[Гласность] Re[2]: Предложения Качанова и сомнения Христолюбова
Всем добрый вечер!
Решила внести свой посильный вклад в наш разговор на тему, которую я бы сформулировала
так - "Откуда нам ждать помощи в деле оздоровления ситуации в ВОС". Насколько
я поняла, Александром Качановым, Геннадием Христолюбовым, Френком из Красноярска
обсуждается возможность привлечения помощи извне, то есть со стороны государственных
структур. Свой полезный вклад в обсуждение этого важного вопроса я вижу в предоставлении
для нашего совместного внимательного изучения реальных документов, которые были
наработаны нашим иркутским активом.
Сперва краткая предыстория.
В период с 2006 по 2010 годы на территории Иркутской области действовала областная
государственная целевая программа "Содействие занятости и профессиональной реабилитации
инвалидов в Иркутской области". Когда читаешь текст этой программы, то радуется
душа, поскольку идея создания новых рабочих мест для инвалидов, их профессиональной
реабилитации, модернизации нашего допотопного производства за счёт средств, отчисляемых
крупными работодателями со всей Иркутской области в общий фонд в рамках закона
"О квотировании рабочих мест для инвалидов" не может не радовать.
И вот представьте себе, что соисполнителями и, так сказать, проводниками этой
благой задумки в жизнь становятся руководители трёх крупных всероссийских организаций
инвалидов - ВОИ, ВОГ и ВОС. И наша достославная правящая семейка оказывается,
как говорится, у водицы, которой жаждет наполнить все имеющиеся в личном семейном
хозяйстве ёмкости и тару. Придумываются всевозможные схемы, как можно перенаправить
финансовые ручейки и потоки на орошение собственных карманов. Схемы личного обогащения
настолько топорно сработаны, что видны всем и каждому, кто хотя бы поверхностным
взглядом пожелает полюбоваться на происходящее безобразие. Естественно, что в
нашей организации сбиваются в могучую (как нам тогда казалось) кучку неравнодушные
искатели справедливости и законности и начинают обращаться в различные компетентные
органы и ведомства, на которые возложена ответственность за целевое использование
бюджетных средств, с единственной целью - обуздать семейку и принудить её распорядиться
средствами, отпускаемыми в рамках программы, исключительно на благо инвалидов,
руководимой ею организации. Замечу, что все предпринимаемые в этом направлении
шаги мы подробно освещаем в газете "Народный контроль Сибири", где я журналистничаю.
Кроме этого наш восовский актив, объединившись с аналогичными активистами от
ВОИ и ВОГ, где сюжет с расходованием программных целевых денег с небольшими вариациями
всё тот же, принимает участие в протестных митингах и демонстрациях с очень жёсткими
лозунгами.
То есть этим подробным описанием я хочу подчеркнуть, что действовали мы тогда,
добиваясь правды, вроде бы наступая по всем возможным фронтам, объединившись
для достижения поставленной цели с представителями активов других инвалидных
обществ и стараясь придать творящееся безобразие максимально возможной огласке.
На этом месте позволю себе в качестве иллюстрации цитату из народноконтрольского
материала под названием "Почему Семён Круть вынужден выкручиваться?", освещающего
эти самые описываемые мною события трёхлетней давности.
*
"Итогом непродолжительного визита к пикетчикам стало предложение Семёна Викторовича
Крутя (моё примечание: Круть - это на тот момент министр социального развития
опеки и попечительства Иркутской области) о встрече с инвалидами из числа участников
пикета в стенах Министерства и готовность обсудить все волнующие инвалидов вопросы.
Такая встреча состоялась в несколько неожиданном для Семёна Викторовича формате.
Во-первых, на встречу пришли не глухие, а слепые. Во-вторых, попросили ознакомить
с некоторыми интересующими их документами.
Поначалу Семён Викторович придерживался данных инвалидам обещаний, а обещал он
им открытость и прозрачность любой информации, какую только ни пожелают получить
инвалиды. Видимо, не рассчитывал Семён Круть на слишком уж серьёзные потребности
своих подопечных. Но неожиданно глубокие познания визитёров в интимных подробностях
и тонкостях социальной кухни привели министра и его подчинённых в некоторое смятение.
