовал на это в переписке с известным педагогом и мыслителем
Софьей Сергеевной Куломзиной (урожденной Шидловской, 1903 - 2000),
жившей в США. Она отвечала, что Россия, по её представлениям, летит, как
в космическом корабле, - все вокруг мелькает, и поэтому вам кажется, что
перемены в самом корабле происходят крайне медленно.
Важно выбрать точку отсчёта. И если бы наши планы исполнялись мгновенно,
то мы непременно наломали бы дров. Невозможно, например, найти сразу
столько талантливых педагогов для преподавания религиозных предметов -
<<невольник не богомольник>>. А такие люди, как Фурсенко, играют роль
сдерживающей силы, и они, кстати, не всесильны. Министр образования не
смог приостановить школьный эксперимент с <<Основами православной
культуры>>, не получилось запретить теологию в вузах. В России всегда
многое делалось помимо власти и без власти, по воле народных масс.
- Однако народные массы часто ориентируются на высказывания своих
<<вождей>> - правителей, политиков и т. п. Слово, сказанное с трибуны,
обладает большой силой... Например, если Путин после событий на Манежной
площади говорит странную с точки зрения любого богослова фразу, что
<<православие во многом даже ближе к исламу, чем, скажем, к католикам>>,
то как к этому относится нам, обывателям?
- Может быть, ближе лично к Владимиру Владимировичу (смеется). Ислам -
ветхозаветная ветвь, единственная религия, которая претендует на
исключительность, называя всех остальных неверными. Эта фраза
премьер-министра, скорее всего, обусловливается какими-то его личными
предпочтениями. Надо снисходительно относится к такого рода заблуждениям
или симпатиям.
Нашим чиновникам неплохо окончить хотя бы воскресную школу. Люди у
власти должны быть не только крещёными, но и просвещёнными, как говорил
духовник Троице-Сергиевой лавры старец архимандрит Кирилл (Павлов).
Непросвещённые правители не знают, куда вести народ, и сейчас мы
наблюдаем, как случайные победы в государственной политике сменяются
закономерными поражениями.
Но назвать имена высокопоставленных чиновников, получивших богословское
образование, отец Киприан, тем не менее, не захотел: <<Боюсь, это может
повредить их положению>>. - <<Согласитесь, это странно, - заметил я, -
утверждать о <<космических>> переменах в отношениях Церкви и государства и
в то же время опасаться, что карьере чиновника может повредить
информация о его воцерковленности>>. - <<Дело не в персоналиях. Как
правило, во власть идут люди, обладающие набором таких особых качеств,
которые назвать христианскими трудно, например, злопамятность. В этой
среде трудно выжить, и ещё труднее не утерять смысл жизни>>.
Лишь о министре юстиции РФ Александре Коновалове доподлинно известно,
что он получил высшее богословское образование на заочном отделении
СТПГУ. Кстати, как и Дмитрий Медведев, окончил юридический факультет
Санкт-Петербургского государственного университета.

*Светлана Медведева - секрет Стаса Михайлова?*
От политической культуры мы плавно перешли к массовой. Беда нашей
массовой культуры, считает игумен, в том, что навязывается грех в
привлекательной упаковке. Считается, что <<нравственный>> фильм не может
быть кассовым. Должна быть <<червоточинка>> - кровь или секс, чтобы народ
заполнил кинозалы или поднял рейтинги телепрограмм.
- Отец Киприан, телевидение да и киноиндустрия, как известно, пользуются
многомиллионными дотациями из государственного бюджета. Получается,
власть одной рукой поднимает из руин <<духовность>>, а другой удобряет
<<цветы зла>>...
- Почему налогоплательщики получают за свои деньги тухлый и грязный
продукт? Тайна сия великая есть (смеётся). Я слишком много знаю, чтобы
высказываться по этому поводу публично. Телевидение, например,
навязывает развратного героя, а дети впитывают всё как губка, они не
различают жизнь виртуальную и жизнь реальную. Тем не менее телевидение
получило монополию на воспитание народа. Двадцать лет говорим о создании
федерального православного канала - и никак.
- Кто же <<заказчик>> такого телевидения и есть ли таковой вообще?
- К сожалению, в телевизионных масс-медиа работает много людей с
извращённой нравственностью, о которых я знаю, как говорится, из
достоверных источников.
