Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гласность

Более ста утопленников

Большинство версий гибели теплохода "Булгария", которые были озвучены ранее следственными
и надзорными органами, вызвали сомнение у владельцев судна и некоторых членов
госкомиссии, пишет Коммерсантъ.

Так, предварительные выводы следствия вполне очевидны, пишет газета: катастрофа
дизель-электрохода "Булгария" в Куйбышевском водохранилище, унесшая жизни более
100 человек, треть из которых составляли дети, произошла в условиях, которые
смело можно назвать штатными для российского речного флота. К примеру, по Волге
перевозят пассажиров десятки устаревших судов, не имеющих лицензии, для которых
обычным делом являются перегрузки, крены и неработающие двигатели. Появляются
весьма неприятные вопросы к Министерству транспорта, и не только к нему. И даже
традиционное горькое удивление: как до сих пор без жертв обходились...

Собственно, все основные претензии следствия уже были озвучены. "Булгария", построенная
еще в 1955 году, последний капремонт прошла 30 лет назад. В круиз 9 июля она
отправилась незаконно: у субарендатора судна компании "АргоРечТур" не было лицензии
на перевозку туристов. У теплохода со сбоями работал левый двигатель, из порта
Болгар, по версии силовиков, судно вообще вышло на одном двигателе. Из-за слива
топлива в правый бак, а также переполненности расположенных с правой стороны
емкостей для сточных вод у "Булгарии" образовался правый крен. Судно, рассчитанное
на 140 пассажиров, было сильно перегружено. Ну и добавились погодные условия:
штормовое предупреждение в тот день не объявлялось, но шел дождь, дул порывистый
ветер, а на водохранилище поднялись волны.

"Ъ" пишет, что практически все версии следствия были вчера поставлены под сомнение
владельцами и эксплуатантами затонувшего судна, а также некоторыми членами госкомиссии.
Неисправность одного из двух двигателей, а также небольшой крен в целом не влияли
на безопасность рейса, заявил гендиректор ОАО "Судоходная компания "Камское речное
пароходство" (владелец "Булгарии") Валерий Кирчанов. По его словам, на дизель-электроходах
даже один работающий двигатель вращает оба винта. Удивительно...

Крен судна - вообще традиционная штука, особенно для устаревшего проекта 785.
Ну не менять же проект, за него "деньги плочены"! Из-за неравномерного расположения
пассажиров и разной заполненности так называемых переменных емкостей - топливных
и масляных баков, цистерн для пресной воды и сточных вод. В акватории Волги для
проверки остановили аналогичный теплоход "Композитор Глазунов", перевозивший
87 пассажиров, - он тоже имел крен. Вопрос о немедленной остановке суда и у кого
не возник, по понятным причинам.

Один из членов госкомиссии, расследующей ЧП, сообщил изданию, что общий объем
переменных емкостей, расположенных на "Булгарии", составлял около 100 тонн, водоизмещение
судна - 1003 тонны. Емкости для пресной и сточных вод вмещали в себя не более
30 тонн жидкости, которая даже при неравномерном распределении внутри судна не
могла создать критический крен. К тому же крен, по словам неназванного члена
комиссии, постоянно стабилизировался перекачкой топлива из баков, расположенных
по разным бортам судна. "Для каждого судна существует так называемая диаграмма
остойчивости и непотопляемости, которая предписывает капитану, какие действия
он должен предпринять для того, чтобы компенсировать крен. Если он не стал стабилизировать
крен в четыре градуса, то, значит, положение судна укладывалось в диаграмму",-
отметил собеседник "Ъ".

Погодные условия тоже были вполне допустимыми. По мнению источников "Ъ", "абсолютно
ходовыми": ветер 8-11 м/с с порывами до 14 м/секунду. "Такой ветер обычно доставляет
неприятности только пассажирам, но не членам экипажа корабля",- сказал собеседник
"Ъ". По его данным, некритичным было и волнение - суда проекта 785, согласно
их характеристикам, могут перемещаться в условиях водохранилища при волнах высотой
до двух метров. Во время аварии волны не достигали и полутора метров.

Кроме того, участок, где произошла трагедия, не вызывает "никаких затруднений
для судоходства". Версии же с открытыми иллюминаторами, в которые могла поступить
забортная вода, участники комиссии комментируют с осторожностью, ссылаясь на
то, что пока показания очевидцев не подтверждены водолазами, обследующими судно.

Одним словом, в КРП и комиссии отметили, что все названные факторы могли способствовать
катастрофе, но, скорее всего, не были ее причинами. В похожих и даже более сложных
условиях годами эксплуатируются десятки, а может быть, и сотни судов на Волге
и других реках России. И, отметили, что состояние этих судов так же далеко от
идеального. Предварительные выводы таковы, что, скорее всего, причина катастрофы
связана с действиями экипажа судна, прежде всего, его капитана, при совершении
последнего маневра. То есть, проще говоря, человеческий фактор, который, отметим,
стал причиной большинства катастроф в стране. Поскольку отменить его невозможно
- специалисты из ИНСОР вон пытались предложить, так ведь заклеймили позором модернизаторов!
- "вывод напрашивается соответствующий".

Вместе с тем, отмечает газета, ссылаясь на свидетельства выживших в катастрофе
членов экипажа, на Человеческий Фактор тоже не следует валить все. "Капитан Александр
Островский до последнего момента пытался поставить теплоход на ветер, чтобы судно
перестало крениться",- сказал электромеханик Василий Байрашев "Первому каналу".
Остается отметить, что Александр Островский пока числится среди пропавших без
вести...

P.S. Министр транспорта Игорь Левитин сообщил в понедельник журналистам, что
члены госкомиссии, созданной в связи с крушением "Булгарии", приняли решение
приостановить эксплуатацию трех судов, схожих с затонувшим теплоходом.

PPS. Спасатели извлекли тело капитана и его супруги.

Ответить   Wed, 13 Jul 2011 07:02:53 +0400 (#1727520)