Самым же интимным и даже неприличным вопросом, ответ на который пыталась найти
в отчётной документации инициативная группа инвалидов по зрению, звучал так:
как были израсходованы средства областной государственной целевой программы "Содействие
занятости и профессиональной реабилитации инвалидов", действующей в Иркутской
области с 2006 по 2010 годы?
Найти исчерпывающий ответ на этот вопрос помешала неопытность общественных ревизоров,
не сумевших скрыть своё вполне понятное возмущение. Первые же вынутые из папок
документы вызвали у инвалидов удивление и множество неудобных для сотрудников
Министерства вопросов. Чем глубже зарывались общественники в бумаги, тем больше
ёрзали на своих стульях социальные чиновники. Когда сотрудники Министерства Крутя
почувствовали, что их пояснения к открывшимся цифрам становятся всё менее и менее
убедительными, они приступили к манёврам. Сославшись на излишнюю (с их точки
зрения) продолжительность встречи, а также разыгравшийся к обеденному времени
голод, они, еле удерживаясь в вежливом тоне, попросили менее находчивых инвалидов
удалиться, пообещав продолжить работу в следующий раз, который, судя по характеру
встречи, состоится, "когда рак на горе свистнет".
Чтобы не перегружать наших читателей подробностями, скажем, что средства этой
крайне необходимой для инвалидов области программы расходовались соисполнителями
в лице Иркутской РО ВОС по принципу: как быть у воды и не напиться. Как известно,
такой принцип сегодня действует повсеместно там, где вращаются миллионные государственные
средства. Хочется разобраться, почему социальная защита малоимущих и нуждающихся
в поддержке государства категорий населения так ловко и бессовестно превращается
в социальный бизнес небольшой группы лиц.
По результатам встречи инвалидов с социальным министром родился документ, небольшая
справка с выводами, к которым пришла инициативная группа. К слову сказать, у
правозащитников "Народного контроля" документ вызывает тревогу и неподдельный
интерес к судьбе десятков миллионов рублей, предназначенных для инвалидов. Но,
как нам кажется, интересен он и для органов, осуществляющих надзор за расходованием
средств областного бюджета..."
В этой группе пришедших к социальному министру были в числе других и мы с Валентином
Фёдоровичем Гавриловым. По результатам этой встречи и на основании очень и очень
немногих увиденных документов мы составили небольшую справочку, которую приложили
к заявлению в Службу финансового контроля при министерстве финансов Иркутской
области и которая также была направлена нами депутату Заксобрания Иркутской области
с просьбой инициировать депутатский запрос о расходовании средств на реализацию
целевой программы.
Вот она, эта наша справочка.
*
СПРАВКА
по результатам ознакомления с отчётной документацией по Областной государственной
целевой программе "Содействие занятости и профессиональной реабилитации инвалидов
в Иркутской области" на 2006 - 2010 годы
Основная цель программы Обеспечение трудоустройства инвалидов
в Иркутской области, их
профессиональная реабилитация
Основные задачи программы 1) увеличение числа рабочих мест для
трудоустройства инвалидов;
2) сохранение действующих рабочих мест
для инвалидов;
3) улучшение условий труда инвалидов;
4) повышение качества и
конкурентоспособности продукции,
выпускаемой предприятиями,
использующими труд инвалидов;
5) расширение возможностей
трудоустройства и обеспечение
востребованности инвалидов на рынке
труда
Сроки и этапы реализации 2006 - 2010 годы (один этап)
программы
Перечень основных 1) оказание финансовой помощи,
мероприятий программы приобретение оборудования на
реализацию проектов по сохранению,
созданию обычных, созданию специальных
рабочих мест для инвалидов в
организациях сверх квот для приема на
работу инвалидов (конкурс проектов);
2) оказание финансовой помощи,
приобретение оборудования
всероссийским общественным
организациям инвалидов, их структурным
подразделениям, образованным в
муниципальных образованиях области,
иным общественным объединениям
инвалидов, предприятиям,
организованным общественными
организациями инвалидов, на реализацию
проектов, в том числе малого
предпринимательства, инвалидов по
сохранению, созданию обычных,
специальных рабочих мест для инвалидов
(конкурс проектов);
3) профессиональное образование
инвалидов;
4) другие мероприятия, связанные с
содействием трудоустройству и
профессиональной реабилитацией инвалидов.