- С недавних пор в телеэфире замелькал певец Стас Михайлов, вышел
полуторачасовой фильм о нём. Говорят, его продвижению способствовала
Светлана Медведева...
- У каждого человека есть свои предпочтения...
Этот вопрос я задал потому, что на днях прочитал сообщение <<Разгадана
тайна Стаса Михайлова!>> в блоге Татьяны Лазаревой. Автор с мужем
Михаилом Шацем много лет участвовала в популярной программе
<<ОСП-студия>>, снималась в телесериале <<33 квадратных метра>>, вела
<<Хорошие шутки>> (СТС) - словом, чем не эксперт в мире российского
шоу-бизнеса? Приведу этот пост почти без купюр:
<<В минувшую пятницу выпивали с друзьями, среди которых были люди,
вращающиеся в околополитических кругах. Рассказывали, что некая Светлана
Медведева очень уж привечает С. М. и посещает все его концерты. Посему
околополитические и бизнес-круги тихонько скулят и воют: им тоже
приходится туда ходить, хлопать и улыбаться, втайне поглядывая на часы.
Реально! Говорят, прямо так и объясняют, мол, извини, сегодня вечером не
смогу, иду на концерт этого Стаса Михайлова, чтоб его.
На немой вопрос собеседника отвечают, что весь Кремлевский забит такими
же фанатами, и если не пойти - сам понимаешь. Я сама офонарела, чессло!
Погуглила (Google - поисковая система в Интернете. - Ред.) - и офонарела
ещё больше: оказывается, президент России Медведев в начале января лично
без всяких сомнений присвоил Стасу внеочередное звание Заслуженного
Артиста России.
Однако первоначально певец этому не поверил, решив, что это новогодняя
шутка: <<Для меня присвоение звания стало большой неожиданностью. Мне
позвонили 1-го или 2-го января днем и сообщили о подписанном указе. Я
был уверен, что это какая-то новогодняя шутка, но я был очень рад и
польщен, когда узнал что это правда>>.
Впрочем, сам заслуженный артист объясняет свой успех просто: <<Сначала
меня знало человек сто. Прошло всего несколько месяцев, и моя публика
насчитывала уже около пятисот человек, а еще через год - тысячу!>>
Несложно подсчитать, сколько лет честного труда ушло у него на то, чтобы
собирать Кремлевский дворец. А я, между прочим, тоже диск собираюсь
издавать, может, кто возьмётся распространить? Глядишь, лет через десять
прославлюсь...>>
Кстати, в интервью <<Совершенно секретно>> Татьяна Лазарева подтвердила
свои предположения о карьере Стаса Михайлова. Это имя, признаюсь, было
мне неизвестно (ну, не меломан, простите), и потому причина разлития
желчи по Интернету показалась мне надуманной. Я также <<погуглил>> и
узнал, что певец - действительно, личность загадочная. <<Кумир тысяч
домохозяек и водителей маршруток>>. <<Его песни поют от Москвы до самых до
окраин, его гастроли расписаны на год вперед>>. <<Завистники давно
пытаются разгадать его феномен>>.
Ещё узнал, что 42-летний Стас Михайлов родился в Сочи в 1969 году в
семье лётчика и медсестры. Учился в Минском училище гражданской авиации
и в Тамбовском институте культуры, но ни одно учебное заведение не
закончил. С 1992-го работал в Московском театре эстрады. В 2004 году
выпустил альбом <<Позывные на любовь>>. Первые награды - <<Артист года>> по
версии <<Радио Шансон>>, <<Золотой граммофон>>, лауреат <<Песни года>> -
получены певцом в 2009-м. В августе 2010-го Первый канал ТВ показал
концерт Михайлова <<Между небом и землей>>.
30 декабря 2010 года президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич
Медведев подписал указ о присвоении Михайлову Станиславу Владимировичу
почётного звания Заслуженный артист России.
4 апреля 2011 года в Государственном Кремлёвском дворце прошла
презентация новой концертной программы <<Только ты>>.
Зашёл на официальный сайт певца. Стас Михайлов сам пишет тексты своих
песен и музыку к ним. Его уже не маленький репертуар - по сути, одна
большая песня о Любви (именно с большой буквы). Одна называется
<<Покаяние>>, которое, как известно, представляет собой обратную сторону
любви. В песне есть такие строчки:
От предвкушения того,
Что ты оплот последний христианства,
И что ты не будешь никогда
Грозой всемирного пространства.
