Мы за Восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!
Первый показ спектакля с участием слепоглухих людей прошел в Театре наций
14.10.2014
Российская Федерация
Культура и просвещение, Люди с инвалидностью
Прикасаемые 1
МОСКВА. Театр наций и Международный фестиваль -- школа современного
искусства
<<Территория>> 13 октября представили эскиз спектакля <<Прикасаемые>>.
Уникальность проекта в том, что наравне с профессиональными актерами, среди
которых Ингеборга Дапкунайте и Егор Бероев, в нем участвуют семеро
слепоглухих людей разного возраста. Корреспондент АСИ побывала на показе и
попыталась вместе с другими зрителями на собственном опыте понять эмоции
слепоглухого человека.
<<Прикасаемые>> -- постановка о людях, лишенных слуха и зрения. В ее основе
лежат реальные истории из жизни воспитанников Сергиево-Посадского детского
дома для слепоглухих и слушателей учебно-реабилитационного центра <<Дом
слепоглухих>> в селе Пучково.
Спектакль инициирован народным артистом России, художественным руководителем
Театра наций Евгением Мироновым в мае 2014 года на встрече Попечительского
совета Благотворительного фонда поддержки слепоглухих <<Со-единение>>.
<<Для меня, для Театра наций и фестиваля <<Территория>> -- это, конечно, в
первую очередь, художественный проект. Мне как артисту очень интересно, как
люди, лишенные зрения и слуха, воспринимают этот мир, как они используют для
жизни прикосновения ко всему на свете -- не только к другим людям, но к
воздуху, воде, свету. Из дуновения ветра, по теплоте рук они узнают о других
и о мире то, что мы часто не замечаем в постоянном шуме окружающих нас
звуков, мелькающих перед глазами картин>>, - говорит Евгений Миронов,
художественный руководитель Театра наций и автор идеи постановки.
В проекте принимают участие профессиональные актеры: Ингеборга Дапкунайте,
Егор Бероев, Олег Савцов, Анастасия Пронина.
Постановка рассказывает об успешных людях с ограниченными возможностями
зрения и слуха. Роль самого себя в спектакле исполняет Александр Суворов --
слепоглухой, профессор. В возрасте четырех лет он полностью ослеп, а в
девять - полностью потерял слух. Александр Суворов стал одним из четверых
участников Загорского эксперимента (получение четырьмя молодыми слепоглухими
людьми высшего образования на психологическом факультете МГУ). Александр
стал доктором психологических наук и профессором кафедры педагогической
антропологии Университета Российской академии образования.
Художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов и профессор
Александр Суворов
Художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов и профессор
Александр Суворов
Как рассказывается в спектакле, до 16 лет Александр Суворов не переживал
из-за своей слепоглухоты, для него главное были книги. Когда он ходил в
гости, он часто скучал, потому что не с кем было поговорить. Перед ним
ставили тарелку с фруктами, и мальчик устраивался читать.
<<Ничуть не терзался этим. Подумаешь, мало ли где скучать приходится...
Например, в очереди к врачу. А книжка на что?>> -- говорит Александр
Суворов.
Также среди слепоглухих актеров спектакля -- Ирина Поволоцкая, писатель и
поэт, психолог, член Российского союза писателей.
<<Мы не слышим и не видим, но запахи и тактильные ощущения заменяют нам
зрение и слух. Мы просто воспринимаем мир немного иначе. Но это все равно
наш общий мир>>, -- говорит Ирина Поволоцкая.
Писатель, поэт, психолог, актриса Ирина Поволоцкая
Писатель, поэт, психолог, актриса Ирина Поволоцкая
Зрителям первого показа спектакля предложили поучаствовать в эксперименте.
Все желающие перед входом в зал могли надеть маску на глаза и погрузиться в
темноту. До мест, указанных в билете, их провожали волонтеры. Маски на глаза
надели почти все зрители.
Многие не могли сдержать слез во время просмотра эскиза спектакля. Никого не
оставили равнодушными истории о слепоглухих людях, о том, как они росли,
чего боялись, как играли, общались с родными. Одна из героинь -- Мама
девочки -- рассказывает, как в полтора месяца ее дочь Алена потеряла слух, а
свое шестилетие встретила уже невидящий.
Другой герой -- Слесарь Леша -- рассказывает, как он добирается до работы,
как
выходит из автобуса, идет до метро, как ориентируется в потоке людей,
чувствует, сколько ступенек. Другая героиня упоминает, что любимая игра
слепоглухих детей в доме-интернате -- качели. Когда ребенок качается, он
ловит сопротивление воздуха, это дает ему ощущение жизни, движения. Так дети
могут провести весь день, отвлекаясь только на зов в столовую. Зов -- это
когда воспитатели прикасаются и сообщают таким образом, что пора идти на
обед.
В самом конце спектакля зрителям дают понять, что даже если здоровый человек
наденет маску на глаза и заткнет уши, он все равно не почувствует себя на
месте слепоглухого. Слепоглухота -- это иное восприятие мира и образ жизни.
Евгений Миронов с участниками проекта
Евгений Миронов с участниками проекта
Одной из особенностей спектакля являются непривычные для зрителей
аплодисменты. Слепоглухие не могут видеть и слышать, как зрители аплодируют.
Они ощущают вибрации, поэтому свою благодарность актерам зрители выразили,
громко топая ногами по полу.
По словам режиссера-постановщика спектакля Руслана Маликова, все, что
происходит на сцене, нужно в большей степени тем, кто участвует в
постановке. <<Весь процесс для тех, кто участвует - и для зрячеслышащих
актеров, делающих для себя какие-то открытия, и для слепоглухих людей,
которые получают свой невероятный опыт. Надеюсь, что эта история найдет свое
продолжение>>, -- говорит режиссер.
Участие слепоглухих в спектакле - это и есть их интеграция в общество и
качественное изменение жизни, считает президент Фонда поддержки слепоглухих
<<Со-единение>> Дмитрий Поликанов.
<<Ключевая мысль проекта в том, что слепоглухие актеры-непрофессионалы
работают вместе с профессиональными актерами. Такого в России еще не было.
На наш взгляд, именно такая комбинация больше всего отвечает миссии фонда -
интеграции слепоглухих в общество. Наш проект только начинается. К весне мы
планируем сделать спектакль репертуарного плана, будем работать над ним
дальше, и для тех шести-семи слепоглухих, которые принимают участие в этом
проекте, это уже является возвращением в общество>>, -- отмечает Дмитрий
Поликанов.
Премьера спектакля <<Прикасаемые>> запланирована на март 2015 года на сцене
Театра наций.
Фото: territoryfest.ru
Автор: Юлия Вяткина
НКО:Фонд поддержки слепоглухих "Со-единение"
*
Пожалуйста, поделитесь со знакомыми адресом для подписки на Гласность:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
*
Данное сообщение отправлено 316 подписчикам.