Инициативная группа, в которую вошли активисты Иркутской региональной организации
ВОС и члены профобъединения фабрики "Бытовик" ВОС, 30 июня 2009 года в присутствии
Макарова А.С. и Красильниковой Е.В. в результате договорённости с министром социального
развития, опеки и попечительства С.В. Круть получила возможность ознакомиться
с некоторыми документами по результатам реализации на территории Иркутской области
программы
Членам инициативной группы были представлены отчётно-сметная документация по
проведённому капремонту здания и сооружений, принадлежащих фабрике "Бытовик",
за 2006-2008 годы, списки работников из числа инвалидов двух предприятий ВОС,
штатное расписание на 2008 год по трудоустроенным секретарям-чтецам и специалистам
тифлокласса.
Настоятельная просьба членов инициативной группы о предоставлении документов,
которыми отчитывалась председатель Иркутской РО ВОС Катрук Г. В. о реализации
программы, под разными предлогами так и не была удовлетворена. Но даже то немногое,
с чем удалось ознакомиться, свидетельствует о грубейших нарушениях как со стороны
Министерства, так и со стороны общественной организации инвалидов.
В процессе ознакомления с документами было установлено следующее:
1.Отчётно-сметную документацию по фабрике "Бытовик" составила гл. бухгалтер Мамышева
Т.Е., которая на предприятии, по свидетельствам рабочих фабрики "Бытовик", никогда
не работала;
2.Сметы по фабрике "Бытовик" составила гл. бухгалтер Катрук Г.В., являющаяся
одновременно руководителем предприятия;
3.В список инвалидов, трудоустроенных на фабрике "Бытовик" по состоянию на 01.01.2008
г., включены люди, фактически в это время не работавшие на предприятии;
4.В список инвалидов, трудоустроенных на УПП ВОС по состоянию на 01.04.2009 г.,
также включены люди, фактически в это время не работавшие на предприятии;
5.Закупленный для фабрики "Бытовик" во II-III квартале 2008 года дорогостоящий
станок для теребления ваты не используется в производстве, так как рассчитан
на большие объёмы ваты, потребность в которой на предприятии мала в связи с малым
количеством заказов;
6.Отсутствуют сведения о создании в течение отчётного периода рабочих мест для
инвалидов;
7.Полностью отсутствуют сведения о конкретных инвалидах, трудоустроенных в течение
отчётного периода (их количество, рабочие места, ФИО, паспортные данные, копии
трудовых книжек и другие документы);
8.Значительная сумма из бюджета программы - 4 миллиона 300 тысяч рублей была
потрачена на капитальный ремонт фабрики, по преимуществу на помещения, которые
в настоящее время сдаются в аренду, то есть не относятся непосредственно к производственным
площадям, на которых работают инвалиды.
Выводы:
1.Основная цель и основные задачи программы, а именно "Обеспечение трудоустройства
инвалидов в Иркутской области, их профессиональная реабилитация, увеличение
числа рабочих мест для трудоустройства инвалидов" не были реализованы;
2.Закупленное оборудование не оправдало вложенных средств, часть его оказалась
попросту невостребованной, фабрика "Бытовик" не увеличила объёмы и качество выпускаемой
продукции, не повысила её конкурентоспособность на рынке;
3.Условия труда инвалидов не были улучшены;
4.Разработанная Министерством форма отчётности лишена прозрачности, не позволяет
точно установить, кто именно из числа инвалидов и в какой период времени был
трудоустроен на конкретные рабочие места, что позволило наделить дополнительными
заработными платами уже трудоустроенных сотрудников аппарата управления Иркутской
РО ВОС (по преимуществу близких родственников Катрук Г. В. - дочь, зятя, племянницу,
племянника);
5.В документах нет обоснования присвоения квалификационных разрядов секретарям-чтецам,
инструкторам по труду и преподавателям тифлокомпьютерного класса. Не указано,
какие именно особые условия труда послужили обоснованием для 30-процентных надбавок
к заработной плате уже трудоустроенным членам семьи председателя Иркутской РО
ВОС. Не указаны должностные обязанности сотрудников, трудоустроенных по программе.