Однажды мы, предав царя,
Должны покаяться пред Богом!
Творчество Стаса поощрили на своих сайтах даже непримиримые борцы с ИНН
и фанатики-царебожцы, отметив его генетическое родство с песнями
знаменитой Жанны Бичевской.
Стас Михайлов - один из самых дорогих певцов России. Его выступление в
корпоративе, по некоторым данным, оценивается в 70 тысяч евро. Для
сравнения, например, Басков стоит 60 - 80 тысяч евро, Киркоров - 50
тысяч, Дима Билан - всего 30 тысяч. Концерты Стаса расписаны на полгода
вперёд. Такой востребованностью не может похвастаться даже Григорий
Лепс, гонорары которого доходят до 100 тысяч евро, хотя иногда его
выступления срываются. А к Стасу Михайлову претензий нет. Пресса
сообщала, что он уже обзавёлся собственными домами не только в России,
но и в Испании, Италии и Хорватии.
И всё-таки слухи о личном участии Светланы Медведевой в судьбе
эстрадного певца поставили в тупик. С одной стороны, трудно не доверять
искушённой в делах шоу-бизнеса Татьяне Лазаревой. С другой, известно,
что Владимир Жириновский официально обращался в конце 2010 года к
руководителю Администрации Президента РФ Сергею Нарышкину с просьбой о
присвоении Михайлову Станиславу Владимировичу звания <<Заслуженный артист
Российской Федерации>>. В обращении говорилось: <<Учитывая большой
разносторонний талант, заслуженную народную любовь во всех регионах
России, а также специфику песен, направленных на патриотическое
воспитание и привитие духовно-нравственных ценностей, фракция ЛДПР в
Государственной Думе ходатайствует о присвоении Станиславу Михайлову
звания <<Заслуженный артист Российской Федерации>> с последующим
присвоением звания <<Народный артист Российской Федерации>>>>.

*Троица жены президента*
И последний вопрос игумену Киприану:
- В чем заключается работа Светланы Медведевой в программе
<<Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России>>?
- Сейчас Светлана Владимировна занимается формированием нового состава
попечительского совета. Разработана программа до 2020 года, которая
также находится на рассмотрении Светланы Медведевой. Концепция не
изменилась, только заметно увеличились масштабы деятельности. Это она
предложила возродить православный праздник святых Петра и Февронии - в
ответ на вызов католического святого Валентина. И даже ромашка стала
символом Дня семьи, любви и верности по замыслу первой леди. Она
возглавляет попечительский совет Марфо-Мариинской обители, патронирует
Санкт-Петербургский дом-интернат No 1 для умственно неполноценных детей,
- перечислил игумен.
И в то же время жена президента не забывает о светской жизни. По её
инициативе Неделя высокой моды в Милане завершается <<Русским вечером>>.
Она удостоилась звания <<почётной гражданки Милана>> - <<Амброджино Д'
Оро>>. Глянцевые журналы помещают её в списки <<самых элегантно одетых
женщин России>>. Предпочитает классические костюмы а-ля рюс цвета
слоновой кости, белого и шампанского. Строгие силуэты романтично
дополняются цветком из ткани или рюшами. Наряды Светлане Медведевой
придумывает российский кутюрье Валентин Юдашкин, ткани, как говорят,
привозят из Италии, а шьют портные из президентского ателье на
Кутузовском проспекте.
Так что из многообразия дел президентской супруги можно выделить
несколько дел, которыми она увлечена: во-первых, православное служение,
а затем уж светские интересы - высокая мода и в какой-то степени шоу-бизнес.
..На Благовещенье (7 апреля) Светлана Медведева вместе с патриархом
Кириллом с крыльца кремлевского собора выпустила в небо белых голубей,
которые символизируют в православии Святой Дух.
На Красной площади в это время прогуливался праздный народ. Его слух
ласкал баритон Стаса Михайлова, лившийся из динамиков:
Лети, душа, лети, душа, скорей,
От суеты, от зависти людей.
Лети, душа, и тронь облака,
Где вечная любовь, где света чистота...

   2011-04-28 17:55:42 (#1573305)