*
Вроде бы убойный документ, есть где разгуляться контролёрам всех мастей, поскольку
мы дали им в руки неплохой стартовый задел. Кроме того, мы в заявлении Службе
финконтроля прямым текстом пишем, что в случае возникновения каких-либо вопросов
подписанты заявления готовы в любое время дать свои пояснения и оказать посильное
содействие в выявлении нарушений.
17 августа 2009 года нам приходит, как положено, сначала предварительный ответ
из Службы финконтроля. Вот его текст.
*
СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Горького ул., д. 31, Иркутск, 664011 Тел.(3952)25-63-81
на б/н от 17.08.2009
Г
О рассмотрении заявления
Службой государственного финансового контроля Иркутской области (далее - Служба)
рассмотрено Ваше обращение о нарушениях в ходе реализации Иркутской региональной
организацией Всероссийского общества слепых областной государственной целевой
программы "Содействие занятости и профессиональной реабилитации инвалидов". По
фактам, изложенным в обращении, Службой запланировано проведение проверки в IV
квартале 2009 года.
Следует отметить, что в соответствии с Положением о Службе, утвержденным постановлением
Правительства Иркутской области от 29.01.2009 12-пп, Служба осуществляет контрольные
мероприятия за операциями с бюджетными средствами получателей средств областного
бюджета. Служба наделена полномочиями по получению необходимых объяснений от
должностных, материально ответственных и других лиц проверяемых организаций,
по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок. Вместе с тем, согласно приказу
Министерства финансов РФ от 25.12.2008 146н "Об обеспечении деятельности по осуществлению
государственного финансового контроля", орган исполнительной власти, осуществляющий
финансовый контроль, обязан обеспечить конфиденциальность и сохранность рабочих
документов проверяемой организации. Таким образом, Ваша просьба о предоставлении
отчетности и других материалов проверки не может быть удовлетворена в рамках
действующего законодательства об осуществлении государственного финансового контроля.
Результаты проведенной проверки будут сообщены Вам в кратчайшие сроки с момента
ее окончания.
Заместитель руководителя службы
государственного финансового контроля Иркутской области А.А. Лебедев
*
Спустя некоторое время пришёл и окончательный ответ от финансовых контролёров.
И нашему удивлению не было конца, когда мы прочли, что ни один из указанных заявителями
фактов нарушений не нашёл своего подтверждения. А из предварительного ответа
вы увидели, что заявители в принципе не имеют по закону никакого права содействовать
контролёрам этой службы в выявлении финансовых нарушений.
Можно было бы на этом и обмякнуть, отчаявшись добиться правды, но мы всё же предприняли
ещё одну попытку добиться объективной проверки расходов целевых средств, обратившись
к депутатам Заксобрания Иркутской области.
Вот сокращённый текст этого обращения.
*
Группа представителей Всероссийского общества слепых просит депутатов Законодательного
собрания Иркутской области Инициировать депутатский запрос, а также финансовую
проверку областной государственной целевой программы "Содействие занятости и
профессиональной реабилитации инвалидов в Иркутской области".
Есть основания считать, что в ходе реализации программы были допущены серьёзные
финансовые нарушения, нецелевое использование средств, фальсификация данных по
количеству трудоустроенных инвалидов.
Подлинных документов, свидетельствующих об этом у нас нет в связи с невозможностью
получить их в министерстве у С. В. Крутя.
В случае получения соответствующей отчётности мы готовы указать и подтвердить
свидетельскими показаниями факты нарушений.
*
На наш призыв о помощи откликнулся депутат Матиенко, который сделал ниже следующий
депутатский запрос.
*
Министру социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Крутю С.В.
Уважаемый Семен Викторович!
В связи с имеющейся информацией о нарушениях законодательства и финансовой дисциплины
со стороны аппарата управления ИРО ВОС при использовании средств областного бюджета
в рамках областной государственной целевой программы "Содействие занятости и
профессиональной реабилитации инвалидов в Иркутской области на 2006 - 2010 гг."
по обеспечению и поддержанию рабочих мест для инвалидов Иркутского регионального
отделения Всероссийского общества слепых (ИРО ВОС), а также для улучшения условий
их труда, прошу предоставить отчетность ИРО ВОС за 2006-2008 гг по данной программе
и программах содействия занятости инвалидов на предприятиях ВОС. Эта отчетность
должна содержать списки трудоустроенных инвалидов с указанием данных их паспортов
и трудовых книжек, а также сведения об их инвалидности.
Указанная отчетность необходима для анализа и оценки эффективности использования
средств областного бюджета, направленных для финансирования программы.
Депутат Законодательного собрания
Иркутской области от партии
"Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь" Матиенко
В.А.
*
Едем дальше.
Данный запрос был зарегистрирован в канцелярии Министерства соцзащиты, но ответ
на депутатский запрос так и не был получен ни депутатом, ни уж тем более нами
до сих пор. Примечательно, что сначала депутат Матиенко взялся за это дело довольно
резво, а потом как-то очень быстро сдулся и вовсе отполз от этой темы и не пожелал
больше к ней возвращаться.
*
Какова же мораль сей моей длиннющей басни?
Вот Эсмеральда, излагая и обсуждая взгляды Александра Качанова на возможность
привлечения помощи извне пишет:
"А в чём не реальность предложений А.Н.Качанова?
Что Государство не должно, не будет, не захочет, не сможет ... ?
А если слепые попросят и Государство сочтёт это нужным?
Тогда всё "Окей"? Слепые россияне выигрывают в этих вариантах и явно проигрывают
в тех, где будет позволено участвовать "злодеям Неумывакина".
*
Моё мнение, как видите, даже подтверждённое представленной вашему вниманию практикой,
что "... если слепые попросят", то "Государство" не "сочтёт это нужным", потому
что государство представлено чиновниками, в глазах которых украсть у слепых,
глухих или колясочников пару миллионов или некоторое количество сотен тысяч рублей,
отпущенных на их реабилитацию, не является чем-то предосудительным, потому что
сами они вовлечены в воровство бюджетных средств в гораздо более крупных масштабах
и кроме того нередко сами состоят в доле по распилу бюджетов с инвалидными тузами.
Если я не права, то опровергните мою точку зрения по той же схеме, то есть на
языке размещаемых в наших рассылках документов. Я буду рада, если изложенный
мною иркутский сюжет будет выглядеть единичным случаем, когда чиновники ведомств,
непосредственно работающих с инвалидными организациями, демонстративно закрывают
уши и глаза, когда их просят разобраться в историях, подобных нашей.
И последний эпизод на закуску. Наша инициативная группа говорит министру соцзащиты
Крутю:
-Семён Викторович, давайте разберёмся - как же это так получается, что по программе
у нас в региональной организации ВОС трудоустроена секретарём-чтецом для незрячих
некая молодая особа (конкретно тут же называем её фамилию, имя и отчество). А
на самом деле она ни одного дня не проработала секретарём для незрячих, а наша
Катрук использует её у себя дома в качестве няни для своего маленького внучка
Васеньки. Скажите, Семён Викторович, является ли этот факт нарушением, нецелевым
использованием средств по программе, если Катруки таким образом экономят на оплате
услуг няни за счёт государственных средств, предназначенных на реабилитацию инвалидов?
Какова же реакция министра?
Наш душка-министр очень наигранно охает, потом откровенно хохочет и восхищённо
говорит нам:
-Вот это да!!! Неужели ваша Катрук могла до такого додуматься! Я бы тоже хотел
таким образом нанять нянечку для своих внуков! Здорово - ничего не скажешь! И
на этом тему исчерпывает. Кстати, в настоящее время его родная дочка сидит в
иркутском сизо по подозрению в даче взятки областной чиновнице.
То есть ещё раз подытожу. Мы в Иркутске столкнулись с тем, что госчиновники категорически
отказываются помогать инвалидам в их попытках организовать строгий контроль за
расходованием по целевому назначению бюджетных средств, отпускаемых организациям
инвалидов на реабилитационные мероприятия. В частности, они ссылаются на то,
что государство в их лице по закону не имеет права вмешиваться во внутренние
дела общественных организаций.
Когда же мы возмущённо спрашиваем в свою очередь, почему они не в праве потребовать
строгую отчётность за деньги, которые само же государство даёт обществам инвалидов,
то этот вопрос повисает в воздухе. Они просто не находят, что бы такое вразумительное
нам ответить.
А вот почему так происходит, выводы делайте сами.
Прошу прощения за пессимизм и искренне прошу участников нашей дискуссии зарядить
меня оптимизмом по поднятой не мною теме.
С уважением Юлиана Терехова Иркутск